Арнольд джозеф тойнби биография. Типология цивилизаций А.Д. Тойнби. Научное и культурное наследие

Применяет эмпирический метод исследования. Любое понятие, вводимое им, не дается a priori, а возникает с необходимостью из множества подобранных примеров. Многие сущности, вводимые Тойнби, не имеют четких формулировок, а становятся понятными лишь после изучения большого количества исторических примеров. Такой стиль изложения мыслей имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, большой фактический материал является хорошим подкреплением постулатов теории Тойнби . С другой стороны, нечеткость формулировок допускает неоднозначность интерпретации и зачастую затрудняет понимание некоторых положений его теории.

Согласно Тойнби , цивилизация представляет собой общность людей, которые проживают на общей территории и обладают общими духовными традициями и сходным образом жизни. Тойнби сравнивает цивилизацию с биологическим видом, который имеет собственную среду обитания. В этом отношении концепция Тойнби не оригинальна, она продолжает идеи и . Другими словами цивилизация — это та среда, в которой живет человек, среда его обитания и творческой деятельности. А что такое культура? Культура это то, что создано руками человека, это основная часть цивилизации. Она изменяется, как цивилизация и развивается по тем же законам, что и цивилизация. Из этого можно сделать вывод, что в своей концепции как бы объединяет два этих понятия.

Изучая в своей работе цивилизацию, он изучает культуру. Истинными объектами истории, по утверждению А. Тойнби , являются общества, цивилизации. В отличие от своих предшественников он выделяет двадцать одну цивилизацию, когда-либо существовавшую на Земле, Впрочем, по ходу своих исследований А. Тойнби сокращает это число до тринадцати. А в настоящее время их осталось пять, не считая две реликтовые:

  • западная христианская цивилизация;
  • православная христианская цивилизация;
  • исламская цивилизация;
  • дальневосточная цивилизация;
  • индуистская цивилизация.

Между некоторыми из этих цивилизаций существуют родственные отношения, например, западная христианская и православная христианская происходят из эллинской цивилизации. Цивилизации, кроме этого, взаимодействуют друг с другом и могут влиять друг на друга. Тем не менее, А. Тойнби также не приемлет и концепцию «единства цивилизации».

Подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации он отличал тем, что они оказали заметное влияние на другие цивилизации и ход мировой истории в целом. К ним относятся шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, христианская, исламская и некоторые другие.

Локальными цивилизациями А.Тойнби называл те, которые характеризуются замкнутостью в национальных рамках. К ним он относил русскую, немецкую, американскую и другие цивилизации. не отрицал существования мировой цивилизации. В ней он видел не предпосылку, а результат мировой истории. Каждая цивилизация проходит на своем жизненном пути следующие стадии: Стадия зарождения — генезис. Цивилизация может возникнуть либо в результате мутации примитивного общества либо на развалинах «материнской» цивилизации.

За стадией генезиса следует стадия роста, на которой цивилизация из зародыша развивается в полноценную социальную структуру. Во время роста цивилизацию постоянно подстерегает опасность перехода в стадию надлома, которая, как правило (но не обязательно!) сменяется стадией распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство). А. Тойнби отвергает судьбу в вопросах развития цивилизации, считая, что последнее слово всегда остается за человеком.

Биография

Автор множества исследований по историко-философским, социологическим и политическим проблемам. Положение ученого-специалиста, вовлечённого в мировую политику на самом высоком уровне (эксперт на Парижских мирных конференциях 1919 и 1946 гг.), в значительной степени определило характер и масштабы его исторического мышления.

Последовательно писал и издавал части философско-исторического труда «Постижение истории» (т. 1-12, 1934-1961 гг.). Это исследование он начал в 1927 г. Итоги подведены в книге «Изменения и привычки» (1966 г.). В «Постижении истории» разработал и изложил собственную теорию цивилизации.

Сын А. Дж. Тойнби и Р. Мюррей, Филип Тойнби, был журналистом, писателем и коммунистом, а их внучка Полли Тойнби является левой публицисткой и колумнисткой «The Guardian ».

