Порт рояль история. Порт-Роял «пиратский Вавилон. Игровой процесс – случай правит миром

По прихоти Ascaron расставшийся с замшелой Европой и отправившийся покорять новые земли. Однако рука не поднимается написать супротив него слово «клон». Вопреки законам математики, от перемены мест все слагаемые привлекательности «Патриция » сложились в нечто новое, узнаваемое внешне, но изрядно преобразившееся внутренне. Престарелый вельможа вдруг помолодел, приосанился, заимел бандитские повадки и, движимый страстью к приключениям, пустился во все тяжкие.

И все же они похожи, словно братья-близнецы; экономическая модель, система социального статуса, морские перевозки и постройка собственных предприятий… словом, все, за что дорог нам Patrician 2 , было аккуратно и бережно перенесено в Port Royale . Политическая ситуация, конечно, другая: никакой единой торговой организации вроде Ганзейской лиги, лишь четыре державы (Испания, Англия, Франция и Голландия), постоянно воюющих между собой, и атмосфера удалой вседозволенности вокруг. Действие происходит в морях и городах недавно открытого Карибского бассейна в один из четырех временных отрезков, начиная с 1570 года, когда владычество Испании в регионе казалось незыблемым, и заканчивая 1660 годом, в эпоху упадка испанских колоний и расцвета пиратства. Выбрав одну из сторон, начальный капитал и «характеристики персонажа» (без пресловутых ролевых элементов и тут не обошлось), игрок оказывается один на один с весьма похорошевшим, окрашенным в сочные тона, но знакомым интерфейсом.

Серьезных изменений не так уж много; ветераны Patrician 2 с легкостью освоятся в новом окружении. Впрочем, у тех, кому не довелось играть в предыдущее творение Ascaron, тоже не возникнет сложностей: Port Royale заметно проще и дружелюбнее предшественника. Картинка стала ярче, интерфейс — удобнее, а к деловой серьезности примешался дух романтики и приключений.

Бухгалтерия

Вы не знакомы с Patrician 2 ? Тогда я вкратце обрисую основные идеи. Движущей силой в Port Royale является торговля; морские грузоперевозки — надежный, хотя и не оперативный способ сколотить состояние и заслужить уважение сограждан. Теория обогащения проста — покупаем дешево, продаем втридорога, а разницу тратим на новые корабли, предприятия, ремонт, команду, вооружение и т. д. В отличие от Patrician 2 , глобальная морская карта изначально практически пуста, и нам предстоит самостоятельно разыскать на ней новые города. Бо льшую их часть составляют молодые колонии, что своеобразно отражается на геймплее: введено разделение на т.н. «governor towns», имеющие регулярное сообщение с Европой, и зависящие от них мелкие поселения. Соответственно, перечень товаров включает три категории: еда и сырье, спрос на которые везде одинаково велик, колониальные товары, предназначенные для отправки в Европу, и импортируемая продукция, хорошо расходящаяся в не имеющих связи с материком колониях. В условиях местного, трудно предсказуемого рынка эта система вводит некоторый элемент надежности. Цены, конечно же, меняются динамически в зависимости от величины спроса и наличия товара на городских складах.

По мере роста капитала появляется дополнительный путь к обогащению: собственные предприятия. Купив за круглую сумму право на строительство в городе и возведя обязательное представительство — склад (Storage), мы получаем возможность основать частное производство. Список доступных построек не так уж широк и варьируется от города к городу — сказываются географические и климатические особенности местности. Кроме того, часть товаров производится с меньшей эффективностью, что может заметно снизить прибыли. Правила успешного бизнеса очевидны — выпускать надо то, что пользуется наибольшим спросом и обещает минимум затрат; при этом не стоит упускать из виду загруженность складов и ситуацию с рабочей силой в городе. Как и в Patrician 2 , можно сооружать общественно-полезные здания, что увеличивает популярность среди горожан.

Пятнадцать человек на сундук мертвеца

Но все эти торгово-экономические сложности, без которых был немыслим Patrician , непостижимым образом утратили свое значение в Port Royale . Дух беззакония, едкий дым пушек и легкая как попутный ветер нажива — вот соль здешних морей. Авторы мягко подталкивают игроков к простой мысли: быстрое богатство честными путями не достается; но кто здесь боится нечестных путей?

