Потомки птолемеев. Династия птолемеев или эллинистический период. Фараон новой династии Птолемей II Филадельф

5-02-2017, 17:07 |

Династия Птолемеев


создал государство по территории превосходивших многих. Он внезапно умер, так и не успев навести порядок внутри страны. Македонского назвали «Царем Азии» так как в его состав вошли множество завоеванных государств. В том числе и Египет. Расширять далее государство не было смысла. Так как все территории входили в состав одного государства только благодаря авторитету одного лишь Александра.

Если бы он стал далее расширять территорию, то это грозило потерей других уже завоеванных территорий. Все завоеванные государства отдавал под покровительство своих соратников. Так территория Египта, которая находилась на окраине, была отдана Птолемею. После смерти Птолемею не составило особого труда укрепиться на этой территории. Итак, в Древнем Египте стала править династия Птолемеев.

Укрепление династии Птолемеев на троне


Птолемей после смерти Македонского признал престол за его новорожденным сыном Александром IV. Сохранились некоторые сведения, по которым от имени младенца был издан указ, по которому династия Птолемея укрепилась в Египет, и правила там по воле царя Александра IV.

В 309 г. жена и его маленький сын были убиты. Это означало, что все земли прежде огромного государства оказались без законного правителя. В том числе и Древний Египет. Птолемей это прекрасно понимал. Но форсировать события не стал. Лишь только через некоторое время он возложил на себя обязанности монарха, то есть стал фараоном. Теперь уже официально Птолемей и его династия стали управлять в Египте.

О том, что Птолемей именовал себя фараоном, говорит археологическая находка одной из печатей. Там Птолемей был изображен в фараоновой одежде. Еще его имя писалось в документах таким же способом, как и имена предыдущих фараонов. Для того чтобы стать фараоном нужно провести специальные церемонии. Но до нас не дошли какие-либо подтверждения об этом. Хотя мы не можем утверждать, что таких церемоний не было. В свое время Птолемей находился с когда того возводили в фараоны. Наверняка Птолемей понимал насколько это важно для укрепления сейчас его династии. Вряд ли египтяне стали его почитать фараоном без специальных обрядов. Так что, скорее всего он церемонию проводил.

Когда только Птолемей прибыл в Египет, то повел себя там по-хозяйски. Казнил тамошнего сатрапа Клеомена. Видимо видел в нем соперника. Однако народ не взбунтовался. К тому времени алчный Клеомен настолько высоко взвинтил налоги, что его многие уже недолюбливали. К тому же он без почтения относился к храмам и его служителям. А еще сплошь и рядом нарушал всевозможные традиции Древнего Египта. Казнив Клеомена, египтяне увидели в Птолемее защитника их интересов.

Начало правления Птолемеевой династии

После своего восшествия на трон фараона Птолемей стал восстанавливать храмы, а параллельно возводил новые. Это играло на рост его авторитета среди всего населения Египта. Так он проводил политику по возвращению на территорию Египта очень важных культурных ценностей. Их в свое время вывезли еще персы. Такая политика Птолемея была очень дальновидной. Новый фараон понимал, что невозможно управлять каким-либо государством только лишь с позиции силы. Ля успешной организации управления в стране нужно было заручиться поддержкой своих подданный. Только тогда государство будет нормально функционировать.

Птолемей добился, чтобы тело доставили в Мемфис и там же захоронили. После этого он согласно религиозным канонам стал фараоном. По египетским правилам нынешний фараон берет силу у предыдущего. То есть Птолемей I взял силу у Македонского. Многие египтяне всех рангов были благодарны Птолемею. Он выгнал из Древнего Египта персов, которые вели себя здесь нагло и жестоко. А сам фараон из Македонского сделал культ. С его изображением стали выпускать монеты, ну а главным оплотом Александровской культуры стала Александрия. После кончины Птолемея I на престол вступил его сын Птолемей II.

Фараон новой династии Птолемей II Филадельф


Птолемей II пошел дальше в развитии культа . Он создал легенду, что отцом Птолемея I был не Лаг, а Филипп II. Таким образом, Птолемей I стал братом Македонского. И каждый в день празднества Македонского, боготворили и Птолемея I, а значит и нынешнего фараона. Кроме этого в первые двадцать с лишним лет правления Птолемея II чеканились золотые и серебряные монеты с изображением его отца.

