Национальная политика александра 3 презентация. Конспект, рабочий лист, приложение и презентация к уроку Внутренняя политика Александра III. Какой должна быть власть по мнению Победоносцева

Cлайд 1

Политика контрреформ. Александр III Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

Cлайд 2

Содержание: 1. Попытки решения крестьянского вопроса 2. Политика в области просвещения и печати 3. Начало рабочего законодательства 4. Укрепление положения дворянства. 5. Национальная и религиозная политика.

Cлайд 3

Персоналии. Победоносцев Константин Петрович (1827 - 1907), государственный деятель, юрист. Сын приходского священника В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже - к Николаю Александровичу (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований. После убийства Александра II при обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой реформ 1860-70-х. Победоносцев - автор манифеста 29 апреля 1881 “О незыблемости самодержавия”.

Cлайд 4

Игнатьев Николай Павлович, министр внутренних дел Бунге Николай Христофорович, министр финансов Толстой Дмитрий Андреевич, Министр внутренних дел и шеф жандармов Внутриполитический курс Александра III выразился в проведении мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название "контрреформы".

Cлайд 5

1. Попытки решения крестьянского вопроса 1881 год Принят закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов Прекращено временнообязанное состояние крестьян 1881 год Снижение выкупных платежей на 1 рубль

Cлайд 6

1882 год Приняты меры для смягчения малоземелья крестьян. Учрежден Крестьянский банк Была облегчена аренда государственных земель Бунге Н.Х. министр финансов

Cлайд 7

1889 год Принят закон о переселенческой политике Разрешение на переселение давало только МВД Переселенцы освобождались на 3 года от податей и воинской повинности Переселенцам предоставлялись небольшие денежные пособия

Cлайд 8

1893 год Принят закон ограничивающий выход крестьян из общины. Проводилась политика, направленная на сохранение и укрепление общины 1893 год Принят закон ограничивающий права общины на переделы земли и закрепляющий наделы за крестьянами 1893 год Принят закон, запрещавший продавать общинные земли.

Cлайд 9

1882 г "Временные правила о печати" Было закрыто 9 изданий. «Голос» А.А. Краевского «Отечественные записки М.Е. Салтыкова-Щедрина 2. Политика в области просвещения и печати А. А. Краевский, гравированный портрет В. Ф. Тимма из «Русского художественного листка»

Cлайд 10

1884 г «Новый университетский устав" Ликвидирована автономия университетов. 1887 г Циркуляр «О кухаркиных детях" о запрещении принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей".

Cлайд 12

3. Начало рабочего законодательства 1882 г Издан закон: запрещавший труд детей до 12-летнего возраста, ограничивавший рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами 1885 г Издан закон: запрещавший ночной труд несовершеннолетних и женщин

Cлайд 13

1886 г Изданы законы: О взаимоотношениях предпринимателей с рабочими Об ограничении штрафов О запрете на оплату труда бартером О введении расчетных книжек Об ответственности рабочих за участие в стачках

Cлайд 14

4. Укрепление положения дворянства. 1885 год Открытие дворянского банка Предоставление льготных кредитов для поддержания помещичьих хозяйств 1889 год Закон о земских участковых начальниках. Он отменял должности и местные учреждения, основанные на бессословных и выборных началах: мировых посредников, мировые суды. Было создано 2200 земских участков во главе с земскими начальниками

Урок по теме: «Внутренняя и внешняя политика Александра III». 1. Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!» 1. Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!» 2) С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »

  • 2) С.Ю. Витте: «…император … был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности-походил на большого русского мужика…; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал… »
  • 3) казнь народовольцев, начало сооружения Великого Сибирского пути- Транссибирской железной дороги, заключение русско-французского союза, образование Закаспийской области, установление окончательных границ с Афганистаном.
Заполните таблицу Современники об Александре III
  • “Все описывают государя Александра III человеком с необычайно простыми манерами и вкусами… Леди Черчилль пишет, что при русском дворе существуют странные обычаи, трудно соглашающиеся с идеей о самодержавно-деспотическом правителе. Вид царя, стоящего во время ужина и разговаривающего с молодым офицером, остающимся сидеть за столом, просто пугает нас”. (Морнинг Пост, 1880-е годы)
  • “Во время поездки Александра III по России как-то раз царский поезд неожиданно остановился на маленьком разъезде. Один из собравшихся поглазеть мужиков увидел Александра, снял шапку и прошептал: “Вот это так - царь!” И тут же добавил обычную деревенскую матерщину от глубокого волнения. Жандарм хотел его арестовать, но царь подозвал перепуганного мужика и дал тому 25-рублевку (где было изображение царя) со словами: “Вот тебе мой портрет на память””. (Ходячий анекдот-быль)
  • “Император Александр III был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний”. (С.Ю. Витте)
“Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России1”. (С.Ю. Витте)
  • “Об императоре Александре III все знали, что, не желая никаких военных лавров, император никогда не поступится честью и достоинством вверенной ему Богом России1”. (С.Ю. Витте)
  • “Александр III не был сильным человеком, как многие думают. Этот большой, толстый мужчина не был, правда, “слабоумным монархом” или “коронованным дураком”, как его величает в своих мемуарах В.П. Ламздорф, но он также не был тем проницательным и умным государем, каким его стараются изобразить1”. (С.Ю. Витте)
  • “Александр III повел русский государственный корабль иным курсом, чем Его отец. Он не считал, что реформы 60–70-х годов - безусловное благо, а старался внести в них те поправки, которые, по Его мнению, были необходимы для внутреннего равновесия России”. (С.С. Ольденбург)

Руководители групп заполните карту «Оценка работы группы».

Руководитель группы

Ф.И.______________________________________________________

Тема: III

Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III и понять чем это было обусловлено.


«указы Александра 3»

Приложение.

1 Документ. 8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. За созыв представительства высказалась большая часть сановников, в руках которых к началу 1881 года была реальная власть – сам граф Лорис, министр внутренних дел, министр финансов Абаза и военный министр Д. А. Милютин … «Я в смущении, я в отчаянии, – почти с крика начал оратор, – сердце сжимается при мысли о предложенном проекте: в нем слышаться фальшь, скажу более, он дышит фальшью, едва ли не пришло время сказать: конец России, ведь в России хотят ввести Конституцию!». Беды России, по мнению оратора, порождены реформами. Речь его продолжалась 10-15 минут, но некоторым показалось, что она длилась, целую вечность. Он доказывал, призывал, разоблачал. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».

Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II . «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» – выкрикнул оратор. И Александр Ш неожиданно отозвался: «Сущая, правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!».

2. ИЗ УКАЗА О ВЫКУПЕ НАДЕЛОВ ОСТАЮЩИМИСЯ ЕЩЕ В ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ К ПОМЕЩИКАМ КРЕСТЬЯНАМИ
28 декабря 1881 г.

