Как определить где какая фаза. Фазировка электрического оборудования. Митоз и мейоз в помощь к сдаче егэ Тип деления клеток изображенный на рисунке

С гаплоидным набором хромосом;

При оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, что обеспечивает постоянство хромосомного набора;

Рост организма происходит за счет митоза, обеспечивающего постоянство числа хромосом в соматических клетках .

2. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

В конце те-ло-фа-зы мей-о-за I набор хро-мо-сом - n; число ДНК - 2с;

В ана-фа-зе мей-о-за II набор хро-мо-сом - 2n (n + nна каждом полюсе); число ДНК - 2с;

В конце те-ло-фа-зы I про-изо-шло ре-дук-ци-он-ное де-ле-ние, число хро-мо-сом и ДНК умень-ши-лось в 2 раза, хро-мо-со-мы дву-х-ро-ма-тид-ные;

В ана-фа-зе мей-о-за II к по-лю-сам рас-хо-дят-ся сест-рин-ские хро-ма-ти-ды (хро-мо-со-мы) и становятся самостоятельными хромосомами, по-это-му число хро-мо-сом равно числу ДНК.

3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Га-ме-ты мха ку-куш-ки-на льна об-ра-зу-ют-ся на га-ме-то-фи-тах из га-п-ло-ид-ной клет-ки путём ми-то-за. Набор хро-мо-сом у гамет оди-нар-ный — n.

Споры мха ку-куш-ки-на льна об-ра-зу-ют-ся на ди-пло-ид-ном спо-ро-фи-те в спо-ран-ги-ях путём мей-о-за из ди-пло-ид-ных кле-ток. Набор хро-мо-сом у спор оди-нар-ный — n

4. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

Клет-ки се-мя-за-чат-ка со-дер-жат ди-пло-ид-ный набор хро-мо-сом — 28 (2n2c).

Перед на-ча-лом мей-о-за в S-пе-ри-о-де ин-тер-фа-зы - удво-е-ние ДНК: 28 хро-мо-сом, 56 ДНК (2n4c).

В ана-фа-зе мей-о-за 1 — к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-мо-со-мы, со-сто-я-щие из двух хро-ма-тид. Де-ле-ние ре-дук-ци-он-ное.


В конце мей-о-за I об-ра-зу-ет-ся клет-ка с на-бо-ром n2c —14 хро-мо-сом, 28 ДНК.

В мейоз II всту-па-ют 2 до-чер-ние клет-ки с га-п-ло-ид-ным на-бо-ром хро-мо-сом (n2c).

В ана-фа-зе мей-о-за II — к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-ма-ти-ды. После рас-хож-де-ния хро-ма-тид в те-ло-фа-зе II об-ра-зу-ет-ся 4 га-п-ло-ид-ных клет-ки с на-бо-ром nc — 14 хро-мо-сом, 14 ДНК

5. Весной, при благоприятных условиях, самка тли, размножаясь партеногенетически, может воспроизвести до 60 особей только женского пола, каждая из которых через неделю даст столько же самок. К какому способу относят такое размножение, в чём его особенность? Почему при этом образуются только женские особи?

7. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10 −9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

Перед началом деления в исходной клетке количество ДНК удваивается и масса равна 2 · 6 · 10 - 9 = 12 · 10 - 9 мг;

После окончания деления в соматической клетке количество ДНК остаётся таким же, как в исходной клетке:

6 · 10 - 9 мг;

В половых клетках 23 хромосомы, то есть в два раза меньше, чем в соматических, соответственно масса ДНК в сперматозоиде в два раза меньше и составляет 6 · 10 - 9: 2 = 3 · 10 - 9 мг.

8. Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

Способны к самоудвоению за счёт репликации ДНК;

Способны равномерно распределяться в клетках при делении, обеспечивая преемственность признаков.

9. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

Все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

Образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

10. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

На рисунке изображена метафаза митоза ;

Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом;

В этой фазе двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора.

11. Какие стадии гаметогенеза обозначены на рисунке буквами А, Б и В? Какой набор хромосом имеют клетки на каждой из этих стадий? К развитию каких специализированных клеток ведёт этот процесс?

А - стадия (зона) размножения (деления), клетки диплоидные;

Б - стадия (зона) роста, клетка диплоидная;

В - стадия (зона) созревания, клетки гаплоидные, развиваются сперматозоиды.

12. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Клет-ки се-мя-за-чат-ка со-дер-жат ди-пло-ид-ный набор хро-мо-сом - 28 (2n2c). Перед на-ча-лом мей-о-за в S-пе-ри-о-де ин-тер-фа-зы - удво-е-ние ДНК: 28 хро-мо-сом, 56 ДНК (2n4c).

