Что сейчас в здании адмиралтейства. Краткая история Адмиралтейства. Первое Адмиралтейство. Таинственные места на земле

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.
На следующий год после закладки Петербурга, родившегося в ходе освобождения исконно русских земель от шведских захватчиков, на левом берегу реки Невы, недалеко от выхода ее в Финский залив, 5 ноября 1704 года было основано Адмиралтейство - первая судостроительная верфь России на Балтийском море. Первоначально она строилась по чертежам самого Петра I и носила характер крепостного сооружения, окруженного земляным валом с бастионами и вырытым перед ним рвом.

Петр I распланировал здание Адмиралтейства на старый русский манер - «покоем», то есть в виде буквы «П. Строилось оно одноэтажным, мазанковым или фахверковым с повышенной, увенчанной шпилем центральной частью и предназначалось для размещения в нем Адмиралтейского приказа, преобразованного вскоре в Адмиралтейств-коллегию, вошедшую позлее в морское министерство.
На ограниченной зданием территории верфи, обращенной в сторону реки Невы, сооружались корабельные сарай, эллинги и стапеля, прорывались каналы и одновременно строились суда. Здесь создавался прославленный русский флот, одержавший впоследствии целый ряд блестящих побед на море, в частности при Гангуте и Гренгаме. Первое военное судно сошло со стапелей верфи в 1706 году, а первый крупный многопушечный корабль в конце 1709 года заложил собственноручно Петр I по случае победы под Полтавой. Поэтому спущенный на воду в 1712 году корабль получил название «Полтава».

В 1711 году центральная часть здания Адмиралтейства перестраивается в камне, но новое завершение башни со шпилем остается фахверковым. А в 1719 году после осмотра Петром I адмиралтейских строений решено было фахверковое здание полностью заменить на каменное. Начатые в 1721 году работы с конца 1720-х годов возглавил талантливый русский зодчий И. К. Коробов - первый главный архитектор Адмиралтейства. Им разработан проект перестройки здания Адмиралтейства в камне, осуществленный к концу 1730-х годов. Он же осуществил строительство каменных корабельных сараев, повторяющих очертания главного здания. Работы завершились в 1738 году возведением новой, более высокой башни с золоченым шпилем, увенчанным вызолоченным яблоком под короной и трехмачтовым парусником.

Завершающая часть композиции в сущности повторяла предыдущую, осуществленную еще при Петре I находившимся в Петербурге голландским «шпицных и кровельных дел мастером» Германом ван Болесом.
В выстроенном Коробовым основном двухэтажном каменном здании художественный интерес представляла только башня, выделившая Адмиралтейство из рядовой производственной застройки. Однако протяженные на сотни метров фасады, прорезанные ритмично повторяющимися окнами, по-прежнему казались чрезмерно вытянутыми и уныло однообразными. В 1747 году, расположенный под шпилем башни двухсветный зал заседаний Адмиралтейств-коллегий, где также размещались когда-то трофеи русской морской славы ученик и преемник Коробова С. И. Чевакинский передал в церковь, поручив разработку проекта внутреннего убранства своему помощнику М. А. Башмакову. Все работы по устройству церкви закончились к началу 1755 года, и она была освящена в честь святых Захария и Елизаветы. В дальнейшем значительных переделок в здании Адмиралтейства не производилось.

