Экскурсия «Волшебные сады Московского Кремля. Экскурсия «Волшебные сады Московского Кремля Белые цветы в александровском саду

"В Александровском саду ветер клейкими листами
И далёкими гудками шепчет нам, что на роду.
В этих правилах простых нам предписано от века
Оставаться человеком в обстоятельствах любых." (О.Митяев)

Александровский сад — парк в самом центре Москвы. Датой основания принято считать 1812 год на месте реки Неглинной.

Пожалуй, это самый "центральный" парк столицы, "центральнее" его разве что Тайницкий сад на территории Кремля. Люди внизу с зонтиками это не потому, что дождь, а потому, что китайцы.

Мы входим в Александровский сад через главные ворота возле гостиницы "Москва".

На главных воротах Александровского сада мы видим фасции - атрибут царской власти.

Слева от нас - Могила Неизвестного Солдата, Вечный Огонь и Пост № 1.

Гранитная аллея с блоками из тёмно-красного порфира. На каждом блоке название города-героя и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». В блоках содержатся капсулы с землёй городов-героев.

Справа от аллеи городов-героев — стелла из красного гранита в честь городов воинской славы. Стела представляет собой блок на гранитном постаменте, схожий с блоками аллеи городов-героев, длиной около 10 метров. Названия 40 городов воинской славы разбиты на столбцы по 4 города в каждом.

Грот «Руины». Памятник победы над Наполеоном и одновременно памятник возрождения Москвы после великого разорения и пожара 1812 года. Создан в 1841 г., архитектор — Осип Бове.

Крылья грота выложены обломками московских зданий, разрушенных наполеоновской армией.

В южной части грота имеется лестница, ведущая на смотровую площадку с двумя скульптурами львов.

Возле смотровой площадки виден памятник-обелиск дому Романовых, установленный в годовщину 300-летия династии. Когда-то на его месте находился памятник Робеспьеру, поставленный в Москве большевиками 3 ноября 1918 года. Он простоял ровно четыре дня, и был взорван чьей-то злой рукой. Хотя некоторые газеты утверждали, что памятник взорвался сам по себе.

Памятник состоит из двух частей. Четырехгранный обелиск из финского гранита увенчан двуглавым орлом. Вверху самого обелиска располагается герб бояр Романовых — грифон с мечом и щитом. Ниже написаны имена царей и императоров из дома Романовых от Михаила Фёдоровича до Николая II.

Совсем недавно в Александровском саду появился Памятник патриарху Гермогену (Ермогену). Роль этого патриарха Всея Руси в истории России периода Смутного времени близка по масштабу роли Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Поляки поместили его под стражу. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми предателями из бояр они насильно свели Патриарха Гермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.

На одном боковом барельефе - сцена изгнания Гермогеном бояр, просящих его благословения перейти в подданство польскому королевичу Владиславу.

На другом изображена сцена избрания Михаила Федоровича Романова царём всея Руси.

Русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Не дождавшись освобождения Москвы, Ермоген умер от голода.

Вид от памятника на грот. Вон на тех лавочках, как мне думается, Маргарита беседовала с Азазелло. Где-то здесь же происходили первые сцены романа Бориса Акунина "Азазель".

Здесь всегда что-то цветет, ароматы дурманят. Я думаю, что это гортензии, но не настаиваю.

На границе с Манежной Площадью установлен фонтан Церетели "Гейзер". Он оправдывает свое название благодаря своим мощным струям, которые не статичны по времени, а постоянно пульсируют - то резко взлетают вверх, то падают вниз, скрываясь от глаз. Именно так ведут себя гейзеры вулканов. Фонтан «Гейзер» является главным столичным фонтаном. По сложившейся с 1997 года традиции, именно здесь проходят торжества по случаю открытия фонтанного сезона в Москве.

