10 самых больших катастроф в мире. Самые страшные катастрофы мира. Исчезновения Аральского моря

10. Падение бензовоза со стометрового моста в Германии ($358 миллионов)

26 августа 2004 года на мосту в Германии бензовоз свалился с моста высотой сто метров и взорвался. По сообщению полиции, ДТП произошло близ города Гуммерсбах близ Кельна на западе страны. По предварительной версии, виновником аварии стала спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, и она оказалась между бензовозом и его прицепом. В результате автопоезд также занесло, он пробил ограждение и рухнул с моста. По счастливой случайности ни один из находившихся внизу домов не пострадал. Водитель и пассажир спортивного автомобиля бежали с места ДТП. Позже два молодых человека в возрасте 25 и 29 лет были задержаны. Расходы на временный ремонт составили $40 млн., а полная замена будет стоила $318 млн.

9. Столкновение пассажирского поезда MetroLink с грузовым составом ($500 миллионов)

12 сентября 2008 года произошла самая крупная железнодорожная катастрофа в США в пригороде Лос-Анджелеса Чатсуэрт. Поезд, в котором находилось 222 пассажира, не остановился на красный сигнал семафора. В результате пассажирский и встречный товарный поезд столкнулись. Виновником железнодорожной катастрофы признан машинист компании Metrolink Роберт Санчес, который во время движения набирал SMS-сообщение. В результате лобового столкновения товарного и пассажирского поездов 25 человек погибли и 135 были ранены. Это крушение стало самым серьезной железнодорожной катастрофой в США с 1993 года.

8. Крушение стратегического бомбардировщика B-2 (Стелс) ($1.4 миллиарда)

23 февраля 2008 на авиабазе Андерсен (Гуам) впервые в истории разбился новейший самолет типа стратегический бомбардировщик B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса»). Бомбардировщик зацепил крылом бетонную полосу сразу же после взлета и загорелся. Пилотам удалось благополучно катапультироваться. Потери от крушения самолета военные оценили в 1,4 млрд. долларов. Напомним, что на острове Гуам, входящем в группу Марианских островов, базируются американские атомные подлодки и стратегическая авиация, нацеленная на Азию.
Как показало расследование инцидента, неправильные показания датчиков давления воздуха вынудили компьютер дать команду на резкий набор высоты во время взлета, что вызвало потерю скорости и привело к аварии.

7. Авария танкера Exxon Valdez ($2.5 миллиарда)

24 марта 1989 года на Аляске в заливе Принца Уильяма, вышедший с терминала в Валдезе, заполненный нефтью танкер Exxon Valdez наскочил на риф, что привело к крупнейшей в истории экологической катастрофе на море. По словам ученых, следствием разлива стало резкое уменьшение популяций рыб, в том числе горбуши, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики потребуется не менее 30 лет.
В первые месяцы в зонах поражения погибли свыше 5000 каланов, сотни тюленей, десятки китов и около миллиона птиц. Пострадали и береговые животные бурые медведи, олени, норки и др. Через несколько лет проявилось беспрецедентное сокращение численности популяции сельди и значительное снижение численности горбуши.

6. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha ($3.4 миллиарда)

6 июля 1988 года на нефтяной платформе Piper Alpha, находившейся в Северном море, случилась крупнейшая катастрофа в истории данной отрасли. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.
Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар. Ущерб составил $3,4 млрд.

5. Взрыв космического челнока «Челленджер» ($5.5 миллиардов)

28 января 1986 года мир потрясла катастрофа, произошедшая с шаттлом «Челленджер». На 73-й секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей космический челнок с семью астронавтами на борту взорвался. В тот страшный день в небе над Флоридой погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Рональд Макнейр, Эллисон Онизука, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Кристи Маколифф школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. В тот момент, когда на высоте девяти миль в голубом небе над Флоридой вдруг возник огненный апельсиново-белый шар, навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам.
На замену корабля в 1986-м ушло $2 млрд, расследование, исправление недоработок и восстановление утраченного оборудования потребовали $450 млн ($4,5 млрд и $1 млрд соответственно в нынешних ценах).

4. Авария танкера Prestige ($12 миллиардов)

Танкер Prestige, принадлежащий либерийской компании Universe Maritime, под флагом Багамских островов попал в мощный циклон у берегов Галисии 12 ноября. В корпусе танкера образовалась 50-метровая трещина, через которую начал вытекать мазут из резервуаров. Для транспортировки судна из района активного рыболовства были вызваны четыре испанских буксира, однако 19 ноября уже на траверзе Португалии Prestige разломился пополам и затонул на глубине около 1 км. в море попало 20 млн галлонов нефти. В результате аварии погибло 300 тысяч птиц. Полная очистка акватории стоила $12 млрд, однако полностью оценить ущерб, нанесенный экосистеме, невозможно.