Заниматься морским разбоем разрешено сразу, достаточно лишь потратить стартовый капитал на набор матросов и приобретение пушек, и вперед, к славе — захват небольших слабых конвоев в считанные минуты сделает начинающего купца владельцем приличного флота. Продажа лишних кораблей приносит неплохую прибыль, а растущая огневая сила позволяет устраивать все более рискованные вылазки. При этом имидж грозного флибустьера вовсе не означает потерю репутации, поскольку победы над пиратами приносят и почет, и, нередко, немалые награды, а для «легального» грабежа торговых кораблей других наций всегда можно купить каперское свидетельство.

На этом приключения не заканчиваются: игра делает все, чтобы смягчить торговую тягомотину, подсовывая разнообразные задания, таинственные слухи и карты зарытых сокровищ… И, конечно же, бои: до двух десятков разномастных кораблей сталкиваются в жестокой схватке, величественно скользя по волнам, лихо кружась и засыпая друг друга ядрами, превращая кровавую забаву в форменный балет. Простора для тактического ума не так уж много, и обычно после предварительной раздачи приказов остается лишь любоваться изящными и смертоносными па воюющих флотилий. Впрочем, отнюдь не всегда дело решает лишь превосходство в силе. Например, боеприпасы могут закончиться в самый ответственный момент, а недостаток людей в команде запросто позволит коварному врагу взять на абордаж ключевой корабль. Приходится обращать внимание на различные мелочи, что, конечно же, приятно.

В Port Royale понятие отдельного корабля исчезло, теперь под нашим началом только конвои и их капитаны (тоже, кстати, со своим набором растущих со временем параметров). Это упрощает и торговые, и ремонтно-закупочные операции — налицо еще один шаг вперед по сравнению с Patrician 2 . Количество конвоев, как, впрочем, и число городов, в которых можно строить собственные предприятия, зависит от ранга — местного варианта привычного для ролевиков «уровня» персонажа, который повышается путем совершения удачных торговых сделок, морских побед, успешного выполнения миссий и т. д.

Семь футов под килем

Число особенностей слишком велико для небольшой рецензии — за кадром осталось многое, но вывод не стыдно сделать уже сейчас: Port Royale оправдывает потраченное на него время. Конечно, недостатки есть. Интерфейс все еще достаточно неудобен и перегружен, морские сражения, несмотря на свою зрелищность, зачастую однообразны, миссии типичны и скучны, AI, похоже, удостоился лишь поверхностного внимания разработчиков… Кроме того, в процессе на свет то и дело вылезают всевозможные ошибки, не смертельные (выпадений на рабочий стол не наблюдалось), но досадные: нередко «пропадает» картинка, информационные окошки, напротив, отказываются закрываться, постоянно возникают сложности с сетевой игрой… Этот раздражающий балласт лишил Port Royale «Нашего выбора», и все-таки высокую оценку он получает по праву. Красочная графика, приятная музыка, глубокая стратегическая основа (с хорошей родословной) и атмосфера добротного пиратского романа — все составляющие удавшегося проекта налицо.

В общем, смело покупайте шампанское, бейте его с размаху об монитор, и счастливого вам плавания. Может, где-нибудь там, среди соленых волн, мы еще встретимся…

«Грозные тучи сгущались над Карибами в далеком семнадцатом столетии… «Веселый Роджер» поглядывал из далеких морских глубин, слышались свирепые крики людей, жаждущих золота, женщин и человеческой крови. В небе пели чайки, то ли проклиная кого-то, то ли вспоминая усопших… Это было тяжелое время. Время кровопролития, насилия и разбоя. Время, когда даже самый опаснейший разбойник мог стать великим человеком, когда при слове «пират» люди дрожали от страха, когда на море почти возле каждого его клочка то тут, то там разгорались самые настоящие кровопролитные сражения. Это было время господства пиратов в Карибском море. Об этом снято очень множество фильмов, написано много книг… И лишь немногие знают о них правду.»

Откуда пошло пиратство?

