Проект на тему из чего сделана солнце. Проектная работа "солнце - источник жизни". Проектная работа на тему

Тема: «Солнце» Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования – Новоборского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 «Образовательный центр» с.Борское муниципального района Борский Самарской области

Выполнила: Дианова Е.С

Цель : Освоение социальных представлений о развитие познавательного интереса к солнцу как звезде, символу света и источнику тепла. Данная презентация поможет расширить знания детей о солнце.

Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

Земля – это шар.

Огромное пространство, которое окружает землю, называется космосом.

Это пространство заполнено разными космическими телами – звездами, планетами и метеоритами.

Звезды –это огромные огненные шары. Но для нас они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. Самая близкая к нам звезда – Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.

Рождение Солнца

Солнце образовалась из космического облака 4,6 млрд. лет назад. Сила тяжести притягивала части облака друг к другу

до тех пор, пока они не столкнулись и не раскалились до такой степени, что началась ядерная

реакция. Часть облака началась светиться, и стала солнцем.

Что происходит на поверхности Солнца?

Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая

Температура на поверхности Солнца-20 млн. градусов. Нам кажется, что солнце – маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце- шар- великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Температура на поверхности Солнца-20 млн. градусов. Нам кажется, что солнце – маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце- шар- великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

Без Солнца не было бы жизни на земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.

Солнечный свет и тепло необходимы всем живым организмам для нормального роста и развития.

Солнце - наша главная планета Дарит нам энергию тепла. Омывает лучезарным светом Землю и небесные тела. От него все сущее зависит. Каждый листик, каждый лепесток День и ночь земной обычной жизни, Дерево, букашка и цветок. Мы ему спасибо дружно скажем, За тепло, за свет, за чудеса, Нам в ответ приветливо помашет Рыжий друг в лазурных небесах .

Спасибо за внимание

Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»

МБДОУ детский сад №17, г. Орел


  • Образовательная область:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

  • Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
  • Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
  • Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»

Актуальность проблемы:

Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.

С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.


Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).

Задачи проекта:

Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;

Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);

Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;

Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;

Познакомить с разными способами изображения солнца;

Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.


Ожидаемый результат:

Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.

Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.

Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.

У детей пополнен словарный запас по теме.

Продукт проектной деятельности:

  • Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
  • Выставка творческих работ «Мое солнышко».
  • Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
  • Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
  • Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
  • Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.

Основной этап:

  • Наблюдение за солнцем в природе.
  • Беседа о значении солнца для человека и природы.
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
  • Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
  • Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
  • Опыты и эксперименты с солнцем.
  • Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
  • Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
  • Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
  • Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
  • Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
  • Подбор художественной литературы и мультфильмов.
  • Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».

  • Выводы.
  • Составление презентации проекта.

Теоретическая часть проекта

Пословицы и поговорки о солнце

Солнце сияет, а месяц только светит.

На солнышко не гляди: ослепнешь.

Мешком солнышка не поймаешь.

Что мне золото - светило бы солнышко.

Солнце низенько, так и вечер близенько.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.

Худо лето, коли солнца нету.

На солнышко во все глаза не взглянешь.

За ушко да на солнышко.

Как месяц ни свети, а все не солнышко.

При солнышке тепло, при матери добро.

Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.

Солнце пригреет - все поспеет.

Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.


Загадки про солнце

Алый шар с утра над крышей

Без него плачемся,

Погулять по небу вышел.

А как появится,

От него прячемся.

Он гулял, гулял, гулял.

Встретил вечер - и пропал.

Что выше леса,

Где же шар теперь искать?

Краше света,

Подскажи мне, ветер!

Без огня горит?

- Завтра снова он гулять

Выйдет на рассвете!

Ты весь мир обогреваешь

Я всегда со светом дружен,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

Если солнышко в окне,

А зовут тебя все...

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.


  • Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
  • Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
  • Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
  • Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
  • Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
  • Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
  • Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.


Наблюдение за солнцем в природе.

Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).

Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).

2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).

3. На что солнце похоже? (На шар).

4. Какая сегодня погода? (Тёплая).

5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).

  • Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.

У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.

Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?


Опыты и эксперименты с солнцем.

Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

  • Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
  • Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
  • Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
  • Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.

Прогулка на тему:

«Здравствуй солнечный зайчик!»


Художественно-эстетическая деятельность.

«Рассвет солнца» (рисование),

«Солнышко лучистое» (лепка)

«Солнышко из ладошек» (аппликация).


  • Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
  • Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
  • Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
  • У детей пополнен словарный запас по теме.

