Городок средневековья. Древнее название средневековых городов: список, история и интересные факты. Население и внешний вид городов

Средневековый город - специфическое поселение, с особой топографией, со значительным плотным гетерогенным (этническим, социальным, профессиональным) населением, в нем сосредоточены товарообмен и товарное, преимущественное ремесленное, производство, институты власти, культа и культуры. Кроме того - город - это образ жизни, со своим бытом, производственным и общественным укладом, формами общения, своей субкультурой. Город - это порождение средневековья. Изучали средневековый город давно и по-разному. В XIX и XX вв. преобладал «генеалогический» интерес (поиски типа исходного элемента или ядра), во второй половине XX в. - речь идет о функциях и свойствах города, его месте в средневековом обществе. В средние века официально городом считалось поселение, получившее от властей статус города, закрепленный особыми грамотами, имеющее внешние атрибуты - стены, ров, укрепления, много улиц, жителей, ратушу, собор, церкви, большие здания, порт, рынки, административные учреждения, скопление властей, уличную толпу.

Существует свыше десятка теорий происхождения средневекового города : романистическая (идея непрерывного развития города от римских времен до нового времени) (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.К. Савиньи), вотчинная (К.В. Нич («Министериалы и бюргерство в XI-XII вв.» все каролингское государство - огромная вотчина, все основные слои городского населения вышли из вотчинного населения и вотчинных учреждений. Единственный элемент, чуждый вотчине, сыгравший роль в возникновении города, обмен. Он является источником рыночного права); К. Эйхгорн (правда, он считал, что некоторые города возникли из римских городов); гильдейская (Вильде, О. Гирке (основой городских коммун является свободный союз германцев, возникший якобы для защиты интересов своих членов у стен бурга, крепости), иммунитетная (Арнольд), марковая (О. Маурер), рыночная (Р. Зом, Л. Шредер, Кейтген), из сельского прихода (Г. фон Белов), купеческая (А. Пиренн, Ретшель), гарнизонная (Ф. Мэтланд), из объединения предприимчивых людей (Ретиг), ремесленная (Я.А. Левицкий), и их разновидности. Речь идет о типе первичного ядра или первичных элементов города.

Условно этапы развития городской жизни разделяют:

  1. IV-V вв. - когда города прошли путь своего развития от эмбриона до раннего города с набором новых функций и признаков. Если говорить об этом периоде, то обычно исследователи выделяют следующие черты - развал античной системы, когда варварские завоевания нанесли сокрушительный удар по античным городам. Полностью сохранились лишь полисы Византии. Сотни городов Западной римской империи запустели, аграризировались и служили либо политико-административными централи или/и укрепленными пунктами, либо епископскими резиденциями. Размеры и численность населения городов сократились. В лучшем положении оказались города на побережье морей и рек, благодаря крупной торговле с Востоком.
  2. V-VIII вв. - ранний город. На остальной территории Европы, где не было античных традиций, существовали отдельные очаги цивилизации в виде ремесленных и торгово-ремесленных поселений, крепостей и коллективных убежищ, а также ранних городов. Многие города возникли на месте римских городов (Кельн, Страсбург, Майнц, Трир, Регенсбург, Аугсбург, Вена, Париж, Лион, Тулуза, Милан, Неаполь, Лондон, Йорк и др.), но это уже не античные города. Ранний город был политическим центром, другой его разновидностью были торговые эмпории, они возникали в пунктах пересечения торговых путей, неподалеку от культовых центров и резиденций правителей. В VIII в. крупные ранние города образовали обширное «торговое полукольцо» - от Северной Франции, Фландрии, Балтики, вдоль Днепра и Волги. В раннем городе был марковой строй управления, но иногда и особое социально-политическое устройство, ремесленники выполняли работу на заказ, но могли и на внешний сбыт. Город имел аграрный отпечаток. Многие ранние города просуществовали недолго. Например, Хамвих, на месте которого (или рядом с ним) возник Винчестер, Бирка - Сигтуна - Стокгольм, старый Любек исчез и рядом с ним появился новый Любек, но могли и сохраниться и далее. В этот период времени города превращаются в опорные пункты нарождающегося государства; церковной организации и общественной элиты. На развитие городов повлияли - а. развитие феодальных монархий, завершение христианизации, сложились основные классы - сословия - феодалы и крестьяне; б. процесс отделение ремесла от с/х; в. рост производительности с/х, которое могло теперь прокормить и тех, кто сельским трудом не занимался.
  3. IX-XIII вв. - появление собственно средневекового города. Города возникают повсеместно - около замков, крепостей, при крупных светских вотчинах, монастырях, у речных переправ, около мостов, при перекрестках дорог, корабельных стоянок, промысловых стойбищ, приречных холмах, посреди плодородных ополий, рыбных угодий, т.е. там, где были благоприятные условия для торговли и ремесла, для безопасного проживания тех, кто не связан с с/х. IX-X вв. - время массовой урбанизации, которая завершилась к концу XII-XIII вв. Но города росли и развивались в отдельных областях тоже неравномерно. Раньше на юге, позднее на севере. К X в. средневековые города как социально-экономические центры сложились в Италии (Генуя, Флоренция, Риальто); в X-XI в. - в Южной Франции (Марсель, Тулуза, Арль, Нарбонна, Монпелье), появились пиренейские города (Валенсия, Барселона, Коимбра (здесь росту городов способствовали арабы); в X-XII вв. - по Днестру и Дунаю, в Северной Франции, Нидерландах, Англии, Германии (Рейнские); в XII-XIV в. - на северных окраинах и внутренних областях Зарейнской Германии, Скандинавии, Ирландии, Венгрии. Здесь города вырастали из рыночных, торгово-ремесленных местечек, бывших племенных центров, укрепленных бургов. Распределение городов по территории Европы тоже было неравномерно. Много - в Северной и Средней Италии, Северной Франции, Фландрии, Брабанте, по Рейну. На Маасе к IX в. располагались через каждые 15-20 км. В целом плотность размещения городов такова, чтобы сельчанин мог добраться до города в течение одного дня и вернуться обратно.
  4. XIV-XV вв. - следующий этап в развитии города. Новые города почти не возникают. Город развивается сам и влияет на общество, изменяя феодальную округу.

