Конспект НОД по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков —. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему Перец – перчик

Задание 1 . Рассмотри картинки, назови их. Выдели на­чальные звуки. Сравни звуки с и ц по артикуляции

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . а) Выдели начальный звук из слогов. Логопед называет слоги, выделяя голосом начальные зву­ки. Дети поочередно называют первые звуки в слогах.

Образец, са (с)

СА -ЦА СУ - ЦУ ЦЫ -СЫ СО -ЦО

б) Выдели последний звук из слога.

АЦ -АС УС -УЦ ИЦ -ИС ЕС - ЕЦ ЫЦ -ЫС ОС -ОЦ

в) Выдели звуки с или ц из звукосочетаний.

АСА -АЦА УСУ -УЦУ ИЦЫ - ИСЫ ЫЦЫ -ЫСЫ

Задание 3 . Выдели начальные звуки из слов.

Сад, цап, сок, цок, сук, цукат, цапля, сабля.

Игра «Наоборот».

Методические указания: логопед называет слог со звуком с. Дети произносят слог со звуком ц, и наоборот. Лого­пед следит за тем, чтобы звуки с и ц произносились коротко, отрывисто.

Образец, ца - ц(са)

СА СУ ЦУ ЦА ЦУ СУ

Задание 4 . Произнеси слоги за логопедом, Логопед произносит сразу два слога.

Образец. Логопед: СА - ЦА. Дети: СА - ЦА

СА -ЦА ЦО -СО СА -ЦА АСА -АЦА

СУ -ЦУ ЦА -СА ЦА -СА ОСО -ОЦО

СО -ЦО ЦУ -СУ СО -ЦО УСУ -УЦУ

СЫ-ЦЫ ЦЫ-СЫ СО-ЦО ЫСЫ-ЫЦЫ

СЕ -ЦЕ ЦЕ -СЕ

АС -АЦ ЫС -ЫЦ

ОЦ -ОС ЕС - ЕЦ

УЦ -УС ЯЦ - ЯС

Задание 5 . Запомни и воспроизведи слоговые ряды.

СА -ЦА -СА СУ -ЦУ -СУ

СО -ЦО -СО ЦА -СА -ЦА

ЦУ -СУ -ЦУ ЦО -СО -ЦО

СА -ЦА -ЦА -СА ЦА-СА -ЦА -СА

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальные слоги. Логопед голосом подчеркивает начальный слог.

Образец. Саня (са), цапля (ца).

Саня, цоколь, сытый, цепи, сало, сани, целый, цыпки, сыпать.

б) Выдели последний слог.

Яйцо, коса, овца, овцы, весы, несу, носы, косы, лицо, кольца, концы.

Задание 7 . а) Закончи слово, добавив слог са или ца с опорой на картинки.

Логопед называет часть слова и показывает предметную картинку. Дети должны добавить слог и произнести слово целиком.

Образец. Ли - са (лиса).

Ли -... , ов -... , пти -... , лиси -... , кол­ба -... , куни -....

б) Закончи слово, добавив слог со или цо.

Ли... , коле... , яй... , про... , коль... „

69в) Закончи слово, добавив слог сы или цы.

Be... , паль... , огур... , но... , ножни... , бу... .



г) Закончи слово без опоры на картинку, используй те же слова.

Задание 8 . Произнеси слова отраженно. Логопед произносит сразу два слова.

Цап – сам цепь – семь цирк – сыр цапля – санки цепи – сети овца - оса

Задание 9 . Произнеси слова отраженно: а) по слогам; б) целиком.

Лисица, сестрица, мастерица, настурция, супни­ца, станция, солнце, гусеница, сахарница, письмо­носец, броненосец.

Задание 10 . Рассмотри картинки, назови их. Картинки подбирает логопед.

Задание 11 . а) Подними левую руку, если в слове услы­шишь звук с; б) подними правую руку, если в слове услы­шишь звук ц; в) подними обе руки, если в слове услышишь звуки с и ц.

Сад, цветок, сладкий, семицветик, цветик, свето­фор, цукат, царапать, сапог, солнце, свекла, цепь, цистерна, сладкий, скворец.

Слова для объяснения: цистерна.

Задание 12 . Рассмотри картинки. Вначале отбери те, в названиях которых слышишь звук с, затем те, в которых слы­шишь звук ц.

