Добреньков методы социологического исследования. Методология и методы социологических исследований. учебник для бакалавров. Другие книги схожей тематики

Год выпуска: 2004

Размер: 1,8 мб

Формат: doc

Описание:

Методика, методология, техника социологического исследования - основа учебника Добренькова "Методы социологического исследования". В учебнике рассматриваются виды социологи-ческого исследования, теория и практика выборки, анализ и формы представления данных. Проанализированы и разобраны работы ведущих социологов, указаны место и роль их теорий в современной социологии. Важной частью книги является раздел, где описано составление социоло-гических анкет и проблемы их создания. Также особое внимание уделено и опросным методам. Кроме того в учебнике "Методы социологического исследования" есть интересная глава про методы политических исследований. Несколько глав в книге посвящены неопросным ме-тодам в социологии. Дополнительно рассматривается применение тестов в прикладной соци-ологии. Заканчивает "Методы социологического исследования" Добренькова глава, описывающая наиболее известные социологические исследовательские центры.

В учебнике раскрыты терминология и основы научного познания, охарактеризованы структура и специфика социологического знания, качественная и количественная методология, природа и функции социологической теории, методология и методика опросов общественного мнения. Продемонстрированы способы составления программы эмпирического исследования, изложены правила конструирования социологической анкеты, описаны приемы маркетингового исследования. Раскрыты теория и методология выборки, типология видов эмпирического исследования, измерение и статистика в социологической науке. Рассмотрены эксперименты и квазиэксперименты, изложены специфика и методы в прикладной социологии. Для лучшего усвоения материала приведены краткие выводы по главам, контрольные вопросы и задания, а также тесты.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебнике рассматриваются методология, методики и техники социологического исследования. Особое внимание уделено видам социологического исследования, теории и практике выборки, созданию программы социологического исследования, форме представления данных и их анализу. Описаны виды и формы работы социологов, их место и роль в современном мире. Большое внимание уделяется формированию социологических анкет, проблемам их создания. Важное место уделено опросным методам. Безусловный интерес представляет глава, посвященная методам политических исследований. Большой раздел посвящен неопросным методам. Отдельно рассматривается применение тестов в прикладной социологии. Завершает книгу глава, в которой описаны наиболее известные в мире социологические исследовательские центры.
    Книга адресована прежде всего студентам и аспирантам, а также преподавателям социологических факультетов. Она интересна не только ученым-исследователям, но и всем, кто интересуется социологической наукой.

    Вы открыли одну из замечательных книг, изданных в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета. Серия включает свыше 150 учебников и учебных пособий, рекомендованных к изданию Учеными советами факультетов, редакционным советом серии и издаваемых к юбилею по решению Ученого совета МГУ.

    Московский университет всегда славился своими профессорами и преподавателями, воспитавшими не одно поколение студентов, впоследствии внесших заметный вклад в развитие нашей страны, составивших гордость отечественной и мировой науки, культуры и образования.

    Высокий уровень образования, которое дает Московский университет, в первую очередь обеспечивается высоким уровнем написанных выдающимися учеными и педагогами учебников и учебных пособий, в которых сочетаются как глубина, так и доступность излагаемого материала. В этих книгах аккумулируется бесценный опыт методики и методологии преподавания, который становится достоянием не только Московского университета, но и других университетов России и всего мира.

    Издание серии «Классический университетский учебник» наглядно демонстрирует тот вклад, который вносит Московский университет в классическое университетское образование в нашей стране и, несомненно, служит его развитию.

    Решение этой благородной задачи было бы невозможным без активной помощи со стороны издательств, принявших участие в издании книг серии «Классический университетский учебник». Мы расцениваем это как поддержку ими позиции, которую занимает Московский университет в вопросах науки и образования. Это служит также свидетельством того, что 250-летний юбилей Московского университета - выдающееся событие в жизни всей нашей страны, мирового образовательного сообщества.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие
    Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Глава 1. Виды социологического исследования