Далекий шестнадцатый век… Все началось именно тогда. У берегов Вест-Индии . Именно в это время появились первые пираты, которые обосновались там. Они объединились вместе в единое и неделимое «Береговое братство » и занимались лишь тем, что грабили испанские суда, проплывавшие мимо. Вскоре, на смену французским пиратам пришли английские, которые к тому же стояли на хорошем счету у местной власти. Все дело заключалось в том, что новое время, новая эпоха трактовала для людей и новые правила. По всей Западной Европе то тут, то там проходила Реформация – изменение церковной системы. Нечто подобное проходило и в Англии. Такая политика в ряде стран не редко приводила в бешенство римских пап, которые всячески натравливали и запугивали своими «верными» им странами многих противников. Так усиливала свое влияние против реформаторов и католическая Испания. Она имела большое господство в Атлантике . Именно испанцы первыми открыли Новый Свет и изучили его. Испанские суда и моряки были на хорошем счету по всему земному шару. Мощь их боевых машин была несравненна. Но еще Испания славилась тем, что пользовалась хорошим доверием среди Римских пап, проповедовала католицизм и всячески притесняла любое инакомыслие. Так Испанская Непобедимая Армада даже поплыла войной на Англию, пытаясь подчинить ее. Но война не удалась, кампания провалилась. Помимо всего прочего английские монархи пользовались всяческой поддержкой пиратов, которые на внешнеполитической арене наносили удары своим противникам, одновременно грабя их суда и забирая все добро, которое было там. В частности, в таких вот «походах» очень широко прославились такие как адмирал Дрейк , О’Рейли и другие пираты. Большая часть из них даже получила свое место в государственных органах Англии.

Тортуга

Но французы также времени даром не теряли, а продолжали осуществлять грабительские набеги против испанцев. Среди них появились «особые» люди – буканиры . Это были уже не те обычные головорезы что раньше. Это были уже обученные жизнью жестокие и беспощадные убийцы. Это были выходцы из французских моряков, потерпевших крушение или же пленников, которые попали к пиратам и сами стали ими. Профессионалы, обученные только для грабежей и убийств нападали и грабили испанские корабли, и возвращались с богатой добычей. Но вставал вопрос: куда возвращаться? Долгие годы тешили себя буканиры мыслью о создании единой морской базы, способной прикрывать любого разбойника, который захочет приплыть в единый морской порт. Для этого порт должен быть укреплен различными рифами, которые и близко не позволят подплыть кораблям, окружен скалистым берегом, который поможет укрыть многих жестоких разбойников и убийц от различных нападок со стороны власти. Таким местом и стала Тортуга - город-порт, прибежище разбойников и бандитов. Именно туда и стали свозиться все богатства, именно там было самое темное и самое мрачное место, где пираты любили проводить время в разврате, разгуле, пьянстве и веселье.

Но так опять же было не всегда. Шли дни и годы, времена менялись… И вскоре Тортуга уже была не тем местом, чтобы как-то огородиться от проблем. В частности были постоянные нападки со стороны властей, которые сделали Тортугу собственностью Франции. Так что впоследствии это место стало непригодным для существования в нем пиратов. И те в свою очередь стали искать для себя подходящее место. И таким стал Порт-Ройал .

Порт-Ройал

Порт-Ройал – город на острове Ямайка , столица английской колонии в семнадцатом столетии. Город имеет 5 каменных фортов, таких как Форт Чарлз, Форт Уокер, Форт Руперт, Форт Джеймс и Форт Карлайл. Сам город окружен помимо этого мощными рифами. Эти рифы в прошлом не давали ни одному судоходному кораблю пройти в порт, но впоследствии послужили хорошей защитой от набегов всякого рода сброда, который пытался не раз уничтожить и разграбить этот порт. Этот порт был основан испанцами еще в 1518 году. В нем испанские моряки нашли удобное место для хранения своих несметных богатств. В середине семнадцатого столетия в результате войн, как религиозных, так и политических, англичане отвоевали этот порт и сделали его своей колонией. Население порта было немногочисленным. К концу семнадцатого столетия оно едва переваливало за семнадцать тысяч человек. В экономическом плане Порт-Ройал занимал очень выгодное положение. Вся его продукция прямиком поставлялась в Англию. Множество кораблей посещало этот порт. Так в 1688 году этот город-порт посетило аж двести кораблей, с водоизмещением в одиннадцать тонн. В качестве экспорта преобладали такие продукты как сахар, фрукты и ром. Кроме того существовала и целая работорговля. Причем продавали рабов «контрабандой », как французские и английские, так и испанские пираты. Причем доход от такой «контрабандной» работорговли был очень высок. Так что по своей сути Порт-Ройал стал занимать ведущее место в торговой политике стран старого света. Но этот город стал благоприятным убежищем не только для английских купцов.

