Анализ стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди. Мы с тобой бестолковые люди некрасов Мы с тобой бестолковые люди год

Стихотворение Некрасова “Мы с тобой бестолковые люди” относится к достаточно редкому для него образцу любовной лирики, оно наполнено нежностью и искренним чувством. Поэт не возвышает свою возлюбленную, но при этом считает, что она прекрасна именно такой. Использовать краткий анализ “Мы с тобой бестолковые люди” по плану можно на уроках литературы в 11 классе для пояснения материала.

Краткий анализ

История создания – написано это произведение в 1851 году, в разгар романа Некрасова с Авдотьей Панаевой. Напечатано в “Современнике” в том же году, а в 1856-м вошло в поэтический сборник.

Тема – ссора влюбленных, за которой следует примирение.

Композиция – стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых рассказывает о состоянии поссорившихся влюбленных.

Жанр – любовная лирика.

Эпитеты “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди” .

Метафоры – “вспышка готова” , “душу волнует и мучит “, “возвращенье любви и участья “.

История создания

Роман Николая Некрасова и Авдотьи Панаевой в свое время был предметом множества пересудов в обществе. В основном потому, что молодой поэт не просто завел отношения с замужней женщиной, что не считалось чем-то предосудительным – он переехал в дом, где она жила с супругом, образовав очень странную семью из трех человек. Проблема была в невозможности расторгнуть церковный брак, хотя Иван Панаев, который слыл большим повесой, был не против отпустить жену. Но поскольку это было неосуществимо, друзья просто пришли к соглашению.

Познакомились влюбленные в 1845 году, когда Некрасов и Иван Панаев выкупили журнал “Современник”. Они вместе много работали, в процессе состоялось знакомство с Авдотьей, которую поэт сразу горячо полюбил, причем она ответила ему взаимностью. Вскоре Некрасов переехал в соседнюю квартиру, а потом он и Панаевы стали жить общим домом.

Таким образом к 1851 году их роман был еще на первом этапе, но сложный характер Авдотьи уже тогда давал о себе знать, что и выразил поэт. Интересно, что впервые стих был напечатан в том самом “Современнике”, которым они владели совместно с мужем любовницы поэта.

Всего их осуждаемый обществом роман продлился шестнадцать лет. Причиной расставания послужило трагическое событие – смерть ребенка Панаевой, отцом которого был Некрасов. Из-за горечи, которую испытывали они оба, поэт и его муза постепенно отдалились друг от друга, а потом окончательно разошлись.

Тема

В стихотворении поэт описывает ссору двух влюбленных людей, которые непременно примирятся. Некрасов выражает мысль, что это естественно – никто не может прожить совершенно мирно, главное – “ сердиться открыто “, чтобы ничего не оставалось невысказанным. По его мнению, примирение тем нежнее, чем острее были разногласия.

Поэт как будто исповедуется, говоря о ссоре, когда она постепенно сходит на нет. Это стихотворение – попытка ускорить примирение.

Композиция

Три строфы этого произведения описывают разные картинки из жизни влюбленных. Первая показывает состояние, которое требуется изменить – когда пара поссорилась и застыла в этом мучительном чувстве, но поэт считает подобное неправильным, что явно выражается дальше.

Во второй строфе поэт обращается к возлюбленной – его лирический герой просит ее высказать свое мнение, не спрятав ничего из своих эмоций. Интересно, что лирическая героиня в данном случае показана как человек, любящий поругаться – это следует из выражения “ скорее наскучит “, то есть герой хочет, чтобы ей поскорее надоело ругаться.

И третья строфа снова статична – поэт замирает в ожидании возвращения любви, момента, когда ссора утихнет и нежные чувства вспыхнут ярче. По его мнению, такая любовная проза только улучшает его отношения с лирической героиней, не дает им застояться на месте.

Жанр

Это один из самых прекрасных образцов любовной лирики Некрасова, который описывает “ прозу любви “. Он не делает свою любимую неземным прекрасным существом – нет, она взбалмошна, любит поскандалить, но это только придает ей особенное очарование в глазах человека, охваченного искренним чувством. И это очарование он стремится передать в стихотворении. Из-за плавности и напевности разумный и рассудочный взгляд влюбленного мужчины становится еще более очевидным. Показать его спокойствие во время бурной ссоры помогают также трехстопный анапест и женская рифма.