3. Крушение космического челнока «Колумбия» ($13 миллиардов)

1 февраля 2003 года произошло крушение космического челнока «Колумбия». Он распался на куски на высоте около 63 км. в результате дыры в одном из крыльев, полученной при старте. Обломки шаттла упали в районе городка Палестина, пригорода Далласа, шансов спастись ни у кого из астронавтов не было. На борту корабля находилось 7 членов экипажа, в том числе первый израильский космонавт Илан Рамон. По оценкам НАСА, общая стоимость расходов по этому несчастному случаю достигла $13 млрд (не считая затрат на замену самого аппарата). $500 млн из этой суммы было потрачено на расследование инцидента - самое дорогое в истории расследование авиационной катастрофы.

2. Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС ($200 миллиардов)

26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические реакции с выделением тепла, с извержением из разлома в течение многих дней продуктов горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и ценой массового облучения тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Количество смертей, связанных с Чернобыльской катастрофой, включая умерших от рака годы спустя, оценивается в 125 тыс. человек. Несчастный случай объясняли нарушением операторами производственной процедуры и незнанием требований техники безопасности. В докладе МАГАТЭ 1993 года эти выводы были пересмотрены. Было признано, что большинство действий операторов, которые ранее считались нарушениями, на самом деле соответствовали принятым в то время правилам или не оказали никакого влияния на развитие аварии.

1. События в Японии($450миллиардов)

11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения землетрясения в Японии произошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц - 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES.В последствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями, а затем до 7 уровня (12 апреля, крупная авария) по шкале INES.
На атомной электростанции «Фукусима-1» три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной защиты, все аварийные системы сработали в штатном режиме. Однако спустя час было прервано электроснабжение (в том числе от резервных дизель-генераторов), предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами. Электроснабжение необходимо для охлаждения остановленных реакторов, которые активно выделяют тепло в течение существенного времени после остановки. Сразу после потери резервных дизель-генераторов владелец станции компания TEPCO заявила правительству Японии об аварийной ситуации.

13 октября отмечается Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий – чем не повод вспомнить самые страшные и смертоносные природные катаклизмы в истории человечества.

Землетрясение в Сирии. 1202 год

Землетрясение 1202 года, эпицентр которого находился в Мертвом море, было не столько мощным, сколько продолжительным и масштабным – оно ощущалось на огромной территории, расположенной между Сирией и Арменией. Точное количество погибших неизвестно – в XIII веке никто не вел подсчет населения, но даже по самым скромным подсчетам землетрясение унесло жизнь более миллиона человек.

Землетрясение в Китае. 1556 год

Одно из самых разрушительных землетрясений в истории человечества – в Китае – произошло 23 января1556 года. Его эпицентр находился в районе правого притока реки Хуанхэ – Вэйхэ, а затронуло оно 97 округов в нескольких китайских провинциях. Землетрясение сопровождалось обвалами, оползнями и изменением русел рек, что, в свою очередь, приводило к наводнениям, а разрушение домов и храмов – к сильным пожарам. Вследствие катастрофы грунт разжижался и затягивал под землю строения и людей, ее воздействие ощущалось даже на расстоянии 500 километров от эпицентра. Жертвами землетрясения стали 830 тысяч человек.

Землетрясение и цунами в Португалии. 1755 год

Печально знаменитое Лиссабонское землетрясение началось 1 ноября 1755 года в девять часов утра – от первых толчков в море до того момента, когда 15-метровая цунами накрыла центральную набережную города, прошло всего двадцать минут. Большинство его жителей находились на службе в церквях – праздновали День всех святых, поэтому шансов на спасение у них не было. В Лиссабоне начались пожары, которые продолжались в течение десяти дней. Помимо столицы пострадали еще шестнадцать португальских городов, а соседний Сетубал был почти полностью смыт цунами. Жертвами землетрясения стали от 40 до 60 тысяч человек. Были утрачены такие архитектурные жемчужины, как Оперный театр и Королевский дворец, и живописные шедевры Караваджо, Тициана и Рубенса.

Великий ураган. 1780 год

Великий ураган – или ураган Сан-Каликсто II – самый мощный и смертоносный в истории человечества тропический циклон. Он зародился в начале октября 1780 года в районе островов Зеленого мыса и бушевал неделю. 10 октября со скоростью 320 километров в час Сан-Каликсто II обрушился на Барбадос, Мартинику, Сент-Люсию и Синт-Эстатиус, везде оставляя после себя тысячи погибших. Пострадали также острова Доминика, Гваделупа, Антигуа и Сент-Китс. Великий ураган разрушал до основания дома и срывал с якорей и разбивал о скалы корабли, а тяжелые пушки летали в воздухе, как спички. Что касается человеческих жертв, то в общей сложности за время буйства Сан-Каликсто II погибло 27 тысяч человек.