Также Птолемею I было дано к имени еще и прозвище - Сотер, т.е. спаситель. А Птолемей II носил прозвище Филадельф. И так сложилась традиция, что каждый последующий правитель этой династии носил какое-либо прозвище - Эвергет, Филопатор, Эпифан, Филометр и так далее. Все Птолемеи, а их было больше десяти, свято соблюдали египетские традиции. Для вступления на трон он проходили специальную церемонию. Обычно это было в Мемфисе, главном городе Египта.

Даже когда предстояло пора приносить жертвы, то Птолемеи специально прибывали в Мемфис, там например, они участвовали в жертвоприношении богу Апису. Вообще династия старалась соблюдать все религиозные правила. И их поведение не вызывало нарекание у подданных. Не смотря на то, что все Птолемеи по этническому происхождению являлись македонцами. Но правление в Египте не было по македонскому образцу никогда.

Интересно обстоят дела с прозвищами фараонов. Так каждое из прозвищ имело свое значение. Птолемей II Филадельф - любящий сестру; Птолемей III Эвергет - это значит благодетель; Птолемей IV Филопатор - обозначает, что любит своего отца; Птолемей V Эпифан- то есть Великолепный. А вот Птолемей XII выделялся роскошным дополнительным прозвищем, оно состояло из нескольких слов - Теос Филопатор Филадельф Новый Дионисий.

Монархия Птолемеевой династии


Новые открытия в области истории Древнего мира позволяют более подробно рассмотреть, какой же властью обладала династия в Древнем Египте. Все-таки многие данные указывают, что Птолемеям не удалось создать сильное государство монархического типа. Дело в том, что в администрации фараона сидели македонцы. А вот на местах в государстве управляли египтяне. Это привело к расколу власти. Зачастую египетские управленца проводили свою политику в пределах одной территории очень обособленно от фараона. Могли свободно принимать решения.

Как же тогда Древний Египет так спокойно развивался? Дело в том, что практически всем Птолемеям удавалось договариваться об отношениях с местной египетской знатью. Найдя такой компромисс, они могли жить вместе спокойно. Сами египтяне относились с осторожностью к власти македонской династии. Там где налоги были высоки - происходили бунты. Но это было не очень то и существенно. Птолемеи привлекли на свою сторону жрецов. Давая большие пожертвования храмам. Таким образом, искусно ведя дипломатическую политику между разными слоями населения, династия так долго смогла удержать там власть.

Династия Птолемеев видео

Название "Египет" происходит от древнегреч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus, восходящего, вероятно, к одному из местных наименований г. Мемфиса "Хеткаптах" «Дом души Птаха», произносившемуся, видимо, «Хи-Ку-Птах», что по-гречески произносилось как Айгиптос. Сами египтяне называли свою страну "Кемет" -"Черная", противопоставляя её таким образом "Красной" пустыне.

Эллинисти́ческий Еги́пет, иначе Еги́пет Птолеме́ев (332 до н. э. - 30 до н. э.) - эллинистическое государство, образованное на территории Египта после распада державы . Столицей Эллинистического Египта стал основанный город Александрия (Египетская) в дельте Нила, ставший одним из основных центров греческой эллинистической культуры. Первый правитель государства, диадох Птолемей I, использовал местные традиции, сохранившиеся от династического периода, для закрепления своей власти и основал династию Птолемеев. Эллинистический Египет просуществовал до римского завоевания в 30 году до н. э., после чего стал провинцией в составе Римской империи.

При разделе империи Александра Египет достался («Спасителю», 305-282 до н. э.), сыну македонского аристократа и соратнику царя. Осторожному и дальновидному Птолемею удалось привезти в Египет тело Александра, которое было погребено в святилище Аммона в оазисе Сива, что поставило Египет на особое место по сравнению с царствами остальных диадохов. Монархическая форма правления, характерная для Востока с древнейших времен и воспринятая , короновавшимся фараоном, была продолжена Птолемеями.