Отличие средневекового города от античного полиса в том, что он сразу социально стал отделяться от деревни, превращаться в центр товарного обмена, центр управления и укрепленный пункт, центр епархии, скопления духовенства, отдельную общность со своим судом, правом и самоуправлением, привилегиями, корпорациями. Город располагал кафедральным собором, одним или несколькими рынками, зданием городской администрации (ратуша, мэрия, сеньория), укрепленным центром (бург, сите, град), дворцами - замками знати, системой внешней фортификации (стены, валы, рвы). К городу примыкали торгово-ремесленные предместья, сельская округа, где горожане и городская община в целом владели землями и угодьями. Внутри городских стен тоже были пашни, виноградники, огороды, выпасы. Размеры городов невелики, в XIV в. - Лондон - 290 га, Париж - 400 га, Кельн - 450 га, Флоренция - 500 га, Гент - 600 га, Вена - 110 га, Тулон - 18 га. (Современный Арзамас - 3,4 тыс. га). Численность также невелика, 1-3 -5 тыс. жителей. Даже в XIV-XV вв. большими считались города с 20-30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население свыше 80-100 тысяч - Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордоба, Севилья. Застройка города была иррегулярной, но исследователь топографии средневекового города Э. Гуткинд назвал ее «шедевром функциональности», так как «строители, будучи реалистами, адаптировали улицы к сложностям роста города». Центр города - собор или бург, ратуша, городская башня - символ городской свободы, площадь. Город делился на кварталы, заселенные разными социально-профессиональными группами. Обособленно селились евреи (гетто), палач. Узкие улицы («не шире длины копья»), тесно, мусор, клоаки, скот.

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращении товаров: различные торговцы и ремесленники, огородники, промысловики, значительные группы людей были заняты продажей услуг и обслуживание рынка - матросы, возчики, носильщики, трактирщики. Кроме того, в городе жили феодалы со своим окружением, представители королевской и сеньориальной администрации - служилая бюрократия, нотариусы, врачи, заметную часть города составляло белое и черное духовенство. Например, первое городское право Страсбурга, относящееся к XII в., дает указание на следующие слои населения: 1. министериалы церкви; 2. челядь епископа - люди несвободные; 3. челядь страсбургского капитула и монастырей - тоже несвободные люди; 4. челядь церкви не одного только Страсбурга, но и всего епископства; 5. свободные горожане.

Местность, в которой сложился город, принадлежала не одному, а нескольким феодалам. В этом последнем случае население города оказалось под властью нескольких сеньоров, что приводило к конфликтам между ними и вызывало необходимость разграничения сеньориальных прав в отношении жителей поселения. Например, территория Страсбурга в 1100 г. находилась в руках 4 крупных землевладельцев: епископа и 3 церковных учреждений: соборного капитула, капитула св. Томаса и капитула св. Петра. В Бове в XI в. было 3 сеньора - епископ, местный капитул, кастелан. Фландрский город Динан делился в XI в. между 2 сеньорами - графом Намюрским и епископом Льежским. Этому двоевластию положил конец в 1070 г. Генрих IV жалованной грамотой, данной епископу Тедуану, получившему все права графа, сборы рыночных пошлин и все другие доходы и сборы с города. В Амьене было 4 сеньора - король, епископ, граф и кастелан. Самый типичный пример - г. Париж, где было много владельцев.

Несмотря на преобладание ремесла, средневековые города носили все же заметно выраженный аграрный отпечаток. С/х было распространенным дополнительным занятием жителей. В Эдинбурге была «улица коров», в Страсбурге - «улица быков». В Лондоне еще в XIII в. заметную роль играло разведение свиней. Во время жатвы часть лондонского населения отправлялась в деревню (судебные и университетские каникулы - от июля до октября, чтобы судейские и преподавательский персонал мог «снять жатву с полей».

Население молодого города состояло из людей, чужих друг другу. Эти крестьяне (беглые или пришлые из разных сел) принесли с собой старое устройство деревни - марки. Во всех городах Западной Европы мы находим в отдельных частях города черты управления, напоминающего марковый строй деревни. Как и в деревне, собирается народная сходка (в Германии и Фландрии - бурдинг). Она разбирает мелкие судебные дела, касающиеся мер и весов, поземельные тяжбы. Бурдинг имел свои исполнительные органы т.н. геймбюргеров. Над элементами маркового строя возвышается сеньориальная система управления; власть в городе была в руках сеньора или сеньоров. В.В. Стоклицкая-Терешкович приводит пример как управлялся Страсбург в XII в., - к этому времени епископ стал единоличным правителем города, сосредоточил в своих руках судебную, исполнительную власть, осуществляя ее через своих должных лиц - бургграфа (следил за состоянием дорог, мостов, укреплений и т.д.), шульдгейса (низший судья, судил на рынке св. Мартина по торговым и рыночным дням), мытника, начальника монеты, фогта (из числа местных феодалов, в его руках была высшая юрисдикция - высший судья по преступлениям, влекущим наказания, связанные с пролитием крови). Епископу в городе принадлежала монополия по продаже вина, горожане были обязаны отбывать в его пользу известные повинности - ремесленники должны работать на епископа и его двор, каждый кузнец должен ежегодно подковывать 4 епископские лошади своими гвоздями, если епископ отправлялся в поход; 12 скорняков делали меха на шубы из материала епископа; каждый седельник из своего материала изготавливал 2 седла для епископа, если епископ отправлялся к папе, и 4 - если в поход с императором; также были определены повинности ряда других ремесленных специальностей. 24 купца обязаны были ежегодно исполнять поручения епископа, связанные с выездом из города, причем он возмещал им ущерб, который они могли понести. Горожане должны были отбывать ежегодно в пользу епископа 5 дней барщины, от которой освобождались лишь немногие. В.В. Стоклицкая-Терешкович полагает, что это раннее городское право появилось в результате борьбы города с сеньором, и что ранее произвол епископа был сильнее.

Город возникал как сеньориальный, и, следовательно, зависел от сеньора - поземельно, судебно, лично (вплоть - до брачного и посмертного поборов). По мере роста городов горожане стали добиваться для себя свобод, привилегий, иммунитетов, что вылилось в антисеньориальную, или коммунальную борьбу. Главная задача - свобода от злоупотреблений сеньориальной администрации, свобода рыночной деятельности и личности горожанина. Сначала борьба шла за отдельные привилегии - торговые, охраняющие жизнь, имущество, честь купцов и всех тех, кто выходил на рынок с товарами. Это было получить легко. Затем стало ясно, что городу нужна политическая и финансовая независимость, и горожане потребовали самоуправления, что и привело к столкновению с сеньорами. Коммунальная борьба шла 3-4 столетия. В нее вмешивались император, короли, князья, папы. Каждый город к свободе проходил свой путь. Борьба за то, чтобы городам было наиболее удобно разместиться в сеньориальном режиме. Формы борьбы тоже были разными: покупка вольностей и привилегий, вооруженная борьба.