А. Дж. Тойнби о войне

Оглядываясь назад, на историю последних пяти тысяч лет, я больше не считаю, что у какого бы то ни было правительства существовало когда-либо моральное оправдание, чтобы начать войну - даже с самыми чистыми целями. Я по-прежнему нахожу оправданным, а в некоторых случаях отношу даже в ранг моральных обязательств сопротивление агрессии (примером может служить сопротивление агрессии Германии, Японии и Италии во Второй мировой войне), но отныне я расцениваю даже «справедливую» войну в защиту своей собственной страны или какой-то другой страны как трагическую необходимость. А теперь я к тому же с опаской отношусь к подобным оценкам, потому что убедился на практике, что справедливость редко оказывается безусловной; что существуют войны (например, война во Вьетнаме), в которых обе страны заявляют - и более или менее верят в это, - что сопротивляются агрессору, а на деле оказывается так что либо одна из воюющих сторон, либо обе они фактически совершают агрессию, а не противостоят ей.

Теория локальных цивилизаций Тойнби

Тойнби рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Цивилизация, по Тойнби - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: 1) религия и форма её организации; 2) территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло. Тойнби выделяет 21 цивилизацию: египетская , андская , древнекитайская , минойская , шумерская , майянская , сирийская , индская , хеттская , эллинская , западная , дальневосточная (в Корее и Японии) , православная христианская (основная) (в Византии и на Балканах), православная христианская, дальневосточная (основная) , иранская , арабская , индуистская , мексиканская , юкатанская , вавилонская . Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет неродившиеся цивилизации (дальнезападная христианская, дальневосточная христианская, скандинавская, неродившаяся сирийская «эпохи гиксосов » - середины II тысячелетия до н. э.), а также особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения (эскимосы , кочевники Великой степи, османы , спартанцы , полинезийцы). В некоторых случаях сменяющие друг друга цивилизации образуют последовательности. Максимальное число цивилизаций в этих последовательностях не превышает трёх. Последними членами последовательностей являются ныне живущие цивилизации. Таковы последовательности: минойская - эллинская - западная цивилизации, минойская - эллинская - православная цивилизация, минойская - сирийская - исламская цивилизации, шумерская - индская - индуистская цивилизации. Учёным были выдвинуты критерии оценки цивилизаций: устойчивость во времени и пространстве, в ситуациях Вызова и взаимодействия с другими народами. Смысл цивилизации он видел в том, что сопоставимые единицы (монады) истории проходят сходные этапы развития. Успешно развивающиеся цивилизации проходят стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Развитие цивилизации определяется тем, способно ли творческое меньшинство цивилизации находить ответы на вызовы природного мира и человеческой среды. Тойнби отмечает следующие типы вызовов: вызов сурового климата (египетская, шумерская, китайская, майянская, андская цивилизации), вызов новых земель (минойская цивилизация), вызов внезапных ударов от соседних обществ (эллинская цивилизация), вызов постоянного внешнего давления (русская православная, западная цивилизация) и вызов ущемления, когда общество, утратив нечто жизненно важное, направляет свою энергию на выработку свойств, возмещающих потерю. Каждая цивилизация даёт сформулированный её «творческим меньшинством» Ответ на Вызов, бросаемый ей природой, социальными противоречиями и в особенности другими цивилизациями. На стадиях возникновения и роста творческое меньшинство находит ответ на вызовы окружения, авторитет его растёт и происходит рост цивилизации. На стадиях надлома и разложения творческое меньшинство утрачивает способность находить ответы на вызовы окружения и превращается в элиту , стоящую над обществом и управляющую уже не силой авторитета, а силой оружия. Большинство населения цивилизации превращается во внутренний пролетариат . Правящая элита создаёт универсальное государство , внутренний пролетариат - вселенскую церковь , внешний пролетариат создаёт мобильные военные отряды.

Тойнби о России

Критика

Теоретические построения А. Тойнби вызвали неоднозначную реакцию у профессиональных историков. В частности, известный французский историк, один из основателей школы «Анналов» Люсьен Февр оставил следующие комментарии :