Getty Images

История знает несколько извержений вулкана Кракатау, но наиболее губительным оказалось то, которое случилось 27 августа 1883 года. Тогда в результате самого мощного в истории человечества взрыва 20 кубических километров камней и пепла и струя пара высотой в 11 метров буквально разнесли на части вулканический остров в Зондском проливе – между островами Ява и Суматра. Ударные волны семь раз обошли вокруг Земного шара и образовали цунами высотой в 36 метров, обрушившуюся на побережье – она унесла жизни 36 тысяч человек. Всего же в результате извержения Кракатау погибло 200 тысяч человек.


Getty Images

Сразу несколько наводнений в Китае, последовавших один за другим, унесли в общей сложности 4 (!) миллиона жизней. Историки считают, что это самое крупное и трагическое стихийное бедствие в истории человечества. В августе 1931 года вышедшие из берегов в результате затяжных дождей реки Янцзы и Хуанхэ разрушили сдерживающие их дамбы и потекли, сметая все на своем пути. Вода полностью уничтожила сельское хозяйство в нескольких десятках провинций, а находившийся на берегу озера город Гаою был смыт полностью. Но страшнее всего были человеческие жертвы: те, кто не погиб от воды, умерли от разрухи, голода и эпидемий.


Getty Images

31 мая 1970 года из-за землетрясения, эпицентр которого находился в Тихом океане, от горы Уаскарана в Перу оторвалась каменно-ледяная лавина и, двигаясь со скоростью в тысячу километров в час, накрыла находящиеся в долине реки Рио-Санта городки Ранрагирк и Юнгай – от них осталось только кладбище с парящей над ним фигурой Христа. Всего за несколько минут лавина стерла их и еще несколько небольших поселков, включая порты Касма и Чимботе, с лица земли. Результат катаклизма: 70 тысяч погибших, среди которых оказались и чешские альпинисты, собиравшиеся покорить Анды, и 150 тысяч раненых. Память тех, жизни которых унесла лавина, в Перу почтили восьмидневным трауром.

Циклон Бхола. 1970 год


Getty Images
Джордж Харрисон на благотворительном концерте в Бангладеш.

Тропический циклон Бхола – одно из самых страшных стихийных бедствий ХХ века. 13 ноября 1970 года на острова и побережье Восточного Пакистана обрушилась волна высотой в 15 (!) метров, смывая на своем пути целые населенные пункты и сельскохозяйственные угодья. За короткое время погибли 500 тысяч человек – в основном это были пожилые люди и дети. Катастрофа имела политические последствия: начались бунты, участники которых обвиняли пакистанское правительство в бездействии и медленной ликвидации последствий. Началась гражданская война между Восточным Пакистаном и центральным правительством, результатом которой стало провозглашение независимости Бангладеш.

Весь мир помогал восстанавливать пострадавшие территории. Одной из самых известных благотворительных акций стал концерт, организованный Джорджем Харрисоном: пригласив многих знаменитых исполнителей, он за один день собрал четверть миллиона долларов.


Getty Images
Жара в Европе. 2003 год

Жара, накрывшая континент в 2003 году, – то лето стало самым жарким со времени окончания Второй мировой войной – застала врасплох систему здравоохранения европейских стран, которая оказалась не готовы к нагрузкам, когда в медицинской помощи нуждались не десятки, а сотни и тысячи человек. Особенно пострадали такие страны, как Франция, Австрия, Италия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Температура в некоторых районах не опускалась ниже +40°С. Первыми под удар попали пожилые люди, а также аллергики и те, кто страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Всего в то лето на европейском континенте умерло около 70 тысяч человек.


Getty Images
Цунами в Индийском океане. 2004 год

Наряду с европейской жарой 2003-го у многих в памяти и цунами в Индийском океане, случившееся через полтора года – среди погибших были и граждане Украины. Смертоносная волна стала следствием самого крупного в истории Индийского океана землетрясения, произошедшего 26 декабря 2004 года. Его магнитуда по шкале Рихтера составила 9 баллов, в результате чего образовалась цунами, высота которой в прибрежной зоне составляла 15 метров, а в зоне всплеска – 30 метров. Через полтора часа после землетрясения она достигла берегов Таиланда, через два – Шри-Ланки и Индии, и унесла жизни 250 тысяч человек.

Ниже представлен список десяти самых крупных стихийных бедствий в истории человечества. Рейтинг составлен исходя из количества погибших.