Каждый год, в один и тот же день и час, а именно 30 апреля в 17 часов по московскому времени, мэр города произносит фразу «Фонтаны включить!» и выливает в фонтанную чашу «Гейзера» воду из хрустального рога, навстречу которой начинают бить мощные струи. Главной составляющей фонтана «Гейзер» является скульптурная группа, состоящая из четырех коней, олицетворяющих собой годовые сезоны. Именно поэтому у водной конструкции существует еще одно название - фонтан «Четыре времени года».

Какое удовольствие в жару пройти вот по этому водяному коридору. Вон то опасное лицо восточной национальности мой друг Хайом.

Прямо над фонтаном - здание Манежа. В 1996 г. в процессе реконструкции Манежной площади вдоль ограды Верхнего сада был сооружён искусственный водоём с фонтанами и скульптурами, имитирующий русло реки Неглинной.

По течению этой "реки" расположены скульптуры того же Зураба Церетели. Это те редкие его скульптуры, которые не вызывают у меня раздражения. Кажется, я не первый, кто их фотографирует. Сейчас мы их рассмотрим поближе все.

Я нигде не нашёл их точных названий. Ну эта пусть будет "Жар-птица".

Эта называется "Старик и Золотая рыбка".

Здесь мы видим Ивана-Царевича, который наконец нашел свою лучшую половину.

Просто Утка с утятками.

Здесь всё просто. "Лиса и Журавль".

Это не из сказки, а просто так. Я думаю, что Медведь объясняет Волку: "Ну во-о-от такую рыбу до этого поймал. Не эту, маленькую, а во-о-от такую!" Волк понимает, что он врет.

Это может "Алёнушка", а может "Лорелея".

"Баба с журавлём" или "Царевна-лебедь".

И ещё скульптура под мостом, которую видно только с одной стороны.

Вот она поближе. Наверное, "Русалочка". Фотография старая, потому что сейчас она облеплена какой-то противной тиной.

Моя аккуратная медвежонка всегда умудряется одеться так, чтобы вписаться в цветовую гамму фотосессии.

Буйство сирени. Это правильный мир.

Вентиляционная решётка реки Неглинной, стилизованная под античный жертвенник.

Сады на месте русла убранной под землю реки Неглинки были разбиты по проекту архитектора Осипа Бове в 1820—1823 годах в рамках плана по восстановлению Москвы после пожара 1812 года. Работы начались по указу императора Александра I и сады (Верхний, Средний и Нижний, разделённые Троицким и Боровицким мостами) были названы в его честь в 1856 году, до этого сады были Кремлёвскими.

Александровский сад состоит из трёх частей - Верхний, Средний и Нижний. В Верхнем находится всё, в Среднем памятник Александру I, а в Нижнем ничего нет, да и вообще он закрыт.

Памятник императору Александру I — бронзовая скульптура работы скульптора Салавата Щербакова. Открыта совсем недавно, 20 ноября 2014 года в Александровском саду, недалеко от Боровицких ворот. Это первый памятник Александру I в Москве.

Проект монумента определялся по итогам конкурса, в котором участвовали 8 скульпторов, в том числе Зураб Церетели. Конкурсанты представили по несколько вариантов, затем были определены финалисты конкурса.

Итоговый проект памятника выбирали из работ Салавата Щербакова, Андрея Ковальчука и Александра Рукавишникова путём закрытого голосования.

Памятник представляет собой скульптуру Александра I в парадной форме, стоящую на постаменте. В руках император держит шпагу, под его ногами лежит вражеское оружие, на плечи наброшен плащ.

Все фотографии этого года, сняты на этой неделе, кроме нескольких с цветами. Должен же я был показать, что здесь цветет в другое время года.

Под конец послушаем хорошую песню Олега Митяева.

