Информация и опасности ее социализации. Неблагоприятные условия социализации человека – социально-педагогическая виктимология Краткая характеристика основных видов социальных опасностей

Влияющие на ее процесс, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.

Некоторые социологи считают, что существует зависимость между неудачной социализацией и психическими заболеваниями. Леннард и его коллеги выявили связь между способами коммуникации, сложившимися в семье, и шизофренией. Они исследовали два различных способа коммуникаций: внешний и внутренний. Внешняя коммуникация подразумевает отношения с посторонними людьми, а также между родителями и ребенком. Беседу о звезде телеэкрана или семье, проживающей по соседству, следует считать примером внешней коммуникации, внутренние коммуникации касаются чувств, мыслей и душевных переживаний родителей и ребенка.

Внутренние коммуникации состоят из высказываний и вопросов. Например, один из родителей говорит ребенку: «Ты только тогда бываешь хорошим, когда тебе это выгодно» или: «Ты не заболеешь. Не внушай себе, что ты болен». Леннард показал, что в семьях, где дети больны шизофренией, преобладает тенденция к внутренней, а не к внешней коммуникации. Он утверждает, что такой тип воспитания сопровождается вторжением родителей в личную жизнь их детей, что препятствует развитию их самосознания и способности контролировать свои чувства.

Кон (1969) выдвинул иное объяснение связи между шизофренией и социализацией. Отметив, что шизофрения особенно широко распространена среди представителей низшего класса, он предположил, что она обусловлена механизмами социализации , характерными для этого класса. Дети из низшего класса в большей степени приучаются подчиняться другим людям, поэтому у них может сложиться упрощенное представление об авторитете и некоторых других аспектах реальной жизни. И когда в их личной жизни происходит кризис, который нельзя преодолеть с помощью усвоенных правил, они падают духом и оказываются совершенно не способными выдержать стресс. Кон утверждает, что такие симптомы шизофрении, как упрощенное, ригидное представление о реальности, страх и подозрительность, неумение ставить себя на место других, являются гипертрофированными чертами личности, склонной к конформизму.

Смелзер говорил, что «неудача» или «успех» социализации могут зависеть от методов, применяемых для её осуществления. Социологи обнаружили, что методы, используемые в процессе социализации, воздействуют на готовность людей усваивать общепринятые ценности. Например, склонность молодых людей оказывать сопротивление или поддержку истеблишменту зависит от того, как они расценивают помощь или контроль со стороны родителей. Подростки (тинэйджеры), которым родители мало помогают, злоупотребляя при этом своей властью (в первую очередь, это касается отцов), часто становятся нонконформистами в вопросах религии, многие из них стремятся противопоставить свои личностные принципы общепринятым ценностям общества. Тинэйджеры, которые осознают, что родители одновременно поддерживают и контролируют их, в большей мере склонны придерживаться традиционных религиозных убеждений и стремятся к сохранению статус-кво.

Итак, социализация – это процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие собственного Я.

Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь. Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания».

(несколько тезисов)

"В начале было Слово". Но это было слово, не искаженное ложью. С утра до вечера мы слышим, читаем, произносим слова. Но какие слова?!

Наше время - время тотального передергивания фактов, недомолвок, частичного или полного утаивания правды.

Меняется отношение к традиционным ценностям. Правду не только не любят, ее откровенно боятся, ее не желают, от нее "бегут". И не мудрено - правда срывает маску лицемерия с физиономии современного общества.

За истинность и ложность знаний о мире ответственны, в первую очередь, СМИ. Современные СМИ последних лет играют сомнительную роль.

Они "вскрывают" головы людей словно консервные банки, бесцеремонно заполняют их своими информационными "продуктами", перестраивая сознание на другой лад.

Ведущие политических ток-шоу реагируют на глупые выходки западных журналистов и политиков, делая из политического мусора темы программ и обсуждая их с экспертами, нагнетают в эфире нездоровую атмосферу. В ток-шоу постоянно участвуют "гости", которые "подогревают градус" шоу клеветническими антироссийскими речами.

Известный телеведущий говорит с экрана телевизора о проблемах и заблуждениях мира, демонстрирует фильм, а потом продает книги под названием "Великие тайны". Какие же это тайны? Видимо, утверждение о том, что климатические изменения на планете происходят из-за того, что из мозга возбужденных людей ("революция" на Украине, "арабская весна") выделяется какая-то непонятная энергия. Некий "независимый исследователь" заявил это в программе "Самые шокирующие гипотезы". А может быть, "догадка", что погоду "мутят" инопланетяне (оттуда же)... Или, заявление другого "независимого исследователя" о том, что стать разумными существами уже готовы, в частности, еноты... Ох, и дурят нашего брата!..

А что пишут в газетах, что можно увидеть и прочесть в Интернете и в разных журналах - об этом лучше не рассказывать... И ведь сколько во всем вранья!

Философия современных СМИ гласит: "Истины нет, есть интерпретация фактов и событий".

Соответствие объективной истине, адекватность реальности не являются сегодня критерием, которыми СМИ руководствуются в своей деятельности.

СМИ активно участвуют в формировании нового глобального явления - ложных знаний.

"Наличие искусственно созданных ложных знаний является следствием следующих фактов:

Большинство знаний современный человек получает посредством обучения, а не личного опыта;

Современный человек живёт в искусственной среде, свойства которой зависят от воли людей и не имеют такого постоянства и необходимости, как законы природы;

Существует возможность целенаправленного
информационного воздействия на сознание людей в условиях этой искусственной среды.

В таких условиях появилась возможность манипулировать сознанием людей, путём распространения ложных знаний. Ложные знания распространяются в большинстве случаев с корыстными целями."

Информация, распространяемая СМИ, в любом случае влияет на сознание людей. Определить, где начинается манипуляция сознанием и где заканчивается неизбежное воздействие информации на общественное сознание, невозможно. Сопротивляться всепроникающему информационному воздействию могут, видимо, единицы.

Информация "безразлична" к истине. А вот знания предполагают соответствие реальности, объективной истине.

Условия современной жизни побуждают к игнорированию истины. Фетишом современной жизни становятся интересы: национальные интересы, интересы государства, интересы отдельных организаций, личностей. Но в действительности осуществляются интересы элит, точнее, мировой элиты. Она реализует свои интересы скрыто, формируя благоприятное общественное мнение через СМИ.

