Орфограммы в приставках с примерами. Гласные в приставках. Развиваем зрительную память

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Учитель: Ребята, нам написали письма герои литературных произведений, вам предстоит их прочитать, исправить ошибки в словах, догадаться кто автор письма. Работать будем в группах. У каждой группы своя карточка со словами. Вспомните правила работы в группах.

Учитель: Какие знания помогли вам правильно выполнить задание?

Ученик: Знание орфограмм в приставках

Учитель: Предположите, экспертами по какой теме мы будем?

Ученик: ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ

Учитель: Правильно. Что мы должны вспомнить по этой теме? (Дети предполагают, учитель обобщает ответы и уточняет цель урока).

Учитель: Сегодня повторим все известные орфограммы в приставках и способы их проверки.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Учитель: Самостоятельно прочитайте в учебнике упражнение № 136 на странице 128.. Что нужно сделать в этом упражнении?

Упражнение 136.

Запиши слова данными группами.

    Насыпь, накрепко, натканный;

    Пропуск, прорубь;

    Подпись, подпол;

    Донизу, досуха, доверху;

    Отпуск, оттепель, отсвет;

    Повар, познанный, помысел;

    Заводь, загнанный, засуха.

Поставь в словах ударение. На какую часть слова падает ударение?

Выдели эту часть. Открой обратный словарь на – ь, на – ать.

Найди слова с приставками, для которых слова из этого

упражнения являются проверочными. Допиши по одному слову в каждую группу.

Ученик: Записать слова данными группами. Поставить в них ударение. Выделить ту часть, на которую падает ударение. В обратном словаре найти слова с приставками, для которых слова из этого упражнения являются проверочными.

Учитель: Что будет выступать помощником в этом упражнение? (Обратный словарь) Выполнять задание будем индивидуально, и оно будет разное. Ребята, у которых на партах приклеен красный квадрат, выполняют задание 1 и 2, у кого желтый-1,2,3, у кого зеленый -1,2,3,4.

Учитель: прочитайте первое задание. Кто дописал другое слово?

Прочитайте второе задание. У кого по другому? и т.д.

Какую орфограмму мы вспомнили в этом упражнении?

Ученик: Безударный гласный в приставке.

Учитель:Молодцы, вы справились с заданием. И, чтобы дальше так же хорошо работать, надо отдохнуть.

Гимнастика для глаз

Ученик: Надо списать текст, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть слова, в которых орфограммы в приставках.

Учитель: Выполним упражнение в парах по рядам. Первый ряд записывает 1 и 2 предложения, 2 ряд-3,4 предложение, 3 ряд -5,6,7 предложения.

Назовите, какие орфограммы в приставках вы встретили.

Какие еще орфограммы в словах вы нашли?

Ученик: Безударный гласный в корне, проверяемый ударением в словах пока залась, говорит, темнота. Правописание окончаний существительных в единственном числе (в небе), правописание окончаний глаголов (воет), правописание частицы ся (заслушаться)

Учитель: Мы исправили все пропуски, и теперь мы будем художниками. У каждого на столе лежит лист, разбитый на треугольники. В треугольниках записан номер слова, которое я буду называть, если в слове приставка рас-, вы закрашиваете треугольник синим цветом, если раз- то зеленым. Обсуждаем в группах.

Растопить, размолоть, развертеть, растаять, развеять, разбить, расстелить, расчертить

Учитель: Сделайте вывод: как пишутся приставки, оканчивающиеся на з/с?

Ребята, наш урок подошел к концу.

Какую цель вы ставили перед собой?

Достигли ли вы цели?

Нас, как экспертов, ждет задание на дом. Написать по 5 слов на каждую из изученных орфограмм в приставках.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Это большое сердце – знак того, что я очень довольна совместной работой на уроке.

У вас на парте лежат 3 маленьких сердечка: красное – если вы довольны своей работой на уроке и можете научить товарища; розовое – если у вас нет вопросов и вам все понятно; синее сердечко – если у вас остались вопросы. Прикрепите ваши сердечки на большой плакат, и мы увидим, как сегодня поработали.

Работа с орфограммами

    Прочитай слово.

    Определи, в какой части слова содержится орфограмма:

    в приставе: п(а,о)ехали, (а,о)т(а,о)шли ;

    в корне: обл(а,о)ко, м(а,о)сты, гри(б,п), радос(т)ный, птич(ь)и, а(л,лл)ея ;

    в суффиксе: мал(е,и)нький, замоч(е,и,)к, утре(н,нн)ий, коллекцио(н,нн)ый ;

    в окончании: весенн(и,е)е солнце, думаеш(ь) ;

    на стыке приставки и корня: по(д,дд)ержал, в(ъ,ь)ехал ;

    на стыке корня и суффикса: осе(н,нн)ий, дли(н,нн)ая .

