Пригов писатель. Дмитрий александрович пригов завоевывает эрмитаж. Зависть к «любимцам публики»

Дми́трий Алекса́ндрович При́гов (5 ноября , Москва , СССР -16 июля , там же, Россия) - русский поэт , художник , скульптор . Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Биография

По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова ( -). По образованию скульптор .

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы .

В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда . В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР . Однако в СССР до 1987 года не выставлялся. [ ]

С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Цитата из Д.Пригова на потолке ММСИ в Москве

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль », журнале «А - Я », альманахе «Каталог».

В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США - в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за её пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова - «Слёзы геральдической души» - вышел в 1990 году в издательстве «Московский рабочий ». В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы - «Только моя Япония», «Живите в Москве».

Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей , инсталляций , перформансов . Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своём творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя . Вдохновением для цикла про милицанера стала жизнь в московском спальном районе Беляево , в доме близ МГУ МВД . В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая видовые и содержательные для его творчества точки этого места. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч . С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group .

Могила российского поэта Дмитрия Александровича Пригова на Новом Донском кладбище

Критика

Общественная позиция

Участие в организациях

  • СРП (сентябрь 1991)
  • Был членом редколлегии альманаха «Вестник новой литературы ».

Премии

  • Пушкинская премия фонда А.Тепфера, Гамбург (1993).
  • стипендиат Академии искусств Германии (ДААД , Немецкой службы академических обменов)
  • премия им. Бориса Пастернака (2002), номинация «Артист в силе»

Персональные выставки

  • 2003 - «Мягко». Галерея Петра Войса , Москва
  • 2006 - «Монстрология». Галерея Петра Войса , Москва
  • 2008 - «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!». Московский музей современного искусства , Москва .
  • 2011 - «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов». Государственный Эрмитаж , в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства,Венеция .
  • 2014 - «Дмитрий Пригов. От ренессанса до концептуализма и далее». Государственная Третьяковская галерея , Москва.
  • 2017 - «Пригов. Москвадва». Центр Гиляровского , Москва.

Фильмография (актёр)

  • - Такси-блюз
  • - Хрусталёв, машину!
  • - Шоссе энтузиастов

Дискография

  • - Сергей Летов , Алексей Борисов , Д. А. Пригов. Концерт в О. Г. И. «Отделение Выход »
  • 2002 - Три О и один Д. А. Пригов. «ХОР Рекордз »
  • - Дмитрий Александрович Пригов. Избранное. Читает автор. «1С »

Библиография

Книги, альманахи

  • Личное дело-2: Художественно-поэтический сборник. М.: НЛО, 1999. С. 135- 149 (циклы «Лирические портреты литераторов» и «Ты помнишь, мама»), с. 199-203 (прозаический фрагмент «И это все происходило при мне» [отрывок из романа «Живите в Москве»])
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 352 с., 3000 экз. - ISBN 5-86793-100-5 .
  • Только моя Япония (непридуманное). - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 320 с., 5000 экз. - ISBN 5-86793-134-X .
  • Исчисления и установления. Стратификационные и конвертационные тексты. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 320 с. - ISBN 5-86793-161-7 .
  • Дитя и смерть. - М.: Логос , 2002. - 144 с., 500 экз. - ISBN 5-8163-0035-0 .
  • Неложные мотивы: Стихи. - М.: АРГО-РИСК ; Тверь: KOLONNA Publications, 2002. - 88 с., 300 экз. - ISBN 5-94128-069-6 .
  • Книга книг. Избранные. - М.: Зебра Е; ЭКСМО , 2002. - 640 с., 4000 экз. - ISBN 5-94663-028-8 .
  • Три грамматики. - М.: Логос-Альтера, 2003. - 128 с., 1 000 экз. - ISBN 5-98378-005-0 .
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков). - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 640 с., 2000 экз. - ISBN 5-86793-366-0 .
  • Пригов Д. А., Шаповал С. И. Портретная галерея Д.А.П. - М.: Новое литературное обозрение, 2003. - 168 с. - ISBN 5-86793-250-8 .
  • Разнообразие всего. - М.: ОГИ, 2007. - 288 с., 2000 экз. - ISBN 978-5-94282-392-4 .
  • Катя китайская (чужое повествование). - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 240 с., 1 500 экз. - ISBN 978-5-86793-554-2 .
  • Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! Работы на бумаге, инсталляция, книга, перформанс, опера и декламация. Каталог выставки / Сост. Е. Дёготь . - М.: Московский музей современного искусства; Новое литературное обозрение, 2008. - 272 с., 1000 экз. - ISBN 978-5-86793-618-1 .
  • Живите в Москве. Рукопись на правах романа. 2-е изд. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 352 с., 2 000 экз. - ISBN 978-5-86793-662-4 .
  • Ренат и Дракон (романтическое собрание отдельных прозаических отрывков). 2-е изд. - М. : Новое литературное обозрение, 2011. - 640 с. - 1500 экз. ISBN 978-5-86793-907-6
  • Монады . Собрание сочинений в 5-ти т. / Ред-сост. М. Липовецкий . - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - 780 с., 3000 экз. - ISBN 978-5-4448-0036-2 (т. 1); ISBN 978-5-4448-0035-5 .
  • Двадцать один разговор и одно дружеское послание / Сост., вступление, интервью С. Шаповала. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 264 с. - ISBN 978-5-4448-0169-7 .

Собрание сочинений

  • Дмитрий Александрович Пригов Собрание сочинений в пяти томах. - Автор проекта Ирина Прохорова . - М. : Новое литературное обозрение, 2013-2019. - ISBN 978-5-4448-0035-5
    • I том. - Монады : Как-бы- искренность. - М. : Новое литературное обозрение , 2013. / ред.-сост. М. Липовецкий. - 780 с.: ил. - 3000 экз. - ISBN 978-5-4448-0036-2 (т. 1)
    • II том. - Москва : Вирши на каждый день. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. Б. Обермайр, Г. Витте. - М. : Новое литературное обозрение, 2016. - 952 с.: ил. - 2000 экз. - ISBN 978-5-4448-0037-9 (т. 2)
    • III том. - Монстры : Чудовищное/Трансцендентное. - М. : Новое литературное обозрение, 2017. - 950 с.: ил. цв. ил.: - 2000 экз. - ISBN 978-5-4448-0038-6 (т. 3)
    • IV том. - Места : Своё/Чужое. - М. : Новое литературное обозрение, 2019. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. М. Липовецкий, Ж. Галиева. - 1160 с.: ил. - 1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0039-3 (т. 4)
    • V том. - Мысли : Избранные манифесты, статьи, интервью. - М. : Новое литературное обозрение, 2019. / Куратор проекта М. Липовецкий; ред.-сост. И. Кукулин, М. Липовецкий. - 792 с.: ил.: - 1000 экз. - ISBN 978-5-4448-0040-9 (т. 5)

Подробная библиография: Указатель литературных, визуальных, театральных, кинематографических и иных работ Д.А. Пригова / Сост.

Обидно иногда бывает - прожив долго, знаю так мало! Вот и с Дмитрием Приговым познакомилась только сейчас, вернее, не с человеком, а его оставленным нам наследством.

Дмитрий Александрович Пригов родился 5 ноября 1949 года в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. По окончании средней школы работал на заводе слесарем, потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова, на скульптурном отделении. в 60-х - 70-х гг прошлого столетия сблизился с художниками московского андерграунда и в 1975 году был принят в члены Союза художников СССР, но до 1987 года нигде не выставлялся. С 1989 года Пригов стал участником московского Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пригов писал стихи с 1956 года, но на родине не печатался. В 1986 году, после одного из уличных выступлений, был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику и освободился лишь после протеста известных деятелей культуры в стране и за рубежом.
Пригов -автор огромного числа стихов и прозы, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Были у него выставки, снимался в кино, участвовал в музыкальных проектах (пародийная группа, организованная из московских художников-авангардистов "Среднерусская Возвышенность"). В 1993-1998 гг Дмитрий Пригов выступал с рок-группой "НТО Рецепт", которая использовала стихи поэта в своём творчестве.
Скончался Дмитрий Александрович Пригов 16 июля 2007 года от инфаркта. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Итак, Мраморный дворец - один из филиалов Русского музея Санкт-Петербурга.

Оставил много, потому что был очень многогранным - писал стихи:

Над городом живую чашу слёз
Какой-то ангел впопыхах пронёс.

И обронил, как сотни лет назад
Одну, и ветер снёс её на сад.

И облетела белая листва,
И поползли живые существа.

Так, видно, не про нас слеза была.
Своя-то, лёгкая, - поди как тяжела.

Трудно представить, как бы на самом деле встретились за одним столом все наши великие, и что сказал бы им наш современник Дмитрий Пригов.
Что ни посмотри у Пригова, везде присутствует философский взгляд на жизнь и наше бытие, вот мы листаем книгу с прозрачными страницами и лишь одним словом на последней.

То же и в картинах художника, он не спорит и не осуждает, само название выставки говорит о том, что это - лишь его концепция, его взгляд на живопись. Так, своё отношение к тому или иному художнику, Пригов выражает, просто ставя их имена на репродукциях к пейзажам


Ещё одна любимая тема Дмитрия Пригова - монстры, он считал их нашими соседями по жизни. В самом деле, каждый из нас может разглядеть в себе монстра - тут обидел невзначай, там прошёл мимо чужой беды и не помог... Портреты художников и литераторов, и себя, в том числе, выполнены именно в виде странных чудищ, странных, но не страшных. Так он видит Андрея Белого.

А так Босха.

Кандинский.

Шекспир.

Выставка есть выставка и здесь фотографировать нельзя, так что, все иллюстрации взяты из интернета, в основном, с сайта художника.


Материалы, на которых и которыми работал Дмитрий Пригов, очень просты - газеты, бумага, тушь, акварель, шариковая или гелевая ручки.
Закончу стихами Дмитрия Александровича Пригова.

Вся местность словно чудилась в дыму.
Он видел, как сквозь темень прорезаясь,
На месте леса вспыхивала завязь....
И пёс приблудный ластился к нему.

Он на холме к изгороди встал,
Как отгорожен неподвластным даром.
Приблудный пёс дышал полночным жаром
И что-то тайное без умысла шептал.

Он вдруг спиной почуял холод близь,
как дни обрушились, иль крылья разошлись
И обнажили подвиг многолюдный.

И с неподвижной этой высоты
Он видел всё до меловой черты.
И пёс приблудный был пёс приблудный.

1963 год.