Землетрясение в Алеппо

Количество погибших: около 230 000

Открывает рейтинг самых крупных стихийных бедствий в истории человечества землетрясение в Алеппо магнитудой 8,5 балла по шкале Рихтера, произошедшее в несколько этапов близь города Алеппо в северной Сирии 11 октября 1138 года. Его часто называют четвёртым землетрясением в истории по количеству погибших. Согласно упоминаниям дамасского летописца Ибн аль-Каланиси в результате этой катастрофы погибло приблизительно 230 000 человек.

Землетрясение в Индийском океане в 2004 году


Количество жертв: 225 000–300 000

Подводное землетрясение, произошедшее 26 декабря 2004 года в Индийском океане у западного побережья Северной Суматры, в 250 километрах к юго-востоку от города Банда-Ачех. Считается одним из сильнейших землетрясений XX–XXI веков . Его магнитуда по разным оценкам составила от 9,1 до 9,3 балла по шкале Рихтера. Возникнув на глубине около 30 км, землетрясение вызвало ряд разрушительных цунами, высота которых превышала 15 метров. Эти волны привели к огромным разрушениям и забрали жизни, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек в 14 странах. Наибольше от цунами пострадало побережье Индонезии, Шри-Ланки, Индии и Таиланда.


Количество погибших: 171 000–230 000

Дамба Баньцяо - плотина на реке Жухэ, провинция Хэнань, Китай. 8 августа 1975 года вследствие мощного тайфуна «Нина» плотина была разрушена, вызвав тем самым наводнение и огромную волну шириной 10 км и высотой 3–7 метров. Эта катастрофа по разным оценкам унесла жизни от 171 000 до 230 000 человек, из которых около 26 000 погибли непосредственно от наводнения. Остальные умерли от последующих эпидемий и голода. Кроме того, 11 миллионов человек потеряли свои дома.


Число жертв: 242 419

Таншаньское землетрясение магнитудой 8,2 балла по шкале Рихтера является самым смертоносным землетрясением XX века. Оно произошло 28 июля 1976 года в китайском городе Таншань в 3:42 по местному времени. Его гипоцентр находился недалеко от промышленного города-миллионера на глубине 22 км. Повторные толчки мощностью 7,1 нанесли ещё больше вреда. По данным правительства Китая количество жертв составило 242 419 человек, но согласно другим источникам погибло около 800 000 жителей, ещё 164 000 были тяжело ранены. От землетрясения также пострадали населённые пункты, находящиеся на расстоянии 150 километров от эпицентра, среди них Тяньцзинь и Пекин. Более 5 000 000 домов были полностью разрушены.

Наводнение в Кайфыне


Число погибших: 300 000–378 000

Наводнение в Кайфыне - техногенная катастрофа, которая в первую очередь обрушилась на Кайфын. Этот город, расположен на южном берегу реки Хуанхэ в китайской провинции Хэнань. В 1642 году город затопило водами «Жёлтой реки», после того как армия династии Мин открыла дамбы, чтобы предотвратить наступление войск Ли Цзычэна. Тогда от наводнения и последующего после него голода и чумы погибло около 300 000–378 000 человек.

Индийский циклон – 1839


Количество погибших: более 300 000

Пятое место в рейтинге крупнейших стихийных бедствий в истории занимает Индийский циклон – 1839. 16 ноября 1839 года 12 метровая волна, вызванная мощным штормом, полностью уничтожила крупный портовый город Коринга, в штате Андхра-Прадеш, Индия. Тогда погибло более 300 000 человек. После катастрофы город так и не был восстановлен. Ныне на его месте находится небольшой посёлок с населением (2011) - 12,495 жителей.


Число погибших: приблизительно 830 000

Это землетрясение магнитудой примерно в 8 баллов произошло 23 января 1556 года в китайской провинции Шэньси, во времена правления династии Мин. От него пострадало более 97 округов, на площади в 840 км всё было разрушено, а в некоторых районах погибло 60% населения. Всего Китайское землетрясение унесло жизни приблизительно 830 000 человек - больше, чем любое другое землетрясение в истории человечества. Огромное количество жертв обусловлено тем, что преимущественная часть населения провинции обитала в лёссовых пещерах, которые были разрушены либо затоплены селевыми потоками сразу после первых толчков.


Количество жертв: 300 000–500 000

самый разрушительный тропический циклон в истории , поразивший территории Восточного Пакистана (сейчас Бангладеш) и индийского штата Западная Бенгалия 12 ноября 1970 года. По оценкам от него погибло 300–500 тыс. человек, в основном в результате штормового прилива высотой 9 м, который затопил множество низкорасположенных островов в дельте Ганги. Наиболее от циклона пострадали подокруги Тхани и Тазумуддин, в них погибло более 45% населения.