    1.1. Социальное и социологическое исследования
    1.2. Пробное и пилотажное исследования
    1.3. Описательное и аналитическое исследования
    1.4. Точечное исследование
    1.5. Сплошное и выборочное исследования
    1.6. Повторные исследования
    1.7. Мониторинг
    1.8. Полевое исследование
    1.9. Анализ случая (Case study)
    1.10. Оперативное исследование
    1.11. Опросные и неопросные методы исследования
    1.12. Признаки научного опроса
    1.13. Виды опроса
    1.14. Технические средства опроса
    Глава 2. Теория и методология выборки
    2.1. Зачем нужна выборка
    2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода
    2.3. Типы и методы выборки
    2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки
    2.4.1 Простой случайный отбор
    2.4.2. Систематический отбор
    2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки
    2.4.4. Гнездовая выборка
    2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки
    2.5.1. Квотная выборка
    2.6. Многоступенчатая выборка
    2.7. Идеальные и реальные совокупности
    2.8. Расчет объема выборки
    2.9. Ошибка выборки
    2.10. Контроль и ремонт выборки
    2.11. Паспортичка выборки
    2.12. Репрезентативность
    Глава 3. Программа социологического исследования
    3.1. Общее представление о программе
    3.2. Теоретико-методологическая часть программы
    3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования
    3.2.2. Цели и задачи исследования
    3.2.3. Определение объекта и предмета исследования
    3.2.4. Логический анализ основных понятий
    3.2.5. Теоретическая интерпретация
    3.2.6. Выдвижение гипотез
    3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий
    3.3. Методическая часть программы
    3.3.1. Выборка
    3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных
    3.3.3. Методы сбора информации
    3.3.4. Методы обработки и анализа данных
    3.3.5. Организационный план исследования
    3.4. Научный отчет
    Глава 4. Анализ эмпирических данных
    4.1. Общие принципы анализа данных
    4.2. Анализ одномерных распределений
    4.2.1. Номинальная шкала
    4.2.2. Ранговая шкала
    4.2.3. Интервальная шкала
    4.3. Анализ двумерных распределений
    Глава 5. Табличное и графическое представление данных
    5.1. Табличное представление данных
    5.2. Техника редактирования таблиц
    5.3. Графическое представление данных
    Глава 6. Где, кем и как работают социологи
    6.1. Характер и содержание труда прикладника
    6.2. Что ожидает социолога-выпускника
    6.3. Клиенты и консультанты
    6.4. Внутренние и внешние консультанты
    6.5. Качества консультанта
    6.6. Консультирование как карьера
    Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
    Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов

    1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса
    1.2. Функции анкетного вопроса
    1.3. Логическая структура вопроса
    1.4. Виды анкетных вопросов
    1.5. Закрытые и открытые вопросы
    1.6. Вопросы-фильтры
    1.7. Сложные вопросы
    1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов
    Глава 2. Композиция анкеты
    2.1. Структура или композиция?
    2.2. Общая композиция анкеты
    2.3. Базисная часть анкеты
    2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты
    2.5. Обслуживающие разделы анкеты
    2.6. Правила кодирования
    2.7. Разработка анкеты
    Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты
    3.1. Основные правила формулировки вопросов
    3.2. Анализ качества анкеты
    3.3. Логический контроль анкеты
    Глава 4. Ошибки и контроль поля
    4.1. Вопросы, которые не надо задавать
    4.2. Хорошие и устойчивые вопросы
    4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов
    4.4. Ошибки анкетера и контроль поля
    Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
    Глава 1. Методология и технология интервью

    1.1. Дефиниция и особенности интервью
    1.2. Интервью в качественной и количественной социологии
    1.3. Организация фокус-групп
    1.3.1. Состав и численность фокус-группы
    1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе
    1.3.3. Процедура проведения
    1.3.4. Устройство помещения
    1.3.5. Функции и качество модератора
    1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров
    1.5. Эффект интервьюера
    Глава 2. Виды и типы интервью
    2.1. Типология интервью
    2.2. Формализованное интервью
    2.3. Свободное интервью
    2.4. Фокус-группа
    2.4.1. Из истории вопроса
    2.4.2. Определение и особенности метода
    2.4.3. Преимущества и недостатки
    2.4.4. Сфера применения
    2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо
    Глава 3. Маркетинговое исследование
    3.1. Цели и задачи маркетингового исследования
    3.2. Проблема выборки и репрезентативности
    3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя
    3.4. Бриф и брифинг
    3.5. Методические и технические приемы исследования
    3.6. Лабораторный опрос (Hall-test)
    3.7. Домашний тест (Home-test)
    3.8. Личное интервью (face-to-face)
    3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)
    3.10. Телефонный опрос OMNIBUS
    3.11. The VALS Survey
    3.12. Вопросник VALS Survey (online version)
    Глава 4. Экспертный опрос
    4.1. Методология экспертного опроса
    4.2. Виды экспертного опроса
    4.3. Отбор экспертов
    4.4. Факторы валидности экспертных оценок
    4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса
    4.6. Необычные эксперты
    Глава 5. Методы политических исследований
    5.1. Опросы на входе и на выходе
    5.2. Праймериз - выборы понарошку?
    5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?
    5.4. Политический рейтинг
    Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
    Глава 1. Наблюдение в социальных науках

