«карточка» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание). «карточка» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание) Карточки по русскому языку однокоренные слова

Схема разбора по составу карточка:

карточк а

Разбор слова по составу.

Состав слова "карточка":

Соединительная гласная : отсутствует

Пocтфикc : отсутствует

Морфемы - части слова карточка

карточка

Подробный paзбop cлoва карточка пo cocтaвy. Кopeнь cлoвa, приставка, суффикс и окончание слова. Mopфeмный paзбop cлoвa карточка, eгo cxeмa и чacти cлoвa (мopфeмы).

  • Морфемы схема: карточк/а
  • Структура слова по морфемам: корень/окончание
  • Схема (конструкция) слова карточка по составу: корень карточк + окончание а
  • Список морфем в слове карточка:
    • карточк - корень
    • а - окончание
  • Bиды мopфeм и их количество в слове карточка:
    • пpиcтaвкa: отсутствует - 0
    • кopeнь: карточк - 1
    • coeдинитeльнaя глacнaя: отсутствует - 0
    • cyффикc: отсутствует - 0
    • пocтфикc: отсутствует - 0
    • oкoнчaниe: а - 1

Bceгo морфем в cлoвe: 2.

Словообразовательный разбор слова карточка

  • Основа слова: карточк ;
  • Словообразовательные аффиксы: приставка отсутствует , суффикс отсутствует , постфикс отсутствует ;
  • Словообразование: или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола ;
  • Способ образования:

    или непроизводное, то есть не образовано от другого однокоренного слова; или образовано бессуффиксальным способом: отсечением суффикса от основы прилагательного либо глагола

    .

См. также в других словарях:

Однокоренные слова... это слова имеющие корень... принадлежащие к различным частям речи, и при этом близкие по смыслу... Однокоренные слова к слову карточка

Просклонять слово карточка по падежам в единственном и множественном числе.... Склонение слова карточка по падежам

Полный морфологический разбор слова «карточка»: Часть речи, начальная форма, морфологические признаки и формы слова. Направление науки о языке, где слово изучается... Морфологический разбор карточка

Ударение в слове карточка: на какой слог падает ударение и как... Слово "карточка" правильно пишется как... Ударение в слове карточка

Синонимы «карточка». Словарь синонимов онлайн: подобрать синонимы к слову «карточка». Слова-синонимы, сходные слова и близкие по смыслу выражения в... Cинонимы к слову карточка

Анаграммы (составить анаграмму) к слову карточка, с помощью перемешивания букв.... Анаграммы к слову карточка

К чему снится карточка - толкование снов, узнайте бесплатно в нашем соннике что означает сон карточка. ... Увиденный во сне карточка означает, что...Сонник: к чему снится карточка

Морфемный разбор слова карточка

Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).

Морфемный разбор слова карточка делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.

Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:

  • определение части речи слова – это первый шаг;
  • второй - выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
  • далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
  • следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для карточка (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
  • Находим остальные морфемы путем подбора других слов, которые образованы таким же способом.

Как вы видите, морфемный разбор делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова и сделаем его разбор.

*Морфемный разбор слова (разбор слова по составу) - поиск корня , приставки , суффикса , окончания и основы слова Разбор слова по составу на сайте сайт произведен согласно словарю морфемных разборов.

Прочитай.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

Прочитай. Найди однокоренные слова и выдели корень. Вставь буквы.

Шёл тёплый гр…бной дож…ь. в лес пришли маленькие гр…бники. …ни увидели под ёлкой б…льшой белый гри… . А рядом рос ещё гр…бок.

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Прочитай. Выпиши однокоренные слова. Выдели корень.

Вот л…сное оз…ро. На его б…р…гу ж…вёт л…сник. Он охр…няет лес.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Выдели корень в каждой группе слов. Вставь буквы.

Соль, с…лёный, с…лонка, с…лить.

Конюх, конский, к…нюшня, к…нёк, конь.

Столяр, стол, ст…ловая, столик.

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Прочитай. Вставь буквы.

Найди однокоренные слова.

Выдели у них корень.

Уд…вился ст…рик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба г…в…рила.

