Игры рифмы для детей 5 лет. Обучение ребенка игре с рифмами. Игра «Придумай словосочетание»

Картотека игр «Игры с рифмами»

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот(корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот (букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой (томик, сомик),
Вот и пушка, вот и (мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот (обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- (хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем- рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,(далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,
Промурлыкала и кошка: ладошка,
Прокукарекал петушок: мешок, .
Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

Рифмы-миниатюры

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский (жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала (жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся(жутко).

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное (идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-(жетон).

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр (билет).

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка(Лора).

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-(брошка).

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на (Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит(ранка).

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто(мыл).

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу(нёс).

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую(будку).

У Ильи красивый волос,
И приятный, звонкий(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему(дождь).

Нельзя чужого брать,
И, конечно, нельзя (врать).

Чтоб придать причёске лоск,
Нам понадобится(воск).

Не пришлась Яге корона,
Унесла её (ворона).

Картину написал творец,
Изобразил на ней(дворец).

Соловья не слышно трель,
Заглушает её(дрель).

Видел я чудесный сон,
Что поехал я на(Дон).

Тёмная настала ночка,
Засыпает моя(дочка).

Красивые у кошки лапки-
Пушистые обуты(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,
Весь день разучивал там (танец).

Пришло судно в дальний порт,
Несёт матрос подруге(торт).

Не нужны солдату санки,
Изучать он будет(танки).

Случай приключился раз-
Перевернули медный(таз).

Любит дед табачок,
А внучок-(кабачок).

Экзотический фрукт-манго.
Незнакомый танец(танго).

Во дворе стоят кусты,
Очень уж они (густы).

Возле дома стоит горка-
Ледяная на ней (корка).

Кто-то вырыл большой грот-
Оказалось, это (крот).

На птичнике живёт гусак,
В лесу бегает(русак).

Танцевала польку Глаша,
Пела песню громко(Клаша).

Дед пошёл дрова колоть,
А бабуля – лук (полоть).

Рассёк боксёр ударом бровь,
И сразу побежала(кровь).

Привёз корабль спортсменов в порт,
Отправились они на (корт).

На столе осталась крошка,
Покормила птичек(Прошка).

Убежали с клумбы розы,
Очень уж колючи(розы).

Утром выпала роса-
Выходи на луг (коса).

На скачках выступали кони,
Катали в парке детей(пони).

Всю сметану слизал кот,
Вытирал он лапой(рот).

На столе лежала пышка-
Запах уловила(мышка).

В царстве сказок собран бал-
Были там и стар, и (мал).

Большому начальнику нужна папка,
И, конечно, зимой, обязательно(шапка).

Если по парку гуляете детки,
Не надо ломать у кустиков(ветки).

Греет на солнышке мордочку киска.
«Вискасом» вкусным наполнена (миска).

Испекла Наташа кекс,
Очень любит их наш(Рекс).

Клоун снял смешную кепку,
Посадил дед в сказке(репку).

В крайнем ряду стоит школьная парта,
Лежат на ней ручка, учебник и(карта).

На карнавал наденем маску,
В бой солдат наденет(каску).

Увидала мышка корку-
Утащила её в (норку).

Стал пилить Артур полено,
Повредил себе(колено).

С неба падала вниз капля,
Не боится её(цапля).

Не удалась у веры кройка,
Теперь стоит в журнале(тройка).

Мила сделала салат,
Постирала свой(халат).

Очень страшен зайцу холод,
Но ещё страшнее(голод).

Приобрёл сметану Глеб,
Покупал Василий (хлеб).

Замедляя время ход,
От нас уходит старый(год).

Цветёт весною пышно хмель,
На него садится(шмель).

Что ребята затевают драки,
Не верьте! Это просто-(враки).

Бегал на лугу щенок,
Сплела Лена для него(венок).

Жил на свете великан,
И у него был(пеликан).

Для солдата строго норма:
Всегда выглаженная (форма).

В руки взял Арсений пультик,
Посмотреть хотел он (мультик).

У пограничников есть пост,
Под охраной у них(мост).

