Критерии выбора компетентного органа по сертификации. Выбор органа по сертификации для проведения добровольной сертификации экспертная оценка

Если перед Вашим бизнесом встала необходимость добровольной сертификации соответствия менеджмента качества стандартам ISO 9001, актуальным вопросом становится выбор компании, которой можно доверить процесс проведения сертификационного аудита и получения сертификатов. В свете важности данного вопроса для итогов сертификации и репутации компании, а также из-за наличия на рынке многочисленных компаний-однодневок, которые торгуют поддельными сертификатами, либо не обладают достаточным опытом и квалификацией для того, чтобы корректно провести сертификационные процедуры, мы решили осветить эту тему более подробно.

Кто имеет право выдавать сертификаты соответствия ISO 9001 в России

В Российской Федерации услуги по сертификации ИСО 9001 и других систем добровольной сертификации имеют право предоставлять негосударственные организации, аккредитованные при Федеральной Службе по Аккредитации (Росаккредитация). Ранее полномочия по аккредитации организаций и исследовательских лабораторий для работы с системами добровольной сертификации были возложены на Федеральное Агентство по Техническому Регулированию и Метрологии.

Аккредитация - это процедура, которая официально признает право органа по сертификации систем управления качеством проводить сертификационные работы в соответствии с заявленной областью аккредитации. (ГОСТ Р 40.001).

Область аккредитации - это утвержденный перечень продуктов или услуг, для которых организация имеет право проводить сертификацию и выдавать сертификаты соответствия.

Что следует учитывать при выборе сертификационного органа

В конкурентной борьбе за клиентов, некоторые компании расписывают свои настоящие и мнимые преимущества, обещают сверхнизкие цены или быстрые сроки, но мы рекомендуем руководствоваться принципом «Доверяй, но проверяй».

Принимая решение о сотрудничестве, стоит проверить следующие факты:

  • Наличие у компании государственной аккредитации;
  • Проверка рекомендаций и списка клиентов;
  • Проверка деловой репутации организации;
  • Проверка компетентности сотрудников на уровне качества технического разъяснения;
  • Дополнительным, хотя и необязательным плюсом в пользу компании будет наличие сертификатов соответствия и системы менеджмента качества их собственных услуг.

Как проверить выбранный орган по сертификации

Давайте рассмотрим процесс выбора и проверки более подробно. Никаких сложностей этот процесс не представляет - проанализировать и сравнить условия, компетентность и легальность нескольких органов по сертификации можно, используя предоставленные сертифицирующими организациями документы, официальные запросы и открытые источники.

    Проверка наличия и подлинности аттестата. Каждый аттестат сертификационного органа, выданный Росаккредитацией, регистрируется в базе данных на официальном сайте службы аккредитации. Список компаний, аккредитованных для работы с системами добровольной сертификации, можно запросить в Координационном центре, под реквизитами которого выбранная система зарегистрирована в Росстандарте.

    Проверка рекомендаций и списка клиентов. Если среди клиентов сертифицирующего органа названы известные компании, это свидетельствует о солидности и надежности организации. Однако этим иногда пользуются недобросовестные компании-однодневки, которые рассчитывают на то, что потенциальные клиенты не будут проводить проверку размещенной информации. Нет ничего предосудительного в том, чтобы позвонить в одну из компаний, выложенных в клиентском списке, и попросить о рекомендациях по поводу сертифицирующего органа. Подтверждением факта сотрудничества также могут быть сканы отзывов компаний-клиентов на их официальных бланках, выложенные на сайте сертифицирующей организации.

    Проверка компетентности сотрудников на уровне качества технического разъяснения. Общаясь с представителями сертифицирующего органа по телефону или при личной встрече, не стесняйтесь задавать все вопросы, которые Вас интересуют. Попытайтесь выяснить подробности и детали процесса, принципы ценообразования, гарантии, специфику сертификации в Вашей сфере. Хорошим признаком будут честные и аргументированные ответы, разъяснение терминологии, погружение в суть Ваших проблем, желание сэкономить Ваши средства с помощью оптимальной схемы сертификации, отсутствие невыполнимых обещаний и т.д. Сравните ответы нескольких компаний - у серьезных профессионалов разброс цен и сроков не слишком отличается, тогда как слишком низкие или высокие, по сравнению с остальными, показатели, дают повод задуматься. Весомым аргументом в пользу сертифицирующей организации является участие ее экспертов в профильных конференциях и разработке стандартов для отечественных систем сертификации.