Пираты также облюбовали Порт-Ройал. С приходом англичан на эти земли в порту уже насчитывалось до 1200 разбойников и убийц. Причины такой привлекательности Порт-Ройла для пиратов заключалось в следующем – в порту можно было спокойно починить корабль и даже укрыть добычу, кроме того широкая гавань позволяла спокойно размещать в ней большинство кораблей, а различные рифы позволяли также обезопасить себя от различных нападений на порт. Помимо всего прочего это место идеально подходило для удара по испанским кораблям. Английские и французские пираты многократно уплывали из Порта-Ройла в боевые морские походы против испанских кораблей, наносили им несметный урон и возвращались с богатой добычей. Много было таких походов. Они очень часто оканчивались кровавыми и жестокими схватками, гибелью моряков, сотни тысячи людей. Одним из таких походов был поход на Панаму 1671-го года. Когда испанский город был в огне посреди тридцати английских кораблей. Эти корабли, а точнее их пушки сравняли город до основания. Во время этого похода был уничтожен огромный корабль, капитаном которого был выдающийся человек – Генри Морган .

Генри Морган

Это один из выдающихся пиратов, английский мореплаватель. Его жизнь полна приключений, как и сама его неожиданная судьба. Жестокий и коварный, он в тоже время прожил славную жизнь. Простой паренек из Уэльса, он нанялся юнгой на корабль, который плыл на остров Барбадос . Там его продали в рабство. Долгие годы мучительных скитаний для него не прошли даром. Вскоре ему удалось выкупить свою свободу, и в дальнейшем Морган перебирается на Ямайку. Там он смело вступает в пиратскую банду. Вскоре карьера Моргана стала расти с каждым днем. Он приобретает свой корабль, становится единогласно капитаном команды. Впоследствии к его маленькому отряду начинают примыкать еще несколько кораблей. И вот Морган и его команда переходят от одиночных грабежей к серьезным походам. В частности одним из таких походов и был поход на Панаму. Вскоре из Англии было дано указание – «попросить на ковер» Моргана. Он был арестован и отправлен в свою страну на суд. Все ожидали жестокого приговора суда, но Морган был оправдан. Его разбои и грабежи спасало то, что он всячески грабил испанские корабли. А, как известно, Испания была врагом Англии. Так что помимо того, что Моргана обласкали и отпустили ему еще и дали должность вице-губернатора Ямайки, и он прожил в такой должности в почете до конца своих дней.

Эпилог

А Порт-Ройал , в конце концов, перестал существовать. В конце восемнадцатого столетия на Ямайке произошло землетрясение, и большая часть порта была затоплена. В результате уже к началу нового века на этой богом забытой земле больше никого не было. Но память об этом месте и о том, какую роль в этом сыграли пираты – незабываемо. До сих пор можно увидеть или услышать в кино или в книгах о Тортуге , или о пиратах, или об их городе – Порт-Ройал.

Кара небесная

Этот жаркий июньский день 1692 года в Порт-Ройяле (остров Ямайка) начался как обычно. В бухте покачивались хорошо вооруженные французские, испанские и британские корабли, но по государственным флагам это было трудно определить - флагштоки большей части судов были оголены и торчали к верху одинокими занозами.

Флаги были сняты не из ложной скромности - этими судами теперь владели пираты, и столь явно выставленная принадлежность к береговому братству говорила о том, что в Порт-Ройяле джентльмены удачи чувствовали себя в полной безопасности.

Новые хозяева кораблей находились тут же неподалеку. Кто-то продавал местному купцу партию товара, обнаруженного в трюме очередной жертвы, кто-то, уже получив свою долю, просаживал ее в ближайшей таверне, с лихвой возвращая деньги обычно тому же самому купцу, с которым ожесточенно торговался еще полчаса назад.

«Хозяйка» Ямайки - Британия - находилась за десятки тысяч миль; губернатор острова плотно сидел в своем кресле и, получая бешеные прибыли с каждого пиратского налета, гарантировал береговому братству свое покровительство, а бывшие хозяева Порт-Ройяла - испанцы - обходили зловещий остров стороной. Так что все случившиеся в этот день можно объяснить только карой господней.