Если ложь приносит прибыль, ведет к утверждению власти, те, кто заинтересован в получении этих "благ", лгут. Если ненависть, убийства, жестокость отвечают чьим-то политическим интересам, их непременно поощряют.

Примеры: Украина, ИГИЛ.
К сожалению, миром все еще правит практицизм, цинизм, едва прикрывающий наготу чистоган.

Ложное знание создает в головах людей
неадекватную картину мира. В массовое сознание внедряется мировоззренческий "кич". Культуру мышления утрачивает даже интеллектуальная элита.

Мы теряем способность прощать, бескорыстно любить. Зато учимся кричать, выплескивать на других ушаты негативных эмоций. Все больше тех, кто ставит перед собой эгоистические цели и лезет по головам, чтобы их достичь.

Интернет породил еще одну проблему - блоггеры овладевают умами молодежи. Миллионы молодых людей "сидят" в Youtube, наблюдая видеоролики своих кумиров. Они живут в другом мире. Им не интересно то, о чем я написал выше...

Текст научной работы на тему «Выявление угроз социализации ребенка в семье публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации государственного научного гранта Вологодской области для финансирования поддержки инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ аспирантов, № 115 от 23. 08. 2011»

оценкой коллектива качества полученного результата.

Совместимость - это характеристика коллектива, отражающая, в какой мере существующие межличностные отношения несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчужденности и межличностных конфликтов. Потенциальная стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем для его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава педагогов в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости.

Полученные в ходе экспериментального исследования результаты подтверждают эффективность формирования коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи при условии организации ценностно-ориентационного единства взаимодействия специалистов дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Литература

1. Денисова, О.А. Детская логопсихология / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Т.В. Захарова / под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2008.

2. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской - М., 1998.

3. Поваляева, М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов / М.А. Поваляева. - Ростов н/Д, 2002.

4. Специальная семейная педагогика / под ред. В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М., 2009.

5. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М., 1987.

О.Ю. Лимаренко, С.В. Мурашкина

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Н.В. Гольцова

ВЫЯВЛЕНИЕ УГРОЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Публикация выполнена в ходе проведения поисковой научно-исследовательской работы в рамках реализации государственного научного гранта Вологодской области для финансирования поддержки инновационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ аспирантов, № 115 от 23.08.2011

В статье обозначена проблема выявления угроз социализации ребенка в семье. Представлены результаты эмпирического исследования семьи как микросреды. Обозначены ресурсы снижения интенсивности угроз социализации.

Социализация, безопасная социализация, угроза, опасность, риск, микросреда, семья.

The problem of revealing threats of children’s socialization in the family is considered in the paper. The results of the scientific research of the family as micro environment are represented in the article. The research defines the resources of reducing the intensity of threats of socialization.

Socialization, safe socialization, threat, danger, risk, micro environment, family.

Социализация индивида в большинстве своем сти в различные типы социальных общностей через

рассматривается как процесс вхождения его в мир культуру, ценности и нормы, на основе которых

конкретных социальных связей и интеграция лично- формируются социально значимые черты личности.

нению своих обязанностей без жесткого контроля со стороны администрации, а также их готовность по собственной инициативе принимать на себя ответственность за выполнение каких-то новых работ, формально не входящих в их обязанности.

Сработанность коллектива характеризует степень готовности его членов в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю. Особенно важна сработанность в педагогических коллективах, внедряющих новшества. Если координация действий осуществляется только через руководителя, то вероятность успеха будет невысокой.

Включенность в управление характеризует степень влияния передовых членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы дошкольного учреждения.

Сплоченность коллектива - это характеристика, отражающая его способность противостоять внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности. Если организованность характеризует способность группы формировать рациональную структуру взаимодействия между педагогами, то сплоченность -способность сохранять эту структуру. Сплоченность зависит от единства ориентаций, совместимости и потенциальной стабильности коллектива.

Единство ориентаций показывает степень принятия членами коллектива его целей и реализуемых способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций воспитателей по отношению к различным моментам совместной деятельности, прежде всего, в согласии с

Наиболее интенсивно процесс социализации личности протекает в детстве, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Социализация современного ребенка протекает в условиях неравномерности и нестабильности социального развития российского общества. Основной характеристикой развития современного российского общества является его противоречивость: прогрессивный по сути процесс модернизации обусловливает нестабильность социально-экономических процессов в российском обществе в последние десятилетия, которые несут в себе разного рода опасности. Опасности представляют собой: внешние угрозы жизни и здоровью человека, его психологическому и социальному развитию; внутренние угрозы, исходящие от самой личности; угрозы, не зависящие напрямую с окружением и личностью. Таким образом, угрозы имеют многофакторную природу.

Угроза (опасность) определяется как свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб человеку, природной среде и материальным ценностям (ресурсам).

Угроза социализации - это свойства окружающей его среды (экологической, семейно-бытовой, образовательной, культурной, предметной, географической, социальной и т. п.) и личности, способные причинить реальный или потенциальный вред продуктивному устойчивому развитию личности, нанести ущерб целостности личности; спровоцировать неразвитость (низкий уровень развития) социального интеллекта, социальной компетентности и социального интереса, межличностных общественных отношений общественных смыслов деятельности.

В современной литературе все угрозы более или менее классифицированы и описаны. Наиболее общая классификация угроз социализации школьников представлена в работах А.В. Мудрика . Ученый представляет классификацию на основе выделения возрастных этапов социализации человека и наиболее типичных опасностей, столкновение с которыми наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, экологическая среда.

В дошкольном возрасте (0 - 6 лет): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6 - 10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и(или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и(или)

старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты, потеря родителей, изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11 - 14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15 - 17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфо-фобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); потеря жизненной перспективы, непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

В юношеском возрасте (18 - 23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Многофакторность угроз обнаруживается в процессе социализации ребенка в микросреде его жизнедеятельности.

Современные исследования микросреды (семейной, школьной, по месту жительства, клубной и т. п.) в ее многоплановом влиянии на развитие ребенка отражены в работах Ю.С. Бродского, Л.П. Буевой, Н.В. Гольцовой, Р.Г. Гуровой, А.Т. Куракина, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, В.И. Филоненко, Н.Д. Шуровой и др.). Так, В.И. Филоненко определяет микросреду как элемент социальной среды в целом, которая включает конкретные условия, которые непосредственно воздействуют на личность в процессе ее практической деятельности (общественные условия, социально-психологический климат, предметная среда) . Исследователи отмечают, что специфика микросреды заключается в непосредственном взаимодействии с личностью. Индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени есть результат воздействия ее микросреды. Микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой -необходимым условием успешного развития этого процесса. Микросреда дает индивиду условия для формирования и развития на основе обучения и усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. В то же время под влиянием творческой активности человека она изменяется, преобразуется, а в процессе этих преобразований изменяются и сами люди .