    Если орфограмма в приставке, вспомни, какие приставки есть в русском языке: у, в (во), с (со), вы, из (изо), за, на, над, о, об (обо), от (ото), по, до, под, про, пре, пере, при(поехали, отошли). Приставка – часть слова, которая служит для образования новых слов.

    Если орфограмма в корне, определи - какая:

    непроверяемая безударная гласная (словарные слова) - вспомни, как пишется это слово, или посмотри в словаре (облако) ;

    проверяемая безударная гласная –

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Поставь под ударение!

(мост – мосты)

    парный согласный звук –

Если слышишь парный звук

Будь внимателен, мой друг.

Звук согласный проверяй:

Рядом гласный подставляй! (Или звук Н)

(грибы, грибной – гриб)

    непроизносимый согласный звук – измени слово, поставив к нему вопрос ЧТО? (радость – радостный) , ЧТО ДЕЛАТЬ? (опаздывать – поздно) , КАКОВ? (прекрасен – прекрасный)

    разделительный мягкий знак – если после согласного перед гласным (е, ё, я, и, ю) слышится звук [Й], значит здесь пишется разделительный Ь ([пт"ич"й"и] – птичьи, [руч"й"и] – ручьи, [в"й"уга] – вьюга)

    удвоенные согласные – если согласный звук долгий – пиши удвоенную букву (суббота, аллея, Россия, класс, теннис, ванна, колонна, сумма, килограмм, аппетит, грипп, Филипп, коллекция, хоккей, жужжит, дрожжи, группа, Анна, шоссе, профессия, касса, масса, кросс, кроссворд, кроссовки, Кирилл, металл, миллиметр, программа, орфограмма, аппетит, аккуратный, суффикс) .

    Если орфограмма в суффиксе, вспомни, какие суффиксы есть в русском языке.

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

(маленький, утренний, коллекционный)

Суффиксы –ик, -ек проверяются так: измени слово по вопросу НЕТ ЧЕГО? Если гласный звук перед К исчез, значит пишем Е, если остался на месте, значит пишем И (нет замо чк а – замоч е к, нет ключ и ка – ключ и к)

    Если орфограмма в окончании, вспомни правило написания:

а) родовых окончаний прилагательных - солнце – ср.р ., в ед. ч. весенн ее (ое) , машина – ж.р ., в ед.ч. красив ая (яя) , путь – м.р ., в ед.ч. долг ий (ый);

б) личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени – думаешь, держишь.

в) слышишь звуки [цы] в конце слова – пиши после Ц букву Ы (щипцы, концы ), слышишь звуки [цы] в середине слова – пиши после Ц букву И (цирк, акция ). Помни о словах – исключениях: цыц, на цыпочках, цыплёнок, цыган, цыкнуть .

7 . Помни, на стыке приставки и корня может быть орфограмма удвоенной согласной (поддержал), когда приставка кончается, а корень начинается на одну и ту же букву!

После приставки на согласную перед буквами е, ю, ё, я пишется разделительный Ъ (въехал, подъезд, объявление) .

    Будь внимателен с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса, когда корень кончается, а суффикс начинается на одну и ту же букву! (осенний, длинная)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос КТО? (одушевлённые) ЧТО? (неодушевлённые) и обозначает предмет. Бывают мужского рода - (чей?) он мой, женского рода - (чья?) она моя, среднего рода – (чьё?) оно моё.

Имена существительные изменяются по числам и падежам. В предложении бывают подлежащим, дополнением, обстоятельством.

Имена существительные бывают 3 склонений

1 склонение

2 склонение

3 склонение

м.р., ср.р.

мама, дядя

стол, солнце

площадь, дочь

ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? И обозначает признак предмета.

В предложении – определение.

Начальная форма для прилагательного – это ед. ч., Им. п., м.р.

Прилагательные всегда связаны с существительным. Прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит (листья - мн.ч. осенние - во мн. ч, море – ср.р., в ед.ч синее – в ср.р., в ед.ч)

Род имён прилагательных

Род

Окончание

Пример

Мужской (какой?)

новый (урок)

Женский (какая?)

крупная (рыба)

Средний (какое?)

правое (плечо)

Множественное число

красивые (цветы)

синие (карандаши)

Склонение имён прилагательных

Падеж

М.р.

Ж. р.

Ср. р.

И. (какой? какая? какое?)

Р. (какого? какой?)

Его, -ого

Его, -ого

Д. (какому? какой?)

