Киря поселок, россия - описание. Киря поселок, россия - описание Работников, удостоенных правительственных наград

Основные сведения: Поселок городского типа Киря представляет собой населенный пункт со всей необходимой инфраструктурой, элементами благоустройства.
Головным (поселкообразующим) предприятием является муниципальное унитарное предприятие "Кирский лесокомбинат".
Здесь действует Кирский лесхоз, а также учреждения социальной сферы:
- Кирская средняя общеобразовательная школа;
- Кирская участковая больница и аптека;
- Дом культуры, библиотека;
- детская музыкальная школа;
- муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства;
- муниципальное торговое предприятие "Кирское";
- предприятия торговли системы потребкооперации;
- семь торговых точек частных предпринимателей;
- муниципальное унитарное предприятие "Стиль", осуществляет бытовое и торговое обслуживание населения;
- отделение связи;
- муниципальное предприятие "Луч";
- детский сад "Тополек".

Автомобильный код: 21, 121
Почтовый индекс: 429830
Религия: Православие
Телефонный код: 83531
Часовой пояс: (GMT+04:00) Москва, Санкт-Петербург, Волгоград
Численность населения: 2874 человека
Электропитание: Напряжение в сети 220 V, частота 50Hz
Язык: Официальный язык - чувашский и русский

История курорта: Возник в конце ХIХ века (1995-1996 гг.) в период строительства Московско-Казанской железной дороги. До 1917 года населенный пункт станция Киря входила в Сиявскую волость Алатырского уезда Симбирской губернии. Перед Великой Октябрьской Социалистической революцией в Кире действовало несколько промышленных предприятий. В 1918 году отделом промышленности Алатырского УСНХ в Кире были национализированы предприятия акционерного общества "Волголес".
С 19 апреля 1924 года станция Киря была включена в Алатырскую волость Алатырского уезда. С 1 октября 1927 года станция входит в состав Атратского сельсовета Алатырского района, а с 1 октября 1928 года создается самостоятельный Кирский сельсовет. В конце тридцатых годов растет население поселка. Рабочий класс пополняется в основном за счет населения ближайших сел и приезжих квалифицированных рабочих из других местностей.
В конце прошлого столетия на территории поселка было 1012 строений и проживало 3 тыс. человек. Функционировали Кирский лесокомбинат, Кирский лесхоз, железнодорожная станция, средняя общеобразовательная школа, детский комбинат, участковая больница, медпункт, Дом культуры, библиотека, церковь, рабкооп, магазины, хлебопекарня, филиал отделения Сбербанка, Дом быта, баня, отделение связи, ОРС, аптека, пожарное депо.
Это явилось причиной образования 9 ноября 1938 года рабочего поселка Киря во главе с поссоветом.
В ходе изменения административно - территориального устройства поселок Киря с 20 декабря 1962 года по 14 января 1965 года входил в соседний Ибресинский район.
С января 1965 года Киря вновь возвращается в состав Алатырского района.

Природа:

Водоемы и пляжи Реки: Киря
благоприятный период для купания: В период с мая по август
Климат умеренно-континентальный: Теплое лето, умеренно холодная зима и хорошо выраженные переходные сезоны
Флора и фауна животные: Лось, медведь, олень, кабан, волк, косуля, бобр, выдра, рысь, барсук, куница, норка, лисица, енотовидная собака, хорь, белка, ондатра, заяц
птицы: Гусь, казарка, глухарь, рябчик, тетерев, утка, куропатка, пастушка, кулик, перепел, голубь
растительность: В древостое сосна, ель, липа, ясень, клен, дуб

Инфраструктура: Культурно-исторический потенциал Алатырского района, накопленный веками, представлен многочисленными памятниками истории и культуры республиканского значения, один из них находится на территории поселка Киря- Церковь Георгия Победоносца.

Поселок Киря расположен в северо-восточной части Алатырского района Чувашской Республики. Освоение немеренных Присурских лесных массивов началось сравнительно недавно. В первую очередь это связывается со строительством в конце XIX века железной дороги от Алатыря на Казань. Движение здесь началось 1893 году. В числе других был построен полустанок который проектанты назвали - Киря. Выбор этого названия можно связывать с речкой Киря которая из этих мест начинает свой бег к красавице Суре.

Строительство железной дороги кроме решения транспортных проблем вызвало в жизни и другую часть вопроса.

Пересекая Засурский лесной массив, железная дорога пробудила его к жизни и повлияло на его освоение. В Засурье стали проникать лесозаготовительные фирмы, привлеченные сюда как качественным составом лесов, так и возможностью реализации лесной продукции по железной дороге. Как писал в своих воспоминаниях наш земляк генерал М.П. Фильчагов: «С вводом в эксплуатацию железной дороги местные лесопромышленники Захаров, Логинов, Шарапов и Овченков из села Кладбищи немедленно приступили к развертыванию лесозаготовительных работ непосредственно вокруг станции». Как писалось четыре года тому назад в книге «Алатырский район - прошлое и настоящее» - «С 1909 года после постройки близ села Кармалаевский Гарт фанерного завода, принадлежавшего товариществу «Фанера», железнодорожный полустанок Киря становится перевалочным пунктом для отгрузки и отправки продукции по железной дороге. В течение двух лет вся фанера, вырабатываемая на заводе и отгружаемая со станции Киря, закупалась английскими комиссионерами, которые перепродавали ее в Австралию. Вагон березовых дров по Алатырскому уезду стоил 20 рублей, а тот же вагон березовой ящичной тары - 1 тысячу рублей. В 1911 году в Кире был пущен Кирский лесопильный завод, принадлежавший акционерному обществу «Волголес». На заводе выпускались шпалы. Развитие погрузочных работ и лесопильного производства способствовало возникновению пристанционного поселка Киря».