Выбором места и составлением проекта Адмиралтейства занимался сам Петр, обладавший глубокими профессиональными знаниями в области кораблестроения и фортификации. План Адмиралтейства был решен в виде гигантской буквы «П», раскрытой к северу в сторону Невы. В середине южной линии корпусов намечалось возвести башню с главными воротами.
Появление летом 1705 года шведских отрядов на берегах Невы заставило превратить верфь во вторую надежную крепость молодого города. Ее обнесли земляными укреплениями с четырьмя бастионами и окружили рвом с водой. Большой прямоугольный внутренний двор занимали стапели, на которых спешно строили корабли балтийского флота. Хотя возведение адмиралтейских корпусов только разворачивалось, к осени 1705 года над воротами уже возвышалась деревянная башня, увенчанная шпилем.
Строительством крепости-верфи завершилось создание системы фортификационных сооружений на Неве. Теперь с востока вход в нее охранял Шлиссельбург. Путь с моря контролировал Кроншлот, а главный фарватер в дельте реки был под прикрытием артиллерии Санкт-Петербургской и адмиралтейской крепостей.
Естественно, что осуществить столь грандиозное для того времени строительство за два года можно было, только используя колоссальное количество рабочих рук. Начиная с 1704 года ежегодно на берега Невы со всех концов России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами, которые создавались по сословному, производственному или национальному признаку. Так начала складываться городская застройка.
Интенсивные строительные работы велись на территории Адмиралтейства и в 20-х, 30-х годах XVIII века. В 1728 году эти работы возглавил Коробов, обучавшийся в Голландии и Бельгии. На его долю выпало возведение последних каменных Адмиралтейских «магазинов», законченных в 1732 году. Длинные корпуса Адмиралтейства, как и другие постройки города сугубо утилитарного назначения, были решены в простых формах. По проекту Коробова создавалась и новая башня, которая выделила главный вход верфи. Зодчий учел большое градостроительное значение этого сооружения, которым замыкались перспективы трех сходящихся к нему основных магистралей города. Использовав типичную для русского зодчества предшествующей поры ярусную композицию, он завершил ее шпилем с флюгером в виде золоченого кораблика. Каждый из трех ярусов был декорирован пилястрами, нижний - тосканского ордера, средний - ионического, верхний - коринфского. Стремительно взлетающая ввысь башня Адмиралтейства являлась одним из лучших украшений Петербурга XVIII столетия, а ее легкий золоченый шпиль стал символом города.
Необходимость реконструкции Адмиралтейства в первой трети XIX века определялось прежде всего возросшим градостроительным значением этого здания, расположенного в самом центре столицы по соседству с императорским дворцом. Задача перестройки верфи была поставлена перед Андреяном Дмитриевичем Захаровым, назначенным летом 1805 года на должность «Главных Адмиралтейств архитектора». Этот выбор не был случайным: в начале XIX века Захаров, который вместе с Воронихиным и Томоном возглавлял архитектурный класс Академии художеств, пользовался репутацией не только великолепного мастера композиции, но и замечательного градостроителя, тонко чувствующего «душу» города.
Первоначально предполагалось лишь изменить фасады Адмиралтейства, уже перестраивавшегося в 1730-х годах И. К. Коробовым. Однако Захаров, разрабатывая свой проект, наметил, по существу, полную реконструкцию всех адмиралтейских корпусов, предусмотрев их надстройку и перепланировку внутренних помещений. Общий П-образный план сооружения, отражающий его двойное назначение - как производственного и административного здания,- сохранен.
Мастерские, склады и другие помещения, связанные с производственным процессом, находились в корпусах, образующих внутренний периметр П-образной композиции. Внешние корпуса после перестройки предназначались для учреждений морского ведомства - Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея. Своими новыми парадными фасадами эти корпуса обращались к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки павильонов, построенных, согласно проекту Захарова, на набережной. Центральной частью всего сооружения оставалась надвратная башня, увенчанная шпилем.
В мае 1806 года проект Захарова был утвержден, и сразу же после этого началась перестройка восточного корпуса Адмиралтейства, ближайшего к Зимнему дворцу. Летом 1811 года отделка этой части здания была закончена. А всего лишь за три дня до завершения штукатурных работ Захарова не стало; зодчий так и не увидел свое произведение полностью осуществленным.
Реконструкция Адмиралтейства, приостановившаяся во время Отечественной войны, была продолжена помощниками Захарова - архитекторами А. Г. Бежановым, Д. М. Калашниковым и И. Г. Гомзиным. Основные работы закончились в 1819 году. Еще четыре года потребовалось на отделку корпусов. К этому времени были засыпаны каналы и снесены крепостные валы, в результате чего бывший Адмиралтейский луг слился с соседними площадями - Сенатской и Дворцовой - в единое огромное пространство.
Замысел Захарова, воплощенный с присущим ему размахом, вызвал искреннее восхищение современников. «Сие важное и полезное здание,- писал в 1825 году издатель „Отечественных записок" П. П. Свиньин, - принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества».
В архитектуре Адмиралтейства, занявшего центральное положение в системе приневских ансамблей, отразились все черты, характерные для русского классицизма эпохи расцвета: ясность, чистота формы и глубина идейно-художественного замысла.
Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых - 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это - прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.
Ясно читается центр сооружения - башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как тяжелое и устойчивое основание, в массиве которого прорезана арка - центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Башне подчинены симметричные крылья, каждое из которых подразделяется на несколько звеньев, связанных друг с другом в неразрывное целое. Фасады корпусов, примыкающих к башне, решены наиболее просто. Большие прямоугольные окна второго этажа, заключенные в рустованные наличники, создают четкий, мерный ритм, укрупняющий масштаб невысокого здания. Значительно сложнее пластика боковых частей главного фасада, где размещены многоколонные портики. Сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед мощным портиком из двенадцати колонн, поддерживающих высокий треугольный фронтон. Боковые шестиколонные портики завершают архитравные перекрытия. Аналогично построены и боковые фасады Адмиралтейства. Но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон - таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.