Источники - http://prigov.ru/biogr/index.php, https://ru.wikipedia.org/wiki/


Вехи

1940
родился 5 ноября 1940 года в Москве. Oтец - инженер, мать - пианистка. Родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Фамилия Пригов немецкая – русифицированное имя Priehoff
В детстве болел полиомиелитом

1956
начал сочинять стихи

1959–1967
учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова. Специализация – скульптор

1964
Свадьба с Надеждой Георгиевной Буровой

1965
Поселяется в Беляево

1966 Рождение сына Андрея

1967–1974
работал при архитектурном управлении Москвы. Занимался оформлением детских площадок

1970 - 1979
вместе с женой, Надеждой Буровой, преподававшей английский язык на
экономическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, создал Английский театр, для
которого писал пьесы и ставил спектакли. Этот опыт режиссерской работы повлиял
на все дальнейшее творчество Пригова, открывая возможности по-новому работать
с пространством сцены, стиха, графического листа

1975
был принят в члены Союза художников СССР
познакомился с Виктором Кривулиным
С 1975 года печатался за границей в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

Примерно в середине семидесятых Орлов и Пригов сделали свою мастерскую общественной площадкой, где регулярно происходили литературные чтения или показ новых работ.
Об одном таком вечере вспоминает Михаил Айзенберг: Год, видимо, 1976. Фотографировал, как мне кажется, Орлов. Хотя на одном снимке присутствует и он, но я помню только этих семерых участников встречи.
На этом вечере тоже читали стихи по кругу, но характер встречи был другой, более камерный. Похоже, был в ней (встрече) и какой-то дополнительный стратегический смысл. Вероятно, Д.А. прикидывал: не получится ли «группа»? «Группа» не получилась.




1978
знакомство с Львом Рубинштейном

1981
Nouvelles tendances dans l"art non officiel russe 1970–1980 (Group Exhibition). Centre Culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1984
Les Russes au present (Group Exhibition). Le centre culturel de la Villedieu, Élancourt, France

1986
после перформанса «Обращения к гражданам» направлен на принудительное лечение в Психиатрическую клинику, откуда был скоро освобожден благодаря протестам деятелей культуры.

1987
Документа VIII (Documenta VIII) (коллективнaя выставка). Кассель, Германия
Ретроспекция творчества московских художников. 1957–1987 (коллективнaя выставка). Любительское общество Эрмитаж, выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва
Объект-1 (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Малой Грузинской, 28, Москва
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов (коллективнaя выставка). Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Неофициальное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
Современное искусство (коллективнaя выставка). Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва

1988
Boris Orlov, Dmitry Prigov. Struve Gallery, Chicago, USA
Ich lebe – Ich sehe (Kollektivausstellung). Kunstmuseum, Bern, Switzerland
Glassnost. Die neue Freiheit der sowjetischen Maler (Ausstellung Zeitgenossischer Russischer Kunst). Kunsthalle, Emden; Galerie Valentien, Stuttgart, Germany
Nowe ruskie (Новые русские, коллективнaя выставка). Palac Nauki i kultury, Warszawa, Polska
Геометрия в современном искусстве (коллективнaя выставка). Выставочный зал Красногвардейского района, Москва
2-ая выставка клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района, Москва
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, West Berlin, Germany
Лабиринт (коллективнaя выставка). Московский Дворец молодежи, Москва

1989
С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).
St. Louis Gallery of Contemporary Art, St. Louis, USA
Lesung von D. Prigov im Buchladen (Media-Park). Köln, Germany
Jenseits des Streites – Neue Kunst aus Moskau (Kollektivausstellung). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Дорогое искусство (выставка Клуба Авангардистов). Московский Дворец молодежи, Москва
Abend im Atelier von I. Kabakov (I. Bakstein, D. Prigov, B. Groys, N. Nikitina, V. Sorokin, A. Kosolapov, V. Kabakova, Schriftsteller Sascha Sokolov). Kurze Lesung von D. Prigov am 23.6.
Spazierganz durch Aachen (D. Prigov, N. Nikitina, M. Podominskaja)
Neue Kunst aus Moskau – Labyrinth. Катовице, Польша; Schloß Wotersen bei Hamburg, Germany; Schloss Bennigsen, Hannover, Germany
Novostroika (Group Exhibition). Institute of Contemporary Art, London, UK
Москва – Третий Рим (коллективнaя выставка, Mosca:Terza Roma). Sala Uno, Rome, Italy
СССР сегодня (коллективнaя выставка). Aix-la-Chapelle, France

1990
член Союза писателей СССР
Русский. Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва
Шизокитай: Галлюцинация у власти (выставка Клуба Авангардистов). Строительный павильон ВДНХ на Фрунзенской наб., Москва
В сторону объекта (коллективнaя выставка). Галерея Садовники (выставочный зал Красногвардейского района), Москва; Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands
Von der Revolution zur Perestrojka (Kollektivausstellung). Kunstmuseum Luzern, Switzerland
CCCР сегодня (коллективнaя выставка). Musee d"Art Moderne, Saint-Etienne, France
Советское концептуальное искусство (коллективнaя выставка). Tacoma Art Museum, Tacoma, USA
От Революции до Перестройки (коллективнaя выставка). Liljevalchs konsthall, Stockholm, Sweden