Считая, по завету и примеру незабвенного родителя Нашего, священным долгом своим заботиться о благосостоянии Наших верноподданных всякого звания и состояния и следуя его благим предначертаниям о возможно лучшем устройстве крестьянского населения, повелеваем:
1. Остающихся еще в обязательных отношениях к помещикам бывших помещичьих крестьян в губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных положениях, перевести на выкуп и причислить к разряду крестьян-собственников с 1 января 1883 г.
3. До перевода временно-обязанных крестьян на выкуп... крестьяне сии должны состоять к помещикам в тех же отношениях, в коих находятся к ним ныне; выкуп же крестьянами наделов в собственность может до того времени производиться на существовавших доселе основаниях.

I. Общие правила

1. Высшее направление действий по охранению государственного порядка и общественного спокойствия принадлежит министру внутренних дел . Требования его, к сим предметам относящиеся, подлежат немедленному исполнению всеми местными начальствами. Все ведомства обязаны оказывать полное содействие установлениям и лицам, коим вверено охранение государственного порядка и общественного спокойствия.

4. В тех случаях, когда проявления преступной деятельности лиц, злоумышляющих против государственного порядка и общественной безопасности, принимают в отдельных местностях столь угрожающий характер, что вызывают необходимость особых мероприятий, направленных к прекращению сих проявлений, местности эти объявляются, в установленном ниже порядке, в исключительном положении.

6. Пределы установляемых обязанностей обывателей и прав административных властей соразмеряются со степенью проявившихся в той или другой местности беспорядков:

а) когда общественное спокойствие в какой-либо местности будет нарушено преступными посягательствами против существующего государственного строя или безопасности частных лиц и их имуществ, или подготовлением таковых, так что для охранения порядка применение действующих постоянных законов окажется недостаточным, то местность эта может быть объявлена в положении усиленной охраны;

б) когда такими посягательствами население известной местности будет приведено в тревожное настроение, вызывающее необходимость принятия исключительных мер для безотлагательного восстановления нарушенного порядка, то означенная местность может быть объявлена в положении чрезвычайной охраны.

4.ИЗ ПИСЬМА К.П. ПОБЕДОНОСЦЕВА АЛЕКСАНДРУ III О НЕОБХОДИМОСТИ УЖЕСТОЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД ЗЕМСТВАМИ
18 апреля 1886 г.
... Предполагается учредить в уезде по участкам единоличные власти, в виде земских начальников, не по выбору, а по назначению, нечто в роде прежних мировых посредников. Они соединяют в себе и административную власть над волостями, и власть судебную, вместо нынешних мировых судей, не по всем делам, но лишь до 300 рублей, а остальные дела остаются в ведомстве одного городского мирового судьи. Жалобы на земского начальника приносятся съезду этих начальников. Далее, изменяется система выборов в гласные земского собрания, и вместо нынешней земской управы предполагается для распоряжения по земским делам присутствие, составленное из лиц местной администрации, с участием 2 гласных от земства.
... Необходимо устроить в уезде для надзора за волостными делами единоличную власть. Необходимо изменить нынешний характер земских учреждений, безответственных, отрешенных от центральной администрации и предоставленных всем случайностям выбора.

ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗЕМСКИХ УЧАСТКОВЫХ НАЧАЛЬНИКАХ
12 июля 1889 г.
(Приложение 3)

6. На должности земских участковых начальников могут быть назначаемы:
1) Лица, прослужившие в губернии не менее трех лет в должности предводителя дворянства.
2) Местные потомственные дворяне, которые имеют не менее двадцати пяти лет отроду и окончили курс в одном из высших учебных заведений империи
или выдержали соответственное испытание или же прослужили в губернии не менее трех лет в одной из следующих должностей: мирового посредника, мирового судьи, непременного члена присутствия по крестьянским делам или земского начальника; если притом они сами, жены или родители их владеют, в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли не менее половины того, которое определено для непосредственного участия в избрании гласных в уездное земское собрание, или другим недвижимым имуществом, оцененным для взимания земских сборов не ниже семи тысяч пятисот рублей.
7. При недостатке лиц, удовлетворяющих означенным в статье 6 условиям, на должность земских начальников могут быть назначаемы:
1) Местные потомственные дворяне, в возрасте не менее двадцати пяти лет, которые окончили курс в одном из средних учебных заведений империи или выдержали соответственное испытание и состоят в военных или гражданских классных чинах, если притом они сами, жены или родители их владеют в пределах уезда, на праве собственности, пространством земли, вдвое большим против указанного в пункте 2 статьи 6, или другим недвижимым имуществом, оцененным, для взимания земских сборов, не ниже пятнадцати тысяч рублей.
2) Местные потомственные дворяне, окончившие курс в одном из высших учебных заведений империи или выдержавшие соответственное испытание, либо прослужившие в губернии не менее трех лет, в одной из поименованных в пункте 2 статьи 6 должностей, если лица сии, хотя и не владеют пространством земли, указанным в этом пункте, но сохранили свою усадьбу в пределах подлежащего уезда.
13. На каждую вакантную должность земского начальника губернатор, по совещании с губернским и местным уездным предводителями дворянства, избирает по одному кандидату из списка подлежащего уезда, а в случае невозможности пополнить все требуемое число кандидатов из внесенных в сей список лиц - производит набор недостающего числа кандидатов из списков других уездов той же губернии. Об избранных на этом основании кандидатах губернатор представляет министру внутренних дел...
14. Министр внутренних дел утверждает в должности тех из числа избранных губернатором или предложенных предводителями кандидатов, к назначению которых на должности земских начальников не встречает препятствий.
22. По заведыванию управлением и поземельным устройством сельских обывателей на земских начальников возлагается исполнение всех обязанностей, которые, согласно действующим узаконениям, лежат на мировых посредниках, с нижеследующими изменениями и дополнениями.
23. Земскому начальнику принадлежит надзор за всеми установлениями крестьянского общественного управления, а равно производство ревизий означенных установлении как по непосредственному его усмотрению, так и по поручению губернатора или губернского присутствия.
24. Во время отсутствия на месте уездного исправника или станового пристава на земского начальника возлагается надзор за действиями волостных старшин и сельских старост по охранению благочиния, безопасности и общественного порядка, равно как по предупреждению и пресечению преступлений и проступков.
25. Земский начальник имеет право дополнять представляемые ему списки дел, назначенных к рассмотрению на волостном сходе теми из числа подлежащих ведению оного предметов, которые начальник признает нужным подвергнуть обсуждению на этом сходе.
29. Земскому начальнику принадлежит право удалять от должностей неблагонадежных волостных и сельских писарей.
39. На земского начальника возлагается попечение о хозяйственном благоустройстве и нравственном преуспеянии крестьян вверенного ему участка по предметам ведомства сельских и волостных сходов.
47. Земские начальники исполняют обязанности мировых судей.
61. В случае неисполнения законных распоряжений или требований земского начальника лицами, подведомственными крестьянскому общественному управлению, он имеет право подвергать виновного, без всякого формального производства, аресту на время не свыше трех дней или денежному взысканию
не свыше шести рублей.
62. Земский начальник, вследствие рассмотрения жалоб, принесенных ему на действия должностных лиц сельского и волостного управлений, а также в случае непосредственно усмотренных им самим маловажных проступков означенных лиц по должности, имеет право подвергать их, без формального производства, одному из следующих взысканий: замечанию, выговору, денежному взысканию не свыше пяти рублей или аресту на время не свыше семи дней. За более важные нарушения земскому начальнику предоставляется: временно устранять всех означенных лиц (в том числе и волостных судей) от должностей и входить с представлениями в уездный съезд о совершенном увольнении их от службы или о предании их суду.