Отпустил он ры…ку з…л…тую

И сказал ей ласковое слово…

Тема безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, идет через всю школу по программе русского языка не зависимо от названия УМК. Знакомится с правописанием безударных гласных и их проверкой ученик еще в первом классе, в некоторых УМК и корень изучается уже в первом класс, в других во втором. В любом случае ребенок должен научиться этот корень находить и выделять, а для этого нужно подобрать пару родственных слов и найти у них общую часть. Затем нужно поставить в слове ударение и подчеркнуть гласную, которую мы можем проверить. Далее подобрать такое родственное слово, в котором ударение будет падать на эту гласную.

Разноуровневые карточки по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением", 2 класс

Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».

Первый уровень

Поставь в словах ударение, вставь пропущенную букву.

Карточка №1

козочка – к…за

лес – л…сник

гриб – гр…бок

горы – г…ра

холм – х…лмы

росы – р…са

мяч – м…чи

чижик – ч…жи

Карточка №2

мяч – м...чи

грач – гр…чи

земли – з…мля

головы – г…лова

дерево – д…ревья

волны – в…лна

норы – н…ра

ёжик - …жи

Карточка №3

окна - …кно

вёсны – в…сна

пчёлы – пч…ла

реки – р…ка

письма – п…сьмо

мёд – м…док

лес – л…са

озеро - …зёра

Карточка №4

свечи – св…ча

численник – ч…сло

слово – сл…варь

кончик – к…нец

доски – д…щечка

зёрнышко – з…рно

голодный – гол…д

порядок – р…ды

Карточка №5

ослеп – сл…пой

гололёд – л…дяной

яйца - …ичный

вечер – в…черний

вождь – в…жатый

центр – ц…нтральный

смолы – см…листые

море – м…ской

Карточка №6

повозка – в…зить

ходит – перех…дил

молча – зам…лчал

уносит – н…сить

шалость – наш…лил

гости – уг…стил

скрип – скр….петь

мирный – м…рить

Карточка №7

травы – тр…ва

море – м…ряк

снег – сн…жинка

степь – ст…пной

холод – х…лодный

бег – б…жал

смотр – см…трел

загадка – отг…дать

Карточка №8

брёвна – бр…вно

дрозд – др…зды

носик – н…сы

избы - …збушка

треск – тр…скучий

часики – ч….совой

лёжа – пол…жать

повозка – в…зить

Карточка №9

слёзы – сл…за

стрелка – стр….лок

овцы – …вца

счастье – сч…стливый

больно – б…леть

тёмный – т…мнеть

помог – пом…гать

поспешно – посп…шил

Карточка №10

зимы – з…ма

брёвнышко – бр…вно

вёсла – в…сло

меч – м…чи

польза – п…лезный

весело – в…сёлый

заварка – в…рить

полёт – прил…тели

Карточка №11

коврик – к…вёр

звери – зв…рьки

скворушка – скв…речник

снежный – сн…говик

птенчик – пт…нцы

держит – д…ржал

дождь – д…ждливый

полз – уп…лзать

Карточка №12

полюшко – п…лянка

свет – св…тильник

вёдра – в…дёрко

сад – с…довник

тень – т…нистая

чёрный – ч…рнеть

чистка – выч…стить

узнали – узн…вать

Второй уровень

Поставь ударение, из двух слов выбери проверочное, вставь пропущенную букву.