Число погибших: около 900 000

Это разрушительное наводнение произошло 28 сентября 1887 года в провинции Хэнань, Китай. Виной всему стали проливные дожди, шедшие здесь в течении многих дней. Из-за дождей уровень воды в реке Хуанхэ поднялся и разрушил дамбу, недалеко от города Чжэнчжоу. Вода быстро распространилась по всей северной части Китая, на территорию приблизительно в 130 000 кв. км, забрав при этом жизни около 900 тыс. человек, и оставив без крова приблизительно 2 млн.


Количество жертв: 145 000–4 000 000

Самым крупным стихийным бедствием в мире является наводнение в Китае, а точнее серия наводнений, произошедших в 1931 году на территории Южно-Центрального Китая. Этой катастрофе предшествовала засуха, которая длилась с 1928 по 1930 года. Однако следующая зима выдалась очень снежной, весной выпало много осадков, к тому же в течение летних месяцев, страна страдала от проливных дождей. Всё эти факты поспособствовали тому, что три крупнейшие реки Китая: Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ вышли из берегов, забрав жизни по разным данным от 145 тысяч до 4 миллионов человек. Также крупнейшее стихийное бедствие в истории вызвало эпидемии холеры и тифа, а ещё привело к голоду, во время которого фиксировались случаи детоубийства и каннибализма.

На рубеже тысячелетий многие люди волей-неволей задумались о конце света, кинематографисты же не упустили возможность заработать на этих фобиях. Именно поэтому за последние несколько лет на экраны вышло огромное количество фильмов-катастроф с разнообразными разрушительными сценариями событий, а сам жанр стал одним из самых кассовых. АиФ.ru предлагает вспомнить 10 захватывающих кинолент, в которых жизнь на Земле оказалась под угрозой.

О чём фильм «Разлом Сан-Андреас»?

«Армагеддон», реж. Майкл Бэй, 1998 год

В 1998 году один из самых кассовых режиссёров планеты Майкл Бэй снял фильм «Армагеддон» с Брюсом Уиллисом , Беном Аффлеком и Лив Тайлер в главных ролях. Картина напугала зрителей возможным столкновением с нашей планетой гигантского астероида. По сюжету фильма, чтобы спасти человечество, специалисты NASA хотят пробурить астероид и взорвать его изнутри. «Армагеддон» заслуженно номинировали на «Оскар» сразу в четырёх номинациях, ведь он сделан по всем законам жанра: грандиозные спецэффекты, душещипательная любовная линия, динамичный сюжет и циничный сценарий.

Брюс Уиллис. Особые приметы.

«Земное ядро: Бросок в преисподнюю», реж. Джон Эмиел, 2003 год

В отличие от «Армагеддона», картина «Земное ядро: Бросок в преисподнюю» не нашла отклика в сердцах большей части зрителей и не может похвастаться кассовыми успехами. Однако она заслуживает того, чтобы оказаться в нашем списке хотя бы из-за необычного варианта угрозы планете. По версии режиссёра Джона Эмиела , человечеству грозит «подземный апокалипсис»: ядро Земли перестанет вращаться. Это значит, что скоро всё живое на поверхности нашей планеты погибнет. Единственный способ спасти мир — взорвать сильнейшую ядерную бомбу глубоко под землёй, раскрутив таким образом ядро. Дело по спасению человечества в фильме возлагается на интернациональную команду (Аарон Экхарт , Хилари Суонк , Стэнли Туччи ). Судьба героев довольно предсказуема, но наблюдать за ними всё равно увлекательно.

«Послезавтра», реж. Роланд Эммерих, 2004 год

Фильм Роланда Эммериха «Послезавтра» посвящён другой, не космической катастрофе. Массовое таяние ледников приводит к тому, что температура мирового океана резко снижается, а климат Земли меняется. Над территорией США начинаются проливные дожди, переходящие в непрерывный снегопад, а температура очень быстро опускается (для усиления эффекта катастрофы голливудский режиссёр намеренно ускорил развитие всех климатических изменений). Картина «Послезавтра» буквально насыщена стихийными бедствиями и массовой гибелью людей. В ней красочно показано затопление Нью-Йорка, а особенно впечатляющим у Роланда Эммериха получился эпизод разрушения Лос-Анджелеса, который даже получил награду MTV Movie Awards как лучшая экшн-сцена в 2005 году.

«Пекло», реж. Дэнни Бойл, 2007 год

«Грядут тёмные дни» — таким слоганом предостерегает зрителей режиссёр фильма «Пекло» Дэнни Бойл . Действие киноленты разворачивается в 2057 году, когда Солнце постепенно гаснет, а жизнь человечества оказывается под угрозой. Земляне видят единственный способ спасения: один за другим отправляют космические корабли к яркой звезде, чтобы с помощью ядерного заряда вновь её воспламенить. Режиссёр «Миллионера из трущоб», «Пляжа» и «На игле» и в этот раз хотел покорить зрителей: в «Пекле» есть над чем подумать, чего испугаться и чем полюбоваться. Сценарий и игра талантливых актёров (Киллиан Мёрфи , Крис Эванс , Роуз Бирн ) держит в напряжении на протяжении всего фильма.

