Биография пастернака. Презентация на тему "Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака" Однажды, близ Кагульских вод

Класс: 11

Презентация к уроку





















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Родился Борис Пастернак в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую укорененность творчества Пастернака в культурной традиции и одновременно приучила к восприятию искусства как повседневного кропотливого труда.

В детстве Пастернак обучался живописи, затем в 1903-08 всерьез готовился к композиторской карьере, в 1909-13 учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета, в 1912 провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена. После окончания университета занимался практически лишь литературной деятельностью, однако профессиональная музыкальная и философская подготовка во многом предопределила особенности пастернаковского художественного мира (так, например, в формах построения его произведений исследователи отмечали родство с музыкальной композицией).

Первые шаги Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов - А. Белого, А. А. Блока, Вяч. И. Иванова и И. Ф. Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 поэт входит в футуристическую группу «Центрифуга». Влияние поэзии русского модернизма (символистов - главным образом на уровне поэтических образов, и футуристов - в необычности словоупотребления и синтаксиса) отчетливо проступает в двух первых книгах стихов Пастернака «Близнец в тучах» (1913) и «Поверх барьеров» (1917). Однако уже в стихотворениях 1910-х гг. появляются и основные черты, присущие собственно пастернаковскому поэтическому видению мира, - мира, где все настолько переплетено и взаимосвязано, что любой предмет может приобрести свойства другого, находящегося рядом, а ситуации и чувства описываются с помощью нарочито «случайного» набора характерных признаков и неожиданных ассоциаций, насквозь пронизанных почти экстатическим эмоциональным напряжением, которое их и объединяет («И чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд» - стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!...»).

Пастернаковский образ мира и способ его поэтической передачи находят наиболее полное воплощение на страницах третьей книги стихов «Сестра моя - жизнь» (1922), посвященной лету 1917 между двумя революциями. Книга представляет собой лирический дневник, где за стихотворениями на темы любви, природы и творчества почти не видно конкретных примет исторического времени. Тем не менее Пастернак утверждал, что в этой книге «выразил все, что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого». В соответствии с эстетическими взглядами автора, для описания революции требовалась не историческая хроника в стихотворной форме, а поэтическое воспроизведение жизни людей и природы, охваченных событиями мирового, если не вселенского масштаба. Как ясно из заглавия книги, поэт ощущает свое глубинное родство со всем окружающим, и именно за счет этого история любви, интимные переживания, конкретные детали жизни весной и летом 1917 года претворяются в книгу о революции. Позже Пастернак назвал подобный подход «интимизацией истории», и этот способ разговора об истории как о части внутренней жизни ее участников применялся им на протяжении творческого пути неоднократно.

С начала 1920-х гг. Пастернак становится одной из самых заметных фигур в советской поэзии, его влияние ощутимо в творчестве очень многих младших поэтов-современников - П. Г. Антокольского, Н. А. Заболоцкого, Н. С. Тихонова, А. А. Тарковского и К. М. Симонова.

Для самого Пастернака 1920-е гг. отмечены стремлением к осмыслению новейшей истории, идущим бок о бок с поиском эпической формы. В поэмах «Высокая болезнь» (1923-28), «Девятьсот пятый год» (1925-26), «Спекторский» (1925-31), «Лейтенант Шмидт» (1926-27) революция предстает как логическая часть исторического пути не только России, но и всей Европы.

Финансовые трудности заставили Пастернака обратиться к детскому творчеству, он почувствовал некую свободу: упрощался рисунок, сдержаннее становились интонации, сокращалось число слов, не входящих в активный запас.

В 1928 году Пастернак получил предложение от Госиздата переиздать свои первые книги. Во многих своих творениях Пастернак был разочарован и многие их них ему приходилось переписывать заново.

Пастернак формулирует свою позицию в искусстве, представления о месте поэта в мире и истории, иллюстрируя основные положения описанием собственной биографии и судьбы наиболее близкого ему поэта-современника - В. В. Маяковского. Тяжелым ударом было самоубийство поэта, и Пастернак пишет стихотворение «Смерть поэта». Оно вызвало неприятие многих товарищей, которые не желали признавать свою вину в гибели Маяковского.