№1

следом, следы – насл…дить

ледяной, лёд – л…док

снег, снеговик – сн…жинка

звонкий, звонок – позв…нить

котята, котик – к…тёночек

говорил, говор – разг…вор

пляска, расплясался – пл…сать

заварка, заварить – св…рить

№2

поверхность, верхушка – в…ршина

сторож, сторожит – ст…рожка

кольца, колечко – к-льцо

дешёвый, дёшево – д…шевле

рябенький, рябина – р…бой

завинтил, винтик – подв…нтить

ночлег, ноченька – н…чевать

тянут, тянучка – пот…нули

№3

бедняк, бедный – б…дняжка

пастушок, пас – п…стух

скрип, скрипучий – заскр…пел

поделка, деловой – д…ла

обманщик, обманул – обм…нуть

тёпленький, тепло – пот…плело

зелень, зеленоватый – з…лёный

читатель, прочитанный – ч…тать

№4

топить, растопка – раст…пил

дров, дровяной – др…ва

лисонька, лисята – л…сёнок

часики, часовщик – ч…сы

бельевой, побелка – б…льё

насорил, насорено – зас…рить

крикнул, крикун – закр…чал

кормушка, накормит – к…рмить

№5

посоли, соль – с…лёный

дождик, дожди – д…ждливый

посадка, садовник – зас…дить

столик, столовая – ст…ляр

беляк, беленький – б…льевая

сталь, сталевар – ст…льной

посёлок, селение – с…ло

подарок, подари – д…рить

№6

сосны, сосновый – с..сна

просьба, проситель – попр…сить

деревянный, деревья – дер…во

старенький, старик – ст..рушка

колосится, колос – к…лосья

мостовая, мостик – м…сты

сердечко, сердце – с…рдечный

стойка, стоять – пост…ять

№7

бобры, бобрик – б…бровый

отчим, отечество - …тец

овечий, овцы - …вечки

домище, домик – д…машний

каток, катит – пок…тать

выяснил, ясный – объ…снил

откачка, качать – раск…чали

тяжко, тяжелее – т…жёлый

№8

задание, задано – з…дача

волнение, волны – в…лновать

телята, тёлка – т…лёночек

лошадь, лошадка – л…шадиный

море, моряк – м…рской

свиньи, свинина – св…нья

потерпишь, терпение – пот…рпеть

сказать, сказка – подск…зать

№9

вредный, вредить – навр…дил

пчёлка, пчелиный – пч…ла

корень, корешок – к…ренья

морщинки, морщит – м…рщины

мирить, мирно – пом…рились

долг, одолжи – зад…лжал

пёстренький, запестрел – п…стреть

кончать, окончил – нак…нечник

№10

голубь, голубчик – г…лубятня

земли, земляк – з…мляной

кройка, скроить – выкр…йка

скалы, скалистый – ск…лы

совиный, совушка – с…вёнок

выгон, гонки – заг…нять

терять, потеря – раст…рял

закопал, копка – к…пать

№11

росинка, росы – р…систый

подводник, водяной – в…дица

рядок, ряд – р…довой

дождик, дожди – д…ждливый

город, загородка – ог…родить

ученье, ученик – уч…ница

№12

давление, давит – разд…вить

небо, небесный – неб…са

конюшня, конский – к…неводство

молодой, молодость – м…лодёжь

падать, западня – п…дение

ловушка, ловля – нал…вил

Третий уровень

Подбери проверочное слово, поставь ударение, вставь пропущенную букву.

№1

… - с…довник

… - в…дяной

… - цв…тут

… - зв…зда

… - т…нистый

… - м…стерить

… - др…жит

… - з…мля

№2

… - в…рить

… - ст…лбы

… - пл…та

… - скр…пач

… - …грать

… - прил…тел

… - выр…зать

№3

… - ш…рстяной

… - п…левой

… - хол…д

… - кл…довая

… - пч…линый

… - ост…влять

№4

… - з…мовать

… - к…злёнок

… - к…вёр

… - м…ховой

… - к…мочек

… - см…ялся

… - цв…тная

… - заскр…пел

№5

… - к…рмил

… - ч…рника

… - гн…здо

… - с…сновый

… - р…чной

… - площ…дь

… - т…жёлый

… - зап…щал

№6

… - б…лил

… - пр…мой

… - п…чник

… - д…ление

… - ог…нёк

… - кр…чать

… - подн…сти

… - хв…лить

№7

… - н…винка

… - пл…ды

… - зерк…ло

… - фабр…ка

… - м…стечко

… - гр…зовая

… - пл…тить

… - пост…ять

№8

… - н…зина

… - тр…стник

… - п…чтальон

… - м…рской

… - кл…новый

… - пот…мнело

… - посм…трел

№9

… - осл…бел

… - фл…жок

… - м…стовая

… - т…пло

… - г…лодный

… - в…дить

…. – т…шина

… - ск…льзить

№10

… - сл…дил

… - л…дник

… - сп…шить

… - к…лючий

… - б…нтовать

… - разл…новать

… - т…рмозить

… - стр…на

№11

… - б…рега

… - д…бро

… - т…рговля

… - п…стреть

… - ос…нь

… - пощ…дить

… - оп…здать

… - к…фейник

№12

… - зап…сать

… - зазв…нил

… - сл…мать

… - в…ртушка

… - пож…лтел

… - ст…на

… - зав…дить

… - сн…говик

Четвёртый уровень

Подбери по два проверочных слова, поставь ударение, вставь пропущенные буквы.

Образец: зе́лень, зелёный – з…л…не́ть.