Приблизительный перечень картинок: цве­ток, свисток, сахар, цапля, огурец, сумка, салфетка, цапля, птенец, сухарь, курица, цыпленок, стрекоза.

Звуки с и ц в предложениях и связных текстах

Задание 13 . Закончи предложения по картинкам и без них. Произнеси предложения целиком.

Зиме конец, летит Курица созывает .

Синица съела . Сахар хранится в .

Лист в книге называется... (страница).

Лису можно назвать... (лисица). Сестру можно назвать... (сестрица).

Задание 14 . Произнеси предложения отраженно.

Курица созывает цыплят. На кусты напали гусе­ницы. Синица съела гусеницу. Лисица гонится за зайцем. Лисица греется на солнце. У брата есть сестрица. Соня весело улыбается. Сахар хранится в сахарнице. Зиме конец, летит скворец. Красавица-девица сидит в темнице, а коса на улице.

Задание 15 . Закончи предложения по образцу. Произнеси предложения целиком.

Образец. Мама моет Соню. А Саня сам моется.

Мама умывает Соню. А Саня сам.... Мама одевает Соню. А Саня сам.... Мама раздевает Соню. А Саня сам....

Саня - молодец. Почему Саня молодец? Что ты умеешь делать?

Задание 16 , Рассмотри картинки. Придумай предложения к каждой картинке про Саню.

Задание 17 . Повтори рассказ про Саню целиком. Придумай название рассказа.

Задание 18 , Придумай аналогич­ный рассказ про Симу.

Задание 19 . Прослушай рассказы.

Светин сад

Это сад. В саду много цветов. Есть астры и на­стурции, цикламены, ноготки и ромашки. Света це­лый день в саду. Она сама поливает цветы. Краси­вый у Светы сад.

Какие цветы у Светы в саду? Перескажи рассказ, как запомнил.

Цветик-семицветик

Света нарисовала цветок. У цветка семь лепест­ков. Каждый лепесток она раскрасила разноцветны­ми карандашами. Один лепесток синий, другой.... Назвала Света свой цветок «цветик-семицветик».

Назови остальные цвета. Как назвала Света свой цветок? Почему она назвала свой цветок «цветик-семи­цветик» ?

Нарисуй и ты такой цветок. Перескажи рассказ, как запомнил.

Гусеницы

В огороде гусеницы напали на капусту. Виталик принес цыплят и пустил их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту? Кто спас огород? Кого называют вредителями? Перескажи, как запомнил.

Городок для птиц

Это городок. Он для птиц. В нем поселились утки, гуси, куры и цыплята. У всех свои домики. С восхо­дом солнца приходят работницы. Они убирают в до­миках, кормят всех птиц, а потом собирают в гнез­дах яйца. Хорошо живется птицам в своем городке.

Для кого городок?

Кто поселился в городке?

Кто заботится о птицах?

Когда приходят работницы?

Что работницы делают в городке?

Как живется птицам?

Перескажи, как запомнил.

Зимой

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревь­ях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Перескажи, как запомнил.


Зимой

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег ис­крится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Де­ти позаботились о синицах.

Перескажи, как запомнил.

Задание 19 , Вспомни оба рассказа про зиму. Перескажи тот, который больше понравился. Почему тебе понравился именно этот рассказ?

Задание 20 . Прослушай рассказы. Перескажи, как запом­нил.

Заяц и лиса

Сидит заяц у сосны. Видит - бежит лисица. Заяц - в кусты, А лисица тут как тут. Цап - и унес­ла лисица зайца.

Лиса и заяц

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу - и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лиси­ца. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Почему заяц молодец?

Задание 21 . Вспомни рассказы «Заяц и лиса», «Лиса и заяц». Какой рассказ тебе больше понравился? Почему?

Задание 22 . Прослушай рассказы. Ответь на вопросы. Перескажи, как запомнил.

Молодец, Саня!

Саня всегда помогает маме. Сегодня утром он взял ведро и пошел за водой. Он опустил ведро в колодец и набрал водицы. Принес Саня водицу домой. Мама обрадовалась и сказала: «Молодец, Саня!»

Как Саня помог маме? Почему Саня-молодец?

Симина сестрица

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет ее ласково сестрица. Сестрица не умеет сама умы­ваться. Сима ее умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима ее одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица ра­дуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней иг­рает, сестрица громко смеется.