Еще одну вариацию тех же «элементарных» форм мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики. На крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов.
Вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.
Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.
Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. Таковы, например, выделяющиеся на фоне стен рельефные вставки между крайними колоннами портиков, венки с гирляндами на аттиках невских павильонов, маски над окнами. В прошлом пластическое убранство фасадов Адмиралтейства дополняли длинные фризы, размещенные в верхней части стен справа и слева от башни и между портиками боковых фасадов. Сейчас на месте этих фризов находятся небольшие квадратные окна третьего зтажа, проделанные в 1830-х годах в нарушение первоначального замысла зодчего.
Существенный ущерб в середине прошлого столетия был нанесен и круглой скульптуре Адмиралтейства, органически включенной в композицию здания. Раньше на пьедесталах перед двенадцатиколонными портиками и у арок невских павильонов располагались аллегорические скульптурные группы. Они были убраны по требованию церковного начальства как несовместимые с канонами православия, когда в одном из корпусов Адмиралтейства устроили церковь. Места скульптур позднее заняли символы флота и моря - огромные якоря парусных судов, пушки, снаряды, якорные цепи.
Но многие скульптурные композиции Адмиралтейства сохранились. Над их созданием работали в свое время крупнейшие русские ваятели. Подчиняясь общему замыслу зодчего, они не только добились единства в трактовке скульптурных и архитектурных форм, но и способствовали более полному раскрытию идейно-художественного значения здания.
Прославление морского могущества России - вот главная тема скульптурного убранства Адмиралтейства. Оно сосредоточено на центральной башне. Среди скульптурных произведений особенно выделяется рельеф «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева, размещенный на аттике кубического основания башни. Здесь изображены Петр Великий и бог морей Нептун, передающий императору свой трезубец - символ власти над морем. Рядом с Петром - аллегорическая фигура России в виде молодой женщины, сидящей под лавровым деревом с рогом изобилия и палицей в руках. Россию славят Минерва, Вулкан и Меркурий; крылатая Слава с развевающимся флагом летит над океаном, волны которого бороздят русские корабли. Композиция построена динамично, но расположение фигур подчинено определенному ритму, что сообщает рельефу необходимую архитектоничность.
Триумфальную тему подхватывают барельефные изображения двух крылатых гениев Славы со скрещенными знаменами над аркой главного входа. Эти барельефы также исполнены по моделям И. И. Теребенева.
По обеим сторонам арки на высоких пьедесталах установлены скульптурные группы, изображающие нимф, поддерживающих земную и небесную сферы. Они высечены из пудостского камня по моделям Ф. Ф. Щедрина. Ваятель передал ощущение размеренного, неторопливого движения величавых женских фигур. Почти без всякого напряжения, легко и свободно несут они гигантские сферы. Эти огромные шары придают обеим группам компактность и монолитность, благодаря чему скульптура хорошо согласуется с монументальными архитектурными формами.
Нетрудно заметить определенную закономерность в пластической трактовке произведений скульптуры, включенных в композицию нижней части адмиралтейской башни: объемность скульптурных изображений уменьшается снизу вверх. Так, группы нимф у подножия башни - это круглые скульптуры, отделенные от стены; гении Славы над аркой даны в высоком рельефе, их сочная пластика контрастно противопоставлена фасадной поверхности; фриз аттика тоже исполнен в технике рельефа, но несколько заглублен в стену, отчего контраст здесь смягчен. Тем самым подчеркивается постепенное «облегчение» архитектурной композиции кверху, столь последовательно выражаемое построением объемов самой башни.
Круглая скульптура использована также в верхних ярусах башни Адмиралтейства. Но она выполняет особую композиционную роль: статуи, поставленные у подножия второго яруса и над колоннами его периптера, помогают лучше связать друг с другом отдельные части сооружения, подчеркнуть динамику их взаимодействия. Наиболее выразительны среди них четыре фигуры - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский, созданные Ф. Ф. Щедриным. Величественные и спокойные, они символизируют уверенность и силу.
Многофигурные рельефы, созданные И. И. Теребеневым, заполняют тимпаны четырех фронтонов на фасадах Адмиралтейства. Все они представляют собой аллегории, насыщенные героическим, патриотическим содержанием. Их отличают красота и совершенство классической формы, строгость ритма, словно подхватывающего ритмическую тему колоннад. На левом фронтоне главного, южного фасада Адмиралтейства помещена композиция «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». Правый фронтон заполнен барельефом «Фемида, венчающая труды художников». Под «художниками» скульптор разумел в данном случае вообще мастеров своего дела, о чем говорят включенные в композицию атрибуты труда - ткацкий станок и горн, борона и грабли. Аналогичным темам посвящены рельефы на фронтонах западного и восточного фасадов - «Гении Славы, венчающие военные подвиги» и «Гении Славы, венчающие науки».
Богатством декоративной отделки отмечены и интерьеры Адмиралтейства, сохранившиеся от эпохи классицизма. Из них наибольший интерес представляет главный вестибюль, расположенный в правом крыле здания. Особую торжественность придает ему коринфская колоннада, приподнятая на массивной аркаде. К колоннаде поднимается широкая трехмаршевая лестница; у входа на нее помещены фигуры Афины и Геракла, исполненные И. И. Теребеневым.
Исключительно велико, как отмечалось ранее, градостроительное значение Адмиралтейства. В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были немного усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Отечественная война 1812-1814 годов существенно замедлила работы по перестройке Адмиралтейства. В общей сложности основные строительные работы заняли тринадцать лет, еще четыре года ушло на отделку здания. Полностью реконструкция завершилась к 1823 году.
По проекту Захарова оставался П-образный план сооружения с открытым к Неве обширным двором, здесь по прежнему строились корабли. Но если смотреть сверху, то видны два вытянутых П-образных корпуса, словно вставленные один в другой. Концы внутреннего и внешнего П замыкаются с обеих сторон павильонами–арками. Эти корпуса после перестройки предназначались для учреждений Морского ведомства (Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея). Корпус, обращенный к Дворцовой площади, занимала резиденция Адмиралтейского департамента.