Просмотр содержимого документа
«Карточка»

Карточка.

А. Негласный комитет

Б. Секретный комитет

В. Редакционную комиссию

Г. Государственный совет

Д. Святейший синод

А. Н.А.Милютин

Б.К.Д.Кавелин

В.А.М.Унковский

А.Отмена крепостного права

Б.земская

В.городского самоуправления

Г.судебная

Д.военная

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Тема: Внутренняя политика Александра III . Экономическое развитие Российской империи.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о характере внутренней политике Александра III и понять чем это было обусловлено.

Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД ) : умение анализировать, обобщать, сравнивать факты, формулировать и обосновывать выводы, представлять результаты своей деятельности в форме таблицы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД ) : умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи, воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; воспитание интереса к предмету истории.

- развивающие (формирование регулятивных УУД ): умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; умение выделять, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: частично-поисковый, наглядный.

Межпредметные связи: литература,

Форма урока: групповая, коллективная, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер,

    раздаточный материал: сигнальные карточки, карточки с датами, схемы

    Основные понятия: контрреформа, рабочее законодательство, реакционная политика.

Персоналии: Александр III , К.П. Победоносцев,И.Д. Делянов, Д.А. Толстой,

1 ) Организационный этап.

Дан звонок, и все мы смело
Принимаемся за дело
Путь нелегкий предстоит
В даль дорога побежит
Мы промчимся чрез века
Через многие года
Пронесемся над лесами
И окажемся мы с вами…
Далеко за много лет…

В том истории секрет……

2)Актуализация знаний.

Индивидуальная работа в карточках (5 чел) и за компьютером (1 чел)

Карточка.

1.Для разработки проекта крестьянской реформы Александр 2 в 1857г. создал

А. Негласный комитет

Б. Секретный комитет

В. Редакционную комиссию

Г. Государственный совет

Д. Святейший синод

2. Выберите причину отмены крепостного права

А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав

Б. Социальное расслоение крестьянства

В.Формирование рынка наемного труда

Г. снижение крестьянского движения против помещичьего гнета

Д.ликвидация угрозы возможного революционного переворота

3. Разработкой проекта отмены крепостного права руководил

А. Н.А.Милютин

Б.К.Д.Кавелин

В.А.М.Унковский

4. Отметьте, о какой реформе историк Р.Пайпс писал: «Она являлась по общему признанию наиболее успешной из Великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без того, чтобы быть искромсанной всякими оговорками».

А.Отмена крепостного права

Б.земская

В.городского самоуправления

Г.судебная

Д.военная

5. Закончите определение: «Крепостное право – это…»

А.повинность крестьян за право работать на земле

Б.возможность свободного ухода и переезда с места на место при отказе от земли

В.личная зависимость крестьянина от помещика, возможность быть избитым, проданным

Г.отсутствие у крестьянина всякой собственности и всех личных прав

Фронтальный опрос О ком идет речь?

Александр I

Был старшим сыном в семье, его воспитанием больше занималась бабушка, она возлагала на него особые надежды. Первые годы его деятельности оценены А. С. Пушкиным как «прекрасные». А о последних же поэт писал: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой». Стремился жить вне столицы, видимо, потому, что чувствовал здесь влияние высших бюрократических сфер, а так же помня заговор против своего отца и ту легкость, с какой он совершился.

М. М. Сперанский

О ком говорил французский император, обращаясь к Александру I: «Неугодно ли вам будет, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?»

А. А. Аракчеев

Характеризуя этого человека, его наделяют отрицательными качествами: жестокость, беспощадность, тщеславие, льстивость. Возвышение началось при Павле I с поста командира гатчинской артиллерии, а при Александре I он стал графом и сосредоточил в своих руках огромную власть. Именно он был инициатором печально знаменитых военных поселений.

Александр II

Этот человек получил прекрасное образование – среди его учителей были В. А. Жуковский и М.М.Сперанский. Вступил на престол в трудных условиях - Россия проигрывала в войне. Был страстным охотником, не мог пройти мимо «Записок охотника» И. С. Тургенева, об этой книге он говорил позднее, что именно она стала тем фактором, который показал ему необходимость отмены крепостного права.

Назовите события по датам:

    1803 г. – Указ о «Вольных хлебопашцах»;

    1807 г. – Тильзитский мир;

    1853 – 1856 гг. – Крымская война;

    1864 г. – Земская реформа;

    1874 г. – Военная реформа;

1877 – 1878 гг. – Русско-турецкая война

1876г. – возникла организация « Земля и воля»

1879 г. – «Земля и воля» раскололась на две организации « Народная воля» и « Черный передел»

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Вступительное слово.

Любая историческая эпоха имеет свои характерные особенности. Изучая тот или иной исторический период, внимание акцентируют, в первую очередь, на главе государства.

Рукой железной правя твердо,
Ты порождал любовь и страх,
И Флаг Российский реял гордо
В нам чуждых странах и морях.
Таких Царей, как Ты, не будет,
Вот почему Ты мог сказать:
«Когда Царь Русский рыбу удит –
Европа может подождать!»
Этот очерк написан замечательной современной писательницей Еленой Семёновой. Посвящён он русскому царю-миротворцу Александру Третьему.

Какую характеристику даёт императору автор этих строк?

Миротворец как вы думаете, за что правитель мог удостоиться такого имени? Действительно
все годы правления Александра III с 18881 по 1894 Россия не участвовала ни в одной войне. Строго и решительно охраняя русские национальные интересы, он уклонялся от вмешательства в европейские дела и был прозван народом "Миротворцем".

Сообщение ученика. (показывается фрагмент фильма с фотографиями Александра III )

Император Александр III, прозванный в народе «миротворцем», родился в Санкт-Петербурге 26 февраля (по старому стилю) 1845 года. Он поначалу не готовился в государи, так как после отца на престол должен был вступить его старший брат - Николай. Александру же предназначалось военное поприще. Но случилось непредвиденное: в 1865 году Николай, находясь в Ницце, тяжело заболел и на 23-м году жизни скончался. Перед смертью он сказал прибывшему проститься с ним Александру: «Оставляю тебе тяжёлые обязанности, славный трон, отца и невесту, которая облегчит тебе это бремя». Цесаревич Николай умер женихом принцессы Дагмары, дочери датского короля Христиана IХ. Через полтора года с ней вступит в брак новый цесаревич Александр Александрович.

