Князь. Вождь. Критерии выбора вождей у индейцев Кто такой вождь племени

Все кочевые племена делились на общины, так же как оседлые делились на отдельные деревни. Каждой руководил вождь. Иногда его избирали на совете, а иногда от общины отделялась небольшая группа, к которой, если ею руководил влиятельный человек, постепенно присоединялись другие семьи. Если вождь по той или иной причине терял авторитет, последователи покидали его, и община прекращала существование. Несмотря на утверждения некоторых авторов, индейцы не имели наследственных вождей, хотя на практике сын действительно часто занимал место отца. Объяснение этому весьма банально, но не имеет ничего общего с наследованием должности. Как уже упоминалось выше, община формировалась вокруг удачливого лидера, которого, в свою очередь, поддерживали семья и друзья. Вождем не мог быть бедный человек и, соответственно, его сын изначально принадлежал к богатой семье и пользовался поддержкой этой семьи и ее друзей. Будучи сыном вождя, он постоянно находился в курсе дел общины и мог учиться у отца премудростям руководства. Но если в его характере не было черт, необходимых лидеру, путь к должности вождя для него был закрыт.

Вождь

Как люди становились вождями

Как люди становились вождями, хорошо видно из термина, которым их называли кроу , - Батсетсе, что означает Хороший Человек или Достойный Муж. Команчи на вопрос, как человек становился вождем, отвечали: «Никто не избирал его, он просто становился им». Джон Брэдбери писал в 1811 году по поводу арикаров и некоторых других племен, с которыми встречался: «Щедрость и великодушие, а скорее даже безразличие к себе - вот качества, необходимые для вождя. Желание получить или владеть большим, чем другие, считается страстью, недостойной храброго человека. Поэтому часто бывает так, что вождь является беднейшим человеком среди них». И хотя последнее утверждение не совсем верно, в целом Брэдбери удалось подметить некоторые из основных качеств, необходимых для руководства свободолюбивыми краснокожими. Очень важным качеством для избрания вождем была храбрость. Ни один индеец не последовал бы за трусливым лидером, как бы богат и щедр тот ни был. По словам сиу Белый Теленок, прежде чем человека избирали вождем, он должен был проявить себя и во многих битвах, и в мирное время. Шошоны говорили, что верховным вождем у них мог стать только храбрый человек, убивший нескольких врагов. В прежние времена, рассказывали шошоны, вождь носил палку, обернутую мехом выдры и загнутую на конце в виде крюка, которой он ловил убегающих врагов и сбрасывал их с лошади. Это высказывание едва ли говорит об обязательном атрибуте шошонского вождя, а являет собой лишь отголосок некоего боевого поступка одного из них. У кроу вождем общины мог стать только человек, проявивший себя на тропе войны и совершивший одно из четырех деяний - предводительство успешного военного отряда, кража лошади от вражеских палаток, первый «ку » на враге и выхватывание лука или ружья из рук противника. Люди, имевшие на счету одну из вышеприведенных заслуг, являлись элитой племени и составляли совет общины. Вождь общины у кроу не был правителем своего народа и большой власти не имел. Он решал лишь, когда и куда отправится его община, и назначал одно из военных обществ выполнять полицейские функции в лагере.