    1.1. Сущность наблюдения
    1.2. Отличительные черты научного наблюдения
    1.3. Специфика социологического наблюдения
    1.4. Виды наблюдения
    1.5. Формализованное наблюдение
    1.6. Включенное наблюдение
    1.7. Преимущества и недостатки наблюдения
    1.8. Роль и качества наблюдателя
    Глава 2. Анализ документов
    2.1. Документальная база социологии
    2.2. Анализа документов: общие положения
    2.3. Методология и методика контент-анализа
    Глава 3. Научный эксперимент
    3.1. Сущность научного эксперимента
    3.2. Методология и методика эксперимента
    3.3. Процедура экспериментирования
    3.4. Формирование групп в эксперименте
    3.5. Ошибки и трудности в эксперименте
    3.6. Классификация экспериментов
    3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты
    Глава 4. Action research
    4.1. Определение и область применения
    4.2. Философские основания
    4.3. Методология
    4.4. Процедура проведения
    4.5. Цикличность и итерация
    4.6. Методы AR
    4.7. История вопроса
    4.8. Парадигмы AR
    4.9. Интервенционистская социология
    Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии
    5.1. Методология тестирования
    5.2. Классификация тестов
    5.3. Социометрические процедуры
    5.4. Технология тестирования
    5.5. Компьютерное тестирование
    Глава 6. Исследовательские центры
    6.1. Институт Гэллапа
    6.2. Институт Демоскопии
    6.3. ВЦИОМ
    6.4. ESOMAR
    6.5. NORC
    6.6. NatCen
    6.7. ИНИОН РАН
    6.8. GfK Group
    6.9. QUANTUM
    6.10. Консалтинговые организации
    Приложения
    Словарь терминов
    Литература.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Предисловие..................................................................................13
    Раздел I. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    Глава 1. Виды социологического исследования............................25
    1.1. Социальное и социологическое исследования...............25
    1.2. Пробное и пилотажное исследования.............................35
    1.3. Описательное и аналитическое исследования................41
    1.4. Точечное исследование....................................................42
    1.5. Сплошное и выборочное исследования..........................43
    1.6. Повторные исследования.................................................44
    1.7. Мониторинг.....................................................................48
    1.8. Полевое исследование......................................................51
    1.9. Анализ случая (Case study)...............................................54
    1.10. Оперативное исследование............................................60
    1.11. Опросные и неопросные методы исследования...........67
    1.12. Признаки научного опроса............................................70
    1.13. Виды опроса....................................................................75
    1.14. Технические средства опроса.........................................78
    Глава 2. Теория и методология выборки......................................81
    2.1. Зачем нужна выборка.......................................................81
    2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода..........85
    2.3. Типы и методы выборки..................................................92
    2.4. Методы вероятностной (случайной) выборки................95
    2.4.1 Простой случайный отбор........................................96
    2.4.2. Систематический отбор............................................99
    2.4.3. Районированная и стратифицированная выборки......102
    2.4.4. Гнездовая выборка..................................................105
    2.5. Методы невероятностной (неслучайной) выборки...... 108
    2.5.1. Квотная выборка....................................................111
    2.6. Многоступенчатая выборка...........................................114
    2.7. Идеальные и реальные совокупности...........................117
    2.8. Расчет объема выборки..................................................121
    2.9. Ошибка выборки............................................................129
    2.10. Контроль и ремонт выборки........................................ 135
    2.11. Паспортичка выборки.................................................. 140
    2.12. Репрезентативность...................................................... 143
    Глава 3. Программа социологического исследования.................147
    3.1. Общее представление о программе...............................147
    3.2. Теоретико-методологическая часть программы...........152
    3.2.1. Формулировка и обоснование проблемы исследования..152
    3.2.2. Цели и задачи исследования..................................160
    3.2.3. Определение объекта и предмета исследования.......163
    3.2.4. Логический анализ основных понятий.................167
    3.2.5. Теоретическая интерпретация...............................168
    3.2.6. Выдвижение гипотез..............................................171
    3.2.7. Эмпирическая интерпретация понятий................174
    3.3. Методическая часть программы....................................177
    3.3.1. Выборка...................................................................177
    3.3.2. Обоснование методов сбора эмпирических данных.... 178
    3.3.3. Методы сбора информации....................................179
    3.3.4. Методы обработки и анализа данных.................... 180
    3.3.5. Организационный план исследования..................183
    3.4. Научный отчет................................................................ 184
    Глава 4. Анализ эмпирических данных......................................187
    4.1. Общие принципы анализа данных................................ 188
    4.2. Анализ одномерных распределений..............................193
    4.2.1. Номинальная шкала...............................................194
    4.2.2. Ранговая шкала.......................................................199
    4.2.3. Интервальная шкала...............................................200
    4.3. Анализ двумерных распределений................................208
    Глава 5. Табличное и графическое представление данных........219
    5.1. Табличное представление данных.................................219
    5.2. Техника редактирования таблиц...................................227
    5.3. Графическое представление данных.............................242
    Глава 6. Где, кем и как работают социологи.............................249
    6.1. Характер и содержание труда прикладника..................249
    6.2. Что ожидает социолога-выпускника.............................259
    6.3. Клиенты и консультанты...............................................263
    6.4. Внутренние и внешние консультанты..........................267
    6.5. Качества консультанта...................................................272
    6.6. Консультирование как карьера......................................276
    Раздел II. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА
    Глава 1. Виды и типы анкетных вопросов.................................281
    1.1. Познавательные возможности анкетного вопроса.......281
    1.2. Функции анкетного вопроса.........................................288
    1.3. Логическая структура вопроса.......................................291
    1.4. Виды анкетных вопросов...............................................294
    1.5. Закрытые и открытые вопросы.....................................297
    1.6. Вопросы-фильтры..........................................................307
    1.7. Сложные вопросы..........................................................311
    1.8. Взаимосвязь анкетных вопросов и числа респондентов.... 316
    Глава 2. Композиция анкеты......................................................319
    2.1. Структура или композиция?..........................................319
    2.2. Общая композиция анкеты............................................322
    2.3. Базисная часть анкеты...................................................324
    2.4. Важнейшие принципы композиции анкеты.................327
    2.5. Обслуживающие разделы анкеты..................................330
    2.6. Правила кодирования....................................................332
    2.7. Разработка анкеты..........................................................334
    Глава 3. Формулировка вопросов и качество анкеты................337