Называет Иру папочка:
« Моя дочка-(лапочка)».

Очень любит Федя сало,
Всё ему, бедняге, (мало).

Любят сериалы киски,
Покупают в « Треке»(диски).

Вика чистит с утра зубы,
Затем красит ярко(губы).

Плыла по небу тучка,
В реке плескалась(щучка).

Хлеб к столу печёт нам пекарь,
Выдаёт лекарство-(лекарь).

На берегу реки- песок,
А вокруг стоит (лесок).

Не достиг кораблик цель,
Напоролся он на (мель).

Петя руки с мылом мыл,
Все микробы быстро(смыл).

На окне сидела кошка
И мяукала(немножко).

Детки бегали, скакали
И под вечер все (устали).

Вот смотрите –паровоз,
Он вагончики(повёз).

На большой зелёной ветке
Сидят белочкины(детки).

Игра « Рифмы».

Мы в рифмы играли- слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
Картинку покажем и слово подскажем-
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне(картошка),
Держу я рубашку, ты видишь(букашку),
Взяла я корзину, купил ты(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан),
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,
Детей веселит в цирке (Циркач),
Весной прилетают с юга грачи,
Детишек всех лечат наши(врачи).

Сегодня я хочу вам рассказать об очень простых и веселых, но в то же время полезных играх, в которые мы любим играть с сыном. Это игры в рифмы. Как и многие речевые игры, их можно включать в повседневное общение, так что они идеально подходят для занятых мам.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети 3-5 лет очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность.

Учите детей находить слова, которые рифмуются между собой. Попробуйте вместе сочинять 2-3 рифмованные строчки об объектах окружающего мира, нарисованных на картине или описанных в книге.
В повседневной жизни, будто случайно, используйте рифмованную речь, можно даже рифмовать обычное слово с придуманным. Дети любят нелепые и смешные слова. Например, ладошка — тримпампошка, сушка – бумбушка:) Мой сын около 2,5 стал активно придумывать вот такие смешные рифмы к словам, думаю, что это первый шаг к созданию настоящих рифмованных текстов.
Обязательно читайте стихи разных стилей и авторов. Когда стихотворение ребенку знакомо, попробуйте делать паузу перед последним словом в рифмованной фразе, скорее всего ребенок быстро начнет заканчивать фразу.
Вот небольшой обзор поэтов, на которых стоит обратить внимание мамам детей от года:
Самуил Маршак
Корней Чуковский
Агния Барто
Сергей Михалков
Михаил Яснов
Эмма Мошковская
Даниил Хармс
Борис Заходер
Ирина Токмакова
Валентин Берестов
Андрей Усачев
Юнна Мориц
Ирина Пивоварова
Вадим Левин
Виктор Лунин

Еще больше приемов и игр на развитие воображения вы найдете в книге .

Попробуйте поиграть с вашим малышом в рифмы и расскажите в комментариях, что у вас получилось.

Вы пробовали сочинять стихи? У кого-то получается, и неплохо. Этот вид творческих способностей не такой уж редкий среди людей. Правда, со­чинять настоящие, хорошие стихи непросто, но еще сложнее научить этому детей. Мы и не будем учить, мы будем играть. Может быть, кто-то из них научится, в самом деле, сочинять, а кому-то игра доставит удовольствие и научит думать.

Для детей процесс сочинения стихов начинается с умения подбирать рифмы. Игры с рифмами хотя и используют педагоги в работе с детьми, но редко. Отчасти это можно объяснить незначительным количеством вариан­тов игровых упражнений. Это, в основном, подбор созвучных слов и часто встречающаяся игра «Доскажи словечко». В методической литературе они представлены у А.К. Бондаренко, Г.А. Тумаковой и др. Ограниченное коли­чество целей и задач, реализуемых в этих играх, также объясняет небольшой интерес к ним со стороны педагогов. Но не детей!