«Явление», реж. М. Найт Шьямалан, 2008 год.

Эффектный экологический триллер М. Найта Шьямалана знакомит зрителей с ещё одной возможной опасностью для землян. В нескольких штатах на восточном побережье США начинается массовая эпидемия самоубийств: вирус, который власти склонны связать с террористами, а обыватели — с властями, передаётся воздушно-капельным путем. На самом деле это токсины, которые случайно попали в воздух. В 2008 году фильм имел невероятный кассовый успех, а в Бридженде из-за серии самоубийств, охвативших город, «Явление» даже запретили к показу.

«2012», реж. Роланд Эммерих, 2009 год

Многие впечатлительные люди с ужасом ожидали декабрь 2012 года, когда, согласно календарю племени Майя, мог наступить конец света. Сюжет кинокартины «2012» Роланда Эммериха построен именно на этих событиях. Огромные цунами и сильные землетрясения превращают жизнь людей в ад. Каждый думает только о том, как спастись от потопа, ведь только 40 000 человек могут поместиться в заранее построенные «ковчеги». Фильм «2012» на форумах, в социальных сетях и блогах имел большой резонанс, люди по всему миру обсуждали возможность предстоящей катастрофы. Учёным даже пришлось комментировать кинокартину и успокаивать взбудораженную публику. В результате общие сборы голливудского фильма составили аж $769 млн.

«Знамение», Алекс Пройас, 2009 год

Мистический блокбастер Алекса Пройаса с Николасом Кейджем в главной роли повествует о неком послании в будущее, которое предостерегает людей о конце света. В руки молодому профессору попадает загадочный лист, исписанный цифрами. Учёный устанавливает связь между этими датами и крупнейшими мировыми бедствиями, произошедшими на Земле за последние 50 лет. Теперь миру известно о возможных катастрофах, осталось только узнать, как их предотвратить и что будет, когда цепочка этих дат закончится. Зрители отмечают, что «Знамение» сохраняет элемент непредсказуемости до последнего кадра, а все сцены крушений самолётов, аварий в метро и горящего леса показаны эффектно и естественно.

«Меланхолия», реж. Ларс фон Триер, 2011 год

«Меланхолия» — самый романтичный и загадочный фильм-катастрофа в нашем списке. Идея картины возникла у Ларса фон Триера во время одного из сеансов терапии, которые он посещал, чтобы избавиться от депрессии. Доктор рассказал культовому режиссёру, что люди, страдающие депрессивными состояниями, спокойнее реагируют на стрессовые ситуации, потому что они изначально настроены на самое худшее. Через несколько лет эти слова воплотились в сценарии фильма «Меланхолия». Картина показывает историю жизни Жюстин (Кирстен Данст ) на фоне грядущей катастрофы: к Земле приближается астероид Меланхолия, способный уничтожить всё живое на нашей планете. Ларс фон Триер сделал акцент на психологии человека, обречённого на смерть. Его герои мечутся между отчаянием, паникой, апатией и истерикой. А замедленная съёмка последних секунд жизни на Земле способна впечатлить даже самого искушённого зрителя.

«Метро», реж. Антон Мегердичев, 2013 год.

Хоть в фильме «Метро» показан апокалипсис не планетарного масштаба, но он всё равно вошёл в наш список, потому что посвящён одной из самых распространённых человеческих фобий. В 2013 году российский режиссёр Антон Мегердичев снял киноленту о катастрофе в московской подземке, основанную на романе Дмитрия Сафонова . По сюжету фильма, широко развернувшееся в центре Москвы строительство новых зданий приводит к тому, что в одном из тоннелей метро возникает трещина. В результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель попадает вода из Москва-реки. Бешеный поток грозит не только обрушением тоннелей метро, но и разрушением всего города. По мнению многих кинокритиков, картина «Метро» если не зародила, то, как минимум возродила жанр фильмов-катастроф в России.

«Разлом Сан-Андреас», реж. Бред Пейтон, 2015 год.

Фильм-катастрофа Бреда Пейтона «Разлом Сан-Андреас» по итогам прошедших выходных возглавил рейтинги российского проката. В центре сюжета картины землетрясение, которое всколыхнуло Калифорнию и привело к образованию огромной расщелины в земле в районе города Сан-Андреас. Главный герой блокбастера — пилот-спасатель Рэй Гейнс (Дуэйн Джонсон ) отправляется на поиски пропавшей дочери, возможно, уцелевшей во время страшной стихии. Многие зрители, посмотревшие «Разлом Сан-Андреас» в 3D-формате, в восторге от увиденного. Ещё бы, ведь количество разрушений и дорогостоящих спецэффектов на одну минуту просмотра зашкаливает. Но главное, что можно вынести из картины Бреда Пейтона, — человек ничто в сравнении с силами природы и никакая сталь или дома его не спасут.

