Солнечный удар бунин анализ цитаты. «Проблематика и герои рассказа И. Бунина "Солнечный удар". Главные герои и их характеристика

Анализ 6 главы мёртвые души

  1. Чичиков, подъезжая к селу, видит множество изб и улиц. Но он замечает какую-то особую ветхость крестьянских домов: гнилые бревна, дырявые крыши. Господский дом тоже оставил не лучшие впечатления, так как каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок: два окна из всех были открыты, да и то залатанные. Только сад один был вполне живописен в своем картинном запустении. Природа берет свое, все в ней свободно и красиво.
    Но от созерцания природной красоты Чичикову пришлось отказаться, чтобы переключиться на помещичий дом и самого хозяина. Вблизи дом оказался еще печальнее, чем издали. Время потрудилось над ним на славу: Ничего не заметно было оживляющего картину ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых хлопот и забот дома!. Все это было довольно странно и удивительно для Чичикова.
    Однако Павел Иванович удивился еще больше, когда увидел фигуру ключницы, которая отправила его в дом. Но и это было не последнее, что удивило гостя.
    Беспорядок в комнатах был необыкновенным. Здесь было навалено множество вещей, начиная от мебели и заканчивая множеством всякой всячины: , весь высохший, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки и другой, никому не нужный хлам. Все это напоминало кладовую мелкого воришки: Никак нельзя было сказать, что в комнате сей обитало живое существо.
    Однако ничто не сравнится с тем потрясением, которое испытал Чичиков, когда узнал, что эта ключница на самом деле и есть богатейший помещик Плюшкин. Узнав это, наш герой невольно отступил назад.
    Из портретной характеристики Плюшкина мы узнаем, что это был худощавый старик, разве что подбородок его заметно выдавался вперед: Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши.
    Одежда его ничем не отличалась от нищенской. Можно было просто подумать, что это обедневший помещик. Но мы видим глазами Чичикова все добро, буквально заполонившее комнаты Плюшкина. К тому же, у этого помещика было около тысячи душ, амбары ломились от обилия товаров. Только вот все давно уже пропало.
    Чичиков не знал, с чего начать разговор. Он привык начинать так: Наслышан о добродетели и редких свойствах души, почел долгом принести лично дань уважения. Однако это был не тот случай. Ни о каких редких свойствах души не могло быть и речи, так как Плюшкин самая что ни на есть мертвая душа. Экономия и порядок — вот с чего решил начать Чичиков. Хотя в доме у Плюшкина царили, конечно же, скупость и беспорядок.
    Плюшкин сразу же ясно дал понять, что незваный гость не должен рассчитывать на угощение и даже на сено для лошади. Деловой разговор героев шел довольно ровно, хотя поначалу предложение Чичикова удивило Плюшкина.
    Интересно проследить за сменой выражения лица старика. Радость, так мгновенно показавшаяся на деревянном лице его от осознания того, что Чичиков готов платить подати за умерших крестьян, сменилась озабоченным выражением лица. Наконец, герой стал посматривать на Чичикова с подозрением. Но все же вскоре он успокоился, правда, ненадолго. Каждая вещь в доме Плюшкина доказывала, что жадности его нет границ: это и ликерчик столетней давности, и бумажечка, и свеча, замененная лучинкой, и сухарь, к которому Чичиков, естественно, не притронулся.
    Как же человек мог дойти до такого? Ответ находится в истории жизни Плюшкина. Следует отметить, что Гоголь в своей поэме дает биографии только двух людей: Чичикова и Плюшкина. Чичиков главное действующее лицо в поэме. А при чем же здесь Плюшкин? Просто это последняя стадия омертвения человека, когда скупость все подминает под себя.

Николай Васильевич Гоголь - самый загадочный и таинственный классик русской литературы. Его произведения наполнены мистикой и тайнами. Знакомясь с творчеством этого величайшего писателя, читатели, каждый по-своему, понимают глубочайший смысл, заложенный в его произведениях.

