Дмитрий пригов биография краткое. Дмитрий Александрович Пригов: памяти поэта. Зависть к «любимцам публики»

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940, Москва, СССР-16 июля 2007, там же, Россия) - русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Биография

Родился 5 ноября 1940 года в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. Его родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Дмитрий Пригов, позже подолгу живший в Германии, по замечанию близко его знавшего Игоря Смирнова, так и не заговорил на немецком языке.

По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова (1959-1966). По образованию скульптор.

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы.

В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР до 1987 года не выставлялся.

С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США - в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за её пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова - «Слезы геральдической души» - вышел в 1990 году в издательстве «Московский рабочий». В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы - «Только моя Япония», «Живите в Москве».

Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своём творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя. Вдохновением для цикла про милицанера стала жизнь в московском спальном районе Беляево, в доме близ МГУ МВД. В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая видовые и содержательные для его творчества точки этого места. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч. С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.

Скончался в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен в Москве, на Донском кладбище.

Родился 5 ноября 1940 в Москве, в семье инженера и пианистки. После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959–1966 учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановское) по отделению скульптуры. С 1966 по 1974 работал в архитектурном управлении Москвы. С 1975 – член Союза художников СССР. С 1989 – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи начал писать с 1956. В 1970–1980-е его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах США (альманах «Каталог»), Франции (журнал «А–Я») и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере, почти кликушеской. В 1986 направлялся на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры внутри страны (Б.Ахмадулина) и за рубежом. На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др. С 1990 – член Союза писателей СССР; с 1992 – член Пен-Клуба. С конца 1980-х периодически приглашается с литературными и музыкальными номерами в различных телевизионные программы. С 1990 изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы , 2000, Только моя Япония , 2001; книга интервью Говорит Д.А.Пригов (2001).

Лауреат Пушкинской премии Фонда Альфреда Тепфера, которая вручается в Германии в Гамбурге (1993), стипендиат Академии искусств Германии (ДААД, Немецкой службы академических обменов).

Помимо сугубо литературной деятельности, Пригов написал большое число графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975. Примерно с этого же времени участник изобразительных и литературных андеграундных акций, а с 1980 его скульптурные работы выставляются за рубежом. Первая персональная выставка – в 1988 в Struve Gallery (Чикаго). Участвовал также в различных музыкальных (группа «Среднерусская возвышенность», совместные работы с композитором Сергеем Летовым и др.) и театральных проектах. С 1999 (общероссийский фестиваль-конкурс «Культурный герой») активно привлекается к участию в руководстве и в жюри различных фестивальных проектов.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Является, наряду с Ильей Кабаковым, Всеволодом Некрасовым, Львом Рубинштейном, Франциско Инфантэ и Владимиром Сорокиным одним из основателей и идеологов русского концептуального искусства, или московского романтического концептуализма (как в его литературном, так и в изобразительном ответвлениях). Концептуализм – направление в искусстве, придающее приоритетное значение не качеству исполнения произведения, а смысловой оснащенности и новизне его концепции, или концепта.

ИМИДЖИ

В этом плане Пригов акцентирует внимание на моменте формирования и поддержания литератором своего «поэтического имиджа», который возводится в ранг основополагающего элемента индивидуальной творческой системы. Он часто говорит о стратегиях, жестах, конструировании имиджа и т.п.

В течение ряда лет он примерял к себе самые разнообразные имиджи, как традиционные, так и «новаторские» – поэта-глашатая, поэта-резонера, поэта-кликуши, поэта-мистагога (пророка, мистического лидера), и т.д.

Одним из постоянных индивидуальных элементов имиджа Пригова является его литературное имя – Дмитрий Александрович (в какие-то периоды – Дмитрий Алексаныч) Пригов, в котором обязательно употребление отчества «по определению».

Стоит оговориться, что само по себе внимание к имиджу и жесту не может однозначно служить характеристикой концептуализма. По словам М.Л.Гаспарова, «только в доромантическую эпоху, чтобы быть поэтом, достаточно было писать хорошие стихи. Начиная с романтизма – а особенно в нашем веке – „быть поэтом" стало особой заботой, и старания писателей создавать свой собственный образ достигли ювелирной изощренности. В 19 в. искуснее всего это делал Лермонтов, а в 20 в. еще искуснее – Анна Ахматова». Однако Пригов делает эту традицию абсолютно самоценной, доводит ее до логического завершения, а в каких-то случаях – до абсурда.

ОСМЫСЛЕНИЕ СЕБЯ И ЭПОХИ

Интеллектуальная деятельность Пригова включает в себя гипертрофированный элемент рефлексии, он осмысливает не только любые свои художественные и даже бытовые жесты, но и их контекст, ситуационный и исторический. Он стремился привнести ощущение ясности, понимания того, что происходит. Он утверждал: «мы присутствуем при очень сложном комплексе конца трех проектов. Первый проект – это секулярное искусство возрожденческое; второй проект, заканчивающийся, – это высокое и властное искусство просвещения, и третий проект, заканчивающийся, – это персоналистское искусство авангарда, родившееся в 20 в. Дело в том, что эти три проекта, совпавшие и сошедшиеся как в острие в конце нашего века, породили именно это странное ощущение кризиса и в то же время абсолютной свободы, т.е. – нет в практике художника такого противостояния какому-либо из проектов, как скажем, в начале авангардного искусства – сбросить Пушкина с конца современности. Нынче такие проблемы вряд ли возможны».

Следствием постоянных рефлексивных усилий Пригова является почти обязательная философская подкладка, «подстилаемая» им под свои произведения. Так, известный в 1970-е стихотворный цикл о «Милицанере» подразумевает, по заявлениям автора, осмысление роди государства в жизни человека, государства, олицетворяемого сотрудниками органов правопорядка. В цикле стихов Тараканомахия якобы раскрывается «древнее хтоническое, низменное начало», привносимое в нашу жизнь домашними насекомыми.

БЕСКОНЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Пригов постоянно экспериментировал со стилями, жанрами, отдельными художественными и просто техническими приемами. Важной особенностью его творчества – склонность к соединению новаторских художественных практик с обыденной жизнью, с масскультом, даже китчем, что иногда производило ошеломляющий эффект.

Помимо написания собственных оригинальных произведений, Пригов нередко трансформировал тексты других авторов – от умерших классиков до малоизвестных современных графоманов. Переделка текста могла идти на самом разном уровне и зачастую носила не только эстетический, но и идеологический характер. В начале 1990-х Пригов сделал самиздатское издание пушкинского романа Евгения Онегин, заменив в нем все прилагательные на эпитеты «безумный» и «неземной»; он утверждал, будто произвел «лермонтизацию Пушкина». В клубной среде популярностью пользоваллись приговские «мантры» – чтение нараспев, с подвыванием, произведений русской и мировой классики, в стиле буддистских или мусульманских песнопений.

Постоянные переходы из одного вида искусства в другой, из жанра в жанр осмысливались самим Приговым как жизненная уловка: «мания преследования, мания менять имиджи, род деятельности, открывать все новые кусочки территории, куда можно убежать, где каждый следующий участок, на котором ты замечен и который может быть идентифицирован с тобой, моментально покидается. Поэтому когда мне говорят: ты художник, я отвечаю: нет-нет, я поэт, а когда мне говорят: ты поэт, я говорю: ну да, я поэт, но вообще-то я художник...»

Экспериментаторство Пригова, постоянные поиски нового позволили ему добавить в литературный обиход множество по большей части курьезных «новшеств». Так, в 1970-е, одновременно или несколько раньше ужгородского поэта Феликса Кривина, он вводит в поэтическую лексику термин «дистрофик», т.е. стихотворение из двух строф – как ни странно, в истории литературоведения специального понятия для этой поэтической формы до сих пор не существовало. Среди «нововведений» Пригова есть как минимум одно важное добавление к арсеналу художественных средств стихотворца. Филологом Андреем Зориным выделена в поэтическом инструментарии Пригова т.н. приговская строка – сверхсхемная, часто укорочена и с искаженным ритмом строка, добавляемая в конце стихотворения после достижения текстом строфической, синтаксической, ритмической завершенности, – как бы «довесок» к основному тексту. Случаи применения такой строки встречались и ранее, но именно Пригов сделал ее устойчивым художественным приемом. При прочтении автором она обычно выделялась интонационно – произнося ее как бы на спаде, упавшим или как бы неожиданно усталым голосом, либо со вкрадчивым понижением тона.

МЕГАЛОМАНИЯ

Согласно приговской художественной системе, отдельным произведением является не стихотворение, а скорее стихотворный цикл, целая книга; этим отчасти объясняется одна из главных особенностей творчества Пригова – ориентация на «валовый поэтический продукт». В плане количественных характеристик он невероятно плодовит, в начале 1990-х им была поставлена фантастическая задача – написать к 2000-му 24 000 стихотворений: «24 тысячи – это по стихотворению на каждый месяц предыдущих двух тысяч лет и соответственно на каждый месяц наступающих. Вот такой проект на четыре тысячи лет: есть идеальный поэт, есть идеальное будущее, есть идеальный читатель, есть идеальный издатель» (Пригов Д.А. Я идеальный поэт своего времени ). Стихотворения писались им ежедневно, значительная часть их была издана автором микроскопическим тиражом в несколько экземпляров на пишущей машинке, которую он неизменно предпочитал компьютеру.