Раньше всего началась борьба горожан с сеньорами в Италии. В Северной Италии наиболее обширными привилегиями пользовались сеньоры тех городов, которые могли обеспечить имперским войскам свободный доступ в Италию, через альпийские и апеннинские горные проходы. Таковы были архиепископы и епископы Бергамо, Милана, Кремоны и др. Так, епископ Бергамо в 904 г. получил от итальянского короля Беренгарда I полное право суда над населением города и его округи. Вторая половина X и XI вв. - период борьбы горожан с сеньорами в Ломбардии, когда зародились городские коммуны в Ломбардии. Уже под 850 г. в хрониках обнаруживаем известие о волнениях в Кремоне, под 891 г. - «о заговоре народа» в Модене, под 897 г. - об изгнании епископа в Турине. Все начиналось с борьбы за свободу плавания, рыбной ловли, выпаса, порубки и помола. Далее нужно было покончить с налогами (особенно с обложением торговых сделок - teloneum). В удобный момент группа влиятельных людей вступала в «заговор» (conspiratio) против епископа-графа, создавая на определенный срок сообщество (communitas), скрепленное клятвой (conjuration). Затем коммуна расширялась, добивалась у сеньора признания и начинала выступать от имени всего города - сначала вместе с епископом, потом вместо него. Так коммуна перерастала в публичную власть. Ее законодательные функции осуществлялись собранием всех полноправных членов на площади перед собором (парламенто или аренго). Исполнительная власть принадлежала коллегии консулов, избиравшихся на год от районов (ворот) города, иногда по сословиям. Число консулов - от 2 до 20. В течение XI-XII вв. коммуна утвердилась во многих городах Италии (1076 г. - Кремона, 1081 г. - Пиза, 1089 г. - Генуя, 1107 г. - Верона, после смерти маркизы Матильды в 1115 г. во Флоренции, Сиене, Ферраре), где в результате восстания, где посредством выкупа сеньориальных привилегий, где воспользовавшись благоприятным случаем. Коммунальное движение в Ломбардии сочеталось с борьбой за инвеституру. В XI в. Милан пережил 3 волны восстаний - 1035-1037, 1041-1044, и в 50-70 -х гг. XI в., итогом стало появление миланской коммуны (1098 г.) и консулата (1117 г.). В некоторых центрах Марки, Тревизо, Пьемонта, Кампании и даже Тосканы (Вольтера) эта борьба растянулась до XIV в. В окраинных городах на границах с Германией и Бургундией победа горожанам досталась с большим трудом (Верчелли) или вовсе не дала результатов (Тренто, Ченеда, Аоста, Триест остались под властью графов. Первая и главная проблема, с которой столкнулась коммуна, усмирение окрестной знати. Рушились замки, владельцев насильно переселяли в город, а коммуна, подчиняя контадо в радиусе 10-15 км своей юрисдикции, превращалась в маленькое независимое государство. В Южной Германии, Северной Франции коммунальное движение вспыхнуло примерно в то же время (восстание в Вормсе в 1073 г., в Камбре - 1077 г.), и совпало с усилением королевской или княжеской власти и явилось важной предпосылкой национальной (или областной) централизации на феодальной основе. В Италии подъем городов, лавировавших между империей и папством, увековечил раздробленность страны. Наиболее активную роль в утверждении консулата сыграли мелкий и средний нобилитет - рыцари-вальвассоры, milites. Граница, разделявшая знать и рыцарство, была относительной и подвижной. Например, в Милане консулы выбирались из 3 групп населения - капитанов, вальвассоров и богатейшего купечества. Выборы консулов производились по кварталам города от каждой группы в отдельности. Консулы знати пользовались большим авторитетом, чем консулы купечества. Одни консулы знати представляли Милан во внешних отношениях. Функции консулов купечества сводилась к юрисдикции по торговым делам, к надзору за торговлей и к охране торговых путей.

Аналогично развивалось и коммунальное движение во Фландрии. Здесь В.В. Стоклицкая-Терешкович выделяет 2 типа городов, 1. те, которые принадлежали фландрскому графу; 2. которые принадлежали духовным сеньором. Первой группе городов удалось относительно легко получить свободу, второй нет. Например, город Камбре. В 957 г. горожане восстали против его правителя - епископа, решив не пускать его в город, но последний использовал армию императора, и горожанам пришлось смириться. В 1024 г. - снова восстали, результат тот же, затем восстали в 1064 г. с тем же результатом. В 1077 г. - появилась коммуна, но просуществовала недолго. В 1101 г. - коммуна была восстановлена, в 1107 г. аннулирована императором Генрихом V, но город сохранил своих эшевенов и своих должностных лиц. Аналогичное движение шло и во Франции. Хрестоматийный пример борьба за коммуну г. Лан. Борьба за коммуну началась при епископе Годри (с 1106 г.). Воспользовавшись его отъездом в Англию, горожане купили у заменивших его клириков и рыцарей коммунальную хартию. Вернувшись, за большие деньги епископ и король, подтвердили ее. В 1112 г. епископ отменил хартию, в ответ началось восстание, епископ был убит. Горожан поддержал Томас де Марль, противник короля Людовика VI Толстого. Томас де Марль был отлучен от церкви, Людовик вошел в город, восстановил старый порядок. Восстание началось снова. В 1129 г. хартия была восстановлена. Но на этом дело не закончено. Борьба за коммуну велась с переменным успехом до 1331 г. (в борьбу были втянуты короли Людовик VII, Филипп II Август, мелкие и крупные феодалы), когда ланская коммуна была аннулирована ордонансом короля Карла IV. Место городских властей заняли королевские бальи и королевский прево. В своем собственном домене король не покровительствовал коммунам. Он держал себя по отношению к ним так же, как и другие сеньоры в отношении подвластных им городов. Он подавлял попытки учреждения коммуны в Орлеане, Пуатье, Туре, аннулировал коммуну в Этампе. В Париже коммуна также не смогла образоваться. Коммуна образовалась в немногих городах домена, да и то с ограниченными правами. Например, г. Вексен, права дал Филипп II Август (учел стратегическое положение города, расположен на границе с Нормандией).