В ана-фа-зе мей-о-за 1 - к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-мо-со-мы, со-сто-я-щие из двух хро-ма-тид. Ге-не-ти-че-ский ма-те-ри-ал клет-ки будет (2n4c = n2c + n2c) - 28 хро-мо-сом, 56 ДНК. В мейоз 2 всту-па-ют 2 до-чер-ние клет-ки с га-п-ло-ид-ным на-бо-ром хро-мо-сом (n2c) - 14 хро-мо-сом, 28 ДНК. В ана-фа-зе мей-о-за 2- к по-лю-сам клет-ки рас-хо-дят-ся хро-ма-ти-ды. После рас-хож-де-ния хро-ма-тид число хро-мо-сом уве-ли-чи-ва-ет-ся в 2 раза (хро-ма-ти-ды ста-но-вят-ся са-мо-сто-я-тель-ны-ми хро-мо-со-ма-ми, но пока они все в одной клет-ке) - (2n2с = nc + nc) - 28 хро-мо-сом, 28 ДНК.

13. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

14. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК. 1. Клет-ка со-дер-жит 8 хро-мо-сом и 8 мо-ле-кул ДНК. Это ди-пло-ид-ный набор. 2. Перед де-ле-ни-ем в ин-тер-фа-зе про-ис-хо-дит удво-е-ние мо-ле-кул ДНК. (8 хро-мо-сом и 16 мо-ле-кул ДНК) 3. В те-ло-фа-зе 1 го-мо-ло-гич-ные хро-мо-со-мы рас-хо-дят-ся к по-лю-сам клет-ки, клет-ки де-лят-ся и об-ра-зу-ют 2 га-п-ло-ид-ных ядра. (4 хро-мо-со-мы и 8 мо-ле-кул ДНК).

15. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6 · 10 −9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре клетки при овогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты. Перед началом мейоза хромосомы удваиваются, общая масса ДНК становится 12 · 10 -9 мг. В профазе мейоза I никаких изменений количества хромосом еще не произошло, остается 12 · 10 -9 мг. В ходе первого деления мейоза количество хромосом уменьшилось в 2 раза, следовательно, в профазе мейоза II 6 · 10 -9 мг ДНК.

16. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Эпи-дер-мис листа имеет ди-пло-ид-ный набор хро-мо-сом. Взрос-лое рас-те-ние яв-ля-ет-ся спо-ро-фи-том.

Все клет-ки за-ро-ды-ше-во-го мешка га-п-ло-ид-ны, но в цен-тре на-хо-дит-ся ди-пло-ид-ное ядро(об-ра-зу-ет-ся в ре-зуль-та-те сли-я-ния двух ядер) - это уже не вось-ми-ядер-ный, а се-ми-кле-точ-ный за-ро-ды-ше-вый мешок. Это га-ме-то-фит.

Спо-ро-фит об-ра-зу-ет-ся из кле-ток за-ро-ды-ша се-ме-ни путем ми-то-ти-че-ско-го де-ле-ния. Га-ме-то-фит об-ра-зу-ет-ся путем ми-то-ти-че-ско-го де-ле-ния из га-п-ло-ид-ной споры.

17. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

В раз-мно-же-нии участ-ву-ет одна особь;

По-том-ки яв-ля-ют-ся ко-пи-я-ми ро-ди-тель-ской особи;

Новый ор-га-низм об-ра-зу-ет-ся из со-ма-ти-че-ских кле-ток (ве-ге-та-тив-ных ор-га-нов).

Помогите пожалуйста режить 2 работы, очень срочно надо. Надеюсь на вашу помощь, так как в биологии я не очень сильна. А1. Клетки сходные по строению и