Вчера ходила с «Калиткой» в Кремль.
Не думайте, что открылась волшебная калитка и мы попали туда, где в обед гуляет Владимир Владимирович.
Под садами подразумевается Александровский сад, Тайницкий и Кремлёвский парк.
Дальше очень много букв и фото

Это та территория, которую вы можете обойти, если купите билет в Кремль.
Кроме Тайницкого сада.
На него можно смотреть сверху.
Экскурсию вела Саша Ландышева.
Ландшафтный архитектор.
Ландышева - это не псевдоним, её настоящая фамилия.
Очень славная, деловая, молодая женщина.
Её в конце 2011 года пригласили в Кремль в качестве ландшафтного дизайнера.
Улучшить, оживить и обновить сады и парк.
Помогала Саше вести экскурсию Лалаянц Лариса Леонидовна.
Она давала краткие исторические справки.
И вкрапляла очень интересные истории по дендрологии.
Сначала Саша рассказала, как начиналась работа.
Как в декабре месяце она со своей командой ходила по Кремлю и планировала.
К февралю месяцу уже был готов проект.
Основной трудностью было убедить чиновников убрать старые деревья и кустарники.
Участок был чрезмерно загущен.
Особенно елями.
Когда-то насажали щедро, кругами, не поскупились.
Вырубить пришлось и старый яблоневый сад, а также утратившие декоративность сирени.
Группе поверили и дали добро.
Прямо удивительно.
Всю весну Саша моталась по Европам в поиске нужных кустов и деревьев.
Сирени брались в нашем Главном Ботаническом саду.
Яблони - частично в наших питомниках и за границей.
Самая большая опупея была с липами.
Саша сражалась с немецким питомником Лорберг и победила.
Получилось так, что ей из питомника отправили не те липы, которые она выбрала и перевязала розовыми ленточками.
Отгрузили то, что посчитали нужным продать.
Ещё от транспортировки пострадали декоративные яблони.
Они были перевязаны джутовыми верёвками без подложки и прибыли с повреждённой корой.
Был вызван международный эксперт-дендролог.
Короче, от заказа получилось отказаться, и деньги Лорберг вернул.
А сроки уже поджимали.
То время, когда у них копают, а у нас сажают - это, как у нас любят говорить, две большие разницы.
Саша полетела опять в Европу.
Она методично объезжала питомники и наконец-таки нашла те липы, которые искала.
В ебенях питомнике Ебен, над ней сжалился директор и показал ей поле, где росли липы, предназначенные для другого заказа.
Там из 500 деревьев она выбрала 62 лучших.
Они в частности растут внизу в Тайницком саду вдоль подъездной дороги к вертолётной площадке.
Клёны сахаристые, которые высажены вдоль Боровицкого въезда, высажены 5 мая 12-го года, а инаугурация была 7-го.
Это прямо триллер.
Состояние ухоженности садов зашкаливает.
Оголтелые соловьи поют даже среди бела дня.
Мой больной вопрос: как берегут каштаны от минирующей моли?
Эта моль сейчас косит каштаны повсеместно.
О чём речь?
Враг не проползёт и не пролетит.
Все деревья в Кремле обрабатываются в начале апреля на предмет всего.
Лариса Леонидовна показала на цветах каштана красные точки.
Это оказывается знак для пчёл.
В цветке с красной точкой для пчелы уже ничего нет, он закрыт.
Как же я, выросшая буквально среди каштанов, этого не замечала?
Ведь действительно, в начале цветения каштановые свечки стоят белые, а потом уже, в конце цветения, они все в красную крапинку.
Ещё Лариса Леонидовна рассказала удивительную историю про голубые ели.
Кто-то с Востока, шах, падишах, заказал эти ели из Америки, откуда они родом.
В Европе их тогда не знали.
Всякие разные, голубые, серебристые, и их ему везли по железной дороге.
Когда они доехали до Нальчика, началась Великая Отечественная война.
Ели выбросили из составов, железной дороге было уже не до них.
Об этом узнал дендролог Ковтуненко Иван Порфирьевич, который работал в Нальчике.
Он организовал их посадку и 15 лет с ними работал.
Научился их размножать и адаптировал к климату.
Получил за эту работу Сталинскую премию.
И уже из Нальчика эти ели стали привозить повсюду.
Так что ели Кремля из Нальчика.
Лариса Леонидовна говорит, что срок красоты ели 50 лет.
Потом юбочка - это низ ели - которая должна лежать на земле, задирается.
Обнажаются коленки, которые не хорошо показывать в этом возрасте.
Ну и цвет, конечно, уже не тот.
Несколько таких елей всё же оставлено.
Буквально считанное количество, пять или шесть.
По стратегическим соображениям, чтобы не оголять здания.
Когда ели дискомфортно она выбрасывает большое количество шишек, мол, я погибаю, а вы дети живите.
Лариса Леонидовна говорит: «Вот смотрите, ель пересажена недавно, а крона вверху уже не так бодро развивается как в Нальчике, и шишек много, значит, ей что-то на этом месте не подходит».
А может она просто говорит: «Дети смотрите - это Москва»J
Кстати, ели выращивали и здесь, в Ивантеевке, а сейчас всё там пошло прахом или крахом.
Жалко.
В начале экскурсии я всё никак не могла справиться с диктофоном, мобильником, блокнотом и ручкой и не снимала.
Роняла всё по очереди.
Пропустила и не сняла боярышник сливолистный около здания Арсенала.
И венгерскую сирень, старую, всю красиво изогнутую.
Она очень интересные очертания приобретает с возрастом.
Её крона делается такими облачками.
Родина венгерской сирени Карпаты.
Растёт она на склонах, поэтому такая стелющаяся и корявая.
Если бы она стояла как столб, её бы просто валил сползающий со склонов снег.
Ну и фото.