Верховные вожди индейских общин и другие участники совета вождей

Племя, состоявшее из общин, управлялось либо верховным вождем, либо советом вождей. Например, у конфедерации черноногих - пиеганов, сиксиков и бладов - были верховные вожди, но все важные вопросы решались на совете, в котором участвовали представители всех общин племени. Весьма необычная для Равнин структура управления племенем существовала у шайенов . Все важные племенные проблемы решались советом из 44 вождей, в состав которого входили 4 верховных вождя и по 4 вождя от каждой из 10 общин. Верховные вожди имели равные права и авторитет, тогда как остальные 40 были скорее советниками, чей авторитет распространялся только на их общины. Тем не менее их положение вызывало уважение, и люди прислушивались к ним. Нельзя сказать, что верховные вожди обладали большей властью, чем другие участники совета вождей, но благодаря своему статусу и человеческим качествам, которые позволили им занять этот пост, к их мнению прислушивались с большим вниманием, чем к мнению советников. Вожди избирались на десятилетний срок, после чего могли быть переизбраны снова. Любой из четверых верховных вождей по истечении 10 лет мог назвать преемника, которым иногда становился его сын. Выбор вождя был делом важным, и ему предшествовали серьезные обсуждения. Человек должен был быть храбр, честен, щедр, мудр, рассудителен, спокоен и т.п. Обязательства вождя были достаточно суровы, и многие отклоняли предложение занять этот почетный пост. Если вождь хотя бы раз проявлял себя не с лучшей стороны (например, ссорился с кем-нибудь, даже если ему было нанесено оскорбление), он лишался своего поста. У хикарийя-апачей , напротив, племенных вождей не было, каждая община имела своего, и только после поселения в резервацию оно стало действовать как единое племя. У команчей также не было верховного вождя или совета вождей, действующих от имени всех их племен.

Мирные и военные вожди

Не совсем верны и утверждения о разделении на мирных и военных вождей, что хорошо прослеживается на примере черноногих. Кларк Висслер писал: «Некоторые авторы утверждают, что черноногие назначали двух вождей, мирного и военного, но мы не смогли найти никаких свидетельств тому, за исключением того факта, что вождями некоторых общин были известные военные предводители, чьими услугами пользовались в критические времена». Несмотря на широко распространенное мнение, у индейцев Равнин не существовало института постоянных военных вождей. Человек был таковым только на время военного похода и только для находившихся в отряде воинов. После возвращения в лагерь он складывал с себя полномочия и становился обычным общинником. Поэтому в данной работе руководители боевых экспедиций названы предводителями военных отрядов, что более точно отражает их статус.

Бумажные и авторитетные вожди

Начав устанавливать взаимоотношения с племенами воинственных кочевников, правительство США столкнулось с проблемой отсутствия централизованной власти. На подписание договоров зачастую являлась лишь часть племени, а общины, не посетившие договорного совета, отказывались выполнять его условия, справедливо указывая на то, что вожди других общин не имеют полномочий принимать решения за них. Особенно много подобных проблем возникало с многочисленными сиу и команчами. В результате правительство стало планомерно навязывать племенам институт верховных вождей, назначая на эти должности людей, круг влияния которых, как правило, распространялся лишь на горстку друзей и родственников. Индейцы называли их бумажными вождями. Лишь к 1870-м годам стали назначаться люди, действительно пользовавшиеся среди соплеменников большим авторитетом, - например, Красное Облако у оглала-сиу и Пятнистый Хвост у брюле-сиу. Но и в этих случаях люди, недовольные политикой этих вождей, покидали их и присоединялись к другим лидерам - таким, как Бешеный Конь или Сидящий Бык , не желавшим жить в резервациях. Только после полного разгрома враждебных индейцев и их поселения в резервации бумажные вожди получили реальную власть над соплеменниками.

По материалам Ю.В. Стукалина

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Шутки Сталина. Как шутил вождь?

    ✪ 🏔 ВОЖДЬ ЧЕРВОНОШКІРИХ (О.Генрі) 💰АУДІОКНИГА українською мовою

Субтитры

История

Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями своих общин в этнографической англосаксонской литературе используется термин «бигмен » [ ] . Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определённых родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождём мог стать только человек, принадлежавший к определённому узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надёжную передачу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделён харизмой . Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины (например, у части аборигенов Австралии и бушменов), но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали своих соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Например, у меланезийцев , когда с ними познакомились европейцы, вожди, как правило, не получали никаких приношений, но, ведая богатствами общин, широко использовали их для собственного обогащения. У маори вожди уже получали от рядовых общинников «дары», и их земельные наделы были больше наделов других общинников. На Фиджи вожди пытались претендовать на земельную собственность общин. На островах Тонга вся земля рассматривалась как собственность вождей, а простые общинники несли в их пользу обязательные повинности и под угрозой смерти им запрещалось переходить от одного землевладельца к другому. Так складывались феодальные отношения.

Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменной аристократией . Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины , во втором - религия как средство идеологического и психологического воздействия.

Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров. Например, у индейцев-ирокезов в XVIII веке два традиционных военных предводителя из племени сенека из второстепенных лидеров сделались главными.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть . Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества , объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества), яркий примером чего являются предгосударственные образования Полинезии и Тропической Африки.

Вожди во главе государств известны с древних времён. Особенное развитие государственный и партийный вождизм получил после Первой мировой войны в тоталитарных и авторитарных странах с различной идеологией и политической организацией - в первую очередь, в социалистических и фашистских (слова фюрер и дуче означают «вождь»).

В политической и художественной литературе получили распространение выражения вроде «Вожди марксизма», «Вожди нацизма», «Вожди социал-демократии», «Вожди демократии» и тому подобное. Но научными терминами эти выражения не стали.

Вероятно, приключенческие романы Фенимора Купера и фильмы о покорении Дикого Запада стали причиной того, что в нашем сознании выражение «вождь племени» прочно ассоциируется с индейцами Американского континента. Тем не менее понятие это намного шире. Давайте вместе разберемся в том, что оно означает.

Кто такой вождь?

Для ответа на этот вопрос необходимо вернуться в далекое прошлое человеческой цивилизации, в то время, которое историки называют первобытно-общинным строем. Именно тогда, а точнее, в период его разложения, впервые появляются предводители, берущие на себя руководство жизнью племени в мирное или военное время. В отличие от старейшин рода, вождей избирали, поэтому их личные качества и авторитет играли первостепенную роль.

С усложнением иерархической структуры обязанности и функции таких лидеров расширялись, а сама должность из выборной превратилась в наследственную. Таким образом шел процесс формирования первых государственных образований древности, во главе которых стояли потомки бывших вождей, чья власть к тому времени приобрела уже авторитарный и сакральной характер.

Практически все народы в своем развитии прошли этот этап. Действительно, вожди были у скандинавов, германцев, славян и у других древних племен. Некоторые из них вошли в анналы истории, например предводитель гуннов - безжалостный Аттила.

Когда европейцы открыли Америку, социально-общественное устройство местных племен находилось на этапе, который народы Старого Света давно прошли. Кто такой вождь у индейцев? Это, прежде всего, человек храбрый, мудрый и обладающий качествами, возглавляющими шкалу ценностей данного племени.

Современные предводители

Было бы неправильно думать, что предводители существовали только у древних народов. Сегодня родовые общины аборигенов Африки или Америки также возглавляются вождями. Однако это слово имеет в современном мире и другие значения.

Вождизм как тип отношений в государстве и политике получил особенное развитие в XX веке. Он характерен для стран с тоталитарной или авторитарной формой правления независимо от господствующей в них идеологии. Достаточно вспомнить Гитлера, Троцкого, Муссолини, Мао Цзэдуна, чтобы понять, кто такой вождь в современном представлении.

Документальное кино

"Забытые вожди" - так называется цикл документальных фильмов, снятый группой компаний «Стар Медиа». Ленты повествуют о наиболее значимых фигурах в партийном руководстве Советского Союза в период с 1917 года до смерти Сталина И. В. Всего на экраны вышло семь фильмов, снятых в жанре документальной драмы. В них представлены биографии:

  • Лаврентия Берии.
  • Феликса Дзержинского.
  • Виктора Абакумова.
  • Семена Буденного.
  • Климента Ворошилова.
  • Андрея Жданова.

Создатели проекта «Забытые вожди» ставили перед собой цель не столько донести до зрителей общеизвестные факты из биографии героев, сколько рассказать о том, что каждый из них сделал для государства, находясь в пучине исторических потрясений. Зрители считают, что у них это получилось неплохо.

Итак, подводя итог теме «кто такой вождь», повторим, что этот термин - не дань прошлого. Напротив, он активно используется и в современном обществе.