Как называет Сима свою сестру?

Что не умеет делать сестрица?

Любит ли сестрица Симу?

Как ты догадался, что сестрица любит Симу?

Скворец

Наступила зима. На улице стужа. Вышел отец на крыльцо и увидел птицу. Птица сидела на снегу и не улетала. Это был скворец. Скворец совсем замерз. Отец принес скворца в дом и дал ему зерна и води­цы. Отец сделал скворцу клетку, а в клетке смасте­рил лестницу. Теперь скворец живет в клетке, пры­гает по лестнице и весело напевает.

Кого увидел отец на снегу?

Почему скворец остался на зиму?

Как помог отец скворцу?

Вспомни, какие птицы прилетают в среднюю по­лосу на зиму (синицы, снегири).

Огурец и капуста (шутка)

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться на реку. Огурец сразу в воду бросился. А кочан капусты как стал раздеваться на берегу - раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Почему кочан капусты долго раздевался?

Почему огурец покрылся пупырышками?

Цапля и лиса

Около леса было болото. На болоте жила цапля. У цапли были маленькие птенцы. Около болота стояла осина. Под осиной лисица вырыла себе нору. У лисицы были маленькие лисята. Лисица стала охотиться на птенцов, когда цапля охотилась за ля­гушками. Прилетела цапля и стала бить лисицу крыльями. Лисица убежала. А цапля успокоила своих птенцов.

Кто жил на болоте? Кто был у цапли? Кто был у лисицы? Что делала цапля? Что делала лисица? Как закончился рассказ?

Расскажи: а) только про лисицу; б) только про цаплю; в) перескажи рассказ целиком.

Задание 23 . Прослушай пословицы, поговорки. Запомни (по выбору логопеда).

Логопед разбирает смысл пословиц и поговорок. В даль­нейшем, при пересказе текстов, необходимо напомнить детям, чтобы они не забывали пользоваться соответствующими пос­ловицами и поговорками.

Заяц уже сед, натерпелся бед. Собака за зайцем, а заяц за волей бегут. Заяц-трус-и тот охотиться любит. Без собаки зайца не поймаешь. Родной куст и зайцу дорог. Примостился, как кот. на солнце. (Поговорка.)

Косится, как среда на пятницу. (Поговорка.) Не бойся трудиться, пусть работа тебя боится. На вся­кий цветок пчела садится, да не со всякого цветка поноску берет.

Слова для объяснения: примостился, натерпел­ся, поноска.

Задание 24 . Прослушай загадки. Заучи их. Умей загады­вать товарищам. На шесте дворец, Во дворце певец. А зовут его... (скворец).

Чем больше колец, Тем старше жилец.

Сидит красавица в темнице, А коса на улице.

(Морковка.)

Что за девица? Ни швея, ни мастерица, Ничего себе не шьет, А в иголках целый год.

(Елка.) (А. Рождественская.)

Два конца, два кольца, А посередине гвоздик.

(Ножницы.)

Задание 25 . Прослушай стихи. Выучи любое наизусть.

Две синицы

Две синицы прилетели на сосну.

Две синицы засвистели про весну.

Сколько света! Сколько света!

Стала синей высота!

Скоро лето! Скоро лето!

Красота! Красота!

(В. Суслов.)

На лугу

Сверкает солнце в синеве,

Под ним цветы красуются.

А почему же так в траве

Кузнечики волнуются?

Несется звонкий крик:

А ну! Внимание! Внимание!

Сегодня по прыжкам в длину

У них соревнование. (И. Беляков


Сережа и гвозди

Сотрясается весь дом: Бьет Сережа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся. Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, В стенку не вбиваются... (В. Берестов.)

Все ли спят?

Круглолицый, молодой Ходит месяц над водой, Над лесами, над садами, Над мостами с поездами. Смотрит в окна на ребят, Проверяет: Все ли спят? (Л. Клюев.)

Произнеси по слогам слова: красуются, волнуются, соревнуются, соревнование, кругло­лицый.

Испугались зайца

Мы ходили по грибы, Растеряли все грибы.

Зайца испугались. А потом смеялись -

Схоронились за дубы, Зайца испугались!

(П. Воронько.)

Как понимаешь слово схоронились?

Каким другим словом можно заменить его?

Дуб дождя и ветра Весь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться? Значит, закаленный.

(И. Токмакова.)

Заяц закаляется!