    Наличие собственных сертификатов соответствия управления качеством стандартам. Здесь все просто - сертифицирующие органы обычно выкладывают информацию о наличии сертификатов в открытом доступе, либо могут выслать скан документа по запросу.

Условия сотрудничества с сертифицирующим органом

Чтобы выяснить условия и подробности прохождения процедуры сертификации в выбранных организациях, разошлите им заявки с указанием следующих данных:

  • какой вид сертификации Вам требуется;
  • продукты/услуги вашего предприятия;
  • организационная структура Вашей компании;
  • численность персонала;
  • количество и региональное расположение филиалов;

Прежде чем сделать окончательный выбор органа по сертификации, следует проконсультироваться со специалистами по следующим вопросам:

  • Оптимальная схема сертификации для Ваших условий
  • Какие документы требуются от Вас для проведения работ по сертификации
  • Алгоритм и сроки проведения работ по сертификации
  • Стоимость всех работ, включая НДС и возможные комиссии, форма оплаты.

Теперь, узнав как выбирать и проверять организации для проведения сертификации ISO 9001, Вы можете сделать окончательный выбор. Напоследок мы рекомендуем обратить внимание на область аккредитации и сферу деятельности, на которой специализируется организация - предпочтение следует отдать органам, знающим специфику Вашего рынка, товаров и услуг. Если такой информации нет на сайте организации, Вы легко можете узнать ее, изучив список клиентов или просто позвонив в офис сертифицирующего органа.

Орган по сертификации - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Аккредитация - процедура, посредством которой официально признается возможность органа по сертификации систем качества выполнять работы по сертификации в заявленной области.

Область аккредитации - перечень продукции, в соответствии с которым орган по сертификации имеет право проводить работы по сертификации и выдавать сертификаты соответствия.

Сегодня выбор органов по сертификации в России чрезвычайно широк, ведь количество добровольных систем сертификации в различных сферах деятельности постоянно увеличиваются.

При выборе органа по сертификации следует учитывать следующие критерии:

1. Опыт органа по сертификации. Обычно подтверждается референс-листом, т.е. перечнем клиентов, воспользовавшихся услугами данного органа по сертификации.

2. Содержание отчета. Не все органы по сертификации включают в свои отчеты наблюдения, так как формулирование наблюдений требует высокой квалификации аудиторов и дополнительных усилий во время выполнения аудита. Наблюдения помогают выявить потенциальные несоответствия, описывая те обстоятельства, которые могут привести к несоответствиям с течением времени или в несколько иных условиях. Наблюдения представляют ценную информацию для клиента, так как позволяют предотвратить несоответствия и связанный с ними потенциальный ущерб организации.

3. Возможность внедрения на предприятии интегрированных систем. Стандартизованные системы менеджмента - это непрерывно развивающаяся область управленческой науки.

4. Предлагаются ли дополнительные услуги, такие как, постсертификационные услуги, услуги обучения и др.

5. Наличие собственной системы качества.

6. Уровень подготовленности (компетентности) аудиторов.

7. Выбранный орган по сертификации должен быть аккредитован на проведение работ по сертификации данного вида продукции.

8. Репутация органа по сертификации.

9. Признание бренда. Получая сертификат, предприятие связывает свой бренд с брендом органа по сертификации. Орган по сертификации должен быть не просто известен. Его имя должно вызывать у клиентов положительные ассоциации.

10. Политика и процедуры, в соответствии с которыми работает орган по сертификации, не должны иметь дискриминационный характер и не должны проводиться и осуществляться дискриминационным образом.

11. Орган по сертификации должен обеспечивать доступность услуг для всех заявителей. Не должно быть чрезмерных финансовых или иных условий.

Заключение

В данной курсовой работе произведен анализ нормативной документации и правовых актов, используемых при производстве хлеба столичного. Рассмотрена процедура подтверждения соответствия продукции требованиям НД, представлена процедура анализа показателей качества и безопасности, а также проведено оформление заявки на проведение добровольной сертификации по схеме 3а, решения по заявке и сертификата соответствия (приложение 1, 2, 3).

Основная задача сертификации продуктов питания заключается в том, чтобы подтвердить качество и соответствие продукции эталонам качества. Процедура сертификации происходит независимо от производителя, а также и от потребителя. Только специальный документ удостоверяет результаты процедуры.