выполняемым функциям, образуют 1) Ткани; 2) органы; 3) системы органов; 4) единый организм. А2. В процессе фотосинтеза растения 1) Обеспечивают себя органическими веществами 2) окисляют сложные органические вещества до простых 3) Поглощают кислород и выделяют углекислый газ 4) Расходуют энергию органических веществ. А3. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей 1) Строения 2) жизнедеятельности 3) роста 4) размножения. А4. Какие структуры клетки распределяются строго равномерно между дочерними клетками в процессе митоза? 1) Рибосомы; 2) митохондрии; 3) хлоропласты; 4) хромосомы. А5. Дезоксирибоза является составной частью 1) Аминокислот 2) белков 3) и РНК 4) ДНК. А6. Вирусы, проникая в клетку хозяина, 1) Питаются рибосомами; 2) поселяются в митохондриях; 3) Воспроизводят свой генетический материал; 4) Отравляют её вредными веществами, образующимися в ходе их обмена веществ. А7. Каково значение вегетативного размножения? 1) способствует быстрому увеличению численности особей вида; 2) ведет к появлению вегетативной изменчивости; 3) увеличивает численность особей с мутациями; 4) приводит к разнообразию особей в популяции. А8. Какие структуры клетки, запасающие питательные вещества, не относят к органоидам? 1) Вакуоли; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) включения. А9. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза белка? 1) 300 2) 600 3) 900 4) 1500 А10. В состав вирусов, как и бактерий, входят 1) нуклеиновые кислоты и белки 2) глюкоза и жиры 3) крахмал и АТФ 4) вода и минеральные соли А11. В молекуле ДНК нуклеотиды с тимином составляют 10 % от общего числа нуклеотидов. Сколько нуклеотидов с цитозином в этой молекуле? 1) 10% 2) 40% 3)80% 4) 90% А12. Наибольшее количество энергииосвобождается при расщеплении одной связи в молекуле 1) Полисахарида 2) белка 3) глюкозы 4) АТФ 2 Вариант А1. Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться 1) Происходят мутации 2) у особей возникают модификации 3) появляются новые комбинации генов 4) передаётся наследственная информация к дочерним клеткам. А2. Какое значение митохондрии в клетке 1) транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза 2) преобразуют энергию органических веществ в АТФ 3) осуществляют процесс фотосинтеза 4) синтезируют углеводы А3. Митоз в многоклеточном организме составляет основу 1) гаметогенеза 2) роста и развития 3) обмена веществ 4) процессов саморегуляции А4. Каковы цитологические основы полового размножения организма 1) способность ДНК к репликации 2) процесс формирования спор 3)накопление энергии молекулой АТФ 4) матричный синтез иРНК А5. При обратимой денатурации белка происходит 1) нарушение его первичной структуры 2) образование водородных связей 3) нарушение его третичной структуры 4) образование пептидных связей А6. В процессе биосинтеза белка молекулы иРНК переносят наследственную информацию 1) из цитоплазмы в ядро 2) одной клетки в другую 3)ядра к митохондриям 4) ядра к рибосомам. А7. У животных в процессе митоза в отличии от мейоза, образуются клетки 1) соматические 2) с половиной набором хромосом 3)половые 4) споровые. А8. В клетках растений, в отличие от клеток человека, животных, грибов, происходит А) выделение 2) питание 3) дыхание 4) фотосинтез А9. Фаза деления в которых, хроматиды расходятся к разным полюсам клетки 1) анафаза 2) метафаза 3) профаза 4) телофаза А10. Прикрепление нитей веретена деления к хромосомам происходит 1) Интерфаза; 2) профаза; 3) метафаза; 4) анафаза. А11. Окисление органических веществ с освобождением энергии в клетке происходит в процессе 1) Биосинтеза 2) дыхания 3) выделения 4) фотосинтеза. А12. Дочерние хроматиды в процессе мейоза расходятся к полюсам клетки в 1) Метафазе первого деления 2) Профазе второго деления 3) Анафазе второго деления 4) Телофазе первого деления

1)Как называется длительный исторический процесс происхождения человека?

Б1
Выберите черты и примеры бесполого размножения организмов.
А) томство генетически уникально Б) потомство –чные копии родителей В) размножение картофеля убнями Г) размножение картофеля семенами Д) потомство может развиваться из соматических клеток Е) в процессе участвуют два родителя адании В2 и запишите все буквы в нужной последовательности в таблицу Установите соподчинение систематических категорий, начиная с наименьшей. класс Двудольные Б) отдел Покрытосеменные В) вид Одуванчик лекарственный Г) царство Растения Д) семейство ожноцветные Е) род Одуванчик

С1
Как и где закодированы наследственные свойства организмов?

В последние два года в вариантах тестовых заданий ЕГЭ по биологии стало появляться все больше вопросов по способам размножения организмов, способам деления клеток, отличиям разных стадий митоза и мейоза, наборам хромосом (n) и содержанию ДНК (с) в различных стадиях жизни клеток.

Я согласен с авторами заданий. Чтобы хорошо вникнуть в суть процессов митоза и мейоза надо не только понимать, чем они отличаются друг от друга, но и знать как меняется набор хромосом (n ), а, главное, их качество (с ), на различных стадиях этих процессов.

Помним, конечно, что митоз и мейоз — это различные способы деления ядра клеток, а не деление самих клеток (цитокинез).

Помним и то, что благодаря митозу происходит размножение диплоидных (2n) соматических клеток и обеспечивается бесполое размножение, а мейоз обеспечивает образование гаплоидных (n) половых клеток (гамет) у животных или гаплоидных (n) спор у растений.