В течение всего 3 века трон переходил по наследству от отца к сыну. Обеспечив господство греческой прослойки, Птолемей I проводил политику сближения двух культур, установив культ синкретического бога Сераписа. Задумав превратить Египет в центр культуры и искусств, Птолемей основал в Александрии знаменитый Мусейон с прославленной библиотекой. Сын Птолемея I - Птолемей II Филадельф (285-246 до н. э.) - продолжил внутреннюю и внешнюю политику отца. Женатый на собственной сестре Арсиное II (фактической правительнице Египта), что было в духе древнеегипетской традиции кровнородственных браков внутри царской семьи, Птолемей II установил культ в построенных в ее честь храмах.

Культ Арсинои отправлялся в Мендесе, в Саисе, Мемфисе, Фаюме (город Арсиноя) и в Фивах. В Александрии, на мысе Зефирии, был также построен храм Афродиты Арсинои. На острове Филе культ царицы слился с культом Исиды. Птолемей II повелел перевезти прах Александра Великого из оазиса Сива в Александрию, где он был захоронен в гробнице в отделении царского дворца Сема. Первые два Птолемея провели денежную реформу, введя монетную систему, которая отсутствовала в традиционной древнеегипетской культуре эпохи Нового царства. При Птолемее Филадельфе (правил в 285-246) - покровителе ученых и поэтов, Мусей и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Был построен и Фаросский маяк.

Будучи способными организаторами, Птолемей I и Птолемей II создали централизованную систему управления государством с сильной административной властью. Рост и упрочение царства привело к быстрому превращению Александрии в крупнейший торговый и культурный город Востока. Основной опорой новой династии были греки и македоняне, являвшиеся держателями царской земли (клерухии). Среди египтян Птолемеи в основном опирались на жречество, предоставляя ему привилегии и одаривая вновь возводимые храмы в честь египетских божеств. Желая укрепить свое влияние и заручиться поддержкой египетского жречества, цари из династии Птолемеев строили храмы, планировка и архитектура которых восходили к типу храма, выработанному еще в эпоху Нового царства.

При Птолемее III Эвергете (246-222 до н. э.), покровительствовавшего, как и отец, ученым, государство Птолемеев находилось еще в зените своего могущества, однако при последующих правителях начался упадок, сопровождавшийся народными волнениями и порчей монеты. Египтяне протестовали не только против конкретной династии, но против поставленных в привилегированное положение греков и поддерживавших их жрецов. Во 2-1 вв. до н. э. Египет, раздираемый политическими интригами при дворе, бюрократическим произволом на местах и социальными выступлениями египетского населения, вступает в экономический кризис. Последней выдающейся представительницей династии Птолемеев являлась Клеопатра VII (69-30 гг. до н. э.). В действительности Клеопатра не была столь красивой, как стали считать позднее, но эта царица обладала обаянием и решимостью, которые помогли ей привлечь на свою сторону Юлия Цезаря, а затем и Марка Антония. С 51 Клеопатра правила страной совместно с братом и супругом Птолемеем XIII, но после его смерти между ней и ее младшим братом Птолемеем XIV разгорелась острая борьба за власть. В борьбе за трон Клеопатра прибегла к помощи Цезаря, любовницей которого она стала. В пожаре, возникшем в Александрии в ходе восстания жителей города против гарнизона Цезаря (48 г. до н. э.), погибла большая часть знаменитой Библиотеки. Цезарю удалось взять верх и посадить Клеопатру на египетский трон, однако Египет сохранил независимость от Рима.

Родившийся в 47 году от Цезаря (во всяком случае, так было объявлено царицей) и Клеопатры сын - Птолемей XV Цезарион, объявленный сыном Исиды, укрепил позиции царицы, хотя был лишь номинальным соправителем. После смерти Птолемея XIV и убийства в 44 г. Юлия Цезаря Клеопатра единолично правила Египтом. В разгоревшемся между Марком Антонием и внучатым племянником Цезаря Октавианом конфликте, Клеопатра, мечтавшая о создании эллинистической восточной империи, приняла сторону сподвижника Цезаря, заключив с ним союз. Антоний и Клеопатра объявили себя божественной парой - Осирисом (Дионисом) и Исидой. Однако недальновидная политика Антония, вступившего в брак с Клеопатрой и подарившего ей Крит и Киликию, вызвала возмущение в Риме и привела к войне между Антонием и Октавианом.

Война, начавшаяся между недавними союзниками, привела к разгрому объединенных сил Клеопатры и Антония в морской битве у мыса Акций 2 сентября 31 г. Антоний и Клеопатра скрылись в Александрию, где полководец, считавший войну проигранной, впал в отчаяние и покончил с собой. Клеопатра, тщетно рассчитывавшая на свои чары, чтобы не участвовать в триумфе Октавиана, была вынуждена последовать примеру своего мужа. Детей Антония и Клеопатры (и Цезариона как особенно опасного претендента на трон) Октавиан приказал убить. Вступление легионов Октавиана в Александрию в августе 30 положило конец независимости Египта, включенного в римские владения на правах особой провинции, управляемой императорским префектом.

Цари Египта (305 - 31 до н. э.)
Столица Александрия.:

331

Птолемеи (Лагиды)

282 - 246
246 - 222
222 - 205
205 - 180
180 - 170
163 - 145
145 - 144
144 - 131
81 - 80


(совместно)

80

Завещание царя было готово задолго до его смерти, и его содержание не являлось тайной. Наученный горьким опытом, Птолемей постарался заранее исключить какие-либо сомнения относительно своей последней воли. Он составил документ в двух экземплярах. Один был послан в Рим для хранения в государственном архиве (по некоторым соображениям этот экземпляр временно находился у Помпея), а второй хранился в Александрии. Исполнителем своей последней воли монарх назначил римский народ, заботам которого он поручил свою страну и семью. Конечно, это было полным отказом от самостоятельности, но вместе с тем и уловкой, которая должна была защитить Египет от возможных попыток беспринципных римских политиков захватить страну.

Своими преемниками царь назначил старшего сына, Птолемея XIII, которому было тогда десять лет, и старшую дочь, восемнадцатилетнюю Клеопатру, ставшую седьмой царицей с этим именем в династии Птолемеев. Брат и сестра должны были вступить в брак и разделить египетский престол.

Браки между братьями и сестрами были нередки в Египте еще при фараонах. Такая практика существовала не только в правящих домах, но и в простых семьях, где при этом, как правило, имелись в виду имущественные соображения. Религия поддерживала и освящала эту традицию. В мир богов переносились семейные обычаи людей: Исида была сестрой и женой Осириса, бог земли Геб был женат на своей сестре, богине неба Нут, и так далее.

Если царь был в глазах египтян Осирисом, то царица – богиней Исидой. Клеопатра ведь с детства отождествляла себя с Исидой.

Фараоны, а затем Птолемеи женились на своих родных или единокровных сестрах главным образом по политическим соображениям – опасались, что принцесса крови, выйдя замуж за аристократа, увеличит число возможных претендентов на престол. С точки зрения династической в этом был определенный смысл. Биологически же браки внутри одной семьи на протяжении нескольких поколений таили в себе определенную угрозу.

Браки между родными братьями и сестрами были совершенно не понятны грекам. Значит, Птолемеи следовали здесь египетским традициям.

Дважды Клеопатра будет заключать браки со своими братьями. Однако, может быть, именно кровосмесительные браки и вызовут в царице ненависть к своим братьям-мужьям, толкнув ее на убийство.

Клеопатра уже тогда, видимо, решила идти до конца по пути отца к единоличной власти, хотя...

Она видела, что не было человека, который провожал царя в последний путь искренними слезами. В глазах собственной семьи он был прежде всего убийцей своей дочери Береники. Хотя жители Александрии в свое время сами призвали его на трон, они впоследствии в нем видели лишь тирана, силой навязанного римлянами. Для своих подданных Птолемей был угнетателем, отнимавшим у народа последние крохи, чтобы насытить алчность римских покровителей. Единственное, что он приобрел благодаря щедрости по отношению к храмам и наделению их правом убежища, – это нейтралитет жрецов.

Кажется, ни один из предшественников Птолемея XII не наделял храмы правом убежища так щедро, как он. Одновременно храм освобождался от всех податей и повинностей.

Наконец, римляне считали его типичным восточным деспотом: трусливым по отношению к сильным, тираном для беззащитных. Искренне сожалели о монархе, может быть, только члены дворцового хора и оркестра.

