Наманган где. Путешествие в Узбекистан. Наманган - один из перспективных городов республики. Наманган: исторические справки



Недалеко от медресе Мулло-Киргиз расположена не менее знаменитая мечеть Ота Валихон-тура, строительство которой было завершено в начале XX века. Данная постройка и сегодня является уникальной: центральный зал перекрыт большим куполом ребристой формы и окружен с трех сторон сводчатыми галереями. Несколько арок, упирающихся на кирпичные подпорки, служат для поддержки купольной конструкции.

Художественный эффект усиливается благодаря голубой мозаике и изящно вырезанным монументальным надписям. Мощные входные ворота украшены глубоко вырезанным звездчатым рисункам, в который вплетаются и растительные орнаменты.




Данный комплекс посвящен местному поэту, но является не только его мавзолеем, но и памятником поэзии.
Нал его главным входом, обрамленным прямоугольными и стрельчатыми нишами, сохранилась дата строительства - 1806 год. Вход главного портала украшает зарешеченная декоративная арка. Внутренние помещения расписаны масляными красками и отделаны ганчем, на стенах изображения цветов и орнаментов переплетаются с написанными по-арабски стихами.


Глядя на мавзолей, невольно проникаешься уважением к таланту и терпению мастеров того времени, сумевших донести до сегодняшних дней художественные традиции прошлых столетий.
Симметричные пропорции поминальной мечети, возведенной недалеко от самого мавзолея, поражают своей точностью и мастерством отделки. В состав комплекса также входит хонако - культовое вооружение, созданное по типу странноприимных домов.

Приехав в Наманган также можно посетить мечеть Сирли, комплекс Юсупхон ишон и медресе Чадак, расположенные в Наманганской области.

Транспортная сеть Намангана



Воздушными воротами города служит аэропорт «Наманган», расположенный в 12 км от центра города, на улице Аэропортской.

В настоящее время налажено регулярное движение судов в Ташкент, Москву, Питер и Екатеринбург. Кроме этого на аэропорт «Наманган» возложены функции запасного аэропорта, с полным оснащением соответствующим техническим оборудованием.

Кроме аэропорта в городе функционирует железнодорожный вокзал, который расположен по адресу улица Амира Темура, 58.

Добраться от вокзала и аэропорта можно на маршрутных такси и автобусах, регулярно курсирующих по разным направлениям.

Проживание в Намангане


Простая статистика показывает, что Наманган занимает лидирующие позиции по размещению приезжих на территории всей Ферганской долины.

Отель «S-NAMANGAN» расположен недалеко от аэропорта, практически в самом центре древнего города. В отеле функционируют 54 номера улучшенной планировки, стоимость размещения в которых составляет от 40 до 120 $.

На проспекте Дустлик, который находится недалеко от цента города, расположена гостиница «Истиклол». Комфортные номера, приветливый персонал, разнообразие блюд узбекской и европейской кухни. Стоимость двухместного стандарта - 60$.




Наманганская область всегда славилась своими сочными и сладкими фруктами и бахчевыми культурами. Одежда, сшитая из национальных тканей - бекасама и атласа станет отличным подарком для представительниц прекрасного пола. Ну а мужскую половину человечества обязательно порадуют вырезанные статуэтки и острые как бритва кинжалы.
Ну и конечно вам обязательно будут предложены картины, вышивки, магниты с изображением древнего города.

География

Наманган расположен в северной части Ферганской долины , в 200 км к юго-востоку от Ташкента (по дороге около 300 км). Высота 476 м над уровнем моря.

Территория города Намангана и бывшего Давлатабадского района, ныне составляют единое административно-территориальное образование .

Население

Наманган - второй по численности населения город Узбекистана после Ташкента. В этническом составе населения города большинство составляют узбеки. Процент русскоговорящего населения Намангана резко уменьшился после распада СССР. Большинство русскоговорящего населения города уехало в другие страны. Однако небольшой процент русскоговорящих по-прежнему проживает в Намангане.