Для удобства восприятия информации

на рисунке ниже митоз и мейоз изображены вместе. Как мы видим, эта схема не включает , в ней нет и полного описания того, что происходит в клетках при митозе или мейозе. Цель данной статьи и этого рисунка обратить ваше внимание только на те изменения, которые происходят с самими хромосомами на разных стадиях митоза и мейоза. Именно на это делается упор в новых тестовых заданиях ЕГЭ.

Чтобы не перегружать рисунки, диплоидный кариотип в ядрах клеток представлен всего двумя парами гомологичных хромосом (то есть n = 2). Первая пара — более крупные хромосомы (красная и оранжевая ). Вторая пара — более мелкие (синяя и зеленая ). Если бы мы изображали конкретно, например, кариотип человека (n = 23), пришлось бы рисовать 46 хромосом.

Так каков был набор хромосом и их качество до начала деления в интерфазной клетке в период G1 ? Конечно он был 2n2c . Клеток с таким набором хромосом мы на этом рисунке не видим. Так как после S периода интерфазы (после репликации ДНК) количество хромосом, хотя и остается прежним (2n), но, так как каждая из хромосом теперь состоит из двух сестринских хроматид, то формула кариотипа клетки будет записываться уже так: 2n4c . И вот клетки с такими двойными хромосомами, готовые уже приступить к митозу или мейозу, и изображены на рисунке.

Данный рисунок позволяет нам ответить на следующие вопросы тестовых заданий

— Чем отличается профаза митоза от профазы I мейоза? В профазе I мейоза хромосомы не свободно распределены по всему объему бывшего клеточного ядра (ядерная оболочка в профазе растворяется), как в профазе митоза, а гомологи объединяются и коньюгируют (переплетаются) друг с другом. Это может привести к кроссинговеру: обмену некоторыми идентичными участками сестринских хроматид у гомологов.

— Чем отличается метафаза митоза от метафазы I мейоза? В метафазу I мейоза по экватору клетки выстраиваются не отдельные двухроматидные хромосомы как в метафазе митоза, в биваленты (по два гомолога вместе) или тетрады (тетра — четыре, по числу задействованных в коньюгации сестринских хроматид).

— Чем отличается анафаза митоза от анафазы I мейоза? В анафазу митоза нитями веретена деления к полюсам клетки растаскиваются сестринские хроматиды (которые в это время уже следует называть однохроматидными хромосомами ). Обратите внимание, что в это время, поскольку из каждой двухроматидной хромосомы образовалось две однохроматидные хромосомы, а два новых ядра еще не образовались, то хромосомная формула таких клеток будет иметь вид 4n4c. В анафазу I мейоза нитями веретена деления к полюсам клетки растаскиваются двухроматидные гомологи. Кстати, на рисунке в анафазу I мы видим, что одна из сестринских хроматид оранжевой хромосомы имеет участки из красной хроматиды (и, соответственно, наоборот), а одна из сестринских хроматид зеленой хромосомы имеет участки из синей хроматиды (и, соответственно, наоборот). Поэтому мы можем утверждать, что в профазу I мейоза между гомологичными хромосомами происходила не только коньюгация, но и кроссинговер.

— Чем отличается телофаза митоза от телофазы I мейоза? В телофазу митоза в двух новых образовавшихся ядрах (двух клеток еще нет, они образуются в результате цитокинеза) будет содержаться диплоидный набор однохроматидных хромосом — 2n2c. В телофазу I мейоза в двух образующихся ядрах будет находиться гаплоидный набор двухроматидных хромосом — 1n2c. Таким образом, мы видим, что мейоз I уже обеспечил редукционное деление (количество хромосом снизилось вдвое).

— Что обеспечивает мейоз II ? Мейозом II называется эквационное (уравнительное) деление, в результате которого в четырех образовавшихся клетках будет находиться гаплоидный набор нормальных однохроматидных хромосом — 1n1c.

— Чем отличается профаза I от профазы II ? В профазу II ядра клеток не содержат гомологичных хромосом, как в профазу I, поэтому не происходит объединения гомологов.

— Чем отличается метафаза митоза от метафазы II мейоза? Очень «коварный» вопрос, так как из любого учебника вы запомните, что мейоз II в целом протекает как митоз. Но, обратите внимание, в метафазу митоза по экватору клетки выстраиваются двухроматидные хромосомы и у каждой хромосомы есть её гомолог. В метафазе II мейоза по экватору тоже выстраиваются двухроматидные хромосомы, но нет гомологичных. На цветном рисунке, как в этой статье выше, это хорошо видно, но на экзамене рисунки черно-белые. На этом черно-белом рисунке одного из тестовых заданий изображена метафаза митоза, так как здесь есть гомологичные хромосомы (большая черная и большая белая — одна пара; маленькая черная и маленькая белая — другая пара).