7 июня в 11 часов 43 минуты над Ямайкой пронесся раскатистый гром, как будто тысячи пороховых погребов рванули одновременно. Земля содрогнулась и пошла трещинами. Дома, минуту назад непоколебимо стоявшие на прочных фундаментах, проваливались в эти трещины целиком, вместе со своими хозяевами.

В ту же минуту невесть откуда взявшиеся гигантские волны подхватили стоявшие на якорях корабли и с дьявольской силой зашвырнули их прямо в центр города. Те, кто успел спастись, выскочив из-под рушащихся жилищ, оказались под градом ядер, пушек и деревянных обломков, бывших совсем недавно могучими корабельными корпусами.

Через несколько минут все было кончено. Порт-Ройял - гроза Атлантики, столица пиратов Карибского моря, унеся с собой более пяти тысяч жизней, сгинул на морском дне, как будто и не было его на свете.

Вскоре неподалеку от места катастрофы появилась новая столица Ямайки - Кингстон, а о Порт-Ройяле постепенно все забыли.

Искатели сокровищ

Почти через двести лет после катаклизма, в 1870 году британский адмирал Чарлз Гамильтон сообщил в адмиралтейство, что при подходе к порту Кингстон в хорошую погоду на дне просматриваются… каменные постройки, образующие правильные улицы.

Адмиралтейство было занято другими делами и проигнорировало сообщение адмирала. Порт-Ройял снова ушел в небытие, теперь уже до 1936 года, когда им заинтересовался искатель сокровищ американец Гарри Ризенберг.

Долгие месяцы Ризенберг и сотоварищи обследовали подводные руины, раз за разом прочесывая затопленную пиратскую столицу. Наконец, то ли удовлетворившись найденным, то ли полностью разочаровавшись в результатах экспедиции, Ризенберг закончил свои поиски и удалился восвояси. Какие сокровища извлек он с морского дна - так и осталось неизвестным.

В 1959 году американское Национальное Географическое общество отправило свою экспедицию для раскопок затонувшего города. Подводные археологи хорошо подготовились: в архивах были раздобыты старинные карты Порт-Ройяла, их сопоставили с современной береговой чертой Ямайки и попытались нарисовать новую карту скрытого водой города. После кропотливой работы на карте стали четко вырисовываться стены форта Джеймс, защищавшего вход в бухту, частные дома и королевские портовые склады. С них и решили начать.

Главная сложность поисков заключалась в том, что здания, которые описывал еще адмирал Гамильтон, за долгие годы покрылись толстым слоем ила и теперь больше напоминали разной высоты подводные холмы. В ход был пущен землесос. Вскоре вместе с песком и грязью на палубу баржи, где был установлен землесос, посыпались обломки черепицы и штукатурки, куски угля и кирпичей, разбитая глиняная посуда…

Поняв, что на королевских складах искать нечего - либо все уже уничтожено водой, либо здесь активно «поработали» люди Ризенберга и другие искатели сокровищ, экспедиция переместилась к частным домам. Здесь находки были более разнообразны: медные подносы и котелки, алюминиевые ложки, куски очага и даже котел, на дне которого обнаружились остатки пищи, которая, по-видимому, готовилась в самый момент катастрофы.

Первое же погружение водолаза принесло главную находку: со дна моря были подняты заросшие коралловыми полипами золотые часы. На внутренней стороне крышки удалось прочесть имя часовщика - «Поль Блондель».

Но не в этом заключалась ценность находки. Чтобы убедиться в том, что часы являются ровесниками Порт-Ройяла, а не были потеряны позже, их отправлили в лондонский Музей науки и техники, где хранится лучшая в мире и наиболее полная коллекция старинных часов. Из музея сообщили, что часы изготовлены в 1686 году в Амстердаме. С помощью рентгена удалось установить, что стрелки часов, до того, как их съела коррозия, показывали 11 часов 43 минуты. Так было установлено точное время катастрофы.

Несколько позже экспедиция общества обнаружила артиллерийские снаряды, различную утварь, реи судов, заржавевшие ружья и корабельные пушки. Однако вскоре американцы завершили свою программу поисков. Ведь их целью была только предварительная разведка. А более тщательные изыскания начались в 1966 году под патронажем правительства Ямайки.

Сундук короля

1 мая 1966 года начались очередные раскопки. И вновь археологи были вознаграждены за свои труды. Находки в Порт-Ройяле позволили выяснить, как выглядел целый город XVII века.