Коммунами - назывались города, приобретшие определенную независимость от своего сеньора и более или менее широкую автономию. Город - коммуна становился по отношению к своему сеньору вассалом. Сеньор подтверждал хартию, права и привилегии такого города и обязывался не только соблюдать их, но и отстаивать от посягательств со стороны третьих лиц. Представители города-коммуны со своей стороны приносили сеньору оммаж и присягу, формула которой близко напоминала формулу вассальной присяги. При каждой перемене сеньора хартия вновь подтверждалась и присяга вновь приносилась. Подобно вассалу, город-коммуна платит сеньору вассальные помочи в трех случаях - посвящение старшего сына в рыцари, выдача замуж старшей дочери, выкуп из плена; несет воинскую повинность по требованию сеньора, но повинность эта была ограничена либо определенным районом (не дальше одного дня пути), либо определенным числом дней в году. Сеньор имел право закладывать города-коммуны, как закладывают лены. В основе коммуны лежит союз горожан, скрепленный взаимной присягой. Состав членов коммуны был разным. Требования к полноправному члену коммуны - быть свободным, рожденным в законном браке, не быть неоплатным должником, но на ранних этапах принимались и крепостные. Коммунальные хартии часто провозглашали отмену права «мертвой руки» и произвольной тальи. Поголовный налог мог оставаться. Но во Франции и Германии существовала практика, по которой «городской воздух делает свободным». Хотя были города, где это правило не действовало. Обычно коммуна имела право либо средней юрисдикции, в то время как высшая находилась в руках сеньоров, либо только низшей и полицейской власти. Коммуны обладали правом наказывать нарушителей коммунальных законов сжиганием домов этих последних. Коммунам принадлежала муниципальная администрация и право издание муниципальных законов. Коммунам были подвластны близлежащие деревни и поместья. Этот округ носил название банлье во Франции (господство в пределах 1 лье, но реально до 10-15 км), контадо в Италии. Позже под власть коммуны стали попадать и мелкие города, так образовалась дистретто.

Подведем итоги. Полный комплекс привилегий , который добились города в результате коммунального движения, включал: политическую самостоятельность (самоуправление); правовую автономию, подсудность своему суду, подвластность своей администрации; право самообложения и распоряжения налогами (или частью), избавление от всего (или части) экстраординарного обложения; рыночное право; монополию в области торговли и ремесел; право на прилегающие угодья; право на городскую округу (3 мили); отделение от горожан, т.е. тех, кто не был жителем данного города. Важным результатом коммунального движения - освобождение большинства горожан от личной зависимости «городской воздух делает свободным» (немецкая пословица «Stadtluft macht frei». Существуют 2 типа городской автономии - 1. право самоуправления и 2. получение части привилегий и свобод экономического и политического характера. Право самоуправления - это права выборного управления, собственный суд, самообложение и сбор налогов, созыв военного ополчения. Городской совет мог быть 2 типов - 1. во главе города мэр или бургомистр, который также был главой совета эшевенов или присяжных (от 12 до 24 человек); 2. - во главе города коллегия консулов от 2 до 30 человек (чаще на юге Западной Европы). У коммуны была своя печать, колокол (символ свободы), герб. Крайняя форма городской автономии - город-государство в Италии. Города, менее значимые по своей экономической роли, находившиеся в сильной зависимости от сеньора или от королевской власти (Англия, Швеция, Дания, мелкие города любой страны) или попавшие в орбиту особых интересов монарха (Лондон, Орлеан, Париж) никогда правом коммуны не располагали. Английские короли давали экономические привилегии, но с ограниченной политической независимостью. В Швеции полным городским правом располагали только торговые города. Права горожан - личная свобода, право распоряжаться своим имуществом, подсудность городскому суду, право участвовать в формировании органов городского управления. Статус бюргера - наличие собственности, чтобы нести городское тягло (этот статус был либо наследственным, либо приобретался путем специальной процедуры); внесение определенных взносов в пользу города; владение землей в пределах города и его округи; наличие движимого имущества; свидетельство о профессиональном мастерстве; личная благонадежность; участие в одной из городских корпораций, сторожевая и гарнизонная служба. Получая свои привилегии и иммунитет, город превращался в замкнутую общность, полноправность в которой - право гражданства или бюргерства - также имело личный и сугубо местный характер, т.е. касалось лишь данного города. Но многие города так и не добились полной самостоятельности.

Ремесло. Цехи. Средние века эпоха расцвета ремесла - мелкого ручного производства изделий. Производственная основа средневекового города - ремесло. В эпоху, к которой относится развитие средневекового города, в Западной Европе выросли новые отрасли промышленности, до того известные только на Востоке и связанные с введением некоторых технических новшеств. Это производство х/б, шелковых тканей. Сырье - хлопок, шелк-сырец - шло из Леванта. Возникает и красильное дело, (вначале в Египте, Индии, М. Азии) в раннее время ткани окрашивали в белый, черный, красный цвета (используя растительные красители), окрашивать ткани в зеленый и синий цвет научились позднее. Искусство окрашивания тканей возродилось в XII-XIII вв. (в Италии - Венеции, Флоренции, затем во Фландрии, Германии, где оно процветало в XIV в.). Стеклоделие - знали в Египте, в V в. н.э. в Византии, в начале XI в. в Венеции, но В.В. Хвойко полагает, что стекло в X в. делали на Руси. В Венеции стекло делали на о-ве Мурано - для окон, посуду, камеи, эмаль, зеркала. В XIV в. в Италии, Германии, Франции появились часы с колесным механизмом, боем, гирями, башенные часы. Появилось книгопечатание → бумагоделание, военное дело - изобретение пороха приписывалось Бертольду Шварцу (1350 г.), но порох был известен и раньше. Пушки употребляются в сражениях с XIV в. Так, в 1339 г. их применил Эдуард III при осаде Камбре.