— Может быть и аналогичный вопрос по анафазе митоза и анафазе II мейоза .

— Чем отличается телофаза I мейоза от телофазы II ? Хотя набор хромосом в обоих случаях гаплоидный, но во время телофазы I хромосомы двухроматидные, а во время телофазы II они однохроматидные.

Когда писал на этом блоге подобную статью никак не думал, что за три года содержание тестов так сильно изменится. Очевидно, из-за сложностей создавать все новые и новые тесты, опираясь на школьную программу по биологии, авторы-составители уже не имеют возможности «копать вширь» (всё уже давно «вскопано») и они вынуждены «копать вглубь».

*******************************************
У кого будут вопросы по статье к репетитору биологии по Скайпу , прошу обращаться в комментариях.

Ответ :

1) зародышевый листок - мезодерма;

2) формируются ткани - соединительная, мышечная;

3) формируются органы опорно-двигательной, кровеносной, выделительной, половой систем.

С2. Назовите способ и фазу деления клеток, изображенных на рисунке. Какой процесс они иллюстрируют и в чем состоит его сущность?

Ответ :

1) профаза мейоза I;

2) изображены конъюгация и кроссинговер;

3) кроссинговер – обмен участками, генами между гомологичными хромосомами, который приводит к перекомбинации генов.

С2. Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в эту фазу?

Ответ :

1) на рисунке изображена метафаза митоза;

2) в эту фазу двухроматидные хромосомы выстраиваются в плоскости экватора;

3) нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом.

С2. Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту стадию. Ответ поясните.

Ответ:

1) метафаза митоза, так как все хромосомы выстраиваются в одной плоскости экватора;

2) хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, заканчивается формирование веретена деления;

3) количество хромосом 2n – 4; поскольку хромосомы состоят из двух сестринских хроматид, то количество молекул ДНК в два раза больше, чем хромосом – 8.

C 2 № 14191. Опре­де­ли­те тип и фазу де­ле­ния клет­ки, изоб­ражённой на ри­сун­ке. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этой фазе?

Ответ:

1) Тип и фаза де­ле­ния клет­ки: митоз; ана­фа­за;

2) Сокращение нитей веретена деления;

3) Деление центромер хромосом, расхождение к полюсам клетки однохроматидных хромосом.

С3. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.

Ответ :

1) в размножении участвует одна особь;

2) потомки являются копиями родительской особи;

3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

С4. Объясните, какой процесс лежит в основе образования половых клеток у животных. В чём состоит биологическое значение этого процесса?

Ответ :

1) в основе образования половых клеток лежит редукционное деление – мейоз;

2) образуются наследственно разнородные гаметы (за счёт кроссинговера и независимого расхождения хромосом);

3) при оплодотворении в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом, характерный для данного вида.

C4. В чем заключается биологический смысл митоза?

Ответ :

1) Митоз обеспечивает точную передачу наследственной информации от материнской клетки к дочерним.
2) Лежит в основе роста тканей, органов.
3) Является способом размножения некоторых одноклеточных организмов.

C4. В чем заключается биологический смысл мейоза?

Ответ :

1) Это способ образования половых клеток.
2) Уменьшение вдвое набора хромосом в гаметах позволяет при оплодотворении восстановить двойной набор хромосом, характерный для вида.
3) Перекрест и обмен участками гомологичных хромосом увеличивает разнообразие потомства.

C4. Что называется зиготой?

1) Зигота - это оплодотворенная яйцеклетка.
2) Содержит диплоидный набор хромосом.
3) Служит для образования зародыша.

C4. В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

1) Сходства: содержат одинарный набор хромосом, вырабатываются в яичниках, самостоятельно не способны к передвижению, имеют округлую форму.
2) Различия: в размерах (у человека невидимая простым глазом), в кариотипе (разное количество, размеры, формы хромосом), в содержании питательных веществ, в расположении (у лягушки - в откладываемых в воду икринках, у человека - внутри организма).

C4. Каково значение интерфазы в жизни клетки?

1) Интерфаза это период между двумя делениями клетки.
2) В ней происходит усиленный синтез веществ и их накопление, увеличение количества органоидов, накопление АТФ.
3) Происходит удвоение молекул ДНК.

C4. Каково значение двойного оплодотворения у цветковых растений?