Руководитель экспедиции Роберт Маркс писал: «При раскопках нам попадается даже пища, например масло, ставшее твердым, как камень. Мы знаем, какой табак курили тогда - нашли целый лист табака. Мы можем сказать, какие крепкие напитки пили в то время: подвергли анализу содержимое закупоренных бутылок. Там оказались ром, вино и брэнди. Мы подняли около двести пятьдесят почти невредимых предметов оловянной посуды. Это больше, чем было найдено на всех других подводных археологических объектах Западного полушария, вместе взятых. Мы нашли шесть тысяч глиняных трубок, серебряные изделия, карманные часы и медный аппарат для перегонки рома».

Попадались и более интересные находки. Как-то раз водолазы достали со дна сундук с гербом испанского короля Филиппа IV. В сундуке обнаружились несколько тысяч прекрасно сохранившихся серебряных монет второй половины XVII столетия.

Каким образом оказалось серебро испанской казны в Порт-Ройяле, который принадлежал Англии? Сундук не бог быть добычей пиратов, ведь они всегда делили награбленное. За утайку даже одной медной монетки провинившемуся грозила смерть. Решение этой загадки обнаружилось в архивах.

Оказывается, еще в 1690 году, за пару лет до катастрофы, неподалеку от острова Ямайки потерпели крушение три испанских галеона, имевшие на борту груз серебра. Ныряльщики и рыбаки Порт-Ройяла подняли сокровища со дна и оставили их себе. А затем город затонул, и океан вновь забрал обратно испанское серебро, которое теперь досталось правительству Ямайки.

Порт Ройал (Port Royal) — небольшой городок на острове Ямайка, построенный англичанами еще в конце 17 века. Также известен под названием «сокровищница Вест-Индии».

Первое поселение (форт) было основано испанцами еще в 1518 году. Начиная с 1655 года, после захвата англичанами у испанцев острова Ямайка, Порт Ройал становится столицей острова. В 1655 году на Ямайке практически не было испанцев, поэтому англичанам не составило труда захватить остров.

С этого времени город становиться наиболее важным портом среди английских колоний в регионе. Во второй половине 17-го века более 90% всех английских кораблей, прибывавших в Карибский регион, шли именно в Порт Ройал. Вся продукция с острова вывозилась в метрополию только через этот порт. Трудно переоценить ту роль, которую сыграл город в истории острова того времени. Поэтому отдых на Ямайке как здесь: http://www.calypso-tr.com/yamajka/ будет не полным без посещения этого исторического места.

В конце 17-го века город представлял собой крупное поселение, где было около 2 тысяч одноэтажных кирпичных зданий и проживало более 7 тысяч человек, среди которых было около 1 тысячи пиратов. Из-за присутствия многочисленных пиратов, порт в те времена имел еще одно название: «одно из самых безнравственных мест на Земле».

Колониальная администрация порта лояльно относилась к пиратам, которые контролировали торговые пути между Панамой и Испанией. В гавани города корабли пиратов проходили ремонт, а команда отдыхала. В Порт Ройале базировались такие пираты, как Генри Морган (похороненный в 1688 году в городской церкви Св. Екатерины), Джон Дэвис и другие.

Вполне возможно Порт Ройал так и оставался бы столицей острова до настоящего времени, если бы не землетрясение 1692 года, во время которого большинство строений были разрушены или ушли под воду. Здания были построены прямо на песке, во время толчков песок разжижался и дома сползали прямо в море. Более 50 торговых судов и один 32 пушечный английский фрегат затонули в гавани порта.

После землетрясения английская колониальная администрация перебралась в деревушку под названием Кингстон.

В результате серии пожаров и мощных ураганов к 1728 году город был практически полностью уничтожен и все жители уехали в другие места. Поклонники фильма «Пираты Карибского моря» наверняка знают, что некоторые действия фильма проходили именно в этом городе.

— «Капитан Джек Воробей!»

Эта реплика из кинофильма «Пираты Карибского моря» стала узнаваема практически во всем мире. Услышав её, на ум приходит следующая картина: беспощадные пираты, сундуки с сокровищами, корабли на черных парусах с черепами, запах пороха, разбой, пьянящий вкус рома. Всё это является неотъемлемой частью той славной эпохи, эпицентром которой стала знаменитая пиратская столица – Порт-Ройал.