История

В древности

Слово «Наманган» произошло от персидкого «Намак кан» (نمک‌کان) - «соляная копь». Археологические раскопки показали наличие поселения на территории современного города (в районе каменного моста через Намангансай) в первые века нашей эры. Первые упоминания о Намангане относятся к концу XV века , город с 1610 года . В 1620 году в город Наманган переселились жители разрушенного землетрясением Ахсикента .

В развитии Намангана огромную роль сыграло прорытие канала Янгиарык в 1819-1821 годах. Российский путешественник и географ А. Ф. Миддендорф , посетивший Наманган в 1878 году писал:

Как осуществилось одно из последних творений - Янгиарык в Наманганском уезде? Из каждого двора требовали по одному работнику; вооруженный своим кетменем, он должен был работать, на своих харчах, в течение 15 дней по устройству обводнительного канала. По прошествии 3 лет добились небольшого протока воды, а затем, в последующие 10 лет, канал был расширен и углублен

А. Ф. Миддендорф . Очерки Ферганской долины, СПБ, 1882.

Наманган был известен как ремесленный центр, в котором проживали гончары, ткачи, медники, кузнецы, красильщии, ювелиры, набойщики тканей, сапожники. Были развиты садоводство, шелководство, торговля с Китаем , Бухарой и соседними кочевыми племенами. Находясь в составе Кокандского ханства , Наманган переживал бесконечные междоусобицы, разорительные войны и набеги, подрывавшие экономику города. В 1843 году, сын кокандского правителя Шералихана Худоярхан, был беком в Намангане. В 1845 году, Мусулманкул забрал 16-летнего Худояра из Намангана в Коканд и провозгласил его ханом.

В составе Российской империи

Бесконечные интриги, перевороты и следовавшие за ним беспорядки, привели к тому, что Наманган, в 1873-76 годах, присоединился к восстанию против Худоярхана. Царь Александр II поддерживая Худоярхана, послал войска для подавления восстания. 26 сентября 1875 года генерал Скобелев , переправившись через Сырдарью, занял город. Однако уже через месяц, в октябре, мятежники захватили Наманган и русский гарнизон, укрепившийся в цитадели, с трудом отбил атаки повстанцев. Тогда Скобелев, подтянув дополнительные силы, подвергнул Наманган артиллерийской бомбардировке, и выбив мятежников из города, окончательно присоединил его к Российской империи . После включения территории Кокандского ханства в состав империи город стал центром Наманганского уезда Ферганской области .

С присоединением к России в Среднюю Азию начал быстрыми темпами проникать промышленный, торговый и банковский капитал. По данным статистики, в 1892 году в Наманганском уезде работало 28 различных предприятий, на которых трудились 704 рабочих. Быстрыми темпами развивалась хлопкоперерабатывающая промышленность. Самыми большими масштабами производства, отличались 20 хлопкоочистительных заводов, которые вырабатывали 81,5 процента всей валовой промышленной продукции. Связи с развитием хлопкоперерабатывающей промышленности, колоссально возрос спрос на хлопок-сырец. В 1892 году, валовой сбор хлопка в уезде составил 22,6 тысяч тонн с 21,5 тысяч гектара, урожайность составила 10,5 центнера. В Намангане функционировало 10 хлопкоочистительных заводов, из которых 4 паровые, остальные водяные; два салотопенных завода, 8 мыловаренных, 10 кожевенных, один водочный завод; 15 мукомолен, 65 маслобоен, 3 толчеи, 9 гончарных, 2 кирпичные и 4 чугунноплавильных мастерских.

Герб Намангана, Российская империя

Развитие промышленности, отразилось и на росте населения Намангана. Если по данным переписи 1897 года в нём проживало 62 017 человек, то в 1910 году уже 75 580 человек. Наманган занимал первое место в Ферганской долине, по численности школ и мактабов. В городе успешно функционировало 1 приходское училище, 1 русско-туземная начальная школа с вечерними курсами для взрослых и 68 мусульманских мактабов. Функционировала больница на 20 коек.

