Александр Мазин «Варвары. Самые известные гладиаторы Завоевание Римом Италии

Гладиаторами звали бойцов в Древнем Риме, которые на потеху публике сражались между собой. Специально для таких зрелищ даже создавали арены. Причиной появления такого жестокого развлечения стала территориальное расширение Древнего Рима. Оказалось, что пленных попросту некуда было девать. Просто убивать их было бессмысленно, вот и заставили на потеху публике мужчин сражаться друг с другом. Выживал только сильнейший. Публичным зрелищем гладиаторские игры стали считаться со 106 года до н.э.

В самом Риме и во всей стране это становится самым любимым зрелищем. Именно поэтому появились школы гладиаторов. А в 63 году Нерон разрешил участвовать в таких боях и женщинам. Официально запретили игры гладиаторов в 404 году, с приходом в Рим христианства. Эти смелые бойцы стали символом храбрости и отваги, а восстание бойцов под предводительством Спартака вообще стало важной частью древней истории. Имена же самых лучших гладиаторов мы помним и поныне.

Спартак. Кто является самым известным гладиатором в истории, гадать долго не стоит. Это Спартак, чьим именем называют детей, корабли и футбольные команды. Хотя личность эта очень знаменитая, до сих пор непонятно, кем же он был на самом деле в части своего происхождения. Классической считается версия, что Спартак был фракийцем, взятым римлянами в плен. Но есть предположения, что знаменитый гладиатор был все же римлянином, поднявшим мятеж и сбежавшим из своего легиона. Как раз в те годы Рим вел ожесточенные войны с Фракией и Македонией, так что Спартак вполне мог попасть в плен. Приписка Спартаку фракийского происхождения объяснима, ведь в те времена всех гладиаторов делили с учетом типа ведения боя как раз на галлов и фракийцев, вне зависимости от того, откуда бойцы вообще были родом. А судя по грамматике латинского языка, имя Спартак означает, что он имел отношение к Спарте. Историки раскопали, что гладиатор обучался в школе Лентула Батиата, где и изучал философию Гая Блоссия. В ней есть немало любопытных моментов, один из лозунгов вообще гласит: «Последние станут первыми и наоборот». В 73 году до н.э. случилось известное в истории Рима событие - гладиатор Спартак восстал вместе со своими 70 товарищами. Сначала это была просто группа беглых рабов с четырьмя сильными лидерами - помимо Спартака это еще Крикс, Каст и Гай Ганник, бунтари просто ограбили собственную школу и с оружием в руках бежали в предместья Неаполя. Восставшие стали промышлять грабежами и убийствами, их армия росла за счет других беглых рабов. Через пару лет компания составляла уже более 120 тысяч человек, которые спокойно перемещались по стране. В стране существовал рабовладельческий строй, и такое восстание поставило под угрозу существование государство. Именно поэтому на усмирение Спартака и его товарищей были посланы лучшие военные силы. Постепенно силы рабов были разбиты, сам Спартак погиб предположительно около реки Силари. Последние остатки могучего войска восставших пытались бежать на север, но были разбиты Помпеем. Именно он и получил лавры главного усмирителя бунта.

Коммод. Кто сказал, что гладиатором непременно должен был быть раб? Многие вольные люди выбирали себе эту профессию. Есть исторический факт, что существовал гладиатор и императорского происхождения. Коммод, уже начиная с раннего возраста, обладал отличными ораторскими способностями, научившись произносить яркие речи. Но чем старше он становился, тем менее интересными были для него государственные дела и забота о подданных. Коммода куда больше интересовали развлечения, в том числе и сексуальные. Император стал проявлять жестокость - время его правления отмечалось многочисленными казнями и убийствами. Неслучайно Коммода сравнивают по этому показателю с самим Нероном. Ведь ему Коммод не уступал ни в жестокости, ни в своей развратности. У молодого императора был свой гарем, в котором было более сотни молодых наложниц, а мальчиков так и того больше. Сам же император обожал носить женские одежды и заигрывал с подчиненными, разыгрывая разные роли. В числе любимых игр Коммода было и препарирование живых людей. И именно Коммод стал первым императором, вышедшим на поле боя в роли гладиатора. А ведь для особы царской крови это считалось неимоверным позором. Современники вспоминали, что Коммод был вообще-то отличным бойцом - он искусно убивал опасных животных. При этом он нисколько не стеснялся своего не подобающего сану развлечения, а даже обожал демонстрировать свои боевые навыки подчиненным. Коммод прославился еще и своей педантичностью - повсюду за ним ходил писарь, который фиксировал все действия и речи императора. Зато благодаря этому нам сегодня известно, что император-гладиатор принял участие в 735 сражениях. Также Коммод известен своей верой в разные жестокие языческие культы, порой он даже перевоплощался в одежды бога Анубиса. Император требовал от своих подданных обожествлять себя, идеализировать, а за неповиновение просто убивал. Смерть тирана была классической - его убили в результате заговора недовольные сограждане.

Спикул. По мнению историков Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны. Их еще называли мирмиллонами. Основой вооружения таких бойцов был полуметровый прямоугольный щит, гладиус. Голову же гладиатора защищал беотийский шлем в виде рыбы и с волнообразным гребнем. Правая рука Спикула была защищена манникой. Перед началом боя этот знаменитый гладиатор всегда надевал повязку на свое бедро и перевязывался поясом. Верхняя часть его ступней было обмотана толстыми обмотками. Классический мурмиллон оснащался еще и короткими латами. В историю Спикул вошел, как любимчик Нерона. Недаром после одного из своих боев гладиатор даже получил от всесильного императора в подарок дворец, несколько домов и земельный надел неподалеку от Рима. Сам Нерон неоднократно упоминал о том, что в его армии гладиаторов именно Спикул устраняет своих соперников наиболее искусным образом. Историки говорят, что любимец императора был к тому же и самым опытным бойцом. Скорее всего, он обучал и новичков искусству боя. Существуют легенды о том, что Спикул снискал славу еще и великого любовника. В его компании даже сам Нерон часто посещал бордели и другие подобные увеселительные заведения. А умер легендарный гладиатор примерно в одно время со своим покровителем. Говорят, что в последние минуты своей жизни Нерон даже хотел, чтобы его убил именно Спикул. Вот только того, как назло, во дворце в тот момент не оказалось. А после смерти деспота его приближенных стали нещадно преследовать. В июне 68 года Спикула бросили под статуи Нерона, которые люди тащили по форуму. Так что не Нерон погиб от рук своего любимца, а, скорее, наоборот.

Тумелик. Считается, что этот гладиатор родом из знатной семьи. Его отцом был знаменитый германский вождь Арминий. А прославился он тем, что в глубинах Тевтобургского леса сумел победить сразу три римских легиона. Ими командовал наместник Вар. А матерью Тумелика стала Туснельда. То поражение стало настолько унизительным, что Римская империя не могла оставить это без внимания. Вскоре император Тиберий отдал приказ своему племяннику Германику выступить в поход и победить строптивых германцев. Трижды римляне вступали на земли восточнее Рейна. Они уничтожили укрепления племен, освободили город Сегест, осажденный Арминием. Но самое важное - была взята в плен Туснельда с ее маленьким сыном Тумеликом. Германик вот-вот готов был уже пленить и самого Арминия, но тут Тиберий призвал его обратно в Рим. Во время празднования триумфа в честь победы над германцами перед колесницей Германика шли главные свидетели его успеха - Туснельда и Тумелик. Даже отец Туснельды видел это, находясь рядом с Германиком. Так мать молодого пленника и его дед и доживали свою жизнь на чужбине. Туснельда стала служанкой в одном из богатых домов, она могла даже пережить своего сына. Сам же Тумелик попал в школу гладиаторов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, новым императором стал сын Германики - Калигула. Сегодня все признают, что он был попросту безумным правителем. Так, он приказал вывести Тумелика на бой. Храбрый германец надел железную маску, на которой был изображен его непокоренный отец Арминий. В руках у гладиатора был меч. Но против него Калигула решил не выставлять других бойцов, а приказал выпустить голодных львов. О возрасте Тумелика сложно судить, по некоторым источником ему вообще было на тот момент пятнадцать-шестнадцать лет.

