Где ирония в басне кукушка измайлова. Конспект урока по литературному чтению на тему "А.Измайлов "Кукушка", А.И. Крылов "Осёл и соловей"" (4 класс). Несколько интересных Басен

Тема урока : А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осел и соловей»

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Образовательная цель: учебно-информационные-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя. Познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение».

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока:1. Настрой

2. Проверка домашнего задания.

На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)

Что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

Кого называют баснописцами?( Баснописцами называют создателей басен.)

Что осуждают и высмеивают баснописцы?(Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

В баснях используется аллегория. Что это такое?(Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка … )

Выразительное чтение подготовленной басни «Крестьянин в беде» И.А. Крылов

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Познакомиться с новым произведением.Обсудить особенности нового произведения и определить его жанр, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.)

3. Отгадайте загадку:

В лесу на дереве живёт,
Свои яички сносит.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у …
(Кукушки)

О ком мы сегодня будем читать?

Что вам известно об этой птице?

Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля.

Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц.. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов.

Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес Поэтому кукушка является полезной птицей.

Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.

Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама?

Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы - самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть?

Стр. 48 Рубрика «Обрати внимание»

4. Чтение басни учителем.

- Какое впечатление у вас после прослушанного произведения?

5. Самостоятельное чтение басни.

- Подумайте правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка неверно оценила своё пение и пение соловья: «По соловьиному и я петь научилась. Для вас, извольте, пропою точнехонько, как он».)

6. Анализ басни:

- Какие пороки людей показывает баснописец? Объясните.

(Баснописец показывает Пороки: невежество, глупость, самолюбование.)

- Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни. Прочитайте.

Поговорка: относись к людям так как бы ты хотел чтобы относились к тебе- не надо хвастаться и хвалить себя

Не нужно хвастаться выдуманными талантами, ведь на деле может оказаться, что кроме "ку-ку" ничего не умеешь

Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.

Р.Т. стр 22 зад.2 – запишите мораль басни

7 . Моделирование обложки:

К какому жанру относится прочитанное произведение? Докажите.

Что еще есть у басни? (название и автор)

8. Хрестоматия 1 стр. 119 «Осёл и соловей» читает подготовленный ребёнок.

Какие пороки людей показывает И.А. Крылов?

Какова мораль басни?

Избави бог и нас от этаких судей

Осёл же совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Итог урока:- Удалось нам сегодня доказать, что мы читали басню?

С какими новыми баснями познакомились сегодня на уроке?

Что хотели нам показать баснописцы с помощью этих басен?

Какой урок вы для себя взяли?

Рефлексия. Дом. Задание стр. 47, хр1 стр.119 – 120 выраз. чтение, наизусть по выбору.

Кукушка рисунок

Читать текст басни Кукушка

"Послушайте меня -- я не совру",
Кукушка говорила птицамъ --
Чижамъ, щеглятамъ и синицамъ:
"Была я далеко, въ большомъ, густомъ бору;
Тамъ слышала, чего доселѣ не слыхала,
Какъ соловей поётъ.
Ужь не по нашему! Я хорошо пѣвала,
Да всё не то! Такъ сердце и замрётъ
Отъ радости, когда во весь онъ голосъ свистнетъ,
А тамъ защолкаетъ, иль тихо пуститъ трель:
Забудешься совсѣмъ и голова повиснетъ.
Ну что противъ него свирѣль?
Дивилась право я, дивилась...
Однако же не потаю:
По-соловьиному и я пѣть научилась.
Для васъ, извольте, пропою
Точнёхонько какъ онъ -- хотите?"
-- "Пропой --послушаемъ." -- "Чуръ не шумѣть -- молчите!
Вотъ выше только сяду на суку.
Ну, слушайте жь теперь: ку-ку! ку-ку! ку-ку!"

Кукушка хвастуна на память мнѣ приводитъ,
Который классиковъ-поэтовъ переводитъ.