В 1912 году Наманган был соединен железной дорогой с Кокандом . Наманган превратился в один из промышленных центров и вторым после Ташкента городом в Туркестанском генерал-губернаторстве , по численности населения. В этот период было построено много зданий и сооружений, среди них мавзолей Ходжамны-Кабры и медресе Муллы-Киргиза.

22 октября 1908 года вместе с другими гербами Ферганской области, был утверждён герб города Намангана. Его описание было таким:

В червленом щите три серебряные шелковичные червя, свернувшиеся в кольцо. В вольной части герб Ферганской области

10 мая 1917 года, в городе состоялся митинг трудящихся, а в июне 1917 года, в городе был создан мусульманский Совет рабочих депутатов. С конца 1917 года, в городе периодически происходили вооружённые столкновения между большевиками и контрреволюционными силами. В апреле 1920 года, Наманган посетил и пробыл несколько дней, командующий Туркестанским фронтом и член комиссии ВЦИК по делам Туркестана М. В. Фрунзе . Вместе с ним в Наманган прибыли председатель комиссии ВЦИК по делам Туркестана Ш. З. Элиава , председатель Маргиланского союза «Кошчи» Юлдаш Ахунбабаев . Примерно к середине 1923 года, Красной Армии удалось подавить басмаческое движение в уезде. В результате национально-государственного размежевания 1924 года, от территории Наманганского уезда были отделены 10 волостей (Чаткальская, Алабукинская, Аимская и др.), которые вошли в состав Киргизской автономной республики .

Независимый Узбекистан

После обретения Узбекистаном независимости, Наманган остался областным центром Наманганской области. В первой половине 90-х годов ХХ века, в городе функционировали неправительственные исламские организации («Товба», «Ислом Лашкарлари»). Данные организации ставили целью построение исламского халифата в Ферганской долине. Это привело к напряжённой социальной обстановке в городе. Однако к середине 90-х годов, властям удалось восстановить порядок в городе. Видные активисты исламского движения были вынуждены скрыться из страны и влияние исламистов пошло на убыль.

Транспорт

Футбол в Намангане

Лого футбольного клуба «Навбахор»

Футбол - один из популярнейших видов спорта в Намангане. В чемпионате Узбекистана, Наманган представлен клубом «Навбахор». Клуб был основан в 1974 году и сначала назывался «Текстильщик». Однако неудачи, вынудили тогдашнее руководство области, сменить вывеску и клуб переименовали в 1983 году в «Автомобилист», а в 1988 году в «Навбахор». В Советское время, клуб играл во второй лиге чемпионата СССР и особых достижений не имел. По итогам сезона 1990 года, Навбахор сумел выбиться из второй лиги и последний союзный чемпионат 1991 года, «Навбахор» проводил в первой лиге, где занял девятое место. После объявления независимости Узбекистана, клуб прочно обосновался в высшей лиге чемпионата Узбекистана. В 1996 году «Навбахор» стал чемпионом Узбекистана, в сезонах 1993-94-95, 1997, 1999, 2003 и 2004 годов, обладатель бронзовых медалей, а в сезонах 1992 и 1995 годов, обладатель Кубка Узбекистана. В 1998 году победив в финале Кубка Узбекистана ферганский «Нефтчи», «Навбахор» в третий раз завоевав Кубок, навсегда оставил его в клубе. В 1999 году, «Навбахор» стал первым обладателем Суперкубка Узбекистана. Немало игроков «Навбахора», выступало за сборную Узбекистана. В 2006 году «Навбахор» был переименован в «Навбахор-Н». «Навбахор» имеет свой стадион, с одноимённым названием, расположенный в 3-м микрорайоне Давлатабада. Официальный сайт: www.pfc-navbahor.uz

Ислам в Намангане

Наманган, город с сильными мусульманскими традициями. Даже в годы Советской власти наманганские учёные исламисты занимали ведущие посты в религиозных учреждениях Бухары и Ташкента, работали имамами в крупнейших мечетях Центральной Азии. С уверенностью можно сказать, что Наманган и сегодня является центром Ислама в СНГ. За период 1990 - 92 гг., населением города, на добровольной основе и без экономической помощи государства, были воздвигнуты десятки мечетей. В 1997 году, их число в городе достигло 270, а по всей Наманганской области - более 690. При Советской власти (по состоянию на 1 января 1987 г.) в Наманганской области при населении 1,4 миллиона человек было всего 3 действующих мечети, а до Октябрьской революции 1917 года , их было более 400 при населении 180 тысяч человек.