В 1934 году Пастернак выступает с речью на Первом съезде Союза советских писателей в качестве члена правления принимает участие практически во всех мероприятиях Союза. Отстаивание им творческой независимости писателей, их права на собственное мнение нередко вызывало резкую критику партийных кураторов литературы. В годы все нараставшего сталинского террора Пастернак неоднократно вступался за невинно репрессированных, и его заступничество оказывалось порой небесплодным.

С середины 1930-х гг. и до самого конца жизни одним из главных литературных занятий Пастернака становится переводческая деятельность. Он переводит современную и классическую грузинскую поэзию, трагедии У. Шекспира («Отелло», «Гамлет», «Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта»), «Фауста» И. Гете и многое другое, стремясь при этом не к точной передаче языковых особенностей оригинала, но, напротив, к созданию «русского Шекспира» и пр В 1939 году он берется за перевод «Гамлета». Мейерхольд хотел поставить ее на сцене театра в Ленинграде, но режиссера арестовывают, однако, Пастернак продолжает работать над переводом, спасаясь от предстоящей депрессии.

В 1940 -1941 после долгого перерыва Пастернак вновь начинает писать стихи. В 1943 поэт совершает поездку на фронт. Результат – «Стихи о войне» составил книгу «На ранних поездах» (1943)., свидетельствующий о верности Пастернака кругу избранных тем и мотивов. Он стал выступать с чтением своих стихов в московском университете, политическом музее и доме ученых. Его творчество пользуется популярностью за рубежом.

Итогом своего творчества сам Пастернак считал роман «Доктор Живаго», над которым он работал с 1946 по 1955 год. Уже в 1910-х гг. Пастернак, обращаясь к прозе, пытался создать картину нравственной и духовной жизни своей эпохи, историю своего поколения. Повесть «Детство Люверс» (1918), сохранившиеся прозаические фрагменты 1930-х гг. свидетельствуют о многочисленных подступах к этой теме. В основу романа, посвященного «вечным» вопросам (о смерти и бессмертии, укорененности человеческой жизни в культуре и истории, роли искусства и природы в преодолении дисгармонии, которую вносят в существование мира и человека смерть, войны и революции), положены «новая идея искусства» и «по-новому понятое христианство»; в рамках этих представлений культура рассматривается как результат стремления человечества к бессмертию, а главной ценностью Евангелия и европейской литературы объявляется умение иллюстрировать высокие истины «светом повседневности». Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента - врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первые четыре десятилетия 20 в. Извечность проблем и ситуаций, в которых оказываются персонажи романа, при всей их конкретной социальной и исторической обусловленности, подчеркивается евангельскими и сказочными сюжетами стихов главного героя, которые составляют последнюю часть «Доктора Живаго».

В издании романа на родине Пастернаку было отказано. Он передал его для публикации итальянскому издателю, и в 1957 появилась публикация «Доктора Живаго» на итальянском языке, вскоре последовали русское, английское, французское, немецкое и шведское издания (в СССР был опубликован только в 1988). В 1958 «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе, что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было даже заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило Пастернака отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну в 1989).

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Роман «Доктор Живаго» на протяжении нескольких десятилетий оставался одним из самых читаемых русских романов во всем мире, во многом определяя представление о русской литературе 20 в.

В наследии Пастернака особое место занимают письма. Переписка с М. И. Цветаевой 1922-36 гг. представляет собой не только важный творческий диалог двух крупнейших поэтов-современников, но и напряженный эпистолярный роман; после публикации «Доктора Живаго» огромное место заняла переписка с зарубежными корреспондентами о романе, в чем Пастернак видел знак «душевного единенья века».

Поэзия и проза Пастернака органично соединили традиции русской и мировой классики с достижениями русского символизма и авангарда..