«Моя задача – как можно быстрее забыть написанное стихотворение, потому что при таком количестве написанного, если оно все будет сидеть в башке, не получится следующего», – признавался автор. В качестве обоснования своей дикой производительности автор приводил и «долго царствовавший русский культурный менталитет. Это постоянное ощущение катастрофы, стояния на краю пропасти, отчего возникает желание эту пропасть срочно чем-то заполнить, закидать, не важно, чем – домашним скарбом, чугунными болванками (с производства), – нужно беспрерывно и монотонно что-то кидать в эту пропасть. И вот оказывается, что реактивной силой этого кидания ты только и удерживаешься от падения вниз. Поэтому здесь главное не качество сделанного, не точность удара, а беспрерывное движение».

Пригов писал в основном циклами, коих создал несметное количество: Азбуки , Стратификации , Про мертвецов , Красавица и герой , Дети как жертвы сексуальных домогательств , Страна встреч с медведем и не только с ним , Дитя и смерть , Дистрофики и т.д.

Стремление к планомерному перенесению в текст вещей и явлений мира при фактически чудовищном числе созданных произведений привело автора к тому, что ему было сложно найти тему, которая не была бы им ранее затронута. У него всегда находились один-два сонета-иллюстрации или стихотворения для круглого стола абсолютно любой тематики. По мнению В.Курицына, «Пpигов осуществил гениальную интуицию соцpеализма – сделал искусство полностью плановым. Но так как соцpеализм мыслит себя в качестве веpшины миpового искусства, так и постсоветский жест легко замыкается на вечности – на мифе Великого Тpуда, на ответственности за каждый месяц истоpии всего человечества…».

Универсальность творческой личности Пригова вынуждала критиков и культурологов приискивать для него аналогии, «пары» среди пантеона русской и мировой литературы. В статье Год без Бродского тот же В.Курицын раскрывал параллели и противопоставления Пригова и И.Бродского – наиболее, на его взгляд, масштабных, и в чем-то взаимно полярных, поэтических фигур современной эпохи.

ОТРИЦАНИЕ ПРИГОВА

Неукротимая, даже несколько безумная созидательная энергия приговского творчества подталкивала критиков обыгрывать это его качество как центральное и определяющее (на круглом столе «Грызуны в литературе» 8 ноября 2000 Пригов был представлен, по ассоциации с известным свойством кроликов, как «самый плодовитый русский литератор»). Вообще, приговское творчество давало богатую пищу не только для художественных и искусствоведческих интерпретаций, но и для разнообразной и во многом противоречивой, ввиду своей многоплановости и многозначности, критики со стороны других авторов. Вероятно, это был и наиболее критикуемым русским литератором.

В журналистских публикациях о Пригове сплошь и рядом встречаются упрощенные, редуцирующие интерпретации его поэтики: «ироническое обыгрывание советских штампов, абсурдизм, черный юмор». Такое видение приговского творчества, формально безукоризненное низведение его многоуровневой структуры до простых схем характерно зачастую не только для дале ких от современного искусства публицистов, но и для коллег по литературному цеху, известных и авторитетных интеллектуалов.

Так поэт Виктор Кривулин писал: «В конце 80-х мода на концептуализм захватывает и русскую провинцию. Пригов и Рубинштейн опознаются как ключевые культурные герои эпохи распада Большого Советского Мифа. Пригов пришел в поэзию из изобразительного искусства, перенеся в свои тексты приемы коллажирования и чисто инсталляционные принципы работы с готовыми вещами («ready made»). В качестве таких «готовых вещей» он использует хрестоматийные тексты, клишированные идеологические формулы, ритуальные словесные жесты. Его поэзия абсолютно лишена лирического субъекта, это набор высказываний, восходящих якобы к усредненному советскому человечку, микроскопическому наследнику гоголевского Акакия Акакия Башмачкина. Пригов говорит обо всем, не умолкая ни на секунду, с пародийной серьезностью откликаясь на любые актуальные ситуации и обнаруживая при этом тотальную бессодержательность самого процесса поэтического говорения. (Полвека русской поэзии. Предисловие к Антологии новейшей русской поэзии – Милан, 2000).

«Умный Пригов может доходчиво растоловать смысл своих принципиально бессмысленных сочинений, ставя рекорд надувательства», – пишет критик Станислав Рассадин.

С большим сочувствием высказывается литературовед О.Лекманов: «…Д.А.Пригов, как и Владимир Сорокин – стал добровольной жертвой собственных экспериментов, – эстетических, и этических – обозначив край, далее коего идти нельзя, за который можно только заглянуть».

Между тем, неискушенный читатель может найти в приговских текстах и отражение жизни, и искренне чувство (или, возможно, удачную его имитацию).

Издания: Слезы геральдической души, 1990; Пятьдсят капелек крови , 1993; Явление стиха после его смерти , 1995; Запредельные любовники , 1995; Сборник предуведомлений к разнообразным вещам , «Ad Marginem», 1995; Дмитрий Александрович Пригов. Собрание стихов , в двух томах, Wiener Slawistischer Almanach, Вена, 1997; Написанное с 1975 по 1989 , 1997; Советские тексты , 1997; Евгений Онегин , 1998; Живите в Москве. Рукопись на правах романа , 2000; Только моя Япония , 2001; Исчисления и установления. Стратификационные и конвертационные тексты , 2001.

Русский поэт, художник-график. Один из лидеров русского «неофициального искусства».

Родился 5 ноября 1940 года в Москве, в семье инженера и пианистки.
После окончания школы два года работал слесарем на заводе. В 1959–1966 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище (быв. Строгановское) по отделению скульптуры.
С 1966 по 1974 годы работал в архитектурном управлении Москвы.
С 1975 года – член Союза художников СССР.
С 1989 года – участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи начал писать с 1956 году. В 1970–1980-е годы его произведения печатали за рубежом в эмигрантских журналах США (альманах «Каталог»), Франции (журнал «А–Я») и Германии, а также в отечественных неподцензурных изданиях. Свои тексты исполнял преимущественно в буффонадной и экзальтированной манере, почти кликушеской. В 1986 году направлялся на принудительное лечение в психиатрическую клинику, откуда был скоро освобождён благодаря протестам деятелей культуры внутри страны (Бэлла Ахмадулина) и за рубежом. На родине начал публиковаться только во времена перестройки, с 1989 года. Печатался в журналах «Знамя», «Огонек», «Митин журнал», «Московский вестник», «Вестник новой литературы», «Новое литературное обозрение» и др.
С 1990 года – член Союза писателей СССР; с 1992 года – член Пен-Клуба.
С конца 1980-х годов периодически приглашается с литературными и музыкальными номерами в различных телевизионные программы. С 1990 года изданы более десятка стихотворных сборников, несколько книг прозы – романы Живите в Москве. Рукопись на правах романа, 2000, Только моя Япония, 2001; книга интервью Говорит Д.А. Пригов (2001).

Помимо сугубо литературной деятельности, Пригов написал большое число графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Член Союза Художников СССР с 1975 года. Примерно с этого же времени участник изобразительных и литературных андеграундных акций, а с 1980 года его скульптурные работы выставляются за рубежом. Первая персональная выставка – в 1988 году в Struve Gallery (Чикаго). Участвовал также в различных музыкальных (группа «Среднерусская возвышенность», совместные работы с композитором Сергеем Летовым и др.) и театральных проектах. С 1999 года (общероссийский фестиваль-конкурс «Культурный герой») активно привлекается к участию в руководстве и в жюри различных фестивальных проектов.

Умер Д.А. Пригов в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.


Вехи

1940
родился 5 ноября 1940 года в Москве. Oтец - инженер, мать - пианистка. Родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Фамилия Пригов немецкая – русифицированное имя Priehoff
В детстве болел полиомиелитом

1956
начал сочинять стихи

1959–1967
учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. Специализация – скульптор

1964
Свадьба с Надеждой Георгиевной Буровой

1965
Поселяется в Беляево

1966 Рождение сына Андрея

1967–1974
работал при архитектурном управлении Москвы. Занимался оформлением детских площадок

1970 - 1979
вместе с женой, Надеждой Буровой, преподававшей английский язык на
экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, создал Английский театр, для
которого писал пьесы и ставил спектакли. Этот опыт режиссерской работы повлиял
на все дальнейшее творчество Пригова, открывая возможности по-новому работать
с пространством сцены, стиха, графического листа

1975
был принят в члены Союза художников СССР
познакомился с Виктором Кривулиным
С 1975 года печатался за границей в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

Примерно в середине семидесятых Орлов и Пригов сделали свою мастерскую общественной площадкой, где регулярно происходили литературные чтения или показ новых работ.
Об одном таком вечере вспоминает Михаил Айзенберг: Год, видимо, 1976. Фотографировал, как мне кажется, Орлов. Хотя на одном снимке присутствует и он, но я помню только этих семерых участников встречи.
На этом вечере тоже читали стихи по кругу, но характер встречи был другой, более камерный. Похоже, был в ней (встрече) и какой-то дополнительный стратегический смысл. Вероятно, Д.А. прикидывал: не получится ли «группа»? «Группа» не получилась.




1978
знакомство с Львом Рубинштейном

1981
Nouvelles tendances dans l"art non officiel russe 1970–1980 (Group Exhibition). Centre Culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1984
Les Russes au present (Group Exhibition). Le centre culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1986
после перформанса «Обращения к гражданам» направлен на принудительное лечение в Психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры.

1987
Документа VIII (Documenta VIII) (коллективнaя выставка). Кассель, Германия
Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987 (коллективнaя выставка). Любительское общество Эрмитаж, выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва
Объект-1 (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Малой Грузинской, 28, Москва
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов (коллективнaя выставка). Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Неофициальное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
Современное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва

1988
Boris Orlov, Dmitry Prigov. Struve Gallery, Chicago, USA
Ich lebe – Ich sehe (Kollektivausstellung). Kunstmuseum, Bern, Switzerland
Glassnost. Die neue Freiheit der sowjetischen Maler (Ausstellung Zeitgenossischer Russischer Kunst). Kunsthalle, Emden; Galerie Valentien, Stuttgart, Germany
Nowe ruskie (Новые русские, коллективнaя выставка). Palac Nauki i kultury, Warszawa, Polska
Геометрия в современном искусстве (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
2-ая выставка клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района, Москва
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, West Berlin, Germany
Лабиринт (коллективнaя выставка). Московский Дворец молодежи, Москва

1989
С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).
St. Louis Gallery of Contemporary Art, St. Louis, USA
Lesung von D. Prigov im Buchladen (Media-Park). Köln, Germany
Jenseits des Streites – Neue Kunst aus Moskau (Kollektivausstellung). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Дорогое искусство (выставка Клуба Авангардистов). Московский Дворец молодежи, Москва
Abend im Atelier von I. Kabakov (I. Bakstein, D. Prigov, B. Groys, N. Nikitina, V. Sorokin, A. Kosolapov, V. Kabakova, Schriftsteller Sascha Sokolov). Kurze Lesung von D. Prigov am 23.6.
Spazierganz durch Aachen (D. Prigov, N. Nikitina, M. Podominskaja)
Neue Kunst aus Moskau – Labyrinth. Катовице, Польша; Schloß Wotersen bei Hamburg, Germany; Schloss Bennigsen, Hannover, Germany
Novostroika (Group Exhibition). Institute of Contemporary Art, London, UK
Москва – Третий Рим (коллективнaя выставка, Mosca:Terza Roma). Sala Uno, Rome, Italy
СССР сегодня (коллективнaя выставка). Aix-la-Chapelle, France

1990
член Союза писателей СССР
Русский. Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва
Шизокитай: Галлюцинация у власти (выставка Клуба Авангардистов). Строительный павильон ВДНХ на Фрунзенской наб., Москва
В сторону объекта (коллективнaя выставка). Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва; Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands
Von der Revolution zur Perestrojka (Kollektivausstellung). Kunstmuseum Luzern, Switzerland
CCCР сегодня (коллективнaя выставка). Musee d"Art Moderne, Saint-Etienne, France
Советское концептуальное искусство (коллективнaя выставка). Tacoma Art Museum, Tacoma, USA
От Революции до Перестройки (коллективнaя выставка). Liljevalchs konsthall, Stockholm, Sweden

1990–1991
Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Tacoma Art Museum, Tacoma; Institute of Contemporary Art, Boston; Des Moines Art Center, Des Moines, USA
In de USSR en Erbuiten (Group Exhibition). Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands

1991
100 возможностей, Inter Art, Berlin, Germany (100 Möglichkeiten. Installationen für eine Putzfrau und einen Klempner. Inter Art Agentur für Kunst, Berlin, Germany)
Berichte über das heilige sowjetische Russland. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Советское искусство (коллективнaя выставка). BiNationale (Israelische – Sowjetische Kunst um 1990). Kunsthalle Düsseldorf, Germany; The Israel Museum, Jerusalem, Israel; Центральный Дом художника, Москва
MANI Museum – 40 Moskauer Künstler. Karmeliterkloster, Frankfurt am Main, Germany
Metropolis (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany
Библия и современное искусства (коллективнaя выставка). Доминиканский монастырь, Франкфурт (Dominikaner kloster, Frankfurt am Main, Germany)
Kunst Europa (Kollektivausstellung). Kunstverein Hannover, Germany
Современные русские художники (коллективнaя выставка). Auditorio di Galicia, Santiago de Compostela, Spain.

1991–1993
Rosa e giallo / Gelle e rose (Group Exhibition). Galeria Pieroni, Roma, Italy; Le Creux de l’Enfer, Thiers, France; La Criée, Halle d’Art Contemporain, Rennes, France; Artcenter, Tir, Italy

1992
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Музей В. И. Ленина, Москва
Ex USSR (Бывший СССР, коллективнaя выставка). Groninger Museum, Groninger, Netherlands (Голландия)

1993
С 1993 по 1998 гг. выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты.
Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера, Гамбург, Германия (Hamburg, Germany)
Der Schlaf der Walküren gebiert schlafende Ungeheuer (Сон валькирий пробуждает спящие ужасы.) Kunstwerke, Berlin, Germany
Тройное усердие (совместно с Андреем Филипповым и Юрием Альбертом). Выставочный зал На Солянке, Москва
Weber Galerie, Münster (Галерея Вебера, Мюнстер), Germany
Deutschsein?: eine Ausstellung gegen Fremdenhass und Gewalt (Kollektivausstellung). Kunsthalle, Düsseldorf, Germany
Von Malewitsch bis Kabakov: Die russische Avantgarde im 20. Jahrhundert. Museum
Ludwig in Josef-Haubrich Kunsthalle, Cologne (Кёльн), Germany
Судьба текста 1 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Русское искусство 20 столетия (коллективнaя выставка). Josef-Haubrich-Kunsthalle, Cologne (Йозеф-Хаубрих-Кунстхалле, Кельн), Germany

1994
Компьютер в русской семье. Галерея Гельмана, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Drei. Kunstverein Ludwigsburg, Germany
Сталинское. Галерея М. Гельмана, Москва
Ленинградский буддизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Dinner in der Galerie Inge Bekker, Köln (R. Zwirner, S. Anufriev, E. Barabanov, D. Prigov, V. Komar, I. und G. Chuikov, N. Nikitin, E. Degot, J. Albert)
5 Bienalle der Papierkunst (Kollektivausstellung). Leopold-Heusch-Museum, Düren (Дюрен), Germany
Fluchtpunkt Moskau (Kollektivausstellung). Ludwig Forum, Aachen, Germany
ISEA - 5th International Symposium on Electronic Art. Helsinki, Finlande
II Cetinjski Bijenale. Cetinje, Montenegro (Crna Gora)
Остановка в Москве (коллективнaя выставка). Ludwig Forum, Essen, Germany
Воображаемый отель (коллективнaя выставка). Leipzig, Germany

1995
Судьба текста 2 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Воля и представление как покой и воля. Галерея М. Гельмана, Москва
Performance Prigov-Tarsov. Eingangsworte von B. Groys, München, Germany
Fredsskulptur 1995 (Group Exhibition). Skanderborg, Sweden
Экспозиция московского музея современного искусства (коллективнaя выставка). Людвигсхаффен (Ludwigshafen, Germany); Музей Альтенбурга (Altenburg, Germany)
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957–1995 (Kollektivausstellung). Wilhelm-Hack-Museum, Ludwigshafen am Rhein; documenta-Halle, Kassel; Staatliches Lindenau-Museum, Altenburg, Germany; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва (Manege Central Exhibition Hall, Moscow)
Gwangju Biennale 1995 (Group Exhibition). Gwangju, South Korea (Кванджу, Южная Корея)

1995–1996
Dmitrij Prigow: 1975–1995. Städtisches Museum, Mülheim an der Ruhr, Germany; Ludwig Múseum, Budapest, Ungarn; Musée d’Art Moderne, Saint-Etienne, France

1996
Monstropologie (Монстропология). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Russisches Tibet (Русский Тибет), Wewerka Pavillon, Munster, Germany
Способы разрешения бесконечно малых величин (совместно с Владимиром Куприяновым). XL-галерея, Москва
Линия жизни. Галерея М. Гельмана, Москва
Галерея XL (коллективнaя выставка). Москва

1997
Таинственные свидетели мистерий (Mysteriöse Zeugen des Mysteriums). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Выставка в галерее Фриджерио Милеси (Galleria Frigerio Melesi), Лекко, Италия (Lecco, Italy)
Выставка в Университетском музее Амстердам (коллективнaя выставка). Амстердам (Amsterdam, Netherlands)
Русский центр (коллективнaя выставка). Будапешт (Budapest, Hungary)
Выставка в галерее Hohentahl (коллективнaя выставка). Берлин (Berlin, Germany)
Performance Prigov-Pschenitchnikova. Galerie Diana Hohenthal, Berlin, Germany
Pivovarov, Prigov, Makarevich, Jelagina. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany

1998
Courageous Teddy Bear. Centro Arte Contemporanea Spazio Umano, Milan, Italy
Series. Velta Gallery, Moscow (Серии. Галерея Велта, Москва)
Erscheinung aus dem Nichts. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Мерцающая темнота, IFA- Galerie, Берлин, Германия
7 Biennale der Papierkunst. Leopold-Heusch-Museum, Düren, Germany
Карманные выставки (коллективнaя выставка). Галерея Митьков, Санкт-Петербург
Монстры (коллективнaя выставка). Галерея Гельмана, Москва
Истончающиеся идеологемы (коллективнaя выставка). Art Fair, Манеж, Москва

1998–2001
Preprintium (Kollektivausstellung). Staatsbibiliothek, Berlin; Neues Museum Weserburg, Bremen; Museum für Literatur am Oberrhein, Karlsruhe, Germany; Oesterreichische Nationalbibliothek, Vienna; Minoritenkloster, Graz, Austria

1999
Посещает Японию по приглашению Токийского университета; здесь устраивает перформансы, выступает с местными поэтами, художниками и музыкантами; результатом путешествия стала тоже книга «Только моя Япония»
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва; 2000 ICA (The Institute of Cultural Affairs, Sapporo, Japan
Pulsierendes Schwarz. ifa-galerie, Berlin, Germany
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва
Первые Приговские чтения в Крымском клубе (июнь)
Die Menschen mit einem dritten Auge. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany (Люди с третьим глазом, Галерея Крингс-Эрнста, Кельн, Германия)
Ars Aevi: Internacionalni project. Museum of Contemporary Art Sarajevo, Sarajevo, Bosnia
Галерея Hohenthal (коллективнaя выставка). Русский центр, Берлин, Германия
Экспозиция по поводу открытия музея в Сараеве (коллективнaя выставка). Sarajevo, Bosnia (Сараево, Босния)

2000
ICA, Саппоро, Япония
Генеральное немецкое число. Выставочный зал На Каширке, Москва
Генеральное число. Koln Messe, Cologne (Кельн), Germany
Перформанс и Генеральное число биеннале в Валенсии. Валенсия, Италия (Valencia, Italy)
Предуведомление. Культурный центр Дом, Москва
Performance Prigov-Pschenitchnikova-Vinogradov. Essen, Germany
Перформанс Мой Wagner. Опыт реконструкции феномена Рихарда Вагнера ʹГибель боговʹ. Культурный центр Дом, Москва.
Инсталляционные проекты, Дом, Москва
Фото-материалы, Дом, Москва

2001
Вагина Малевича (Malevich’s Vagina). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Определение Блоковского числа в пределах генерального числа Русской литературы как части Генерального мирового числа. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург
Фантомы инсталляций (коллективнaя выставка). Gallery White Space, Лондон, Великобритания
Медиапривет (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2002
С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.
Phantom Installations. University Art Gallery, University of Pittsburgh, Pittsburgh, USA
Russian Patient (Group Exhibition). Freud Museum, London, UK
Генеральное число Frankfurt Messe (коллективнaя выставка). Франкфурт (Frankfurt am Main, Germany)
Портрет Фрейда и Генеральное число теории Фрейда (коллективнaя выставка). Музей Фрейда (Freud Museum), Лондон, Великобритания

2003
Dmitrí A. Prigov. Ausstellungsraum Klingental, Basel, Switzerland
In the Presence of a Stranger. Galerie ArtPoint, Vienna, Austria
(В присутствии постороннего, Muzeum Quertire (Kultur Kontakt), Wien, Austria)
Berlin-Moskau / Moskau-Berlin 1950–2000 (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany

2004
Видение Каспару Давиду Фридриху русского Тибета. (Caspar David Friedrich’s Vision of Russian Tibet). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Monster und… Galerie Sandmann, Berlin, Germany
Берлин-Москва / Москва-Берлин 1950–2000 (коллективнaя выставка). Государственный исторический музей, Москва
Poeta pingens / Писатель рисующий (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Мой Кабаков (коллективнaя выставка). Stella Art Foundation, Москва
face/off. Mediale Körperphantasien (Kollektivausstellung). Kunstverein Pforzheim e.V., Pforzheim, Germany

2005
Цитаты из разных контекстов. Галерея Улица О. Г. И., Москва
Phantom Installations. White Space Gallery, London, UK
Сообщники (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва

2006
On the Boundary of the Black. Museo Laboratorio d’Arte Contemporaneo, Rome, Italia
Ручное рисование (совместно с Дмитрием Цветковым). Крокин-галерея, Москва
Фантомы инсталляций (Phantom Installations). Галерея Грифон, Ижевск, Россия
Книга. Центральный Дом художника, Москва
Jörg Immendorff (Kollektivausstellung). Ludwig Forum für internationale Kunst, Aachen, Germany

2007
Верю! (коллективнaя выставка). Центр современного искусства Винзавод, Москва
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Paris, France
Мыслящий реализм (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Горе от ума (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Приключения «Черного квадрата» (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Планировалась совместная акция с группой Война, о которой Алексей Плуцер-Сарно написал:
"(...) в июне 2007 года группа Война предложила Дмитрию Александровичу Пригову совместную акцию, в рамках которой группа должна была затащить мэтра, сидящего в запертом несгораемом железном шкафу по лестнице на 22 этаж общежития МГУ. (Железный сейфовый шкаф раздобыть не удалось, перед акцией было решено воспользоваться советским дубовым шкафом). Война взяла на себя «вознесение» поэта, запертого в советском шкафу по лестнице университетского общежития «Дом студента» на Вернадского. Многопудовый железный шкаф мы должны были затаскивать вручную на 22 этаж целый день. Пригов должен был читать стихи прямо из шкафа. Но не просто читать, а вторить собственному поэтическому саундтреку, разносимому динамиками по лестничным пролетам. Шум этого саундтрека представлял собой как бы неизменный сакральный потусторонний голос. Которому вторил голос живого поэта, запертого в железной «клетке». Пригов поднимался бы все выше и выше, сквозь этажи воспетого им всеобщяжного быта. Но акция, назначенная Приговым на 7 июля 2007 года, была 5 июля запрещена деканом Мироновым, а на следующий день Пригов перенес инфаркт и вскоре скончался. Публичный запрет последнего произведения Дмитрия Александровича Пригова – это вечный позор МГУ и лично декана философского факультета. Анонс Дмитрия Александровича к этой акции на его сайте стал его последним произведением." (http://plucer.livejournal.com/208289.html)

В ночь на понедельник 17. 7. в Москве, в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы, Дмитрий Александрович Пригов скончался

В четверг 19 июля 2007 года Дмитрий Пригов после отпевания в храме Святителя Николая в Толмачах похоронен на Донском кладбище Москвы. Поминки проходят в клубе "Билингва"

2008
Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! (Citizens! Please Mind Yourselves!) Московский музей современного искусства, Москва
Arbeiter der Kunst. Galerie Sandmann, Berlin, Germany

2009
I Приговские чтения (РГГУ, МОСКВА)

2010
Основан международный Фонд Дмитрия Пригова как «Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова»

2011
открытие Учебно-научной Лаборатории им. Д. А. Пригова при Учебно-научном центре новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ
Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов (куратор Дмитрий Озерков). Выставка в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства, Университет Ка"Фоскари (Ca’ Foscari), Venezia

2012
Эрмитаж открывает Зал Пригова; к открытию зала состоится 6–8 ноября международная конференция «IV Приговские чтения» и фестиваль «Дни Пригова в Государственном Эрмитаже».

2014
16 мая - 9 ноября выставка
ДМИТРИЙ ПРИГОВ. ОТ РЕНЕССАНСА ДО КОНЦЕПТУАЛИЗМА И ДАЛЕЕ, Государственная Третьяковская галерея и
Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова

С 28 мая по 15 июня в галерее "Беляево" проходила выставка "Дмитрий Пригов – Герцог Беляевский. Гений места"

2016
С 17 июня по 30 октября в Star Summer Palace (Прага, Чехия) проходила выставка "Гавел - Пригов и чешская экспериментальная поэзия". Организаторами выставки стали Музей чешской литературы, Библиотека Вацлава Гавела и Фонд Дмитрия Пригова.



С 13 сентября 2016 года по 27 марта 2017 года в Центре Помпиду (Париж, Франция) открыт зал, в котором представлены ранние графические работы, стихограммы, объекты, работы на газетах, видео и инсталляция Дмитрия Александровича Пригова.

Московский поэт, скульптор, художник, перформансист, которого часто называют "отцом русского концептуализма".


Дмитрий Александрович Пригов родился в Москве 5 ноября 1940 года. После средней школы два года работал на заводе, затем поступил в Строгановское училище на скульптурное отделение, откуда на один год был исключен – "за формализм". В 1966-1974 годах работал архитектором в Главном архитектурном управлении Москвы (по другим сведениям - инспектором по проверке покраски зданий). Стихи начал писать в 1956 году, а первые публикации появились во второй половине 1970-х в эмигрантских и славистских журналах. Одновременно работал скульптором и был дружен со многими деятелями московского андерграунда, в том числе с Львом Рубинштейном и Франциско Инфанте. Несколько стихотворений Пригова в 1980 году были опубликованы в неофициальном альманахе "Каталог".

В 1986 году Пригова, придумавшего уличную акцию – раздавать поэтические тексты прохожим - направили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу но после протестов общественности он был выпущен. С 1987 года начал официально публиковаться и выставляться, а в 1991 году стал членом Союза писателей (членом Союза художников он был с 1975 года).

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов "Неофициальное искусство" (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и "Современное искусство" (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США – в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за ее пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова – "Слезы геральдической души" - вышел в 1990 году в издательстве "Московский рабочий". В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов "Пятьдесят капелек крови", "Явление стиха после его смерти" и прозы – "Только моя Япония", "Живите в Москве". К ноябрю 2005 года количество стихов Пригова, по его собственным словам, приблизилось к 36 тысячам, причем автор никогда не ставил задачей опубликовать их все. Говоря о своем поэтическом кредо, Пригов утверждал: "Меня волнуют не слова сами по себе, а некие культурологические грамматики, большие идеологические блоки… Я работаю с имиджем ХIХ века в нынешнем поп-сознании".

В 1993 году Пригов был награжден Пушкинской премией фонда Тепфера (Германия), а в 2002 году - премией Бориса Пастернака.

Пригов принимал участие в нескольких проектах в качестве актера и вокалиста, в том числе на фестивале композитора Владимира Мартынова , снимался в кино в эпизодических ролях (в частности, в 1990-м – в "Такси-блюз" Павла Лунгина, а в 1998 – в "Хрусталев, машину!" Алексея Германа).

С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвует в группе акционного искусства Prigov Family Group.

6 июля 2007 года Пригов попал в 23-ю московскую больницу с диагнозом "обширный инфаркт". Ему было сделано три операции, и к 9 июля состояние поэта оценивалось как крайне тяжелое. В ночь на 16 июля Пригов умер. О его кончине журналистам сообщил Лев Рубинштейн, его близкий друг.