Мораль басни Измайлова Кукушка своими словами

Хвастовство - плохое дело. Коль не умеешь, не надо говорить и хвалиться. Все равно со стороны видно, как обстоят дела на самом деле.

Герои басни

  • кукушка - хвастунишка
  • птицы

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Птицелов и Куропатка

    Текст и анализ басни Птицелов и Куропатка

  • Басня Измайлова Умирающая Собака

    Басня высмеивает скупость. Если всю жизнь только копить, то можно скрягой прослыть. И деньги часто не позволят купить здоровье. Нужно ценить не материальные ценности.

Конспект пробного урока

Ф.И: Ковалева Валентина

Предмет: Литературное чтение

Дата проведения:

Класс : 4 «В»

Тема: А.Е. Измайлов «Кукушка»

Тип урока: урок изучающего чтения

Создать условия для реализации целей:

Предметные:

Познакомить детей с биографией и творчеством А.Е. Измайлова ;

Развивать умения предвидеть содержание текста по заглавию;

Пополнять словарный запас, формировать навык выразительного, беглого, осмысленного, правильного чтения;

Развивать умение анализировать произведение,

Умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

Метапредметные:

Развивать речь учащихся, творческое воображение, память;

Создать условия для развития умения самостоятельно работать с книгой, умения слушать;

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Самостоятельно организовывать своё рабочее место;

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию.

Личностные:

Воспитывать нравственные качества личности ребенка , желание и умение совершать добрые поступки

Развивать интерес к чтению литературы, интеллект;

Расширять читательский кругозор.

Методы: словесный - беседа, рассказ, объяснение; наглядный - презентация,

Средства обучения: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, учебник « Литературное чтение» 4 класс ФГОС Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 1 часть.

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Предметные (Пр) Познавательные (П) Регулятивные (Р) Коммуникативные (К)

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Мобилизующий. (1 мин.)

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

(1 мин).

Приветствие

Здравствуйте, дети! Меня зовут Валентина Эдуардовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь!

Проверка готовности к уроку

(Ребята проверьте, чтобы у вас на партах было все необходимое: учебник, дневник, ручка, карандаш.)

Эмоциональный настрой.

Я желаю вам на сегодняшний урок: хорошего рабочего настроения, удачи и плодотворной работы.

Организуют своё рабочее место.

Приветствуют учителя.

Организация рабочего места, проверяют готовность к уроку. (Р)

Мотивацион-но-целевой этап.

Цель этапа: определить це-ли урока и про-вести мотива-цию на пред-стоящую дея-тельность.

Прежде чем мы начнем работать, я хочу чтобы вы кое-что послушали

(аудиозапись «звуки кукушки»

Как вы думаете может ли кукушка связана с уроком литературного чтения?

Каким образом?

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Измайлова «Кукушка».

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цели урока.

Умение воспринимать рассказ учителя.(П)

Умения отвечать на вопросы учителя.

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Установка на первичное восприятие.

Цель этапа:

Что вы знаете о Александре Измайлове?

Посмотрите на слайд.

Это Александр Ефимович Измайлов.

Александр Ефимович Измайлов родился 1779 - 1831) - баснописец и журналист. Происходил из дворян. Воспитание получил в горном кадетском корпусе, по окончании которого,. поступил в министерство финансов. Всю свою жизнь почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только в 1826 г.,

Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных и общих баснописцам всех народов, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специально русские темы

Его известные басни: - "Кулик-астроном", "Пьяница", "Лгун", "Дворянка-буянка", "Страсть к стихотворству" и пр.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают биографию Измайлова.

Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К)

Умения отвечать на вопросы учителя

Умение предвидеть содержание текста по заглавию (Пр).

Первичное восприятие стихотворения.

Цель: знакомство с произведением.

Сядьте удобнее.

Познакомимся с этим произведением Измайлова «Кукушка»

Послушайте его.

(Прослушивание фонограммы, «Кукушка»).

Слушают аудиозапись.

Формировать навыки беглого, осмысленного, правильного чтения (Пр).

Проверка первичного восприятия.

(1 мин.)