Середина ХVII века для Западной Европы была исторически важным периодом. В это время велись непрерывные конфликты между господствующими странами: Испания, Голландия, Англия, Франция. Естественно вопросы касались территориального расширения и зон влияния в водах Тихого океана. История небольшого городка на юге Ямайки началась с острого англо-испанского противостояния.

Первые воспоминания о Порт - Ройале датируются еще началом ХVI века. В 1518 году на одноименном мысе был основан город - порт Кагуэй. Особенности его географического расположения впоследствии послужили отправной точкой развития юго-восточного побережья Ямайки. К середине ХVII века Кагуэй (будущий Порт-Ройал) стал очень важным торговым звеном Нового Света.

В 1654 году английский полководец Оливер Кромвель объявил о морском походе, результатом которого должно было стать покорение испанских колоний в заливах Карибского моря. Армия численность почти десять тысяч человек под командованием двух доверенных лиц Кромвеля — адмирала Уильяма Пенна и Роберта Венейблза — достигла берегов Санто Доминго на острове Гаити. Но как только флотилия вышла на берег, её встретил ожесточенный отпор вооруженных испанских партизан.

Озлобленные англичане были вынуждены отступить, и тогда их взгляд пал на беззащитную на первый взгляд Ямайку, где держать оружие в руках могли лишь несколько сот ополченцев. Последние, не выдержав атаки, отошли вглубь острова, но англичане, увлеченные быстрой победой, не пошли дальше, а остались у побережья. Пользуясь промедлением, испанские жители острова собрали свои пожитки, выпустили рабов и в срочном порядке переправились на Кубу. Оставшиеся же рабы организовались в банды и шайки, став первыми пиратами Ямайки.

Старая карта Порт-Ройала и окрестностей | wiki

Со временем на острове стало селиться всё больше англичан. За несколько десятилетий Порт-Ройал превратился в центр торговых путей Нового Света, где с одной стороны базировались представительства влиятельных торговых компаний и находилась база королевского флота, а с другой процветала контрабандная торговля и пиратство. Здесь можно было без препятствий сбыть награбленное и хорошенько развлечься в местных трактирах и публичных домах. Порт-Ройал как магнит притягивал к себе всевозможных дезертиров и разбойников. На пирсе они нанимались в команды кораблей, после чего уходили на «дело». Некоторые из них возвращались с долгожданной добычей, другие – с пулей во лбу: торговые корабли стали стали нанимать охрану для своей защиты. Пираты организовали на Ямайке нечто вроде своего государства со столицей в Порт-Ройале. Англичане же закрывали на это глаза – морские разбойники обязались не нападать на британских торговцев, но зато не давали покоя испанцам, устраивая постоянные налеты на их острова и корабли.

Генри Морган

Пика своего развития Порт-Ройал достиг во времена знаменитого английского пирата Генри Моргана. Он понимал, что разграбление небольших поселений и островов не дает существенного прироста прибыли, поэтому нацелился на более крупную добычу. Таковой стал город Панама, славившийся своими богатствами, накопленными благодаря торговле золотом и серебром. Для задуманного ему нужно было большое войско, которое пират, служивший английской короне, сумел получить после переговоров с пиратами Тортуги и Гоавы.

Предприятие Генри Моргана оказалось успешным, и в 1671 году войско пирата разграбило город. Поговаривали, что добыча капитана была столь велика, что увезти её в Порт-Ройал удалось только через неделю. Домой разбойники вернулись победителями.

Но существование самой пиратской столицы подходило к концу – через 21 год после похода Генри Моргана в окрестностях острова произошло сильнейшее землетрясение. Поднявшаяся вода затопило 2/3 города, погубив почти все его население – видимо, сам Всевышний решил наказать жителей Порт-Ройала за разгул и бесчинства. Интересно, что из 50 ушедших на дно судов лишь один принадлежал британским военным – все остальные принадлежали пиратским командам.


Порт Ройал на современной спутниковой карте с наложением карты города 17 века

Впрочем, выжившие через несколько лет отстроили город заново. Но Порт-Ройал будто кто-то проклял: через 11 лет почти все постройки в городе уничтожил сильный пожар, а «добили» пиратскую столицу последовавшие за этим ураганы.


В настоящее время часть зданий Порт-Ройал находится под водой на глубине около 15 метров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .