Конспект расчет сопротивления проводника удельное сопротивление. Удельное сопротивление. «Расчёт сопротивления проводника

«Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление»

Цели урока :

Обучающая: Создать условия, побуждающие самообразовательную активность

учащихся, применять свои знания в новой ситуации, формировать умение решать

расчетные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины,

площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.

Развивающая: Развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.

Воспитательная : Воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, взаимопонимание, чувство ответственности, этики работы в парах.

Оборудование : источник тока, амперметр, вольтметр, линейка, ключ, исследуемые

проводники, соединительные провода, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап. Определение целей урока . (1 мин.)

II. Этап актуализации опорных знаний (10 мин.) – работа со всем классом

1. Что такое сила тока? Кокой буквой она обозначается?

2. По какой формуле рассчитывается сила тока?

3. Как называется единица измерения силы тока? Как она обозначается?

4. Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах?

5. По какой формуле находится электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, если известны сила тока и время его прохождения?

6. Что такое электрическое напряжение? Кокой буквой оно обозначается?

7. По какой формуле рассчитывается электрическое напряжение?

8. Как называется единица измерения напряжения? Как она обозначается?

9. Как называется прибор для измерения электрического напряжения? Как он обозначается на схемах?

10. Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?

11. Какова зависимость силы тока от напряжения?

12. Как обозначается электрическое сопротивление?

13. Как зависит сила тока от сопротивления?

14. Сформулируйте закон Ома для участка цепи

III . Объяснение материала. (10 мин)

На предыдущем уроке мы выяснили, что причиной сопротивления проводника является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.

Разные проводники обладают различным сопротивлением из – за различия в строении их кристаллической решетки, из – за разной длины и площади поперечного сечения.

Значит можно предположить, что сопротивление проводника зависит от его длины и площади поперечного сечения, и от вещества, из которого он изготовлен.

Проведем опыт : Силу тока в цепи измеряют амперметром, напряжение – вольтметром. Зная эти параметры и используя закон Ома можно определить сопротивление каждого из проводников. В цепь источника тока по очереди включают различные проводники:

Никелиновые проволоки одинаковой толщины, но разной длины;

Никелиновые проволоки одинаковой длины, но разной толщины (разной площади поперечного сечения);

Никелиновую и нихромовую проволоки одинаковой длины и толщины.

Выводы :

    Из двух никелиновых проволок одинаковой толщины более длинная проволока имеет большее сопротивление;

    Из двух никелиновых проволок одинаковой длины большее сопротивление имеет проволока с меньшим поперечным сечением;

    Никелиновая и нихромовая проволоки одинаковых размеров имеют разное сопротивление.

Зависимость сопротивления проводника от его размеров и вещества, из которого изготовлен проводник, впервые на опытах изучил Ом .

Он установил, что сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от его вещества проводника.

Как учесть зависимость сопротивления от вещества, из которого изготовляют проводник?

Для этого вычисляют так называемое удельное сопротивление вещества.

Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2.

Единица удельного сопротивления в системе СИ является 1 Ом *м, или

Значения удельного сопротивления проводника приведены в таблице 8 (стр.105 учебник физика 8 класс, автор А.В.Пёрышкин).

Опытным путем было установлено, что у металлов удельное сопротивление с повышением температуры увеличивается.

Из всех металлов наименьшим удельным сопротивление обладают серебро и медь. Следовательно, серебро и медь – лучшие проводники электричества. При проводке электрических цепей используют алюминиевые, медные и железные провода.

Во многих случаях бывают нужны приборы, имеющие большое сопротивление. Их изготавливают из специально созданных сплавов – веществ с большим удельным сопротивлением.

Например, как видно из таблицы 8, сплав нихром имеет удельное сопротивление почти в 40 раз больше, чем алюминий.

Фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов.

IV . Закрепление материала. (15 мин.)

Учащимся предлагается вариант заданий, составленный в соответствии с КИМами ГИА. Задания обсуждаются коллективно, у доски поочередно решаются задания №3, 4, 6.