Поезда огромны, так что когда они сходят с рельсов или сталкиваются друг с другом, их невообразимая мощь становится болезненно очевидной. В ходе железнодорожной катастрофы поезд живёт своей жизнью - становится неуправляемым, и остановить его уже невозможно. Пассажиры не могут сделать ничего, чтобы предотвратить травмы, и зачастую болтаются в вагонах от стены к стене, получая переломы конечностей и травмы внутренних органов.

В ходе худших катастроф за нашу историю было унесено огромное количество человеческих жизней, но благодаря этому мы получили важную информацию о том, как мы можем улучшить железнодорожную инфраструктуру, а также обеспечить безопасность пассажиров.

10. Железнодорожная катастрофа в Аль-Аят (Al Ayyat) - Египет, 2002 год (383 жертвы)

В 2 часа утра 20 февраля 2002 года в пятом вагоне египетского поезда взорвался газовый цилиндр. Всепоглощающий огонь быстро распространился в другие вагоны, в то время как поезд продолжал мчаться по путям. Это продолжалось два часа, пока машинист, наконец, не остановился. В итоге семь вагонов полностью сгорело и почти 400 человек погибло. Однако количество жертв этой катастрофы многократно оспаривалось, так как полный список пассажиров отсутствовал. Также, из-за интенсивности пламени, многие трупы сгорели до состояния пепла, и их опознание было невозможным. Более того, поезд был перегружен и считается, что многие пассажиры погибли, выпрыгнув из горящего поезда. Хотя официальные данные гласят, что погибло 383 человека, многие считают, что более точной является оценка в 1000 жизней.

9. Железнодорожная катастрофа в Аваш (Awash) - Эфиопия, 1985 год (428 погибших)


Самая ужасная железнодорожная катастрофа за историю Африки произошла 14 января 1985 года, неподалёку от города Аваш. Город расположен на реке Аваш. Экспресс поезд сошёл с рельс на подходе к этому городку из-за того, что машинист не снизил скорость, проходя по изогнутому мосту, из-за чего несколько вагонов сорвалось в обрыв. Из 1000 пассажиров поезда 428 погибло, а почти все остальные пассажиры сильно пострадали. После ужасной катастрофы машинист был арестован, и ему предъявили обвинение в том, что он не снизил скорость при входе в поворот.

8. Железнодорожная катастрофа Торре-дель-Бьерсо (Torre del Bierzo) - Испания, 1944 год (200-500+ жертв)


3 января 1944 года неподалёку от деревни Торре-дель-Бьерсо в Испании, вышедший из под контроля почтовый поезд влетел в тоннель номер 20. Перед ним оказался маневровый локомотив с тремя вагонами, пытавшийся избежать столкновения. Два этих вагона были ещё в тоннеле, когда в них врезался почтовый поезд. С другой стороны приближался углевоз с 27 нагруженными вагонами-платформами. Машинист маневрового локомотива пытался предупредить углевоз, но тот всё же врезался в локомотив. Пламя катастрофы горело два дня. Так как многие люди путешествовали без билетов, а огонь полностью поглотил человеческие останки, точное количество пассажиров было сложно оценить, но выжившие утверждали, что поезд был переполнен, так как многие из них направлялись на рождественскую ярмарку.

7. Железнодорожная катастрофа Бальвано (Balvano) - Италия, 1944 год (521-600+ жертв)


Во время Второй Мировой войны острый дефицит привёл к развитию торговли на чёрном рынке. В 1944 году авантюристы и предприимчивые предприниматели тайком путешествовали на грузовых поездах для того, чтобы добраться до ферм поставщиков. В это же время ощущалась сильная нехватка высококачественного угля. Сжигание низкосортных заменителей выделяло большой объём непахнущего угарного газа. 2 марта 1944 года существенно перегруженный локомотив номер 8017 заглох внутри крутого туннеля. Обслуживающий персонал и пассажиры, включая несколько сотен «зайцев», погибли от удушья. Единственными выжившими были те, кто путешествовал в нескольких задних вагонах, оставшихся на открытом воздухе, когда поезд заглох.