Уже 2 марта принимая высших государственных сановников, император подчеркнул, что не обманывается относительно состояния дел в России, что не пойдет ни на какие уступки и готов мужественно встретить опасность. Он сказал: «Я принимаю венец с решимостью. Буду пытаться следовать отцу моему и закончить дело начатое им».
Какими качествами обладал император?

Как вы думаете, какие действия должен предпринять император, отец которого был убит заговорщиками?

Наша задача на уроке:
Выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества);
4)Первичное усвоение новых знаний

Работа с документом № 1 в приложении.

8 марта 1881 года состоялось обсуждение проекта Лорис-Меликова. За созыв представительства высказалась большая часть сановников, в руках которых к началу 1881 года была реальная власть – сам граф Лорис, министр внутренних дел, министр финансов Абаза и военный министр Д. А. Милютин. Казалось, настроение собрания определилось, когда слово взял один из второстепенных сановников, худощавый человек с сухим худощавым лицом. «Бледный, как полотно и, очевидно, взволнованный», – с удивлением отметил очевидец. «Я в смущении, я в отчаянии, – почти с крика начал оратор, – сердце сжимается при мысли о предложенном проекте: в нем слышаться фальшь, скажу более, он дышит фальшью, едва ли не пришло время сказать: конец России, ведь в России хотят ввести Конституцию!». Беды России, по мнению оратора, порождены реформами. Речь его продолжалась 10-15 минут, но некоторым показалось, что она длилась, целую вечность. Он доказывал, призывал, разоблачал. Теперь, восклицал оратор, обращаясь к царю, нам предлагают учредить верховную говорильню, и когда? «Когда по ту сторону Невы, рукой подать отсюда, лежит в Петропавловском соборе не погребенный еще прах благодушного русского царя, который среди белого дня растерзан русскими же людьми!».

Совещание было ошарашено. Впервые осуждались «Великие реформы». Их авторы обвинялись в гибели Александра II . «На всех нас лежит клеймо несмываемого позора. Мы все должны каяться!» – выкрикнул оратор. И Александр III неожиданно отозвался: «Сущая, правда, все мы виноваты. Я первый обвиняю себя!».

Что предлагали ввести в России накануне смерти Александра II ? Кто, по – мнению собравшихся, был виновен в смерти Александра II ? Как вы думаете, будет ли новый император продолжать дело отца?

Преобразования в стране при Александре III вошли в историю, как контрреформы.

Находим определение в рабочем листе.

еКонтрреформы -мероприятия правительства Александра III Российской империи после .

В считанные недели после 8 марта руль государственного корабля был повернут на 180 градусов. Еще недавно всесильные Лорис, Абаза, Милютин получили отставку, а у кормила власти встал человек, выступивший против них 8 марта. Этим человеком был Константин Петрович Победоносцев

(Сообщение уч-ся о Победоносцеве)

Манифест «О незыблемости самодержа­вия» был подготовлен К.П. Победоносцевым.

Работа с документом. Из манифеста Александра III « О незыблемости самодержавия» с. 173 (208)

О чём свидетельствует название Манифеста?

Работа в парах в рабочем листе.

    Какую задачу своего правления Александр III , согласно Манифеста 1881 года, считал главной? С. 173

Манифест 29 апреля, возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхах.

Давайте с вами проследим, как постепенно осуществлялись преобразования. М

Какой вопрос в Российской империи оставался самым острым?

Каково было положение крестьян?

Большая часть крестьян по-прежнему сохраняла статус временнообязанных, а значит зависимых от помещика. 28 декабря 1881 года был принят указ об обязательном выкупе крестьянами наделов, чем было прекращено временнообязанное положение крестьян. Этот закон включал положение о снижении выкупных платежей на 1 рубль. Постепенно была отменена подушная подать. В 1882 году были приняты меры для смягчения малоземелья крестьян: учрежден Крестьянский банк, который предоставлял дешевые кредиты для покупки земли, облегчена аренда казенных земель. В мае 1881г. Был издан указ о постепенной замене подушной подати другими налогами; окончательное прекращение взимания подушной подати произошло 1 января 1887г.

Работа с документом №2

Как менялось положение крестьян?

Для чего это делалось?

Бурное экономическое развитие заставляло правительство все больше обращать внимание на взаимоотношения рабочего и предпринимателя. 1 июня 1882 года был издан закон, который запрещал труд детей до 12-летнего возраста и ограничивал рабочий день детей от 12 до 15 лет 8 часами. Для надзора за исполнением закона вводилась фабричная инспекция. В 1885 году последовало запрещение ночного труда для женщин и детей.

Главной целью принятых законов, как в отношении крестьян, так и в отношении рабочих, была попытка отвлечь народ от революционных выступлений, продемонстрировав им царскую заботу. В то же время наряду с пряником Александр III держал в своих руках и кнут.

Ужесточились административно-полицейские репрессии и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881;

Работа с документом № 3

Кто должен был охранять государственный порядок и общественное спокойствие? Какие изменения должны происходить на неспокойных территориях? Какие меры должны принимать к нарушителям спокойствия?

Новым министром внутренних дел стал Толстой Дмитрий Андреевич.

Сообщение уч-ся о Д.А. Толстом

Под его нажимом министр просвещения Делянов Иван Давыдович меняет политику в области просвещения.

Сообщение о И.Д. Делянове

5 июня 1887 г. выходит циркуляр Делянова, получивший название «Циркуляр о «кухаркиных детях».

5) Первичная проверка понимания

Работа в парах в рабочем листе с документом.

Вершиной борьбы с реформами стала земская контрреформа. Задачи, которые выполняли земства, вполне устраивали царя.
Какие задачи выполняли земства?

Правительство под влиянием К.П. Победоносцева начало «наступление» на земское самоуправление. Уже в 1881 году издано «Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия». Оно давало право министру иностранных дел и генерал-губернаторам объявлять любой район на «исключительном положении». В 1889 году был издан закон о земских участковых начальниках, которые контролировали деятельность органов местного самоуправления крестьян и осуществляли судебные функции. (Используются документы: « Из письма К.П.Победоносцева Александру III о необходимости ужесточения контроля над земствами 18 апреля 1886 г.» и « Из положения о земских участковых начальниках 12 июля 1889 г.»)

    Как, по новому положению, получает должность земский начальник?

    Какая власть сосредоточена в руках земских начальников?

    Кому надлежало жаловаться на них?

    Какой должна быть власть по мнению Победоносцева?

Оценивая внутриполитическую деятельность Александра III, необходимо учитывать, что ее сущностью в первую очередь явля­лась корректировка реформ предыдущих правителей. При этом в полной мере сохранялось и укреплялось самодержавие. Отсюда жесткая борьба со всем, что несло угрозу самодержавной власти.

Итак, внутренняя политика Александра III все четче станови­лась консервативно-охранительной. В 80-е - начале 90-х гг. в об­ласти просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике преследовал ряд законодательных актов, которые определяли как контрреформы.

6) Первичное закрепление.