Благодаря сертификации продуктов питания можно выявить некачественные и небезопасные для человека продукты. Как правило, каждый из нас должен быть защищен от продукции, которая отрицательно может повлиять на нашу жизнь и самочувствие. Ведь сертификация продукции предприятия говорит о том, что вся продукции качественная, и ею можно торговать как на нашем рынке, так и на зарубежном. Сертификация продуктов питания - это подтверждение не только безопасность продукта для человеческого организма, а также для окружающей среды.

В условиях рыночной экономики производство конкурентоспособной хлебобулочной продукции может быть обеспеченно лишь при введении тщательного технологического и санитарно-гигиенического контроля, а также замены традиционных аналитических методов на инструментальные с использованием экспресс-анализаторов. Использование таких приборов позволяет значительно сократить трудовые ресурсы на проведение анализов, уменьшить приготовление реактивов, характерных для традиционных методов, сократить площадь лабораторий.

К сожалению, не все производители ответственно относятся к производству хлеба, нарушая нормативные требования и обманывая потребителей, предоставляя им неточную информацию на упаковке продукта, являющейся единственным источником информации. В связи с невыполнением производителями соответствующих требований хлебобулочные изделия перестают быть полезными продуктами, что может привести к снижению потребительского спроса на эту продукцию.

1 . Знак СЄ, которым маркирована продукция, означает- соблюдение требований директив стран ЕС

2. Участниками системы сертификации являются … (не менее двух вариантов)

- орган по сертификации

- заявитель

- испытательная лаборатория

3. Сертификация производства или системы качества предусматривается схемой сертификации продукции …- 5

4 . Обязательное подтверждение соответствия может быть в форме … (не менее двух вариантов)

- обязательной сертификации

- декларирования соответствия

5 . Органами по сертификации систем качества являются:

- организации, аккредитованные и зарегистрированные в соответствии с положениями Ростехрегулирования

6 . Формами подтверждения соответствия являются: - декларирование соответствия

7 . В функции органа по сертификации входит: (не менее двух)

- принятие решения по заявке предприятия о сертификации продукции

- выдача сертификата соответствия

8. Этап заявки на сертификацию включает …(не менее двух)

- подачу заявки

9 . Документ о соответствии требованиям технических регламентов – это - декларация о соответствии

10. Изображенный на рисунке знак представляет собой …

- знак соответствия продукции (услуги) требованиям в системе ГОСТ Р

11 . Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляется на основе принципов: (не менее двух)

- добровольность, открытость и доступность правил аккредитации

- исходя из объема производства

13 . Начало процедуры сертификации заключается в - подаче заявки в орган по сертификации

14. Изоляция, упаковка, пломбирование продукции производится на этапе - отбора образцов (проб)

15. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, - это … сертификат соответствия

Свидетельство о соответствии

16. Информирование приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту осуществляется - знаком соответствия (-и)

17 . Форма подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров называется … сертификацией

18. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию и проведение работ по сертификации, является национальный орган по сертификации

19. Какое обозначение имеет знак соответствия национальной системе сертификации США? - в США отсутствует единый национальный орган по сертификации



20 . Знак DIN принадлежит национальной системе сертификации …- Германии

21 . Среди основных этапов сертификации можно выделить….

- оценку соответствия объекта сертификации установленным требованиям

- заявку на сертификацию

22. Этап заявки на сертификацию включает …

- подачу заявки

- выбор органа по сертификации

23 . Этап решения по сертификации предусматривает …

- отказ в выдаче сертификата соответствия

- оформление сертификата соответствия

24. Сертификация систем менеджмента качества включает этапы:

- проведение аудита и подготовка акта по результатам аудита

- анализ документов системы менеджмента качества организации-заявителя органом по сертификации

25. Услуги нематериального характера при сертификации … оцениваются социологическим методом, оцениваются экспертным методом

26. Обеспечение результатов испытаний с погрешностью и воспроизводимостью, не выходящих за пределы установленных норм, достигается разработкой … методик испытаний

27. Объем (количество) отобранных образцов для целей сертификации зависит от …

- объема партии

28. Периодичность проведения сертификационных испытаний (без учета инспекционного контроля) зависит от … срока действия сертификата, установленного по техническому регламенту

29. Целями аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в соответствии с законом «О техническом регулировании» являются …

Создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий

Обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий

Подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия

30. К основным принципам аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий относится…

- обеспечение равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации

- компетентность и независимость органов, осуществляющих аккредитацию

- добровольность

31. Механизмом определения беспристрастности, независимости и компетенции участников сертификации не является