Ремесленники были организованы в объединения - цехи (цех - от - Zeche -пирушка) по роду специальности. Вопрос о происхождении цехов вызвал в историографии не меньше споров, чем происхождение городов. Существует ряд теорий: из римских корпораций, из союзов поместных ремесленников. В городах ремесленники объединялись в самоуправляющиеся коллективы - цехи, но так было не везде. Цехи делились по профессиям, причем, по выпускаемой продукции, например, ножи и кинжалы делали в разных цехах: ножовщиков и оружейников. Цеховая организация была весьма многосторонней - производственное объединение, организация взаимопомощи, военная организация. Главная задача цеха - регулирование человеческих отношений и обеспечение пристойной жизни членов цеха. Цехи организовывались городской властью с целью контроля над их ремеслом и торговлей. Цехи были необходимы для того, чтобы организовать и регулировать процесс производства ремесленных продуктов и их продажу, чтобы бороться с сеньорами, позднее с патрициатом, устранять конкуренцию деревенского и иногороднего ремесла. Цехи - характерное явление средневекового города. Существовали везде. Можно предположить, что появились рано, но позднее появились записи обычного права разных цехов или т.н. цеховые статуты. Самое раннее известие о цеховой организации Германии относится к концу XI в. - отрывочный документ, где речь идет о цехе ткачей шерстяных одеял в Кельне. Во Франции в XIII в. появилась «Книга ремесел г. Парижа». Сложилась внутрицеховая - мастер - подмастерье - ученик и межцеховая иерархия (старшие - средние - младшие цехи). Срок ученичества различен от 2 до 7 и более лет до 10 лет. К ученикам предъявляли ряд требований - происхождение от законного брака, цехи золотых дел мастеров в немецких городах требовали, чтобы ученик не происходил из семьи ткача льняных изделий и цирюльников, эти профессии считались презренными. В статутах любекских купцах было записано, чтобы лица славянского происхождения не допускались к изучению ремесла. Родители или опекун ученика заключали договор в устной или письменной форме с мастером. Подмастерье, вполне обученный работник, но не успевший еще стать мастером. Нет стартового капитала, чтобы открыть мастерскую, + шедевр + взносы в цех, + дорогая пирушка. Рабочий день продолжителен - от восхода до заката, т.е. 12-14 и 18 часовой рабочий день. Ночной труд запрещен, но были исключения. Так, в Кельне стригальщики могли работать при свечах от дня св. Андрея до Рождества.

Зарплата начислялась либо по количеству времени, затраченному - поденная, понедельная, годовая, либо по количеству предметов - сдельная, + опыт, знания, быстрота исполнения, платили деньгами, но могли заплатить и товарами - т.н. trucksystem. Срок найма подмастерьев определялся статутами - в Германии раз в год, 2 раза в год. В статуте кельнских пекарей было записано, что нанимать работников следует только в день св. Екатерины, в Любеке - за 2 недели до пасхи, и за 2 недели до дня св. Михаила. Высший орган управления цехом - общее собрание его полноправных членов, т.е. мастеров. Существовали и женские цехи, были цехи, куда принимали и мужчин и женщин. Женщина могла стать членом цеха по вдовьему праву, т.е. как наследница мужа после его смерти, но для этого должна выйти замуж за подмастерья. Подмастерья могли тоже объединяться в братство для совместного отправления культа, похорон товарищей, взаимопомощи в случае болезни. В некоторые братства принимали и учеников. Имели свою казну, делали взносы. Подмастерья могли объединяться в компаньонажи для общения, куда мастера не принимались. Купцы также объединялись в союзы - гильдии, ганзы. Ганзы чаще состояли из оптовиков, но некоторые могли совмещать с оптовой торговлей и розничную. Например, Фуггеры - купцы, кредиторы германских императоров, продавали картины А. Дюрера, владели венгерскими и тирольскими рудниками.

Средневековую торговлю можно типологизировать: 1. торговля граждан города с местными жителями, соседями; 2. то же - с теми, кто не является бюргером (крестьянами, жителями соседних городов); 3. торговля подданных государя этой страны с иноземцами; 4. по характеру торгового ассортимента; 5. по протяженности торгового маршрута; 6. по формам и степени регулирования; 7. по форме и типу организации. Иногда эти признаки сочетались. В Западной Европе стали формироваться 2 торговые зоны: 1. Средиземноморская - Пиренейский п-в, Южная и Центральная Франция, Италия, Византия - которые торговали между собой и с Северной Африкой, черноморско-азовскими портами, М. Азией, со 2/2 XVII в. с Востоком, Индия, Китай. Лидеры в разное время - Византия, Амальфи (IX-X вв.), Венеция, Генуя, Пиза. Торговали с Левантом, откуда вывозили предметы роскоши, предметы узкого спроса, но зато они создавали сверхприбыли. Но с XV в. стали продавать и товары повседневного спроса - зерно, соль, шерсть, иголки, вино. 2. Северная торговая зона - Балтика, Северное море, Северо-Восточная Атлантика; Англия, Нидерланды, Северная Франция, Северная и Центральная Германия, Прибалтика, Русь, Дания, Швеция, Норвегия, где торговали - «тяжелыми» (рыба, соль, зерно, лес, металлы) и «красными» (сукна, шерсть) товарами + лен, пенька, воск. Лидеры - с XIII в. Ганза. Между Северной и Южной зонами связь существовала через Альпы, по Рейну и др. рекам. В торговле стали создаваться ассоциации нескольких мастеров. В морской торговле, например, в Генуе - ассоциации купцов приобрели форму «морской компании», или коменды. Где было 2 участника - 1. дает капиталы и остается дома (stans), 2 не вносит капитала, но едет в плавание и осуществляет все операции (tractator). Прибыли распределяются stans - ¾; tractator - ¼. Корабли, груженные товарами, направляются в пункт своего назначения, собираются в караваны (mude). Караваны отправляются в определенные сроки и по определенному маршруту - чаще всего на Запад, юг, Восток. На Востоке купцы закупают товары в Константинополе, Александрии, Бейруте, Дамаске. Здесь появляются фондако. Копия родины. Есть консулы, байюло. Фактории. Перегрузочные пункты. Например, Корон и Модон были такими пунктами Венеции. Правда, некоторые купеческие фамилии могли владеть целыми островами. В 1304 г. генуэзец Б. Захариа получает о. Хиос, 1207 г. Марко Санудо - о. Наксос, Парос, род Дандоло - о. Андрос. Обороты были значительны. (Хотя, как повезет). Б. Захариа в год ввозил в Геную квасцов 13.000 канторов = 60.000 генуэзских лир. Годовой бюджет купеческой семьи составлял 300-400 флоринов. Прибыль 30-40 % за операцию. Двигала жажда наживы - братья Поло через Константинополь, в Китай к хану Хубилаю. Братья Вивальди (1291 г.) предлагали обогнуть Африку и достичь Азии. В сухопутной торговле существовали такие формы объединений. Чаще объединялись члены одного или нескольких семейств на срок от 3 до 5 и более лет. Каждый из участников вносил свою долю в дело, и прибыль распределялась сообразно внесенному паю. От сухопутной торговли прибыль была меньше, чем от морской торговли, но обороты быстрее, риска меньше. Чем богаче был купец, тем более многообразной была его деятельность, более широкими деловые и социальные контакты, но тем замкнутее, теснее, элитарнее была среда, в которой он вращался. Крупные купцы входили в патрициат, затем получали дворянство.