Средства выразительности

В основном Некрасов использует эпитеты , такие как “взволнованная грудь”, “резкое слово”, “бестолковые люди” , и метафоры – “ вспышка готова” , “ душу волнует и мучит “, “ возвращенье любви и участья “. Эти выразительные средства позволяют ему передать не только основную мысль произведения, но и эмоциональный настрой. Повествование получается очень плавным за счет насыщенности шипящими и свистящими звуками.

Частная жизнь Некрасова осуждалась большинством его современников. Ведь молодой человек влюбился в супругу своего товарища, завязал с ней отношения, а впоследствии жил под одной крышей со своей избранницей Авдотьей Панаевой и ее законным мужем Иваном. Этот не скрываемый от других глаз любовный треугольник просуществовал без малого шестнадцать лет. Его апогеем и одновременно залогом конца оказалось появление общего сына и его скорая гибель.

Скандальному роману лирик посвятил цикл. Одним из самых ярких из них является «Мы с тобой бестолковые люди», созданное в 1851 году. Именно тогда между возлюбленными началось некое недопонимание, появились сигналы того, что стоит на пороге. Ими стали частые взаимные обвинения.

Сложные взаимоотношения описаны одной глубокой фразой, в которой заявлено, что каждую минуту между парой возникает вспышка. А ведь иногда одного необдуманного словечка или слишком строгого взгляда достаточно для обиды. В этом случае предложен вариант решения этой проблемы: нужно сразу говорить о том, что тебе не по нраву в избраннике, а не копить раздражение годами, превращая ее в сильнейший пожар души. Ведь маленький огонек можно погасить едва подув на свечу, а громадный огонь потушить не всегда удается, да и оставляет он после себя лишь пепел и пустоту.

При этом отмечена особенность в таких повседневных ссорах, от которых нереально уйти. Ведь они способны подарить новые ощущения, некий глоток свежего воздуха. Автор полагает, что после них любовь особенно нежна. Главное, чтобы следом шло примирение. Небольшой разлад не разрушит отношений, но вовремя не остановленный – приведет к полному распаду отношений.

Произведение строится из трёх строф. Сперва рисуется картина, это описание состояния поссорившихся сразу после обмена упреками. Она неподвижна, без развития – здесь не употреблено ни одного глагола. Это ситуация, требующая изменения. После читатель, напротив, встретит массу движения. Это обращение к героине. Лирический герой просит ее сообщать обо всем, что не нравится.

Третья часть опять находится в статике. Здесь описывается ожидание покоя: использован всего один глагольная форма в повелительном наклонении «возьмем» в сочетании с существительным «счастье». Он снова не подразумевает активных действий.

Весь текст построен на метафорах, таких как «проза любви», которые дают возможность понять душевные переживания героя. Можно увидеть и несколько эпитетов, передающих мироощущение влюбленных после скандала. Это такие словосочетания, как «взволнованная грудь». Аллитерация позволяет буквально услышать звенящие в тишине колкости.

Трехстопный анапест с женской рифмой делают ритм плавным и даже напевным. Такой прием помогает посмотреть на все со стороны.

Хотя эти строки и посвящены одной женщине, Некрасов в нем в ее лице обращается ко всем с призывом беречь свои чувства и не доводить пустяки до больших проблем, к которым уже невозможно найти подход.

Написанное в 1851 году стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...», как и другие произведения Николая Алексеевича Некрасова, не имеет мелодраматической окраски. Оно обращено к реальной женщине, возлюбленной поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой. На протяжении долгих шестнадцати лет их связывали не только романтические отношения, но и совместная деятельность в журнале «Современник».

Тяжелый, вспыльчивый характер поэта и двусмысленность взаимоотношений с Панаевой отражены в первой строке стихотворения, где автор называет лирических героев «бестолковыми». Объясняет он это тем, что ссоры и разногласия вспыхивают в их отношениях ежеминутно. Однако и эти моменты совместной жизни автор воспринимает не как что-то разрушительное, а, скорее, как облегчение для души. При этом на сказанных на протяжении ссоры гневных словах поэт не акцентирует внимания.

Наоборот, он обращается к возлюбленной с призывом говорить, не сдерживать отрицательные эмоции внутри, выплеснуть все, что тревожит. Некрасов искренне считал, что спокойные будни не делают жизнь легче, признавал, что ссоры необходимы, поскольку являются украшением рутинной жизни. Лирический герой в процессе размышлений уделяет особое внимание тому, что после бурной ссоры всегда наступает сладостное примирение. И, раз уж жизнь невозможна без размолвок и бурных ссор, из них нужно выносить только пользу, поскольку только во время таких вспышек происходит понимание друг друга, любящие люди начинают проявлять больше участия своей второй половине.