Структурно микросреду можно представить совокупностью ее компонентов: детский воспитательный коллектив; дворовая компания сверстников по месту жительства; микрорайон; микросреда образовательного учреждения; семья и т. п., которые одновременно выступают и микрофакторами социализации. Источниками угроз могут выступать все компоненты микросреды.

Для школьника микросреда чаще всего определяется границами местожительства. Местожительство в условиях города представлено микрорайоном. Микрорайон - единица административного деления, в рамках которой осуществляется деятельность муниципальных органов с населением конкретного жилого массива по всем направлениям по программе социальных мероприятий в сфере культурнобытового, медицинского, торгового обслуживания, ведения жилищно-коммунального хозяйства, строительства учреждений народного образования, культуры, спорта и т. д. В структуре административных микрорайонов, разделенных на избирательные участки, проводятся выборы в местные и высшие органы государственной власти в нашей стране. Иначе говоря, микрорайон представляет собой часть поселения с более или менее развитой инфраструктурой жизнеобеспечения населения.

Микрорайон делится на естественные относительно замкнутые участки со стихийно сложившимся или целенаправленно созданными центрами сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона в свободное для них время. Такие относительно замкнутые микроучастки или зоны представляют собой дворовые территории больших домов, отдельные объекты микрорайона, могут отрицательно воздействовать на детей (места скопления аморальных элементов, торговые точки, нарушающие правила торговли по отношению к детям и пр.).

Специфической особенностью микрорайона является включенность в него практически всех компонентов микросреды, и их взаимодействие часто осуществляется в пределах данного микрорайона. При этом развитие, как отдельных компонентов микросреды, так и самого микрорайона, взаимообусловлено.

Микрорайон может представлять потенциально или реально опасную зону социализации школьника. Источниками угроз социализации выступают все его компоненты: природная среда, детский воспитательный коллектив, двор и дворовая компания сверстников, образовательное учреждение, семья и др. В то же время каждый из компонентов обладает явными или скрытыми ресурсами безопасной социализации ребенка.

В силу отсутствия у школьника достаточного опыта самостоятельно противостоять угрозам или нейтрализовать их влияние необходимо педагогическое преобразование микрорайона. Такое преобразование может осуществляться только на основе знания компонентов микрорайона, реально или потенциально выступающих источниками угроз социализации, и компонентов микрорайона, обладающих потенциальной и реальной способностью противостоять угрозам.

В ходе экспериментальной работы мы провели комплексное обследование всех компонентов микрорайона как микросреды жизнедеятельности ребенка школьного возраста с целью обнаружения в ней реальных и потенциальных угроз социализации. В настоящей статье представим анализ результатов изучения одного из значимых компонентов микросреды - семьи (на примере обследования семей г. Череповец Вологодской области) как микросреды социализации ребенка.

В своем исследовании мы исходили из положения, что семья - один из базовых институтов социализации ребенка, оказывающий влияние на всю дальнейшую его жизнь. Основной функцией семьи является воспитательная, поэтому даже ее недостаточная реализация или невозможность ее выполнения может представлять собой угрозу социализации ребенка. Невыполнение семьей воспитательной функции характеризует данную микросреду как неблагополучную.

Мы обследовали семьи с детьми школьного возраста, находящиеся на учете в кабинете медикосоциальной помощи детской поликлиники МБУЗ «Городская больница № 2». На учете состоит 428 семей (генеральная совокупность), проживающих на территории микрорайонов 1, 8, 9, 10: 11 % являются благополучными, доминирующее большинство -89 % - неблагополучными. Систематизация данных позволила нам определить категории семей по доминирующим причинам неблагополучия:

1) семьи, где причиной неблагополучия является инфантильность родителей;

2) семьи, где причиной неблагополучия служит жестокое обращение с детьми;

3) семьи с родителями-инвалидами;

4) семьи, в которых родители злоупотребляют алкоголем;

5) малообеспеченные семьи, т.е. семьи, где среднедушевой уровень доходов ниже величины прожиточного минимума;

6) неполные семьи.

Выборка эмпирического исследования составила 30 неблагополучных семей с детьми школьного возраста. Обследование проводилось по следующим показателям:

1) тип семьи (полная, неполная, многодетная и т.д.);

2) количество детей в семье и их возраст;

3) местожительство;

4) санитарно-гигиенические условия;

5) материальные условия;

6) образование родителей;

7) семейный уклад;

8) ресурсы семьи.

В результате обследования выявили, что 50 % неблагополучных семей являются неполными; 36 % составляют многодетные семьи. 63 % семей проживают в благоустроенных квартирах, 33 % имеют комнату в общежитии.

Внутренние условия проживания семей очень разные. Так, неудовлетворительные санитарногигиенические условия наблюдаются в семьях, в ко-

торых родители злоупотребляют алкоголем, у 40 % семей, где причиной неблагополучия является инфантильность родителей, выявлены антисанитарные условия проживания.

У 70 % обследуемых семей среднедушевой уровень доходов ниже прожиточного уровня. Отмечается доминирование низкого уровня образования родителей из всех категорий обследуемых семей: 50 % родителей имеют образование 9 классов, 20 % - менее 9 классов. Только 3 % - среднее образование, 24 % - среднее специальное и 3 % - высшее. Родители мало заинтересованы и в образовании своих детей, отсутствует связь семьи и школы, развивается педагогически противоречивый семейный уклад. Однако есть и положительные характеристики семей, которые можно и нужно использовать как ресурс нейтрализации угроз социализации детей в семье: влияние и участие бабушек в воспитании детей, в одном случае отмечается и положительное влияние отца; готовность семьи, включая бабушек и дедушек, к взаимодействию с социальным педагогом школы.