В списке сказано ясно — не вернулись с боевого задания. Возможно убиты. А возможно и нет. В аналогичных документах формулировка «не вернулся с боевого задания» - такая же самостоятельная категория, как и «убит» или «умер от разрыва сердца».

Так куда же подевались три храбрых лётчика — Николай Завирохин, Григорий Безобразов и Иван Даценко? О Завирохине и Безобразове сведений не сохранилось, а вот Иван Даценко, пилот того бомбардировщика, оказался человеком у себя на родине знаменитым. И не только на родине.

Он родился на Полтавщине, возле Диканьки, в селе Чернечий Яр 29 ноября 1918 года. У него были брат Василий, и сестра Дарья. Отец их часто болел, и дети росли весьма самостоятельными, потому что мать потеряли рано. Иван хорошо учился и окончил после школы зооветеринарный техникум. В 1937 году его забрали в армию. В те годы шла полным ходом подготовка к большой войне, с которой мало кому суждено было вернуться. Требовались кадры грамотных офицеров. Иван с братом попали в Чкаловское лётное училище в Оренбурге. К началу войны оба были весьма опытными пилотами. Василий летал на истребителях, и в 1943 году погиб в воздушном бою. Иван попал в бомбардировочную авиацию, потери которой в военных действиях всегда на порядки меньше, чем в других родах войск. Не потому что пилоты уклоняются от боя, но потому, что бомбардировщик идёт на большой высоте, часто ночью, и относительно мало страдает от обстрела.

Иван, однако, зарекомендовал себя опытным пилотом со стальными нервами. Его несколько раз посылали за линию фронта на бомбардировку обьектов в глубоком тылу немцев. По документам выходит, что в 1942 году он несколько раз бомбил Кенигсберг, Тильзит, Брест. Он бомбил немецкие войска в Сталинградском котле. Летом 1942 года он и его экипаж нанесли бомбовый удар по немецкому аэродрому под Орлом. Самолёт был изрешечён ответным огнём немцев, Даценко раздробило ногу, но он довел горевшую машину до линии фронта, чтобы ребята успели выпрыгнуть над своей территорией. И только после того, как экипаж выпрыгнул, он прыгнул сам.

Так что полученное 18 сентября 1943 года звание Героя Советского Союза он заслужил полностью. 213 боевых вылетов — это вам не фунт изюма. Но и наград, кроме Золотой Звезды к званию Героя, у Даценко было в наличии — Орден Боевого Красного Знамени, Орден Ленина, медаль «За оборону Сталинграда». Что-то крайне важное делал на войне экипаж Ивана Даценко. За простое бомбометание таких орденов не давали.

В апреле 1944 года последовал тот самый ночной налёт на железнодорожный узел возле Львова, с которого экипаж Даценко не вернулся. Однополчане писали матери и сестре Ивана, что не верят в его гибель, слишком опытный был пилот… После войны в родном селе Даценко установили мраморную доску. Его именем назвали местную пионерскую дружину. В селе в его память был организован мемориальный музей. Хотели переименовать в его честь одну из улиц села. Но вот этого уже не получилось — воспрепятствовало районное начальство. Безо всяких обьяснений. Как у нас умеют — не надо, и все. Нецелесообразно.

Сомнений в том, что Иван геройски погиб, у семьи не было. Простой народ вообще бесхитростен и доверчив. Никому и в голову не пришло запрашивать какие-то документы о погибшем брате и сыне в Министерстве Обороны. А зря. Потому что документов о Герое Советского Союза Иване Даценко сохранилось удивительно мало. Все связанные с ним бумаги НКВД забрало из его части уже через неделю после того ночного налёта. Впрочем, если бы семья и узнала об этом, ничего кроме лишних переживаний это бы не принесло.