Предыстория написания стихотворения

Совместная деятельность в журнале «Современник», основанном еще Александром Сергеевичем Пушкиным, привела к тому, что в 1845 году давние друзья, Некрасов и Панаев, выкупили издание. Судьбоносное для поэта знакомство с женой Панаева, Авдотьей Яковлевной, состоялось задолго до этого, на одном из поэтических вечеров. Это была очень красивая, образованная и талантливая молодая женщина, владелица литературного салона. Многие деятели культуры добивались благосклонности красавицы, среди их числа оказался и Некрасов. Панаева долгое время отвергала 26-летнего поклонника, объясняя это тем, что не верит в искренность его чувств.

Личные отношения поэта и Панаевой не отличались спокойствием и размеренностью. Современники отмечали множество ссор, возникавших практически на пустом месте. Поводом мог служить неосторожный взгляд или случайно оброненное слово. Именно после одного из таких разладов и появилось стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...». Кроме этого произведения, в «панаевский цикл», который критики признали шедевральным, входят другие стихотворения и повести. Их отличительной чертой являются глубокие размышления о чувствах, любви, обыденности.

На протяжении года поэт добивался внимания Авдотьи Яковлевны, даже снял квартиру рядом с домом Панаевых. После совместной поездки в Казань, где влюбленные объяснились в чувствах друг другу, две семьи стали жить под одной крышей, что вызывало недовольство общества. Однако влюбленных молодых людей такое положение устраивало. Несмотря на то, что от писателя отвернулись родные, знакомые и даже самые близкие друзья, он испытывал истинное чувство счастья.

Иван Панаев был любителем женщин и имел репутацию повесы. Жене он не уделял внимания с первого года из совместной жизни. Но церковь не давала разрешения на развод семейной пары, поэтому иного выхода не было. Гражданский брак Некрасова и Панаевой проходил под одной крышей с ее официальным супругом, что приводило в многочисленным ссорам и скандалам, возникающим на почве ревности поэта.

По сути, все участники этой драмы были её заложниками.

Несмотря на двусмысленность положения, совместная работа над литературными произведениями и в редакции была очень плодотворной, что объединяло молодых людей. При этом Авдотья выполняла функции корректора в журнале и, одновременно, была музой поэта. В 1848 году Некрасова посещает идея совместного написания произведений. В те времена это была первая попытка совместного творчества, которая не вызвала энтузиазма в литературном обществе. Однако влюбленные обсудили общую идею, определились с сюжетом и творение было написано.

Их первый роман «Три страны света» снискал положительные отзывы критиков, пользовался популярностью и помог «Современнику» оставаться на плаву, наполняясь материалом из номера в номер. Второе совместное произведение, «Мертвое озеро», не имело такого успеха, поскольку Авдотья Яковлевна работала над ним практически в одиночку, Некрасов был полностью погружен в редакционные заботы.

В 1849 году у пары родился первенец. Но мальчик, названный Иваном, был очень слабым и умер по истечении нескольких недель. Возможно, именно поэтому к 1855 году отношения между Некрасовым и Панаевой начали утихать, но они продолжали проживать в одном доме. Рассталась пара в 1863 году, вскоре после смерти Ивана Панаева.

Женщины Некрасова


На протяжении всей жизни у Николая Алексеевича было три продолжительных романа. Первый, оставивший в душе поэта неизгладимый след, с Панаевой. Несмотря на тяжелый разрыв, писатель всю жизнь хранил в душе ее образ и даже упомянул в завещании.

В 1864 году Некрасов совершает трехмесячную поездку за границу. Компанию ему составили родная сестра поэта, Анна Алексеевна, и француженка Селина Лефрен. Актриса Михайловского театра имела спокойный и легкий характер, чем очень привлекала писателя. Их взаимоотношения можно назвать скорее прохладными, но Некрасов остался доволен редкими встречами. В 1867 году они снова едут за границу, однако, Селина из нее уже не вернулась. Летом 1869 года Некрасов в течение месяца поправлял здоровье на французском побережье. Но прежде заехал в Париж, где снова встречался с актрисой.

Единственной официальной женой писателя стала простая крестьянская девушка Фекла Анисимовна Викторова. В момент их первой встречи ей было 23 года. Некрасов же был почти в два раза ее старше. Искреннее восхищение талантом писателя, заучивание его произведений наизусть льстили автору. Для того чтобы дополнить скудное воспитание и заполнить пробелы культурной жизни, Николай Алексеевич водил девушку на выставки, театральные представления, обучал ее грамоте, языкам. Единственное, что не давало покоя писателю - имя избранницы. Некрасов считал его слишком простым и заменил на более привлекательное для себя, Зинаида Николаевна.