Первичный контроль

Проверь себя. Мини-тест

    1.Александр III царствовал в:

    А) 1881 – 1894 гг.

    Б) 1853 – 1878 гг.

    В) 1837 – 1883 гг.

    Г) 1894 – 1917 гг.

2. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров

Б) К.Победоносцев

В) М.Лорис - Меликов

Г) С.Витте

  • 3. Основное направление внутренней политики Александра III:

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

Задание базового уровня:

Задание повышенного уровня:

3 с. 172

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧИЙ ЛИСТ по теме»

РАБОЧИЙ ЛИСТ по теме «Внутренняя политика Александра III » §28

    Какую задачу своего правления Александр III , согласно манифеста 1881 года, считал главной? С. 173

__________________________________________________________________________

Начало преобразований. Заполни таблицу. Контрреформы Александра III

еКонтрреформы - мероприятия правительства Александра III , направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования .

Реформа (указ)

Дата

Результат

Работа в парах ИЗ ЦИРКУЛЯРА О ПЕРЕМЕНАХ В СОСТАВЕ УЧЕНИКОВ ГИМНАЗИЙ И ПРОГИМНАЗИИ
18 июня 1887 г.

Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений.
Сверх того, если бы между принятыми уже учениками впоследствии оказались такие, которые вследствие домашней обстановки своих родителей или родственников оказывают вредное влияние на своих товарищей, то таких следует увольнять из гимназии или прогимназии.

1.Кого было запрещено принимать в гимназии?

_____________________________________________________________________________

2.С какой целью это делалось?

3. Кого следует уволить из гимназий?

Просмотр содержимого документа
«выступления учащихся»

Толстой Дмитрий Андреевич (1823-1889), граф, государственный деятель и историк, почетный член (1866), президент (с 1882) Петербургской АН. В 1864-1880 обер-прокурор Синода, в 1865-1880 министр народного просвещения, сторонник классической системы и сословных начал обучения. С 1882 министр внутренних дел. Один из вдохновителей политики контрреформ. Труды по истории России 18 века.

Делянов Иван Давыдович (1818-97/98), граф (с 1888), российский государственный деятель. Почетный член Петербургской АН (1859). С 1882 министр народного просвещения. Находился под сильным влиянием политиков охранительного направления (К. П. Победоносцева, М.Н.Каткова). Ограничил автономию университетов (по уставу 1884), сократил прием детей низших сословий в гимназии, лиц иудейского исповедания - в средние и высшие учебные заведения. Препятствовал развитию высшего женского образования. Способствовал усилению влияния церкви на начальную школу, проводил политику русификации учебных заведений на окраинах Российской империи. Содействовал развитию специального, технического образования. В годы министерской деятельности Делянова открыты Томский университет, Харьковский технологический институт, ряд низших и средних технических и промышленных училищ.

Кто он? Давний наставник царя, обер-прокурор Святейшего Синода – Константин Петрович Победоносцев. С 1861 года профессор московского университета, родился в семье профессора словесности. Замкнутый кабинетный труженик, необычайно боялся хаоса, который может породить несдержанная высшей силой толпа. Приглашенный преподавать наследнику престола, он перебрался из Москвы в Петербург и посвятил себя главным образом государственной службе. Мягкий, даже не решительный в личных отношениях он был неумолимо жесток в политике. Когда должны были закрыть одну из духовных семинарий, в которой произошли беспорядки, и местный архиерей умолял Победоносцева отменить это решение – дело было зимой, многим воспитанникам грозило голодная смерть, из Петербурга пришла телеграмма: «Пусть умрут».

Победоносцев пытался силой заставить людей быть счастливыми, добрыми и подчинить всю жизнь приказам. Являлся ярким представителем консерватизма, хранителем традиций, выступал «против всяких изменений ради идеала монархии», считал, что реформы погубят Россию. «Гением тьмы», «великим инквизитором» называли его современники. Именно он стал автором коронационного манифеста Александра III. 29 апреля 1881 года царь обнародовал манифест, в котором говорилось: «Посреди великой скорби глаз Божий повелевает нам встать на дело правления, в уповании на Божественный промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти, которую мы призваны утверждать и охранять…»

Стал наследником престола в 1865 году после неожиданной кончины старшего брата Николая. Его не готовили к императорскому венцу, и он получил обычное для великих князей военное образование, однако и его не сумел освоить в полной мере. Еще до вступления на престол объездил пол России. Предпочитал останавливаться в домах простых людей, вел долгие разговоры с людьми пожившими, знавшими толк в старинных обычаях и привычках, поражал современников своей простотой, знанием народной жизни; и русским (мужицким) складом характера.
Внешне он тоже напоминал мужика, был излишне полн, чем вызывал насмешки в царской семье. Но окладистая борода и почти всегда военный мундир предавали его облику представительность и основательность. Отличался колоссальной физической силой: легко ломал подковы и сгибал серебряный рубль. Государственной экономией был похож на Петра I, даже брюки ему перештопывал ординарец. После смерти Александра II стал опасаться террора.

Александр III Александрович – выдающийся русский император. Правил Российской империей неполных четырнадцать лет. За годы его правления Россия стала могущественной и влиятельной державой. Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны стала настоящим всенародным праздником. Через Красную площадь торжественная процессия проследовала к Успенскому собору в Кремле. В соборе после прочтения молитв Александру III подали большую и малую императорские короны, и он возложил их на себя и на Марию Федоровну. После церемонии коронации царь вышел на Красное крыльцо и трижды поклонился русскому народу, отцом которого он теперь стал не только по велению своей души и сердца, но и по священному закону, утвержденному обрядом коронации. Торжества длились более двух недель. Тогда же, в Москве был освящен Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя был построен в память о победе русского народа над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Позже около храма установили памятник Александру III – императору, при котором Россия достигла вершины своего развития и величия.

Александр III очень много сделал для развития русской науки и искусства. Во время правления императора в России жил и работал гениальный ученый - Дмитрий Иванович Менделеев. Император ценил Менделеева, знал его лично и часто советовался с ним, а когда было нужно, оказывал ему помощь и содействие. Всегда защищал ученого. Он говорил недоброжелателям: «Ничего не могу поделать. Менделеев у меня один». Александр III обрадовался, когда узнал, что Менделееву, не избранному в России академиком, в Англии присвоили почетную степень доктора Оксфордского и Кембриджского университетов, что стало всемирным признанием достижений русской науки.

Александр III имел хороший музыкальный слух. С детских лет занимался музыкой и играл на нескольких инструментах в любительском оркестре. Узнав, что Чайковский оказался в трудном материальном положении и просит в счет будущих гонораров кредит – три тысячи рублей, тут же передал ему эту сумму безвозмездно из своих личных денег. А потом подарил дорогой перстень и назначил пожизненную пенсию – три тысячи рублей серебром. Когда Чайковский умер, его похороны оплатили за счет императора.

Император был образцовым семьянином, отцом четырех сыновей и двух дочерей. Он искренне любил свою жену и всегда находил время побыть с детьми. Его семейная жизнь служила примером для подданных. Александр III с неодобрением отзывался о тех, кто не мог навести порядок в собственной семье.