    3.1. Основные правила формулировки вопросов................337
    3.2. Анализ качества анкеты.................................................344
    3.3. Логический контроль анкеты........................................351
    Глава 4. Ошибки и контроль поля.............................................359
    4.1. Вопросы, которые не надо задавать..............................359
    4.2. Хорошие и устойчивые вопросы...................................365
    4.3. «Эффект имени» при формулировке вопросов.............371
    4.4. Ошибки анкетера и контроль поля...............................373
    Раздел III. ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
    Глава 1. Методология и технология интервью..........................383
    1.1. Дефиниция и особенности интервью...........................383
    1.2. Интервью в качественной и количественной социологии....394
    1.3. Организация фокус-групп.............................................397
    1.3.1. Состав и численность фокус-группы....................398
    1.3.2. Ограничения на участие в фокус-группе..............400
    1.3.3. Процедура проведения...........................................401
    1.3.4. Устройство помещения..........................................403
    1.3.5. Функции и качество модератора...........................404
    1.4. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров.............406
    1.5. Эффект интервьюера......................................................411
    Глава 2. Виды и типы интервью................................................415
    2.1. Типология интервью......................................................415
    2.2. Формализованное интервью..........................................422
    2.3. Свободное интервью......................................................426
    2.4. Фокус-группа.................................................................430
    2.4.1. Из истории вопроса................................................430
    2.4.2. Определение и особенности метода......................431
    2.4.3. Преимущества и недостатки..................................435
    2.4.4. Сфера применения.................................................436
    2.5. Телефонное интервью хорошо, но очень плохо...........438
    Глава 3. Маркетинговое исследование.......................................449
    3.1. Цели и задачи маркетингового исследования..............449
    3.2. Проблема выборки и репрезентативности....................454
    3.3. Трудности в общении заказчика и исследователя........459
    3.4. Бриф и брифинг.............................................................462
    3.5. Методические и технические приемы исследования.......466
    3.6. Лабораторный опрос (Hall-test).....................................470
    3.7. Домашний тест (Home-test)...........................................473
    3.8. Личное интервью (face-to-face)......................................474
    3.9. Кабинетное исследование (Desk Research)...................476
    3.10. Телефонный опрос OMNIBUS....................................478
    3.11. The VALS Survey...........................................................480
    3.12. Вопросник VALS Survey (online version).....................484
    Глава 4. Экспертный опрос........................................................487
    4.1. Методология экспертного опроса.................................487
    4.2. Виды экспертного опроса..............................................490
    4.3. Отбор экспертов.............................................................497
    4.4. Факторы валидности экспертных оценок.....................500
    4.5. Ошибки и трудности в применении экспертного опроса.....501
    4.6. Необычные эксперты.....................................................502
    Глава 5. Методы политических исследований...........................505
    5.1. Опросы на входе и на выходе........................................505
    5.2. Праймериз - выборы понарошку?................................508
    5.3. Exit-Poll: вы уже проголосовали?..................................510
    5.4. Политический рейтинг..................................................515
    Раздел IV. НЕОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ
    Глава 1. Наблюдение в социальных науках...............................525
    1.1. Сущность наблюдения..................................................525
    1.2. Отличительные черты научного наблюдения...............529
    1.3. Специфика социологического наблюдения..................531
    1.4. Виды наблюдения..........................................................536
    1.5. Формализованное наблюдение......................................542
    1.6. Включенное наблюдение...............................................543
    1.7. Преимущества и недостатки наблюдения.....................550
    1.8. Роль и качества наблюдателя.........................................553
    Глава 2. Анализ документов.......................................................555
    2.1. Документальная база социологии.................................555
    2.2. Анализа документов: общие положения.......................562
    2.3. Методология и методика контент-анализа...................568
    Глава 3. Научный эксперимент..................................................583
    3.1. Сущность научного эксперимента................................583
    3.2. Методология и методика эксперимента.......................586
    3.3. Процедура экспериментирования.................................590
    3.4. Формирование групп в эксперименте...........................591
    3.5. Ошибки и трудности в эксперименте...........................593
    3.6. Классификация экспериментов.....................................595
    3.7. Социодраматургические и этнометодологические эксперименты..604
    Глава 4. Action research..............................................................607
    4.1. Определение и область применения.............................607
    4.2. Философские основания................................................610
    4.3. Методология...................................................................611
    4.4. Процедура проведения...................................................614
    4.5. Цикличность и итерация...............................................615
    4.6. Методы AR.......................................................................618
    4.7. История вопроса............................................................619
    4.8. Парадигмы AR................................................................621
    4.9. Интервенционистская социология................................623
    Глава 5. Применение тестов в прикладной социологии.............627
    5.1. Методология тестирования............................................628
    5.2. Классификация тестов...................................................636
    5.3. Социометрические процедуры......................................642
    5.4. Технология тестирования..............................................655
    5.5. Компьютерное тестирование.........................................661
    Глава 6. Исследовательские центры..........................................665
    6.1. Институт Гэллапа...........................................................665
    6.2. Институт Демоскопии...................................................669
    6.3. ВЦИОМ..........................................................................672
    6.4. ESOMAR.........................................................................678
    6.5. NORC..............................................................................679
    6.6. NatCen............................................................................680
    6.7. ИНИОН РАН.................................................................681
    6.8. GfK Group.......................................................................684
    6.9. QUANTUM....................................................................687
    6.10. Консалтинговые организации.....................................691
    Приложения................................................................................697
    Словарь терминов.......................................................................721
    Литература..................................................................................735