Семьи, где основной причиной неблагополучия является жестокое обращение с детьми, имеют 1 - 2 детей. В то же время отмечаются благоприятные материальные и санитарно-гигиенические условия. При этом выявлен педагогически противоречивый и неблагополучный семейный уклад, угрожающий процессу развития ребенка. Возможностями, способными нейтрализовать угрозы социализации в этих семьях является также положительное влияние бабушек и готовность к взаимодействию со специалистами различных ведомств. Со стороны родителей отмечается желание изменить ситуацию и осознание ошибок воспитания.

В семьях, где доминирующей причиной неблагополучия является инвалидность родителей, выявлен низкий материальный и санитарно-гигиенический уровень жизни, низкий уровень образования родителей, неблагополучный семейный уклад. Ресурсом снижения угроз социализации детям в этих семья является помощь родственников, готовность родителей и детей к взаимодействию с социальным педагогом, к принятию помощи. В некоторых семьях отмечается хорошая успеваемость детей в школе, занятие в кружках дополнительного образования. В одной семье ресурсом является хороший уровень образования и положительное влияние супруга.

В семьях, где основной причиной неблагополучия является злоупотребление родителей алкоголем, выявлен неблагополучный семейный уклад, низкий уровень доходов. Возможностями безопасной социа-

лизации в этих семьях является положительное влияние старших детей, их забота о младших. В некоторых семьях хорошая успеваемость детей в школе, их занятость в кружках дополнительного образования, такие семьи посещают Воскресную школу, готовы к взаимодействию со специалистами.

Малообеспеченные семьи имеют среднедушевой уровень дохода ниже величины прожиточного минимума, большинство из них являются многодетными, но наблюдается в основном благополучный семейный уклад. Следовательно, и ресурсом снижения интенсивности опасностей социализации является благополучие в семье, готовность к взаимодействию с социальным педагогом, информированность о возможности получения государственной социальной помощи и поддержки.

В неполных семьях выявлен педагогически противоречивый семейный уклад, в результате чего недостаточно качественно реализуется воспитательная функция наряду с приемлемым качеством реализации других функций. При этом данные семьи готовы к взаимодействию со специалистами, отмечается хорошая успешность обучения детей в школе, возможность помощи со стороны старших детей, информированность семьи о государственной социальной помощи и поддержке.

Можно сделать вывод, что все категории неблагополучных семей имеют определенные ресурсы и возможности снижения или нейтрализации угроз социализации. Общими для большинства обследованных нами семей является готовность к взаимодействию со специалистами, в частности, с социальным педагогом. Ресурсом некоторых семей является положительное влияние старших детей-школьников на младших детей.

Литература

1. Буева, Л.П. Социальная среда и сознание личности / Л.П. Буева. - М., 1988.

2. Гольцова, Н.В. Педагогическая социология / Н.В. Г ольцова. - М., 2006.

3. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. - М., 2008.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика / под ред. В.А. Сластенина / А.В. Мудрик. - М., 2000.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. - М., 1973.

6. Социальная работа: словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко / Сост. Е.П. Агапов, В.И. Акопов и др. -М., 1998.

1

В статье определены особенности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации. Проанализированы основные нормативные документы, актуализирующие исследование изучаемой проблемы. Обоснована авторская позиция в определении понятия «риски социализации обучающегося», дана содержательная характеристика проблемных областей личностно-средового взаимодействия обучающегося и социума. Охарактеризована основная идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации - создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» – «Социальное общение» – «Социальная практика») при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением. Определены основные позиции педагога при минимизации рисков социализации обучающегося (фасилитатор, модератор, ментор, мотиватор).

социализация

обучающийся

образовательная организация

минимизация проблемных областей личностно-средового взаимодействия.

1. Авдеева И.Н. Смысловые установки учителя-фасилитатора: базовое содержание и пути формирования // Мир психологии. – 2013. – № 3. – С. 177–190.

2. Белова Е.С. Педагогическая поддержка социализации студента вуза: дис. … канд. пед. наук. – Оренбург, 2015. – 212 с.

3. Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Технология педагогического содействия становлению студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 26. – С. 66–70.

4. Максимова С. Г. Анализ риск-аспектов социального поведения населения Алтайского края / С.Г. Максимова, Г.С. Авдеева, Н.П. Гончарова, О.Е. Ноянзина, Д.А. Омельченко, М.И. Черепанова, Н.Ю. Кайзер // Известия АлтГУ. – 2011. – № 2-2. – С. 231–235.

6. Пак Л.Г. Социально ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. – Оренбург: Оренб. ин-т экономики и культуры, 2013. – 312 с.

7. Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: монография. – М., 2010. – 180 с.

8. Руденский Е.В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы как проблема общей педагогики / Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – 133 с.

10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : сб. науч.-метод. ст. – М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 367 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды: в 2 т. – М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 456 с.

Динамичные изменения в основных сферах современного общества определяют многоаспектную направленность реформирования системы образования и обусловливают трансформацию социального заказа постиндустриального социума в контексте развития личностных качеств, социальных знаний, моделей поведения, жизненных установок подрастающего поколения в целях их успешной социализации. В современном обществе востребована социализирующаяся личность, оптимально адаптирующаяся в изменяющихся областях социальных и образовательных реалий, ценностно самоопределяющаяся в рамках выбора жизненной траектории в ходе изменений функционала основных социальных институтов, активно действующая и преобразующая окружающую действительность в соответствии с прогрессивными влияниями инновационного социума.

Социализация подрастающего поколения является особо значимым социальным результатом образовательной политики государства и общества, проблематика изучения которой актуализируется в контексте анализа основополагающих документов. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. обозначена необходимость облегчения социализации в контексте освоения молодым поколением знаний и норм в сфере социальных отношений и рыночной экономики. В Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 г. подчеркнута важность расширения возможностей подрастающего поколения для эффективной самореализации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, конкурентоспособности, национальной безопасности страны. В Проекте «Российское образование - 2020. Модель образования для экономики, основанной на знаниях» уточняется значимость и востребованность успешной социализации молодежи в целях обеспечения единства постиндустриальной экономики и общества XXI в. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» отмечена необходимость модернизации образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.