В 1990 в подмосковном поселке Переделкине, в помещении бывшей дачи Пастернака, был открыт музей поэта.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака. Презентацию приготовил и ученик 11 класса Комаров Сергей и Комарова Н.К.

Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождём обо всех, Но люди в брелоках высоко брюзгливы И вежливо жалят, как змеи в овсе…

29 января (10 февраля) 1890 года В семье выдающегося художника, близкого к передвижникам, будущего академика живописи и профессора Московского училища Живописи леонида осиповича Пастернака и пианистки, ученицы А. рубинштейна, розалии исидоровны Кауфман, родился старший сын борис.

В 1894 году на домашнем концерте у Пастернаков присутствует Л.Н. Толстой; позже Борис Леонидович будет вспоминать об этой ночи как о поворотном событии своего детства, когда музыка впервые вошла в его внутренний мир и разбудила его сознание.

В 1901 году, столкнувшись с унизительными препятствиями «процентной нормы» для учеников - евреев, Пастернак поступает В Пятую московскую гимназию. Первоначальное своё призвание он, ещё подростком, нашёл в музыке. Был поддержан Скрябиным, но в тот самый миг, когда пришло признание – «музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным.»

В 1908 году, Пастернак, пойдя на трагический разрыв с музыкой, поступает на юридический факультет Московского университета; в 1909 г, по совету Скрябина, переводится на исторический.

1913 год Вместе с Сергеем Бобровым, Николаем Асеевым и другими поэтами входит в одну из футуристических групп–«Центрифуга». Впервые публикуется в альманахе «Лирика».

1914 Выходит первая поэтическая книга «Близнец в тучах ». Борис Леонидович знакомится и восторженно общается с Владимиром Владимировичем Маяковским.

1917 Пастернак работает На заводах Ушакова, на Урале. там встречает Елену Виноград, Увлечение которой отразилось в Третьей – едва ли не лучшей – Пастернаковской книге «Сестра моя – жизнь».

Начало поэтической славы. Поездка к родителям в берлин Вместе с первой женой Евгенией Владимировной И маленьким сыном Женей. Пастернак стоит перед мучительным выбором между Эмиграцией и возвращением. В 1923 году возвращается На родину. 1922

1930 год. Пастернак трагически переживает самоубийство В. В. Маяковского. Во время летнего отдыха под Киевом зарождается пламенное чувство к Зинаиде Николаевне Нейгауз, жене близкого друга, пианиста. В 1931 г. Пастернак и Нейгауз женятся.

1932 Выходит книга «второе рождение», Воспринятая, как поворот пастернака К новой, менее метафоричной, и более простой стилистике. После постановления ЦК ВКП(б) была ликвидирована Российская ассоциация пролетарских писа- телей, лидеры, которой травили Пастернака, поэт не произносит ожидавшиеся от него слова в «поддержку» постановления.

«Не жертвуйте лицом ради положения» - эти слова произнёс Пастернак на 1 съезде советских писателей, где в Бухаринском докладе был признан первым из ныне живущих советских поэтов Он подписывает письма в защиту близких А. Ахматовой, ходатайствует об освобождении О. Мандельштама.

1935 год У Пастернака начинается тяжёлый душевный и поэтический кризис, вызванный двусмысленностью его положения – то ли «попутчика», то ли «официального поэта». 5 декабря в «Правде» напечатан афоризм Сталина: «Маяковский был и остаётся лучшим талантливым поэтом нашей эпохи», который Пастернак вос- принимает как публичный отказ власти от мысли навязать ему эту роль. Кризис обостряется и переходит в тяжёлый невроз.

1936 год После долгих мытарств По коммунальным квартирам Пастернак переезжает на Зимнюю дачу в переделкине, Где отныне будет проходить Основная часть его жизни. Здесь впервые возникнут образы будущих героев «Доктора Живаго» (Дудоров, Громеко). Работу над романом он начнёт В 1945году. Несмотря на ожидания правительства пастернак отказывается подписать писательское «гневное одобрение»расстрелу совет- ских военачальников Тухачевского, Якира и других; Борис Леонидович ожидает ареста, но в последний момент Сталин отменяет постановление об аресте.