Корпус, обращенный в сторону «Медного всадника », резиденция Адмиралтейств-коллегии. Своими новыми парадными фасадами они были обращены к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки двух симметричных павильонов, построенных, согласно проекту А.Д.Захарова.
Длина главного фасада Адмиралтейства составляет 415 метров, а каждого из боковых 172 метра. Главный фасад разделен на три части. В центре массивный прямоугольный объем, несущий ступенчатую башню. Башня увенчана шпилем с корабликом-этот мотив Захаров так же сохранил от Коробовского Адмиралтейства.
На башне Адмиралтейства были установлены часы, изготовленные на Ижорском заводе. В сооружении Адмиралтейства приняли участие лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф.Щедрин, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.И.Теребенев, А.А.Анисимов.
Тематически скульптура и рельефы в аллегорической форме раскрывают назначение здания и прославляют морское могущество России. Средоточием скульптуры стала центральная башня, несущая шпиль. Над входной аркой расположен главный рельеф-«Заведение флота в России», выполненный И.И.Теребеневым. На рельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец-символ власти над морем. Рядом-Россия в образе молодой женщины с рогом изобилия в руке. Здесь же-Минерва, Меркурий и Вулкан, славящие Россию. Россия несет русский флаг над волнами по которым в окружении морских божеств плывут корабли.
Над аркой ворот две аллегорические фигуры крылатых гениев Славы. В центре рельефа, обрамляющего арку-государственный герб.
С двух сторон арку фланкируют скульптурные группы-Морские нимфы, несущие небесные сферы, работы скульптора Ф.Ф.Щедрина. На парапете башни установлены статуи героев древности-Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахилла.