Цель этапа: проверить первичное восприятие.

Какое это произведение по жанру? Докажите? (Басня) Стихотворный рассказ, есть мораль, герои животные, высмеиваются пороки.
(определение басни на слайде)

Отвечают на вопросы учителя.

Пополнение словарного запаса.

Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К)

Умения отвечать на вопросы учителя.

Физкультминутка.

(2-3 мин.)

Видеофрагмент.

Выполняют упражнения.

Формирование двигательных умений.

Установка на вторичное восприятие.

Цель этапа: поставить цель перед чтением.

Откройте страницу 47.

Ребята, кто прочитает нам басню, громко, выразительно? (чтение басни учащимся)

Слушают учителя.

Вторичное восприятие.

Цель этапа: чтение произведения учащимися

Какие слова вам непонятны? (Разбор непонятных слов).

Словарная работа.

Доселе- до сих пор.

Извольте- хотеть, желать

Прочитайте басню самостоятельно

Читают произведение

Анализ произведения. (мин.)

Цель этапа: выяснить содержание произведения, его тематику, дать характеристику героям, определить особенность произведения.

Что мы узнаем в начале басне? (что кукушка рассказывает птицам как поет соловей).
- Правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка не справедливо оценила пение соловья).
- Как оценивает поведение кукушки автор? Из чего это видно? (хвастливая)

Какое впечатление у вас складывается о кукушке?

Какое настроение передает вам эта басня? (радостное, веселое).

Есть пословица «Хвастун — пустой человек.»

Подходит ли она к данной басни?

Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни? Прочитайте. (Послушайте меня я не совру..)

Доказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушать и понимать других; вступать в диалог (К).

Умение анализировать произведение, умения отвечать на вопросы учителя (Пр).

Умение понимать прочитанное; высказывать свою точку зрения; слушать и понимать других.(К)

Умение анализировать сказку, участвовать в анализе произведения.(К)

Умения делать выводы.(Р)

Вторичный синтез.

Цель этапа: определить основную мысль произведения.

(5 мин.)

Опишите кукушку, какая она?

(Задание на слайде эпитеты)

Выберите правильные эпитеты

Какие пороки показывает баснописец? Объясните. (хвастливость)

В каких произведениях вы встречались с кукушкой?

Какая мораль басни? (отношение к людям должно быть таким же, как и ты хотел чтобы к тебе относились.)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

Итак, подведём итог нашего урока.

Давайте вспомним, какое произведение мы с вами сегодня читали? («Кукушка»).

Что нового вы узнали?

Что для вас было сегодня интересным?

Ребята, мне сегодня понравилось с вами работать. Все были активны, но хочу выделить…

А остальным хочу пожелать на следующий урок активно участвовать в диалоге.

Самоанализ.

Отвечают на вопросы учителя(П)

Делятся впечатлениями (К)

Развитие умения анализировать свою деятельность, делать выводы (Р).

Слушать и понимать других; вступать в диалог.(К)

Д/З

Откройте свои дневники и запишите д/з.:

Выразительное чтение басни «Кукушка».

Спасибо за урок! До свиданья!

Записывают д/з.

Тема урока : А. Е. Измайлов «Кукушка», «Лестница», И. А. Крылов «Осел и соловей»

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Образовательная цель: учебно-информационные-сознательное чтение текста разного типа вслух и про себя. Познакомить с баснями русских баснописцев; закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец», «олицетворение».

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Ход урока:1. Настрой

2. Проверка домашнего задания.

На протяжении нескольких уроков мы читали произведения, которые объединены одной темой, какой? (Басни. Русские баснописцы.)

Что такое басня? (Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием. Герои басни вызывают смех, жалость, возмущение.)

Кого называют баснописцами?( Баснописцами называют создателей басен.)

Что осуждают и высмеивают баснописцы?(Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.)

Что такое ирония? (Ирония – тонкая, скрытая насмешка.)