Что значит для детей рифма? По мнению К. Чуковского, у ребенка ве­лико стремление рифмовать слова: «Всякая рифма доставляет ребенку особую радость А коллективам детей рифма еще более мила, чем тому или иному ребенку в отдельности». О воздействии рифмы на психику ребенка Л.М. Малы­шева говорит так: «Дети чувствуют обаяние созвучных слов и строк очень рано, часто сами начинают рифмовать в младенчестве. Поддержать этот ин­терес очень важно, ибо чувство рифмы, как и чувство ритма, одна из ступе­ней на пути к пониманию поэзии, ее условности, ее особого языка».

Педагогическую целесообразность игр с рифмами можно объяснить той ценностью, которая в них заключена. Рифма - категория парная. В ней одно слово обязательно предполагает другое. Дж. Родари, размышляя о природе творчества, отмечает, что познавательная функция рифмы объяс­няет, почему рифма доставляет детям большее удовольствие, чем простое созвучие. Он пишет: «Фонетическое сходство заставляет поэта искать и смыс­ловые связи между словами - таким образом, фонетика рождает мысль».

Проводя с детьми игры серии «Подбери рифму», мы, по существу, зна­комим детей с механизмом подбора рифм при сочинении стихов, загадок и т. д. Очень важно, что эти игровые упражнения составляют систему заня­тий по обучению детей технике стихосложения. Начинать играть с неслож­ных вариантов можно уже с детьми 5 лет и продолжать на протяжении всего учебного года с детьми подготовительной к школе группы, а затем и после, со школьниками. Школьникам можно предложить не только подобрать риф­мы, но и составить подобные упражнения самим.

Знакомить дошкольников с понятием «рифма» лучше всего по главе «Как Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова. Гениальнее объяснения не придумать! А рифмы подбирать, оказывается, можно разными способами :

1. Подбирать созвучные слова устно или по картинкам:

Зайка - сайка; глобус - автобус.

2. Нужно найти рифму, «спрятавшуюся» в самом предмете:

Бычок - бочок; коза - глаза.

3 .Название предмета на одной картинке нужно срифмовать с названи­ем части предмета, изображенного на второй картинке:

Мышка - кастрюля - крышка; уха - луковица - шелуха.

4. Для того, чтобы срифмовать название первой картинки с названием второй, надо предмет, изображенный на второй картинке, назвать по-другому:

а) Назвать предмет обобщающим словом:

Подушка - кукла - игрушка; дверь - медведь - зверь.

б) Подобрать к названию предмета синоним:

Кошка - корзина - лукошко; полка - корзина - кошелка.

в) Дать предмету меткую характеристику:

Лейка - Баба Яга - злодейка; морковка - лиса - плутовка.

г) Подобрать метафору:

Банка - руль - баранка; листья - метла - Анисья.

д) Рифма может отражать отношения и связи между объектами:

Кости - дети - гости; ручка - девочка - внучка.

5. Чтобы подобрать рифму к названию первого предмета, надо подумать и догадаться:

а) Кем или чем может стать предмет, изображенный на второй картинке:

Барабан - ягненок - баран; носорог - молоко - творог.

б) Кем или чем был предмет, изображенный на второй картинке:

Леденец - ворона - птенец; пена - Буратино - полено.

6. Название первой картинки рифмуется с названием предмета на вто­рой картинке в уменьшительной форме:

Кошка - рыба - рыбёшка; кольцо - пальто - пальтецо.

7 .Чтобы получить рифму, надо изменить оба слова (названия картинок):

а) Образовать множественное число существительных:

Топор, шар. Топоры - шары.

Банка, танк. Банки - танки.

б) Образовать новые слова с помощью суффиксов:

Флаг, утюг. Флажок - утюжок.

Мальчик, шапка. Мальчонка - шапчонка.

8 .Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с прилагательным.

Горошины - взъерошенный; лопаты - лохматый.

9. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с глаголом:

Акула - нырнула; синица - снится.

10. Название предмета, изображенного на картинке, надо срифмовать с наречием:

Шоколадка - сладко; слониха - тихо.