Каким же видела отца та, которая примет от него трон и будет до конца жизни настаивать на самостоятельном правлении?

Птолемей XII, безусловно, не видел никакого выхода и спасения ни для себя, ни для своего царства. Египет мог существовать только в качестве римского сателлита, и только слабость давала возможность уцелеть. Рим допускал существование лишь таких государств, которые ни при каких обстоятельствах не могли стать для него опасными. Поэтому единственное, что оставалось Птолемею, – это постараться как можно дольше сохранить для себя и своих потомков выгодную должность царя милостью Рима, пока великодержавный молох не поглотит все.

В борьбе за трон он не останавливался ни перед чем – подкупал, плел интриги, убивал даже своих близких. Это была борьба за существование. Он не имел никакой политической программы, достойной этого наименования. О какой политике может думать бессильная пешка?

Может быть, поэтому основным и наиболее важным занятием царя была игра на флейте. Во времена, когда нет возможности оказывать хотя бы малейшее влияние на ход исторически важных событий, лучший способ примирения с судьбой – найти занятие, которое позволяет развеяться, никому не приносит вреда и не вызывает подозрений. Птолемей играл на флейте.

Клеопатра, не отказываясь от политики отца, отличалась боле широким кругозором и непомерным честолюбием.

Она тщательно изучила историю царствования своей семьи, особенно деда и отца. Многое в истории их царствования было для нее непонятным, но привлекательным. Многое она потом примет как собственные мысли и убеждения. Почему так хладнокровно она убьет свою единокровную сестру? Почему так будет ненавидеть братьев? Почему так будет стремиться к единовластному правлению?

Клеопатра хотела править в традициях абсолютной монархии, опираясь на правление Александра Македонского, когда монарх являлся генератором законов в своем государстве, а государство рассматривал как своего рода частную собственность. Она считалась царицей вообще, а не просто царицей Египта, как именовали ее многие. Мысль о том, что ее власть ограничена только территорией Египта, была ей невыносима. Не соглашался с этим и ее предок, у которого она училась править, Птолемей I, знаменитый полководец Александра.

Все поколения Птолемеев стремились расширить свои земли, ведь это означало расцвет державы. Клеопатра не была исключением.

Она гордилась Александрией. Величие этого города, величие Египта вскормили ее тщеславие, воспитали поистине царственные мысли. Она гордилась знаменитым Фаросским маяком и Александрийской библиотекой, пирамидами и сфинксами, богами и блистательными фараонами. Мусейон и библиотека превратились в научный центр Средиземноморья, где ученые жили и работали за счет государства, получая заказы от царей, которые и сами были образованными людьми.

Династия Птолемеев

Птолемей I не собирался ограничить свои владения землей Египта, так же как не намеревались делать это прежние египетские правители – фараоны. Он презирал существующие границы и завоевал Киренаику, восточную часть современной Ливии, Южную Сирию, Кипр и распространил свое влияние вплоть до крымского Боспора. Таким образом, он превзошел фараонов Тутмоса III и Рамсеса II – великих сокрушителей азиатов и других народов.

Сын его, Птолемей II Филадельф, отличался более миролюбивым характером и весьма увлекался науками и... женщинами. Однако это не помешало ему стать и стратегом, захватившим немало новых земель.

Птолемей III Эвергет (Благодетель) еще больше расширил пределы царства, завоевав, хоть и временно, всю Сирию. Его войска дошли до границ Индии, что дало ему право именоваться «Покоритель мира».

Его сын, Птолемей IV Филопатор, снискал себе дурную славу пьяницы и развратника, однако он тоже стал правителем – воином, отразившим наступление Селевкидов.

Птолемей V Эпифан (Знамение Божие), еще только получив трон, потерял огромную часть владений династии за пределами Египта. Может быть, это было связано и с тем, что на арену военных событий выходит Рим, победивший к этому времени Карфаген и претендовавший на роль ведущей державы Средиземноморья. Рим прислал в Египет представителя сенатского сословия в качестве опекуна малолетнего Птолемея V, и вскоре великая страна стала одним из государств-марионеток в умелых руках Рима.

Птолемей VI открывает ряд наиболее жестоких и коварных царей прославленной династии.