Часть 1

    Сопротивление проводника зависит от


1) 0,204 Ом 2) 0,816 Ом 3) 2,04 Ом 4) 28,23 Ом

    Для плавного изменения силы тока нужно использовать

    1. Выключатель 3) рычажный реостат

      ползунковый реостат 4) амперметр

    Какой длины нужно взять никелиновую проволоку сечением 0,2 мм 2 для изготовления реостата сопротивлением 20 Ом?

1) 5 м 2) 10 м 3) 15 м 4) 20 М

Часть 2

    Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Физические величины Формула

А) сила тока 1)

Б) напряжение 2)

В) сопротивление 3)

4)

5)

Применение Устройство

А) для измерения напряжения 1) реостат

Б) для измерения силы тока 2) вольтметр

3) гальванометр

4) амперметр

5)электроскоп

V. Домашнее задание. П 45, 46, упр 20 № 2 (в)

Реостаты

Реостат - прибор, который используется для регулирования силы тока в цепи.

Самый простой реостат - проволока с большим удельным сопротивлением, такая как никелиновая или нихромовая.

Виды реостатов:

Ползунковый реостат - еще один вид реостатов, в котором стальная проволока намотана на керамический цилиндр.Проволока покрыта тонким слоем окалины, которая не проводит электрический ток, поэтому ее витки изолированы друг от друга.Над обмоткой - металлический стержень по которому перемещается ползунок.

Он прижат к виткам обмотки.От трения ползунка о витки слой окалины стирается и электрический ток в цепи проходит от витков проволоки к ползунку, потом в стержень.Когда реостат подключили в цепь, можно передвигать ползунок, таким образом увеличивать или уменьшать сопротивление реостата.

Жидкостный реостат - представляет бак с электролитом, в который погружаются металлические пластины.

Проволочный реостат - cостоит из проволоки из материала в котором высокое удельное сопротивление, натянутый на раму.

Нельзя превышать силу тока реостата, потому что обмотка реостата может перегореть.

Реостат мы часто применяем в повседневной жизни, например, регулируя громкость телевизора и радио, увеличивая и уменьшая скорость езды на машине.

Тема урока: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление.

Цель урока: 1. Повторение вопросов: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи.

2. Выяснить, от чего зависит сопротивление проводника, ввести понятие удельного сопротивления, единицы его измерения.

3. Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учеников на основе преставлений о строении вещества.

4. Уметь применять полученные знания при решении задач, собирать электрические цепи и строить их схемы.

5. Развитие речи, умение делать логические выводы.

Оборудование:

ЛИП, амперметр, вольтметр, реостат, экран с проволоками различной длины и сечения и изготовленных из различного материала, магнитная доска, набор по электричеству.

Литература:

1. Перышкин А.В. «Физика 8» §45

2. сост. Кириллова «Книга для чтения по физике» стр. 159-182

3. Глазунов «Методика преподавания физики в средней школе» §3.5 стр. 59

4. сост. Енохович «Хрестоматия по физике» стр. 57

5. Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики» §4

6. Лукашик «Сборник задач по физике»

Мы занимаемся изучением электрических явлений, познакомились со многими характеристиками электрических явлений. Какими? . Сегодня мы более подробно рассмотрим третью физическую величину . А сначала вспомним то, что нам потребуется на уроке.

1) Что представляет собой электрический ток?

Упорядоченное движение свободных заряженных частиц.

2) а в металлах?

Упорядоченное движение электронов.

3) Что принимается за направление тока?

Направление движения «+» заряженных частиц (от «+» к « » в эл. цепи)

4) Какие условия необходимы для существования тока?

Наличие свободных заряженных частиц и электрическое поле.

5) Какую роль играет источник тока в цепи?

Создает электрическое поле, которое совершает работу по перемещению зарядов в проводнике.

6) Как называется физическая величина, характеризующая электрическое поле?

Электрическое напряжение

7) Что такое сила тока?

Заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в единицу времени.

8) Какой закон описывает зависимость между физическими величинами, характеризующими электрические явления?

Закон Ома для участка цепи .

9) Что за физическая величина в знаменателе формулы? Что вы о ней знаете?

Электрическое сопротивление .

10) Как с качественной точки зрения объяснить возникновение сопротивления в проводнике?