по имени Солнце


Цель узнать, как образо- валось Солнце.

Солнце . Единственная и неповторимая звезда Солнечной системы, дающая энергию всему живому на Земле.

Солнце - желтый карлик, совсем маленькая звезда в созвездии Ориона нашей Галактики.


Гипотеза возникновения Солнца Ученые предполагают, что этот огненный шар возник мил-лиарды лет назад в результате сильнейшего взрыва огромной звёзды, такие звёзды называют Сверхновыми. После того как взорвалась звезда, возникло гигантское облако газа и пыли, из которого и образовалось Солнце.


Разряженный межзвездный газ стал собираться в облако

Вся солнечная система,

к которой принадлежат и

Земля и Луна, возникла

из одного большого

газопылевого облака

5 миллиардов лат назад.


Облако сжималось и вращалось все быстрее.

Под действием сил вращения

облако превратилось в диск.


В центре образовался газовый шар, в котором начались химические реакции. В результате сформировалось Солнце, а во внешних областях образовались планеты.

Постепенно вся система планет приобрела свой современный вид.


Срок жизни Солнца , предполагают ученые, около 10 миллиардов лет, Солнце сейчас находится на середине своего жизненного цикла.



превратиться в « Красного гиганта ». Орбиты планет изменятся. В конце концов Солнце превратится в туманность с « Белым карликом », размером с Землю.



Что такое солнце Солнце - монетка, - скупой проворчал. Нет, сковородка! - обжора вскричал. Нет, каравай, - хлебопёк произнёс. Компас, - сказал убеждённо матрос. Солнце - звезда, - астроном объявил. Доброе сердце, - мечтатель решил. Аня Еськова

Слайд 2

С каких пор известно, что Солнце Звезда?

«Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни как вода кипят,
Горящи там дожди шумят»
М.В. Ломоносов

Слайд 3

Древний Египет

Бога Солнца Ра изображали в виде огненного диска на корабле. Египтяне верили, что за день корабль с диском пересекает небо, а за ночь переплывает огромную реку, окружающую всю Землю…

Слайд 4

Анаксагор Афинский

Солнце – раскаленный железный шар, величиной не более полуострова Пелопонес (160 км!), удаленный от земли на 30 тысяч километров…

Слайд 5

Аристотель

Солнце – твердый шар, а темные пятна – тени, отбрасываемые горловинами огромных отверстий …

Слайд 6

XVI век.

Солнце – центр вселенной. Земля, планеты и остальные звезды вращаются вокруг Солнца…

И. Кеплер

Слайд 7

XIX век

Солнце – одна из многих звезд…

Слайд 8

  • Слайд 9

    Из чего оно состоит?

    В натоящее время известно, что Солнце состоит в основном из водорода и гелия

    В меньших количествах содержатся более тяжелые элементы – кислород, углерод, железо… (всего около 30)

    Слайд 10

    Такое ли оно в самом деле горячее?

    • 15,5 млн градусов – в центре.
    • 5500градусов – в фотосфере
    • 100 тыс градусов – хромосфера
    • 1-2 млн градусов – Солнечная корона.
  • Слайд 11

    Каков источник его яркого сияния?

    Гипотезы:

    1. Нагрев газа в результате его сжатия
    2. Экзотермическая химическая реакция

    Противоречия: Эти процессы не могут поддерживать выделение энергии в течение более 30 млн лет.

  • Слайд 12

    Решение:

    • Термоядерная реакция слияния 4 ядер водорода в одно ядро гелия.
    • Ежесекундно более 500млн тонн водорода превращается в гелий.
  • Слайд 13

    Солнечные пятна, что это такое?

    • Пятна – самое яркое проявление активной жизни светила.Своим происхождением они обязаны магнитному полю Солнца.
    • Движение пятен доказывает вращение солнца вокруг своей оси.
  • Слайд 14

    Что происходит на поверхности Солнца?

    • Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая
    • Протуберанцы – крупные плазменные образования, имеющие размеры порядка сотен тысяч километров.
  • Слайд 15

    Испускает ли Солнце что-нибудь кроме света?

    • Солнечный ветер – поток очень быстрых частиц, изотропно истекающих из Солнечной атмосферы. Будучи сильно ионизированным – увлекает за собой магнитное поле.
    • Нейтрино – испускаются при ядерных реакциях и за несколько секунд беспрепятственно достигают поверхности Солнца. Позволяют изучать процессы, происходящие в Солнечном «термоядерном реакторе»
  • Cлайд 1

    Исследовательский проект: Звезда по имени Солнце Автор проекта: ученик 1 класс МОУ «Тюневская СОШ» Хнычёв Денис Руководитель проекта: учитель высшей категории Пластинина О А. Тюнёво – 2009 г.

    Cлайд 2

    ВВЕДЕНИЕ Однажды, посмотрев в телескоп с папой на звездное небо, я понял, что мне это очень интересно. Но дневное светило притягивает меня не меньше. Самая яркая звезда – источник света и тепла – загадка для меня.

    Cлайд 3

    Аннотация Предмет «Астрономия» в школе мы ещё не изучаем. Но так как мне интересны загадки Вселенной, я взялся изучать её самостоятельно с мамой. Скажу сразу – это не только очень интересно, но и познавательно. Солнечная система «поглотила» меня целиком. Меня очень давно интересует: А сколько лет Солнцу, как долго оно будет освещать нашу планету, как появилось Солнце и т.д. Я предполагаю, что Солнце – самая древняя, горящая звезда, без которой не сможет жить ни одно живое существо на Земле. Своими знаниями я поделился со сверстниками, друзьями. В школе на классном часу приготовил доклад на тему: «Загадки Вселенной». Рассказал о своей работе бабушке и дедушке.

    Cлайд 4

    Содержание Введение. Аннотация. Цель исследования. Задачи исследования. Моё предположение. Методы исследования. Проведение исследования.

    Cлайд 5

    Cлайд 6

    Задачи исследования Изучить литературу по данной теме. Познакомиться со строением Солнечной системы. Выяснить, что такое Солнце, Солнечная галактика. Дать информацию о влиянии солнечного света на всё живое.

    Cлайд 7

    Моё предположение Я предполагаю, что солнце есть не только самая большая и яркая звезда – это есть источник для всего живого на нашей планете. Исследовательская работа поможет мне в этом разобраться.

    Cлайд 8

    Cлайд 9

    Проведение исследования Как то я задумался, а почему Солнце не видно ночью? Когда я был совсем маленьким моя мама мне говорила, что ночью Солнышко спит вместе с нами, поэтому его и невидно. Но однажды мы прочитали книгу «В мире интересного» К. И. Мухина, а затем мама познакомила меня с энциклопедией по астрономии и тут-то я всё понял… Оказывается наше Солнце – это звёздочка, причём довольно обычная и самых средних размеров. Как и все звездочки Солнце представляет собой шар из светящегося газа, который выделяет свет и тепло.

    Cлайд 10

    Но если это звезда, то почему остальные звёзды светят не так ярко? Ответ на этот вопрос мы нашли тоже. Солнце и планеты на его орбите образуют Солнечную систему, в которую входят остальные звёзды. Но они кажутся нам крошечными, и это потому что очень далеки от нас. На самом деле некоторые из них в диаметре во много раз превышают размеры Солнца. Изучая нашу Галактику, которая называется Млечный Путь, я заметил, что всё взаимосвязано. Все планеты находятся строго на своей орбите, у каждой из планет есть свои спутники. Так у нашей планеты Земля – спутник один – Луна. Солнечный свет доходит до нашей планеты за 8 минут и 20 секунд. Температура поверхности Солнца составляет примерно 6000 градусов по Цельсию.

    Cлайд 11

    Солнцу насчитывается почти 5 тысяч миллионов лет, и, по подсчётов астрономов, оно просуществует ещё столько же, а потом начнёт медленно умирать. Когда я об этом прочитал, я сначала обрадовался. А обрадовался тому, что оно не погаснет пока я живу. Но потом испугался, ведь после меня будут жить и другие люди и им не обойтись без солнечного света, так же как и не обойтись без воды и кислорода. Солнце – одинарная звезда, многие же другие являются бинарными, то есть состоят из 2 звёзд, вращающихся вокруг друг друга. Для примера скажу, что одной из самых крупных звёзд является звезда Антарес; его диаметр в 350 раз больше диаметра Солнца. Наша Галактика состоит примерно из 100.000 миллионов звезд, а в ширину её размер составляет около 100.000 световых лет.

    Cлайд 12

    Заключение Астроном – это не профессия, а призвание. Изучать космос, строение планет, звёзд – дело очень интересное и нужное. Я знаю, когда у меня будет свой телескоп, я сделаю своё первое открытие. Я найду созвездие Тельца на небосклоне, открою и подарю звёздочку сестрёнке.