В баснях используется аллегория. Что это такое?(Аллегория – это “иносказание”. Так в баснях и сказках хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка … )

Выразительное чтение подготовленной басни «Крестьянин в беде» И.А. Крылов

- Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Познакомиться с новым произведением.Обсудить особенности нового произведения и определить его жанр, т.е. доказать или опровергнуть, что данное произведение является басней.)

3. Отгадайте загадку:

В лесу на дереве живёт,
Свои яички сносит.
Но, так как гнёзд она не вьёт,
Соседям их подбросит.
Идем мы в лес собрать букет
На солнечной опушке.
И сколько жить осталось лет
Мы спросим у …
(Кукушки)

О ком мы сегодня будем читать?

Что вам известно об этой птице?

Кукушки – перелетные птицы. Появляются у нас в лесах во второй половине апреля.

Сами кукушки гнезд не строят, а находят готовые гнезда других птиц.. Обычно кукушка откладывает 1 яйцо, которое такой же величины, как и яички в гнездах других птиц, то есть совпадают и размеры, и цвет. Потому-то хозяева и не видят подмены. Кукушонок появляется на свет первым и начинает выбрасывать других птенцов, пока не останется только он. Но утверждают, что бывают случаи, когда родители выкармливают и кукушонка, и оставшихся своих птенцов.

Взрослые кукушки истребляют насекомых-вредителей леса. Пищу их составляют личинки, мохнатые гусеницы, волоски которых при переваривании втыкаются в стенки желудка. Другие птицы из-за этого-то их и не едят, боятся. А кукушки очень их любят и много съедают, тем самым спасают лес Поэтому кукушка является полезной птицей.

Так, хотя яиц своих эта птица и не высиживает, но спасает наши леса.

Но все же, почему кукушка поступает именно так, а не высиживает птенцов сама?

Дело в том, что она совершает кладку каждого яйца с промежутком в несколько дней, а за лето откладывает до 15 яиц. Если бы она выращивала птенцов сама или даже в паре с самцом, прокормить такую ораву они не смогли бы. К тому же из-за большого промежутка между кладками в гнезде жили бы разновозрастные птенцы - самый старший уже вовсю кричит, а младший еще даже не вылупился. Нужно одновременно и насиживать яйца и кормить потомство. Разве возможно все успеть?

Кто автор этого произведения? (Александр Ефимович Измайлов)

Стр. 48 Рубрика «Обрати внимание»

4. Чтение басни учителем.

- Какое впечатление у вас после прослушанного произведения?

5. Самостоятельное чтение басни.

- Подумайте правильно ли кукушка оценила пение соловья и своё пение? (Кукушка неверно оценила своё пение и пение соловья: «По соловьиному и я петь научилась. Для вас, извольте, пропою точнехонько, как он».)

6. Анализ басни:

- Какие пороки людей показывает баснописец? Объясните.

(Баснописец показывает Пороки: невежество, глупость, самолюбование.)

- Подумайте, какие слова можно считать моралью этой басни. Прочитайте.

Поговорка: относись к людям так как бы ты хотел чтобы относились к тебе- не надо хвастаться и хвалить себя

Не нужно хвастаться выдуманными талантами, ведь на деле может оказаться, что кроме "ку-ку" ничего не умеешь

Баснописец показывает хвастливость самоуверенных людей.

Р.Т. стр 22 зад.2 – запишите мораль басни

7 . Моделирование обложки:

К какому жанру относится прочитанное произведение? Докажите.

Что еще есть у басни? (название и автор)

8. Хрестоматия 1 стр. 119 «Осёл и соловей» читает подготовленный ребёнок.

Какие пороки людей показывает И.А. Крылов?

Какова мораль басни?

Избави бог и нас от этаких судей

Осёл же совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Итог урока:- Удалось нам сегодня доказать, что мы читали басню?

С какими новыми баснями познакомились сегодня на уроке?

Что хотели нам показать баснописцы с помощью этих басен?

Какой урок вы для себя взяли?

Рефлексия. Дом. Задание стр. 47, хр1 стр.119 – 120 выраз. чтение, наизусть по выбору.