Взаимодействие электронов с ионами кристаллической решетки, при этом замедляется упорядоченное движение электронов, т.е. уменьшается заряд, переносимый в 1с через S проводника, т.е. уменьшается .

11) Зависит ли сопротивление проводника от ?

Нет, т.к. .

От чего же зависит ?

Выдвигаем гипотезы:

2) от длины проводника

3) от площади поперечного сечения

Объясняем каждую гипотезу с качественной точки зрения и проверяем экспериментально (сначала 2, потом 3, потом 1).

2) Чем длиннее проводник, тем большее количество кристаллических решеток встречают на своем пути электроны, следовательно, тем больше . ( ) Проверить на опыте.

3) Чем больше S сечения проводника, тем большее количество электронов проходит через за единицу времени. Следовательно, - меньше ( ).

1) У каждого вещества свое строение, особый вид кристаллической решетки. Если ионы кристаллической решетки расположены ближе друг к другу, то пробираться электронам труднее и больше.

Ависимость от вещества, из которого изготовлен проводник, называют удельным сопротивлением .

Объединим все в формулу:

Из формулы: удельное сопротивление численно равно сопротивлению проводника длиной 1 м и площадью сечения 1 .

Единицы измерения: 1

Всегда ли удобно использовать эту единицу измерения?

Нет, т.к. провода тонкие, следовательно, измеряется в .

- внесистемная единица измерения.

Еще раз вывод: . В старших классах мы будем говорить еще о том, что зависит от внешних условий (от температуры). Поэтому табличные значения приведены при постоянной . (Таблица №8 стр. 105 и на столе в кабинете).

Какие вещества имеют самое большое удельное сопротивление? – Самое маленькое? (Ag , Cu , Au , Al ).

Из каких веществ (металлов) выгоднее (удобнее) всего изготовлять провода для линии электропередач? Почему?

Чем меньше , тем меньше и больше . Следовательно, меньше тепловое действие тока.

Почему провода не изготовляют из Ag ? – Из каких металлов выгоднее всего изготовлять нагревательные приборы?

Чем больше , тем больше и меньше и больше тепловое действие тока.

Такие вещества, как фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов.

Дополнительные сведения :

Тело человека является проводником электрического тока, причем разные ткани имеют различное удельное сопротивление: наибольшее – кожа , меньшее мышечная и жировая ткани, спинной и головной мозг и особенно малое кровь. Сопротивление тела человека зависит от состояния рогового слоя кожи. Повреждение (порезы, царапины, ссадины), увлажнение, загрязнение снижают сопротивление тела человека и увеличивают опасность поражения его током. Кроме того, разные участки тела имеют разную толщину рогового слоя и неравномерное распределение потовых желез, поэтому имеют разные сопротивления.

Построить схему электрической цепи, собранной на демонстрационном столе, в тетради и на доске.

Можно ли определить, из какого материала изготовлена проволока? Как? Какие измерения для этого нужно сделать?

Измерить , снять показания амперметра и вольтметра и определить сопротивление, а затем по таблице №8 посмотреть, из какого материала оно изготовлено.

Оформить задачу в тетради

Дано: Решение:

; .

Д.З. §45 Упр. 20 (2а, б, в).

Подведение итогов урока: Мы более подробно познакомились с 3 физической величиной, характеризующей электрическое явление . Выяснили, что зависит только от размеров и рода вещества проводника и ввели понятие удельного сопротивления, его единицы измерения.

Составление таблицы на доске:

Ом

Материал

0,5

0,3

0,8

1,4

1,75

1,1

Нихром

0,3

0,6

2,2

3,7

1,1

Нихром

0,5

0,2

0,7

1,9(2)

2,7

1,1

Нихром

0,5

0,35

1,3

0,03

0,023

0,017(0,0161)

Медь

0,5

0,35

1(1)

0,7(0,8)

0,7

0,5

константан

;

1 и 2 строчки:

1 и 3 строчки:

4 и 5 строчки: зависит от рода материала.

Определите, из какого материала изготовлен каждый проводник?

Работа по группам по 2 парты по таблице. Ответ округлить до десятых.

Дополнить таблицу.

В тетради у учеников:

Расчет сопротивления проводников.

1) от свойств проводника (материала)

2) от длины проводника

3) от площади поперечного сечения?