Развиваются ярмарки. Термин с X в. в Европе, происходит от нем. наименования годичного рынка (Jahrmarkt), другое название - messe, fair, faire, feria - праздник, поскольку ярмарки приурочивались к религиозным праздникам. Ярмарка - широкое сезонное торжище, где осуществлялась оптовая, международная, местная торговля. Ярмарки находились под защитой «мира», сопровождались народными гуляниями, фейерверками, были распространены азартные игры, гадальщики, лекари, брадобреи, зубодеры. С X-XI вв. ярмарки распространились во всех европейских странах. Особенно широким был ассортимент осенних ярмарок. Во Франции - в VII в. сложились и действовали в XII-XIII вв. ярмарки в Сен-Дени, с к. XII в. - в Шалоне, с XIII в. - в Шампани, в XV в. - Лионе; в Германии - с XIV в. - Лейпциге, Ахене, Франкфурт-на-Майне, Линце, Эрфурте и др.; в Англии - Бристоле, Эксетере, Винчестере; в Испании - Медине-дель-Кампо; в Италии - Павии, Милане, Пьяченце, Генуе. Каждая ярмарка славилась своими особенностями. В Лейпциге ярмарка впервые упоминается в 1170 г., собиралась 3 раза в год - новогодняя, пасхальная, осенняя (день св. Михаила). К концу XV в. приобрела общеимперский характер. Шампань - (XII-XIV вв.) - апогей приходится на 1260-1320 гг. - ей покровительствовали графы Шампанские, обеспечивая безопасность и монопольность торговли, купцов и их товаров. Не только опт, но и денежные операции. Шампанские ярмарки собирались 6 раз в году по 6-8 недель в 4 городах графства - Труа, Провен, Труа, Ланьи, Бар, Провен. В первую неделю распаковывали товар, затем торговали - сукна, шерсть, полотно, бумазея, шелк, инд. муслины, ковры; затем кожи, меха; затем монеты и ростовщики (обмен денег, кредитование, перевод денежных сумм), во все дни торговали пряностями, скотом (лошадьми). Затем ярмарки захирели. В Брюгге - (XIV-XV вв.) - текстиль, свинец, уголь, шерсть, сельдь, масло, зерно, вино. В 1309 г. здесь появилась товарная биржа. В большой торговле в качестве «крупных денег» в ходу были слитки драгоценных металлов (Ag), оценивались по весу. Первые золотые монеты в Европе появились в XIII в. в Италии - дукаты, цехины и были отчеканены в начале этого века в Генуе, Флоренции (1252 г., флорин - 24 карата золота), Венеции (1284 г.). Монеты могли быть и товаром. Рано возник рынок собственно монет. Появились менялы. Они занимались переводом денежных сумм со счета на счет (начало чему положила Венеция), причем расписка, выданная в данном случае, играла роль векселя. Деньги использовались в качестве кредитного средства - под расписку или залог на 3-9 месяцев. В это время в Италии (XII -XIII вв. в XIV в. стал употребляться часто) появился термин капитал - ценности, запас товаров, масса денег, деньги, приносящие процент. Термин перекочевал из Италии в Германию, Нидерланды, Францию, и постепенно стал обозначать денежные средства купца или купеческого товарищества. Купцы различали основной капитал - движимое и недвижимое имущество, средства труда, природные богатства, и оборотный капитал - товары и деньги. Денежный кредит под 10 % годовых или 2,5 % на 3 месяца, но был и более высокий %. Банки существовали издревле. В средние века (например, во Флоренции) они возникли из взаимных услуг торговых компаний с XIII в. В XIV в. появляются госбанки в Барселоне, Генуе. Там не занимались займами и авансированием, но лишь переводом денег со счетов. Принцип - «Деньги не должны быть мертвыми, они должны быть в обороте». Деньги давали под 20 % годовых - краткосрочно, под 30 % годовых - долгосрочно. Но католическая церковь осуждала ростовщическо-кредитные операции, так как деньги не могут рождать деньги. Но папский престол пользовался услугами разных банкирских домов, как Флоренции, так и Сиены. Появляется и двойная итальянская бухгалтерия.

Постепенно в городах появляется верхушка горожан и правящий слой - патрициат , городская элита. Термин появился в эпоху Возрождения, то этого скромно себя именовали «лучшими, почтенными, праздными людьми». Вели свое происхождение от римских патрициев, хотя предками являлись крупные купцы, ремесленники, крепостные, министериалы. Экономическая деятельность патрициата носила разнообразный характер, но главное - торговля, банковское дело, ростовщичество. Численность патрицианских семей была разной в разных городах Европы, но не велика. В Брюсселе - 255 семей, в Генте - 13, в Кельне - 15. Поэтому в XIII-XIV вв. начинается борьба горожан против патрициата.

В процессе развития городов, роста ремесленных и купеческих корпораций, борьбы городов с феодалами и внутренних социальных конфликтов в их среде в Европе складывается особое сословие горожан (бюргеров - от лат. burgensis). В экономическом отношении новое сословие было связано с ремесленно-торговой деятельностью, пользовалось рядом льгот и привилегий. Городское население не было единым - патрициат - плебейство.

Доклад на тему средневековый город расскажет Вам, как происходило формирование городов и с какой целью.

Формирование средневековых городов доклад

В Западной Европе классические средневековые города раньше всего появились (уже в IX веке) в Италии и Франции. Больше всего городов было в Италии и Фландрии. Немало городских поселений возникло вдоль берегов Рейна и Дуная.

Возникновение средневековых городов проходило преимущественно у мостов и бродов, у стен замков, в устьях рек и на перекрестках дорог. Признаком такого поселения была крепостная стена, которая защищала жителей от врагов. Возникновение, а также рост средневековых городов обусловлены отделением земледелия от ремесла, развитием торговли.

Многие из городов были основаны благодаря тому, что население чувствовало настоятельную потребность в защите.

Средневековые города были окружены деревянными или каменными стенами, глубокими рвами и массивными воротами. Вокруг них также возникали предместья, населенные ремесленниками. Люди одной специальности обитали на одной улице.