Подбор рифм в таких творческих играх стимулирует мыслительную ак­тивность детей. Возбудить у ребенка желание думать, вращаться в кругово­роте мыслей, логических задач, оживить его представления - это и есть осу­ществление «принципа оптимального соотношения процессов развития и са­моразвития» (Н. Подъяков). В подобных играх происходит ста­новление личностных качеств ребенка. Он в них самоутверждается, чувству­ет себя уверенным и находчивым. Для всех детей игры в рифмы увлекатель­ны, удивительны, интересны и азартны, позволяют педагогу решать образо­вательные и воспитательные задачи, строя отношения с детьми на основе равноправного партнерства.

Мастер-класс по теме «Рифмы».

(Для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

    Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Незнайка решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

    Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

    А у тебя способности есть? - спросил Цветик.

    Конечно, есть. Я очень способный,-ответил Незнайка.

    Это надо проверить,-сказал Цветик.-Ты знаешь, что такое рифма?

    Рифма? Нет, не знаю.

    Рифма -это когда два слова оканчиваются одинаково,-объяснил Цветик.-Например: утка -шутка, коржик- моржик. Понял?

    Понял.

    Ну, скажи рифму на слово «палка».

    Селёдка,-ответил Незнайка.

    Какая же это рифма: палка - селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

    Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

    Этого мало,- сказал Цветик.- Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.

    Понял, понял! - закричал Незнайка.-Палка -галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

- Ну, придумай рифму на слово «пакля»,-сказал Цветик.

    Шмакля,- ответил Незнайка.

    Какая шмакля? - удивился Цветик.-Разве есть такое слово?

А разве нету?

Конечно, нет.

Ну, тогда рвакля.

Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

    Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля,-объяснил Незнайка.

    Врёшь ты всё,-сказал Цветик,-такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

    А если я не могу подобрать другого слова?

    Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

    Ну, тогда придумай, сам какая тут рифма,-ответил Незнайка.

Сейчас,-согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

    Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля...- Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

    Ну вот! - обрадовался Незнайка.-Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.

    Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик.-У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.

    Неужели это так просто? - удивился Незнайка.

    Конечно, просто. Главное -это способности иметь.

Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

Наконец стихи были готовы, и он сказал:

    Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

    Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? - заинтересовались все.

    Это я про вас сочинил,-признался Незнайка.-Вот, сначала стихи про Знайку:

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

    Что? - закричал Знайка.-Когда это я прыгал через овечку?

Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы,- объяснил Незнайк

Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? - вскипел Знайка.

    Конечно,-ответил Незнайка.-Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.

    Вот попробуй ещё, так узнаешь! - пригрозил Знайка.- Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

    Вот послушайте про Торопыжку,-сказал Незнайка.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Братцы! - закричал Торопыжка.- Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

    Да ты не кричи,-ответил Незнайка.-Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

    Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.

    А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться,-ответил Незнайка.-Вот послушайте стихи про Авоську:

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:

    Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

    Ты ничего не понимаешь в поэзии,- ответил Незнайка.- Это только для рифмы так говорится, .что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил.

    Братцы! - закричал доктор Пилюлькин.-Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врёт про всех нас?

    Довольно! - закричали все.-Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.

    Ну ладно, братцы, не буду,-согласился Незнайка.-Только вы уж не сердитесь на меня.

С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.

    Мастер-класс « Подбираем и сочиняем рифмы».

1). « Подбираем рифмы».

Цветик: А вы, ребята поняли, что такое рифма? Рифма – это не просто

слова, оканчивающиеся одинаково. Этого мало. Еще важно,

чтобы эти рифмованные слова связывались с другими словами

в стихотворении по смыслу.

Незнайка: А вы, ребята, умеете сочинять рифмы? Давайте попробуем это

сделать. Мы с Цветиком будем зачитывать четверостишия, а

ваша задача - закончить их, подбирая нужные по смыслу

рифмы.

Зачитываются четверостишия, а ребята должны закончить его, употебив правильно рифму.

2). «Сочиняем рифмы»

    Подберите как можно больше рифмованных слов к данному слову.

Снежок -

    Подберите к данным словам рифмы.

Урок -

мел -

Книжка -

День -

Ветка -

Учитель -

    Напишите стихотворные строчки по заданным рифмам.