В 1888 году у станции Борки, недалеко от Харькова, тяжелый царский поезд на большой скорости сошел с плохо укрепленных рельсов и рухнул под откос. Александр III вместе с семьей в этот момент находился в вагоне-ресторане. Чтобы обвалившаяся крыша вагона не раздавила жену, детей и слуг, царь уперся в нее руками и удерживал эту невероятную тяжесть, пока все не выбрались из вагона. В катастрофе погибли несколько десятков человек, но все, кто оказался рядом с царем, остались живы.

Через несколько лет от ушибов, полученных во время катастрофы, у Александра III началось воспаление почек. Врачи отправили императора на лечение в Крым. Спустя некоторое время он умер в своем летнем дворце в Ливадии. Россия с горечью оплакивала кончину своего императора. Петр I создал Российскую империю, при Екатерине II она стала великой державой, а Александр III сделал ее богатой и могущественной.

Просмотр содержимого презентации
«Внутрення политика Александра 3»

1.Для разработки проекта крестьянской реформы Александр 2 в 1857г. создал

А. Негласный комитет

Б. Секретный комитет

В. Редакционную комиссию

Г. Государственный совет

Д. Святейший синод

2. Выберите причину отмены крепостного права

А. Военно-техническая отсталость Российской империи от передовых промышленных держав

Б. Социальное расслоение крестьянства

В.Формирование рынка наемного труда

Г. снижение крестьянского движения против помещичьего гнета

Д.ликвидация угрозы возможного революционного переворота

3. Разработкой проекта отмены крепостного права руководил

А. Н.А.Милютин

Б.К.Д.Кавелин

В.А.М.Унковский


4. Отметьте, о какой реформе историк Р.Пайпс писал: «Она являлась по общему признанию наиболее успешной из Великих реформ и единственная дожила до конца царского режима без того, чтобы быть искромсанной всякими оговорками».

А.Отмена крепостного права

Б.земская

В.городского самоуправления

Г.судебная

Д.военная

5. Закончите определение: «Крепостное право – это…»

А.повинность крестьян за право работать на земле

Б.возможность свободного ухода и переезда с места на место при отказе от земли

В.личная зависимость крестьянина от помещика, возможность быть избитым, проданным

Г.отсутствие у крестьянина всякой собственности и всех личных прав


Рукой железной правя твердо, Ты порождал любовь и страх, И Флаг Российский реял гордо В нам чуждых странах и морях. Таких Царей, как Ты, не будет, Вот почему Ты мог сказать: «Когда Царь Русский рыбу удит – Европа может подождать!»

Елена Семенова



Кто он?

Внешняя

политика

Итоги

правления

Внутренняя политика

Исторический

портрет

Миротворец




Внутренняя политика

Александра III.


Наша задача на уроке:

Выяснить, какой путь выберет Александр III (укрепление самодержавия или сотрудничество власти и общества)


е Контрреформы -мероприятия правительства Александра III , направленные на стабилизацию (консервацию) социально-политической жизни в Российской империи после либеральных реформ предыдущего царствования .


Этот тяжелый на подъем царь не желал зла своей империи и не хотел играть с ней просто потому, что не понимал ее положения, да и вообще не любил сложных умственных комбинаций, каких требует игра политическая не менее, чем карточная. Правительство прямо издевалось над обществом, говорило ему: «Вы требовали новых реформ – у вас отнимут и старые». - В.О.Ключевский

Император Александр был совершенно обыкновенного ума, пожалуй, ниже среднего ума, ниже средних способностей, ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний - С.Ю.Витте


Проверь себя. Мини-тест

  • 1.Александр III царствовал в:
  • А) 1881 – 1894 гг.
  • Б) 1853 – 1878 гг.
  • В) 1837 – 1883 гг.
  • Г) 1894 – 1917 гг.
  • 2. Наставником Александра III, вдохновителем его политики контрреформ был:

А) С.Уваров

Б) К.Победоносцев

В) М.Лорис - Меликов

Г) С.Витте


  • 3. Основное направление внутренней политики Александра III:
  • А) развитие местного самоуправления
  • Б) укрепление сословного строя и самодержавия
  • В) постепенный переход к правовому государству

4. Так называемый циркуляр о «кухаркиных детях» (1887г.):

А) запрещал принимать в гимназии детей низших социальных слоев

Б) предписывал открывать в городах детские дома

В) разрешал фабрикантам нанимать на работу детей с восьмилетнего возраста


Ключ к тесту


Домашнее задание:

Задание базового уровня:

параграф 28, выучить термины и даты, отвечать на вопросы 1- 2 с. 172

Задание повышенного уровня:

параграф 28, выучить термины и даты, задание

3 с. 172


сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Учитель: Антонова Галина Ивановна

Предмет: история и обществознание

МБОУ СОШ № 31 города Тамбова

Урок по истории в 8 классе

Тема урока: «Внутренняя политика Александра III ».

Тип урока: учебное занятие обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования.

Задачи:

Общеобразовательные:

Развить и конкретизировать знания об «эпохе «контрреформ»;

Развивать умения аргументированно оценивать исторические события и личности.

Развивающие:

Развивать историческое мышление;

Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия.

Воспитательные:

Формировать чувство гражданственности и сопричастности к отечественной истории;

Развивать подлинный интерес к истории.

Оборудование: проектор, презентация.

Иллюстрированная история Российского государства. Биография правителей. (Ссылка на интернет ресурс - http://statehistory.ru/395/Aleksandr-III/ ).

Литература: Учебник. История России: XIX век. 8 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Издательство Просвещение. Год издания: 2010г.

Поурочные разработки по истории России: XIX век. 8 класс. Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Издательство Москва «ВАКО» 2010г.

Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты – М.: Худож. Лит., 1993г.

Чернуха В.Г. Александр III // Вопросы истории. - 1992. - №11 – 12.

Российские самодержцы. 1801 – 1917. – М., 1994г.

План урока:

    «Миротворец», который не принес настоящего мира.

    Контрреформы или ограничение реформ?

    Оценка личности и деятельности Александра III .

«…И нет нигде такого безнародья

И власти нету более крутой…»

(М.Волошин)

По закону о престолонаследии после кончины Александра II российский престол занял его старший сын Александр III . На уроке мы составим устный портрет царя и попытаемся определить свое отношение к нему и его деятельности в области внутренней политики.

Просмотр видеоролика. Иллюстрированная история Российского государства. Биография Александра III .

Опыт показывает, что исторические портреты нельзя писать одной краской. В настоящее время опубликованы мемуары выдающихся людей об Александре III . Разные взгляды, разные мнения совершенно противоположные. Нет однозначной оценки личности этого императора.

Например, С.Любеш писал, что именно нефрит освободил Россию от этого «тупого и ограниченного гиганта, свободно ломавшего подковы и гнувшего рукой серебряные рубли».