Эномай. Этот гладиатор вошел в историю, как один из лидеров восстания Спартака, его правой рукой. А командовал Эномай рабами. Попал он в плен римлянам во времена завоевания империей Галлии. Эномай входил в число тех гладиаторов, которые обучались в знаменитой школе Лентула Батиата. Это заведение находилось в Капуе. Есть свидетельства того, что в этой школе были невыносимые условия для тренировок и проживания. Именно поэтому Эномай без раздумий выступил в поддержку своего земляка Крикса и Спартака, родившегося, как говорили во Фракии. Эти гладиаторы и встали во главе восстания. Но из всей троицы именно Эномаю было суждено погибнуть первым. Историки склоняются к мнению, что он погиб между 73 и 72 годами до нашей эры. А погиб гладиатор не на арене и даже не на поле боя, а во время грабежа одного из городков Южной Италии. Историки считают, что Эномай занимался ремеслом гладиатора более десяти лет. Такая длинная карьера состоялась благодаря огромной силе бойца и его буквально нечеловеческой выносливости. Сообщается, что в одном из боев Эномаю повредили нос. Он сросся не очень удачно, из-за чего искривился. На переносице же образовался небольшая горбинка. Но хотя у гладиатора и был грозный вид, нрав его оставался спокойным. У Эномая была даже возлюбленная по имени Эмболария. Есть свидетельства того, что Эномай было все же не настоящее имя гладиатора, а его прозвище, которое он получил для выступлений на арене. Ведь Эномаем звали сына бога Ареса, который отличался воинственным и жестоким нравом. В те времена часто имена гладиаторов становились частью их «сценического» образа. Собственные же, «варварские» имена, римляне даже слышать не хотели, считая их попросту некрасивыми.

Батиата. Имя этого гладиатора мы уже неоднократно упоминали в связи с его школой. А ведь первоначально и он выступал на арене. После окончания активной карьеру Лентул Батиата основал собственную школу, которая стала самой большой в стране. Есть основания предполагать, что именно Батиата и был наставником самого Спартака. А открытая в Капуе школа стала образцом для заведения такого типа, которые вскоре стали появляться во всей Римской империи. А проживал Корнелий Лентул Батиата в Риме. Его взгляды были основаны на материалистических убеждениях. И хотя своих подопечных-гладиаторов он называл не иначе, как монстрами, делал это Батиата все же в шутливой и ласковой форме. Сам основатель школы заявлял, что она является по сути фермой, где и выращиваются подопытные существа. Такие радикальные жизнь вполне имели право на жизнь, гладиаторы из Капуи действительно пользовались популярностью. Посмотреть на их сражения приезжали жители из самых отдаленных мест империи. Работать же Батиате с гладиаторами было непросто. К тому же достаточно было организовать всего пару-тройку неинтересных для публики боев, как школу Батиата конкуренты отстранили бы от выступлений в Колизее. Сам бывший гладиатор отлично осознавал, как растет конкуренция со стороны других школ. Чтобы повысить мотивацию своих бойцов Батиата ввел интересную систему мотивации. Хозяин внушал своим гладиаторам, что жизнь на самом деле является обычным сном, который приходит к человеку по воле богов. Всего же в школе обучалось более двухсот бойцов. Большинство - это пленные из Фракии и Галлии. Историки полагают, что именно жестокое отношение хозяина к своим гладиаторам и вылилось в итоге в мятеж.

Гай Ганик. Точно неизвестно, когда родился и умер этот гладиатор. Некоторые энциклопедисты полагают, что Гай Ганик умер в 71 году до н.э. А вошел в историю этот человек, как соратник Спартака. Он руководил большим отрядом восставших в ту пору рабов. Родом Гай Ганник был из Галлии. Но в одном из жизнеописаний Спартака встречается информация о том, что его соратник принадлежал к древнему народу Италии, самнитам. Говорили также, что гладиатор имел кельтские корни. Скорее всего, Гай Ганник попал в Рим, будучи плененным в ходе завоеваний Галлии. Вместе со Спартаком Гай Ганник обучался гладиаторскому мастерству в капуйской школе Лентула Батитата. В Капуе многие считали, что именно он на самом деле и являлся лучшим гладиатором. Во время восстания Спартака бывший гладиатор стал командующий, одерживая победы над регулярными частями римлян. В 71 году до н.э. Спартак вместе с Гаем Ганником решили провести восставших в Галлию и Фракию. Но в последней фазе восстания, после того, как Спартак решил захватить город Брундизий, от основных сил откололось войско в двенадцать тысяч человек. Его возглавили Гай Ганик и Каст. Но противостоять обученным и превосходящим войскам римлян гладиаторы на этот раз не сумели. В последнем бою же Гай Ганик был храбр, как это и подобает настоящему гладиатору. Погиб легендарный воин неподалеку от города Регия, что находится на юре современной Италии. В своем «Сравнительном жизнеописании» Плутарх нашел место и для Гая Ганника, которого историк назвал Гаем Канницием.

Крикс. Этот гладиатор являлся галлом и несколько лет находился в рабстве. В неволю Крикс попал, сражаясь с римлянами на стороне аллоборгов. Крикс, как и Спартак, являлся гладиатором в школе Лентала Батиата, что была в Капуе. В 73 году до н.э. Крикс вместе с другими беглецами из этой школы стал грабить окрестности Неаполя и собирать других беглых рабов. Крикс был одним из самых главных помощников Спартака. Но после первых военных успехов Крикс отделился от своего вождя, оставшись в Южной Италии. Основные же силы рабов двинулись на север. Плутарх рассказал, что причиной такого отделения стала заносчивость и высокомерия Крикса. В его армии остались галлы и германцы, соплеменники лидера. Весной 72 года до н.э. римский консул Публикула начал активно сражаться с армией Крикса. Около горы Гарган в Апулии состоялась решающая битва. В ходе ее Крикс и был убит. Он сражался с большой отвагой, убив не менее десяти легионеров и центурионов. Но в итоге Крикса закололи копьем и обезглавили. 30-тысячная же армия же рабов была разгромлена. Память своих соратников Спартак почтил, устроив игры гладиаторов, как это было заведено в Риме. Только на этот раз в таких мероприятиях заставили принять участие более трехсот знатных римских военнопленных.

Герардеска Манутиус. Говоря о величайших гладиаторах, стоит упомянуть и самую известную женщину, которая освоила эту профессию. Герардеска Манутиус является, возможно, самой величайшей воительницей в истории. Она убила на арене более двухсот противников разного пола, встретив смерть свою в бою. Это была красавица, с черными смоляными волосами и идеальным телом. Римские болельщики обожали ее. А попала Манутиус на арену всего за год до своей смерти. За такой короткий промежуток она успела стать знаменитостью. Беглой рабыне было 28 лет, когда она попала в группу из тех десятков тысяч рабов, объединившихся под началом Спартака. В армии повстанцев женщина сперва исполняла незавидную роль проститутки. Со Спартаком она прошла всю Италию, в свободное время женщина брала уроки работы с мечом. Это позволило ей стать отличным рукопашным бойцом, имеющим опыт в единоборствах. В битве при Лукании в 71 году до н.э., когда Спартак был убит, Герардеску захватил в плен Марк Люциний Красс. Недолго думая, он приказал распять женщину вместе с другими шесть тысячами беглыми рабами. Но уже в момент, когда амазонку приковывали к кресту, римлянин вдруг изменил свое решение. Прекрасная Герардеска понравилась своей бронзовой кожей и провела ночь в палатке Красса. На следующий день военачальник отправил женщину в Капую, в школу гладиаторского мастерства. Он надеялся, что это ремесло поможет ей однажды стать свободной. Основы гладиаторского боя давались Герардеске без особого труда. Уже через несколько недель состоялся первый бой амазонки. Ажиотаж объяснялся тем, что на арену вышла протеже самого Красса. Но всего пять минут потребовалось женщине-гладиатору, что покончить с мускулистым и татуированным греком Трасианом. Публика с наслаждением наблюдала, как два обнаженных до пояса тела, потные от солнца, двигались в попытке убить друг друга. В итоге меч вошел в пах грека, а гром аплодисментов потряс амфитеатр. Победитель использовал обманный прием. Но кровавая карьера не могла продлиться долго. Целых 11 месяцев Герардеска уничтожала всех своих соперников, в том числе и прославленных уже бойцов. А погибла гладиатор в бою с двумя карликами. Во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Бывшая любимица публики вдруг лишилась разом всех симпатий, которые перешли к карликам. Весь Колизей направил пальцы вниз, вынося приговор Герардеске. Согласно правилам раненая женщина легка на спину, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки и в этот момент карлики вогнали свои трезубцы ей в живот и грудь, окончив бой. Израненное тело гладиаторши унесли с арены и просто бросили на груду других жертв боев. Так кумир Рима, знаменитая женщина-боец и не получила последних достойных почестей.