Главное адмиралтейство

Санкт-Петербург:

2-й Адмиралтейский остров, Дворцовый проезд, 1; Адмиралтейский проезд, 1; Адмиралтейская наб., 2

Архитектурный стиль:

Иван Коробов(1738), Андреян Захаров(1823)

Первое упоминание:

Строительство:

1704-1706 годы

Объект культурного наследия РФ № 7810001000

Состояние:

Удовлетворительное

Модель-камера

Здание 1711 года

Кораблик

Здание 1738 года

Здание 1823 года

Здание Главного Адмиралтейства - комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Невы, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII-XIX веках.

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 - Адмиралтейств-совет), в 1709-1939 годах - Модель-камера (с 1805 года - Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были огражденыземляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада - обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer - комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года - имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом:

Кораблик

Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1667-1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле).

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина - 192 см и высота - 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Здание Адмиралтейства производило впечатление на людей той эпохи:

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» (огласно некоторым свидетельствам, на позолоту шпиля были пущены золотые дукаты, полученные Петром I в подарок от Соединённых провинций). На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

В 1740-х годах пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок; здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором Андреем Квасовымбыли определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

Пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века, На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор Андреян Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков находятся рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор -Феодосий Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» авторства Ивана Теребенева. На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История эксплуатации

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928, 1977 и в 1997-1998 гг. В 1977 году, при золочении шпиля, в шар под корабликом был установлен специальный ларец, куда положили проект Конституции СССР.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так, в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

В 2009 году Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы выехали из здания. 31 октября 2012 года состоялся официальный переезд Главного штаба ВМФ в здание Адмиралтейства, в тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.

25 декабря 2013 года в Адмиралтействе, в башне со шпилем на пересечении Адмиралтейской набережной и Дворцового проезда, был открыт храм святителя Спиридония Тримифутского(крестом храма будет являться Андреевский стяг, развивающийся над башенкой). На открытии храма присутствовало командование ВМС РФ во главе с Виктором Чирковым, по мнению которого, это событие было приурочено к спуску второго ракетоносца проекта Борей.

В конце января 2014 года министр обороны Сергей Шойгу одобрил концепцию приспособления комплекса зданий Адмиралтейства для нужд ВМФ: внутренние дворы здания в нарушение законодательства по охране памятников предлагается накрыть прозрачным куполом, а между историческими корпусами перекинуть стеклянные переходы.

Адмиралтейство

Там верфи, эллинги и доки,
А в них побед морские строки (В. Фоломеев)

Адмиралтейство – это территория на берегу моря или реки, где расположены верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей.

По плану Петра I

Первоначальнопервая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге задумывалась Петром I только как верфь. И место было подходящее: здесь раньше находилось село, место было обжитое, и Нева здесь довольно широкая – удобное место для спуска кораблей со стапелей. Новая верфь была необходима для строительства кораблей Балтийского флота.

По плану Петра I

План Адмиралтейства составил сам Петр I. Это было одноэтажное сооружение в форме буквы «П», двор был обведен внутренним каналом, во дворе – эллинги для строительства парусных кораблей. Заложено здание было 5 ноября 1704 г.

Стройка велась, как сказали бы сейчас, ударными темпами: строители (около пяти тысяч человек) работали с 5 утра до 9 вечера. В 1704-1705 гг. в конструкцию здания были внесены коррективы – она принимала функции крепости, так как шведы угрожали городу.

Адмиралтейство на гравюре 1716 г.

Строительством руководил А. Д. Меншиков, его помощниками были петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлевич Яковлев, который осуществлял непосредственное наблюдение Адмиралтейского двора.

Вокруг стен Адмиралтейства вырыли наполненные водой рвы. Вокруг крепости создали большой луг, необходимый для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения. На месте луга со временем появились Александровский сад и площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая.

1 октября 1705 года над башней с въездными воротами установили шпиль — второй в Петербурге после шпиля Петропавловского собора. Вокруг верфи было установлено 108 пушек. Адмиралтейство как крепость окончательно было оформлено к 15 ноября 1705 г.: Адмиралтейский приказ, 10 эллингов, деревянные склады, деревянная башня в центре.

Адмиралтейство стало крупным предприятием, на котором происходил полностью весь производственный процесс постройки корабля: от заготовки леса до схода корабля со стапелей. Уже через год было готово первое судно: 18-пушечный корабль, построенный при личном участии Петра I. Всего во время царствования Петра здесь было построено более 40 кораблей. В ознаменование Полтавской победы Пётром был заложен на Адмиралтействе первый 54-пушечный корабль «Полтава», спущенный на воду в середине 1712 г. Государь лично следил за тем, как работает верфь.