1941 год Из-за травмы, полученной в юности Пастернак разом выбыл из всех предстоящих войн: двух мировых и гражданской, что поставило его в позицию созер- цателя и столкнула в его харак- тере две несовместимые черты: готовность «крупно» сразиться с жизнью и остаться на обочине. Во вторую мировую войну семья Пастернака была эвакуирована в г.Чистополь на Каме. Но Пастернак совершает поездки в действующую армию в составе писательских делегаций.

1946 год Первое обсуждение кандидатуры Пастернака Нобелевским комитетом До 1950 года выдвижение будет проходить ежегодно; вновь в 1957г

1950-е Роман с ольгой всеволодовной ивинской - Последней большой любовью поэта Пастернак передаёт рукопись «Доктора Живаго» итальянскому радиожурналисту Серджио д*Анджело В 1957 году роман выходит по-итальянски. в ссср тщетно пытаются «погасить» недовольство Советских властей путём издания «подцензурного» Варианта «Доктора Живаго».

«доктор Живаго» - роман об участии Человека в истории. Его герои Испытываются огнём русской революции, Которую пастернак считал поворотным событием в судьбах века. У такого романа не могло быть другой судьбы, чем та, что выпала на его долю.

1958 год Пастернаку присуждена Нобелевская премия по литературе Поэт испытывает травлю со стороны властей, прессы и сообщества советских писате- лей, но покинуть страну отказывается.

Непосильное противостояние физически надломило Пастернака. У него была обнаружена запущенная опухоль в лёгких. 30 мая 1960 г. Жизнь разлучилась с ним.


Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Родился 29 января 1890 года в Москве в семье известного художника Л.О. Пастернака. Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками (И. Левитаном, В. Поленовым, М. Нестеровым, С. Ивановым, Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н. Толстой.

Cлайд 4

В 13 лет, под влиянием композитора А.Н. Скрябина, Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две написанные им сонаты для фортепиано). Скрябин – учитель музыки Б. Пастернака

Cлайд 5

Я рос. Меня, как Ганимеда, Несли ненастья, сны несли. Как крылья, отрастали беды И отделяли от земли. Я рос. И повечерий тканых Меня фата обволокла. Напутствуем вином в стаканах, Игрой печальною стекла, Я рос, и вот уж жар предплечий Студит объятие орла. Дни далеко, когда предтечей, Любовь, ты надо мной плыла. Но разве мы не в том же небе? На то и прелесть высоты, Что, как себя отпевший лебедь, С орлом плечо к плечу и ты.

Cлайд 6

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения - ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки - эпизод, вошедший в книги Пастернака. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора.

Cлайд 7

В 1908 году поступил на юридический факультет, но затем перешёл на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета, затем, летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой, но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург». В 1912 году вместе с родителями и сестрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг. С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

Cлайд 8

После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» В этом же году близко знакомится с другим футуристом -Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Cлайд 9

Пастернак начал печататься в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), а в 1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах», в котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

Cлайд 10

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Опасаясь возможного призыва в армию, зиму 1916 годa Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» и является город Пермь.

Cлайд 11

Cлайд 12

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности с Мариной Цветаевой. В 1922 гoду Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 гoдoв. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений.

Cлайд 13

В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество. Рисунок В.Маяковского

Cлайд 14

Cлайд 15

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Cлайд 16

Cлайд 17

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. 1942-1943 провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой. В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице», полном глубокого религиозного чувства: «О Господи, как совершенны дела Твои, - думал больной»

Cлайд 18

Cлайд 19

Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Роман мог называться "Мальчики и девочки", "Свеча горела", "Опыт русского Фауста", "Смерти нет".