Заяц не боится - Зорьке улыбается.

Возле озера резвится. Заяц закаляется!

(В. Суслов.)

Игра «Путаница»

Цель. Закрепление звуков с, з, ц. Методические указания к игре.

Первый вариант. В игре могут участвовать три ребен­ка. Каждый получает свое Задание, например: найди кар­тинку, в названии которой слышишь звук с, и закрой картин­ку синим кружочком; найди картинку, в названии которой слышишь звук ц, и закрой ее белым кружочком.

У каждого ребенка в зависимости от задания набор цвет­ных кружков, которые готовит заранее логопед.

Выигрывает тот ребенок, который быстрее всех и правиль­но выполнит Задание .

Второй вариант. Может и один ребенок получить два-три задания, например: найди картинки, в названии ко­торых слышишь звук с, и закрой синими кружочками; найди картинки, в названии которых слышишь звук з, закрой их зелеными кружочками, со звуком ц - белыми кружочками; скажи, что неправильно нарисовал художник.

Звуки Ш и Ж.

Артикуляция звуков ш и ж. Язык широкий, находится в верху ротовой полости. Передняя часть языка слегка заги­бается вверх, в виде «ковша», находится в свободном положе­нии, кончик языка образует щель с твердым нёбом. Края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Губы слегка вытягиваются вперед, зубы сближены, но не сомкнуты. Воз­душная струя теплая. Голосовые связки на звук ш не работа­ют, на звук ж работают.

Упражнения для подготовки звуков ш или ж к вызыванию или постановке. 1. Для развития силы и направления воз­душной струи упражнения те же, что и для звуков с, з. 2. Для языка.

Язык широкий, «лопатой», поднят вверх, к верхней губе. Края языка обхватывают почти всю верхнюю губу. Если у ребенка не получается, можно предложить ему дополнительные упражнения. (Например, «Вкусное варенье»: кончик широкого языка поднимается вверх, к верхней губе, как бы слизывая варенье с верхней губы. По сигналу логопеда язык останавливается в положении «ковша».)

Язык в положении «ковша» поднят вверх, но не прикасается к верхней губе. Удержать язык в заданном положении на счет «три, четыре».

Язык в положении «ковша» заводится в ротовую полость. Кончик языка свободен, не прикасается к твердому нёбу. Края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам. Рот открыт.

Логопед поочередно фиксирует внимание ребенка то на кончике языка, то на краях языка.

Удержать язык в заданном положении на счет «три, четы­ре». Повторить упражнение несколько раз.

То же упражнение, но дать сильный короткий выдох.

Постановка звуков ш, ж. Язык в положении «ковша» под­нят вверх, к коренным зубам. Края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Передняя часть языка свободна.

Губы слегка выдвинуты вперед. На сильном активном вы­дохе ребенку предлагается произнести звук с или з. (Слышим «песенку» ш или ж.) Воздушная струя при этом должна быть теплая.

80Закрепить звук ш или ж в звукоподражаниях. Игры «Уж», «Жук». Длительное произнесение звука шшшшшш (жжжжжж). Короткое произнесение звуков ш-ш-ш-ш {ж-ж-ж-ж).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.

Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).

Закрепить умение ставить предложение.

Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).
  • Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова, фишки; Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.
  2. Словесно – дидактические игры:
  • «Дополни предложение»
  • «Подскажи словечко»
  • «Придумай слово с заданным звуком»
  • «Кто позвал?»
  • «Кто как кричит?»
  • «Что делают за ширмой?»
  1. Настольно - печатные игры:
  • «Логопедическое лото»
  • «Найди картинку на заданный звук»
  • «Отгадай загадку, найди отгадку»
  • «Что перепутал художник?»
  • «Сравни картинки»
  • «Что спряталось в рисунке?».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).

Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)

А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).

О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).

А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ; ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Дети садятся на места.

Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.

Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).

Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.

Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).

Послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).

Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).

Давайте повторим потешку все вместе:

  • Громко и медленно;
  • Тихо;
  • Тихо и быстро.

Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:

  • Весёлая лошадка;
  • Грустная лошадка;
  • Сердитая лошадка;
  • Ленивая лошадка.

Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?

Ч-Ч-Ч; Ц-Ц-Ц; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц;

Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц;

ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ;

ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

«Звуковая культура речи – дифференциация звуков Ч и Ц»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц изолированно, в слогах, словах и фразах.

Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).

Закрепить умение ставить предложение.

Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Продолжать развивать фонематический слух, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к товарищу, развивать навыки взаимодействия друг с другом.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Демонстрационный материал: Предметные картинки на звуки Ч и Ц (ножницы, цыплёнок); Картинки на развитие зрительного внимания; Игрушки (чебурашка, цыплёнок, мяч).

    Раздаточный материал: Карточки для звукового анализа слова, фишки; Предметные картинки на звуки Ч и Ц, картинки для составления предложений.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Разучивание чистоговорок, стихов, потешек.

    Словесно – дидактические игры:

    «Дополни предложение»

    «Подскажи словечко»

    «Придумай слово с заданным звуком»

    «Кто позвал?»

    «Кто как кричит?»

    «Что делают за ширмой?»

    Настольно - печатные игры:

    «Логопедическое лото»

    «Найди картинку на заданный звук»

    «Отгадай загадку, найди отгадку»

    «Что перепутал художник?»

    «Сравни картинки»

    «Что спряталось в рисунке?».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.

Воспитатель спрашивает: «Какое время года? Как мы рады весне? (Дети показывают радость).

Представьте себе, что вы красивые весенние цветы. Давайте подставим головки солнышку, потянемся к нему. А теперь – спрячемся от солнышка. А сейчас подул ветер и закачал наши головки влево и вправо.

Ветерок весенний дует, верит, к нам в окно влетел конвертик. Ну-ка посмотрим, что там за вести? О, да здесь картинки!

Воспитатель показывает детям картинки (ножницы и цыплёнок).

Давайте вспомним, как режут ножницы? (Чик, чик, чик. С имитацией движения)

А как зовём цыплят? (Цып, цып, цып. С имитацией движения).

О каких звуках мы сегодня будем говорить? (Ц и Ч).

А теперь поиграем в игру «Эхо» (Воспитатель произносит звуки и слоги в разном сочетании с разной силой голоса, а дети по очереди повторяют):

Ц-Ц-Ц; Ч-Ч-Ч; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц; Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц; ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ; ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Дети садятся на места.

Воспитатель выставляет на доске картинку на развитие зрительного внимания.

Посмотрите, что прячется на картинке? Назовите все предметы. Назовите предметы в которых есть звук Ц. Звук Ч. (Аналогичные работы со второй картинкой).

Дети, возьмите свои картинки и посмотрите, что на них нарисовано? Назовите свои картинки. Скажите, какой звук в вашем слове «Ц» или «Ч»? Где находится этот звук? В начале, в середине или в конце? Отметьте место звука на своей карточке.

Чебурашка и цыплёнок предлагают вам поиграть в игру «Найди свой домик». Те, у кого в названии картинки звук Ч – живут в домике с чебурашкой. А у кого звук Ц – с цыплёнком. (Игра повторяется 2-3 раза, воспитатель проверяет правильность выполнения задания, привлекая к проверке детей. Дети садятся на места).

Послушайте потешку:

Цок-цок, цок-цок

Я лошадка – серый бок

Я копытцем постучу

Если хочешь – прокачу!

Какие слова со звуком Ч встречались в потешке? (Хочешь, прокачу, постучу).

Вспомните слова со звуком Ц. (Цок-цок, копытцем).

Давайте повторим потешку все вместе:

    Громко и медленно;

    Тихо и быстро.

Затем дети индивидуально читают потешку с разными заданиями:

    Весёлая лошадка;

    Грустная лошадка;

    Сердитая лошадка;

    Ленивая лошадка.

Немного отдохнём. (Пальчиковая гимнастика).

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

А сейчас откройте свои конверты и посмотрите на картинки. Что на них изображено? Составьте предложение по своей картинке.

Становитесь быстро в круг, поиграем в игру «Большой – маленький»:

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось на занятии?

Ч-Ч-Ч; Ц-Ц-Ц; Ц-Ч; Ц-Ч-Ч; Ч-Ц-Ч; Ч-Ч-Ц;

Ч-Ц-Ц; Ц-Ц-Ч; Ц-Ц-Ч-Ч; Ч-Ч-Ц-Ц; Ч-Ц;

ЦА-ЦА-ЦУ; ЧУ-ЧА-ЦА; ОЧ-ОЧ-УЧ; АЧ-АЧ-УЧ; УЦ-АЦ; ЦА-ЧА-ЧУ; ЕЦ-ЕЦ-АЦ; ЦУ-ЧУ-ЧУ;

ЦО-ЦУ-ЦЫ; ИЦ-ИЧ-ЕЧ; ЦИ-ЧА-ЦА; ЧО-ЧО-ЧУ; ЧОК-ЦОК; ИЧ-ИЦ.