1) В процессе двойного оплодотворения происходит два слияния клеток.
2) Один спермий сливается с яйцеклеткой и образуется зигота.
3) Другой - с крупной диплоидной центральной клеткой и образуется триплоидный эндосперм - питательная ткань для зародыша. Таким образом, в результате двойного оплодотворения образуется семя, состоящее из зародыша, обеспеченного питательными веществами и защищенного семенной кожурой.

C4. В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

1) Преимущества бесполого размножения: позволяет быстро увеличить численность особей при благоприятных условиях и распространяться.
2) Недостатки бесполого размножения: так как потомство одинаково, при неблагоприятных условиях все особи могут погибнуть, неэффективно происходит процесс естественного отбора.
3) Преимущества полового размножения: более эффективно происходит естественный отбор из-за разнообразия потомства, быстрее происходит приобретение приспособлений, усложнение организации, больше шансов для сохранения вида.
4) Недостатки: требуется время для достижения половозрелости, нужны определенные условия (наличие воды для споровых растений, наличие пищевых ресурсов для выкармливания потомства и т.д.), требуется дополнительные энергозатраты для перемещения на места размножений, для создания пар, для построения гнезд, нор и т.д.

C4. Чем отличаются клетки печени осла от клеток печени лошади?

Клетки отличаются кариотипом:
1) количеством,
2) размерами,
3) формами хромосом.

C4. Опишите строение и функции яйцеклеток животных.

1) Яйцеклетки - женские гаметы, вырабатываются яичниками в процессе мейоза, содержат гаплоидный набор хромосом, не способны самостоятельно двигаться, содержат все органоиды и запас питательных веществ.
2) Функции: обеспечивают передачу наследственной информации от материнского организма потомству, и обеспечивают питательными веществами зародыш.
3) У разных видов отличаются размерами и формами.

C4. Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

1) Митоз обеспечивает постоянство числа хромосом в соматических клетках и за счет него организм растет.
2) Мейоз образует гаметы с гаплоидным набором хромосом.
3) При оплодотворении диплоидный набор хромосом, характерный для вида, восстанавливается.

C4. Объясните, почему при половом размножении появляется более разнообразное потомство, чем при вегетативном.

1) У потомства при половом размножении комбинируются признаки обоих родителей;
2) причина комбинативной изменчивости - кроссинговер, мейоз и случайное сочетание гамет при оплодотворении;
3) при вегетативном размножении потомки сходны друг с другом, имеют большое сходство с родительским организмом, из соматических клеток которого они формируются.

C4. Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.

1) Обеспечивают преемственность поколений;
2) обеспечивают передачу наследственной информации и комбинацию признаков;
3) яйцеклетка обеспечивает развитие зародыша за счет питательных веществ, а большое число сперматозоидов повышает вероятность оплодотворения, у некоторых животных из не оплодотворенных яйцеклеток развивается потомство (явление партеногенеза).

C4. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

1) Лягушка - представитель класса земноводных. Развитие их личинок происходит в окружающей среде (воде) за счет питательных веществ оплодотворенной яйцеклетки.
2) Кролик - представитель класса млекопитающих, для которых характерно внутриутробное развитие.
3) Во время развития зародыш млекопитающих находится в матке и питается за счет питательных веществ материнского организма.

C4. В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

1) Мейоз - основа образования гамет с гаплоидным набором хромосом.
2) Образование зиготы с диплоидным набором хромосом происходит в результате оплодотворения.
3) Деление клеток путем митоза - основа роста дочернего организма.
т.о. Митоз, мейоз и оплодотворение - основа сохранения постоянства числа и формы хромосом в клетках.

C4. Почему у разных животных разная плодовитость?

1) Чем больше выражена забота о потомстве, тем меньше плодовитость.
2) Для всех организмов действует закономерность: чем больше вероятность гибели потомства, тем больше плодовитость.
3) Чем крупнее животное, тем меньше плодовитость.

С5. Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ :

1) сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

2) все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

3) образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

С5. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в телофазе мейоза 1 и мейоза 2 по сравнению с интерфазой в половых клетках дрозофилы? Её соматические клетки содержат 8 хромосом. Ответ поясните.

Ответ :

1) в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, поэтому число хромосом – 8, молекул ДНК – 16;

2) в телофазе мейоза 1 происходит редукционное деление, поэтому число хромосом – 4, молекул ДНК – 8;

3) в телофазе мейоза 2 клетки содержат 4 хромосомы и 4 молекулы ДНК, так как происходит митотическое деление.

С5. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и мейоза II.