В данной работе мы попытаемся определить роль сада в шестой главе поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, а также выяснить смысл и функцию каждого элемента.

Плюшкин - чистилище

Всё путешествие предпринимателя Чичикова- это путешествие по аду, чистилищу и раю. Ад- Манилов, Коробочка, Ноздрёв и Собакевич; чистилище- это Плюшкин. Не случайно описание его поместья находится посередине, в шестой главе.

Гоголь представлял своё творение в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, которая состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». По аналогии с данным произведением автор решил провести Чичикова: первый том - ад, второй том - чистилище, третий том - рай . Это мнение заслуженного учителя России, доктора педагогических наук Натальи Беляевой. Мы, анализируя главу, будем придерживаться этой точки зрения и отнесем Плюшкина к чистилищу.

Усадьба - это господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом и пр., поэтому, ставя своей целью определить смысл и функцию сада в шестой главе, мы затронем по мере надобности и те усадьбы, которые упомянуты рядом с ним (дом).

В Плюшкине осталось что-то человеческое, у него есть душа. Это подтверждается, в частности, описанием преображения лица Плюшкина, когда речь зашла о его товарище. Важной отличительной чертой является и то, что у Плюшкина живые глаза: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши... » . В его селе есть две церкви (присутствие Бога).

Дом

В рассматриваемой нами главе упомянуты дом и сад. Дом даже дважды: при въезде в усадьбу и при выезде из неё. Дом видится Чичикову, когда он подъезжает к усадьбе.

Обратим внимание на окна, обозначающие «лицо» дома: фасад - от face - лицо, а окно- от «око »- глаз. Автор пишет: «Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками. Эти два окна, с своей стороны, были тоже подслеповаты; на одном из них темнел наклеенный треугольник из синей сахарной бумаги» . Треугольник на одном из окон отсылает к «божественной символике». Треугольник- символ Святой троицы , а синий - цвет неба. Дом символизирует нисхождение во тьму перед возрождением , то есть чтобы попасть в рай (в данном случае сад), нужно пройти через тьму. Сад находится позади дома и, таким образом, произрастает свободно, выходя за село и пропадая в поле.

Сад

Сад - один из излюбленных образов художественной литературы. Садовый пейзаж характерен для русской традиции, особенно поэтической. Так, упоминает сад А.С.Пушкин в «Евгении Онегине»; «Запустение» Е.А.Баратынского; «Сад глухой и одичалый» у А.Н. Толстого. Гоголь, создавая пейзаж сада Плюшкина, входил в эту традицию.

Сад, как образ рая, является обиталищем души. И если исходить из того, что Плюшкин, как было сказано выше, обнаруживает признаки души, то сад в шестой главе поэмы «Мёртвые души»- это метафора души нашего героя: «Старый, обширный, тянувшийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадавший в поле, заросший и заглохлый… ». У сада Плюшкина нет ограждений, он выходит за село и пропадает в поле. За ним нет догляда, он предоставлен самому себе. Он как будто безграничен. Как душа.

Сад - царство растений, поэтому всегда важно, что растёт в нём и как. В саду Плюшкина Гоголь упоминает берёзу, хмель, бузину, рябину, лесной орешник, чапыжник, клён, осину. Остановимся на первом упомянутом в саду Плюшкина дереве - берёзе. Берёза играет роль Космического дерева , соединяющего земной и духовный уровни мироздания. Корни дерева символизируют ад, ствол - земную жизнь, крона- рай. Берёза была лишена верхушки, но не всей кроны. Можно разглядеть параллель с образом Плюшкина, у которого всё-таки осталась душа в отличие от Манилова, Коробочки, Ноздрёва и Собакевича.

Автор сравнивает берёзу с колонной. Колонна символизирует мировую ось, удерживающую Небо и связывающую его с Землёй ; также символизирует Древо Жизни. Из этого следует, что душа Плюшкина тянется к Небу, к раю.

Излом, которым оканчивался ствол березы, представлен в виде птицы. Птица - символ освобожденной от плоти человеческой души . Но птица чёрная. Черный – символ ночи, смерти, раскаяния, греха, тишины и пустоты. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он так же выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому и обозначает негативное начало. В христианской традиции чёрный символизирует горе, оплакивание и скорбь. Белый - божественный цвет. Символ света, чистоты и истины .

Остановимся на некоторых других растениях, связь которых с Плюшкиным и нашим его пониманием удалось установить. Это: хмель, ива, чапыжник. «…Дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиною вытыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся и скрестившиеся листья и сучья… », - данный фрагмент напоминает описание внешности Плюшкина: «Но тут увидел он, что это был скорее ключник, чем ключница: ключница по крайней мере не бреет бороды, а этот, напротив того, брил, и, казалось, довольно редко, потому что весь подбородок с нижней частью щеки походил у него на скребницу из железной проволоки, какою чистят на конюшне лошадей» . Растительность на лице Плюшкина, как седой, жёсткий чапыжник. Однако скребница из проволоки уже утрачивает связь с садом: это не живая плоть, а металл.

По всему саду произрастал хмель. Он рос понизу, обвивал до середины березу и оттуда свешивался вниз, цеплялся за вершины других деревьев, висел в воздухе. Хмель считается растением, соединяющим человека с духовным миром. Таким образом, в саду Плюшкина есть не только горизонтальная бесконечность, но и вертикаль, соединяющая землю с небом. Сломанная в берёзе, она восстанавливается хмелем.

Далее упоминается клён. Клён - символ молодости, юности красоты, любви, свежей силы, жизни . К этим значениям присоединяется и значения огня. Огонь - символизирует солнце и солнечный свет, энергию, плодородие, божественный дар, очищение. Кроме того, огонь – это медиатор, связывающий небо и землю . Разумеется, нельзя думать о возможном преобразовании Плюшкина, но на духовное преображение человека Гоголь, судя по всему, надеется.

Затем следует описание осины. Осина представляет символ плача и стыда . Ворона- символ одиночества. Жизнь Плюшкина даёт основание для того и другого.

Таким образом, всё, что было или может быть в человеке лучшего, живого, уходит в сад. Мир человеческий тускл и мёртв, а сад буйно живёт и сияет. Сад, как место пребывания души, позволяет вспомнить, что в Гоголевском мире мёртвых есть проблеск жизни.