  3. Методы социологического исследования. М., 2011.

  4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Теория и методология. М., 2003.

  5. Ильин В.И. Драматургия качественного исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

  6. Ковалев Е. М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М., 1999.


  7. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М., 2006.

  8. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. М. 2001.

  9. Семина М.В. Метод интервью в социологии и маркетинге. М.: КДУ, 2010

  10. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.

  11. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии . М., 1998.

  12. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев, 1986.

  13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001.

    Дополнительная литература

    1. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 1. Т 1.

    2. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. Учебное пособие. М.2009.

    3. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы. М., 1987.


    4. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.

    5. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии"// Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-41.

    6. Биографический метод в социологии: история, методология и практика// Под ред. Е.Ф. Мещеркиной и В.В. Семеновой. М., 1994.

    7. Бритвина И.Б. Киблицкая М.В. Жизнь мигрантки в моногороде. М. 2004.

    8. Будон Р. Место беспорядка// Критика теории социального изменения. - М., 1998.

    9. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.,1998.

    10. Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М., 1996.

    11. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.


    12. Лукина М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.

    13. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысль, 2003.

    14. Козлова Н., Сандомирская И. Я так хочу назвать кино: “Наивное письмо”: Опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.

    15. Масленников Е.В. Экспертное знание. М., 2001.

    16. Применение тестов в социологии. М., 2001.

    17.Садмен С., Брэдберн Н., Шкару Н. Как люди отвечают на вопросы. М. 2003.

    18. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998.

    19. Сеймур Садмен, Норман Брэдберн. Как правильно задавать вопросы. М. 2002.