В 1967 году в Канаде, возле Монреаля происходила грандиозная выставка «Экспо-67». Сейчас уже и трудно представить, что это такое было, а павильоны этой выставки используются в Монреале до сих пор. Для возведения выставочной площадки был построен искусственный остров на реке Святого Лаврентия. 28 миллинов тонн скальной породы уложили в русло. Выставку посетили лидеры многих стран, огромное количество гостей самого разного ранга, знаменитостей, специалистов и, конечно же, разведчиков. Потому что, как сформулировал в своей блестящей книге «Аквариум» офицер ГРУ Виктор Суворов — ни одна выставка на планете, будь то книжная ярмарка или конкурс золотых рыбок, не происходит без посещения её рыцарями плаща и кинжала.

Советский Союз демонстрировал на той выставке достижения космонавтики, но кроме того на выставку приехало множество советских танцевальных коллективов, музыкальных ансамблей и артистов. И вот один из них, знаменитый чеченский танцор Махмуд Эсамбаев, исполнил танец Огня перед премьер-министром Канады Лестером Пирсоном. Пирсон был потрясён и хотел отблагодарить артиста за доставленное эстетическое наслаждение. Эсамбаев спросил Пирсона — а нельзя ли посмотреть на настоящие танцы американских индейцев, ему, как танцору, это было бы крайне интересно. Премьер организовал для советской делегации поездку в резервацию индейцев-ирокезов, что расположена к югу от Монреаля на территории провинции Онтарио, и частью — на территории США.

Индейцы долго развлекали советских гостей своими плясками и красочными нарядами, а потом к Эсамбаеву подошёл рослый индейский вождь в полном облачении и с традиционным убором из орлиных перьев на голове. Звали его Проникающий Огонь, Penetrating Fire. Эсамбаев, который как и все советские граждане в ту пору, языкам был не обучен, пытался что-то сказать на ломаном английском. И в ответ услышал на ласково-певучем украинском: «Здоровеньки були! Ласкаво прошу до мого вигвама!» Ошарашенный Эсамбаев стал расспрашивать вождя, откуда он может знать украинский, на что вождь отвечал, что сам он — с Полтавщины, зовут его — Иван Даценко, что вот, тесть его, вождь племени, умер, а он женат на дочке вождя, дети у них… Вышла его жена-индианка, она тоже говорила по-украински, вождь приказал жене подать галушки и горилку, сели, выпили… Далее вождь Иван предложил Махмуду спеть, тот застеснялся, и к общему окончательному обалдению советской делегации, вождь, его жена, их дети и ещё пара индейцев грянули «Розпрягайте, хлопци, коней…». Иван пел и плакал. Потом уже Эсамбаев стал расспрашивать его, не хочет ли он домой, на Украину. «На колинах би повз, — отвечал вождь Проникающий Огонь, — та не можно мене…"

Впоследствии они переписывались. Эсамбаев послал Ивану фотографии его села и дома. Иван отвечал «брату Махмуду», что построил себе в резервации точно такой же дом, поставил плетень, посадил подсолнух. На фотографиях привезённых Эсамбаевым, Дарья Даценко сразу узнала брата. Не вернувшегося с задания 19 апреля 1944 года…

Вскоре после встречи с Эсамбаевым, вождя Проникающий Огонь посетил и советский посол в Канаде, товарищ Шпедько. В те годы советский посол в буржуазной стране без специальной санкции руководства и не перекрестившись в КГБ минимум 55 раз, не имел права встречаться с кем-либо из местных жителей, да тем более из бывших военнослужащих РККА, пропавших без вести в 1944 году подо Львовом. И если такая встреча состоялась, то был к ней посол хорошо подготовлен. Чтобы доехать из Оттавы до резервации на реке Святого Лаврентия, надо было потратить три-четыре часа времени в один конец. И не к каждому соотечественнику, оказавшемуся за кордоном, посол поедет. Посол с премьер-министрами общаться привык… И разговор состоялся, видимо, непростой. Хотя сам Иван Фадеевич Шпедько простенько так рассказывает, как они с вождём Иваном во время встречи хорошенько выпили горилки. На этом его рассказ и обрывается. О чём посол беседовал с заблудшим пилотом бомбардировщика на самом деле, осталось тайной.