1. Особенности сюжета поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».
2. Полная деградация помещика Плюшкина.
3. Легкая победа Чичикова.
Сюжет поэмы можно условно подразделить на три связанных между собой части. Это описание характеров и образа жизни помещиков, городских чиновников, а также жизнь самого Чичикова. Каждая часть помогает глубже открыть две других части. Все начинается с приезда нового лица в губернский город NN. Именно здесь завязывается сюжет. Уже в первой главе мы вместе с Чичиковым знакомимся по¬чти со всеми персонажами поэмы. Движение сюжета происходит со второй главы, когда главный герой начинает посещать помещиков. Каждый новый герой еще «по¬шлее другого». Плюшкин последний, к кому обращается Чичиков, а значит, и обла¬дает наиболее античеловеческой сущностью.
Далее автор описывает городское чиновничество. Должность для этих деяте¬лей не что иное, как возможность вести беспечную и праздную жизнь. Чиновники лишены осознания государственного долга. Писатель не так подробно заостряет внимание на верхушке обитателей города, однако все равно этого достаточно, что¬бы составить определенное мнение об этих людях.
Главная роль в сюжете произведения, несомненно, принадлежит Павлу Иванови¬чу Чичикову. Его жизнь раскрыта перед читателями во всех деталях. Это «новый» че¬ловек для тогдашней России. Именно в то время появляются люди, стремящиеся лю¬быми средствами добыть капитал. Таким образом, в своем произведении Гоголь стре¬миться исследовать коренные проблемы общественной жизни того времени. В плане композиции основное место в поэме занимает сатирическое изображение помещи¬ков и чиновников. Однако главной является мысль о народной трагической судьбе.
Галерея помещиков, проходящая перед глазами читателя, завершается образом Плюшкина. Об этом помещике Чичиков узнал от Собакевича. Тот дал довольно плохую рекомендацию своему соседу по имению. В прошлом Плюшкин был чело¬веком трудолюбивым и предприимчивым. Он не был обделен умом и житейской смекалкой. Однако скоро все пошло прахом. Жена умерла. Семья развалилась. Главный герой остался единственным хранителем всех богатств. Отсутствие семьи, друзей привело к обострению подозрительности и скупости в Плюшкине. Посте¬пенно он опускался все ниже и ниже, пока не превратился в «какую-то прореху на человечестве». Он проклял всех оставшихся в живых детей, чем еще сделал свое одиночество глубже и безнадежнее.
Именно в таком состоянии его и застал Чичиков. Сначала Павел Иванович дол¬го не мог понять, кто перед ним находится женщина или мужчина. Существо было в таком плачевном состоянии, что Чичиков принял его сначала за ключницу. Впос¬ледствии главный герой был очень удивлен, узнав, что это и есть хозяин дома. Тут же автор описывает богатства Плюшкина и его невероятную скупость. Он морил голодом своих крестьян, сам питался очень плохо и надевал на себя всякую рвань, тогда как в его кладовых и подвалах гнили продукты, портились хлеб и сукно. Хо¬зяйский дом был завален всевозможным хламом. Скупость помещика приводила к тому, что он на улице собирал любые предметы и вещи, забытые или оставленные крепостными, приносил их в дом и сваливал в кучу.
С самого начала хозяин стал жаловаться на свою жизнь, сетуя на крепостных, которые обворовывают его. Описывая Плюшкина, Гоголь стремится доказать чи¬тателю, что история этого помещика была заранее определена. Здесь действует не столько личная трагедия Плюшкина, сколько условия социального бытия. Именно они привели помещика в столь бедственное положение. Плюшкин, имея в своем владении около тысячи душ, закрома, полные всевозможной снедью, пытается пот¬чевать гостя засохшим заплесневелым куличом, оставшимся от приезда дочери, и подозрительной жидкостью, которая когда-то была настойкой. Человеческие чув¬ства еще не совсем чужды помещику. Он даже думает подарить Чичикову часы за его великодушие после завершения сделки, однако благородный порыв быстро проходит. Плюшкин вновь остается один на один со своей доведенной до абсурда бережливостью.
Помещик с радостью завершает с Чичиковым сделку, тем более что все расхо¬ды по оформлению купчей тот берет на себя. Плюшкин даже не задумывается над тем, зачем гостю мертвые души. Жадность настолько овладевает хозяином, что ему не до размышлений. Озабочен помещик только тем, как бы сэкономить бумагу, ко¬торая требуется для письма председателю. Автор обращает внимание читателя на «убористый» почерк Плюшкина, даже пробелы между строчками и словами вызы¬вают у него сожаление.
В процессе разговора Чичиков узнает, что у Плюшкина есть еще и беглые крес¬тьяне, которых тот также не против продать. Здесь уже помещик начинает торго¬ваться. От волнения у него дрожат руки. Хозяин торгуется из-за двух копеек, толь¬ко для того, чтобы получить деньги и поскорее спрятать их в один из ящиков бюро. Плюшкин бережно перекладывает деньги несколько раз, осторожно укладывает их для того, чтобы больше никогда уже не вынимать. Болезнь накопительства на¬столько овладевает помещиком, что он уже не в силах расстаться с попавшими к нему в руки сокровищами, даже если от этого зависит его жизнь или благополучие его близких. После отъезда гостя старик обходит свои кладовые, проверяет сторо¬жей, расположившихся на каждом углу. Потом заходит в кухню, где, наевшись ка¬шей со щами, бранит всех за воровство и дурное поведение.
Именно в образе Плюшкина автор наиболее наглядно показал омертвление души, всего человеческого в личности. Гоголь продемонстрировал читателям всю пошлость и низость, до который способен дойти крепостной помещик.