Ответ :

1) перед началом деления в процессе репликации число ДНК удваивается и общая масса ДНК равна 2х6х10 -9 мг =12х10 -9 мг;

2) в анафазе мейоза I масса ДНК не изменяется и равна 12х10 -9 мг, так как все хромосомы находятся в одной клетке;

3) перед началом мейоза II клетка содержит уже гаплоидный набор хромосм, но каждая хромосома состоит из двух молекул ДНК, поэтому в анафазе мейоза II масса ДНК равна 12х10 -9:2=6х10 -9 мг

С5. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II?

Ответ :

1) перед началом деления (в интерфазе 2n4c). Молекулы ДНК удваиваются, количество хромосом не меняется, следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;

2) в профазе мейоза I (2n4c), следовательно количество хромосом 8, а ДНК 16;

3) в профазе мейоза II (n2c) после редукционного деления мейоза I число хромосом 4, молекул ДНК – 8.

С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.

Ответ:

1) в клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш развивается из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки;

2) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом – 3n, так как образуется при слиянии двух ядер центральной клетки семязачатка (2n) и одного спермия (n);

3) клетки листьев цветкового растения имеют диплоидный набор хромосом – 2n, так как взрослое растение развивается из зародыша

С5 . Какой набор хромосом характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Из каких клеток и в результате какого процесса они образуются?

Ответ:

1) клетки пыльцевого зерна и спермиев сосны гаплоидны;

2) клетки пыльцевого зерна формируются из гаплоидной микроспоры путем митоза;

3) спермий формируется из генеративной клетки пыльцевого зерна путем митоза.

С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Элементы ответа:

1) в клетках иголок сосны набор хромосом – 2n; в спермиях сосны – n;

2) взрослое растение сосны развивается из зиготы (2n);

3) спермии сосны развиваются из гаплоидных спор (n) путём митоза

C2. Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их.

1) 2 - спора;
2) 3 - заросток с развивающимися на нем антеридиями - 4 и архегониями 5;
3) 6 - спермий (сперматозоид) и 7 - яйцеклетка.

С5. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

С5. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.

С5. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе.

С5 . Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка се­мя­за­чат­ка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1. Эпи­дер­мис листа имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Взрос­лое рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том.

2. Все клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка га­п­ло­ид­ны, но в цен­тре на­хо­дит­ся ди­пло­ид­ное ядро(об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те сли­я­ния двух ядер) - это уже не вось­ми­ядер­ный, а се­ми­кле­точ­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. Это га­ме­то­фит.

3. Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся из кле­ток за­ро­ды­ша се­ме­ни путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния. Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния из га­п­ло­ид­ной споры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этой фазе? На рисунке изображена анафаза, поскольку происходит расхождение хромосом. Поскольку расходятся одинарные (однохроматидные) хромосомы, то это не может быть анафаза I мейоза. Поскольку в клетке имеются пары хромосом (пара больших и пара матеньких), то это не может быть анафаза II мейоза, в которой хромосомы непарные. Следовательно, на рисунке изображена анафаза митоза.

3 слайд

Описание слайда:

Пользуясь рисунком, определите способ и фазу деления клетки. Какие процессы происходят в эту стадию? Укажите набор хромосом и количество ДНК в клетке в эту фазу митоза. Ответ поясните. На рисунке изображена метафаза, поскольку хромосомы располагаются на экваторе клетки, на метафазной пластинке. Это не может быть метафаза I мейоза, потому что хромосомы состоят из двух хроматид, и не может быть метафаза II мейоза, потому что хромосомы представлены двумя парами. Следовательно, способ деления клетки на данном рисунке – митоз. В метафазу митоза заканчивается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются на метафазной пластинке. В метафазе митоза в клетке двойной набор двойных хросом – 2n4c.

4 слайд

Описание слайда:

Какое деление и какая его фаза изображены на рисунке? Укажите набор хромосом (n), число молекул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте. На рисунке изображена метафаза, поскольку хромосомы располагаются на экваторе клетки, на метафазной пластинке. Это не может быть метафаза I мейоза, потому что хромосомы состоят из двух хроматид, и не может быть метафаза II мейоза, потому что хромосомы представлены двумя парами. Следовательно, способ деления клетки на данном рисунке – митоз. В метафазу митоза заканчивается формирование веретена деления, хромосомы выстраиваются на метафазной пластинке. В метафазе митоза в клетке двойной набор двойных хросом – 2n4c.

5 слайд

Описание слайда:

Назовите тип и фазу деления клеток, изображенных на рисунках. Какие процессы они иллюстрируют? К чему приводят эти процессы? На левом рисунке изображен кроссинговер (гомологичные хромосомы обмениваются участками). На правом рисунке кроссинговер закончен, происходит разрушение ядерной оболочки. Все эти процессы происходят в профазе I мейоза. Кроссинговер приводит к рекомбинации (перемешиванию наследственной информации).