Cлайд 20

Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 гoду прокоммунистически настроенным издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, при посредничестве известного философа и дипломата сэра Исайи Берлина - привела к настоящей травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, откровенным оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях трудящихся. Московская организация Союза Писателей СССР, вслед за Правлением Союза Писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Следует отметить, что отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым.

Cлайд 21

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Cлайд 22

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время литературными критиками.

Cлайд 23

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

БОРИС ПАСТЕРНАК (1890 -1960) Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках пути, В сердечной смуте До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины... видео

2 слайд

Описание слайда:

«Я родился в Москве, 29-го января старого стиля 1890 года. Многим, если не всем, обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке Розалии Исидоровне Кауфман», - писал Борис Пастернак.

3 слайд

Описание слайда:

ОТЕЦ Глава семьи - Леонид Пастернак – талантливый художник, постепенно стал заметной фигурой творческой Москвы. Он успевал зарисовывать почти всё, что видел дома, на прогулке, на вечерах и собраниях.

4 слайд

Описание слайда:

МАТЬ Розалия Исидоровна после нескольких блестящих концертных сезонов почти полностью посвятила себя семье: мужу и детям, которых вскоре стало четверо. Но она продолжала играть, и её уроки музыки были хорошим подспорьем к бюджету семьи.

5 слайд

Описание слайда:

дом Веденеева у старых Триумфальных ворот, в котором родился Б. Л. Пастернак Когда Борису было почти четыре года, его отца Леонида Пастернака пригласили на работу преподавателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он получил мастерскую в главном здании и небольшую квартиру в двухэтажном надворном флигеле, куда семья переехала. Это был район Москвы, где жили простые семьи: извозчиков, ремесленников, железнодорожных рабочих...

6 слайд

Описание слайда:

СЕМЬЯ «...Я сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относится как к природе, как к живой норме. Социально, в общежитии оно для меня от рождения слилось с обиходом...» Б. Пастернак видео

7 слайд

Описание слайда:

Дома устраивались вечера, на которых бывали знаменитые русские писатели, музыканты, художники Л. Толстой В. Серов И. Левитан В. Поленов А. Н. Скрябин Обстановка родительского дома послужила основой его художественного становления. Семейный уклад создал пожизненную привычку к профессиональной работе, и в 70 лет Пастернак мог с уверенностью сказать, что в его жизни не было попусту проведённого дня, когда бы он не работал. В 1945 году он так писал о своём опыте: «Что делает художника, что его создаёт? Ранняя впечатлительность в детстве, - думается нам, - и своевременная добросовестность в зрелости».

8 слайд

Описание слайда:

ОТРОЧЕСТВО Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием,- музыка. До 10 лет Борис обучался дома матерью. Первыми успехами стало письмо отцу в 1895 году - он был в отъезде в Петербурге. На момент написания Борису было всего пять лет. Так писал потом Леонид Пастернак: «Впервые читал «письмо сына» - этого описать невозможно!!!» видео

9 слайд

Описание слайда:

УВЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ возрасте 13 лет на соседней даче он услышал, как А. Н. Скрябин сочиняет Третью симфонию. Гениальность новорождённой музыки очаровали Бориса. он принимает решение о поступлении в консерваторию и учится там шесть лет композиции. Однако, требования, которые он с юношеским максимализмом предъявлял к себе, были невыполнимы, и Борис отказался от музыкального образования и профессии композитора. А. Н. Скрябин видео

10 слайд

Описание слайда:

ГИМНАЗИЯ здание 5-й Московской гимназии на углу Молчановки и Поварской Для поступления в Московский университет необходима была золотая медаль в казённой гимназии, Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён.

11 слайд

Описание слайда:

УНИВЕРСИТЕТ Марбургский университет в Германии В 1912 году, стремясь на месте ознакомиться с философской мыслью, он на три летних месяца уезжает в Марбург. Он успешно прочёл доклады на семинарах, и профессор Коген предложил ему после окончания Московского университета вернуться в Германию для подготовки к докторской степени. Он сменяет первоначально выбранный за лёгкость юридический факультет Московского университета на философское отделение историко-филологического, куда и поступает в 1909 году. Увлечённо занимаясь на первых курсах философией, он в то же время начинает писать стихи и прозу.