54-пушечный корабль "Полтава"

К 1715 г. в Петербурге было уже более 10 тыс. кораблестроителей. Правда, вначале это были в основном иностранцы: голландцы, англичане, итальянцы. Всех, кто работал на верфи, селили недалеко, по другую сторону адмиралтейского луга – простые рабочие в шалашах, а чем выше чин – тем жилье качественнее и ближе к Адмиралтейству.

30 мая 1710 г. при Адмиралтействе в одном из её деревянных зданий была заложена церковь во имя святого Исаакия Далматского. 30 мая — день этого святого, а также день рождения Петра I.

19 февраля 1711 года указом царя был создан «Хор военной музыки Адмиралтейского батальона». Он состоял из семи гобоистов и десяти барабанщиков.

Перестройки здания Адмиралтейства

Первая перестройка здания была произведена в 1711 г. В ходе работ над воротами был установлен шпиль с корабликом, созданным голландским мастером Х. ван Болосом . Под корабликом на шпиле укреплён позолоченный шар, внутри которого находится круглая кубышка из чистого золота. В ней помещены все образцы золотых монет, отчеканенных в Санкт-Петербурге с момента его основания.

В 1732-1738 гг. была произведена вторая перестройка Адмиралтейства. Работы по перестройке осуществлял главный архитектор адмиралтейских строений И. К. Коробов . В 1734-1738 гг. по его проекту была возведена каменная башня со шпилем высотой 72 метра. На этой высоте был установлен кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней. Для большей устойчивости шпиля его основание было опущено внутрь объёма строения на 12 метров. Башня стала изящнее. Вместо мазанковых амбаров были построены каменные корпуса. В её центре башни находился арочный проезд. Архитектурную композицию завершал восьмигранный купол с круглыми часами по четырём сторонам. На позолоту шпиля было потрачено 17,8 килограммов чистого золота.

Кораблик на шпиле Адмиралтейства

С 1738 г. Адмиралтейство стало играть градообразующую роль: на его шпиль ориентировались Невский и Вознесенский проспекты, Средняя першпектива (ныне Гороховая улица). Адмиралтейство стало композиционным центром знаменитого «Адмиралтейского трезубца», трёхлучевой системы улиц в центре Петербурга.

Адмиралтейство при Елизавете Петровне

При ней место Адмиралтейств-коллегии внутри башни было занято церковью во имя Воскресения Христова в соответствии с ее указом в 1747 г. Храм оформил архитектор С. И. Чевакинский. Стены расписал архитектор Башмаков. По его же проекту был создан резной иконостас, окрашенный светло-лазуревой краской. Пилястры, рамки и вся резьба иконостаса были позолочены. Иконы для храма написал художник Мина Колокольников.

Тогда же на башне Адмиралтейства появился колокол. На нем была надпись: «Вылит сей колокол при Санкт-Петербурге в Главной Артиллерии 1731 году апреля 5 дня. В нём 59 пудов 35 фунтов ».

Кораблик-флюгер

До середины XVIII века на Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II.

Адмиралтейство при Екатерине II

При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне строительству флота не придавалось большого значения, поэтому, когда к власти пришла Екатерина II, она получила в наследство отсутствие практически как флота, так и моряков. Но в июле 1769 г. из Петербурга вышла эскадра из 15 судов, верфь возобновила работу.

В 1777 г. в Петербурге произошло разрушительное наводнение, после которого башня Адмиралтейства стала использоваться в качестве сигнальной: в случае начала наводнения на ней днём вывешивались флаги, а ночью фонари. При этом обязательно стреляли из пушек.

13 мая 1783 года на территории Адмиралтейства произошёл крупный пожар. Была опасность распространения пожара на Зимний дворец, но его удалось предотвратить, однако Екатерина II решила перенести верфь на территорию Кронштадта. Но этому воспротивилась Адмиралтейств-коллегия: сначала чиновники затянули проект перевода Адмиралтейства в Кронштадт, а потом составили смету в 9 миллионов рублей. Екатерина II решила, что это слишком дорого, поэтому были отпущены средства на ремонт и организацию дополнительных противопожарных мер, эти мероприятия были завершены уже при Павле I.

До кончины Екатерины II на башне Адмиралтейства ежедневно устраивались полуденные концерты в исполнении оркестра Адмиралтейства.