Вся переписка Эсамбаева с вождём племени ирокезов якобы сгорела во время штурма Грозного в 90-е годы. Сам Эсамбаев в последние годы жизни вообще отказывался говорить на эту тему. Дарье Даценко сообщили в 2002 году из Украинского Красного Креста, что вождь Проникающий Огонь умер. Ни его жены, ни его детей она никогда не встречала.

Владимир Семёнов, работавший советником советского посольства в Канаде в 1967 году, писал впоследствии, что Иван Даценко выпрыгнул всё же из горящего самолёта и угодил в плен к немцам. Потом был в американской зоне оккупации, и оттуда с потоком беженцев попал в Канаду. В Канаде он работал недалеко от резервации, познакомился с индианкой. Было ему 27 лет от роду, рослый крепкий парень приглянулся и девушке. Она оказалась дочерью вождя племени. Ну и… Семёнов потом наводил справки о Даценко у канадского сенатора индейского происхождения, и удалось выяснить, что действительно, белый иноплеменник был взят в племя в качестве менеджера по туризму; племя доверило ему быть «подставным вождём» на различных торжественных мероприятиях и шоу, которые проходили на территории резервации. И женат он был на дочери настоящегог вождя.

При кажущейся естественной простоте, против этой версии есть много возражений.
В 1944 году советского пилота с бомбардировщика немцы живым бы в плен не взяли. После опустошительных бомбардировок Германии союзниками, попавших к ним в руки пилотов бомбардировщиков немецкие солдаты казнили тут же, причём часто мучительной смертью.

Совсем не просто стать индейцем и попасть в племя. Конечно, в наше время канадское законодательство протаскивать лапу орла под кожей испытуемого никому не позволит, и тем не менее — живут индейцы замкнуто, а к белым людям относятся недоверчиво и часто недружелюбно. А уж тем более маловероятно добиться, чтобы тебя, белого иноплеменника, избрали вождём. Что-то и здесь не так. Версия о «менеджере по туризму», изложенная Семёновым, ближе к истине.

Зачем к вождю ездил советский посол? И почему Даценко, если это только был он, не попытался наладить связь с сестрой хотя бы уже в 90-е годы, пока ещё был жив?

Куда летел мглистой ночью 19 апреля 1944 года без радиста на борту бомбардировщик с тремя отчаянными советскими офицерами, уже не раз выполнявшими секретные приказы?

Почему в 1967 году «неможно было назад» Герою Советского Союза? Ведь звания и наград его никто не лишал, то есть по линии секретных служб и советского правосудия к нему претензий не было.

Вопросов больше чем ответов. Возможно, что-то прояснится, когда станут более доступными архивы Министерства Обороны и российских секретных служб. Хотя, как сказал один умный человек — много было таких операций, что останутся секретными на веки вечные. Ясно одно — это не последний рассказ о храбром хлопце из-под Полтавы и одиссее его жизни.

вождь племени у древних славян

Альтернативные описания

В Древней Руси - Вождь племени или союза племен, правитель государства, имевший постоянные вооруженные силы - княжескую дружину; высший представитель класса феодалов.

Наследственный титул

Партия оперы «Русалка» Даргомыжского

Предводитель войска и правитель области в феодальной Руси

Произведение Макиавелли

Производное грязи, если вспомнить поговорку

Дворянский титул

Титул правителя Монако

. «здравствуй, ... ты мой прекрасный!»

Титул Юрия Долгорукого

Титул, присвоенный Жоржем Милославским

Принц русских кровей

Кто такой раджа?

Титул пушкинского Гвидона

Титул идиота Мышкина

Титул Гвидона

Персонаж оперы А. Даргомыжского «Русалка»

Титул Мышкина

Выходец из грязи

Титул Александра Невского

Титул Ярослава Мудрого

Титул Юрия Долгорукова

Дворянский наследный титул

Титул Болконского

. «... Гвидон зовет их в гости» (Пушкин)

Титул Багратиона

Правитель

Правитель области в феодальной Руси

Вождь племени у древних славян

Дворянский титул

Вождь племени, правитель государства

Произведение Макиавелли

Брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса

. "... Гвидон зовет их в гости" (Пушкин)

