Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс). Реальные варианты ОГЭ (ГИА) по математике — Архив файлов Вариант 16 огэ русский язык

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015

Вариант 9

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

(1) Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! – часто говорит мама. (2) Но, чтобы не повторять ее ошибок, я должен знать, в чем именно они заключаются. (3) И мама мне регулярно об этом рассказывает.

(4) Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (5) Я знаю: мама «погибла для большого искусства». (6) Зато в «малом искусстве» она проявила себя замечательно! (7) «Малым искусством» я называю самодеятельность. (8) Папа спорит со мной.

– (9) Нет больших ролей и нет маленьких! (10) Так утверждал Станиславский. (11) И ты не можешь к нему не прислушиваться, – сказал как-то папа. (12) – В Москве, рядом с Большим театром, находится Малый. (13) Но он так называется вовсе не потому, что хуже Большого.

– (14) Но ведь мама сама говорит, что погибла для большого искусства, – возразил я.

– (15) Она имеет право так говорить, а ты нет. (16) Искусство – это искусство. (17) И талант – это талант!

(18) Папа считает, что почти все люди на свете талантливы. (19) В той или иной степени… (20) Все, кроме него. (21) Но особенно талантлива мама! (22) С годами я понял, что в «малом искусстве» можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом. (23) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё. (24) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном. (25) Иногда, после самодеятельного концерта, мама спрашивает отца, что ему больше всего понравилось. (26) Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха. (27) Все песни он исполняет на один и тот же мотив.

(28) У нас дома никогда и ничего не запирают на ключ. (29) Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы. (30)»Мама в ролях» – написано на одной обложке. (31) «Мама поет» – написано на другой. (32) «Мама в поэзии»– написано на третьей.

(34) Мы довольно часто переезжаем из города в город, потому что папа – строитель, он «наращивает мощности» разных заводов. (35) Мы приезжаем, наращиваем и едем дальше… (36) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры. (37) Когда выясняется, что есть, он говорит:

– (38) Можем ехать!..

(39) Переезжать с места на место – нелегкое дело. (40) Но мама делает вид, что это очень приятно.

– (41) Видишь, там есть хоровой коллектив, – сказала она однажды папе. (42) – А я так давно не пою!

– (43) Кто виноват, что я умею делать только то, что я делаю? – словно бы извинился отец.

– (44) Путешествовать гораздо лучше, чем сидеть на одном месте, – пробормотала мама. (45) – Об этом пишут в стихах и поют в песнях.

(46) И хоть папа прекрасно знал, что мама успокаивает его, он поверил стихам и песням.

(По А.Алексину)

Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.

2

В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик считает, что в «малом искусстве» можно проявить себя ярче?»

1) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.

2) «Малым искусством» я называю самодеятельность.

3) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном.

4) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры.

3

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:

    Я знаю: мама погибла для большого искусства.

    Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха.

    Нет больших ролей и нет маленьких!

    Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы.

Ответ:

4

Из предложений 35-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением « приближение ».

Ответ: ___________________________

5

Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.

Ответ: ___________________________

6

Замените слово пробормотала из предложения 44 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7

Замените словосочетание хоровой коллектив (предложение 41), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 28.

Ответ: ___________________________

9

Среди предложений 28-32 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В Москве, 1 рядом с Большим театром, 2 находится Малый. Но он так называется вовсе не потому, 3 что хуже Большого. Ну, 4 например, 5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.

Ответ: ___________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 37.

Ответ: ___________________________

12

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Папа считает, 1 что почти все люди на свете талантливы . Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, 2 и в хоровом, 3 и даже в литературном. Он пытается спеть, 4 но из этого ничего не выходит, 5 потому что у папы нет слуха.

Ответ: ___________________________

13

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________

14

Среди предложений 4-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

Часть 3

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Грамматика не придписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «С годами я понял, что в «малом искусстве» можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ТАЛАНТ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое талант» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

Правильный ответ

приезжаем

спрашивает

проговорила

коллектив хора

не запирают

4,5

1,5

ВАРИАНТ 9 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

(23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

(29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в край них домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (33)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(35)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

(38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и го родов».

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924 2001) русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы военная и деревенская.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Белогрудка разбойничала в селе?»

1) Белогрудке нужно было добывать много дичи, чтобы кормить детёнышей.

2) Белогрудке легче было охотиться на домашнюю птицу, чем на дикую.

3) Вблизи гнезда дичи уже не было, и Белогрудка стала охотиться в селе.

4) Белогрудка мстила людям за то, что они погубили её детёнышей

Ответ: ______________ __________________.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет ?

1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.

2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница.

3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.

4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё...

4. Из предложений 1 – 3 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующего согласного звука.

О твет: ________________________________.

5. Из предложений 30 – 33 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: « В наречии на -о (-е) пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано ».