В этой связи особое значение в педагогической науке и практике приобретает научное обоснование содержания педагогического обеспечения социализации обучающегося в образовательной организации, определяющего минимизации рисков личностно-средового взаимодействия молодого человека и реалий постиндустриального социума. Однако необходимо отметить, что современный обучающийся проходит путь социализации в новых условиях социальной действительности, которые характеризуются: нестабильностью, неопределенностью, нескончаемыми переменами и рискогенностью; кризисом российской образовательной системы в контексте дефицита позитивного воздействия на обучающихся институтов социализации (Д.И. Фельдштейн ); нарастанием интолерантности в обществе; рассогласованностью ценностного мира, дисперсией базовых и производных ценностных ориентиров, коммерциализацией культуры, западным влиянием на молодых людей, воздействием средств массовой информации, обусловливающих смешение должного и сущего, незаконного и законного (А.А. Савенков ); существенными различиями в образе жизни, образовании, профессии, семейной дестабилизации; невостребованностью социокультурного опыта, накопленного предыдущими поколениями в современных реалиях действительности и т.д. Экстремальность современной ситуации ведет к возникновению множества рисков социализации обучающихся как обстоятельств, связанных с вероятностью наступления событий, которые могут повлечь за собой негативные последствия для молодых людей и общества (влияющие, ограничивающие, осложняющие протекание социального становления личности и угрожающие реализации ее жизненных возможностей). Риски социализации обучающихся обусловлены не только объективным воздействием внешней среды, которая существует независимо от волеизъявления субъектов образования, но и их субъективным решением, определяющим необходимость выбора способов действий из множества имеющихся альтернативных вариантов .

Индикаторами рисков социализации обучающегося служат следующие признаки: нарушение коммуникации в системе отношений «обучающийся - педагог», «обучающийся - сверстники», «обучающийся - социальные институты»; низкий уровень социальных достижений молодого человека, значительно расходящийся с его потенциалом; деформация чувства собственного достоинства; потребительская психология; переживание личностью эмоционального стресса; несформированность эмпатии, ослабление чув-ства стыда, равнодушное отношение к переживаниям других; наличие кризисных жизненных ситуаций; поведение личности, отклоняющееся от социальных норм и требований; расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях (образовательная программа «Социализация и воспитание»). Последствия вышеозначенных рисков обуславливают нарушение позитивной социализации, характеризующейся понятиями социального исключения (У. Уилсон) и «дефектом социализации» (Е.В. Руденский), обуславливающими онтологическую неуверенность обучающегося, его хроническую неуспешность, психологическую инкапсуляцию, социальный инфантилизм, отчуждение от нормативов функционирования в обществе, агрессивность, деперсонализацию, дереализацию, дезинтеграцию, деиндивидуализацию, эскапизм, гетерономию, фрустрированность и личностную тревожность, личностную аномию, анапсиоз, т.е. выталкивание молодого человека в за пределы «нормального» общества .

В связи с вышеизложенным актуализируется проблема поиска средств, методов, форм минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации в рамках оказания ему помощи, направленной на осознанное осмысление ценностных конструктов окружающей действительности, осознание себя, своего предназначения и путей самореализации в современной социальной структуре общества, редукции негативных последствий личностно-средового взаимодействия (трудности в общении, учебе, деятельности) . Оптимальность протекания процесса социализации обучающегося значима в контексте успешного функционирования и развития современного общества, так как в этом ракурсе постиндустриальный социум приобретает новых субъектов, обладающих инновационными компетенциями (способность работать в коллективе, действовать рискованно и ответственно, использовать инновации, быть профессионально и социально мобильным, способным к сохранению и передаче культурного наследия общества и т.д.).

Принципиально значимая идея минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации — создание специального социализирующего пространства образовательного процесса на основе целенаправленного комбинирования системы активного взаимодействия обучающегося с другими, внешним миром в рамках содержательных направлений («Социальное обучение» - «Профессиональное общение»» - «Социальная практика»), при оптимальном использовании ресурсов образовательной деятельности, ресурсов социума и личностных ресурсов для эффективного выявления и решения проблем личностно-средового взаимодействия молодого человека с внешним социокультурным окружением (ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие, оказание помощи), его успешной интеграции в социум.

Минимизация рисков социализации обучающегося отражает необходимость реализации следующих положений обеспечения социализирующей направленности образовательного процесса в контексте:

Целенаправленного осуществления социального обучения, позволяющего обогатить совокупность знаниевых конструктов молодого человека об окружающей действительности - при использовании интерактивных методов и форм обучения (социальных практик, образовательно-информационных занятий, информ-интернет-клубов, специально организованных ситуаций-событий, ситуаций-оценок, ситуаций-проблем, ситуаций-иллюстраций, ситуаций-упражнений; социальных дискуссий, творческих встреч-диалогов, интеркультурных объединений), обеспечивающих накопление социального опыта проектирования осмысленного жизнедействования по отношению к многообразным областям личностной и социальной действительности ;

Реализации потенциала социально-воспитательной деятельности образовательной организации (приоритетными направлениями которой являются гражданско-правовое, патриотическое, нравственно-эстетическое, пропаганда здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции, научно-исследовательское, развитие самоуправления), обеспечивающего формирование у обучающегося инициативы, социальной активности, творческой самостоятельности, гражданской ответственности, устойчивой социально-нравственной позиции, активизирующего процесс социальной ориентации личности, ее востребованности в обществе, продуцирующего устойчивую гуманистическую позицию общения и национального самосознания;

Использования ресурсов социума (баз практик, образовательных учреждений и учреждений культуры, административных органов, социальных и воспитательных организаций, общественных и социально-политических движений и организаций и т.п.) как системы социальных отношений и взаимодействий, определяющих усвоение обучающимися ценностных конструктов образовательной и коммуникационной сферы, овладение способами социально значимой деятельности, обеспечивающих поиск выбора проектирования продуктивных видов отношений обучающегося к другим, социальным реалиям, самому себе.