Кто такой раджа

М. (кон? конь? нормандское konung? как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь?) начальник, властелин; владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от владетельных князей, или жалованных почетно. Князья величаются сиятельством, а иные, в том числе владетельные германские князья, светлостию. Князь мира сею, князь бесовский, сатана. Русские князья частью потомки бывших владельных князей, частью признаны в этом звании из татарских мурз и ханов, или жалованы государями. Народ местами доныне, то шутя, то почетно, всякого татарииа клячеть князем. Князь, у тебя навозные вилы с воду свалились! Князь кормленщик, на кормлении. новг. пск. стар. взятый на службу, на жалованье, в войско, не для управы. Великий князь, встарь, повелевал уделкыми, как государь; ныне это сан всех вообще членов императорского дома, принц. По свадебным обычаям, жених и новобрачный, в день брака, князь. При именах, иногда остается без склонения. Князь Григорья; князь Ивану. Взять из грязи, да посажен в князи. Коли худ князь, так в грязь! говор. новгородцы. Князь, князек, князец, начальник инородцев сибирских, кавказских; у киргизов султане, у калмыков нойон. Князек, зверок, животное необычайной шерсти или пера, особ. белый, королек, красивый выродок, напр. белая ласточка, белый воробей, мышь, соболь; высший разбор пушного товара, одинец, самый отборный; долгий хлебный колос, полнее и выние прочих; верхнтй стык стропил и скатов, гребень, конек: резная доска по коньку; притолока на воротах; верхнее бревно под коньком кровли; матица в избе, на которой лежить накат. Княгиня ж. жена князя; молодая, в день брака. Идет княгиня: на плечах корзина, а в корзнне мякина. Княгина княжа, кошке котя, а Катерине милее свое дитя! княгина княжа (княжата), у кошки котя (котята) то же дитя. Княжна ж. дочь князя, девица. Великая княжна, незамужняя дочь члена императорского семейства. Княжда, мн. княжата, княженя, малолетний сын князя, княжяич. Князев, княжев или сокращ. княжь; княгинин, княжнин; княжатин, княжичев, ему или ей прнадлежщ.. Княжий, княжой, княжеский, стар. княженецкий, князю прнадлежщ., свойственый. Княжий стоь, обед, калужск. княжак, обед у молодого и у отца невесты; пиров этих бывает до трех. Княжая сваха, женихова. Кутить в княжью голову, зря. Душею Божьи, а телом княжьи, стар. Не держи двора близь княжа двора, не держи села блазь княжа села. Стар. княж, сокращ. прилагается к отчеству, вместо сын. Князь Петр, княж Иванов, или княж Иванов сын. Княжчина ж. стар. подать, мыт, пошлина владетельному князю. Княжницы, все княжьи доходы, все статьи дохода. Княженика, -ница, -ничка яросл. вят. княжица, княжика вологодск. влад. княжанка новг. куст и ягода Ribes arcticus, поленика, мамура, лапморошка, хохлянка, хохлуша; куст и ягода Ribes rubrum, красная смородина. Княженичкин м. куст, растен. княженика; водица, напиток из этой ягоды. Княжениковка ж. наливка на княженике. Княженичный, к ягоде этой или к растению относящс. Книжить или княжествовать, управлять княжеством. Ему плохо княжилось, неудачно княжил. Докняжить до чего. Закняжил по-своему. Недолго накняжил. Откняжил, удалился в монастырь. Покняжив недолго, прокняжив с год, умер. Княженье ср. действ., управленье княжеством; самая область, земля им управляемая; время, продолжительность этого управленья. Княжество ср. княженье, в знач. земли, области; сан, звание, достоинство княжеское. Княжек, растен. Аtragene alpinа, дикий хмедь, петров крест, ветвина, вьюнец. предлог к; см. к. Он ко всему привыкает. Не ко двору (вещь, лошадь, покупка) пришлась. Ко, ка, тка, придаточная частица, см. ка. камч. ко или ко-ко, междомет. ай, ай-ай