- стандартизация

- экспертная оценка

- идентификация

32 . Установление единых требований к испытательным лабораториям и органам по сертификации является … задачей аккредитации

33 . Подготовка предложений по номенклатуре продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, является функцией … центрального органа по сертификации

34. сертификацией

35. Действие третьей стороны, доказывающее, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, называется … сертификацией

36 . Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств оцениваются по схеме сертификации услуг … 2

37 . Оценка соответствия услуг нематериального характера установленным требованиям производится … экспертным или социологическим методами

38. техническим регламентом

39 . Разработка предложений по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции является одной из основных функций совета по сертификации

40. целью сертификации

41. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе … заявителя

42. Недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий является принципом аккредитации.

43. органом по сертификации

44. координационного совета

45. 8

46. Деятельность, направленная на подтверждение соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, называется … сертификацией

47. не является потребитель

48. совета по сертификации

49. пятикратное

50. Создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли является … целью сертификации

51. Структурным подразделением органа по сертификации, обеспечивающим деятельность органа по сертификации в соответствии с требованиями и процедурами сертификации, является … координационный совет

52. значительным несоответствием

53.

54.

55. Национальным органом РФ по сертификации является … Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт РФ)

56. Основная цель систем обязательной сертификации состоит в … обеспечении безопасности жизнедеятельности

57. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний осуществляется … органом по сертификации

58.

59. Контроль за определением стоимости работ по сертификации входит в компетенцию … координационного совета

60. При сертификации систем качества более чем пятикратное повторение малозначительных несоответствий одного вида дает основание для перевода их в значительное несоответствие.

61. Испытание одного или нескольких образцов продукции без проверки производства и инспекционного контроля предусматривается схемой сертификации … 1

62. Процедура аккредитации аккредитованной организации, претендующей на расширение своей области деятельности, называется … доаккредитацией

63. сертификация

64. Участником системы сертификации систем качества не является испытательная лаборатория

65. Разработка предложений по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции является одной из основных функций … совета по сертификации

66. совета по сертификации

67. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в форме … добровольной или обязательной сертификации, декларирования соответствия

68. Создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли является …целью сертификации
69. Выбор органа по сертификации осуществляется на этапе … заявки на сертификацию
Bottom of Form 11

70. Разработка предложений по формированию единой политики сертификации продукции для потенциально опасных промышленных производств, объектов и работ является компетенцией … совета по сертификации
Top of Form 12

71. Форма подтверждения соответствия на дорыночной стадии обращения продукции, осуществляемая самими изготовителями, называется …декларированием соответствия
72. эксперт

73. Лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в вопросе определения соответствия объекта сертификации установленным требованиям, принято называть третьей стороной.

74. Официальным признанием того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочна осуществлять конкретные испытания или типы испытаний, является … аккредитация

75. Испытание каждого изготовленного образца в аккредитованной испытательной лаборатории предусматривается схемой сертификации …8

76. Срок действия декларации о соответствии определяется … техническим регламентом

77. Выявленный недостаток системы менеджмента качества, который с большой вероятностью может повлечь невыполнение требований потребителя, называется … значительным несоответствием

78. Основополагающим документом по сертификации является в России закон … «О техническом регулировании»

79. Процесс аккредитации проходит в 4 этапа.

80. Признание результатов испытаний и сертификатов соответствия на национальном, европейском и мировом уровнях является целью аккредитации аккредитации.

81. Подготовка акта по результатам аудита СМК производится на этапе … проведения аудита «на месте»

82. Участником системы сертификации не является покупатель

83. Недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов, является … принципом сертификации

84. задачей аккредитации

85. Оплата регистрационного взноса заказчиком сертификации СМК производится на этапе … организации работ

86. Проведение аккредитованном органом сертификации системы качества у изготовителя предусматривается схемой сертификации …6

87. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации осуществляется в форме … добровольной или обязательной сертификации, декларирования соответствия

88. Обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг на внутреннем и внешнем рынках является … целью аккредитации

89. Количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет … орган по сертификации

90. Испытание одного или нескольких образцов продукции с проверкой производства без инспекционного контроля сертифицированной продукции предусматривается схемой сертификации …

91.