При этом минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации отражает значимость :

Организации психолого-педагогической безопасности образовательного процесса (конструирование безопасной психологической атмосферы принятия обучающегося; построение благоприятных отношений в различных сферах образовательной деятельности и социального взаимодействия; проектирование ситуаций успеха; эмпатийное восприятие; безоценочность по внешним стандартам; формирование уверенности в собственных силах);

Установки на реализацию гуманного отношения к обучающемуся, принятие самобытности его внутреннего мира, отказа от авторитарных методов и форм принуждения и навязывания, способов унижения его достоинства;

Оказания своевременной «развивающей помощи» в контексте осознания ближних, средних и дальних задач редукции социальных и личностно-образовательных рисков в рамках подбора оптимальных средств и методов самоанализа, самоорганизации, самовоспитания, поиска осмысления жизненного бытия; создание условий, которые обеспечивают круг обогащающего общения, общественной активности, самоактуализации обучающегося и определяют накопление его социального опыта, развитие самостоятельности мышления, потребности к саморазвитию и самосовершенствованию;

Формирования значимых характеристик обучающегося: рефлексивности в контексте глубокого знания личностных особенностей, достоинств и недостатков, установления их соответствия духовно-нравственному мировосприятию; ответственности - как проявления внутренней силы в достижении оптимальности принятия решений, их эффективного выполнения на основе системы общественных и личных требований; уверенности в себе - в рамках адекватной оценки собственных сил и способностей, веры в возможность преодоления и минимизации проблемных областей социализации; самообладания — владения собой, управления эмоциями, поступками; вариативности — многомерного подхода к оценке современной действительности и принятия адекватных сложившимся обстоятельствам решений; перцепции — умения подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир и конструировать продуктивные взаимоотношения; эмпатии — сопереживании проблемам других, эмоциональной оценки событий .

Образовательный процесс эффективно осуществляется в рамках минимизации рисков социализации обучающегося лишь в случае его направленности на осмысление молодым человеком социокультуры общества, формирование полифонического нравственно-экологического мировоззрения и мировосприятия, развитие социальных умений избирательного и сознательного выбора конструирования траектории жизнедеятельности в аспекте нравственности, творчества, ответственности и инновационного мышления.

В качестве ведущего фактора минимизации рисков социализации обучающегося рассматривается организация адресного, своевременного и комплексного социально-педагогического влияния на все сферы личности молодого человека (мотивационную, когнитивную, операциональную). Необходимо отметить, что результат минимизации рисков социализации выражен не столько в определенных социальных умениях, качествах, свойствах, характерных поведенческих способах, сколько в виде личностных новообразований, которые перестраивают проектирование связей и отношений молодого человека с окружающей действительностью и позволяют сформировать его социальную и личностную жизнеспособность.

При этом для минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации педагог должен выступать как фасилитатор (инициатор, содействующий и редуцирующий возникающие проблемы в сфере познания, социального взаимодействия, социальной практики), модератор (раскрывающий личностный потенциал и резервные возможности молодого человека), ментор (наставник, помогающий оценить важность социального становления как необходимого фактора достижения успешности в разнообразных областях действительности), мотиватор (стимулятор, ориентирующий обучающегося на достижение акме-вершин и необходимость самосовершенствования в течение всей жизни) . Педагог в контексте оптимальности минимизации рисков социализации обучающегося в образовательной организации реализует концепты ценностно-смыслового поля ключевых установок педагога: «Презумпция приемлемости» (в контексте приоритетности признания права молодого человека на избираемые им поведенческие способы); «Достоинство различия» (в рамках осознания и принятия индивидуально-поведенческих и ценностно-содержательных различий субъектов взаимодействия); «Толерантность к неопределенности» (в контексте принятия потенциальной многозначности перспектив социального становления и способов самореализации обучающегося); «Работа в пространстве возможностей» (в рамках понимания образования и процесса социализации как динамичного пространства возможностей); «Совместное раздумывание» (в контексте приобщения к «групповому» осмыслению обновленного уровня осознанной личностной активности); «Методическая вариативность» (в рамках свободного выбора методических приемов, средств влияния и способов организации взаимодействия субъектов образования); «Контекстное взаимодействие» (в контексте актуализации в сознании обучающегося процессов рефлексивного осознания личного пространства возможностей, помощь в расширении контекста жизненной ситуации) .

Таким образом, минимизация рисков социализации обучающегося в образовательной организации обуславливает: обогащение социального опыта молодого человека в контексте расширения спектра взаимодействия с социумом путем включения в активное освоение и преобразование окружающей действительности; развитие активной, ответственной жизненной позиции обучающегося, его умения ответственно находить пути решения и осмысливать их последствия; формирование умений устанавливать и поддерживать продуктивные взаимоотношения с другими; повышение нацеленности на успешность в разнообразных сферах социальной и образовательной практики; сохранение устойчивой социальности (воспроизводство ценностных конструктов, нормативов социума, которые поддерживает современный социум и институт образования), создание предпосылок для вхождения обучающегося в открытое информационно-образовательное пространство и реалии рыночной экономии знаний, инноваций, лидерства.

Библиографическая ссылка

Пак Л.Г., Харитонова Е.В. МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26304 (дата обращения: 20.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дефектологии и образовательных технологий

Реферат

По Социальной педагогике

Тема: Человек как жертва социализации

Преподаватель

Сахиева Р.Г.

Казань 2015

Введение

1. Понятие социализации

Заключение

Список литературы

Введение

Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей. Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее - часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека. Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определённую активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи её объектом и даже жертвой.

1. Понятие социализации

Термин «социализация », не смотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения с социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчёркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Если исходить из тезиса, понимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

2. Человек как жертва процесса социализации

В целом надо заметить, что поскольку человек активен в решении объективных задач, в той или иной мере является творцом своей жизни, сам ставит перед собой те или иные цели, по сколько он может рассматриваться как субъект социализации.

Человек не только объект и субъект социализации. Он может стать её жертвой. Это связано с тем, что процесс и результат социализации заключает в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой - способность в определённой мере противостоять обществу, а точнее - часть тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определённый баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем.

Человек, полностью адаптированный в обществе и не способный в какой - то мере противостоять ему, т. е. конформист , может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не адаптированный в обществе, также становится жертвой социализации - диссидентом (инакомыслящим), правонарушителем или ещё как - то отклоняется от принятого в этом обществе образа жизни.

Любое моделированное общество в той или иной мере продуцирует оба типа жертв социализации. Но надо иметь в виду следующее обстоятельство. Демократическое общество продуцирует жертв социализации в основном вопреки своим целевым установкам. В то время как тоталитарное общество, даже декларируя необходимость развития неповторимой личности, на деле целенаправленно продуцирует конформистов и, как побочное неизбежное следствие, лиц, отклоняющихся от насаждаемых в нём норм. Даже необходимые для функционирования тоталитарного общества люди - творцы становятся нередко жертвами социализации, ибо приемлемы для него лишь как «специи», а не как личности.

3. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации

опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. Поэтому объективно появляются целые группы людей, становящихся или могущих стать

жертвами неблагоприятных условий социализации. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно.

В период внутриутробного развития плода: нездоровье родителей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная экологическая среда.