Совсем не лишним будет вспомнить непризнанные официально свидетельства космического прошлого Человечества.

Такие свидетельства массово встречаются в индийских ведах, которые в своё время, по словам самих индусов, были переданы им Белыми Учителями с Севера - представителями Белой Расы.

Даже последние достижения военной науки - самолеты-невидимки, вaкуумныe бомбы, геомагнитное и погодное оружие - пока еще только отдаленно напоминают то вооружение, которое было У наших далеких предков…

Нет предшественников, живших пять, а может быть, пятнадцать или двадцать пять тысяч лет тому назад - тогда, когда по всем канонам современной науки на Земле существовало лишь общество первобытных охотников и собирателей, использующих каменные орудия, и это время именовалось поздним палеолитом или ранним каменным веком…

Самолеты и ядерные бомбы у первобытных дикарей, не знавших металла? Откуда они у них, да и зачем? Как они могли ими пользоваться? Против кого применялось оружие, предназначенное для уничтожения целых народов? Ведь тогда на Земле еще не было государств и городов!.. Против таких же охотников и собирателей, как и они, живших в соседней пещере? Едва ли, звучит как-то смешно и нелепо. Тогда против кого?..

Гораздо проще представить себе, что в то время, когда использовались летательные аппараты и применялось разрушительное оружие, попросту не было дикарей. Возможно, они где-то и жили - в лесах, пещерах. Но в обществе того времени им отводилась второстепенная и малозаметная роль. А правили балом достигшие высочайшего научно-технологического прогресса народы, которые строили большие города и создавали могущественные государства. Находясь на более высоком уровне развития, чем наше общество, они использовали авиацию, вели жестокие войны друг с другом и бороздили просторы Вселенной, отправляя космические корабли к другим планетам и даже в другие галактики.

За время, прошедшее после написания первой статьи о летательных аппаратах мною было изучено большое количество новых публикаций и первоисточников. В процессе их исследования моему мысленному взору являлись необыкновенные картины. В них представали бывшие обитатели нашей планеты, которые иногда были похожи, а иногда совсем не похожи на людей. Я путешествовал по таинственной Гиперборее и ступал по городу богов - Амаравати, видел воздушные флотилии из легких летательных аппаратов, управляемых гандхарвами и апсарами, и сам Индра показывал при мне оружие богов своему сыну Арджуне.

У далекого Кайласа в городе Алака я гостил у одноглазого великана трехногого бога богатств Куберы и видел его грозную стражу из гигантов якшей, многоруких ракшасов и найрритов, которые оберегали подступы к спрятанным в подземельях сокровищам.

Я был на полях сражений, на которых воевали вначале боги и демоны, а потом их человеческие потомки -Пандавы и Кауравы. Мне до сих пор мерещатся горы исковерканных трупов и выжженная, опаленная жаром оружия богов земля, на которой не росло ничего в течение многих, столетий. Перед моими глазами и сейчас будто стоят зловещие видения расколов земной коры и зияющих пропастей, заполненных бурлящей магмой, дрожащей под ногами земли и рушащихся гор, а потом - огромной волны, которая крошила и смывала все вокруг, оставляя за собой лишь мертвую безжизненную пустыню.

После происходивших на Земле опустошений от прежних могущественных цивилизаций не оставалось ничего: землетрясения, потоки лавы, несколько раз обогнувшая земной шар гигантская волна, огромные ледники безжалостно уничтожали все, что называется культурным слоем. Оставались только более ранние отложения, в которых сохранялись останки живших до эпохи прогресса охотников и собирателей, которые так сильно запутали нашу историю и которые снова вышли на историческую арену после последнего грандиозного катаклизма, произошедшего, по наиболее часто встречающимся датировкам, примерно 12 тысяч лет назад.

Это небольшое введение к статье написано неслучайно Моя цель - дать вам понять, что на этот раз я не буду выражать свое удивление по поводу того, откуда взялись столь необычные знания у древних людей. Как сказал бы по этому поводу маленький трехлетний человечек, «оттуда». Да, именно оттуда - из мира, в котором они жили, который во время глобальной катастрофы был разрушен и погиб; Но знания - отголоски того далекого времени - каким-то чудом уцелели. Возможно, сохранились старинные рукописи в подземных убежищах, о чем писал Платон. Вероятно, вместе с ними катастрофу смогли пережить и некоторые очевидцы событий того далекого времени. Древние знания дошли до нас в виде многочисленных преданий о летательных аппаратах, о разрушающих все живое оружии, о странствиях полубогов и смертных по звездным системам. Так что давайте просто посмотрим, о чем нам говорят самые древние на Земле книги, многие из которых писались задолго до времени Платона и Юлия Цезаря, и подлинность их ни у кого не вызывает сомнения.

Покорение Земли пришельцами

Древнеиндийские тексты насыщены упоминаниями о далеких мирах, звездах, планетах, бороздящих просторы Вселенной летающих городах, небесных колесницах и экипажах, преодолевающих огромные расстояния со скоростью мысли. Половина рода человеческого в них вообще ведет свою родословную от пришельцев из Космоса - адитьев, которые в индийских преданиях называются полубогами, и дайтьев с данавами, которые относятся к демонам. И те и другие по внешнему облику мало чем отличались от людей, хотя, по-видимому, были более высокими.

Вот как описывается покорение Земли адитьями, дайтьями и данавами в первой книге «Махабхараты»:

«Святые мудрецы так описывают то, что произошло. Когда-то божественное племя адитий, управляющих Вселенной, враждовало со своими двоюродными братьями-демонами, дайтъями, и однажды… адитьи нанесли им полное поражение…

Оставив свои боевые позиции на высших планетах,… дайтьи… решили, что вначале родятся на маленькой планете Земля…, и так без усилий подчинят своей власти нашу крошечную планету. Став хозяевами Земли, они намеревались бросить ответный вызов бoжecтвeнным адитьям и так поработить Вселенную.

…Дайтьи… вошли в лона земных цариц и… родились среди членов царских семейств. С возрастом дайтьи стали проявлять себя как властные и гордые монархи…

…Их количество в этом мире так возросло, что… Земля былa не в силах выносить бремя их присутствия. Но, несмотря на это, они продолжали наводнять землю, и их становилось все больше и больше».

Чтобы спасти нашу планету от нашествия дайтьев с данавами, «Господь Индра и другие полубоги решили спуститься на землю… Небожители непрерывной чередой начали спускаться на землю…, обитатели небес рождались в родах благолюбивых мудрецов и царей и стали убивать нечестивых данавов, людоедов ракшасов…, чародеев в змеином обличье и различных других созданий, которые заживо пожирали людей».

Как можно догадаться из цитируемых выше отрывков «Махабхараты», дайтьи, данавы и адитьи прилетели на Землю с каких-то других обитаемых планет, а возможно, и из других звездных систем. Скорее всего, они использовали для своего передвижения в Космосе космические корабли, которые они в большом количестве доставили на Землю. Таких кораблей было действительно очень много, и они выполняли разные функции: от межгалактических перелетов до полетов в атмосфере Земли.

Летающие города богов и демонов

Индийские предания донесли до нас имена двух выдающихся конструкторов космических кораблей. Ими были искусный художник и архитектор данавов Майя Данава и архитектор богов Вишвакарман. Майя Данава считался учителем всех майяви, которые были способны вызывать колдовские силы.

Главным же творением Майи Данавы считались летающие города. Согласно «Махабхарате», «Шримад Бхагаватам», «Вишну-парве» и другим древнеиндийским текстам, он построил множество великолепно украшенных городов, в которых имелось все для длительного проживания там людей (или демонов). В третьей книге «Махабхараты», например, говорится о летающем городе Хираньяпура. Этот город, парящий в небе, увидел потомок адитьев, сын бога Индры Арджуна, когда странствовал на воздушной колеснице по небесным областям после великой побед ы над обитателями морских глубин ниватакавачами.