Особенной жестокостью стал печально известен Птолемей VIII Эвергет (Толстяк). Он дважды вынужден был обращаться к поддержке Рима, испугавшись восстания мятежных родственников. Это помогло ему удержать мир внутри страны. Знал ли Птолемей VIII, что римляне никогда не помогают только из «союзнических» чувств. Расплата подчас была очень жесткой.

Птолемей I Сотер, сын Лага (367 до н.э. - 283 до н.э.),
правитель Египта с 323 до н.э., царь
Птолеме́й I Соте́р (др.-греч. Πτολεμαίος Σωτήρ - «Птолемей Спаситель»)
http://www.world-history.ru/persons_about/2136.html

Сын Лага, греческого аристократа из Эордеи. Был одним из ближайших друзей Александра Македонского,
одним из военачальников его армии и личным телохранителем. Сыграл важную роль в походах Александра на Афганистан и Индию.

При нем было положено начало династии Птолемеев и царскому культу. Несколько раз состоял в браке. Подругой Птолемея Лага, сопровождавшей его в походах Александра была знаменитая гетера Фаида (Таида). В 324 г. до н.э. во время «свадьбы друзей» Александра женился на Артакаме, дочери персидского вельможи Артабаза. Первой его женой на египетском престоле была Евридика, второй – Береника, его родная сестра. Существуют также сведения, что женой или подругой Птолемея Сотера являлась знаменитая гетера Ламия.

Имел многочисленных потомков: сына Мелеагра от Фаиды; от Евридики – Птолемея Керавна, Птолемиаду, Лизандру и мятежника (имя не сохранилось) на о. Кипр; от Береники – Птолемея Филадельфа и Арсиною II; дети от других браков и связей – Леониск, Лаг, Ирена (жена Эвноста из Сол), Аргедей, Филотера.

Находясь уже в 80-летнем возрасте Птолемей I Сотер вопреки существующему праву наследования престола назначил своим соправителем (в 285 г. до н.э.) не первенца Керавна, но Птолемея Филадельфа, сына любимой жены Береники. Это породило (или обострило) конфликт между Птолемеем Керавном и детьми Береники Филадельфом и Арсиноей II, который окончился только со смертью Керавна в 279 г. до н.э. Оставшиеся два года до своей кончины в 283/2 г. до н.э. Птолемей I Сотер делил египетский престол вместе со своим сыном, что способствовало постепенному переходу власти без масштабных кровавых усобиц, которые последовали вслед за смертью Александра. По другим сведениям, после передачи власти сыну в 285 г. до н.э. Птолемей I Сотер нес далее службу как частный человек, в рядах царских приближенных, говоря, что быть отцом царя лучше, чем владеть самому любым царством.

Дочь Птолемея I и Береники...

Généalogie de la dynastie des Lagides
http://www.antikforever.com/Egypte/Genealogie/Lagide%20a.htm


Птолемей II Филадельф и Арсиноя (камея Гонзага)

Птолемей II Филадельф («любящий сестру»), сын Птолемея I (308 - 246 до нашей эры), с 285 - царь. Укрепил, несмотря на потерю Кирены, политическое и экономическое положение Египта в эллинистическом мире. Женился, согласно египетской традиции, на собственной сестре Арсиное II и выступал, как и его отец, поборником науки, искусства и культа (развитие синкретической греко-египетской культуры).

Птолемей II и Арсиноя I

Птолемей III Эвергет («благодетель»),

сын Птолемея II (около 284 - 221 до нашей эры), с 246 - царь. Под его властью государство Птолемеев достигло наибольшего размера и обладало наивысшим авторитетом среди эллинистических государств (завоевание вновь Кирены), поход против Сирии до Евфрата).

ПТОЛЕМЕЙ IV ФИЛОПАТР

Царь Египта из рода Птолемеидов, правивший в 221-205 гг. до Р.Х. Сын Птолемея III.
http://slovari.yandex.ru/~книги/Монархи.%20Античность/Птолемей%20IV%20Филопатр/

Птолемей IV Филопатор («отцелюбец»), сын Птолемея III (240? - 204 до нашей эры), с 221 - царь; успешно завершил войны с Сирией в 217. Однако страну ослабили рост национального движения и социально-политические волнения, равно как и дворцовые неурядицы. При менее удачливых его последователях Египет со 168 до нашей эры попал в сферу римского влияния, причём Рим был замешан во внутриполитических столкновениях в качестве «организующей силы»

Птолемей V Епифан Евхарист (204-181 до н. э.)/ Πτολεμαιοσ Επιφανησ Ευχαριστοσ.