1990–1991
Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism. Tacoma Art Museum, Tacoma; Institute of Contemporary Art, Boston; Des Moines Art Center, Des Moines, USA
In de USSR en Erbuiten (Group Exhibition). Stedelijk Museum, Amsterdam, Netherlands

1991
100 возможностей, Inter Art, Berlin, Germany (100 Möglichkeiten. Installationen für eine Putzfrau und einen Klempner. Inter Art Agentur für Kunst, Berlin, Germany)
Berichte über das heilige sowjetische Russland. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Советское искусство (коллективнaя выставка). BiNationale (Israelische – Sowjetische Kunst um 1990). Kunsthalle Düsseldorf, Germany; The Israel Museum, Jerusalem, Israel; Центральный Дом художника, Москва
MANI Museum – 40 Moskauer Künstler. Karmeliterkloster, Frankfurt am Main, Germany
Metropolis (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany
Библия и современное искусства (коллективнaя выставка). Доминиканский монастырь, Франкфурт (Dominikaner kloster, Frankfurt am Main, Germany)
Kunst Europa (Kollektivausstellung). Kunstverein Hannover, Germany
Современные русские художники (коллективнaя выставка). Auditorio di Galicia, Santiago de Compostela, Spain.

1991–1993
Rosa e giallo / Gelle e rose (Group Exhibition). Galeria Pieroni, Roma, Italy; Le Creux de l’Enfer, Thiers, France; La Criée, Halle d’Art Contemporain, Rennes, France; Artcenter, Tir, Italy

1992
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Музей В. И. Ленина, Москва
Ex USSR (Бывший СССР, коллективнaя выставка). Groninger Museum, Groninger, Netherlands (Голландия)

1993
С 1993 по 1998 гг. выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты.
Пушкинская премия фонда Альфреда Тепфера, Гамбург, Германия (Hamburg, Germany)
Der Schlaf der Walküren gebiert schlafende Ungeheuer (Сон валькирий пробуждает спящие ужасы.) Kunstwerke, Berlin, Germany
Тройное усердие (совместно с Андреем Филипповым и Юрием Альбертом). Выставочный зал На Солянке, Москва
Weber Galerie, Münster (Галерея Вебера, Мюнстер), Germany
Deutschsein?: eine Ausstellung gegen Fremdenhass und Gewalt (Kollektivausstellung). Kunsthalle, Düsseldorf, Germany
Von Malewitsch bis Kabakov: Die russische Avantgarde im 20. Jahrhundert. Museum
Ludwig in Josef-Haubrich Kunsthalle, Cologne (Кёльн), Germany
Судьба текста 1 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Русское искусство 20 столетия (коллективнaя выставка). Josef-Haubrich-Kunsthalle, Cologne (Йозеф-Хаубрих-Кунстхалле, Кельн), Germany

1994
Компьютер в русской семье. Галерея Гельмана, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Drei. Kunstverein Ludwigsburg, Germany
Сталинское. Галерея М. Гельмана, Москва
Ленинградский буддизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Dinner in der Galerie Inge Bekker, Köln (R. Zwirner, S. Anufriev, E. Barabanov, D. Prigov, V. Komar, I. und G. Chuikov, N. Nikitin, E. Degot, J. Albert)
5 Bienalle der Papierkunst (Kollektivausstellung). Leopold-Heusch-Museum, Düren (Дюрен), Germany
Fluchtpunkt Moskau (Kollektivausstellung). Ludwig Forum, Aachen, Germany
ISEA - 5th International Symposium on Electronic Art. Helsinki, Finlande
II Cetinjski Bijenale. Cetinje, Montenegro (Crna Gora)
Остановка в Москве (коллективнaя выставка). Ludwig Forum, Essen, Germany
Воображаемый отель (коллективнaя выставка). Leipzig, Germany

1995
Судьба текста 2 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Воля и представление как покой и воля. Галерея М. Гельмана, Москва
Performance Prigov-Tarsov. Eingangsworte von B. Groys, München, Germany
Fredsskulptur 1995 (Group Exhibition). Skanderborg, Sweden
Экспозиция московского музея современного искусства (коллективнaя выставка). Людвигсхаффен (Ludwigshafen, Germany); Музей Альтенбурга (Altenburg, Germany)
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957–1995 (Kollektivausstellung). Wilhelm-Hack-Museum, Ludwigshafen am Rhein; documenta-Halle, Kassel; Staatliches Lindenau-Museum, Altenburg, Germany; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва (Manege Central Exhibition Hall, Moscow)
Gwangju Biennale 1995 (Group Exhibition). Gwangju, South Korea (Кванджу, Южная Корея)

1995–1996
Dmitrij Prigow: 1975–1995. Städtisches Museum, Mülheim an der Ruhr, Germany; Ludwig Múseum, Budapest, Ungarn; Musée d’Art Moderne, Saint-Etienne, France

1996
Monstropologie (Монстропология). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Russisches Tibet (Русский Тибет), Wewerka Pavillon, Munster, Germany
Способы разрешения бесконечно малых величин (совместно с Владимиром Куприяновым). XL-галерея, Москва
Линия жизни. Галерея М. Гельмана, Москва
Галерея XL (коллективнaя выставка). Москва