Ему, -ому

Ему, -ому

В. (какого? какую?)

Его (ий),

Его (ее),

Т. (каким? какой?)

П. (о каком? о какой?)

ГЛАГОЛ

Глагол - это часть речи. Глаголы обо­значают действия предметов и отвеча­ют на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕ­ЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

Глагол изменяется по числам: един­ственное и множественное (думает – думают) . В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым и подчёркивается двумя линиями.

Глагол имеет начальную (неопреде­лённую) форму, которая отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕ­ЛАТЬ? Глаголы неопределённой формы имеют окончание -ТИ, -ТЬ.

В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак (беречь, печь) . В данном случае окончание нулевое, а ЧЬ входит в основу слова.

Глаголы изменяются по временам (настоящее, будущее, прошедшее).

Глаголы прошедшего времени пока­зывают, что действие происходило до момента речи, и отвечают на вопрос ЧТО ДЕЛАЛ? (говорил, смотрел). У глаголов прошедшего времени есть постоянный суффикс - Л.

В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и перед -ТЬ в неопределённой форме (веять - веял).

Глаголы прошедшего времени изме­няются по числам: единственное чис­ло - работал , множественное - работали.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам Мужской род - что делал? работал; женский род - что делала? работала; средний род - что делало? работало.

Глаголы во множественном числе в прошедшем времени по родам не изме­няются.

Род глагола прошедшего времени оп­ределяется по роду имени существи­тельного, с которым он связан в предло­жении . (В саду играл котёнок. Свети­ло солнышко. Весело зеленела травка.)

женский род - окончание -а;

мужской род - нулевое окончание;

средний род - окончание -о.

Глагол настоящего времени показывает, что действие происходит в момент речи (ЧТО ДЕЛАЮ?: говорю, смотрю).

Глагол будущего времени показыва­ет, что действие произойдет после мо­мента речи (ЧТО СДЕЛАЮ?: поговорю, посмотрю). Это простая форма глагола будущего времени. Глаголы будущего сложно­го времени отвечают на вопрос ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ?: будут играть (сложная форма состоит из двух слов).

Глаголы настоящего и будущего вре­мени имеют свои личные окончания: -У, -Ю, -ЕМ, -ИМ, -ЕШЬ, -ИШЬ, -ЁТЁ, -ИГЕ, -ЕТ, -ИТ, -УТ, -ЮТ, - AT , -ЯТ,

Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? или ЧТО СДЕЛАЕТ?, то пе­ред - СЯ буква Ь не пишется: он ЧТО ДЕЛАЕТ?; учится.

Если глагол отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? или ЧТО СДЕЛАТЬ?, то гла­гол стоит в неопределённой форме и в нём перед - СЯ пишется буква Ь: надо (ЧТО ДЕЛАТЬ?) учиться.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

I спряжение

Все глаголы на - ать, - ять, - оть , - уть, - еть, - ыть

(кроме 11 глаголов исклю-чений), а также глаголы на

Ить: брить, зиждиться, стелить

II спряжение

глаголы на -ить (в неопре-делен­ной форме), а также 11 глаголов: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть.

Личные окончания глаголов

Урок на тему «Орфограммы в приставках»

Цель урока : систематизировать и обобщить правила правописания слов с орфограммами в приставках; совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

Оргмомент.

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей (своих коллег). Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Для того, чтобы настроиться на урок, мы оценим настроение, с которым вы сегодня приступаете к работе.

А Б В Г Д Е Ж

Ваше настроение, с которым вы сегодня приступаете к работе

Для начала вспомним «Стилистические фигуры речи»

Задание. Найдите спрятанные слова (первые буквы выделены). Запишите их в тетради.

Развиваем зрительную память.

1) гроссмейстер

2) иероглиф

3) идиллия

4) дистиллированный

5) времяпрепровождение

6) грейпфрут

7) аккомпанемент

В течение 1–2 минут изучите написанные слова, обратите особое внимание на те, в которых вы могли бы сделать ошибки (найдите «ошибкоопасные» места).

Выполним следующее задание. Вспомните и запишите в тетради слова в следующем порядке:

1) слово под номером 2; (иероглиф)

2) слова, в котором две буквы Л; (идиллия, дистиллированный)

3) слово, в котором есть приставка пре; (времяпрепровождение)

4) слово, в котором есть буква Ф; (грейпфрут)

5) слово, в котором две буквы С; (гроссмейстер)

6) слово, начинающееся на а , с двумя к в середине; (аккомпанемент)

Меняемся тетрадками, проверяем работу соседа.

Сегодня на уроке мы будем повторять орфограммы, которые прошли на предыдущих уроках. Потому что Повторенье – мать (чего?) ..(ученья).