Ответ: ________________________________.

6. Замените разговорное слово «вдосталь» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «временно исчезла» , построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ________________________________________ __.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 40.

9. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Она ещё, 1 конечно, 2 не знала, 3 что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, 4 но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, 5 бросили малышей возле леса и ушли.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, 1 а в крайних домах, 2 расположенных ближе к лесу, 3 птица вовсе вывелась. Долго не могли узнать на селе, 4 кто это разбойничает ночами.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 14 - 18 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 31 - 34 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбран ного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргумент ируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Успенского.

Объём сочинения должен состав лять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: « И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити рование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и пр окомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргуме нтируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печа лях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 9 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

абзаца

Проверка заданий 2 – 14

задания

Типовой вариант 1

МОДУЛЬ "АЛГЕБРА"

  1. Вычислите значение выражения
  2. Одно из чисел , , , отмечено на прямой точкой А. Какое это число?
    1) 2) 3) 4)
  3. Какое из следующих выражений равно произведению ?
    1) 2) 3) 4)
  4. Решите уравнение
  5. Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
  6. Дана геометрическая прогрессия , знаменатель которой равен , . Найдите сумму первых четырех ее членов.
  7. Найдите значение выражения при , .
  8. На каком рисунке изображено множество решений неравенства ?

    МОДУЛЬ "ГЕОМЕТРИЯ"

  9. Точка D на стороне AB треугольника ABC выбрана так, что AD равно АС. Известно, что угол САВ равен 10 градусов, угол АСВ равен 166 градусов. Найдите угол DCB в градусах.
  10. На окружности с центром О отмечены точки А и В так, что угол АОВ равен 122 градуса. Длина меньшей дуги АВ равна 61. Найдите длину большей дуги.
  11. Основания равнобедренной трапеции равны 8 и 18, а ее боковые стороны равны 13. Найдите площадь трапеции.
  12. На клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см отмечены точки А, В и С. Найдите расстояние от точки А до середины отрезка ВС. Ответ выразите в сантиметрах.
  13. Какое из следующих утверждений верно?
    1) Если в параллелограмме диагонали равны и перпендикулярны, то это параллелограмм - квадрат.
    2) Смежные углы равны.
    3) Каждая из биссектрис равнобедренного треугольника является его высотой.

    МОДУЛЬ "РЕАЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

  14. Масса Юпитера равна кг. Выразите массу Юпитера в млн. тонн. 1) млн т; 2) млн т; 3) млн т; 4) млн т
  15. На графиках показано, как во время телевизионных дебатов между кандидатами А и Б телезрители голосовали за каждого из них. Сколько всего тысяч телезрителей проголосовало за первый 20 минут дебатов?

  16. Туристическая фирма организует трехдневные автобусные экскурсии. Стоимость экскурсии для одного человека составляет 3500 р. Группами предоставляются скидки: группе от 3 до 10 человек - 5%, группе более 10 человек - 10%. Сколько рублей заплатит за экскурсию группа из 12 человек?
  17. Колесо имеет 9 спиц. Найдите величину угла (в градусах), который образуют две соседние спицы.
  18. На диаграмме показан возрастной состав населения Японии. Сколько примерно человек в возрасте от 15 до 50 лет проживает в Японии, если население Японии составляет 127 млн человек? 1) около 55 млн; 2) около 69 млн; 3) около 75 млн; 4) около 63 млн. В ответ запишите номер выбранного ответа.
  19. На тарелке 20 пирожков: 2 с мясом, 16 с капустой, 2 с вишней. Рома наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.
  20. Перевести значение температуры по шкале Цельсия в шкалу Фаренгейта позволяет формула , где - градусы Цельсия, - градусы Фаренгейта. Какая температура по шкале Цельсия соответствует 179 градусам по шкале Фаренгейта? Ответ округлите до десятых.

    На официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) опубликованы демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку (9 класс) за 2009 - 2020 годы .

    Состоят из трех частей.

    Первая часть представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).

    Вторая и третья части содержат задания, которые выполняются на основе одного и того же прочитанного текста. Вторая часть содержит задания двух типов: задания, где нужно выбрать один или несколько из предложенных ответов, и задания, где нужно самому дать краткий ответ.

    В третьей части нужно выбрать одно из трех заданий и дать на него развернутый аргументированный ответ (необходимо написать сочинение-рассуждение).

    Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку также содержат систему оценивания экзаменационной работы . В системе оценивания приведен текст для прослушивания, необходимый для выполнения задания 1. К заданиям второй части даны правильные ответы, а к заданиям первой и третьей частей приведены критерии оценивания.