С.Ю.Витте: « Но напрасно лица, не знавшие императора Александра III , рисуют его как человека реакционного, как человека жестокого, ограниченного и тупого. Император Александр III обладал благороднейшим именно царским сердцем».

Г.И.Чулков опровергает Витте. Он утверждает, что Александр III не был проницательным и умным государем (у него ленивый нескладный ум, отсутствие воли и вообще он не был сильным человеком).

Какой же он Александр III ?

Сообщение учащегося о наследнике престола Александре Александровиче.

И все-таки имеющаяся в распоряжении современного читателя историческая литература позволяет нарисовать более привлекательный, менее одиозный и однозначный портрет Александра III.

Пожалуй, никто из российских императоров XIX века не отличался такой приверженностью ко всему русскому, как Александр III .

Сообщение учащегося.

Кстати о рыбалке…. Рассказывают, что однажды в Гатчине во время рыбной ловли один из европейских дипломатов добивался срочного свидания с царем. После того, как об этом доложили Александру, он ответил: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать». (Подчеркнув свой вес в мире).

Вступив на престол, Александр III был вынужден решить сложную дилемму: вводить или нет в действие подписанную его отцом Александром II 1 марта 1881г. «Конституцию» Лорис-Меликова». Что вам об этом известно?

Воспитанник Победоносцева и знаменитого историка Соловьева, император любил и знал русскую историю…. Как русский человек он был образцовым патриотом. Русский до мозга костей. Его радовало прозвание «мужицкий царь». Однако подданных своих он ставил невысоко и самодержавное отношение к ним выразил фразой: «Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?»…

Другая точка зрения. Первые месяцы после восшествия на престол Александр III характеризуются как период колебаний нового царя в выборе политического курса. Действительно, император был нерешителен и растерян. Казнь Александра II в центре столицы, средь бела дня, оказалась огромным потрясением для его сына. Кончина отца – реформатора являлась как бы грозным предупреждением о том, что бывает с тем, кто попытается изменить веками сложившийся порядок. (Анонимная записка «Отец твой не мученик, и не святой, потому что пострадал не за церковь, не за крест, не за христианскую церковь, не за православие, а за то единственно, что распустил народ, и этот распущенный народ убил его…»)

Манифест 29 апреля, возвестивший о незыблемости самодержавия, послужил сигналом к смене правительства и перегруппировке сил в верхах. Для политического курса Александра III нужны были совсем иные люди, чем Лорис-Меликов и его министры. И совершенно прав был Любеш, считавший, что император умел подбирать знающих дело компетентных помощников. Одним из них был С.Ю.Витте. Умный, энергичный, смелый до дерзости, твердый политик, опытный и умелый экономист.

Думая о выходе из кризисной ситуации, Александр Александрович не предполагал принимать никаких радикальных мер, ведь источник кризиса он искал не в социально-экономическом положении, и не в отсталости власти от задач времени, а в ложных, занесенных с Запада идеях, помутивших общественное сознание. Свою задачу император видел в укреплении верховной власти и ее пошатнувшегося авторитета.

Уже в самом начале царствования Александра III можно говорить о существовании у него общего плана контрреформ, т.е. преобразований, призванных устранить противоречия, внесенные в самодержавную монархию учреждениями и установлениями 60-х годов.

Так в 1881 году вступило в силу «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Назовите эти меры.

Любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении, и каждый ее житель мог быть подвергнут аресту, предан военному суду и сослан без суда на 5 лет;

Генерал-губернаторам и градоначальникам давались особые полномочия (неспособность самодержавия управлять на основе собственных же законов);

Высылки без суда, военные суды, закрытые судебные процессы – нормы авторитарного государства;

Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. Это распоряжение действовало до 1917 г.

Как вы думаете? для чего предпринимались такие суровые меры? (Главной задачей царствования Александра III стало подавление революционного и любого оппозиционного движения).

Что-нибудь предпринималось для облегчения положения крестьянских масс?

Обязательный перевод оставшихся временнообязанных крестьян на выкуп (1881г.);

Понижение выкупных платежей на 16 %;

Постепенная отмена подушной подати;

Организация крестьянских переселений на свободные земли.

В 1882г. был учрежден Крестьянский банк, который льготными ссудами должен был облегчить приобретение крестьянами земельных участков. Эта мера не могла ликвидировать земельную нужду, но рекламировалась как самая серьезная помощь крестьянину-землевладельцу. А в 1893г. был принят закон о не отчуждаемости крестьянских наделов. (Картинка – мужик с сохой и лошадью, осеняет себя крестным знамением, устремляет взор ввысь – государственный российский герб)

Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение института земских начальников в 1889 году. Что входило в функции земских начальников?

Их функции – надзор за деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, а также за всем податным населением своего участка. Земские начальники могли подвергать телесному наказанию, аресту до трех дней, штрафу до шести рублей. Они также могли отменять любое постановление Волостного суда, а судей отстранять от должности и оштрафовать.

Итак, была ли внутренняя политика Александра III контрреформами, т.е. периодом ликвидации реформ предыдущего царствования?

Говорить об отказе от Великих реформ для царствования Александра III не правильно. Это скорее ограничение действия реформ 60-70-х годов, но не ликвидация. Хотя ограничения подчас были очень существенными. Те небольшие свободы и права, в частности всесословное местное представительство, вновь были отобраны. Что же касается понижения выкупных платежей на 16 %, то это не ликвидировало той ситуации, когда крестьяне платили больше рыночной стоимости за выкупаемую землю.

Перечислите реформы Александра II , которые в царствование Александра III были затронуты контрреформами.

Земская реформа - «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». 1890г.

Городская реформа. – Новое городовое положение. 1892г.

Школьная реформа – «Циркуляр о кухаркиных детях». 1887г.

Университетский устав. 1884г.

Судебная реформа. 1887г.

Почему Александр III пошел по пути укрепления помещичьего хозяйства? (Опора самодержавия).

Как относились представители разных партий к эпохе «контрреформ»?

Для сторонников либеральной и социалистической идеологий:

это эпоха «сна разума», время мракобесия, время, потерянное для поступательного развития освободительного движения в России. Соответственно и сам самодержец – тупой и мрачный деспот, самодур и алкоголик, душитель свободы, преграда на пути прогресса (ретроград).

Главной задачей царствования Александра III стало подавление революционного и любого оппозиционного движения. Правительственный курс направлен на укрепление сословного строя, самодержавного режима, патриархального строя в деревне.

Для консерваторов:

Это «островок» стабильности среди моря анархии и революционного террора, разбушевавшегося во время правления Александра II и Николая II , которые своим неумелым реформаторством привели Россию к катастрофе. Царь – миротворец предстает в образе мудрого и проницательного правителя, прекрасного семьянина, заботящегося о своих подданных и стремящегося вернуть страну с гибельного пути к исконным началам православия и патриотизма (патриот, миротворец).

На Александра III было совершено покушение. Арестована группа людей с бомбами в форме книг в руках. А государь не принимает жестких мер, накладывает резолюцию – главных зачинщиков хорошенько посечь. «Они на него с бомбами, батюшку в клочья бомбой разорвали, а он – посечь…» - негодует С.Любеш.