№1

П…л…сатый, к…л…сок, х…л…дало, г…л…са, м…л…дой.

№2

Г…в…рливый, ст…р…на, б…р…га, д…р…гой, в…с…лятся.

№3

Ст…р…ниться, г…л…вастик, в…л…сок, ст…б…лёк, в…ч…рок.

№4

Б…р…да, д…р…жить, г…л…вешка, м…л…тилка, з…л…чёный.

№5

Ст…р…жить, л…п…тали, в…т…рок, к…л…сится, тр…п…тали.

№6

З…л…той, г…л…систый, д…р…вянный, г…л…дал, г…р…дить.

Карточки для проверочных работ по теме "Безударные согласные в корне, проверяемые ударением"

Карточка №1

В скобках пиши проверочные слова.

П..стух, мол..тьба, зап..х, п..лоса, д..леко, зв..зда, ст..лбы, н..зина, д..жди, з..нты, д..брота.

В..зить, поч..нить, бр..дить, х..дить, л..вить, схв..тить, прин..сить, пос..дить, осм..треть.

2. Прочитай словосочетания. Рядом запиши слово, которым можно заменить данное словосочетание.

Образец. Заниматься лепкой – лепить.

Наносить вред –

Сделать подарок –

Издавать крики –

Испытывать жалость –

Излучать свет –

Произвести выстрел –

В подобранных словах подчеркни безударную гласную.

3. Прочитай и спиши пословицы.

1) Кончил дело – гуляй смело. Конец – всему делу венец.

2) Труд человека кормит, а лень портит. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

3) Добрая слава дороже богатства. Лень добра не делает.

5) В камень стрелять – только стрелы терять.

Найди в каждой пословице однокоренные слова. Подчеркни то, которое является проверочным для безударной гласной в корне.

Карточка №2

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни, как их можно проверить.

Вокруг меня л..тели мешки риса, бегали коренастые фигуры. Я тоже хв..тал мешки, т..скал, бр..сал, снова б..жал и хв..тал. За б..ртом пл..сали волны. Хл..стал по палубам дождь. Св..стал над р..кой ветер. В сырой мгле рассвета стремительно и неустанно бегали полуголые мокрые люди и кр..чали, см..ялись, любуясь своей силой, своим трудом. (М. Горький.)

2. К данным словам подбери однокоренные с указанными значениями.

Синий – слово, обозначающее название птицы.

Снег – слово, обозначающее название птицы.

Рыжий – слово, обозначающее название гриба.

Белый – слово, обозначающее часть яйца.

Напиши полученные пары слов. Подчеркни безударную гласную корня.

3. Напиши в пять столбиков слова с безударной гласной в корне

П..так, сп..ртивный, дл..на, с..нева, ш..лун, п..сти, м..сной, в..зание, м..рской, л..ства, б..да, с..ринка, т..мнота, тр..ва, л..нивый

Карточка №3

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Ветер с моря, ромашки с поля, цветок из сада, ягоды из леса, шишка ели, запах мёда, борщ из свёклы.

Запиши словосочетания по образцу.

Образец. Чай из трав – травяной чай.

В именах прилагательных подчеркни безударные гласные в корне.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Митя нак..тался на саночках с л..дяной горы и на коньках по замёрзшей р..ке. Приб..жал д..мой и г..в..рит отцу: «Уж как вес..ло з..мой! Я бы х..тел, чтобы з..ма всё была».

(По К. Ушинскому)

3. Из однокоренных слов выпиши только те, которые являются проверочными. В проверяемом слове вставь пропущенную букву.

1) Подвязка, вязать, связка, развязать, связанный – св..зать.

2) Подливка, залив, ливень, наливать – подл..вать.

3) Сознавать, знать, признание – узн..вать.

4) Заявить, объявить, заявка – объ..вление.

5) Светлячок, светлый, свет, светает, рассвет – св..тильник.

Карточка №4

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Подбери к данным словам проверочные слова. Напиши. Вставь пропущенные буквы.

Хлод, холдный – пох..л..дло.

… , … – ст..р..жить.

… , … – г..л..дать.

… , … – в..ч..реет.

… , … – з..л..неет

2. Спиши пословицы. Найди слова с двумя безударными гласными в корне. Устно подбери проверочное слово для каждой гласной.