Сравнительная история глазами Тойнби... Что это такое, как не воскрешение в XX веке старого литературного жанра, бывшего в свое время популярным, давшим столько шедевров? От Лукреция до Фонтенеля жанр этот именовался «Диалогами мертвых». Подытожим в двух словах. То, что в «A Study of History» достойно похвалы, не представляет для нас ничего особенно нового. А то, что есть в нем нового, не представляет особенной ценности... Нам не преподнесли никакого нового ключа. Никакой отмычки, с помощью которой мы бы могли открыть двадцать одну дверь, ведущую в двадцать одну цивилизацию. Но мы никогда и не стремились завладеть такой чудодейственной отмычкой. Мы лишены гордыни, зато у нас есть вера. Пусть до поры до времени история остается Золушкой, сидящей с краю стола в обществе других гуманитарных дисциплин. Мы отлично знаем, почему ей досталось это место. Мы сознаем также, что и ее коснулся глубокий и всеобщий кризис научных идей и концепций, вызванный внезапным расцветом некоторых наук, в частности физики... И в этом нет ничего страшного, ничего такого, что могло бы заставить нас отречься от нашего кропотливого и нелегкого труда и броситься в объятия к шарлатанам, к наивным и в то же время лукавым чудотворцам, к сочинителям дешевых (но зато двадцатитомных) опусов по философии истории

Примечания

О Тойнби

  • Рашковский Е.Б. Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А.Дж.Тойнби. М.: Наука, 1976
  • Емельянов-Лукьянчиков М.А. Иерархия радуги. Русская цивилизация в наследии К.Леонтьева, Н.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. М., Русский мир, 2008, 700 с.

Основные работы

Переведённые на русский

  • Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник / Пер. с англ. Е. Д. Жаркова. - М.: Рольф, 2001-640 с., ISBN 5-7836-0413-5 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник / Пер. с англ. - М.: Рольф, 2002-592 с., ISBN 5-7836-0465-8 , тир. 5000 экз.
  • Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи. / Пер. с англ. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 672 с., ISBN 5-8112-0076-5 , тир. 5000 экз.

Остальные

  • «Зверства в Армении: Убийство нации» (The Armenian Atrocities: The Murder of a Nation, 1915).
  • «Национальность и война» (Nationality and the War, 1915).
  • «Новая Европа: Эссе о восстановлении» (The New Europe: Some Essays in Reconstruction, 1915).
  • «Балканы: История Болгарии, Сербии, Румынии и Турции» (A History of Bulgaria, Serbia, Greece, Rumania, Turkey, 1915).
  • «Депортации в Бельгии» (The Belgian Deportations, 1917).
  • «Немецкий террор в Бельгии» (The German Terror in Belgium: An Historical Record, 1917).
  • «Немецкий террор во Франции»(The German Terror in France: An Historical Record, 1917).
  • «Турция: Прошлое и будущее» (Turkey: A Past and a Future,1917).
  • «Западный вопрос в Греции и Турции: исследование контактов цивилизаций» (The Western Question in Greece and Turkey: A Study in the Contact of Civilizations, 1922).
  • «Греческая цивилизация и характер» (Greek Civilization and Character: The Self-Revelation of Ancient Greek Society, 1924).
  • «Греческая историческая мысль от Гомера до времени Гераклита» (Greek Historical Thought from Homer to the Age of Heraclius, 1924).
  • «Неарабские владения Османской империи после перемирия 30 октября 1918» (Non-Arab Territories of the Ottoman Empire since the Armistice of the 30th October 1918, 1924).
  • «Турция» (Turkey, в соавторстве, 1926).
  • «Введение во внешнюю политку Британской империи в послевоенное время» (The Conduct of British Empire Foreign Relations since the Peace Settlement, 1928).
  • «Путешествие в Китай, или Заметные детали» (A Journey to China, or Things Which Are Seen, 1931)
  • «Постижение истории» (Сокращенная версия Д. С. Сомервелла, 1946, 1957, окончательная сокращенная версия 10 томов 1960).
  • «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948).
  • «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949).
  • «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).
  • «Двенадцать действующих лиц греко-римской истории» (по Фукидиду, Ксенофону, Плутарху и Полибию) (Twelve Men of Action in Greco-Roman History, 1952).
  • «Мир и Запад» (The World and the West, 1953).
  • «Историческое исследование религии» (An Historian’s Approach to Religion, 1956).
  • «Христианство в среде мировых религий» (Christianity among the Religions of the World, 1957).
  • «Демократия атомного века» (Democracy in the Atomic Age, 1957).
  • «От Востока до Запада: Кругосветное путешествие» (East to West: A Journey round the World, 1958).
  • «Эллинизм: История цивилизации» (Hellenism: The History of a Civilization, 1959).
  • «Между Оксом и Джумной» (Between Oxus and Jumna, 1961).
  • «Америка и мировая революция» (America and the World Revolution, 1962).
  • «Современный эксперимент западной цивилизации» (The Present-Day Experiment in Western Civilization, 1962).
  • «Между Нигером и Нилом» (Between Niger and Nile, 1965).
  • «Наследие Ганнибала: Вляние Пунических войн на жизнь Рима» (Hannibal’s Legacy: The Hannibalic War’s Effects on Roman Life, 1965):
  • Т. I. «Рим и его соседи накануне вторжения Ганнибала» (Rome and Her Neighbours before Hannibal’s Entry).
  • Т. II. «Рим и его соседи после ухода Ганнибала» (Rome and Her Neighbours after Hannibal’s Exit).
  • «Изменения и традиция: Вызовы нашего времени» (Change and Habit: The Challenge of Our Time, 1966).
  • «Мои встречи» (Acquaintances, 1967).
  • «Города и судьбы» (Cities of Destiny, 1967).
  • «Между Мауле и Амазонкой» (Between Maule and Amazon, 1967).
  • «Испытания Христианства: Иудаизм, эллинизм и исторический фон испытаний» (The Crucible of Christianity: Judaism, Hellenism and the Historical Background to the Experiences, 1969).
  • «Христианская вера» (Christian Faith, 1969).
  • «Некоторые проблемы греческой истории» (Some Problems of Greek History, 1969).
  • «Города в развитии» (Cities on the Move, 1970).
  • «Спасая будущее» (Surviving the Future, диалог между А. Тойнби и проф. Кей Вакайзуми, 1971).
  • «Постижение истории.» Иллюстрированный однотомник (в соавторстве с Джейн Каплан)
  • «Половина мира: История и культура Китая и Японии» (Half the World: The History and Culture of China and Japan, 1973).
  • «Константин Багрянородный и его мир» (Constantine Porphyrogenitus and His World, 1973)
  • «Человечество и Мать-Земля: Очерки по истории мира» (Mankind and Mother Earth: A Narrative History of the World, 1976, посмертно).
  • «Греки и их наследие» (The Greeks and Their Heritages, 1981, посмертно).

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 14 апреля
  • Родившиеся в 1889 году
  • Родившиеся в Лондоне
  • Умершие 22 октября
  • Умершие в 1975 году
  • Кавалеры Почёта
  • Историки Великобритании
  • Теории цивилизаций
  • Историософы
  • Историки по алфавиту
  • Культурологи Великобритании
  • Дипломаты Великобритании
  • Выпускники Оксфордского университета
  • Мемуаристы Великобритании

Wikimedia Foundation . 2010 .

Арнольд Джозеф Тойнби (Arnold Joseph Toynbee, 14 апреля 1889 года, Лондон — 22 октября 1975 года) — британский историк, философ истории, культуролог и социолог. Один из разработчиков цивилизационной теории, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории». Исследователь процессов Глобализации, критик концепции европоцентризма. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Учился в колледже Винчестер и оксфордском Бейлиол-колледже, где начал преподавательскую деятельность в 1912 году, затем преподавал историю Средних веков и Византии в Кингс-колледже.

Тойнби служил в Британском Форин-офисе, занимался изучением ближневосточных конфликтов. В начале Первой мировой войны собирал (вместе с Джеймсом Брайсом) материалы о преступлениях германских агрессоров в Бельгии.

В 1915 году Брайс и Тойнби подготовили «Синюю книгу» по Османской империи, обобщившую множество достоверных свидетельств совершённых младотурками массовых убийств армян (см. геноцид армян) и ассирийцев (см. геноцид ассирийцев).

В 1919-1924 годах преподавал в Лондонском университете. Работал в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений (англ. RIIA) в Чэтэм-Хаус, директором которого состоял в 1929-1955 гг.

В честь историка назван астероид 7401 Тойнби.

Книги (6)

Вызовы и ответы. Как гибнут цивилизации

Арнольд Тойнби — английский философ, культуролог и социолог. Он создал теорию «вызова и ответа» (challenge and response) — закономерность, которая, по его мнению, определяет развитие цивилизации.

Сэмюэл Хантингтон — американский философ, социолог и политолог. Он утверждал, что каждая цивилизация видит себя центром мира и представляет историю человечества соответственно этому пониманию. Между цивилизациями постоянно идет противостояние и нередко возникают конфликты. Исход такой борьбы зависит от того, насколько данная цивилизация «соответствует» сложившемуся миропорядку.