Мы уже в Кремлёвском парке. Эта часть называется полутеневая.
Это бересклет сахалинский. Хорошее теневое растение. Высота где-то 2,5 метра.
Красивые поникшие ветви.


Рядом растёт краснолистный клён Шведлера и Бархат Амурский. У него действительно бархатистая, пробковая кора. Летом будут плоды как чёрные маслинки или чёрный жемчуг, очень полезное дерево. Такое же сочетание деревьев есть и с другой стороны парка.


Лариса Леонидовна: «Голенастость пионов подбита хостами».


Представительская часть сада.


Вот, что значит кронирование. С любой точки видно и парк, и перспективу.


Взгляд не упирается в ели, которые убрали.


Световая мозаика.


Группа новых декоративных яблонек.


Старые ели.



Розы Рогоза.


Идеально обрезаны яблони.
Лалаянц: «Яблоня должна быть обрезана так, чтобы с любой стороны через неё мог пролететь воробей».


Смотрим на Тайницкий сад.


Яблоня Саржента. Дерево - куст.


Старое дерево.


Красота, вид с перспективой.



Молодые яблоньки на месте старых.


Яблоня Лизетт.


Лариса Леонидовна такие композиции называет композициями по Фрейду. Один кол и два шарика. И правда, ни к чему это здесь. Это как турецкий новодел из синего стекла рядом с нашими церквями. У нас свои традиции.


Сирень Катерина Хавемейер. Здесь росли очень старые и большие кусты. Их убрали, остался только один, чтобы продолжить ряд посадили соответственно большие сирени. Переносили ком с корнями где-то 1,5 на 1,5м.


Кронирование выполнено так, что с любого места видишь красивый вид. Липам, которые растут в Кремле, 200-300 лет.


Липы из Ебен.


Яблоня Недзвецкого, особо цветущий сорт.


Яблоня Недзвецкого.


Вот по этим трубам кто-то умудрился залезть. Поэтому они теперь такие короткие. Для особо любопытных, там теперь вроде бы ток пропущен. Ствол акации. Это у Троицкой башни. Говорят, масоны сажали три акации около дома. Лариса Леонидовна говорит, что в Париже растёт акация, посаженная в 1637 году.


Спирея цветёт.



Букетная посадка.


Вяз в Александровском саду.


Сирень подбита спиреей иволистной. У сирени корневая система глубже, у спиреи поверхностней, поэтому её можно использовать как газон. Стричь только правильно. Спирею нужно сажать по 6 шт. на 1 кв. метр. Красиво.
Вот и закончилась экскурсия.
Увидели Кремлёвские сады глазами дендрологов.
Да ещё каких.
Получить такой заказ и выполнить его так, как Саша, наверное, это мечта каждого ландшафтного дизайнера.