В конце 80-х годов в городе вновь стали возрождаться исламские традиции. Причиной были ослабление Советской власти и паралич коммунистической идеологии. Постепенно город вновь стал одним из исламских центров в Центральной Азии. Видные лидеры радикальной исламской оппозиции Центральной Азии Тохир Юлдаш и Джума Намангани - уроженцы Намангана.

С 1990 года, в мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали собираться приверженцы нового толка ислама, который имел некоторые отличия от традиционного толкования при совершении намаза и отправлении других религиозных обрядов. Их нельзя было назвать ни ваххабитами, ни шиитами, ни суннитами. Мечеть была открыта любому верующему. По началу приверженцы обоих течений сосуществовали мирно, но в большинстве мечетей совместный намаз с приверженцами нового толка воспрещался.

Вокруг мечети Мулло Киргиз (Отауллохон) стали возникать радикальные молодёжные исламские организации. Одной из самых крупных религиозно-политических группировок, функционировавших в Намангане в конце 80-х - начале 90-х гг, стала «Ислом лашкарлари» («Воины ислама»). Своим опорным пунктом они сделали мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). Имамом мечети был яростный сторонник радикального исламского течения ваххабизма Абд ал-Ахад, последователь Рахматуллах Аллама.

Пользуясь общей обстановкой хаоса, сопровождавшей развал СССР , ваххабиты наладили канал получения финансовой помощи от исламских организаций и фондов Саудовской Аравии и стран Персидского залива. На полученные средства стали издавать и распостранять радикальную литературу, вести идеологическую работу. Город не раз посещали иностранные мусульманские проповедники, встречи с которыми проходили при большом стечении народа.

Однако со временем, ваххабиты стали призывать к свержению существующего строя, установлению халифата и введению законов шариата. Были неоднократные призывы к физическому уничтожению неверных, сотрудников правоохранительных органов, коммунистов и их семей. Имелись многочисленные факты запугивания женщин носящих европейскую одежду. В 1990 году, ваххабиты окружив здание Наманганской областной прокуратуры потребовали отдать им все уголовные дела, возбуждённые против их сторонников. Их требование было удовлетворено и полученные уголовные дела были сожжены перед зданием прокуратуры.

Рост количества приверженцев ваххабизма и их активность, стали беспокоить приверженцев традиционного ислама. В 1991 году, это привело к нескольким противостояниям. Несколько раз, тысячи горожан собирались у ворот мечети Мулло Киргиз (Отауллохон), с требованием к её закрытию. По некоторым непроверенным информациям новое течение исламистов в мечети «Отауллохон» и других мечетях было организовано при помощи КГБ СССР в целях разделения верующих на два враждующих лагеря.

После провозглашения независимости Узбекистана, Наманган стал оплотом ваххабизма в Центральной Азии. Центром ваххабистов осталась мечеть Мулло Киргиз (Отауллохон). В этот период наиболее сильной группировкой была «Ислам лашкарлари». Группировка делилась на два крыла:

а) «Адолат» или «Партсъезд-9» . Члены группы присвоив себе функции правоохранительных органов, самовольно занимались поддержанием общественного порядка. При этом юридическими нормами были провозглашены законы шариата. Члены группы неоднократно совершали акты самосуда и убийства сотрудников милиции. Это крыло "Ислом лашкарлари" было разгромлено в марте-апреле 1992 г.

б) «Ваххабиты» . Главное внимание уделяли обсуждению религиозных вопросов. Руководитель - Тохир Юлдаш . Члены организации подразделялись на группы по 20-50 человек. Количество групп доходило до 60. Группа поддерживала связи с Хизб ут-Тахрир .