Знакомство Некрасова с будущей женой произошло в 1870 году, а в 1875-м врачи диагностировали у него смертельное заболевание, рак кишечника. Будучи в состоянии сильного эмоционального угнетения, автор пишет «Последние песни». Возможно, известие о скорой смерти, а, может быть, искренность и душевность произведения позволили критикам отнести его к лучшим, вышедшим из-под пера Некрасова.

Венчание с Зинаидой состоялось за несколько месяцев до кончины писателя, в 1877 году. Уже после похорон, семья Некрасовых обвинила девушку в корыстных побуждениях и отняла все имущество, включая и результаты предсмертного творчества.

Композиция стихотворения

Произведение состоит из трех строф, каждая из которых имеет свою эмоциональную окрашенность:

Первая строфа не содержит ни одного глагола, поэтому вызывает ощущение статики, бездействия, в ней происходит описание сложившейся ситуации и литературных героев;

Вторая строфа наполнена глаголами повелительного наклонения, побуждает героиню действовать именно здесь читатель может видеть ясное указание на то, что возлюбленная - обычная земная женщина, с недостатками и сложным характером, но от этого еще более любимая лирическим героем;

Третья говорит об ожидании примирения и последующего за ним счастья, она носит философский характер, объясняя роль ссоры в обыденной жизни.


Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...» написано трехстопным анапестом, для придания мелодичности строфам автор использовал женскую рифму, то есть ударение на последнем слоге.

Главная мысль стихотворения - ссоры и разлады должны присутствовать в каждой жизни, поскольку привносят острые эмоции в любовные отношения и приводят к бурному примирению.

Средства художественной выразительности в произведении использованы с большой осторожностью. Именно благодаря этому после прочтения остается впечатление участия в реальной жизненной ситуации.

В первой строке этого стихотворения, которое и даёт название, герой заявляет, что он с ней – со своей возлюбленной, просто бестолковые. И далее он поясняет это заявление. В минуту готова «вспышка», то есть выплеск эмоций. И как мы понимаем дальше – негативных. Зато это резкое, часто неразумное слово тут же приносит облегчение им обоим. То есть возлюбленные не могут таить не только приятных чувств, но и своего гнева, раздражения.

Во второй строфе герой обращается к возлюбленной с призывом высказываться. Когда она сердита, волнуется и мучается, а на душе у неё неспокойно, то лучше уж высказаться. Понятно, что выскажет она не самое приятное, но рассказчик готов принять всё. Он называет её ласково «мой друг», просит быть открытой. Но не только к ней просьба эта, но и к самому себе. Не создавать искусственно красивые отношения, за которыми кипит подавляемый гнев, растут претензии и непонимание.

Как часто люди серьезно ссорятся из-за последней капли, которой может стать любая мелочь! И всё потому, что не разговаривали друг с другом искренне, не разобрали сомнительную ситуацию, а каждый понял её по-своему, каждый обиделся… Такое «мирное» существование мучительно. Да и вообще, просто мирное состояние без претензий и вопросов может означать, что люди боятся касаться сложных тем, остаются на расстоянии друг от друга. И любой мир, как и любая ссора, может наскучить. Хорошо, когда есть смена.

Третья строфа более философская. Здесь говорится о неизбежности прозы в любви, то есть быта. Но автор призывает и с неё взять «долю» счастья. А что касается неизбежных ссор… то после них так прекрасно снова вернуться к любви.

Конечно, некоторые слова кажутся нам в этом стихотворении 1851 года устаревшими (например, «участье»), но чувства героев понятны. Советы Некрасова актуальны и теперь.

Анализ стихотворения Мы с тобой бестолковые по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова

    Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».

  • Анализ стихотворения Из дебрей туманы несмело Фета

    Афанасий Фет очень дорожил возможностью заниматься сельских хозяйством, он любил проводить время среди природы, которая вдохновляла его своей красотой. В письмах близким друзьям он часто

  • Анализ стихотворения Сосед Лермонтова (8 класс, 1837)

    Основная тематика «Соседа» представляет собой изображение душевных переживаний лирического героя, испытанных в тюремных одиночных застенках, выражающих живительное влияние слова поэзии на человеческую душу.