Проверка:

1) вещество одинаково

Дано:

;

Чем больше , тем больше ;

Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio . Все материалы к проектам упакованы в архивы формата.rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR .

Тип проекта: для школьников

Классы: 8 класс, 9 класс

Разделы: Физика

Преподаватель: Попова Надежда Анатольевна — учитель физики

Образовательное учреждение: МБОУ Бударинской СОШ Новоаннинского района Волгоградской области

Добавлено: воскресенье, 11.08.2013

Описание:

Тема урока: Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление

Урок в 8 классе

Учитель физики – Попова Надежда Анатольевна МБОУ Бударинской СОШ Новоаннинского района Волгоградской области

Цель.

Обучающая:

  • Создать условия, побуждающие самообразовательную активность учащихся, применять свои знания в новой ситуации, формировать навыки работы с интерактивной приставкой Mimio, умение решать расчетные, экспериментальные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.

Развивающая:

  • Развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.

Воспитательная: Воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, взаимопонимание, чувство ответственности, этики работы в парах.

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Актуализация знаний.

3. Решение задач на применение закона Ома для участка цепи.

4. Изучение новой темы.

5. Расчет удельного сопротивления проводника.

6. Повторение соединения амперметра и вольтметра

7. Практическая работа.

8. Подведение итогов.

9. Домашнее задание

Оборудование: Амперметр и вольтметр (демонстрационные), источники тока, амперметры, вольтметры лабораторные, исследуемые проводники, соединительные провода, ключи, комплект Mimio

Этап урока

Использование Mimio

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап.

Объявляется тема урока и цели

Записывают тему в тетрадь

2. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся знания формул и законов, используя игровую ситуацию.

1.Под шариками спрятались буквы зашифрованного слова. Необходимо установить соответствие между физической величиной и прикрепленной к шарику формулы, лопнув шар открыть букву и записать маркером ее в таблицу

2. Аналогичная ситуация, задание для проверки единиц измерения физических величин

Работа с интерактивной доской

3. Повторение закона Ома для участка цепи.

Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

Как вычислить напряжение, используя закон Ома?

Сопротивление?

Применяя закон Ома для участка цепи, заполните таблицу. Решение задач на применение закона Ома для участка цепи проводится с помощью заполнения таблицы.

Для проверки выдвигаем спрятанные ответы

Отвечают на вопросы.

Ученик заносит результаты в таблицу.

4. Изучение новой темы.

На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите её.

Выясним: от чего зависит сопротивление проводника?

Демонстрация ЭОР со 2 страницы

Страница 3 Установим зависимость сопротивления от длины проводника

Сила тока увеличилась, напряжение осталось прежним. Следовательно: сопротивление зависит от длины проводника.

Страница 4 Установим зависимость от площади поперечного сечения.

Сила тока увеличивается. Делаем вывод. Сопротивление проводника зависит от площади поперечного сечения: чем больше площадь, тем меньше сопротивление (и наоборот, чем меньше площадь сечения проводника, тем больше сопротивление).

Страница 5 Установим зависимость сопротивления от рода вещества.

Сопротивление проводника зависит от рода вещества (материала), из которого он изготовлен.

Страница 6

Зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника (длины и площади поперечного сечения) и вещества, из которого он изготовлен, впервые установил Георг Ом.

Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от вещества проводника.

Сопротивление проводника из данного вещества длиной 1метр, площадью поперечного сечения 1 квадратный миллиметр называется удельным сопротивлением проводника.

Единица удельного сопротивления в системе СИ является 1 Ом *м, или

Значения удельного сопротивления проводника приведены в таблице 8 (стр.105 учебник физика 8 класс, автор А.В.Пёрышкин)

Учащиеся:

1. Электрическое поле положительных ионов действует на электроны и уменьшает их скорость. В результате уменьшается сила тока, увеличивается сопротивление проводника.

2. Электрическое поле, созданное электронами, тоже влияет на соседние электроны, уменьшая их скорость, а значит и уменьшает силу тока, увеличивает сопротивление проводника.