1997
Таинственные свидетели мистерий (Mysteriöse Zeugen des Mysteriums). Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Выставка в галерее Фриджерио Милеси (Galleria Frigerio Melesi), Лекко, Италия (Lecco, Italy)
Выставка в Университетском музее Амстердам (коллективнaя выставка). Амстердам (Amsterdam, Netherlands)
Русский центр (коллективнaя выставка). Будапешт (Budapest, Hungary)
Выставка в галерее Hohentahl (коллективнaя выставка). Берлин (Berlin, Germany)
Performance Prigov-Pschenitchnikova. Galerie Diana Hohenthal, Berlin, Germany
Pivovarov, Prigov, Makarevich, Jelagina. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany

1998
Courageous Teddy Bear. Centro Arte Contemporanea Spazio Umano, Milan, Italy
Series. Velta Gallery, Moscow (Серии. Галерея Велта, Москва)
Erscheinung aus dem Nichts. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany
Мерцающая темнота, IFA- Galerie, Берлин, Германия
7 Biennale der Papierkunst. Leopold-Heusch-Museum, Düren, Germany
Карманные выставки (коллективнaя выставка). Галерея Митьков, Санкт-Петербург
Монстры (коллективнaя выставка). Галерея Гельмана, Москва
Истончающиеся идеологемы (коллективнaя выставка). Art Fair, Манеж, Москва

1998–2001
Preprintium (Kollektivausstellung). Staatsbibiliothek, Berlin; Neues Museum Weserburg, Bremen; Museum für Literatur am Oberrhein, Karlsruhe, Germany; Oesterreichische Nationalbibliothek, Vienna; Minoritenkloster, Graz, Austria

1999
Посещает Японию по приглашению Токийского университета; здесь устраивает перформансы, выступает с местными поэтами, художниками и музыкантами; результатом путешествия стала тоже книга «Только моя Япония»
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва; 2000 ICA (The Institute of Cultural Affairs, Sapporo, Japan
Pulsierendes Schwarz. ifa-galerie, Berlin, Germany
Число русской литературы. Галерея Obscuri Viri в зале Росизо, Москва
Первые Приговские чтения в Крымском клубе (июнь)
Die Menschen mit einem dritten Auge. Krings-Ernst Galerie, Cologne, Germany (Люди с третьим глазом, Галерея Крингс-Эрнста, Кельн, Германия)
Ars Aevi: Internacionalni project. Museum of Contemporary Art Sarajevo, Sarajevo, Bosnia
Галерея Hohenthal (коллективнaя выставка). Русский центр, Берлин, Германия
Экспозиция по поводу открытия музея в Сараеве (коллективнaя выставка). Sarajevo, Bosnia (Сараево, Босния)

2000
ICA, Саппоро, Япония
Генеральное немецкое число. Выставочный зал На Каширке, Москва
Генеральное число. Koln Messe, Cologne (Кельн), Germany
Перформанс и Генеральное число биеннале в Валенсии. Валенсия, Италия (Valencia, Italy)
Предуведомление. Культурный центр Дом, Москва
Performance Prigov-Pschenitchnikova-Vinogradov. Essen, Germany
Перформанс Мой Wagner. Опыт реконструкции феномена Рихарда Вагнера ʹГибель боговʹ. Культурный центр Дом, Москва.
Инсталляционные проекты, Дом, Москва
Фото-материалы, Дом, Москва

2001
Вагина Малевича (Malevich’s Vagina). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Определение Блоковского числа в пределах генерального числа Русской литературы как части Генерального мирового числа. Музей-квартира А. А. Блока, Санкт-Петербург
Фантомы инсталляций (коллективнaя выставка). Gallery White Space, Лондон, Великобритания
Медиапривет (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

2002
С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.
Phantom Installations. University Art Gallery, University of Pittsburgh, Pittsburgh, USA
Russian Patient (Group Exhibition). Freud Museum, London, UK
Генеральное число Frankfurt Messe (коллективнaя выставка). Франкфурт (Frankfurt am Main, Germany)
Портрет Фрейда и Генеральное число теории Фрейда (коллективнaя выставка). Музей Фрейда (Freud Museum), Лондон, Великобритания

2003
Dmitrí A. Prigov. Ausstellungsraum Klingental, Basel, Switzerland
In the Presence of a Stranger. Galerie ArtPoint, Vienna, Austria
(В присутствии постороннего, Muzeum Quertire (Kultur Kontakt), Wien, Austria)
Berlin-Moskau / Moskau-Berlin 1950–2000 (Kollektivausstellung). Martin-Gropius-Bau, Berlin, Germany

2004
Видение Каспару Давиду Фридриху русского Тибета. (Caspar David Friedrich’s Vision of Russian Tibet). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Monster und… Galerie Sandmann, Berlin, Germany
Берлин-Москва / Москва-Берлин 1950–2000 (коллективнaя выставка). Государственный исторический музей, Москва
Poeta pingens / Писатель рисующий (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Мой Кабаков (коллективнaя выставка). Stella Art Foundation, Москва
face/off. Mediale Körperphantasien (Kollektivausstellung). Kunstverein Pforzheim e.V., Pforzheim, Germany

2005
Цитаты из разных контекстов. Галерея Улица О. Г. И., Москва
Phantom Installations. White Space Gallery, London, UK
Сообщники (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва

2006
On the Boundary of the Black. Museo Laboratorio d’Arte Contemporaneo, Rome, Italia
Ручное рисование (совместно с Дмитрием Цветковым). Крокин-галерея, Москва
Фантомы инсталляций (Phantom Installations). Галерея Грифон, Ижевск, Россия
Книга. Центральный Дом художника, Москва
Jörg Immendorff (Kollektivausstellung). Ludwig Forum für internationale Kunst, Aachen, Germany

2007
Верю! (коллективнaя выставка). Центр современного искусства Винзавод, Москва
Соц-aрт (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Paris, France
Мыслящий реализм (коллективнaя выставка). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Горе от ума (коллективнaя выставка). Государственный литературный музей, Москва
Приключения «Черного квадрата» (коллективнaя выставка). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Планировалась совместная акция с группой Война, о которой Алексей Плуцер-Сарно написал:
"(...) в июне 2007 года группа Война предложила Дмитрию Александровичу Пригову совместную акцию, в рамках которой группа должна была затащить мэтра, сидящего в запертом несгораемом железном шкафу по лестнице на 22 этаж общежития МГУ. (Железный сейфовый шкаф раздобыть не удалось, перед акцией было решено воспользоваться советским дубовым шкафом). Война взяла на себя «вознесение» поэта, запертого в советском шкафу по лестнице университетского общежития «Дом студента» на Вернадского. Многопудовый железный шкаф мы должны были затаскивать вручную на 22 этаж целый день. Пригов должен был читать стихи прямо из шкафа. Но не просто читать, а вторить собственному поэтическому саундтреку, разносимому динамиками по лестничным пролетам. Шум этого саундтрека представлял собой как бы неизменный сакральный потусторонний голос. Которому вторил голос живого поэта, запертого в железной «клетке». Пригов поднимался бы все выше и выше, сквозь этажи воспетого им всеобщяжного быта. Но акция, назначенная Приговым на 7 июля 2007 года, была 5 июля запрещена деканом Мироновым, а на следующий день Пригов перенес инфаркт и вскоре скончался. Публичный запрет последнего произведения Дмитрия Александровича Пригова – это вечный позор МГУ и лично декана философского факультета. Анонс Дмитрия Александровича к этой акции на его сайте стал его последним произведением." (http://plucer.livejournal.com/208289.html)

В ночь на понедельник 17. 7. в Москве, в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы, Дмитрий Александрович Пригов скончался

В четверг 19 июля 2007 года Дмитрий Пригов после отпевания в храме Святителя Николая в Толмачах похоронен на Донском кладбище Москвы. Поминки проходят в клубе "Билингва"

2008
Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! (Citizens! Please Mind Yourselves!) Московский музей современного искусства, Москва
Arbeiter der Kunst. Galerie Sandmann, Berlin, Germany

2009
I Приговские чтения (РГГУ, МОСКВА)

2010
Основан международный Фонд Дмитрия Пригова как «Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова»

2011
открытие Учебно-научной Лаборатории им. Д. А. Пригова при Учебно-научном центре новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ
Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов (куратор Дмитрий Озерков). Выставка в рамках 54-й Венецианской биеннале современного искусства, Университет Ка"Фоскари (Ca’ Foscari), Venezia

2012
Эрмитаж открывает Зал Пригова; к открытию зала состоится 6–8 ноября международная конференция «IV Приговские чтения» и фестиваль «Дни Пригова в Государственном Эрмитаже».

2014
16 мая - 9 ноября выставка
ДМИТРИЙ ПРИГОВ. ОТ РЕНЕССАНСА ДО КОНЦЕПТУАЛИЗМА И ДАЛЕЕ, Государственная Третьяковская галерея и
Фонд развития инновационного искусства, литературы, философии и гуманитарных наук им. Дмитрия Пригова

С 28 мая по 15 июня в галерее "Беляево" проходила выставка "Дмитрий Пригов – Герцог Беляевский. Гений места"

2016
С 17 июня по 30 октября в Star Summer Palace (Прага, Чехия) проходила выставка "Гавел - Пригов и чешская экспериментальная поэзия". Организаторами выставки стали Музей чешской литературы, Библиотека Вацлава Гавела и Фонд Дмитрия Пригова.



С 13 сентября 2016 года по 27 марта 2017 года в Центре Помпиду (Париж, Франция) открыт зал, в котором представлены ранние графические работы, стихограммы, объекты, работы на газетах, видео и инсталляция Дмитрия Александровича Пригова.

Д. Пригов. Инсталляция "Плачущий глаз (Для бедной уборщицы)"

В 2011 году Эрмитаж объявил о реализации грандиозного проекта «Эрмитаж 20/21». По словам директора музея М. Б. Пиотровского: «Задачи этого проекта - собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков. Мы хотим создать коллекцию произведений, которые завтра войдут в историю... Актуальное искусство можно назвать зеркалом современной культуры...».