1) Родная сторона сердцу дорога. 2) Про доброе дело говори смело. 3) Пустой колосок всегда нос кверху дерёт. 4) Ум не в бороде, а в голове. 5) Старых почитай, молодых

3. Прочитай и определи, какая безударная гласная в корне проверена.

Трепещет, … – тр..п..тали.

Вечерний, … – в..ч..реет.

Сторожка, … – ст..р..жили.

Зелень, … – з..л..нели.

Хлопочет, … – хл..п..тали.

Лепет, … – л..п..тали.

Спиши, дописывая проверочное слово для другой безударной гласной

Карточка №5

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

По небу п..лзли со всех ст.рон т..жёлые гр..зовые тучи; солнце исчезло; как-то сразу пот..мнело; в оздухе запахло д..ждём. Осл..пительной змейкой блеснула молния, над самой г..л..вой оглушительными раскатами прок..тился гром. (Н. Гарин-Михайловский.)

2. Спиши, изменяя слова, обозначающие действие предмета, по образцу.

Образец. Кормит – кормил.

Варит – … . Машет – … . Вяжет – … .

Стонет – … . Пашет – … . Пишет – … .

Лижет – … . Скажет – … . Зацепит – … .

Тащит – … . Топит – … . Косит – … .

3. Отгадай загадки. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

1) За железным к..нём ящик тянется с д..бром, сквозь дырявое дно в землю падает д..бро.

2) В с..нокос г..рька, а в мороз сл..дка. Что за ягодка?

3) Ты кр..чал – оно м..лчало. Ты м..лчал – оно кр..чало.

4) Кто так медленно п..лзёт, на себе свой дом в..зёт?

5) Пот..хоньку я журчу, уг..стить в..дой х..чу.

6) Две с..стрёнки – м..стерицы, друг другу п..мощницы.

Карточка №6

Тема: Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Тонкая ива склонилась над оз..ром. Словно в зерк..ло глядит она в прозрачную, как ст..кло, воду. Нал..тел в..терок, и оз..ро сразу ож..ло, зап..стрело.

Подчеркни слова, в которых безударная гласная в корне проверяется буквой ё.

2. Прочитай.

Т..кла через с..ло р..ка. Была она в..сёлая, г..в..рливая. Решили люди приучить речку к работе. Ведь она может помочь и коров доить, и землю п..хать, и огород пол..вать, и брёвна п..лить, и з..рно м..лоть.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

3. Спиши словосочетания. Подчеркни слова, которые звучат одинаково. Подбери и напиши к ним проверочные.

Посидеть на скамейке – поседеть от старости.

Полоскать бельё – поласкать щенка.

Заколю булавкой – закалю здоровье.

Примерять платье – примирять друзей.

Острые мечи – футбольные мячи.

Запивать лекарство – запевать песню.

Проживать в городе – прожевать пищу.

Свила гнездо – свела по ступенькам.

Спиши с доски – спеши домой.

Отворить дверь – отварить картофель.

Слезать с крыши – слизать сметану.

1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

2. Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.

5. Выписать из текста однокоренные слова.

6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г...ре р...сла тр...ва?”.

7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Лень, лентяй, лента, ленивец.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

Рыбка, рыбак, рыбачить.

8. Игра “Сделай гнездо слов”.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.

Правила игры:

Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.

Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

В “гнезде” могут оказаться слова, в которых два корня (сложные слова).

9. Игра “Родственники”.

Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:

Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.

Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.

Нож, ножевой, ножницы, ножны.

Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.

Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.

Море, морской, моряк,

Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.

Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

10. Выдели корни в однокоренных словах.

Листопад, листопад, -

Листья жёлтые летят.

11. Являются ли выделенные слова однокоренными?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.

12. Подбери 2-3 однокоренных слова.

13. Докажи, что данные слова являются родственными.

а) билет вагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка

14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

родина –

б) мука –

15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

скорый –

17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.

1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.

2) Кислый вкус имеет травка кислица.

3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

4) Луковый суп варят из репчатого лука.

5) Медлительный человек всё делает медленно.

6) Крепость укреплена со всех сторон.

7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.

18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.

1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнце. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду, а за ней вся семья.

2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.

3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.

4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!

5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?

19. Карточки для самостоятельных работ.

КАРТОЧКА №1

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №2

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №3

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №4

Зачеркни лишние слова.

КАРТОЧКА №5

Зачеркни лишние слова.

20. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.