«Арджуна сказал:

— На обратном пути я увидел огромный и удивительный город, способный перемещаться куда угодно… Четыре входа со сторожевыми башнями над воротами вели и этот дивный, неприступный чудо-[город]…».

В этом путешествии Арджуну сопровождал пилот гандхарв по имени Матали, которого он и спросил, что это за чудо. Матали ответил:

«В этом дивном, плывущем по воздуху [городе]… живут данавы - пауломы и калакеи. Этот великий город зовется Хираньяпура, и охраняют его могучие демоны - сыновья Пуломы и Калаки. И живут они тут… в вечной радости, без тревог…, и боги не в cилax их уничтожить».

Великий город Хираньяпура мог свободно перемещаться по небу и в открытом космосе, плыть по воде, погружаться под воду и даже под землю.

Другим творением Майи Данавы был «железный летающий город» Саубха (санскр. Saubha - «благоденствие», «счастье»), подаренный царю дайтьев Шалве. Согласно «Бхагавата Пуране», «этот неприступный корабль… мог лететь куда угодно». Его не могли разрушить ни дэвы-адитьи, ни демоны, ни люди. Он мог влиять на погоду и создавать смерчи, молнии, делаться видимым и невидимым, перемещаться по воздуху и под водой. Иногда казалось: в небе появлялось множество кораблей, а иногда не было видно ни одного. Саубху видели то на землe, то в небе, то приземлившимся на вершине горы, то плывущим по воде. Этот удивительный корабль летал по небу как огненный вихрь, ни мгновения не оставаясь неподвижным.

Аналогичный летающий корабль-город Вайхаясу (санскр. Vaihaуasa - «находящийся под открытым небом»), подаренный главнокомандующему Махарадже Бали, сыну царя дайтьев Вирочаны, упоминается в восьмой песне «Шримад-Бхагаватам»:

«Этот великолепно украшенный корабль был построен демоном Майей и снабжен оружием, годным для любого сражения. Его невозможно было себе представить и описать. Он, например, был иногда виден, а иногда невидим…, похож на встающую из-за горизонта луну, освещающую все вокруг».

В «Шиве Пуране» Майе Данаве приписывается авторство в создании трех «летающих городов, предназначенных для сыновей царя дайтьев или данавов Тараки:

«Затем чрезвычайно мудрый и искусный Майя… построил города: золотой - для Таракаши, серебряный - для Камалакши и стальной - для Видьюмали. Эти три превосходные, похожие на крепости, города исправно служили в небесах и на земле… Так, войдя в три города, сыны Тараки, могучие и доблестные, наслаждались всеми радостями жизни. Там росло множество деревьев кальпа. В изобилии было слонов и лошадей. Было там много дворцов… Воздушные колесницы, сияющие, как солнечный диск…, движущиеся во всех направлениях и подобные лунам, озаряли город».

Другому «великому архитектору Вселенной» и строителю летающих кораблей, зодчему и конструктору богов (адитьев) Вишвакарману (санскр. Vicyakarman - «всетворящий») приписывается строительство летающего корабля, подаренного Индрой Арджуне:

«Колесница была снабжена всем необходимым оборудованием. Ее не могли победить ни боги, ни демоны, она излучала свет и издавала низкий рокочущий шум. Красота же ее пленяла сердца всех, кто ее видел. Эту колесницу… coopyил божественный зодчий Вишвакарман; и ее очертания бьли так же трудно различимы, как очертания солнца. На этой колеснице, ярко блистающей своим великолепием, Сома победил злочестивых данавов» («Адипарва»).

Другое творение Вишвакармана - огромная летающая колесница Пушпака (санскр. Puspaka - «цветущая»), которая последовательно принадлежала змеевидному богу богатств и сокровищ Кубере, предводителю ракшасов Гаване и земному воплощению бога Вишну - Раме.

Вишвакарман также, по-видимому, построил большие «летающие общественные дома», с которых осуществляли свое управление адитьи. С них же они наблюдали и за ходом битв. Вот, например, отрывок из «Махабхараты», повествующий о воздушном дворце для собраний Шакры (Индры):

«Величественный и роскошный дворец Шакры, который тот завоевал своими подвигами, он nocmpoил для себя сам… с блеском и великолепием огня. Он простирался на сотню йоджан в ширину и на сто пятьдесят йоджан в длину, воздушный, свободно передвигающийся и возвышающийся на пять йоджан. Рассеивающий старость, горести и уста.лость, свободный от болезней, благодатный, прекрасный, с множеством комнат, спален и мест для отдыха, оживленный и украшенный великолепными деревьями, повсюду росшими в этом поместье…, где повелитель Богов восседал с Шачи (супруга бога Индры)».

Помимо описанных и других, подобных им, больших космических кораблей и межпланетных станций (не побоюсь назвать летающие города богов и демонов этими словами) существовали небесные колесницы и воздушные экипажи меньшего размера. Судя по многочисленным эпизодам из «Махабхараты», Бхагавата-пураны», «Шивы-пураны» и других древнеиндийских текстов, и тех и других в былые времена было очень много.

Приведу для подтверждения этого два отрывка из «Махабхараты»:

«…Матали пронзил небосвод (и очутился) в мире премудрых.

Он показал мне… (другие) воздушные колесницы…

На колеснице, булаными запряженной, мы возносились все выше…

…Затем самодвижущиеся миры, миры божественных ришей (мы проезжали),

Гапдхарвов, апсар, богов великолепные угодья…».

«В это самое время…

Возник могучий звук, от небожителей (он исходил), с небосвода…

Раджу богов, покорителя недругов, на сияющих солнцем воздушных колесницах

Множество гандхарвов и апсар со всех сторон сопровождали».

Примерно о таком же скоплении воздушных колесниц говорится в упомянутых в моей первой статье фрагментах из джайнского текста VIII века «Махавира Бхавабхути», собранного из более древних текстов и традиций, и в «Бхагавата-пуране»:

«Воздушная колесница, Пушпака, доставляет многих людей в столицу Айодхьи. Небо полно огромных летательных машин, черных, как ночь, но усеянных огнями желтоватого свечения… ».

«…О нерожденный, о синешеий… Взгляни на небо, которое стало таким прекрасным, оттого, что по нему плывут вереницы белых, как лебеди, воздушных кораблей…».

К звездам. Космические полеты богов и смертных

В «Махабхарате», «Шримад Бхагаватам», «Вишну-пуране» и друтих древнеиндийских текстах неоднократно описываются совершаемые богами, демонами, героями (рожденными от богов и смертных женщин) и разными мифическими существами космические путешествия на воздушных кораблях:

«Я был известным видьядхарой по имени Сударшана. Я был очень богат и красив и летал повсюду на своем воздушном корабле…».

«Читракету, повелитель видьядхаров, отправился в странствие по безбрежным просторам Вселенной… Однажды, странствуя в небесах на своем ослепительно сияющем воздушном корабле, он прибыл в обитель Шивы…»

«Проносясь сквозь пространство, махараджа Дхурва видел одну за другой все планеты солнечной системы и видел на своем пути полубогов на небесных колесницах.

Так махараджа Дхурва миновал семь планетарных систем великих мудрецов, известных как саптариши - семь звезд созвездия Большой Медведицы…».

Потомок династии Куру, царь Васу мог путешествовать за пределами Земли в верхних районах нашей Вселенной, и поэтому в те далекие времена он прославился под именем Упари-чара, «Странствующий по высшим мирам». В отличие от видьядхаров, сиддхи могли путешествовать в космосе без помощи летательных аппаратов. А вот как Васу получил от Индры свой летательный аппарат:

«Я награждаю тебя редчайшим даром - знать обо всем, что происходит в пределах этой Вселенной. Я жалую тебе также хрустальный небесный корабль - наслаждение богов. Этот удивительный корабль уже на пути к тебе, и вскоре ты, единственный среди смертных, ступишь на его борт. Так, подобно одному из богов, ты будешь путешествовать среди высших планет этой Вселенной».