Записывают в тетрадь зависимости сопротивления

Ученики по очереди у доски работают с интерактивным стендом

5. Решение задачи на расчет удельного сопротивления проводника

Задача. Определите сопротивление телефонного провода между городами Южно-Сахалинском и Томари, если расстояние между ними 180 километров, а провода сделаны из железной проволоки поперечного сечения 12 квадратных миллиметров.

Для проверки записи условия выдвигаем готовое за «книгу».

Ответ спрятан за ширмой.

Учащиеся записывают условие задачи в тетрадь

Учитель приглашает ученика к доске записать маркером решение задачи.

6. Повторение соединения амперметра и вольтметра

Повторим, как соединяют амперметр и вольтметр в цепи. Посмотрите на схемы и найдите, в какой схеме ошибка.

Повторяем, как определить цену деления приборов.

Ученик выбирает правильные рисунок и ответ автоматически проверяется.

Результаты измерений приборов записывают в тетрадь.

7. Практическая работа

Если есть документ-камера и недостаточное количество приборов на класс, можно провести практическую работу на демонстрационном столе спроецировав опыт на доску.

Ребята, на столах у вас находятся приборы: амперметр, вольтметр, проводник в виде спирали, соединительные провода, источник тока. Проводник изготовлен из железа, площадь поперечного сечения 1 квадратный миллиметр.

Как можно определить длину проводника?

В результате обсуждения приходим к выводу:

1) Растянуть проводник и измерить его длину. Затем, чтобы проводник принял форму спирали, намотать его на карандаш.

2) Измерить с помощью амперметра и вольтметра силу тока и напряжение на проводнике, вычислить его сопротивление. Затем, используя удельное сопротивление и площадь поперечного сечения, вычислить длину проводника

Учащиеся выполняют практическую работу вторым способом..

Результаты работы проверяет учитель.

8. Рефлексия. (Подведение итогов.)

Сопоставить вопросы и ответы, подтягивая их в нужное место.

В результате получаем радугу, которая сама говорит о благоприятном исходе урока. Озвучиваются оценки за работу.

Работа с доской

9. Домашнее задание:

П. 45, 46, упражнение 20 № 2 (а), 4.

Записывают задания в дневник

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме

«Расчет сопротивление проводника. Удельное сопротивление»

Физика, 8 класс.

Разработала: Беловол Людмила Викторовна

Учитель физики МБОУ СОШ № 42

Город Краснодар

Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.

Точная наука немыслима без меры.

Д.И.Менделеев

Цели урока :

Обучающая: Создать условия, побуждающие самообразовательную активность

Учащихся, применять свои знания в новой ситуации, формировать умение решать

Расчетные задачи. Установить зависимость сопротивления проводника от его длины,

Площади поперечного сечения и вещества, из которого он изготовлен.

Развивающая: Развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения знаний, умение анализировать, наблюдать, собирать электрические цепи, чертить схемы, развивать навыки практической работы, интерес к предмету путём выполнения разных заданий.

Воспитательная : Воспитание мировоззренческих понятий; познаваемость окружающего мира; воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, взаимопонимание, чувство ответственности, этики работы в парах.

Оборудование : источник тока, амперметр, вольтметр, линейка, ключ, исследуемые

Проводники, соединительные провода, компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный этап. Определение целей урока . (1 мин.)

II. Этап актуализации опорных знаний (10 мин.) – работа со всем классом

1. Что такое сила тока? Кокой буквой она обозначается?

2. По какой формуле рассчитывается сила тока?

3. Как называется единица измерения силы тока? Как она обозначается?

4. Как называется прибор для измерения силы тока? Как он обозначается на схемах?

5. По какой формуле находится электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника, если известны сила тока и время его прохождения?

6. Что такое электрическое напряжение? Кокой буквой оно обозначается?

7. По какой формуле рассчитывается электрическое напряжение?

8. Как называется единица измерения напряжения? Как она обозначается?

9. Как называется прибор для измерения электрического напряжения? Как он обозначается на схемах?

10. Какими правилами следует руководствоваться при включении вольтметра в цепь?

11. Какова зависимость силы тока от напряжения?

12. Как обозначается электрическое сопротивление?

13. Как зависит сила тока от сопротивления?