Также, в 1992-1995 гг, в городе и области действовала группа «Товба» («Тауба»), под руководством Джумы Намангани . Количество членов доходило до 300 человек. Организация, придерживаясь религиозных взглядов, осуждала факты гибели военнослужащих-срочников и неуставных взаимоотношений в армии.

Наибольший размах деятельность ваххабитов достигла в 1992-93 гг. Пользуясь слабостью новых властей, они широко демонстрировали свою силу, занимаясь самосудом, обосновывая свои действия законами шариата. Но в 1993 году, власти начали первый этап борьбы с исламистами. В результате были разгромлены ряд исламских организаций, а их лидер Тохир Юлдаш, вместе с соратниками бежал в

е , один из славных городов Ферганской долины , расположенный в северной ее части в 200 км от Ташкента . Наманган расположен на высоте 476 м над уровнем моря, является административным центром Наманганской области и имеет численность населения - 450 тыс. жителей.

Первая информация о Намангане относится к концу XIV века, известно, что поселение было образовано на границе Ферганской долины , где жили кочующие пастухи и земледельцы.

Официально история города начинает свой отсчет с 1610 года, когда на месте поселения «Намак -кан », что в переводе с таджикского означает «соляная копь » возник город. Он располагался рядом с огромным озером, в котором добывали соль недалеко от каменного моста через Намангансай .
Основным поводом к развитию древнего города послужило сильнейшее землетрясение 1620 года, когда после ударов стихии была разрушена столица Ферганской долины - город Ахсикент , находящийся в 20 км от Намангана . Уцелевшие жители перебрались во вновь образованный город, и через какое-то время это был уже не заштатный городишко, а «Маузи-и-Наманган », то есть город имеющий влияние на окружающие территории.
Так, волею судеб, Наманган стал преемником легендарного Аксикент а . Город быстро развивался, о его статусе говорят имена живших в нем знаменитых философов, ученых и поэтов Востока , таких как: Лутфуллох , Фирдавси , Бабур , Машраб .
В начале XVIII века Наманган вошел в состав Коканд ского ханства .

Огромной вехой в развитии Намангана и его сельскохозяйственных окрестностей стало строительство в 1818-1821 годах канала Янгиарык . Путем поборов и несчадной эксплуатации бесплатной рабочей силы, канал за три года был проложен, а за следующие десять лет углублен и расширен. В это время наступает подъем для городских ремесленников, процветает торговля с Китаем , Бухарой и окрестными племенами кочевников, на новую ступень поднимается шелководство, садоводство и огородничество.

И все же, годы, когда Наманган входил в состав Коканд ского ханства , были не лучшими в его истории. Бесконечные междоусобные войны правителей, подрывали экономику и приводили к обнищанию населения. В июле 1875 года вспыхнуло народное восстание против последнего из Коканд ских правителей - Худоярхана . Бежавший в Ташкент , под защиту русского оружия Худоярхан , спровоцировал военную экспедицию Российской армии вглубь Коканд ского ханства вплоть до Намангана . В 1876 году Коканд ское ханство было ликвидировано, а Наманган стал административным центром пяти уездов области.
После присоединения к России Наманган очень быстро становится крупным промышленным центром Туркестана . Развивается обрабатывающая промышленность, появляются фабрики и заводы, намечается значительный прирост банковского капитала. После соединения Намангана железнодорожной веткой с Коканд ом заметно выросло население города.

С обретением независимости Республикой Узбекистан , многое изменилось в городе и возглавляемой им области. Сегодня это динамично развивающийся промышленный регион. Основными отраслями экономики, являются: шелководство, обработка хлопка, виноделие, химическая промышленность. Процветает туристический бизнес и народные промыслы.
С незапамятных времен Наманган имеет очень сильные религиозные традиции и сегодня его с уверенностью можно назвать центром Ислама в СНГ.

Памятники истории и достопримечательности Намангана.