В данной книге собраны наиболее значительные произведения А. Тойнби и С. Хантингтона, позволяющие понять сущность их философии, сходство и расхождения во взглядах. Особое внимание уделяется русской цивилизации, ее отличиям от западной, точкам соприкосновения и конфликтам русского и западного мира.

Исследование истории. Том I

Возникновение, рост и распад цивилизаций.

Исследование истории. Том II

Цивилизации во времени и пространстве.

Арнольд Джозеф Тойнби — знаменитый британский ученый, философ, публицист и политолог, автор одного из значительнейших исторических трудов XX века — двенадцатитомного «Исследования истории».

Эта работа, вошедшая в золотой фонд мировой научной мысли, была переведена на все европейские языки и по сей день не утратила своей актуальности.

Пережитое. Мои встречи

В книгу включены воспоминания знаменитого английского историка А.Дж. Тойнби о его насыщенной событиями восьмидесятилетней жизни.

Учеба, а затем преподавательская деятельность в престижных колледжах Оксфорда, поездки по «горячим точкам» мира, работа в Королевском институте международных отношений, участие в качестве консультанта и помощника британских государственных деятелей во многих международных конференциях, встречи с первыми лицами мировой политики (Ллойд Джорджем, А.Гитлером, Дж.Неру, М.К.Ататюрком и др.), а также людьми, работавшими «за кулисами истории» (Лоуренсом Аравийским, лордом Брайсом, профессором Лютославским и др.) — все это представляет немалый интерес для современного читателя.

Определение 1

Арнольд Джозеф Тойнби – ($1889 – 1975$) выдающийся британский культуролог, философ истории, историк, социолог, создатель цивилизационной теории, критик европоцентризского мировоззрения, автор монументального труда «Постижение истории», теоретик глобализационных процессов, обладатель Ордена Кавалеров Почета.

Биография

Арнольд Тойнби являлся племянником Арнольда Тойнби-старшего, который был известен как исследователь экономической истории, приверженец социальных реформ, направленных на улучшение жизни рабочего класса.

Арнольд Тойнби окончил колледж в Винчестере и оксфордский Бейлиол-колледж, в $1912$ году стал преподавать историю Средних веков и историю Византии. Во время службы в Британском Форин-офисе Тойнби изучал ближневосточные конфликты, во время Первой мировой войны накапливал материал, касающийся германской агрессии в Бельгии.

Занимался преподавательской карьерой в Лондонском университете с $1919$ по $1924$ год, вел лекции в Лондонской школе экономики и Королевском институте международных отношений.

Степень его характера и масштаба исторического мышления определили Парижские мирные конференции $1919$ и $1946$ года, которые вовлекли его в мировую политику высшего уровня. Анри Бергсон и его этическая религиозная концепция так же оказала значительное влияние на формирование мировоззрения Тойнби.

Основополагающие труды

Замечание 1

Философско-исторический труд, который возвел его в ранг культового автора – «Постижение истории» $1934 – 1961$ гг.

  • «Изменения и привычки»
  • «Цивилизация перед судом истории»
  • «Немецкий террор в Бельгии»
  • «Демократия атомного века»

Теория локальных цивилизаций

Тойнби в своем творчестве и профессиональной деятельности обозначал следующие этапы:

  1. Период Первой мировой войны
  2. $1950$-е годы
  3. Завершающийся этап

Всемирная история, по Тойнби, представлялась в качестве системы условно выбранных цивилизаций, который проходят схожие фазы развития, начиная с рождения, заканчивая гибелью, эти фазы составляли ветви «единого дерева истории».

Цивилизация – локализованное сообщество, которое характеризуется с помощью $2$х ключевых моментов: религии и формы ее организации, а так же с помощью территориального признака, степени удаленности от места, где изначально зародилось общество.

$21$ цивилизация по Тойнби:

Помимо этих цивилизаций Тойнби выделял еще неродившиеся цивилизации:

  • Дальнезападная христианская
  • Дальневосточная христианская
  • Скандинавская

Критерии, по которым оценивается цивилизация:

Устойчивость в пространстве и времени Ситуация вызова-ответа

Стадии развития цивилизации:

  1. Зарождение
  2. Развитие
  3. Надлом
  4. Разложение

В развитии цивилизации играет значимую роль творческое меньшинство, которое способно сформулировать и дать ответы на вызовы истории, окружающей среды, другой культуры.