Царица Клеопатра I, жена Птолемея V.

Цари Египта:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Птолемеи

Птолемей I Сотер (305 - 282 до н. э.)
Птолемей II Филадельф (282 - 246 до н. э.)
Птолемей III Эвергет (246 - 222 до н. э.)
Птолемей IV Филопатор (222 - 205 до н. э.)
Птолемей V Епифан (205 - 180 до н. э.)
Птолемей VI Филометор (180 - 145 до н. э.)
Птолемей VII (170 - 164 до н. э.)
Птолемей VIII Эвергет II (170 - 116 до н. э.)
Птолемей IX Сотер II (116 - 80 до н. э.)
Птолемей X Александр I (101 - 88 до н. э.)
Птолемей XI Александр II (80 до н. э.)
Птолемей XII Неос Дионис (80 - 51 до н. э.)
Птолемей XIII (51 - 47 до н. э.)
Птолемей XIV (47 - 44 до н. э.)
Птолемей XV Цезарион (44 - 31 до н. э.)

Династическая история Древнего Египта

Стр. 18 из 19

Династия Птолемеев

«Списки всезнающего египетского жреца Манефо... заканчиваются 31 династией «египетских» царей, и после них историки уже самовольно, без жрецов, начинают царство Александра Македонского и его преемников - Птолемеев» (, стр. 1190).

Все представители этой династии имели одно и то же имя Птолемей (означающее «состязавшийся с богом», т.е. «Богоборец»; см. , стр. 1191) и отличались друг от друга номерами (от I до XII или XVI) и прозвищами: Спаситель (Сотер), Братолюб (Филадельф), Благодетель (Эвергет), Отцелюб (Филопатр), Выявитель (Эпифан) и т.д.

История Птолемеев довольно резко делится на два периода.

Первые Птолемеи были умными, энергичными правителями, создавшими процветающее государство. Хотя они были греками и проводниками греческой культуры, но египтяне признавали их богами и для «первых Птолемеев египетские жрецы составили тронные имена по образцу бывших в употреблении при Рамсесе II и его преемниках... ...изображения (первых Птолемеев. - Авт.)... в виде фараонов встречаются на стенах храмов и на стелах в огромном количестве... В тексте, найденном в Пифоне, повествуется, после утверждения о божественном происхождении Филадельфа и длинных славословий в честь его, что в 5-й год своего царствования он отправился в Пифон, где в то время закончился постройкой храм Атума, заботился о его украшении, посетил затем находившийся вблизи другой храм Атума, сделал в него богатые пожертвования. Потом он отправился в «Персию» (?!.- Авт.)... Затем говорится, что царь поклонился со своей женой трем священным быкам, и приводится длинный список царских пожертвований храмам. Если бы не греческие имена, да не поздняя орфография, мы бы могли принять этот текст за произведение Тутмоса или Рамзеса...» (, т.2, стр. 212-215).

Рис. 6

На рис. 6 приведено сравнение пяти первых Птолемеев (и Александра Македонского) с шестью первыми «римскими» императорами. Хотя число точек сравнения мало для надежных статистических выводов, но в свете всего сказанного ранее, едва ли можно сомневаться в том, что и эта династия списана все с того же источника. К тому же и в событийной истории обоих династических потоков обнаруживаются многократные совпадения и аналогии. Например, нам говорят, что первый Птолемей Сотер (Богоборец Спаситель) в первые годы имел соправителей Александра II (сына Александра Македонского) и Филиппа Аридея, которых он, в конце концов, убил. В римской же истории убийства эти приписываются уже Константину, а сыну Александра соответствует тут Максимин (т.е. сын Великого), а Аридею Галерий. При Сотере так же, как при Юлии Цезаре и Диоклетиане, возвышается Александрия и в ней «сосредотачивается ученость всего мира». Третий Птолемей Эвергет (Богоборец Благодетель) ведет, подобно его аналогу Констанцию II, упорные войны на Востоке (с «персами») и т.д. и т.п.