Адмиралтейство при Павле I

Как известно, Павел I страстно любил всё военное, поэтому при нем фортификационные сооружения вокруг Адмиралтейства были приведены в порядок. Валы стали выше, каналы прочищены, луг укрыт дёрном. На угловых бастионах установили новые срубы с флагштоками для подъёма флагов Мальтийского ордена.

Указом императора в 1798 г. было основано Училище корабельной архитектуры для подготовки специалистов «для благосостояния Балтийского и Черноморского флотов». В его ведении был и Адмиралтейский оркестр.

Адмиралтейство в XIX веке

Адмиралтейство в начале XIX века

К началу XIX века старое здание Адмиралтейства оказалось в самом центре столицы и не соответствовало статусу места, не гармонировало с Зимним дворцом и другими архитектурными ансамблями Петербурга. В 1806 г. по указу Александра I к проектированию нового здание Адмиралтейства приступил архитектор А. Д. Захаров. Он блестяще справился со своей задачей: перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив план уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.

Работа по реконструкции Адмиралтейства проходила в несколько этапов. Ближе к Зимнему дворцу обустраивались жилые комнаты высшего командного состава Морского министерства, а они отделывались богаче, чем остальные. На втором этаже разместили квартиру Морского министра, была спроектирована парадная лестница. Она украшена скульптурами Афины-Паллады и Геркулеса.

До наших дней сохранились интерьеры и мебель, некоторые элементы декора.

Были сломаны все эллинги, мастерские перевели на другую территорию. Захаров построил третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Длина главного фасада — 408 метров. Высота башни со шпилем осталась прежней — 72 метра. Кораблик весом в 65 килограммов покрыт двумя килограммами чистого золота. Он действовал как флюгер. Конструкция коробовской башни осталась цела.

Адмиралтейство сохранило первоначальный план из двух П-образных корпусов. Здание богато украшено скульптурами. Перед башней установлены две скульптуры, изображающие молодых женщин, держащих небесные и земные сферы. На углах первого яруса башни находятся статуи античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Они были выполнены из пудожского камня скульптором Ф. Ф. Щедриным. Над колоннадой 28 скульптурных аллегорий: огонь, вода, земля, воздух, четыре времени года, четыре стороны света, богини Изида (покровительница кораблестроения) и Урания (муза астрономии). В создании скульптур принимали участие С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, А. А. Анисимов.

Центральная башня Адмиралтейства украшена горельефом «Заведение флота в России» скульптора И. И. Теребенёва . В центре изображён бог морей Нептун, который передаёт свой трезубец (эмблему власти над морем) Петру I. Около царя стоит Минерва, смотрящая на нифм и тритонов, занятых строительством кораблей. В 1812-1813 гг. Теребенёв создал горельефы для четырёх фронтонов. Со стороны Зимнего дворца установили «Гений Славы, венчающий науки», со стороны Сенатской площади – «Гений Славы, венчающий военные подвиги». Восточный портик главного фасада украшен горельефом «Фемида, увенчивающая труды художника», а западного – «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги».

Архитектор Захаров умер в 1811 г. Работу к 1823 году завершили его помощники.

В верхней части с 12 декабря 1821 г. работала церковь с главным алтарём во имя святого Спиридона Тримифунтского. Домовая Надвратная церковь была освящена во имя святых Елизаветы и Захария. Её помещение сохраняется и в наши дни.

7 ноября 1824 г. снова случилось страшное наводнение, и после этого у восточного павильона Адмиралтейства на деревянном возвышении поставили 24-фунтовую пушку. Она извещала жителей о прибытии воды тремя выстрелами, а фонарь на куполе Адмиралтейства использовался в качестве пожарной каланчи: здесь дежурил часовой.

После закрытия верфи перестали быть нужными обслуживающие его каналы. На месте Адмиралтейского канала в 1810-х годах появился Конногвардейский бульвар.

"Люблю тебя, Петра творенье..."

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла … (А.С. Пушкин «Медный всадник»).

В 1872 году морское училище было переведено в Кронштадт.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

После революции

С июня 1917 г. здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. После Октябрьской революции он переименован в Военно-морской революционный комитет (ВМРК).

В 1932-1933 гг. в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 г. в здании находится Высшее военно-морское училище им. Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 г. там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

И сейчас…

31 октября 2012 г. Главный штаб ВМФ официально переехал в здание Адмиралтейства. В тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.

Адмиралтейство является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Адмиралтейство. Современная фотография