  • Анализ стихотворения Огородник Некрасова

    Произведение Огородник вышло в свет из-под пера Некрасова в конце первой половины XIX века и сразу пополнило собой ряды любовной лирики.

  • Анализ стихотворения Сумерки свободы Мандельштама

    Произведение представляет собой выражение тревог и предчувствий, охвативших поэта, принявшего революцию, когда он смог на своем опыте почувствовать, что представляет собой новое общество, о котором мечтали идеалисты.

А.Я.Панаева

В своём творчестве Н.А.Некрасов неоднократно обращался к теме любви. В его стихотворениях любовное чувство многогранно, оно выступает во всей его неоднозначности, непредсказуемости.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» было впервые опубликовано в №11 журнала «Современник» в 1861 году без подписи. Беловой автограф был с заглавием «К***».

Какова история создания стихотворения «Мы с тобой бестолковые люди»? Стихотворение было написано Некрасовым в 1851 году, и обращено к А.Я.Панаевой. Авдотья Яковлевна Панаева была одной из самых очаровательных и незаурядных женщин своего времени. Романтические отношения, связывающие Некрасова с этой яркой, умной женщиной, оставили глубокий след и в его жизни, и в творчестве. В соавторстве с Некрасовым Авдотья Яковлевна написала романы «Три страны света», «Мертвое озеро». Её литературный псевдоним был Н.Станицкий. В периоды цензурного гнета роман «Мертвое озеро» обеспечивал журнал «Современник» литературным материалом, и это позволило сохранить журнал на плаву. Взаимоотношения двух творческих людей — Некрасова и Панаевой никогда не были спокойными и безмятежными. Один из сложных моментов их любовной истории нашел своё отражение в стихотворении «Мы с тобой бестолковые люди».

Главная тема стихотворения – любовь, чувство, которое автор хотел показать во всем его многообразии, со всеми его конфликтами и поисками к примирению.

Композиционно произведение делится на три строфы.

Первая строфа вводит нас в курс дела. «Вспышка готова», «резкое слово» — становится ясно, что между любящими людьми возникли разногласия. Строфа начинается со знакового местоимения «мы».

Лирический герой – человек с философскими взглядами жизнь. Он не обвиняет любимую, не корит себя. «Мы с тобой…» — и становится понятно, что лишь совместными усилиями можно преодолеть разногласия. Рассудительную интонацию первой строфы сменяет более решительная вторая.

В третьей строфе лирический герой примирительно говорит о том, что если уж ссора неизбежна (а ссора это «проза любви»), то надо извлечь из неё выгоду, взять с неё свою «долю счастья». Ведь после вспышки всё устраивается лучшим образом: «после ссоры… так нежно возвращенье любви и участья…».

Лирический герой пытается разобраться в чувствах своей подруги, предлагает не замыкаться в себе.

Главная мысль стихотворения»Мы с тобой бестолковые люди» – жизнь прозаична, и не всегда любовь – это прекрасные моменты. Любовь, как и жизнь, противоречива, бывает, что на ней и не лежит отпечаток идилличности и умиленности.

Главная особенность стихотворения заключается в том, что Некрасов, в отличие от своих предшественников, поэтизировал не только восторги любви, но и так называемую «прозу» в отношениях.

Стихотворный размер «Мы с тобой бестолковые люди» — трехстопный анапест. Такой размер стихотворения придает содержанию определенную мелодичность, напевность. Строфическая структура стихотворения — абаб (перекрестная) с использованием женской рифмы (ударение на предпоследнем слоге).

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «бестолковые люди», «неразумное, резкое слово».

Метафоры — «сердиться открыто», «легче мир», «возвращенье любви».

Обращение — «друг мой»

Это стихотворение лишено избыточного пафоса, ярких образных деталей. Это оправдано в полной мере: Некрасов старался показать не какую-то выдуманную картину, а воссоздать реальную ситуацию.

Восклицания употреблены в меру.

Стилистический прием усиления выразительности речи (аллитерация )
Интересна звуковая инструментовка стихотворения — насыщение согласными «с», «з» создает впечатление ссоры.

Мне понравилось стихотворение своей реалистичностью, интересным показом характеров. Лирический герой и героиня – люди, которым не чуждо ничто земное, они любят, ссорятся и ищут пути к примирению. После вспышки чувства у них освежаются. Не у всех влюбленных отношения складываются именно таким образом – многие после ссоры долго таят обиды. Стихотворение Некрасова заставляет задуматься о человеческих взаимоотношениях, о премудростях любви.