Медресе Мулло-Киргиз

Медресе Мулло-Киргиз построено в центре города в начале XX века под руководством талантливого зодчего усто Киргиза. Среди местного населения бытует множество легенд о таланте зодчего строившего медресе. Одна из них гласит, что однажды великий усто пил чай и издали наблюдал за работой ученика возводившего стену. Увидев погрешность, он поправил помошника, но тот никак не мог взять в …

Мечеть Ота-Валихон-тура

Мечеть - оригинальный памятник с интересным архитектурно-конструктивным решением, построена в начале XX века недалеко от медресе Мулло-Киргиз. Мечеть представляет собой прямоугольное здание с небольшим входным порталом, украшенным трехчетвертными башнями. Центральный зал перекрыт крупным ребристым куполом, диаметром 13,5 метров. Входные ворота украшает резной звездчатый рисунок, …

Мавзолей Ходжа Амин Кабри

Известный памятник мемориального зодчества XVIII века Мавзолей Ходжа Амин Кабри представляет собой симметричную портально-купольную мечеть, открытую на четыре стороны, которая находится несколько южнее захоронения, обозначенного прямоугольной могильной плитой. Как в общей композиции мечети, так и детализации элементов скрывается потрясающее чувство ритма и пропорций. Зодчий усто …

Аксикент

Городище расположенной на правом берегу реки Сырдарьи в 20 км от Намангана. Город состоял из цитадели, шахристана и рабода. До XIII века Аксикент - самый крупны город Ферганской долины. После разрушительного монгольского нашествия восстановлен в XV веке и стал столицей Ферганы при царствовании Умаршайха, отца прославленного Бабура. В 1620 году полностью разрушен сильнейшим землетрясением. …

"В Намангане народ специфический", - с ухмылкой говорили мне узбеки в других городах. И хотя настоящего, на самом деле весьма оскорбительного смысла этой фразы я тогда не знал, с её буквальным, то есть совершенно нейтральным прочтением, сложно не согласиться. Наманган - областной центр на севере Ферганской долины, в предгорьях Тянь-Шаня, точно напротив показанной Ферганы, в Узбекистане спорит с Самаркандом и Андижаном за звание второго по величине города страны (475 тыс. жителей). Но на карте туристических маршрутов Наманган - белое пятно; из десятка наманганцев дай бог если один владеет русским языком, а в 1990-х город слыл главным в Средней Азии оплотом ваххабитов. Наманганцы действительно живут на очень уж своей волне...

Но в плане достопримечательностей Наманган стал для меня открытием. Это действительно интересный город, но из тех, где дня на осмотр - мало, а больше дня выдержать - сложно. И если и - два разных города, то в Намангане, Андижане, Коканде русский и азиатский исторические центры находятся по соседству, поэтому обо всех оставшихся городах Долины будет стандартная разбивка частей "Новый город" и "Старый город". В рассказе про Наманган - без третьей части.

Если ехать со стороны Ферганы, Наманган буквально выпрыгивает из кишлаков. Сначала в монотонном пейзаже сёл, хлопковый полей, арыков, пирамидальных тополей, придорожных чайхан из дымки проступает пологий склон, на котором виднеется большой город:

А затем сам не успеваешь понять, как оказываешься на его главной площади, и мощный трафик по сигналу светофора возвещает, что вокруг - полноценный полумилионник:

На кадре выше слева ЦУМ, справа ещё какое-то учреждение с весьма впечатляющей мозаикой:

Напротив них мы и покинули коллективное такси, оказавшись у ворот центрального парка, который при Советах был парком Пушкина, а ныне стал парком Бабура. Парк - это и есть композиционный центр Намангана: он был разбит в 1880-х годах на месте срытого Арка (цитадели) как сад генеральского дома, на границе Нового (север и запад) и Старого (юг и восток) городов, и ныне с разных сторон к нему сходится целых 12 улиц, по которым в радиусе 2-3 кварталов разбросана большая часть "пятаков" - лежбищ коллективных такси в другие города Долины.

Едва ли не единственная фотография дореволюционного Намангана, которую я смог найти - видимо, тот самый Дом уездного начальника, при котором и был разбит сад.