92. Процедура аккредитации органом, деятельность которого полностью соответствует международным требованиям, изложенным в Руководстве ИСО / МЭК 61, называется … аккредитацией на компетентность

93. Количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет … орган по сертификации

94. Разработка предложений по повышению эффективности работ в области сертификации курируемой продукции является одной из основных функций … совета по сертификации

95. Одной из форм осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, является … сертификация

96. Испытание каждого изготовленного образца в аккредитованной испытательной лаборатории предусматривается схемой сертификации …8

97 . Принятие декларации о соответствии является формой … обязательного подтверждения соответствия

98. Участником системы сертификации не является потребитель

99. Недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий является принципом аккредитации.

100. Членом комиссии по сертификации системы менеджмента качества является … эксперт

101. Процесс аккредитации органов по сертификации установлен в ГОСТе Р 51000.6 – 96

102. Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение 3 дней.

103. Создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам является … задачей аккредитации

104. Лицо или орган, признаваемые независимыми от участвующих сторон в вопросе определения соответствия объекта сертификации установленным требованиям, принято называть третьей стороной.

105. В случае проведения испытаний в двух и более испытательных лабораториях отбор образцов для испытаний осуществляется … органом по сертификации

106. Испытание каждого изготовленного образца в аккредитованной испытательной лаборатории предусматривается схемой сертификации …8

107. Процесс аккредитации проходит в 4 этапа.

Выбор органа по сертификации СМК (ОССК) является важным и ответственным шагом для организации по целому ряду причин в том числе:

сертификация обычно является завершающим этапом и оценкой результатов огромной работы, проделанной всем коллективом организации;

процедура сертификации устанавливает обычно длительные партнерские отношения между организацией и ОССК на срок не менее чем 3 года (срок действия сертификата);

обоснованно выбранный ОССК способствует успешному продвижению продукции предприятия на рынке, повышению имиджа предприятия, способствует успешному развитию и укреплению организации;

реализуется естественное желание организации компенсировать свои значительные затраты на подготовку и проведение процедуры сертификации;

повышается доверие к организации и удовлетворенность потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон.

Типовые требования организации к ОССК

1 ПРИЗНАНИЕ

Для предприятия важно чтобы ОССК был признаваем и известен на всех необходимых для организации уровнях. Здесь, в первую очередь, можно рассматривать такие критерии как ЛЕГИТИМНОСТЬ, ЗНАНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ, МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ИЗВЕСТНОСТЬ ОССК.

1.1 Легитимность (аккредитация) определяется:

широтой спектра аккредитаций ОССК как в Российских, так и международных системах сертификации;

аккредитацией ОССК в конкретном регионе, стране.

1.2 Знание отраслевой специфики определяется:

желанием (требованием) заказчика;

долей на отраслевом рынке сертификационных услуг;

сотрудничеством (признанием) с отраслевыми структурами и надзорными органами и властями;

наличием установленных форм допуска к документации и объектам.

1.3 Многофункциональность определяется:

возможностью проведения совместной, комплексной сертификации, наличием необходимых соглашений о совместных сертификациях с российскими и международными ОССК и соответствующих аккредитаций по следующим направлениям: СМК – продукция – экология – безопасность.

1.4 Известность определяется:

продолжительностью работы на рынке;

долей на рынке сертификационных услуг.

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Эффективность определяется:

экономичностью процесса сертификации (стоимостью услуги, которая включает в себя сертификацию, консалтинг, надзорные аудиты, командировочные расходы);

наличием рыночного инструментария и управления (страхование, кредитование, конкурсы, возможность реструктуризации).

Рассмотрим указанные критерии и определяющие их показатели подробнее.

1.1 Легитимность (аккредитация)

1.1.1 Чем большее количество аккредитаций имеет ОССК, тем большей "сферой признания" обладает выданный ОССК сертификат. Тем полнее удовлетворяются требования организации как сегодняшние, так и на перспективу. Т.е. ОССК не потребуется дополнительная аккредитация в случае освоения организацией нового вида продукции, а организации обращаться дополнительно в другой ОССК, что потребует для обеих сторон дополнительных затрат. С другой стороны, это говорит о качестве предоставляемых ОССК услуг, так как существующая в ОССК внутренняя СМК является предметом ежегодной проверки со стороны каждого органа национальной аккредитации. Одновременно это является подтверждением того, что сертификат такого ОССК имеет одинаково высокий рейтинг независимо от места проведения аудита, будь то Россия, США, Европа, Юго-Восточная Азия или Австралия.