Что вы помните о приставках? Что это такое? (часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов) Приставку называют ещё префикс.

ПРЕФИКС (франц. prefix, от лат. praefixus - прикрепленный впереди) (приставка), часть слова, стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Какие правила на правописание приставок мы знаем?

(вспоминаем правило)

Из приведенного списка слов, юноши, выберите слова с приставкой от- , а, девушки, с приставкой о- : отбор, отведать, отвердеть, отвернуть, отгул, отель, откусить, отлив, отпечаток, отравление, отрезок, отряхнуть, отупеть, отцовский, отчизна.

Ответ:

Пояснение: в словах отель, отцовский и отчизна нет приставки.

Синтаксический анализ предложения.

Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь..

Учащиеся самостоятельно выполняют синтаксический анализ предложения.

После выполнения задания осуществляется проверка и дается характеристика предложения (по цели высказывания – повествовательное; по интонации – невосклицательное; по количеству основ – простое (одна грамматическая основа предложения); по наличию главных членов – двусоставное; по наличию второстепенных членов – распространенное; осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием)

Морфологический разбор сущ. Крестьянин (нариц., одуш., конкр., м.р., 2 скл.; в им.п., ед.ч. Обновляет (кто?) крестьянин.

Во время диктовки заполните слева направо перфокарту – табличку. В каждую клеточку квадрата вписывается одна из двух букв (Ъ или Ь в зависимости от принятого решения).

По окончании работы соедините линией (Ъ), в результате чего получается определенный рисунок. Если получившийся рисунок совпадает с проверочным рисунком – ответом, то задание выполнено правильно.

Задание 1. Решите, что напишете, – ь или ъ.

1. Подъем, адъютант, вьюнок, бильярд, вьюшка.
2. Пьедестал, предъюбилейный, обезьяна, павильон, семь.
3. Батальон, съестной, изъян, объявление, четырехъярусный.
4. Серьезный, съехать, рельефный, фортепьяно, съезд.
5. Семья, объект, разъединить, въедливый, безъязыкий.

Соедините клетки, в которые вписали Ъ. (Должен получиться Ъ)

Сейчас идёт к доске _____________

А остальные в тетрадках выполняют упражнение 123 (учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи”).

Задание: Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.

1. Пр…клеить,

2. пр…милый,

3. пр…мирение,

4. пр…сыщение,

5. пр…школьный,

6. пр…открыть (дверь),

7. пр…успеть,

8. пр…града,

9. пр…встать,

10. пр..красный.

Запись в тетрадях:

2. премилый,

4. пресыщение,

7. преуспеть,

8. преграда,

10. прекрасный.

Выполняем кроссворд

По горизонтали:

3. Помеха. 4. Возражать. 5. Доверить. 7. Швейцар.

8. О супе, в котором мало бульона. 10. Длительное нахождение где — либо.

11. Учитель. 12. Вымышленные добавления к рассказу.

По вертикали:

1. Замешать кого-либо в историю. 2. Поступить в высшей степени благородно.

3. Укротить. 4. «Перестань!» 5. В высшей степени затейливый.

6. Слегка поднимать (просторечная форма). 7. Препятствие.

9. Пересилить. 10. Остановить процесс.

По горизонтали:

3. Препона. 4. Препираться. 5. Препоручить. 7. Привратник. 8. Прегустой. 10. Пребывание. 11. Преподаватель. 12. Прикрасы.

По вертикали:

1. Припутать. 2. Предостойно. 3. Приручить. 4. Прекрати. 5. Причудливейший. 6. Приподымать. 7. Преграда. 9. Превозмочь. 10. Пресечь.

Самооценка настроения в конце работы:

Ваше настроение, с которым Вы закончили работу на уроке.

Выставление оценок. Домашнее задание.

Орфограммы в приставках. Три группы приставок. Правила правописания.. и получил лучший ответ

Ответ от
1.




2. Буквы З, С на конце приставок

3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.



4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях


ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.

Ответ от Алина Зинина [новичек]
1.
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -З, -С)
Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.
Для них характерно традиционное написание.
2. Буквы З, С на конце приставок
2. Буквы З, С на конце приставок
В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими - С. Приставки З- в русском языке нет.
3. Буквы О, А в приставках
РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
3. Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-.
В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А.
4. Буквы Е, И в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
4. Буквы Е, И в приставках
5.НЕ и НИ в местоимениях и
отрицательных наречиях
5.НЕ и НИ в местоимениях и отрицательных наречиях
В неопределенных и отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения - НИ.
ПРЕ-, ПРИ-.
Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.