Наманган - город по среднеазиатским меркам молодой, и название его переводят то как Соляная копь, то как Новое место. Первые упоминания о нём относятся к концу 15 века, и в последующие полтора столетия сюда планомерно перетекала жизнь из древнего Ахсикента - тогдашней столицы Ферганской долины. В 1620 году Ахсикент окончательно добило землетрясение, и выжившие, включая знать, переселились в Наманган, на несколько десятилетий ставший центром подчинённого в те времна Бухаре Ферганистана. Когда же бухарская власть пошатнулась, здесь старейшины избрали ханом Ашуркула Минга, вскоре погибшего в боях с братом Пазиль-Аталыком за , а затем - его сына Шахруха, перенёсшего ханскую ставку Коканд. О колыбели ханства Намангане, однако, не забывали, и в 1819-21 годаж даже провели туда сложнейший для своего времени канал Янгиарык. Покорённый в 1875 году Михаилом Скобелевым, два года спустя он стал уездным городом Ферганской области, но - одним из крупнейших уездных городов всей Российской империи: на 1897 год здесь жило 62 тысячи человек, впрочем уступая соседнему Коканду. Однако лишь в 1912 году сюда протянули из Коканда железную дорогу, и её появление вызвало натурально взрывной рост - если в 1910 население Намангана оценивалось в 75 тысяч жителей, то к 1916 году он выбился в стотытячники и стал вторым по величине после Ташкента городом всего Русского Туркестана, оставив позади и соседей по Долине, и губернский Самарканд, и эмирскую Бухару. У царского Намангана был очень впечатляющий герб: Три Червя с продолжением в виде Трёх Бабочек - само собой, .

В Наманганский уезд входил заштатный - между прочим, единственный в империи город, где по переписи 1897 года вообще не было русских. При Советах половина уезда, малолюдные горы Тянь-Шаня, отошли Киргизии, а в 1941 году была создана вдвое меньшая по площади Наманганская область, охватывающая северо-западный угол Долины и предгорья, в том числе , связующий Долину с Ташкентом. Важнейший её город после Намангана ныне - Пап (25 тыс. жителей), железнодорожные ворота Ферганы, а в 1980-е годы очаг "Хлопкового дела" - его важнейший фигурант Ахмаджан Адылов с 1960-х годов руководил "папским" агропромышленным комплексом. Сам же Наманган развивался при Советах в первую очередь как центр сельскохозяйственной округи, город текстильных и шёлковых фабрик, разве что из-за несоответствия эпохи не прозванный Туркестанским Манчестером. К постсоветской же истории Намангана вернёмся позже.
Центр Намангана имеет довольно сложную, но очень чёткую структуру, которую не изложить на словах, поэтому дам карту. Красный круг - место, куда мы прибыли в начале поста, а большая часть Старого города остаётся до следующей части:

От оконечности парка пойдём по улице Навои на северо-восток. У края парка, в прямой видимости друг от друга - кинотеатр:

И городской Дом культуры с парой барельефов от древних монархов до мирного атома:

Наманган, как видите, по среднеазиатским меркам весьма богат сталинской архитектурой, наиболее концентрированной как раз в этом районе, прикрывая "фасад" Старого города. Дома на "внешней" стороне улицы Навои:

А что народ здесь особенный - видно невооружённым глазом: даже на фоне остальной долины Наманган выделяется патриархальностью. Большинство женщин здесь ходят в одноцветных длинных платьях и длинных белых платках:

Дом неясного возраста севернее парка - на самом деле уделанное в не столь давние времена дореволюционное здание Русско-Азиатского банка, считавшееся красивейшим в "русском" Намангане:

Примерно там, где когда-то была резиденция уездного начальника, ныне целый городок хокимиятов и других органов областной областной и городской власти. Причём в Намангане нет ярко выраженной главной площади - все они стоят посреди скверов и лужаек:

Здесь же внушительных размеров дореволюционный дом, наверное и строившийся как магазин какого-нибудь текстильного товарищества. На викимапии он значится "Гастрономом на Советской":