    20. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования. М., УРСС, 2001.


    21.Татарова Г.Т. Типологический анализ в социологии. М., 2009.


    22. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

    23.Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1997.

    24. Рабочая книга социолога. М., 2009.

    25. Саганенко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. М., 1983.

    26.Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ на компьютере. М., 1998.


    1. Alan Bryman. Social Research Methods. Second Edition. Oxford University Press. 2004.

    2. Earl Babbie. Survey Research Methods. 2rd edition. Belmont, California, 1998.

    3. Strauss, A.L. (1987) Qualitative Analysis for Social Scientists, Cambridge (Univ. Press)

    4. Van Maanen, J. (ed.). Qualitative Methodology, Sage Publications, Newbury Park, CA, 1983.

    5. C. Welman, F. Kruger, B. Mitchell. Research Methodology. 3rd edition. Oxford University Press. 2005.
    Периодические издания

    Вестник МГУ. Сер. 18. Политология и социология.

    Социологический журнал

    Социологические исследования (СОЦИС)

    Социология. Журнал Российской социологической ассоциации.

    Журнал 4М

    INTER: Интервью, Интеракция, Интерпретация.

    Интернет-ресурсы


    1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации: http://www.izbirkom.ru/ http://www.cikrf.ru

    2. Сайт всероссийской переписи населения в 2010 году http://www.perepis-2010.ru/

    3. Сайт всероссийской переписи населения в 2002 году http://www.perepis2002.ru/

    4. Сайт Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru

    5. Всероссийский центр изучения общественного мнения http://wciom.ru/

    6. Фонд "Общественное мнение" http://www.fom.ru/

    7. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) http://www.levada.ru/

    8. Исследовательская компания Ромир

    9. Институт социологии РАН [email protected]

    10. Портал по методологии социологии, визуальным методам и этнографии visibleworld . ru
    Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

    Программа SPSS

    Программа WOIRD Программа Excel

    Программа контент-анализа ВААЛ


    Программа анализа качественных данных «Atlas»

    Материально-техническое обеспечение дисциплины:

    Учебно-вспомогательные аудитории:

    Компьютерные классы;

    Мультмедийный класс;

    Множительный центр;

    Аудио и видеотехника.


    1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам усвоения дисциплины
    Примерный перечень вопросов к внутрисеместровым проверкам, зачетам/экзамену

    1. Социологические исследования в системе социологического знания. Понятия методологии и методики социологического исследования.

    2. Исследовательские парадигмы: их принципы и общая схема исследовательских процедур.

    3. Понимание программы социологического исследования, её функции, этапы разработки и реализации.

    4. Логико-методологическая функция социологической теории. Понимание концепции социологического исследования, построение концептуальной модели.

    5. Операционализация исходных понятий как этап разработки программы социологического исследования. Процедура формирования операциональных понятий.

    6. Понятие переменной в социологическом исследовании. Виды переменных.

    7. Объясняющие модели в социологическом исследовании.

    8. Причинно-следственные связи в социологии, их природа и критерии.

    9. Гипотеза и ее роль в социологическом исследовании. Фазы построения и логическая структура гипотезы.

    10. Понимание единицы исследования и принципы ее выбора в социологическом исследовании.

    11. Понимание генеральной и выборочной совокупности, общая характеристика методов формирования выборочной совокупности.

    12. Вероятностные способы выборки в социологическом исследовании. Принципы их осуществления. Простая случайная выборка.

    13. Районированная и гнездовая выборка, их сходство и различие, особенности осуществления.

    14. Целенаправленные способы выборки. Квотная выборка, ее возможности и ограничения, процедура осуществления.

    15. Комбинированный тип выборки, его специфика.

    16. Ошибки выборки и их типология. Определение фактической ошибки выборки.

    17. Понимание и особенности измерения в социологическом исследовании.

    18. Надежность, обоснованность и устойчивость измерения в социологическом исследовании , способы их обеспечения.

    19. Понимание показателя в социологическом исследовании. Процедура разработки показателей.

    20. Понимание индикатора в социологическом исследовании, виды индикаторов и способы их построения.

    21. Индексы и шкалы в социологическом исследовании. Особенности их построения.

    22. Стратегия и методы качественного социологического исследования.

    23. Типы социологического исследования, особенности разработки и реализации их программы.

    24. Панельное и лонгитюдное социологические исследования, особенности их осуществления.

    25. Организация социологического исследования, её основные этапы.

    26. Типология и области применения методов сбора данных в социологическом исследовании.

    27. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации.