Александровский сад - знаменитый парк в центре Москвы, расположенный рядом с кремлем. Сады были разбиты по указу императора Александра I в 1820-1823 годах. Первоначально сады назывались «Кремлевскими», а уже в 1856 году получили нынешнее название.

Прогуляемся возле кремля и посмотрим, как выглядит Александровский сад сегодня. Он выглядит совсем по-другому…

Северная часть сада примыкает к комплексу подземных сооружений на Манежной площади. Кованая решетка, ограждающая эту часть сада, выполнена по рисунку архитектора Ф. М. Шестакова.

Ворота Александровского сада. Главный вход:

Площадь сада около 10 гектаров. В саду расположено множество исторических объектов - Кутафья башня Кремля, Итальянский грот, обелиск к 300-летию Дома Романовых.

Летом забор у входа пышно украшен цветами:



«У меня Александровский сад с детства ассоциируется с Могилой Неизвестного солдата и Вечным огнем».

У Вечного огня главный караульный пост в России, говоря проще, Почетный караул:

Караульную службу на Посту №1 несут военнослужащие полка:

Смена караула:

Через мгновение последует команда «вольно» и солдаты уйдут в подсобное помещение у .

Смена караула в бронзовом барельефе:

Романовский обелиск в память 300-летия царствования Дома Романовых. В 1918 году имена Романовых были заменены на имена мыслителей-социалистов и революционных деятелей, а символы царской власти и гербы областей России удалены:

На территории сада незаметно дежурят солдаты-милиционеры:

Вид из сада на Центральный выставочный зал «Манеж»:

И от него:

Фонарные столбы украшены подвесными цветами. Люди прячутся от солнца под кронами деревьев.

Центральная аллея Александровского сада. Так еще прошлым летом выглядел знаменитый сад у московского Кремля. Но этой осенью все изменилось - липовую аллею, высаженную в 1947 году, безжалостно вырубили , несмотря на то, что деревья были в полном порядке. Теперь главная аллея Александровского парка выглядит так. (Интерактивная фотография, нажмите на фото):

Вот так все отдыхали в Александровском саду в прошлые годы:

Теперь этих деревьев больше нет, они вырублены по чьей-то злой воле, а на их место посажены новые деревья, которым расти еще лет пятьдесят. Зачем это было сделано? Липа - одно из самых долгорастущих деревьев. Обычный их возраст - около 120 лет, а известны экземпляры по 800-1000 лет. Зачем было уничтожать липовую аллею возрастом в 65 лет? Кому она мешала? Это были здоровые, крепкие деревья, которые высадили сразу после окончания Великой Отечественной. Это наша память, наша история.

В Москве вырубили Александровский сад. Тот самый, в котором горит Вечный огонь. Тот самый, в котором булгаковская Маргарита встречалась с Азазелло.

Еще хуже, чем уничтоженной липовой аллеи, сейчас происходит рядом с Кутафьей башней . Башня построена в 1516 году под руководством одного из авторов Московского Кремля Алевизом Миланцем. Итальянский архитектор построил башню у Троицкого моста, ведущего в Кремль. Здесь можно было вести оборону Кремля от неприятеля:

В этом году какие-то враги русской истории и культуры начали строительство по обеим сторонам шедевра московской архитектуры. Справа и слева Кутафьей башни строят два стеклянных павильона, напоминающими цветочные ларьки у Киевского вокзала:

Россияне, посмотрите, что эти сволочи делают рядом с Кутафьей башней, которой почти 500 лет. В следующем году Комитет по всемирному наследию ЮНЕСКО рассмотрит вопрос о состоянии Московского Кремля и Красной площади. Главный памятник нашей страны могут исключить из списка объектов всемирного наследия , потому что какие-то муд.ки затеяли рядом с Кремлем строить ларьки:

Вот так это теперь выглядит - вырубленная липовая аллея, рыночные стеклянные павильоны рядом с Кутафьей башней и реклама корейской компании. Чехов в «Вишневом саду» про это все уже написал.