12 слайд

Описание слайда:

1913 ГОД – РЕШЕНИЕ СТАТЬ ПОЭТОМ В созданном несколькими молодыми людьми издательстве «Лирика» вышел альманах, в котором были напечатаны первые пять стихотворений Пастернака. Первым из них Пастернак неизменно потом открывал все свои сборники: «Февраль. Достать чернил и плакать!..» В то же лето он написал стихотворения, которые легли в основу сборника «Близнец в тучах». Поэзия становится его призванием, его «почвой и судьбой». Она вобрала в себя и его страсть к музыке, и интерес к философии. Обложка одного из сборников стихов Б.Пастернака После короткой поездки в Италию, Пастернак вернулся в Москву с тем, чтобы кончив университет, пробиваться в литературу.

13 слайд

Описание слайда:

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. 1912 аудио

14 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА - САМООТДАЧА... сборник «Близнец в тучах» (1914) сборник «Поверх барьеров» (1914 – 1916) “Сестра - моя жизнь” (1922) книга стихов «Темы и вариации»(1923) поэма «Лейтенант Шмидт» книга стихов “Второе рождение” (1930-1931) сборник «На ранних поездах» (1941 г.) роман “Доктор Живаго” (1945-1955) автобиографическая повесть «Охранная грамота» переводы произведений В.Шекспира

15 слайд

Описание слайда:

СРЕДИ ФУТУРИСТОВ Весной 1914 года произошла встреча Бориса Леонидовича с Владимиром Маяковским, который произвёл на него огромное впечатление. Пастернак полюбил в нём первого поэта и явного главаря футуризма, нового поэтического течения, громогласно заявившего о себе в России в начале XX века. В 1914 году выходит первый сборник футуристической группы «Центрифуга» - “Руконог” со стихами и статьей Б. Пастернака. видео

16 слайд

Описание слайда:

«Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет...» Б. Пастернак видео

17 слайд

Описание слайда:

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений В 1932 году Пастернак женится на Зинаиде Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид Ольга Ивинская видео

18 слайд

Описание слайда:

ПЕРЕДЕЛКИНО Приют спокойствия, трудов и вдохновенья... В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни. видео

19 слайд

Описание слайда:

РОМАН ВСЕЙ ЖИЗНИ В 1945 году Пастернак начал писать главный труд своей жизни - роман «Доктор Живаго». Последние поправки в текст романа были внесены зимой 1955 года, и в начале 1956 он был отдан в журнал «Новый мир». С более чем годовым интервалом после публикации в «Новом мире» роман должен был появиться в Италии в переводе. Однако редактор «Нового мира» К. М. Симонов осенью 1956 года отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более чем на 30 лет. Итальянский перевод вышел в ноябре 1957 года, за ним последовали зарубежные русские издания и переводы практически на все языки мира. видео

20 слайд

Описание слайда:

«Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой...» Е. Евтушенко «По наполнению, по ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет почти сплошной праздник души для меня. Я более чем доволен...» Б. Пастернак

21 слайд

Родился 29 января (10
февраля н.с.)1890 г. в
Москве в семье известного
художника. С детства
будущего поэта окружали
музыка, живопись,
литература. Первое
творческое пристрастие
Пастернака - музыка.
Испытав сильное влияние
Скрябина, он с тринадцати
лет занимался
музыкальным
сочинительством, изучал
теорию композиции, но
после шестилетних упорных
занятий музыка была
оставлена навсегда.

Леонид Пастернак, Розалия Пастернак, Борис и Александр

Портрет сына. Рисунок Л. Пастернака

После окончания московской гимназии в 1909 поступил на
историко-филологический факультет Московского
университета, серьезно увлекся философией. Для
усовершенствования философских знаний в 1912 уехал в
Германию, где семестр учился в Марбургском университете.
Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и
Италию. По возвращении в Москву окончил университет в
1913.