………………………звонок

…………………… урок

………………………футбол

………………………гол

………………………роза

………………………мимоза

…………………………солнце

…………………… оконце

………………………цветок

………………………лепесток

    Попробуйте сами сочинить стихи, помня, что в них должны быть рифма, ритм и смысл.

3. Игра «Сказочные гонки»

Ведущий говорит о том, что сейчас все ребята будут принимать участие в гонках - будут двигаться друг за другом примерно на расстоянии вытянутой руки.

Но гонки эти будут не простые, а литературные. Во время игры все ребята поочередно будут превращаться в героев разных сказок - людей, зверей, волшебных персонажей.

Для того, чтобы обозначить, как пройдет маршрут гонок, надо поставить на расстоянии примерно 4-7 метров друг от друга два стула. Таким образом, ведущий, который встанет во главе вереницы детей, пойдет от одного стула к другому, обойдет его и направится к первому стулу. Но в этом случае надо будет идти не прямо, а наискосок, то есть маршрут гонок пройдет в виде «восьмерки», опоясывая оба стула.

Сначала, объясняет ведущий, все участники игры идут обычным шагом. Но надо быть внимательным и вслушиваться в команду ведущего. Потому что по его команде игроки должны вообразить себя тем героем, имя которого он назвал, и идти дальше «в образе» - так, как мог бы ходить этот сказочный персонаж.

Вот какие команды может подавать ведущий, и как они могут «материализоваться» в книжных гонках:

Команды ведущего

Двигательное воплощения

Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке

Летит Жар-птица

Идет на цыпочках Василиса Прекрасная

Шагает Арлекин из кукольного театра Карабаса-Барабаса

Идет по лесу Мишка косолапый

Летят гуси-лебеди

Шагают великаны

Идут мелкими шажками гномы

Скачет лягушка-квакушка

Шагает оловянный солдатик

Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, подскакивая в полуприсяде

Руки вытянуты вверх, делают плавные взмахи

Корпус максимально вытянут, голова приподнята, глаза опущены, руки на поясе

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены

Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходьба вразвалочку

Легкий бег на полупальцах,

руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вперед

Ходьба на цыпочках большими шагами с большим размахом рук

Руки прижаты к корпусу, мелкий шаг

Пальцы рук растопырены,

глаза округлены, прыжки вперед или ходьба с поворотом корпуса вправо и влево. Можно сопровождать кваканьем

Четкий военный шаг

    Подведение итогов – награждение победителей.

Анализ проведенного мероприятия.

Мастер-класс «Играем с Незнайкой в рифмы» был проведен 13 февраля 2009 года в средней и старшей группах Сынтульского детского сада и в младших классах Сынтульской СОШ.

Целью данного мероприятия было: р азвивать творческие способности воспитанников детского сада и учащихся младших классов, дать понятия стихотворной рифмы и ритма; развивать образное мышление; помочь самореализоваться учащимся в различных творческих заданиях.

На подготовительном этапе был подобран материал для выступления: отрывок из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», четверостишия, интересная игра, придуманы творческие задания.

Инсценировка была очень интересной как для ребят дошкольного, так и школьного возраста. Они с увлечением ее посмотрели, затем им было предложено поиграть в рифмы, подобрать рифмованные слова к другим словам, написать стихотворные строчки к готовым рифмам, попробовать написать свои небольшие стишки, что они с удовольствием и сделали. После мастер-класса ребята играли в игру «Сказочные герои», которая стала своеобразной разминкой.

В конце мероприятия были подведены итоги, вручены грамоты. Ребята должны были нарисовать в книге отзывов, на листах которой нарисованы домики Солнечного города, либо цветок, если понравилось мероприятие, либо кактус, если мероприятие не понравилось.

Цель. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на листы бумаги и «шайбы» (фишки), лежащие перед каждым из них.

«Игру в хоккей не забыли? – интересуется педагог. И уточняет: – Удар и где может оказаться шайба?»

Выслушивает ответы детей, подсказывает направления полета шайбы, например: «Шайба летит над воротами, слева от них».