Вот она - памятная заметка освоения поселка.

До 1917 года населенный пункт станция Киря входила в Сиявскую волость Алатырского уезда Симбирской губернии. Перед Великой Октябрьской Социалистической революцией в Кире действовало несколько промышленных предприятий. В 1918 году отделом промышленности Алатырского УСНХ в Кире были национализированы предприятия акционерного общества «Волголес».

С 19 апреля 1924 года станция Киря была включена в Алатырскую волость Алатырского уезда. С 1 октября 1927 года станция входит в состав Атратского сельсовета Алатырского района, а с 1 октября 1928 года создается самостоятельный Кирский сельсовет. В конце тридцатых годов растет население поселка. Рабочий класс пополняется в основном за счет населения ближайших сел и приезжих квалифицированных рабочих из других местностей.

Это явилось причиной образования 9 ноября 1938 года рабочего поселка Киря во главе с поссоветом.

В ходе изменения административно - территориального устройства поселок Киря с 20 декабря 1962 года по 14 января 1965 года входил в соседний Ибресинский район.

С января 1965 года Киря вновь возвращается в состав Алатырского района.

Поселок городского типа Киря сегодня представляет собой населенный пункт со всей необходимой инфраструктурой, элементами благоустройства.

Здесь действует Кирский лесхоз, а также учреждения социальной сферы:

  • Кирская участковая больница,
  • Дом культуры,
  • детская музыкальная школа,
  • предприятия торговли системы потребкооперации,
  • торговые точки частных предпринимателей,
  • отделение связи.
  • детский сад.

Гордостью Кири конечно же являются проживающие здесь сегодня или ранее люди.

Своими делами они способствовали социально-экономическому развитию поселка. Своими делами они укрепляют мощь России и нас радует то, что нет - нет, да, промелькнет название поселка Киря.

Всех не назовешь, но о некоторых из них нелишне будет напомнить и рассказать.

Герой Российской Федерации - Николай Михайлович Бударин

Космонавт-испытатель НПО «Энергия». Родился 29 апреля 1953 года, в поселке Киря в Чувашии. Родители - отец, Михаил Романович Бударин умер в 1984 году. Мать, Александра Михайловна Бударина умерла в 1986 году. В 1979 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе с дипломом инженера механика. После этого занимал различные инженерные должности в НПО «Энергия», где занимался экспериментальными исследованиями и испытаниями космических технологий. В феврале 1989 года Николай Михайлович Бударин принят в отряд космонавтов как кандидат в космонавты испытатели. В период с сентября 1989 года по январь 1991 года он прошел полный курс общей подготовки к космическим полетам, сдал государственный экзамен и получил квалификацию космонавта-исследователя. С февраля 1991 по декабрь 1993 года он готовился к полету на транспортном корабле «Союз ТМ» и станции «Мир» как член экипажа. Имеет опыт работы в главной группе операторов в центре управления космическими полетами. В январе 1991 года он начал подготовку как борт инженер дублирующего экипажа транспортного корабля «Союз ТМ-21». 1995 году выполнил 75-суточный космический полет на многоразовом «Атлантисе», орбитальном комплексе «Мир» и корабле «Союз ТМ».

Женат на Марине Львовне Будариной (Сидоренко). Имеет двух сыновей - Дмитрия, 1977 года рождения и Владислава, 1983 года рождения. Семья Будариных в настоящее время проживает в городе Калининград Московской области.

Кавалеров высшей награды Родины - ордена Ленина:

Багаутдинова Алиуллы Замалдиновича;

Пудовкина Аврама Степановича;

Сысуйкина Михаила Николаевича;

Алексеева Георгия Алексеевича;

Боронина Ивана Федоровича;

Логинова Арсентия Кирилловича.

Работников, удостоенных правительственных наград:

Алексеевнина Ивана Ильича - ордена Трудового Красного Знамени;

Сидорука Иосифа Михайловича - ордена Трудового Красного Знамени;

Козлова Алексея Васильевича - ордена Трудового Красного Знамени;

Денисова Николая Петровича - ордена Октябрьской Революции;

Коротина Иннокентия Александровича - медали «За Трудовое Отличие»;

Циглер Елизаветы Михайловны - ордена «Трудовой Славы 3 степени»;

Еремина Федора Дмитриевича - ордена Трудового Красного Знамени;

Чамеева Лазаря Илларионовича - медали «За Трудовую Доблесть;

Кочегаровой Тамары Александровны - медали «За Трудовое Отличие»;

Долгова Василия Яковлевича - медали «За Трудовое Отличие»;

Казеннова Николая Алексеевича - медали «За Трудовое Отличие».