Центральное место в городе занимала рыночная площадь, рядом с которой был городской собор.

В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.

Как правило, население таких городов не превышало 5 000 человек. Но уже в конце 13 века в городах-гигантах жило до 50 тысяч человек (Париж, Милан).

Из кого состояло население средневековых городов?

В основном средневековые города состояли из ремесленников и купцов, которые занимались не только ремесленничеством, но и торговлей. Также в городах жили феодалы, и духовенство (церкви), рабы. Ремесленное и торговое население городов из года в год пополнялось тысячами крестьян, бежавших от своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города.

Население средневековых городов было настолько многочисленным, что большинство жителей вынуждены были селиться за чертой городских укреплений. Поскольку предместья не были защищены от набегов врага, то люди строили новые стены, сооружая новые города.

Не каждый житель города был бюргером. Чтоб стать полноправным гражданином города, нужно было изначально владеть земельным наделом, позднее — хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

В 14-15 веках город стал центром мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения.

Надеемся, что из этого доклада Вы узнали, какова роль городов в Средневековой Европе.

Генезис города в средние века. Стр.4-6

Города Руси. Стр.7-12

Города Западной Европы. Стр.13-17

Сходства и различия городов Руси и западной Европы. Стр.18-19

Заключение. Стр.20

Список литературы. Стр.21

ВВЕДЕНИЕ

Моя работа посвящена средневековым городам.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

В работе я поставил несколько задач:

1. Определить место города в феодальном обществе, его сущность.

2. Определить предпосылки образования феодального города.

3. Изучить развитие города в средние века, его роль в экономических, социальных и политических процессах.

Данная работа предназначена для раскрытия более широкого представления о населении, внешнего вида и особенности средневекового города, на основе которых и существуют знакомые нам города и мегаполисы. В качестве примера рассмотрены города Руси и Западной Европы.

ГЕНЕЗИС ГОРОДА В СРЕДНИЕ ВЕКА.

Существуют общие черты всех городов всех времен:

1. Многофункциональность: (торгово-ремесленный центр, культурный центр, духовно-религиозный центр, крепость).

2. В городах нет сельскохозяйственного производства.

3. Сосредоточение двух видов деятельности (ремесло и торговля).

4. Административный центр.

Феодальный город- это специфическое поселение с относительно высокой плотностью населения, поселение укрепленное, обладающее особыми правами, правовыми привилегиями концентрирующее не аграрные производственные, а социальные функции, связанные с мелкотоварным производством и рынком.

Черты феодального города :

1. Корпоративная организация производства.

2. Корпоративная социальная структура (права, обязанности, привилегии).

3. Регламентация производства.

4. Мелкое производство.

5. Определенная система привилегий (права жителей или свобода), право иметь в городе войско, органы самоуправления.

6. Тесная связь с землей, землевладением, сеньорией (особенно на первом этапе – город возникает на земле феодала).

7. Определенные повинности, налоги.

8. Часть населения составляют феодалы, имеющие земельную собственность.

9. Верхушка города приобретает земли в округе.

Средневековый город - более высокая ступень развития поселений по сравнению с предыдущими стадиями досредневековых эпох.

Предпосылки и факторы образования средневекового города:

Предпосылками образования средневекового города явился прогресс в сельском хозяйстве: продуктивность, специализация, высвобождение части населения от сельскохозяйственной деятельности. Демографические факторы формирования города: сырьевая база, рост потребности у с/х населения в товарах ремесленников.

Формирование феодальной вотчины обеспечивает:

1. интенсификацию труда

2. организацию труда

3. способствует специализации

4. развитие ремесленного производства – отток населения.

Формирование социальной и политической структуры феодального общества:

Развитие государства (аппарат управления).

Складывание класса феодалов, заинтересованных в городе (организация труда, оружие, предметы роскоши, кузнечное дело, судостроение, торговля, флот, денежное обращение).

Условия, обеспечивающие появление городов:

Общественное разделение труда.

Развитие товарообращения.

Стимулирующий фактор – наличие городских центров, которые дошли из предыдущего времени: античный или варварский город.

Уровень развития ремесла и торговли (появление профессиональных ремесленников, работающих на рынок; развитие ближней и дальней торговли, создание корпораций купцов (гильдий)).

Формирование города.

Как он возникает? Вопрос спорный. В истории человечества были многообразные формы образования городов. Существуют различные теории авторов разных стран об основании городов:

· романская теория (на базе античных городов) – Италия.

· бурговая теория (замки) – Германия.

· вотчинная теория – Германия.

· Рыночная теория – Германия, Англия.

· Торговая концепция (внешняя торговля) – Нидерланды.

Город возник не внезапно. Процесс формирования города – процесс длительный. Превращение раннего города в средневековый происходит в основном в Европе в XI в.

Города имели сложный социальный состав: и феодалы, и «рабы», и духовенство (церкви), свободное торговое население ремесленники – сложный комплекс и свободных и зависимых, и тех, кто еще не получил свободы.

Постепенно все городское население превращалось в единое сословие – Burgeuses – жители города.

ГОРОДА РУСИ.

Образование городов.

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки» (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IXв.: это городовая область, т. е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа – крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV – XVI в.в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - «рядки»). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Население.

Основную часть населения старых городов составляли занятые ремеслом и мелкой торговлей «посадские люди», разного рода военные - «служилые люди». В больших городах, особенно в Москве, заметными группами были купцы разных категорий, духовенство и прочие. В городах имели усадьбы светские и церковные феодалы, нередко здесь располагались и центральные усадьбы монастырей.

Количественные соотношения между основными группами городского населения были различны в разных городах. Например, в Москве было относительно больше, чем в других городах, представителей феодальных сословий и различных государственных служащих. Иностранцы, проживавшие в Москве, преимущественно были западноевропейского происхождения, здесь было около 600 тысяч жителей. Кроме русских, жило много греков, персиян, немцев, турок, но жидов вовсе не было, т. к. их не терпели во всем государстве.

Вообще, иностранцы замечали, что количество населения в городах гораздо меньше, нежели сколько можно было предполагать, судя по количеству зданий. Это происходило от того, какое значение имел город в Московском государстве: он был, прежде всего, огороженным местом, в котором окрестное население искало убежище во время неприятельского нашествия. Чтобы удовлетворять эту потребность, так часто возникавшую благодаря обстоятельствам, среди которых слагалось государство, города должны были иметь большие размеры, нежели какие нужны были для вмещения их постоянного населения.