Педагог вызывает ребенка, желающего вести репортаж с хоккейного поля (ребенок отвечает с места). Затем тренировку хоккеистов комментирует другой ребенок. Упражнение повторяется 3–4 раза.

Воспитатель, стоя за спинами детей, наблюдает, кто как перемещает шайбу по листу бумаги, чтобы позже позаниматься с некоторыми ребятами индивидуально.

«Сегодня я не буду угощать вас кофе, так как мы будем играть в игру „Доскажи словечко“ („Подбери рифму“), – сообщает воспитатель. – Очень известная поэтесса Елена Благинина сочинила хитрые стихи. Слушайте их внимательно».

Воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Есть еще игра…»:


На дворе снежок идет,
Скоро праздник…
– Новый год.

Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от…
– Елки!

Ветки слабо шелестят,
Бусы яркие…
– Блестят.

(«А может, искрят? Шипят?»)


И качаются игрушки -
Флаги, звездочки…
– Хлопушки!

(«Не кукушки? Не лягушки? И, естественно, не ушки?»)


Нити пестрой мишуры,
Колокольчики…
– Шары!

(«Шары или дары?»)


Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы…
– Снегурки!

Белоус и краснонос,
Под ветвями Дед…
– Мороз!

Январь

Занятие 1. Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель. Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

Ход занятия

«Сегодня мы опять будем учиться правильно говорить, – начинает занятие педагог. – Побеседуем с вами о новогоднем празднике. Все люди, взрослые и ребята, ждали Нового года: подарков, гостей, путешествий, красивых елок. Расскажите, о чем вы мечтали перед Новым годом и как провели новогодние каникулы».

Педагог выслушивает рассказ ребенка, делает необходимые исправления, задает уточняющие вопросы. Затем оценивает ответ, отмечая его логичность, выразительность (необычные сравнения, эмоциональность).

Вызывает еще 2–3 ребят. Он старается заслушивать рассказы тех детей, которые по-разному провели новогодние каникулы.

Желательно также выслушать ребенка, испытывающего разного рода трудности в освоении родного языка. Но этого ребенка надо подготовить заранее и вместе с детьми порадоваться его успехам.



Для того чтобы внести разнообразие в беседу, порадовать детей, можно провести дидактическую игру «Подбери рифму», используя следующие произведения:


Заглянул щенок в окошко:
– Чем же лакомится… (кошка)?

– Ходят всякие тут, ишь!
– Смотрит зло на кошку… (мышь).

– Может, хватит, мышка, злиться?
– Прочирикала… (синица).

Ничего не произнес
Под кроватью спящий… (пес).

Е. Лаврентьева «Подбери рифму»


* * *
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и… (лицо).

Дорогие мои дети!
Очень-очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль… (не выношу).

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польского С. Михалкова


На веселых,
На зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все… (на головах).
По горам
На самокате
Ездят там
Бычки… (в томате)!
А один ученый кот
Даже водит… (вертолет).

Я. Бежева. «На горизонтских островах»,пер. с польского Б. Заходера

Занятие 2. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза»

Цель. Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

Предварительная работа. Пополнив уголок книги новыми сборниками произведений, воспитатель предлагает детям найти сказки, рассказы, стихотворения. Можно разбить детей на три группы. Первая группа будет отбирать сказки, вторая – рассказы, третья – стихи. Группы детей будут работать поочередно, причем каждая последующая группа может посмотреть книги предыдущей (предыдущих) группы (групп), чтобы определить, не попали ли к ним произведения, которые они хотят отобрать.

Ход занятия

Педагог оценивает работу детей (их прилежание и добросовестность). Затем просматривает первую стопку книг. Целесообразнее начать со сборников стихов. Часто дети относят к стихам сказки А. Пушкина, К. Чуковского. Воспитатель выясняет, правомерно ли это, и к какой группе произведений все-таки относится та или иная книга.



«Это сказка в стихах», – поясняет педагог.

Следующая группа детей доказывает, что выбранные ими книги – сказки (рассказы).

Оценив знания и сообразительность детей, педагог читает им рассказ С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» (см. Приложение). Затем интересуется, понравилось ли им новое произведение, и что это – сказка или рассказ.