Другой герой «Махабхараты» - Арджуна - тоже летал по Космосу на воздушной колеснице, подаренной ему Индрой:

«И на этой подобной солнцу, творящей чудеса божественной колеснице мудрый потомок Куру взлетел вверх. Став невидимым для ходящих по земле смертных, он увидел тысячи чудесных воздушных колесниц. Там не было света ни солнца, ни луны, ни огня, по они светились собственным светом, приобретенным благодаря их заслугам. Из-за расстояния свет звезд виден как крошечное пламя лампады, но в действительности они очень велики. Пандава видел их яркими и прекрасными, сияющими светом собственного огня… »,

Еще одним путешественником по Вселенной был мудрец Кардама Муни. Женившись на дочери царя Сваямбхува Ману - Девахути, и получив «чудесный летающий дворец», он с женой отправился в путешествие по различным планетным системам:

«Так он путешествовал с одной планеты на другую, подобно ветру, который веет повсюду, не встречая преград. Передвигаясь по воздуху в своем великолепном, излучающем сияние воздушном замке, который летал, послушный его воле, он превзошел даже полубогов…».

Принципы путешествия во вселенной

Помимо летающих городов и небесных колесниц, которые, скорее всего, представляли собой космические корабли, межпланетные станции и летательные аппараты, особого упоминания заслуживают «выведенные гандхарвами» кони особой породы. Вот как они описываются в «Махабхарате»:

«Кони богов и гандхарвов источают небесное благоухание и могут скакать с быстротой мысли. Даже когда их силы истощены, они все равно не сбавляют скорости… Кони гандхарвов могут по желанию менять масть и мчаться с любой, какой захотят, быстротой. Достаточно лишь мыс ленно пожелать, чтобы они тут же предстали перед тобой, готовые к исполнению твоей воли. Эти кони всегда готовы исполнять твои желания».

Ричард Л. Томпсон в своей книге «Пришельцы. Взгляд из глубины веков» показал, что это некие «мистические кони», свойства которых основаны на законах, управляющих тонкими материальными энергиями. Эти законы были хорошо известны ученым древности, однако о них почти ничего не знают современные специалисты. Проведя анализ древнеиндийских первоисточников, Томпсон пришел к выводу, что кони гандхарвов «скакали» по определенным «дорогам», называемым «дорогами сиддхов» ,«дорогами звезд» и «путями богов» . То, что они могли преодолевать огромные расстояния за короткое время, было связано с тем, что дороги сиддхов также подчинялись законам, управляющим тонкими энергиями, а не законам, управляющими обычной, грубой материей.

По этим же дорогам, по мнению Р. Л. Томпсона, могло (и сейчас может!) быть перенесено и грубое человеческое тело, подчиненное мистическим силам - сиддхам, именуемым прапти и мано-джава. Согласно «Махабхарате» и другим древнеиндийским текстам, этими силами в совершенстве владели обитатели планетной систем Сиддхалока - сиддхи. Поэтому они могли свободно перемещаться в Космосе без летательных аппаратов.

На основании каких законов происходил «полет» «коней», колесниц и людей по дорогам сиддхов? На основании законов, управляющих тонкими материальными энергиями. Эти законы могли заставить грубую материю (какой, например, является человеческое тело) действовать в нарушение обычных законов физики.

Другими словами, происходила «дематериализация» грубого человеческого тела, машин и механизмов и их «повторная сборка» в других частях Вселенной. Подобные путешествия, по-видимому, могли происходить только в определенных звездных коридорах, тоннелях, или, как мы их назвали вначале, дорогах, в пределах которых было как бы «свернуто» пространство и время. Но это тема отдельного серьезного разговора, выходящего далеко за рамки настоящей статьи.

Карта путей богов

На основании анализа текста «Вишну-пураны», Р. Л. Томпсон установил, по какой дороге ехал Арджуна. Приведу выдержку из его книги «Пришельцы. Взгляд из глубины веков»:

«В «Бишну-пуране» говорится, что Путь Богов (деваяна) лежит к северу от орбиты Солнца (эклиптики), к северу от Нагавитхи (накшатры Ашвини, Бхарани и Критика) и к югу от звезд семи риши. Ашвини и Бхарани - это созвездия в Овне, находящемся к северу от эклиптики, а Криттика - это созвездие, смежное с созвездием Тельца, известное как Плеяды. Ашвини, Бхарани и Криттика принадлежат к группе из двадцати восьми созвездий, называемых в санскрите накшатры. Семь риши - это звезды Ковша в Большой медведице. По этой информации мы можем составить общее представление о Пути Богов как о дороге, протянувшейся через звезды в северной небесной полусфере.

Другая важная небесная дорога - Путь питов (или питра-яна). Согласно «Вишну-пуране», эта дорога пролегает на севере от звезды Агастья и к югу от Аджавитхи (три накшатры Мула, Пурвашадха и Уттарашадха), не пересекаясь с путем Вайшванара. Область питов, или Питралока, в ведической литературе именуется обителью Ямы, божества, которое назначает наказания грешным человеческим существам… Эта область, а также адские планеты находятся, как говорится в «Бхагавата-пуране», в южной стороне Вселенной, на юге от Бху-мандала, планетарной системы, в которую входит Земля.

Накшатры Мула, Пурвашадха и Уттарашадха отчасти соответствуют созвездиям Скорпиона и Стрельца, и считается, что Агастья - это звезда под названием Канопис. Таким образом, по описаниям в «Вишну Пуране» мы можем представить себе, где находится Питралока и ведущая в нее дорога, пользуясь знакомыми нам небесными ориентирами».

Ну вот, к сожалению, и пришло время поставить точку в моем кратком рассказе об удивительных индийских преданиях о летательных аппаратах и оружии богов и демонов.

Истоки этих преданий теряются в столь отдаленных от нас временах, что мы. ныне живущее на Земле человечество, не в состоянии назвать даже приблизительную дату их со ставления. Известно только, что большинство из них вошло в древнеиндийские рукописи, написанные в 3-2 тыс. до н. э. - X в. н. э., а по некоторым данным, еще раньше - в IV или VI тыс. до н. э. Существуют еще более фантастические версии, что авторами некоторых книг, таких как Веды (Ригведа, Самаведа, Атхарваведа, Яджурведа), «Нималатпурана», были змее-люди - наги, а время описываемых в преданиях событий отстояло от нас на многие миллионы лет.

Как бы там ни было, сейчас я могу с уверенностью сказать лишь одно. В очень давние времена (десятки тысяч или, может быть, миллионы лет назад) на Земле жили разумные существа, которые намного превосходили своими знаниями современных людей. Они правили государствами, жили в больших и малых городах, летали на другие планеты, а созданные ими космические корабли бороздили просторы Вселенной. Наша планета была густо населена и на ней жили разные, непохожие друг на друга, народы, которые воевали друг с другом. В результате войн между ними происходили настолько сильные разрушения и опустошения на Земле, что они «вырывали» целые страницы из Книги ее истории.

Говоря словами древнегреческого философа Платона, на Земле оставалась лишь «мертвая безжизненная пустыня». Через сотни или тысячи лет на планете вновь возрождалась жизнь и на историческую арену выходили первобытные охотники и собиратели, останки которых обычно находят археологи и геологи. Но древние знания сохранялись. Скорее всего, выживали в подземных убежищах и отдельные представители древних высокоразвитых рас, которые становились царями и жрецами.

Познакомившись с индийскими преданиями (да и не только с индийскими), невозможно рассуждать иначе. Поэтому мне непонятно, как вообще могло случиться, что многие современные исследователи не уделяют им должного внимания. То ли они попросту остаются в неведении относительно этого ценнейшего пласта литературы, то ли предпочитают считать все написанное не более чем вымыслом и сказкой.

Главные доводы сторонников традиционной теории эволюции человечества о том, что мы до сих пор не располагаем материальными остатками столь древних и могущественных цивилизаций (в отличие от находок костей и предметов обихода первобытных охотников и собирателей), оказываются не такими уж и непоколебимыми при первой же попытке привести даже самый короткий перечень этих остатков. Руины Тиауанако и Саксаумана в Боливии и Перу возрастом более 12 тыс. лет, камни Ики с изображением вымерших 150-200 тыс. лет назад животных, плиты, колонны, статуэтки, вазы, трубы, гвозди, монеты и другие предметы в пластах возрастом от 1 до 600 млн. лет, многочисленные наскальные изображения и печатки с изображением рогатых людей, следы человекоподобных существ в отложениях возрастом 135-250 млн. лет в Техасе, Кентукки, Неваде и Туркмении, железный молоток из нижнемеловых отложений Техаса…

Возможно, ученые просто уходят от ответа на вопрос, что же на самом деле представляют собой все эти находки. Ведь ни одна из них не вписывается в рамки теории происхождения жизни, которую до сих пор преподают в школах и университетах.