14. Сформулируйте закон Ома для участка цепи

III. Объяснение материала. (10 мин)

На предыдущем уроке мы выяснили, что причиной сопротивления проводника является взаимодействие движущихся электронов с ионами кристаллической решетки.

Разные проводники обладают различным сопротивлением из – за различия в строении их кристаллической решетки, из – за разной длины и площади поперечного сечения.

Значит можно предположить, что сопротивление проводника зависит от его длины и площади поперечного сечения, и от вещества, из которого он изготовлен.

Проведем опыт : Силу тока в цепи измеряют амперметром, напряжение – вольтметром. Зная эти параметры и используя закон Ома можно определить сопротивление каждого из проводников. В цепь источника тока по очереди включают различные проводники:

Никелиновые проволоки одинаковой толщины, но разной длины;

Никелиновые проволоки одинаковой длины, но разной толщины (разной площади поперечного сечения);

Никелиновую и нихромовую проволоки одинаковой длины и толщины.

Выводы :

  1. Из двух никелиновых проволок одинаковой толщины более длинная проволока имеет большее сопротивление;
  1. Из двух никелиновых проволок одинаковой длины большее сопротивление имеет проволока с меньшим поперечным сечением;
  1. Никелиновая и нихромовая проволоки одинаковых размеров имеют разное сопротивление.

Зависимость сопротивления проводника от его размеров и вещества, из которого изготовлен проводник, впервые на опытах изучил Ом .

Он установил, что сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его поперечного сечения и зависит от его вещества проводника.

Как учесть зависимость сопротивления от вещества, из которого изготовляют проводник?

Для этого вычисляют так называемое удельное сопротивление вещества.

Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2.

Единица удельного сопротивления в системе СИ является 1 Ом *м, или

Значения удельного сопротивления проводника приведены в таблице 8 (стр.105 учебник физика 8 класс, автор А.В.Пёрышкин).

Опытным путем было установлено, что у металлов удельное сопротивление с повышением температуры увеличивается.

Из всех металлов наименьшим удельным сопротивление обладают серебро и медь. Следовательно, серебро и медь – лучшие проводники электричества. При проводке электрических цепей используют алюминиевые, медные и железные провода.

Во многих случаях бывают нужны приборы, имеющие большое сопротивление. Их изготавливают из специально созданных сплавов – веществ с большим удельным сопротивлением.

Например, как видно из таблицы 8, сплав нихром имеет удельное сопротивление почти в 40 раз больше, чем алюминий.

Фарфор и эбонит имеют такое большое удельное сопротивление, что почти совсем не проводят электрический ток, их используют в качестве изоляторов.

IV. Закрепление материала. (15 мин.)

Учащимся предлагается вариант заданий, составленный в соответствии с КИМами ГИА. Задания обсуждаются коллективно, у доски поочередно решаются задания №3, 4, 6.

Часть 1

  1. Сопротивление проводника зависит от
  1. приложенного к нему напряжения
  2. от силы тока и приложенного напряжения
  3. от материала проводника
  4. от длины, площади поперечного сечения и материала проводника
  1. сопротивление никелинового проводника длиной 0,4 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм 2 равно 1 Ом
  2. сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм 2 равно 0,4 Ом
  3. сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм 2 равно 1 Ом
  4. сопротивление никелинового проводника длиной 0,1 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм 2 равно 0,4 Ом
  1. Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить в 2 раза?
  1. увеличится в 2 раза 3) не изменится
  2. уменьшится в 2 раза 4) станет равным нулю
  1. Медный провод имеет длину 240 см и площадь поперечного сечения 0,2 мм 2 . Вычислите сопротивление этого провода.

1) 0,204 Ом 2) 0,816 Ом 3) 2,04 Ом 4) 28,23 Ом

  1. Для плавного изменения силы тока нужно использовать
  1. Выключатель 3) рычажный реостат
  2. ползунковый реостат 4) амперметр
  1. Какой длины нужно взять никелиновую проволоку сечением 0,2 мм 2 для изготовления реостата сопротивлением 20 Ом?

1) 5 м 2) 10 м 3) 15 м 4) 20 М

Часть 2

  1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Физические величины Формула

А) сила тока 1)

Б) напряжение 2)