6. Железнодорожная катастрофа под Уфой - Россия, 1989 год (575+ жертв)


Крупнейшая железнодорожная катастрофа за историю Советского Союза произошла 4 июня 1989 года. Щель в трубе продуктопровода позволила большому объему газа скопиться в низине между городами Уфа и Аша. Когда персонал заметил снижение давления, они просто увеличили давление до нормального уровня вместо того, чтобы найти возможную утечку. Около 1:15 два поезда, перевозящих более 1 200 пассажиров, многие из которых были детьми, проехали мимо друг друга. Искры, вызванные их проездом, подожгли легко воспламеняющееся облако, в результате чего произошёл взрыв, который был виден более чем за 100 километров. Вырвавшееся пламя выжгло деревья в радиусе 3,86 километров и разрушило оба поезда.

5. Железнодорожная катастрофа в Гвадалахаре (Guadalajara) - Мексика, 1915 год (600+ жертв)


В 1915 году мексиканская революция была в самом разгаре. Президент Венустиано Карранса (Venustiano Carranza) приказал перевезти семьи его армии в Гвадалахару, которую он недавно завоевал. 22 января 1915 года специально подготовленный поезд с двадцатью сильно перегруженными вагонами выехал из Колимы (Colima). Говорят, что вагоны были настолько забиты людьми, что пассажиры даже цеплялись к вагонам снизу и ехали на крышах. Во время крутого спуска машинист потерял управление составом. Поезд продолжал набирать скорость, спускаясь по рельсам, и в итоге вылетел в глубокий овраг. Менее катастрофу пережило трети людей из официального списка пассажиров.

4. Железнодорожная катастрофа в Бихаре (Bihar) - Индия, 1981 год (500-800 жертв)


6 июня 1981 года, во время сезона муссонов в Индии, поезд с девятью вагонами, перевозивший примерно тысячу пассажиров, упал в реку Багмати (Baghmati). Погодные условия в тот день были особо дождливыми и ветреными, и уровень воды в реке был выше обычного. В тот момент, когда поезд подъезжал к мосту, пересекающему реку, корова пересекла пути. Попытавшись избежать столкновения, машинист слишком сильно затормозил, из-за чего вагоны заскользили по влажным железнодорожным рельсам, и сошли с путей в реку. Помощь приехала только через несколько часов и большинство пассажиров, либо утонуло, либо их уже унесло водой к тому моменту, когда спасатели принялись за работу. Более 300 тел так и не было найдено.

3. Железнодорожная катастрофа в Чуря (Ciurea) - Румыния, 1917 год (600-1000 погибших)


Во время Первой Мировой войны у пассажирского поезда отказали тормоза во время спуска по крутому склону у станции Чуря. Поезд с 26 вагонами перевозил беженцев и раненных солдат, пытавшихся сбежать от наступающих немецких сил. Машинист попытался сделать всё возможное для замедления поезда, включив заднюю передачу и задействовав пескомёт для лучшего сцепления колёс, но поезд продолжал набирать скорость. Чтобы избежать столкновения со вторым поездом в конце спуска, убежавший поезд перенаправили в обгонный путь. Из-за высокой скорости поезд всё же, к сожалению, сошёл с путей и загорелся. В результате погибли сотни людей.

2. Крушение в Сен-Мишель-де-Морьен (Saint Michel-de-Maurienne), Франция, 1917 год (800-1000 жертв)


12 декабря 1917 года около 1 000 французских солдат возвращались домой на зимние праздники. По причине всеобщей нехватки, как локомотивов, так и недостаточной обеспеченности оборудованием, людей перевозило два соединённых воедино поезда, но под управлением одного локомотива. Из 19 вагонов поезда только у трёх первых были автоматические воздушные тормоза, в остальных были либо ручные тормоза, либо они отсутствовали вообще. Спускаясь в долину во французской части Альп, машинист приказал своим помощникам тормозить, но поезд продолжал набирать скорость. Тормоза перегрелись и под вагонами начало разгораться пламя. Спустя 6 километров первый вагон сошёл с путей, и остальные вагоны врезались в него, загоревшись за несколько минут. Из-за силы пламени были идентифицированы только 425 тела из примерно 1000 жертв.

1. Железнодорожная катастрофа и цунами в Шри-Ланке, 2004 год (1700+ жертв)


26 декабря 2004 года землетрясение в океане к северу от Суматры вызвало гигантское цунами, от которого погибло 280 тысяч человек. В тот ужасный день в «Королеве моря» ехало более 1 500 пассажиров. Поезд находился в 170 метрах от берега, когда обрушилась первая волна. Вода моментально остановила поезд. Местные жители и пассажиры, думая, что поезд будет спасением от воды, забрались на его крышу или спрятались за ним. Вторая волна была намного мощнее: она снесла поезд с железнодорожных путей и тащила за собой вагоны в джунгли. Те, кто не был раздавлен поездом, быстро тонули, так как оказались запертыми в ловушке вагонов. Только несколько пассажиров пережило эту трагедию.