Любопытно также, что Диоклетиан правил с 284 г. по 305 г., а его аналог Птолемей I с -305 г. по -284 г. Те же года, но только плюсы переменены на минусы!

Тот факт, что Александр Македонский налегает на рис. 6 на Хлора, не означает, конечно, что он целиком списан с Хлора. Очень сложная и многосоставная легенда об Александре просто заимствовала у Хлора ряд деталей (в том числе и длительность правления).

Нам говорят, что Богоборцы - Птолемеи возобновляли древние храмы, удерживая на них древние надписи, как действовали после них и римляне. «Все это утверждается, конечно, в объяснение того, каким образом стены храмов, на которых есть мелкие иероглифические указания на построение их при Птолемеях, все исписаны не их собственными приключениями, а восхваляют главным образом царей чуждых им династий «за 5000 лет до них». Но такое объяснение может удовлетворить лишь по-детски наивного человека. Все, что мы знаем из всемирной истории о действиях слуг земных царей (потому что они, а не сами цари, разрисовывали стены), стоит с таким предположением в полном противоречии. Слуги всегда льстили живым царям, от которых сыпались им милость и награды, а не давно умерших, за исключением тех, которых они считали на небе в свите бога-отца и его сына и потому способными не менее живого царя оказать им заступ-ничество за грехи.

Объяснение здесь может быть только одно: не слуги «Состязавшихся с богом» возобновляли с величайшей точностью хвалебные надписи древним царям, позабыв о своих собственных царях..., а было нечто совершенно другое...» (, стр. 1199-1200).

Нет сомнения, что рисовальщики надписей подразумевали в них своих царей, Птолемеев, и сами Птолемеи это хорошо понимали. Таким образом, эти надписи дают докумен-тальное доказательство тождества Птолемеев с якобы более древними египетскими Царями.

Как и следовало ожидать, после первых Птолемеев в Египте наступает пора заката, о которой историки имеют весьма смутные и сбивчивые сведения. Найдены даже документы, утверждающие, что в это время власть в Египте перешла в руки другой (!) «туземной» (?!) династии (см. , т.2, стр. 216). Пытаясь дать рациональное объяснение, историки изобретают концепцию восстаний, будто бы потрясавших в это время державу Птолемеев. Здесь мы в пятый раз сталкиваемся все с тем же разрывом между двумя апокрифическими периодами, возникающими из-за трудности их состыковки.

Нам говорят, что уже при Птолемее VI (или VII) Филоматоре (Любящем мать) в Египте появляются римляне, влияние которых быстро растет. Следующие Птолемеи должны уже добиваться признания Рима. Их династическая история весьма сложна и путана.

Они то соправительствуют друг с другом, то уходят в изгнание, то возвращаются, то вновь изгоняются или убиваются. Один из Птолемеев женится сразу на двух Клеопатрах, одной матери, другой дочери и т.д. и т.п. Кончается все это драматической историей Клеопатры, после которой римляне осуществляют уже прямое правление Египтом. Победа над Клеопатрой (и ее любовником Антонием) завершила борьбу Октавиана за установление Римской империи.

Эта состыкованность последних Птолемеев с историей Рима заставляет думать, что в их истории действительно отражено время, предшествующее созданию Римской империи, но, конечно, не фантастической Империи II, а более реальной. Империи III. Таким образом, мы впервые получаем реальные шансы проникнуть вглубь за пределы «заколдованного» IV века.

Однако соответствующий пересмотр всего обширнейшего археологического и нарра-тивного материала выходит за пределы наших возможностей.

В заключение стоит отметить, что при сдвиге всей династии Птолемеев на 350 лет вперед, индуцированным отождествлением Империи II с Империей III, Птолемей III придется как раз на время Птолемея-астронома. В этом совпадении следует видеть корректирующую руку одного из ранних апокрифистов, когда хронологии Империй II и III еще путались, а в легенде о Птолемее-астрономе существовало представление о его царском происхождении (устойчивая средневековая традиция, сохранившаяся и в первые века книгопечатания, постоянно изображает Птолемея- астронома с царским венком на голове). Кто же дал кому имя, астроном царю, или царь астроному, пока можно только гадать.