Но возможно и другое. Существуют влиятельные силы, которые не заинтересованы в обнародовании столь древних знаний. Поэтому они спешат объявить все сделанные находки игрой природы, искусно выполненными подделками и чем угодно еще - только не подлинными открытиями. А сами находки бесследно исчезают и… оседают в сверхсекретных лабораториях, оставляя большинство ученых, да и простых людей в неведении и недоумении.

Зачем и почему? Давайте вместе думать над ответом.

Целый ряд рисунков и статуэток разного возраста и с разных материков сторонники палеоконтакта трактуют как изображения космонавтов, одетых в скафандры и/или герметичные шлемы. Можно, конечно, списать все на фантазию художника или его неквалифицированность. Однако сходство иногда бывает весьма удивительным. А небрежность и неточность ряда изображений вполне объясняется тем, что создавали их люди задолго до космической эры человечества.


Космонавт (в России), астронавт (в США), спасьонавт (во Франции) или тайконавт (в Китае) — человек, совершивший космический полёт (или прошедший специальную подготовку в качестве космонавта и зачисленный в группу космонавтов).

Понятие космического полёта, как и само понятие "космос", в разных странах различно.

    Согласно классификации Международной федерации аэронавтики (ФАИ), космическим считается полёт, высота которого превышает 100 км.

    Согласно классификации Военно-воздушных сил США (ВВС США, United State Air Forces, USAF), космическим полётом считается полёт, высота которого превышает 50 миль (примерно 80 км).

    В России же космическим полётом называется орбитальный полёт, — то есть аппарат должен сделать хотя бы один виток вокруг Земли. Именно поэтому общее количество космонавтов отличается от источника к источнику.

    Какой должны быть высота полета, чтобы считать его космическим полетом, у древних цивилизаций неизвестно.

В США людей, отправляющихся в космос, традиционно именуют астронавтами. Это название происходит от греческого: astron (греч. αστρον), что означает: — звезда, и уже знакомого нам слова наута (греч. ηαυτα) — мореплаватель.

Впервые слово астронавт использовал американский писатель-фантаст Нейл Р. Джонс в своём коротком рассказе «Мёртвая голова метеора», изданном в 1930 году.

Понятия космонавт и астронавт в большинстве языков являются синонимами.

Летающие машины, будто бы существовавшие в далекой древности, упоминаются в мифах многих народов. Но наибольшую известность получили описанные в индийских эпосах "Махабхарата" и "Рамаяна" летающие аппараты виманы. Они будто бы летали не только в пределах земной атмосферы, но и устремлялись в космос и даже на другие планеты.

Санскритские тексты полны упоминаний о том, как боги сражались в небе, используя виманы, снабжённые оружием таким же смертоносным, как и употребляемое в наши более просвещённые времена.

В древних текстах упоминаются настоящие космические города, которые как громадные орбитальные станции вращались вокруг Земли. С этих "космических городов" на Землю стартовали виманы. Некоторые из них могли перевозить тысячу и более человек, а на других - своеобразных летающих мотоциклах - сидел всего один человек. В эпосе "Махабхарата" имеется 41 место, где подробно описываются летающие виманы, а трактат "Виманика Шастра", возраст которого более 5000 лет, является своего рода практическим пособием для построения и эксплуатации виман. В этих и других подобных текстах очень точно описаны многие детали конструкций летательных аппаратов, и это не может серьёзно оспаривать никто, знающий тексты.

По мнению швейцарского исследователя Эриха фон Дэникена, "много тысяч лет назад индусы перелетали на своих виманах в Египет, Месопотамию, Мексику и другие места земного шара. Сотни людей переносились над океанами с одного континента на другой. Сходство культур Индии и Центральной Америки прямо свидетельствует о существовании тесного контакта этих народов в древности.