Таким образом, общее количество аккредитаций ОССК в национальных органах аккредитации в различных станах может рассматриваться в качестве одного из показателей оценки ОССК.

1.1.2 Иногда для организации определяющим является аккредитация ОССК в конкретной стране или регионе.

Широкая область аккредитации ОССК представляет возможность организации получить сертификат, которому отдается предпочтение в стране или регионе, на которые ориентирована выпускаемая организацией продукция (на которые направлены экономические интересы организации), или которые входят в сегмент рынка, осваеваемый или освоенный организацией, что, естественно, дает определенные преимущества перед конкурентами.

1.2 Знание отраслевой специфики.

1.2.1 Желание (требование) заказчика

В целом ряде отраслей отмечены случаи, когда корпоративный заказчик при размещении заказа высказывает свое предпочтение и выдвигает требование о наличии сертификата определенного ОССК (системы), пользующегося доверием.

1.2.2 Доля на отраслевом рынке сертификационных услуг

В общем случае компетентность ОССК для сертификации СМК в интересующей организацию области подтверждается все той же областью аккредитации и, согласно действующим положениям. При отсутствии аккредитации ОССК в интересующей организацию области заявка просто не будет принята.

О более глубоком профессиональном знании отраслевой специфики деятельности организации и соответственно о признании среди родственных (отраслевых) организаций может свидетельствовать количество выданных рассматриваемым органом сертификатов родственным и смежным организациям.

1.2.3 Сотрудничество с отраслевыми структурами и надзорными органами.

Преодоление межотраслевых барьеров не менее, а иногда и более сложная задача, чем признание сертификатов. В то же время необходимо отметить, что для целого ряда российских предприятий характерно производство продукции для различных отраслей народного хозяйства, причем в различных сочетаниях. Например, промышленность, включая разведку, обустройство, добычу газа, гражданское строительство, торговлю и т.д. Данное обстоятельство предполагает соответствующую комплексность услуги со стороны ОССК и, следовательно, аккредитацию ОССК во всех интересующих предприятие отраслях. Необходимо отметить, что данная проблема не для всех российских ОССК решена в полной мере (например, в сфере производства спец. техники) и создает большие неудобства для работы предприятий, приводящие иногда к нежелательной для организации смене не только ОССК, но и системы сертификации. Сотрудничество ОССК с национальными надзорными органами и ведомствами позволяет предприятию заказчику оптимальным образом решить вопросы сертификации СМК для получения государственного заказа, сертификации продукции, получения разрешительных документов в различных надзорных органах. Наличие у ОССК прямых правительственных контрактов на независимые инспекции, тесные контакты и соглашения с Госстандартом, Госкомэкологии, Госгортехнадзором, Национальным комитетом по экобезопасности, оборонными ведомствами и д.р. также свидетельствует о высоком рейтинге и признании ОССК и выданных органом сертификатов. Наличие у ОССК упомянутых выше соглашений может рассматриваться как положительный показатель.

1.2.4 Наличие установленных форм допуска

Необходимо выделить отдельно наличие у ОССК разрешительных документов и соглашений со структурами органов безопасности и наличие в ОССК аудиторов (экспертов), имеющих формы допуска установленного образца. Авторам известны случаи, когда данный параметр становился определяющим при выборе ОССК, и солидные сертифицирующие органы потеряли выгодного заказчика. Но даже в тех случаях, когда аудиторы могут быть допущены на предприятие, организация, производящая одновременно и "закрытую" продукцию обязана выполнить целый ряд необходимых мероприятий. Учитывая, что зачастую "закрытая" продукция производится на тех же площадях и том же оборудовании, решение указанной проблемы представляет для организации определенные трудности и затраты, и может рассматриваться организацией как солидный плюс (минус) при выборе ОССК.

1.3 Многофункциональность

Многофункциональность определяется возможностью проведения совместной, комплексной сертификации, наличием необходимых соглашений о совместных сертификациях с российскими и международными ОССК и соответствующих аккредитаций по следующим направлениям:

СМК+продукция;

СМК+экология;

СМК+безопасность.

получение комплексной услуги: сертификация-обучение-консалтинг.

Зачастую организация заинтересована в получении сертификата не только на СМК, но и на продукцию (услугу), а также в подтверждении соответствия экологическим стандартам ИСО серии 14000, требованиям безопасности и т.д. Возможность проведения аудитов и получение необходимых сертификатов по всем указанным выше областям в одном сертифицирующем органе является для организации привлекательной и экономически целесообразной.