    28. Классификация вопросов анкеты по содержанию и форме.

    29. Правила построения социологической анкеты.

    30. Телефонный опрос: возможности и специфика реализации.

    31. Почтовый и прессовый опросы: возможности и специфика реализации.

    32. Особенности интервью как метода сбора первичной социологической информации. Виды интервью.

    33. Метод наблюдения в социологическом исследовании и его разновидности.

    34. Метод экспертных оценок в социологическом исследовании. Область его применения и основные разновидности.

    35. Контент-анализ в социологическом исследовании. Особенности осуществления.

    36. Сущность и структура социального эксперимента, особенности осуществления.

    37. Документы как источник социологической информации. Метод анализа документов в социологическом исследовании.

    38. Социометрический опрос: сущность и особенности реализации.

    39. Особенности использования тестов в социологическом исследовании. Виды тестов и их назначение.

    40. Роль и особенности использования государственной статистики в социологическом исследовании.

    41. Объяснение результатов социологического исследования: принципы и процедура.

    42. Подготовка и обработка данных в социологическом исследовании: содержание и последовательность осуществления. Способы и возможности использования ЭВМ .

    43. Способы обобщения и отображения первичных данных в социологическом исследовании.

    44. Элементы статистического анализа эмпирических данных - частотное распределение, средняя, дисперсия, их назначение.

    45. Понятие коэффициента корреляции. Виды коэффициентов корреляции и специфика их применения в социологическом исследовании.

    46. Методы многомерного анализа в социологическом исследовании, их задача и специфика использования.

    47. Подготовка социологического отчета и разработка рекомендаций по результатам социологического исследования, их публичное представление: цель, логика, структура.

    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Социология».

    Разработчики :

    Эксперты :

    Примерная программа

    Наименование дисциплины «Экономическая социология»

    040100 Социология
    Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

    1. Цели и задачи освоения дисциплины.

    Цель:

    Сформировать у студентов в процессе обучения систематическое представление об основных направлениях и методах социологического анализа экономических процессов современного рыночного общества.

    Задачи :


    • освоение студентами классических и современных отечественных и зарубежных теорий, концепций, раскрывающих социальную природу рыночной экономики;

    • формирование у студентов систематических научных знаний о моделях экономического поведения, разрабатываемых в рамках экономических и социологических теорий;

    • выработка у студентов навыков применения теоретических и инструментально-эмпирических методов социологического анализа экономических процессов, используемых в ходе самостоятельной профессиональной деятельности.

    2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

    Дисциплина «Экономическая социология» относится к вариативной части ООП, которой предшествуют следующие дисциплины: философия, экономика, информатика.

    Освоение студентами дисциплины «Экономическая социология» предполагает обязательное освоение следующих дисциплин:


    • классической теории социологии, зарубежной социологии, современной социологии ХХ и ХХI вв., методологии и методики социологических исследований, социальной статистики, социальной антропологии, безопасности жизнедеятельности;

    • профессионального обязательного вариативного цикла, в том числе: истории духовной культуры России, социологии глобализации, социологии управления, теории социального государства, анализа данных, теории измерений, геополитики, социологии организаций, социологии коммуникаций, социологии международных отношений, социологии семьи, социологии безопасности, социологической теории риска.
    Дисциплина «Экономическая социология» является теоретическим фундаментом освоения следующих дисциплин профессионального цикла по выбору: основ социального маркетинга, бенчмаркинга и конкурентной разведки, сегментирования рынка (практикум), социологии предпринимательства, социологии и социальной психологии потребления, системы социально-интегрированных коммуникаций, социологических основ маркетинга, социально-культурные особенностей противодействия коррупции, социологии рынков и деловых организаций.

    Дисциплина «Экономическая социология» в своей инструментально-методической, эмпирической и прикладной части (наряду с другими профилирующими дисциплинами профессионального цикла) является ориентирующим теоретическим и методическим средством при проведении научной, учебной и производственной практики студентов, обучающихся по направлению подготовки - 040100 «Социология», квалификация бакалавр.


    3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины экономическая социология.
    Компетенции обучающихся студентов в рамках дисциплины экономическая социология, согласно учебному плану подготовки социологов-бакалавров, базируются на универсальных, общенаучных, инструментальных, системных и профессиональных компетенциях формируемых в результате освоения дисциплин: гуманитарного, социального и экономического цикла; дисциплин математического и естественно научного цикла, а также смежных с дисциплиной экономическая социология, базовых и вариативных дисциплин профессионального цикла.

    Профессиональные компетенции в результате освоения дисциплины экономическая социология .


    • способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

    • способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

    • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

    • способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

    • способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

    • способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6).

    4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:


    • классические и современные концепции и теории, разрабатываемые в рамках экономической социологии;

    • основные классические и современные концепции и теории, разрабатываемые в рамках экономической теории;

    • основные классические и современные концепции смежных дисциплин, предмет которых пересекается с предметом экономической социологии;

    • базовые особенности, структуру и способы функционирования основных рыночных (экономических) институтов и механизмов, регулирующих поведение экономических субъектов;

    • основные теории и концепции экономической мотивации, теории принятия решений, теории экономического выбора, теории риска, теории социального партнерства, социального государства и т.п.;

    • основные направления и проблемы социологического анализа экономической жизни современного общества в мировой и отечественной науке.
    Уметь:

    • осуществлять теоретическую интерпретацию различных аспектов экономической жизни современного общества;

    • применять теоретические и прикладные методы социологического анализа в изучении различных секторов экономики;

    • ориентироваться в мультипарадигмальной структуре современной экономической и социологической теории;

    • в пределах своей профессиональной компетенции обосновывать и отстаивать свою точку зрения в рамках научных дискуссий и теоретических дебатов.
    Владеть:

    • навыками и методами профессиональной и деловой коммуникации;

    • инструментальными методами организации, проведения и презентации результатов социологических исследований;

    • «IT» технологиями визуализации, систематизации, трансляции, анализа и презентации социологической информации;

    • технологиями организации и координации научных исследований.

    5. Объем дисциплины и виды учебной работы
    Учебная дисциплина «Экономическая социология» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа, из них экзамены – 18 часов, СРС – 60 часов, ауд. - 66 часов (лекции – 20 часов, ПР. – 40 часов, КСР – 6 часов). Контроль итоговый – экзамен. Дисциплина изучается в 6 семестре, 20 недель.
    Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц.


    Вид учебной работы

    Всего часов

    1.Аудиторные занятия (всего)

    66

    В том числе:

    Лекции

    20

    Практические занятия (ПЗ)+(СЗ)

    40

    КСР

    6

    2. Самостоятельная работа (всего) 60

    60

    В том числе:

    Подготовка реферата, эссе (в письменной форме)

    30

    Подготовка к контрольной работе (промежуточная

    30

    отчетность 2 раза в семестр)

    Вид промежуточной аттестации (экзамен)

    18

    Общая трудоемкость (час.)

    144

    6. Структура и содержание дисциплины

    6.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий 1


    №№ п\п

    Тема

    Семестр

    Неделя семестра

    Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

    Форма промежуточной аттестации (по семестрам)



    Всего

    ЛК

    СЗ,ПЗ

    КСР

    СРС

    1

    Предметная область экономической социологии

    6

    22-3

    112

    22

    44

    6

    6



    22

    Классические и современные концепции экономической социологии

    6

    44-5

    112

    22

    44

    6

    6

    С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций

    33

    Рынок как система экономического обмена

    6

    66-7

    112

    22

    44

    6

    6

    С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций

    44

    Структура и функции экономического действия

    6

    88-9

    112

    22

    44

    62

    6

    Контрольная работа

    55

    Модели экономического поведения и их классификация

    6

    110-11

    112

    22

    44

    6

    С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций

    66

    Модели предпринимательского, производственного, организационного и трудового поведения

    6

    112-13

    112

    22

    44

    22

    6

    С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций

    77

    Институциональная и социальная структура рынков труда

    6

    114-15

    112

    22

    44

    6

    С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций

    88

    Контрактные формы социального партнерства в условиях рыночной экономики

    6

    116-17

    112

    22

    44

    6

    Контрольная работа

    99

    Системные проблемы и противоречия социально-ориентированной рыночной экономики в ХХI веке

    6

    118-19

    112

    22

    44

    22

    6

    С/З, коллоквиум по теме прочитанных лекций

    110

    Социально-экономические проблемы российского общества в условиях трансформационного цикла

    6

    220

    112

    22

    44

    6

    Написание реферата, эссе

    Промежуточная аттестация

    818

    Экзамен

    Итого

    144

    20

    40

    6

    60

    КСР. Предполагает совместную работу преподавателя и студентов в рамках следующих научно-методических задач:


    • разработки инструментария прикладных социологических исследований;

    • подготовки презентаций текстов докладов и сообщений;

    • редактирования текстов рефератов и эссе и т.п.;

    • КСР предполагает также консультационную помощь со стороны преподавателя в процессе СРС.

    6.2. Содержание учебной дисциплины