Каково же ваше отношение к личности Александра III ? Пусть каждый определит свое отношение к личности и деятельности императора. Выскажите свое мнение и аргументируйте (найдите положительные и отрицательные стороны).

Приложение № 1.

В понедельник 26 февраля 1845г. В Аничковом дворце в семье наследника престола Александра Николаевича родился второй сын, названный в честь отца, будущего Александра II .

Юный великий князь не должен был занять престол Российской империи, ему была уготована родителями военная карьера. Уже в день своего рождения Александр был назначен высочайшим указом шефом Астраханского карабинерского полка. Поэтому основной упор в обучении князя делался на военное и морское дело.

Участь Александра переменилась в ночь с 11 на 12 апреля 1865г., когда в Ницце скончался его старший брат Николай. В соответствии с династическим договором новый наследник престола Александр присягнул на верность императору и обвенчался с бывшей невестой своего брата – дочерью датского короля.

В отличие от отца Александра II , Александр III зарекомендовал себя как отличный семьянин, любящий муж и отец пятерых детей.

1 марта 1881г. Смертельно раненный народовольцами Александр II скончался. Перед новым императором встал вопрос о выборе политического курса. Потрясенный злодейским убийством отца, Александр III , после некоторых колебаний, встал на путь укрепления самодержавия.

Была проведена реорганизация армии, улучшено финансовое положение, ликвидирован бюджетный дефицит. Страна встала на путь быстрого развития промышленности и торговли. В области внешней политики самодержавие вступило в союз с республиканской Францией.

Правление Александра III было недолгим. 17 октября 1888г. Поезд, в котором императорская семья возвращалась из Закавказья в Москву, сошел с рельс. По одной из версий, государь неимоверными усилиями поддерживал свалившуюся крышу вагона. Возможно, это подорвало богатырское здоровье императора. Врачи обнаружили болезни почек и сердца. И хотя, император старался казаться бодрым и вести привычный образ жизни, но сил противиться болезни уже не было (отекли ноги, плохо работало сердце, наблюдалась общая слабость).

20 октября 1894г. Александр III скончался на пятидесятом году жизни. Похоронен он в царской усыпальнице в Петропавловском соборе в Петербурге.

Приложение № 2. Император Александр III был преисполнен горячей беззаветной любви к России. Как в государственной, так и в личной жизни Александр III был человеком русским и только русским.

За любовь и приверженность ко всему родному, русскому Александр III первый из императоров начал носить окладистую русскую бороду. Для всех военных он ввел наряд в виде русского казакина, кушака, круглой шапки и высоких сапогов.

Его чисто русская черта сказалась даже в любви к русскому столу. Он не любил французской кухни и предпочитал борщ, кашу, и особенно квас.

Государь удивлял всех простотой своей ежедневной жизни: не любил внешнего блеска, роскошь. По вступлении на престол он не переехал в Зимний дворец, а остался в небольшом Аничковом дворце, где родился, провел юные годы и жил скромно много лет наследником. Любя скромную обстановку, государь вел и простой образ жизни. Утром он прочитывал полученные письма и бумаги, принимал доклады, беседовал с министрами. Отличался доступностью.

На приемах в обращении был прост и вежлив, каждому подавал руку и всем говорил «вы». С почтением относился и к иноземцам. Французских гостей, во время кронштадтского посещения, поразило то, что он выслушал «Марсельезу» стоя.

Слайд 2

  1. Детство
  2. Семья
  3. Личность и мировоззрение
  4. Начало царствования
  5. Внешняя политика
  6. Внутренняя политика
  7. Александр III – глазами современников.....
  8. Итоги царствования
  9. Через века...
  • Слайд 3

    Александр III -второй сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Вступил на престол 2 марта 1881 года. Александр не был наследником престола и воспитывался не как император, а как князь, для военной карьеры.

    Слайд 4

    Детство

    Воспитателем его был теоретик самодержавия обер-прокурор святейшего Синода К. П. Победоносцев. Среди наставников Александра были также С. М. Соловьев (история), Я.К. Грот (история литературы).

    Слайд 5

    Семья

    В 1866 Александр женился на невесте брата, датской принцессе Дагмаре (в православии - Мария Федоровна).

    Слайд 6

    У супругов родились дети: Николай, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга. Наследник жил довольно замкнутой семейной жизнью.

    Слайд 7

    В семейной жизни Александр III был крут, причем доставалось не только женщинам и детям, но и Великим Князьям. В глазах общества он пользовался репутацией примерного семьянина и человека с гуманными и либеральными взглядами.

    Слайд 8

    любил заниматься историей, собиранием исторических памятников, особенно связанных с патриотическими воспоминаниями, и изучением русской художественной старины.

    Слайд 9

    Слайд 10

    Слайд 11

    Личность и мировоззрение

    Александр III был набожен, отличался бережливостью, досуг проводил в семейном кругу. Интересовался музыкой, живописью. В реформах своего отца видел негативные аспекты - рост бюрократии, тяжелое положение народа, подражание западным образцам.

    Слайд 12

    Он испытывал неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.)

    Слайд 13

    Начало государственной деятельности

    Александр состоял наказным атаманом казачьих войск, занимал ряд военных должностей. 1868 г.- член Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-78 командовал Рущукским отрядом в Болгарии. Участвовал в создании Добровольного флота -судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.

    Слайд 14

    Начало царствования

    Начало правления характеризовалось ужесточением административных репрессий и цензуры:

    • Положение о мерах к охранению государственной безопасности (1881);
    • Временные правила о печати(1882).
  • Слайд 15

    В 80-х годах репрессиями удалось подавить движение, «Народную волю». В это же время принят ряд мер, облегчающих положение народа в обществе:

    • Введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей.
    • Учреждение Крестьянского банка.
    • Поэтапная отмена подушной подати.
  • Слайд 16

    Внутренняя политика

    1. Университетский устав 1884 г. урезал автономию высшей школы. («Циркуляр о кухаркиных детях», 1887).
    2. Крестьянское самоуправление с 1889 г. было подчинено земским начальникам, соединявших в своих руках судебную и административную власть.
    3. Земское и городовое положения (1890,1892) ужесточили контроль над местным самоуправлением, ограничили права избирателей низших слоев.
  • Слайд 17

    4.Меры по охране сословных прав дворян, усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины.

    5.Ужесточились репрессии против старообрядцев.

    6.Проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев).

    Слайд 18

    Слайд 19

    Внешняя политика

    Внешняя политика России при Александре III в основном направлялась самим царем и отличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания в международные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией (заключен в 1891-93 гг).

    Слайд 20

    В 1880-90-е годы Россия практически не вела войн (кроме завершившегося взятием Кушки в 1885 г. завоевания Средней Азии), именно поэтому царя называли «миротворцем». Ослабление российского влияния на Балканах. Установление границ с Афганистаном.