Первым в отреставрированном Восточном крыле Главного штаба в ноябре 2012 года открылся зал Дмитрия Пригова (1940-2007), одного из основателей и идеологов русского концептуализма, художника, скульптора, поэта, прозаика, драматурга, эссеиста, а еще и музыканта, и артиста, оригинального мыслителя, «неканонического классика».
Это стало первой серьезной попыткой сделать более доступным для культурной аудитории творческое наследие мастера, которое до сих пор, несмотря на массу исследований и публикаций, содержат много таинственного, непонятного и загадочного. Пригов вошел в культурную жизнь страны как несомненный лидер ее авангардного направления еще в те годы, когда кроме соцреализма никаких иных направлений вообще не полагалось. Один из критиков писал, что он – «именно тот «больше, чем поэт», который в России больше, чем поэт». Его работы чрезвычайно точны, отмечены потрясающим чувством юмора и немного грустны.
Сам Дмитрий Пригов писал: «В России в отличие от Запада одни времена не отменяют другие... Можно жить во времени Пушкина - в нем живет огромное количество людей, можно жить во времени Блока или футуристов... Но для 99% тех, кто живет в разных исторических временах, я живу в еще не существующем времени». Он называл себя автором текстов, которые «засоряют экологию культуры». Зав. сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков называет творчество Пригова «непредсказуемым и интуитивным, ускользающим и спонтанным, требующим постоянного разгадывания, расшифровки и «вчувствования». Это зарисовки человека, выросшего в тоталитарном государстве.

Дмитрий Пригов родился 5 ноября 1940 года в Москве. Отец был инженером, мать - пианисткой. Это сочетание достигло в сыне высочайшего напряжения. После школы он два года работал слесарем на заводе. Потом окончил скульптурное отделение Строгановки. Работал в архитектурном управлении Москвы, где довольно хорошо изучил чиновничьи нравы. Он нашел скульптурную подработку, чтобы иметь возможность, наконец, заняться «своим делом» - литературой и искусством. Его интеллект, как и память, были поразительны. Еще в молодости он, например, освоил сочинения практически всех крупных философов.
В личной жизни Пригов был очень скромным человеком. Все стены его квартиры в обычной многоэтажке, где он жил с женой и сыном, были увешаны картинами, фотографиями, гравюрами, рисунками, а еще - тысячи книг. Там витал дух поэзии и творчества. Всех гостей хозяин потчевал сгущенкой - любимым блюдом своего послевоенного детства.

В 1986 году, когда Пригов вошел в конфликт с советской властью, он был принудительно направлен в «психушку» после одного из уличных перформансов. Вышел только после волны протестов, как в стране, так и за рубежом. Заграничные русскоязычные издания охотно печатали Пригова («Русская мысль», «Каталог», «А-Я» и другие), а в СССР до начала перестройки он практически не издавался. В конце 1980-х гг. Пригов стал заметной фигурой в «неофициальном искусстве» страны.
Среди его излюбленных визуальных тем и мотивов были портреты друзей и исторических деятелей в облике гипертрофированных чудищ, переживающих фантасмагорические телесные деформации («Бестиарий»); глаз, истекающий кровавыми слезами; коленопреклоненная уборщица; штриховки на репродукциях русских или европейских художников. Мастер всегда был в поиске, экспериментируя со стилями, жанрами и техническими приемами, и в 2000-е годы он успешно пробует себя в новых мультимедийных синтетических жанрах.

В клубной среде были очень популярны приговские «мантры» - чтение своих и классических произведений в стиле буддистских или мусульманских песнопений. Позднее Пригов начал активно сотрудничать с классическими и джазовыми музыкантами и коллективами. Так выкристаллизовалось одно из направлений его творчества - музыкальные перформансы.
Хорошо известен постулат Пригова: «Поэзия – это то, что условились называть поэзией». Стихи Пригова легко узнаваемы - они короткие и обычно начинаются правильным метром, но к середине ритм сбивается, становясь почти прозой, в концовке стихи могут снова вернуться к прежнему метру. Типична для автора и маленькая дописка в конце стиха, обычно слово, «не вместившееся» в строку, который в шутку прозвали «приговский хвостик». Согласно приговской художественной системе, отдельным произведением является не стих, а стихотворный цикл, целая книга. Пригов – безусловный мировой рекордсмен «производства» литературных текстов, являясь автором свыше 35000 стихов. Поэт заявлял, что создание стихов «часть его дневного рациона».

После перестройки, падения берлинской стены и распада СССР артистическая карьера Пригова двигалась неуклонно вверх. С 1990-х годов выходят стихотворные сборники и книги прозы Пригова, в числе которых «Слезы геральдической души», «Явление стиха после его смерти», «50 капелек крови», «Сборник предуведомлений к разнообразным вещам», «Говорит Д. А. Пригов», «Живите в Москве», «Только моя Япония», «Ренат и Дракон», «Собрание сочинений» в 4-х томах (Вена).
Дмитрий Александрович удостаивается ряда почётных международных наград и стипендий: в 1993 году получает премию Пушкина фонда Альфреда Топфера, премию им. Б. Пастернака (2002).
Он постоянно, чуть ли не ежемесячно, выставляется на Западе и в России. Его инсталляции и перформансы демонстрируются на престижных музейных площадках Берлина, Праги, Будапешта, Вены, России (ГТГ и ГРМ).
Один из элементов имиджа Пригова – его имя. Обратиться к нему «Дмитрий Пригов» было нельзя, только «Дмитрий Александрович Пригов» (намекая на классиков).
Известна его склонность к соединению художественного новаторства с обыденной жизнью, что производило обычно ошеломляющий эффект. Вот как описывалась одна из позднесоветских акций Пригова в духе «романтического концептуализма»: «Представьте себе: усталые москвичи останавливались у столбов с объявлениями и внимательно вчитывались в расползающиеся от сырости строчки - «куплю», «продам», «обменяю». И вдруг... тот же формат, такая же бахрома отрывных корешков внизу, но текст... «Граждане! Страсти наши нарушают иерархию последовательностей, и словно вихри какие вздымаются. Дмитрий Алексаныч Пригов». Секунды общего недоумения, граничащего с шоком, были равносильны чуду».