Повстречались два цыплёнка

И сказали: «Пи-пи».

Повстречались два утёнка

И сказали: «Кря-кря».

Повстречались два котёнка

И сказали: «Мяу-мяу).

Повстречались два щенка

И сказали: «Гав-гав».

Повстречались два быка

И сказали: «Му-му.

Смотрите какие рога!

Забодаю-забодаю!»

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Лисица – лисичка

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огуречик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с — ц

Цель: закрепить правильное произношение звуков с-ц, учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; воспитывать умение слышать ударное слово в рифмовке; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе.
Ход занятия.
Воспитатель произносит звуки с и ц, спрашивает, чья песенка с (воды) и чья ц (белочки).
— Давайте договоримся,- предлагает педагог,- если вы услышите звук с, делайте руками движения, как бы умываясь (показывает, не касаясь руками лица). А если услышите звук ц, махните правой рукой, как белочка машет своим пушистым хвостом (делает движение кистью правой руки вправо).
Затем воспитатель произносит то звук с, то звук ц (губы он прикрывает листом бумаги). Сначала задание выполняется детьми совместно, потом дифференцированно: только девочками (мальчики контролируют), только мальчиками, только детьми, сидящими за первыми столами, за последними столами и т. д. Воспитатель продолжает занятие:
— Эти звуки встречаются во многих словах. Покажите-ка, какой звук слышится в слове солнышко, в словах цыпленок, сом, оконце, цапля, ослик, целебная, осенний, огурец.
Затем дети сами называют слова со звуком ц (за правильный ответ дается фишка).
Далее педагог предлагает детям послушать стихотворение:
Ранним утром солнце встало,
Поднялось и запылало.
Все уснувшее проснулось,
Отряхнулось, встрепенулось;
Над кустом взлетела птица,
Над цветком пчела кружится.
(Я. Щеголев. Ранним утром)
Спросив у детей, понравилось ли им это стихотворение, воспитатель читает его еще раз. Предлагает помочь ей прочесть 2 первые строчки. Затем педагог ставит на свой стол 3 одноцветные пирамидки и одну двухцветную. Объясняет, что в прочитанном отрывке есть 3 слова со звуком с. Читает начало стихотворения еще раз. Дети называют слова солнце, встало, поднялось. Воспитатель вручает им пирамидки. Далее дети определяют, в каком слове есть оба звука — с и ц (солнце). За правильный ответ педагог дает двухцветную пирамидку.
Воспитатель читает последние строчки стихотворения. Дети называют слова со звуком ц (птица, цветком) и получают в награду фишки. Затем педагог трижды произносит одну из строк стихотворения, всякий раз меняя логическое ударение:
Все уснувшее проснулось.
Все уснувшее проснулось.
Все уснувшее проснулось.
Дети называют ударные слова (подчеркнуты в тексте).
— Жили-были три цыпленка: Цып, Цып-цып и Цып-цып-цып,- рассказывает далее воспитатель. Просит повторить имена цыплят. Предлагает:
— Давайте поиграем. Я буду медленно произносить: жили-были три цыпленка. А вы продолжайте: Цып, Цып-цып, Цып-цып-цып. Затем я проговорю свои слова в более быстром темпе, и вы будете называть имена цыплят в таком же темпе, потом скажу еще быстрее и совсем быстро. (Упражнение повторяется дважды.)
А теперь проведем соревнование «Чей ряд победит?». Я буду говорить жили-были три цыпленка в разном темпе, а вы так же быстро или медленно называть имена цыплят, но не все вместе, а по рядам — тот ряд, на который я укажу.
А сейчас будут соревноваться между собой девочки и мальчики. Вы должны придумать как можно больше слов, похожих на слова хоккеист, футболист, — формулирует педагог новое учебное задание. Дети по очереди называют слова. За правильный ответ дается фишка.
В заключение воспитатель предлагает сказать, какие звуки дети учились различать. Отмечает тех, кто работал на занятии особенно продуктивно.

В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», М., 1984.