В дошкольном возрасте(0-6): болезни и физические травмы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребёнка и его заброшенность; нищета семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) старших ребят (привлечение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов или родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставление в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечения в преступление в преступления и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующие физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; потеря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неудачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдёт ли столкновение с какой-либо из этих опасений конкретного человека, во многом зависит не только от объективных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасность, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случаи последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

4. Самоизменение человека в процессе социализации

Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой - воспитания). Он проявляет определённую активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи её объектом и даже жертвой.

В любой из этих ипостасей он может почувствовать или осознать необходимость или желание изменить что-либо в себе для того чтобы:

в большой степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным (в ипостаси объекта);

противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы, встающие перед ним возрастные задачи (в ипостаси субъекта);

избежать или преодолеть те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации;

в большей или меньшей степени приблизить свой образ «наличного Я» (каким человек видит себя в данный период времени) к образу «желаемого Я» (каким бы он хотел себя видеть).

То есть в процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.

Самоизменение - это процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже - полностью, как правило, - частично).

Усилия могут быть направлены на изменение: своей внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сферы (знаний. Умений, ценностей, установок и пр.); поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважение, самопринятия), отношение к миру (мировосприятия, мировидения - картины мира), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

5. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Прежде чем рассматривать объективные факторы, благодаря которым человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо ввести понятие «виктимогенность», «виктимизация» и «виктимность».

Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельств социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).

Виктимизация процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.

Виктимность характеризуется предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.

Но здесь нужна оговорка. Буквально виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Поскольку в нашем случае речь идёт о людях объективно могущих стать жертвами чего - либо, а не приносить себя в жертву какому - либо или чему - либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А.С.Волович). самоизменение социализация виктимизация адаптация

Объективные факторы, предопределяющие то или способствующие тому, что те или иные группы или конкретные люди становятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий социализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизация человека могут стать природно - климатические условия той или иной страны, региона, местности, поселения. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по - разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на физическое развитие, здоровья и психику человека. Экологические особенности местности могут привести к образованию геопатогенных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфическое заболевание и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжёлых психических состояний у ряда людей.

Пагубно на физическое развитие, здоровья и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания в той или иной местности или поселении, связанные с экологическим загрязнением - повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазованностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Это подтверждается ситуацией, характерной для ряда районов Севера и Дальнего Востока,

Кемеровской области, г. Магнитогорска и т. д.

Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство , в котором он живёт. Наличие тех или иных типов жертв неблагоприятных условий социализации, их многообразие, количественные, половозрастные, социально - культурные характеристики каждого типа зависят от многих обстоятельств, часть из которых может рассматриваться как непосредственно виктимогенные.

Так, в любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации в жизни могут весьма различаться в зависимости от уровня экономического развития и социальной политики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, профессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отношению к ним общественных и государственных институтов (органов управления, общественных фондов, производственных и коммерческих предприятий и т. д.). Соответственно и статус, и субъективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных обстоятельств.

Во многих странах имеются большие или малые группы мигрантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущатьсебя жертвами, зависит от уровня социально - культурного развития общества и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально - психологическим особенностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально - психологической и культурной адаптации к новым для них условиям жизни.

В истории различных обществ бывают катастрофы, в результате которых происходит виктимизация больших групп населения: войны (мировые, корейская, вьетнамская, афганская, чеченская); стихийные бедствия (землетрясения, наводнения и др.); депортация целых народов или социальных групп (так называемых кулаков в 30 - е гг. ХХ в., крымских татар и других народов в 40 - е гг. в СССР, немцев из Восточной Пруссии, Студетской области Чехословакии в Германию в 40 - е гг. и др.) и т.д. Эти катастрофы делают своими тех, кто непосредственно был ими затронут, вместе с тем оказывают влияние на виктимизацию нескольких поколений их потомков и на общество в целом.

В психологии начиная с 40 - х гг. ХХ в. Разрабатывается проблема диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающие в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются различные травмирующие события,

входящие за рамки обычного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные действия, насилие). В ходе второй мировой войны было начато исследование стрессовых реакций человека, обусловленных его участием в боевых действиях, которое получило дальнейшее развитие в связи с войнами в Корее и во Вьетнаме. Эти а также исследование других экспериментальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) показали, что состояние, развивающееся у человека под их влиянием, имеет специфические особенности. Основная особенность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становится всё более отчетливо выраженным, а также проявляется внезапно на фоне общего внешнего благополучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых ситуаций, т.е. в результате тех или иных экспериментальных обстоятельств или периодов социализации у человека появился синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В последние десятилетие эта проблема стала исследоваться и отечественными учёными в связи с афганской войной, Чернобыльской аварией, землетрясением в Армении.

Помимо всего прочего, виктимизация в этих случаях связана с возникновением не только психических травм и пограничных состояний, но и таких социальных и социально - психологических явлений, как появление «потерянных поколений», т.е. с массовой утратой социальной и личностной идентичности, смысла жизни и перспективы, с формированием «вьетнамского синдрома», «афганского синдрома», комплекса вины (например, у немцев после войны), комплекса жертвы (например, у армян после геноцида в начале ХХ в.) и т.д.

Возможная минимизация последствий подобных катастроф с точки зрения виктимизации их участников отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни - одно из направлений деятельности государственных и общественных структур. Важное значение имеет создание системы реабилитации (медицинской, психологической, социальной) жертв катастрофы (например, по преодолению «афганского синдрома»).

Другой вариант - преобразование общественно - политического строя и изменение социально - психологической атмосферы в обществе (как это было в Германии и Японии после войны), восстановление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период нестабильности в своём развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений и другим не менее существующим последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации нетрадиционных типов (правонарушителями, наркоманы, проститутки). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, появления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т. д.

Количество и характер виктимогенности факторов, количественный и качественный уровень виктимизации, отношение к виктимизированным группам населения, усилия по профилактике и девиктимизации - показатели гуманности общества и государственной политики.

Факторами виктимизации человека в целых групп населения могут стать специфические , в которых живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими условиями, которые, кстати, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стессоустойчивости и другие характеристики. Большое значение имеют такие характеристики поселения и микросоциума, как экономические условия жизни населения, производственная и рекреативная инфраструктуры, социально - профессиональная и демографическая структуры населения, его культурный уровень, социально - психологический климат. От этих параметров зависит наличие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселение и микросоциуме, количественный и демографический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.