На самом деле это даже не дом, а кусочек "единой фасады" из минимум трёх разных домов. Куда делась остальная улица - точно не знаю, скорее всего была разрушена землетрясением в 1926 году. По некоторым данным, это даже и не дореволюционка, а сталинки, причём построенные не до, и не после, а во время войны. Третья секция так наверняка:

Детали. Увы, об исторических памятниках Намангана информации крайне мало, и даже в добротном советском путеводителе по Ферганской долине говорится лишь то, что уездная архитектура Намангана очень провинциальна, без описания конкретных её образцов.

От этих домов виден Наманганский музыкально-драматический театр имени Алишера Навои, одна из самых внушительных сталинок во всём Узбекистане:

Он был основан в 1931 году, а здание, судя по архитектуре - конца 1950-х:

И улица Навои здесь - ни что иное, как граница Старого города, в который пока что зайдём самым краешком - на огромный базар Чорсу, куда от театра можно пройти по забитому, словно сельский "ПАЗик" рано утром, подземному переходу:

Всё-таки удивительная страна Узбекистан, где большинство церквей строились при Советах!

В приходском доме нас встречали как родных, с девушкой из церковной лавки мы обменялись адресами сайтов, и нам предалагали остаться на службу, а после неё и на трапезу, но мы отказались - дотемна я ещё мог бы успеть что-то увидеть в городе. Обратите внимание на то, как девушка из церковной лавки (от меня справа) одета - здесь нет столь характерной для наших краёв воцерковлённой субкультуры, а храмы зачастую объединяют просто русских людей, да и другие далёкие от местных традиций народы от немцев до корейцев и армян. Что и немудренно, когда кругом густые махалли.

Вниз от церкви мы пошли по прямой и шумной улице Ибрата, разумеется, тут же прозвав её улицей "ай, брат!", хотя вообще-то Исхокхон Ибрат был местным просветителем, основавшем типографию в соседнем Туракургане. Дома ниже железной дороги похожи на дореволюционку:

Но даты на них попадаются совсем из другой эпохи:

На карте этот район отмечен как Рабочий городок, но узнать его истории мне так и не удалось. В наличии, однако, и явно дореволюционные промышленные постройки, какие-нибудь мельницы, шелкомотальни или хлопкозаводы:

И бетонные корпуса советских фабрик. Эта, например, обувная, ныне совместная с Пакистаном:

Кадр выше снят с моста через тот самый Янгиарык, проходящий параллельно Северо-Ферганскому каналу. А ещё ниже что-то ДК-образное (на самом деле Дом политпросвещения) и строительный кран на месте сущности, обозначенной на карте как "химический завод".

Это уже улица Боборахима Машраба, ограничвающаяся смыкающийся к парком район хокимиятов. За ней по той же улице Ибрат - старый кирпичный банк, в 1920-м году служивший штабом Михаила Фрунзе. Следующий дом, кстати, тоже на самом деле дореволюционный, и в нём красный командир квартировал:

Загадочная "Ёлочка" по соседству - и вот и думай в забывшем русский язык городе, это правда ёлочка или что-то по-узбекски:

Музей напротив угла парка, под вечер конечно уже закрытый, но судя по размеру здания - вполне достойный посещения:

Явно современный мавзолей Нодима Намангани - узбекского поэта 19 века, коими славилось Кокандское ханство:

Здесь мы замкнули круг, и пройдя парк насквозь, на другой его стороне близ театр поймали маршрутку до Маргиланского пятака на проспекте Бабура, уходящем на юго-восток. До микрорайонов я, как уже говорилось, не доехал, а вот такие вот многоэтажки здесь:

Но они - лишь фасад махаллей:

Выезжали кружным путём, и напоследок я успел кое-как заснять мозаичные фасады огромной шелкоткацкой фабрики на окраине:

Но по ходу повествования с Наманганам пока не прощаемся - в следующей части углубимся в дебри его Старого города.
Там же расскажу и о том, что за шутки у узбеков про "специфический народ".