Таким образом, Тойнби выделял такие вызовы:

  • Вызов сурового климата
  • Вызов новых земель
  • Вызов агрессии соседних обществ
  • Вызов постоянного внешнего давления
  • Вызов ущемления

Замечание 2

Когда цивилизация утрачивает во время вызова необходимые и важные элементы, заряды, то творческое меньшинство берёт на себя функцию разработки смыслосоставляющего ядра. Когда творческое меньшинство даёт ответ на вызов, оно подкрепляется авторитетом, что позволяет интенсивно развиваться цивилизации. На этапе надлома творческая элита утрачивает свой творческий потенциал, не находя ответы на вызовы, и со временем превращается в элиту, управляя обществом с помощью силы оружия.

Арнольд Джозеф Тойнби - английский историк, родился в Лондоне 14 апреля 1889. Получил образование в Уинчестерском колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1913 женился на Розалинде Мёррей, дочери Гилберта Мёррея, оксфордского профессора-классика. Их сын Филип стал известным романистом. Они развелись в 1946, и в том же году Тойнби женился на своей давней помощнице Веронике Марджори Боултер. В 1919–1924 был профессором византиноведения, греческого языка, литературы и истории Лондонского университета, с 1925 до своей отставки в 1955 – научным руководителем Королевского института международных отношений и научным сотрудником Лондонского университета. В 1920–1946 – редактор «Обзора международных отношений». Во время Второй мировой войны Тойнби – директор научного отдела министерства иностранных дел Великобритании. В 1956 стал кавалером ордена Кавалеров почета. Умер Тойнби в Йорке 22 октября 1975.

Для культурологии представляет интерес 12-томное исследование Тойнби "Постижение истории", в котором он даёт классификацию локальных цивилизаций и излагает свои взгляды на социокультурную динамику. Тойнби выделяет основные этапы жизненного цикла цивилизации: возникновение, развитие, упадок, разложение и гибель. Каждая цивилизация привязана к своему ареалу. На сегодняшний день их насчитывается пять: китайская, индийская, исламская, западная, русская. В качестве причин упадка цивилизаций Тойнби называл нравственное вырождение и утрату творческого подхода элитарного меньшинства к возникающим проблемам. Тойнби предложил концепцию "вызова - ответа", согласно которой динамические изменения в культуре определяются внешними факторами. По его мнению, в будущем возможно слияние всех цивилизаций в единую на основе Вселенской церкви. Основные труды и публикации: "Западный вопрос в Греции и Турции" (1922), "Греческая историческая мысль" (1924), "Постижение истории" (1934-1961), "Подход историка к религии" (1956), "Америка и мировая революция" (1962); "Между Нигером и Нилом" (1965); "Изменяющиеся города" (1970), "Константин Багрянородный и его эпоха" (1973).

Безусловно, А. Тойнби не был первым, кто предпринял попытку связать европейскую и неевропейскую историю в единое целое. Достаточно вспомнить имена Г. Уэллса или О. Шпенглера, и если первый все еще рассматривал эту связь в европоцентристском духе, то второй явно придерживался тезиса о равноправии, и даже превосходстве незападных культур. Тогда почему при осмыслении этой проблематики насущным оказывается обращение именно к тойнбианскому наследию?
Дело не только в том, что тойнбианские штудии были шире и всеохватнее шпенглерианских. Никто до Тойнби не поставил с такой силой вопрос о том, что в условиях многообразия культур, форм человеческого опыта взаимопонимание людей без утраты их идентичности и даже, напротив, через ее углубление и содержательное обогащение становится одним из важнейших императивов современности. Никто до него с такой ясностью не осознал, что беспрецедентный по своей интенсивности процесс культурного взаимодействия народов является одним из тех фундаментальных вызовов или, если выражаться словами Е. Рашковского, "шифрограмм бытия", на которые человечество вынуждено откликаться в каждом поколении, познавая в частных временных коллизиях свои вечные измерения. /Пергам: литература глазами читателей/
Библиография
Опубликованные на русском
Тойнби А. Дж. Постижение истории 1991 ; 2002 ; 2006 ; 2008 ; 2010
Тойнби А. Дж. Исследование истории 2010
Тойнби А. Дж. Исследование истории. В трех томах том 1 ; том 2 ; том 3 , 2006
Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории 2003 ; 2006
Тойнби А. Дж. Пережитое. Мои встречи, 2003
Избери жизнь. Диалог Арнольда Тойнби и Дайсаку Икеды, 2008