Средневековый город не был похож на те города, к которым привык современный человек. Он подчинялся другим законам и имел другую планировку.

Средневековые европейские города – образование

Ученые выделяют два фактора, которые способствовали их появлению. Первые – это перепроизводство сельскохозяйственной продукции. Дело в том, что крестьянские хозяйства производили столько продуктов, что с легкостью могли прокормить как феодалов и духовенство, так и других людей, которым не было нужды работать на земле.

Второй фактор – высокий уровень потребности в предметах, которые производили ремесленники, а центрами развития ремесел были именно города.

Таким образом города возникали там, где было удобно не только производить ремесленную продукцию, но и продавать ее. Часто формирование средневековых городов Европы происходило на руинах римских поселений, ведь римляне строили их по строгим правилам. Один из самых ярких примеров этого – французский город Арль.

Рис. 1. Арль.

Также городские стены начинали возводиться возле реки, вокруг разросшегося феодального имения, на пересечении торговых путей или неподалеку от хорошо укрепленного монастыря.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Характерные черты средневекового города

В таком месте всегда находилась работа для столяров, ткачей, булочников, ювелиров, кузнецов и других ремесленников. Конкуренция способствовала быстрому развитию городского ремесла.

Что касается градоустройства, то обычно высокие каменные стены дополнялись рвом с водой – это давало жителям дополнительную защиту. На ночь все городские ворота закрывались и открывались только с восходом солнца, тогда же стражники начинали собирать пошлину со всякого, кто хотел войти или заехать. В городе были главные ворота, а также еще двое-трое, как правило, располагавшиеся по сторонам света. Неподалеку располагалось лобное место – площадь, на которой совершались публичные казни.

Рис. 2. Публичная казнь в Средневековье.

Точно ответить на вопрос, из каких частей состоял средневековый город, сложно. Но, как правило, он делился на кварталы в зависимости от того, чем занимались люди, которые там жили: были кварталы ремесленников, торговцев, студентов, бедняков, купцов.

Самоуправление в городах

Жизнь здесь была достаточно демократичной: совет выбирали сами горожане, а тот, в свою очередь, выбирал мэра.

Средневековый девиз: “Город делает свободным!” законно воплощался на практике: человеку достаточно было прожить в нем один год и один день, чтобы стать свободным, даже если раньше он находился в личной зависимости.

Благодаря городам появился такой класс людей, как буржуа. Причиной появления таких людей стал образ мысли горожанина, который кардинально отличался от крестьянского мировосприятия.

Две главные проблемы средневекового города

Первой проблемой были нечистоты, ведь канализации не было очень долгое время, все выбрасывали и выливали просто на улицу, что становилось причиной распространения эпидемий. В ответ на это в городе появились люди, которые чистили туалеты и вывозили их содержимое за пределы городских стен.

А вторая проблема – это пожары. Поскольку дома были деревянными, они легко загорались, а плотность застройки приводила к тому, что из-за одного неосторожного человека выгорали целые кварталы.

Рис. 3. Пожар в средневековом городе.

Готовя доклад о городских пожарах, нельзя не рассказать о том, что политическая борьба за место в городском совете часто сопровождалась поджогами. Чтобы их прекратить, людей, пойманных за поджогом, сжигали живьем.

Что мы узнали?

В статье мы рассмотрели тему средневекового градостроительства 6 класса истории – основные принципы устройства городов, быт и нравы его населения, отличия от крестьян. Получили информацию о том, какие права имели горожане и как они жили во времена Средневековья.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 265.

  • Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 18. Средневековый город

    Феномен средневекового города .

    В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, их роль в обществе намного превышала их численность, Во время Великого переселения народов многие города были Уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили ко­роли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда """ внутри его.

    Примерно с X в. происходят большие перемены. В городахглав­ным занятием жителе» становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются

    новые города.

    К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение од­ного дня. Горожане к тому времени отличались от кре1йЪвн не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обя­занностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части - крестьян и горожан.

    Возникновение городов как центров торговли и ремесла .

    Скла­дывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано Поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

    Первые города нового типа сложились как поселения купцов. Торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые рим­ские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи. Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни куп­цы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Запад­ной Европы. Возникли места обмена товарами - ярмарки (ежегод­ные рынки). Особенно мною их было в графстве Шампань во Франции.

    Позже в XII -XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города - Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще - пи­ратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств.

    Купцы имелись, но всех городах, но в большинстве из них ос­новным занятием населения стада не торговля, а ремесло. Перво­начально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Од­нако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало на­туральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились пересе­литься туда, где можно было продать свои изделия. Это были райо­ны ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо мона­стырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка и монасты­ря, позже такие поседения превращались в города.

    Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда самисвозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сма­нивали их у соседей. Однако большая часть жителей, приходив в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и кресть­яне бежали от своих сеньоров в города.

    Раньше всего города - центры ремесла - возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

    С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город населением 5-10 тыс. жителей. Самыми больши­ми городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Ми­лан, Венеция, Севилья, Кордова.

    Города и сеньоры .

    Вес города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопро­сов городского управления, выбирали главу города (мэра или бур­гомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

    Люди одной профессии селились обычно вместе, холили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали своисою­зы - ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за каче­ством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с кон­курентами в дине неценовых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

    По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины - коммуны со временем начинали со­противляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляю­щем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

    Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Ок­рестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие горо­да (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами неболь­ших государств-республик.

    В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепост­ной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вер­нуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», - гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

    Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Пари­жа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с го­родскими советами этими городами управляли также королевские

    чиновники.

    Цеховые организации .

    Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствова­ли только самостоятельные члены цеха - мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской.

    По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно рабо­тать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Уче­ник давал клятву не покидать мастера до окончания обучения: мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полно­стью содержать. Но положение учеников было, как правило, не­легким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

    Постепенно ученик становился помощником мастера - подма­стерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправ­ным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усо­вершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключав­шийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

    В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмасте­рьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

    Противоречия внутри городских общин .

    В борьбе против сеньо­ров все горожане были едины. Однако ведущее положение в горо­дах занимали крупные купцы владельцы городской земли и до­мов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и креп­ко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

    При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недоволь­ны были ремесленные цехи, которые приносили городу наиболь­ший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более спра­ведливые законы, выбирали правителей из своей среды.

    Значение средневековых городов .

    Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием о руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному раз­витию городов и средневекового общества в целом. Города пре­вратились и центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за цент­рализацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со вре­менем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

    "