Дело всей жизни.

Охладев к философии, Пастернак
полностью отдается поэтическому
искусству, которое стало делом
его жизни

Пастернак и символизм.

Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах", 1914; "Поверх
барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма
(тогда он входил в группу "Центрифуга"). Высоко ценил Блока,
видя в его поэтической системе "ту свободу обращения с
жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого
искусства".

Творческие поиски

В 1922 вышла книга стихотворений "Сестра
моя - жизнь", сразу выдвинувшая автора в
ряд мастеров современного стиха. С этой
книги начинается Пастернак как самобытное
поэтическое явление.
В 1920-е Пастернак примыкал к
литературному объединению "ЛЕФ"
(Маяковский, Асеев, О.Брик и др.) больше изза дружбы с Маяковским, но связи с
объединением оказались непрочными и
закончились в 1927 разрывом.

Б.Пастернак. 1936 г.

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая
лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.
Все, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.

Творчество 1923-1925 г.г.

В эти годы поэт опубликовал сборник "Темы
и вариации" (1923), начал работу над
романом в стихах "Спекторский" (1925), в
значительной мере автобиографическим.
Создал стихотворный цикл "Высокая
болезнь", поэмы "Девятьсот пятый год" и
"Лейтенант Шмидт".

Проза Б. Пастернака.

В 1928 возник замысел
прозаической книги
"Охранная грамота",
законченной два года
спустя. Пастернак назвал
это произведение
"автобиографическими
отрывками о том, как
складывались мои
представления об искусстве
и в чем они коренятся".

Б. Пастернак – переводчик.

В 1930-е мало создал
оригинальных произведений,
отдавая основные силы
переводу, который с 1934
приобрел регулярный
характер и продолжался до
конца его жизни (переводы
грузинских поэтов, Шекспира,
Гёте, Шиллера, Рильке,
Верлена и др.).

Творческий подъём

Накануне войны, в начале 1941, поэт
преодолел творческий кризис и вступил в
полосу подъема: написал цикл стихов
"Переделкино".
В 1943 совершил поездку на фронт,
результатом чего явились очерки "В армии", а
стихи "Смерть сапера", "Ожившая фреска",
"Весна" вошли в книгу "На ранних поездах"
(как и цикл "Переделкино), 1943.

Февраль. Достать чернил и
плакать!
Писать о феврале
навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Поэтическое кредо.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
г.
1956

Б.Л.Пастернак и З.Н.Пастернак

В стихи б я внес
дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен
вложил
Живое чудо
Фольварков, парков,
рощ, могил
В свои этюды.
Б.Л.Пастернак и З.Н.Пастернак

Тема любви

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Роман "Доктор Живаго"
Пастернак писал долгие годы,
завершив его в конце 1950-х. За
этот роман, опубликованный в
1958 за границей, Пастернак
был удостоен Нобелевской
премии. Однако на родине этот
роман не только не был
напечатан, но вызвал резкую
критику со стороны
официальных властей. Автор
был исключен из Союза
писателей. (В 1987 это решение
было отменено, а в 1988 роман
опубликован в журнале
"Новый мир".) "Стихотворения
Юрия Живаго", завершающие
роман, подчеркивают
нравственно-философский
пафос авторской позиции.

Б.Пастернак и А.Ахматова

Обращения Цветаевой к
современникам были не только
данью восхищения. Ее
стихотворения, очерки,
воспоминания, статьи,
посвященные поэтам, содержат
тонкий и точный анализ
творческой личности. Ее оценки
глубоки и оригинальны. Поэтому,
знакомясь с творчеством
Б.Пастернака в книге
М.Цветаевой, можно лучше и
яснее представить себе
человеческую и художническую
суть поэта.

Последние годы жизни

В 1956 - 1959 вышла последняя книга
стихотворений Пастернака "Когда
разгуляется".
В 1960 поэт умер от тяжелой болезни (рак
легких) 30 мая в Переделкино.