6 слайд

Описание слайда:

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках кончика корня в профазе и конце телофазы митоза. Объясните полученные результаты в каждой фазе. В профазе разделение двойных хромосом на одинарные дочерние хромосомы еще не произошло, поэтому количество хромосом равно 28, количество молекул ДНК – 56. В метафазе 28 двойных хромосом разделятся каждая на две дочерних, в анафазе 28 дочерних хромосом уйдут в одну дочернюю клетку, 28 в другую. В конце телофазы уже закончится разделение дочерних клеток; в каждой из них по 28 хромосом, 28 молекул ДНК.

7 слайд

Описание слайда:

У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое количество хромосом и молекул ДНК. Перед началом любого деления в клетках имеется двойной набор двойных хромосом (хромосомы стали двойными после удвоения (репликации). Следовательно, перед делением в клетке КРС 60 хромосом, 120 молекул ДНК. В ходе первого деления мейоза происходит независимое расхождение двойных гомологичных хромосом, количество хромосом в дочерних клетках уменьшается в два раза, но эти хромосомы остаются двойными: 30 хромосом, 60 молекул ДНК.

8 слайд

Описание слайда:

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Перед делением в клетке двойной набор двойных хромосом (28 хромосом, 56 молекул ДНК). В анафазе мейоза I хромосомы не делятся, поэтому в клетке остается двойной набор двойных хромосом (28 хромосом, 56 молекул ДНК). После первого деления мейоза в каждой из дочерних клеток получается одинарный набор двойных хромосом (14 хромосом, 28 молекул ДНК). Во время второго деления мейоза двойные хромосомы делятся на одинарные, поэтому в анафазе мейоза II в клетке получается двойной набор одинарных хромосом (28 хромосом, 28 молекул ДНК).

9 слайд

Описание слайда:

Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. В первом делении мейоза происходит независимое расхождение двойных гомологичных хромосом. По окончании мейоза I в каждой из двух клеток остается одинарный набор двойных хромосом. У пшеницы – 14 хромосом, 28 молекул ДНК. Во втором делении мейоза двойные хромосомы распадаются на одинарные и расходятся. По окончании мейоза II в каждой из четырех клеток остается одинарный набор хромосом. У пшеницы – 14 хромосом, 14 молекул ДНК.

10 слайд

Описание слайда:

Известно, что в соматических клетках капусты содержится 18 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом. Перед началом мейоза в клетке двойной набор двойных хромосом (18 хромосом, 36 молекул ДНК). В анафазе мейоза I происходит расхождение двойных хромосом, но все хромосомы пока еще находятся в одной клетке (18 хромосом, 36 молекул ДНК). По окончании первого деления мейоза в каждой клетке получилось по 9 двойных хромосом (18 молекул ДНК). В метафазе II 9 двойных хромосом распались на 18 одинарных, в анафазе II 18 одинарных хромосом еще находятся в одной клетке (18 хромосом, 18 молекул ДНК).

11 слайд

Описание слайда:

Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае. Перед началом мейоза в клетке двойной набор двойных хромосом (у дрозофилы 8 хромосом, 16 молекул ДНК). В первом делении мейоза происходит расхождение двойных хромосом, после первого деления в каждой из двух клеток получается одинарный набор двойных хромосом (у дрозофилы 4 хромосомы, 8 молекул ДНК).

12 слайд

Описание слайда:

В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах? В зоне размножения предшественники половых клеток делятся митозом. В клетках этой зоны 8 хромосом. В зоне созревания происходит мейоз. При мейозе количество хромосом уменьшается в два раза, в конце зоны созревания в клетках 4 хромосомы.

13 слайд

Описание слайда:

Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (c) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. В профазе мейоза I в клетке двойной набор двойных хромосом, 2n4c. В первом делении мейоза расходятся двойные хромосомы, поэтому по окончании первого деления мейоза в каждой из двух клеток получается по одинарному набору двойных хромосом (n2c). В метафазе мейоза II они выстроятся на метафазной пластинке, но еще не разделятся.

14 слайд

Описание слайда:

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при овогенезе перед началом мейоза, в профазе мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты. Перед началом мейоза хромосомы удваиваются, общая масса ДНК становится 12х10-9 мг. В профазе мейоза I никаких изменений количества хромосом еще не произошло, остается 12х10-9 мг. В ходе первого деления мейоза количество хромосом уменьшилось в 2 раза, следовательно, в профазе мейоза II 6х10-9 мг ДНК.