Пригов был, пожалуй, наиболее критикуемым литератором, ибо его творчество давало богатую пищу не только для различных интерпретаций, но и для разнообразной и, часто, противоречивой критики. Казалось, это его не задевало, ведь часто он сам «подставлялся», но на сердце мастера отметины оставались. Еще задолго до своей смерти Пригов написал слова, которые читаются как завещание: «Друзья мои, мы неуловимо ускользаем друг от друга по натянутым в неведомых нам направлениях нитям живого времени – и это неизбежно, и это печально, и это прекрасно, так было всегда, так будет, так надо».
Практически вся пресса сообщила о том, что Дмитрий Александрович скончался в Москве после обширного инфаркта в ночь на 16 июля 2007 года в возрасте 66 лет. Вскоре в Московском музее современного искусства прошла ретроспектива Пригова, озаглавленная «Граждане, не забывайтесь, пожалуйста», где были широко представлены его «стихограммы» - искусное сращение текста и графики.
Через три года в Берлине был создан Фонд Дмитрия Пригова, с целью пропаганды его интеллектуального наследия и, вообще, для поддержки инновационных видов искусства, литературы и философии. Несмотря на широкую известность мастера в России и в Европе, творчество Пригова «все еще ждет своего внимательного зрителя и читателя».
Жаль, что уже никому не доведется вновь услышать блестящие выступления Пригова и его знаменитые «объяснения», являвшиеся, как отмечал сам автор, «составляющей частью» его стихов. Впрочем, можно читать Дмитрия Александровича и без всяких объяснений:
«Отчего бы мне не взять
Да и не решиться на бессмертье.
Это непонятней смерти,
Но и безопасней так сказать.
Безопасней в смысле смерти,
А в смысле жизни – как сказать».

Дмитрий Александрович Пригов (5 ноября 1940, Москва, СССР-16 июля 2007, там же, Россия) - русский поэт, художник, скульптор. Один из основоположников московского концептуализма в искусстве и литературном жанре (поэзия и проза).

Биография

Родился 5 ноября 1940 года в семье интеллигентов: отец - инженер, мать - пианистка. Его родители, немецкого происхождения, были вынуждены в 1941 г. сменить национальную идентичность. Дмитрий Пригов, позже подолгу живший в Германии, по замечанию близко его знавшего Игоря Смирнова, так и не заговорил на немецком языке.

По окончании средней школы работал некоторое время на заводе слесарем. Потом учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова (1959-1966). По образованию скульптор.

В 1966-1974 годах работал при архитектурном управлении Москвы.

В конце 1960 - начале 1970-х годов идейно сблизился с художниками московского андерграунда. В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР. Однако в СССР до 1987 года не выставлялся.

С 1989 года - участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА).

Стихи Пригов сочинял с 1956 года. До 1986 года на родине не печатался. До этого времени неоднократно печатался за границей с 1975 года в русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А - Я», альманахе «Каталог».

В 1986 году после одного из уличных выступлений был принудительно направлен на лечение в психиатрическую клинику, откуда его освободили благодаря вмешательству известных деятелей культуры внутри и вне страны.

Впервые Пригов участвовал в выставке в СССР в 1987 году: его работы были представлены в рамках проектов «Неофициальное искусство» (Выставочный зал Красногвардейского района, Москва) и «Современное искусство» (Выставочный зал на Кузнецком мосту, Москва). В 1988 году у него состоялась первая персональная выставка в США - в чикагской галерее Струве. Впоследствии его работы многократно показывались в России и за её пределами, в частности, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

Первый поэтический сборник Пригова - «Слезы геральдической души» - вышел в 1990 году в издательстве «Московский рабочий». В дальнейшем Пригов опубликовал книги стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы - «Только моя Япония», «Живите в Москве».

Пригов - автор большого числа текстов, графических работ, коллажей, инсталляций, перформансов. Неоднократно были организованы его выставки. Снимался в кино. Участвовал в музыкальных проектах, одним из которых, в частности, была «организованная из московских художников-авангардистов» пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность». Участники группы, по их утверждениям, брались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте. С 1993 по 1998 гг. Пригов неоднократно выступал с рок-группой «НТО Рецепт», которая использовала его тексты в своём творчестве.

Ведущие лирические образы поэтики Пригова - «милицанер» и абстрактный «он». Лирические герои смотрят на мир глазами советского обывателя. Вдохновением для цикла про милицанера стала жизнь в московском спальном районе Беляево, в доме близ МГУ МВД. В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая видовые и содержательные для его творчества точки этого места. Главными прозаическими текстами Пригова являются две первые части незавершённой трилогии, в которой автор испробует три традиционных жанра западного письма: автобиография в романе «Живите в Москве», записки путешественника в романе «Только моя Япония». В третьем романе должен был быть представлен жанр исповеди.

Общее количество стихотворных работ Пригова - свыше 35 тысяч. С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.

Скончался в ночь на 16 июля 2007 года в 23-й московской больнице вследствие осложнений после инфаркта. Похоронен в Москве, на Донском кладбище.