    В изменения:

    • было сокращено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9 ,
    • уменьшился с 39 до 33 ,
    • в части 2 работы дано 7 заданий:
      • 4 задания (задания 2–5)
      • 3 задания (задания 6–8)

    Демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку

    Отметим, что демонстрационные варианты ОГЭ по русскому языку представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2009 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2010 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2011 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2012 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2013 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2014 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2015 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2016 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2017 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2018 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2019 год
    Демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку за 2020 год

    Шкала пересчёта первичного балла

    • за выполнение экзаменационной работы 2020 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2019 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2018 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2017 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2016 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2015 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2014 года в отметку по пятибалльной шкале ,
    • шкалу пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы 2013 года в отметку по пятибалльной шкале .

    Изменения в демонстрационных вариантах по русскому языку

    В демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку 2009 года подверглись изменениям критерии оценивания.

    В 2013 году в демонстрационный вариант ОГЭ по русскому языку были внесены следующие изменения :

    • было изменено задание С2 ,
    • было исключено альтернативное задание (С2.2)

    В 2014 году в демонстрационном варианте ОГЭ по русскому языку принципиальных изменений по сравнению с демонстрационным вариантом 2013 года не было.

    В 2015 году в демострационный вариант ОГЭ по русскому яыку были внесены следующие изменения:

    • Количество заданий в работе было сокращено с 18 до 15 .
    • Максимальный балл за выполнение работы был уменьшен с 42 до 39 .
    • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.
    • Была изменена форма записи ответа в заданиях с выбором ответа: ответ стало нужно записывать цифрой с номером правильного ответа (а не обводить кружком).
    • Были добавлены два альтернативных задания 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение)

    В демострационных вариантах ОГЭ 2016-2019 годов по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

    В демострационном варианте ОГЭ 2020 года по русскому языку по сравнению с демонстрационным вариантом 2019 года произошли следующие изменения:

    • было сокращено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9 ,
    • первичный балл за выполнение работы уменьшился с 39 до 33 ,
    • изменилась жанровая специфика текста для изложения: могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.),
    • в части 2 работы дано 7 заданий:
      • 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
      • 3 задания (задания 6–8) проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.

    ВАРИАНТ 4 ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

    Часть 2

    Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

    (1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

    (4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».

    (9)«Да?!» – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – (10)«Читай!»

    (11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

    (14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

    (18) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

    (19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!

    (23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.

    (24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!... (25)«Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»

    (28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».

    (34) И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.

    (37) Лен, а я новый стих написала.

    (38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

    (40) Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

    (41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.

    (43)Мне пела дифирамбы, как могла.

    (44)Потом сама же надо мной смеялась…

    (45) Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда… (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».

    (51) С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55)«Лен, а я новый стих написала».

    (56)Да?! – оживляется Лена. – (57)Читай!

    (58) И Оля читает!

    (По Р. Госман )

    Госман Роза – современная писательница.

    Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

    2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены»?

    1) Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, довер яла все свои тайны.

    2) У Лены был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог её обидеть.

    3) Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга.

    4) Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.

    3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

    1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».

    2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

    3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.

    4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

    Ответ: ________________________________.

    4. Из предложений 28 – 35 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется её значением – «приближение».

    Ответ: ________________________________.

    5. Из предложений 12 – 17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

    Ответ: ________________________ ________.

    6. Замените книжное выражение «петь дифирамбы» в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

    Ответ: ________________________________.

    7. Замените словосочетание «с горечью думала» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

    8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

    Ответ: __________________________________________.

    9. Среди предложений 45 – 53 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

    А Ольга сидела, 1 не меняя выражения лица, 2 и с горечью думала: «Да, 3 значит, 4 это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

    Ответ: __________________________________________.

    11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

    Ответ: __________________________________________.

    12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

    Всякий раз, 1 когда все последние новости были подругами обсуждены, 2 Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, 3 а я новый стих написала». «Да?!» – оживлялась Ленка, 4 устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – «Читай!»

    Ответ: __________________________________________.

    13 . Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    14. Среди предложений 24 – 30 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

    Ответ: __________________________________________.

    Часть 3

    Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

    15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

    Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. нивается нулем баллов.

    15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45 – 50) текста: « Оля видела, как в глазах Лены появилась растеря нность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

    Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

    Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    15.3 . К ак Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

    Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Текст для изложения

    Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

    Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

    Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых не достатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.

    (По И. Бондаревой)

    153 слова

    ОТВЕТЫ

    ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

    Проверка задания 1

    Информация о тексте для сжатого излож ения

    абзаца

    Микротема

    1

    Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, н есмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга.

    2

    Настоящий друг всегда придёт на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться.

    3

    Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет ид еальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием.

    Проверка заданий 2 – 14

    задания

    ответ

    2

    1

    3

    3

    4

    пришёл

    5

    восхищённых

    6

    хвалить

    7

    горько думала

    8

    осталось дождаться

    9

    47

    10

    3,4 < или > 4,3

    11

    3

    12

    1, 2 < или > 2,1

    13

    3 0

    14

    26