Так, в малом городе, где большая часть населения связана с одним - двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилирование грозит массовой безработицей. В городах с неразвитой рекреативной инфраструктурой, низким культурным уровнем населения велика возможность массовой алкоголизацией, аморального и противоправного поведения. Если среди жителей велик процент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30) социально - психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных, инвалидов (ибо многие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т. д., а также большого количества людей, совмещающих в себе признаки различных из перечисленных типов жертв.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников , особенно в подростковом возрастах, если она имеет социальный, а тем более антисоциальный характер. (Но и на других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооценивать, обо группа пенсионеров, например, может вовлечь человека в пьянство, а группа соседей или сослуживец - способствовать криминализации человека среднего возраста.)

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья . В, семье может формироваться определённый тип жертвы, благодаря там механизмам социализации, которые для неё характерны - итендифокации, импринтингу и др. так, в неполной семье может формироваться несколько поколений женщин - мужененавистниц, т. е. они станут обладателями определённого психического комплекса, что лишит их возможности создать благополучные семьи.

Завершая характеристику объективных факторов виктимизации, следует напомнить, что на каждом возрастном этапе существуют опасности, столкновение с которыми может привести к тому, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.

6. Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации

Субъективными предпосылками того, станнит или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуальные особенности как над индивидом, так и на личном уровне. От этого зависит и субъективное воспитание человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, водимо, от темперамента и некоторых других характеристических свойств, от генетической предрасположенности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социализации, зависит от многих личностных характеристик, которые в одних и тех же условиях могут способствовать или препятствовать виктимизации человека. К таким характеристикам, в частности, можно отнести степень устойчивости и меры гибкости человека, развитость у него рефлексии и саморегуляции, его ценностные ориентации и т. д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во многом зависит от, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться, различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих. Так, человек неустойчивый, со слаборазвитой рефлексией может стать жертвой индицирования - прямого внушения. Примером этого является опыт вовлечения людей в различного рода тоталитарные организации (политические, криминальные квазирелигиозные). Индуцированные лидерами этих организаций своих последователей ведёт к тому, что первоначально складывающиеся между ними отношения учитель - ученик превращаются в отношения господин - раб.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность - интернальность, т.е. склонность человека приписывать причины происходящего с ним обстоятельствам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого. Так, например, ветераны вьетнамской войны, которые не испытывали трудностей с последующей адаптацией к мировой жизни и не страдали синдромом посттравматических стрессовых нарушений, как правило, были интерналами.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для неё потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е.на то, каким образом она, реализуя особую форму активности, переживает критические жизненные ситуации. От этого зависит её способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыслять своё существование, обретать благодаря переоценке ценностей осмысленности существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человекам себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

В зависимости от этих особенностей жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя таковыми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспринимают, что, естественно, отражается на их самоотношение и поведение. Аналогично может обстоять дело и в случае с жертвами - девиантными часть из них считают себя жертвами, имея вполне благополучное самоотношение (чего не скажешь об их поведении). Другие считают себя жертвами жизненных обстоятельств, что и определяет их самоотношение, а также отношение к жизни и окружающим людям. Третьи вообще считают себя «избранными», и это становится основой их повышенного самоуважения и презрения к окружающим. Конечно, перечисленные варианты субъективного восприятия определяются не только индивидуальными особенностями, но и отношение ближайшего окружения, в первую очередь референтных групп, а также возрастными особенностями.

Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опорно - двигательными дефектами показало следующие. Дошкольники, начиная с четырёх лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и потому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведение. В семь - восемь лет осознают, это можно специфически проявляться в их поведение и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое - либо приятое занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие не приятно или от них хотят чего - то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнять поручение ссылаются на свой дефект (т. е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потере жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подростков), т. е. юноша осознаёт свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

Заключение

Таким образом, можно констатировать, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

Социализация конкретных людей в любом обществе протекает в различных условиях, для которых характерно наличие тех или иных опасностей, оказывающих влияние на развитие человека.

Самоизменение может иметь просоциальный, асоциальный и антисоциальный векторы. Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, самоубийствам). Фактором виктимизации человека могут стать общество и государство , в котором он живёт. Факторами виктимизации человека в целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов , в которых живут. Субъективное восприятие человекам себя жертвой самым непосредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

Список литературы

1. Кузаринова Н. В. Филатова.О. Г. Хренов. А. Е. Социология. Учебник для вузов / Под общей под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г. С. Батыгина. (ст. 165 - 170).

2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студентов пед - вузов / Под редакцией. В. А. Сластёнина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Социализация как процесс и результат вхождения индивида в систему общественных отношений, основные этапы и факторы, влияющие на данный процесс. Организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации. Типология жертв неблагоприятных условий.

    презентация , добавлен 23.10.2014

    Подростки как объект исследования, трудности общения в этот период. Основные функции и аспекты социализации в обществе: семья, школа, отношения со сверстниками. Феномен феральных людей или несоциализированность. Место адаптации в процессе социализации.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Анализ роли социальных практик в процессе формирования самосознания личности. Роль общественных традиций в процессах социализации. Личностная идентичность личности в современных социальных и культурных условиях. Основные факторы адаптационного процесса.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2013

    Феномены, механизмы и направления социализации. Цель и общие задачи воспитания и социализации. Педагогические требования к результатам развития и воспитания школьников. Методика оценки психологической адаптации. Западные концепции социализации личности.

    доклад , добавлен 30.08.2011

    Понятие социализации, ее виды и механизмы. Индивидуальные и коллективные агенты социализации, ее особенности на различных этапах жизни человека. Типовые социальные ситуации. Структура социализации, ее стадии. Роль приобретенных в социуме знаний и навыков.

    реферат , добавлен 19.05.2015

    Понятие процесса социализации как сложного многогранного процесса очеловечивания человека. Механизмы и стадии социализации. Фазы социализации личности: адаптация, самоактуализация и интеграция в группу. Этапы развития личности по Эриксону, взросление.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2011

    Понятие, механизмы, институты, особенности современной социализации. Стадии развития личности в процессе социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе. Социально-психологические воздействия на уровне ближайшего окружения индивида.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Процесс становления личности ребенка: обучение, воспитание и усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Виды, содержание и факторы социализации. Семья, образование и религия как социальные институты.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.