Рим и Китай были двумя величайшими военными державами древнего мира. Римляне задевали все Средиземноморье, и точно так же китайцы при династии Хань (200 до н.э. – 200 н.э.) завоевали все лучшие земли окружавшего их мира. Если армии этих двух держав имели соприкосновение, то это могло произойти только в Центральной Азии, потому что римляне отходили на дальнее расстояние к востоку от Средиземного моря, а китайцы редко продвигались к западу от Памира. Возможность такой встречи не была установлена до настоящего времени, потому что наше единственное свидетельство заключается в одной странной фразе в китайском историческом произведении I в.1
Эта встреча произошла в связи с тем, что в 36 г. до н.э. наместник западных пограничных районов (Китайский Туркестан) совершил, под свою собственную ответственность, экспедицию в Согдиану против гумна Шаньюй Шиши. Гунны (по-китайски Сюнну) оккупировали в то время современную Монголию. Претендент на гуннский престол (владыка гуннов назывался Шаньюй), носил родовое имя Люаньди, собственное имя Хутууцзы, а императорский титул Шишигудуху, так что обычно его называли Шаньюй Шиши. Он убил китайского посланного и бежал на запад, куда его пригласил царь Согдианы прогнать вторгавшиеся кочующие племена. Вдохновленный своими феноменальными успехами, Шаньюй Шиши возмечтал основать империю в Центральной Азии и выстроил себе столицу на реке Таласе (около 71° восточной долготы и 43° северной широты) 2, взыскивая дань с окружающих племен, включая и некоторые из находившихся под покровительством Китая. Помощник китайского наместника Чэнь Тан увидел в этой новой державе возможную опасность для интересов Китая. Он сформировал войско из китайской армии, находившейся в западных пограничных районах, и вспомогательных войск из местных государств, убедил своего начальника сопровождать экспедицию и выступил в поход.
Войска успешно совершили длительный поход в несколько тысяч миль к столице Шиши, которую они немедленно взяли приступом. Об этом блестящем подвиге сообщалось неоднократно; последняя работа на эту тему написана д-ром Дайвендек 3. Он указал, что китайская «История раннего Хань», единственный наш источник, использовала в значительной мере сведения из некоторых рисунков, изображавших сражение, посланных Чэнь Таном императорскому двору 4. В этом отчете есть необычайное замечание о том, что при начале штурма около города Шипга было «более ста пехотинцев, выстроенных в линию с каждой стороны ворот и построенных в виде рыбьей чешуи» 5. То обстоятельство, что это странное замечание было сделано на основании описания рисунка, придает ему исключительную убедительность.
«Построение в виде рыбьей чешуи» представляет собою маневр, отнюдь не легко выполнимый. Эти солдаты должны были сгруппироваться вмести и накрыться своими щитами. Этот маневр, требующий одновременности действия со стороны всей группы, особенно если он выполнялся перед самым нападением, требовал высокой дисциплинированности, какая возможна только в профессиональной армии. Единственными профессиональными, организованными в регулярные части солдатами того времени, о которых имеются данные, были греки и римляне, – кочующие и варварские племена бросались в бой беспорядочными толпами.
Щиты воинов македонской фаланги были маленькие и круглые (только 1 1/2 фута в диаметре) 6, так что накрывание ими не могло дать значительных результатов, тогда как у римских легионеров были большие четырехугольные щиты, которые легко можно было соединить вместе и создать таким образом защиту от снарядов. Следовательно, чтобы объяснить построение «в виде рыбьей чешуи» при выстраивании передовых частей в боевой порядок, мы должны предположить здесь подобие римской тактики и римских легионеров в глубине Центральной Азии.
В 54 г. до н.э. Красс отправился в поход на парфянскую территорию с войском из семи легионов, четырьмя тысячами кавалерии и таким же числом легковооруженных людей (Plut., Crass. 20). Парфяне встретили его в Каррах. Их армия состояла главным образом из всадников – стрелков из лука, которые окружили каре римлян и в течение целого дня непрерывно пускали потоки смертельно ранящих стрел. Римские легионеры оказались беспомощными, потому что парфянские всадники уклонялись от их атак, так что римляне не могли схватиться со своими противниками. Атака, предпринятая вспомогательной кавалерией и некоторыми легионерами под командою сына Красса, Публия, повела только к разъединению этих войск от главной части армии. Для того чтобы защитить себя от стрел парфян, легионеры могли только образовать карре и сомкнуть вокруг себя щиты 7. Наиболее известное построение римлян, при котором щиты сомкнуты, это – testudo (черепаха), когда солдаты смыкают щиты над головами для защиты при маневрировании под городскими стенами. Кажется, не отмечалось, что при этом построении римские солдаты смыкали щиты также и с боков. В изображении testudo на Траяновой колонне 8 римские легионеры показаны с сомкнутыми щитами не только над головами, но также и с левой стороны их (показана только одна сторона). При передвижении, вероятно, трудно было сомкнуть щиты справа и сзади, по, стоя на месте, легко можно было сомкнуть щиты вокруг всего карре. Таким образом, смыкание щитов легионеров Красса было частью маневра testudo. Мы знаем, что в этом случае они не сомкнули щитов над своими головами, так как источник Плутарха свидетельствует, что, когда воины Публия Красса были отрезаны от основной части войск, они удалились на песчаные холмы и сомкнули щиты, но эти воины, поднявшиеся на холмы, выделялись над уровнем щитов, и таким образом были убиты парфянами 9. Через 18 лет воины Антония усовершенствовали тактику: когда на них было также сделано нападение парфянскими всадниками – стрелками из лука, первый ряд воинов опустился на колени, поставив щиты на землю, для того чтобы защитить ноги воинов, находившихся сзади; следующий ряд держал щиты на уровне головы, а остальные, воины держали их над головами, образуя таким образом testudo (Plut., Ant. 42, 2). Благодаря этому все войско было защищено от стрел парфян, и воины Антония вышли невредимыми. А воины Красса образовали только одну линию с сомкнутыми щитами, и парфяне пускали стрелы по высокой траектории над головами наружного ряда солдат, оттеснив войска римлян с незначительными для себя потерями.
Для защиты от стрел смыкание щитов круглых или овальных, которые применялись греками или другими народами, не могло бы дать значительной пользы; только римский scutum, который был прямоугольный и с полуцилиндрической поверхностью, мог дать эффективный результат. Линия римских scuta, простирающихся один за другим без промежутков вдоль фронтовой линии пехотинцев, представлялась тем, кто впервые видел такое построение, действительно «в виде рыбьей чешуи», в особенности благодаря их округлой поверхности. Трудно было бы описать их по-другому.
Битва при Каррах была большой катастрофой для римлян. Из 42 000 воинов, выступивших в поход вместе с Крассом, уцелело менее одной четверти. Двадцать тысяч было убито и десять тысяч взято в плен. Парфяне отправили этих пленных римлян в Маргиану (район в Центральной Азии, где находится современный Мерв) для защиты своих восточных границ (Рlin., NH VI, 47). Нам неизвестно, сколько из этих 10 тысяч человек достигли этого места. Расстояние от Карр до Антиохии в Маргиале составляет около 1500 миль, и вряд ли при этом переходе с пленными хорошо обращались. В римских и греческих сообщениях об их судьбе больше нет никаких указаний. По предположению Горация, эти римляне женились на женщинах из варварских племен и служили в парфянском войске 10.
Китайцы увидели воинов, выстроенных в линию перед городом Шиши «в виде рыбьей чешуи», на расстоянии около 500 миль от парфянской границы Маргианы на реке Оке до столицы Шиши на реке Таласе и спустя 18 лет после поражения Красса. Эти римские легионеры привыкли вести жизнь профессиональных солдат и, быть может, охотно воспользовались случаем служить в наемных войсках. Когда Шиши прибыл в Согдиану на призыв царя, в сопровождении согдийской знати и нескольких тысяч вьючных животных, караван застиг жестокий мороз, так что спаслись только три тысячи человек из всей экспедиции. Шиши впоследствии, воодушевленный своими военными успехами, порвал с царем Согдианы, убил одну из своих жен, дочь царя, и построил свою собственную столицу. Он не мог ожидать поддержки от гуннов – они уходили под управление законного Шаньюя, его соперника и сводного брата, которого поддерживали китайцы. Шиши возбудил также многих согдиан против себя своим надменным поведением. Поэтому, естественно, он хотел привлечь наемных солдат не с согдианской и гуннской территории. Римляне были самыми лучшими во всем мире воинами в рукопашном бою; они могли быть привлечены на сторону знаменитого воина, обещавшего стать соперником ненавистных парфян. «Шелковая дорога» от китайских пограничных западных территорий вела через столицу Шиши к Антиохии в Маргиане (Мерв), и вести о возвышении Шиши и наборе им войск могли совершенно естественно дойти до этих римских изгнанников.
Гунны в Монголии были всадниками-стрелками из лука, как и парфяне, но китайцы ввели усовершенствования в луках и применяли самострел 11. Некоторые древние китайские самострелы были настолько тугие, что, для того чтобы их натянуть, сильный мужчина должен был лечь на спину, упереться ногами в лук и натягивать тетиву руками, используя таким образом мускулы ног, спины, рук 12. Для управления этими самострелами китайцы изобрели исключительно удобный спусковой механизм 13. Эти самострелы представляли собой точное оружие и били на более дальнее расстояние, чем различные метательные снаряды всех других войск. Они, несомненно, могли пробивать любые щиты и доспехи. При нападении на город Шиши китайцы, естественно, начали свое нападение градом копий из самострелов, а сами удерживались на расстоянии, куда не достигали стрелы гуннов. И таким образом китайцы ранили в нос, даже самого Шиши, когда он стрелял в нападающих с городской башни 14.
«Более сотни пехотинцев, выстроенных в линию «в виде рыбьей чешуи», почти несомненно и были некоторыми из легионеров Красса, служившими и качестве наемных солдат у Шаньюя Шиши. Когда китайцы направили на них копья из самострелов, они, конечно, повторили маневр, выполненный в армии Красса в Каррах, – подняли свои scuta, сомкнув их перед собою. Из всех известных солдат и оружия лишь только римские, легионеры со своими scuta могли иметь вид построения «в виде рыбьей чешуи» 15.
Присутствие римлян в этом месте подтверждается наличием двойного деревянного частокола, который китайцы обнаружили вокруг городских стен. Д-р В. В. Тарн заявляет: «Я не могу припомнить, чтобы где-нибудь можно было встретить, в литературе или археологии, греческий город с частоколом вокруг стен. Существует, по видимому, как несомненное правило, одна стена со рвом вокруг (или при значительных укреплениях даже с тремя рвами)» 16. Римляне, однако, постоянно применяли частокол для укрепления рвов, особенно перед воротами. Если был при этом мост над водою, то устраивались частоколы с обеих сторон на насыпях над и под мостами 17. Двойной частокол, который китайцы сожгли при штурме города, быть может, защищал мост над рвом вокруг стен города Шиши. Палисад представлял собою стандартный вид римских укреплений, и возможно, что при постройке города Шиши ему помогали римские инженеры. Гунны были кочующими племенами, у которых не было городов, за исключением очень немногих, выстроенных китайскими ренегатами в Северной Монголии; в Согдиане Шиши, конечно, старался получить самую лучшую техническую помощь, и римские легионеры могли предоставить исключительную помощь при фортификации.
Что сталось с этими римлянами? Китайские источники утверждают, что когда на город было сделано нападение, эти пехотинцы удалились за стены города. Несомненно, на них были направлены копья китайских самострелов еще с большою опустошающей силой, чем парфянские стрелы в Каррах. В китайских источниках нет о них никаких специальных указаний.
Китайские самострелы были достаточно эффективными для того, чтобы отогнать защитников от стен, и в результате китайцы смогли без затруднений взять приступом город. Они сожгли дворец Шиши и захватили его голову, отобрав назад верительные грамоты мертвого китайского посла. Чэнь Тан сообщает, что он казнил всего 1518 человек. Это были, быть может, гунны, потому что Чэнь Тан был озабочен тем, чтобы сохранить хорошие отношения с согдианцами и обеспечить себе безопасное возвращение из экспедиции. Он утверждает, что, кроме того, 145 врагов были захвачены живыми и более тысячи сдались 18. Эти воины были поделены (как рабы) между пятнадцатью правительствами государств западных пограничных районов, которые следовали с экспедицией как вспомогательные отряды китайцев.
Странное число – 145 – захваченных живыми соответствует числу («более ста») римлян, выстроенных вне городских стен. Напрашивается их отождествление с римлянами. Наемные солдаты неоднократно доказывали, что в случае необходимости они могут за себя постоять. Можно, следовательно, сделать заключение, что римские легионеры могли продвинуться еще дальше на восток, в какое-нибудь из государств в Восточном Туркестане. Мы не имеем о них никаких дальнейших сведении. Интересно было бы знать, добрался ли кто-нибудь из них когда-либо до Китая; это, правда, представляется маловероятным.
Таким образом, в столице гуннов Шаньюй Шиши на реке Таласе в Центральной Азии китайцы, быть может, встретили нескольких римских легионеров из армии Красса. Эти легионеры, по-видимому, бежали от парфян и охотно пошли на службу под начало знаменитого воина, который мог бы бросить вызов парфянам. Эти римляне помогали при постройке укреплений его столицы. Вследствие своей малочисленности и превосходства китайского оружия римляне, по-видимому, не смогли принимать активного участия в сражении, были захвачены в плен и перевезены в Китайский Туркестан. Тот факт, что в I в. до н.э. группа римлян могла совершить переход в 3 тысячи миль от территории Рима, позволяет сделать заключение, что в то время существовали развитые способы передвижения по Евразийскому континенту и что трудно установить предел влияния одних народов на другие.

1. Hоmеr Н. Dubs, An ancient military contact between Romans and Chinese, AJPh., v. LXII, 3, 1941.
2. Так было установлено Гротом (dе Grооt, Die Huunen, стр. 229). А. Herrmann, Die alten Seidenstrassen zwischen China and Syrian, стр. 91, определяет место нахождение столицы Шиши на реке Чшу.
3. См. T"oung Pao, XXXIV, стр. 249-204. См. также мои замечания там же, XXXV, стр. 211-214. Отчет об этой экспедиции можно кайти в введении к главе IХ, т. II моего перевода History of the former Han Dynasty.
4. В то время китайские полководцы обычно составляли карты новых районов, и которые они приходили, и посылали эти карты императорскому двору для ссылок на будущее время. На полях шелкового свитка Чэнь Тан, дающего очертание дороги длиною в тысячу миль, были, по-видимому, цветные рисунки, изображавшие штурм города Шиши. Чэнь Тан при формировании своих войск подделал императорский эдикт (тяжкое преступление), и для него важно было возбудить внимание императора в свою пользу. Эти рисунки вызвали значительный интерес при дворе и были выставлены на императорском банкете даже членам императорского гарема (History of the former Han Dynasty, глава IX, лист II в; переведено в томе II). Эти рисунки сохранялись в императорском архиве и были использованы историком I века н.э. Бань Гу при его описании этой экспедиции.
5. D-r Duуvendak ввел это исправление к своему первоначальному переводу, см. T"oung Pao, XXXV, стр. 214.
6. Кrоmауег-Veith, Heerwesen und Kriegsführung, стр. 108.
7. РIut, Crass., 24, 3.
8. Можно найти у С. Сiсhоrius, Die Reliefs der Traianssaule, табл. II, рис. LXXI, разд. 181. Хуже testudo на монументе М. Аврелия; нет изображения смыкания щитов с боков. Оно воспроизведено у Кrоmауеr-Vеith, Heenvesen, табл. 51, рис. 144.
9. Рlut., Crass., 25, 9. Данные о походе Красса суммированы у N. С. Dеbevоis, Political History of Parthia. стр. 78-92.
10. Оды. III, 5, 5. Есть рассказ о том, что в 36 году до н.э. Антонию после его отступления служил проводником уцелевший из армии Красса воин, который служил у парфян (VeIl. Рaterc. II, 82 и Flor. II, 20, 4). Рассказ вымышлен, но источники, на основании которых воин называется мардийцем, почти без сомнения правильны (Рlut., Anton. 41, 1; Тarn, САН, X, стр. 74 и прим.); но то, что Веллей Патеркул и Флор считают рассказ достоверным, быть может, имеет значение.
11. Возможно, что китайцы изобрели самострел. См. М. Wilbur, Smithsonian Instilut, Annual Reports, 1936, стр. 427-338.
12. E. Сhavannes, Mission archeol. I, стр. 179, рис. 109, 1207; Mémories historiqes, II, стр. 469, прим. 4.
13. Экземпляры спусковых механизмов эпохи Хань можно найти в наших наиболее крупных музеях. Этот механизм представляет собою тройной сложный рычаг, прочный, легко приводимый в действие; его легко можно было разобрать, так что он не мог попасть и руки врагов. Секрет его употребления сохранялся в Китае вплоть до нового времени. Некоторые из этих механизмов имели приспособления для того, чтобы устанавливать стрелу под разными углами для стрельбы на разные дистанции.
14. См. перевод Duуvendak, T"oung Pao, XXXIV, стр. 260.
15. Мало вероятно, чтобы эти воины были туземцами, обученными по римскому образцу. Бывали случаи, когда местные жители обучались сражаться по иностранным образцам, но не по собственной инициативе. Александр обучал персидских юношей македонским приемам сражений; когда он вернулся из Индии, его правители привели к нему 20 000 таких солдат (W. W. Таrn, САН., VI, р. 418). Эллинистические цари также нередко вооружали своих подданных по македонскому образцу. Характерным примером этого является сражение при Рафии между Антиохом III и Птолемеем IV (Полиб. V, 63-65, 79-86), при котором основная часть фаланги Птолемея была составлена из 20 000 уроженцев Египта, вооруженных, как воины фаланги (V, 56, 9). Кроме того, у Антиоха было 10.000 отборных войск из всего царства, вооруженных по македонскому образцу, главным образом, как гипасписты (V, 79, 4), а у Птолемея было 3000 ливийцев, вооруженных так же (V. 65, 8). Военачальники Птолемея вооружали своих людей, как им было удобно, не считаясь с тем, какое они раньше имели вооружение (V. 64. 1). Этими сведениями я обязан д-ру Тарну.
И Александр и эти эллинистические цари пользовались престижем, которого не было у легионеров Красса. Победитель мог, естественно, вооружать своих подданных но принятым у него образцам, но народы-завоеватели не применяют добровольно вооружения и тактики побежденных изгнанников. Если престиж Рима сколько-нибудь и был известен в Согдиане, то во всяком случае и он должен был в значительной мере подвергаться сомнению в местности, настолько отдаленной от Римской империи.
Д-р Тарн обратил мое внимание также на то, что Курциус, позднеримский историк походов Александра, писавший приблизительно в середине первого века и. э., применял слово testudo к грекам. При переправе Александра через Яксарт (Cup-Дарья), согласно утверждению Курциуса, вооруженные воины защитили гребцов против метательных снарядов с противоположного берега scutorum testudine, держа свои щиты перед гребцами (VII, IX, 3); войска защищают Александра testudine obiecta (текст неполный; V, III, 21); и воины защищают себя при помощи testudo от камней, сбрасываемых сверху, и это называется в V. III. 23: scutis super capita consertis. Македонские маленькие круглые щиты нельзя было соединить вместе так, чтобы составить настоящее testudo. Курциус, очевидно, применяет слово, принятое в его время, к понятиям, существовавшим во времена Александра. И это он делает неоднократно. Воины, построенные в ряд с маленькими круглыми македонскими щитами, едва ли могли иметь сходство с рыбьей чешуею.
Греческое слово χελωνη (однозначно с латинским testudo) означает только искусственное построение, навес или большой подвижной щит, подобные тем, которые применялись для укрытия саперов, Lidеll a. Sсоtt не приводят примеров употребления действительно соединенных вместе щитов, а Кrоmауеr-Vеith (Heerwesen, стр. 218 с.л., стр. 235) описывают χελωνη только как механизм. Таким образом, является несомненным, что греки периода эллинизма не соединяли щитов при военных построениях. Действительно, это было бы невозможно вследствие размеров и формы их щитов. О всем вышеизложенном большинство сведений сообщил д-р Тарн.
16. Взято из частного письма. Я должен поблагодарить д-ра Тарна, который высказал мне предположение, что эти воины могли быть легионерами Красса.
17. Lieut.-Colon. L. С. Jackson под словом Fortification в Encycl. Brit. XI изд., v. X стр. 681; повторено в XIV изд., IX, стр. 524, под именем Bt. Col. Е. N. Кеllеу. Я должен поблагодарить профессора R. S. Rоgеrs из университета Дике, который указал мне эти сведения, а также и за другую помощь.
18. Han-shu, 70, 10а; de Grооt, Die Hunnen, стр. 236.