Тема: «Солнце» Структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования – Новоборского филиала государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 «Образовательный центр» с.Борское муниципального района Борский Самарской области
Выполнила: Дианова Е.С
Цель : Освоение социальных представлений о развитие познавательного интереса к солнцу как звезде, символу света и источнику тепла. Данная презентация поможет расширить знания детей о солнце.Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.
Земля – это шар.
Огромное пространство, которое окружает землю, называется космосом.
Это пространство заполнено разными космическими телами – звездами, планетами и метеоритами.
Звезды –это огромные огненные шары. Но для нас они кажутся маленькими, потому что находятся очень далеко. Самая близкая к нам звезда – Солнце. Она дает нашей планете свет и тепло, без нее не было бы жизни на Земле.
Рождение Солнца
Солнце образовалась из космического облака 4,6 млрд. лет назад. Сила тяжести притягивала части облака друг к другу
до тех пор, пока они не столкнулись и не раскалились до такой степени, что началась ядерная
реакция. Часть облака началась светиться, и стала солнцем.
Что происходит на поверхности Солнца?
Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая
Температура на поверхности Солнца-20 млн. градусов. Нам кажется, что солнце – маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце- шар- великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету. Температура на поверхности Солнца-20 млн. градусов. Нам кажется, что солнце – маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Солнце- шар- великан. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землёй, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной. От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.
Без Солнца не было бы жизни на земле. Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им даёт Солнце. Это поняли ещё древние люди и поклонялись Солнцу, как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали его восход по утрам.
Солнечный свет и тепло необходимы всем живым организмам для нормального роста и развития.
Солнце - наша главная планета Дарит нам энергию тепла. Омывает лучезарным светом Землю и небесные тела. От него все сущее зависит. Каждый листик, каждый лепесток День и ночь земной обычной жизни, Дерево, букашка и цветок. Мы ему спасибо дружно скажем, За тепло, за свет, за чудеса, Нам в ответ приветливо помашет Рыжий друг в лазурных небесах .
Спасибо за внимание
Исследовательский проект «Здравствуй, солнышко!»
МБДОУ детский сад №17, г. Орел
- Образовательная область:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
- Вид проекта: информационный, исследовательский, групповой.
- Продолжительность проекта: краткосрочный (июнь 2015г.), в рамках ДОУ.
- Участники проекта: дети и родители старшей группы «Б»
Актуальность проблемы:
Солнце не является планетой, это огромная звездочка, находящаяся на расстоянии многих миллионов световых лет от Земли. Солнце - центр нашей галактики. Вокруг него расположены орбиты семи планет. Сама Земля расположена на третьей орбите. Будь Земля ближе к солнцу, оно бы сожгло ее, а находясь дальше, то не было бы жизни на нашей планете.
С приходом лета солнце начинает светить ярче, теплее. Это, конечно, заметили дети. Причем в беседах с детьми выяснила, что некоторые из них не знают, что земля вращается вокруг солнца. Также возникли вопросы: «Почему летом на земле жарко, а зимой холодно?», «Почему происходит смена дня и ночи?». Мы решили найти ответы на эти вопросы.
Цель проекта: Познакомить детей с солнечными лучами, ролью солнца в нашей жизни (солнце - источник света и тепла).
Задачи проекта:
Обобщить имеющиеся у детей знания о солнце, о его значении для человека и природы;
Учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым);
Познакомить с пословицами, поговорками и народными приметами, связанными с солнцем;
Закреплять представления о солнце через экспериментальную деятельность;
Познакомить с разными способами изображения солнца;
Воспитывать любовь и доброе отношение к живой природе.
Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в коллективной деятельности.
Ожидаемый результат:
Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
У детей пополнен словарный запас по теме.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление тематического альбома «Солнце – красное, прекрасное».
- Выставка творческих работ «Мое солнышко».
- Презентация проекта «Здравствуй, солнышко».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
- Подбор методической литературы для реализации проекта, разработка бесед, прогулок.
- Подбор литературы со сказками, стихотворениями, пословицами, загадками, приметами о солнце.
- Подбор материала и оборудования для бесед, экспериментов, подвижных и сюжетно – ролевых игр с детьми.
Основной этап:
- Наблюдение за солнцем в природе.
- Беседа о значении солнца для человека и природы.
- Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Краденное солнце», С.Маршак «Солнышко», А.Бродский «Солнечные зайчики», словацкая народная сказка «У солнышка в гостях».
- Знакомство с пословицами, поговорками, загадками и народными приметами о солнце.
- Выяснение правильности народных примет на основе наблюдений в природе.
- Опыты и эксперименты с солнцем.
- Просмотр мультфильмов: «Где спит солнышко?», «Астрономия для самых маленьких», «Почему светит солнце?» «Почемучка – 5 студии «Бибигон», «Подушка для солнышка», «Как помирились Солнце и Луна».
- Художественно-эстетическая деятельность: «Солнышко лучистое» (лепка), «Рассвет солнца» (рисование), «Солнышко из ладошек» (аппликация).
- Дидактическая игра: «Живая и неживая природа.
- Подвижные игры: «Поймай солнечного зайчика», «Солнышко и дождик».
- Подбор материала о солнце: стихи, пословицы, загадки.
- Подбор художественной литературы и мультфильмов.
- Рекомендации для родителей «Солнечная лаборатория: 15 интересных опытов и игр с солнцем».
- Выводы.
- Составление презентации проекта.
Теоретическая часть проекта
Пословицы и поговорки о солнце
Солнце сияет, а месяц только светит.
На солнышко не гляди: ослепнешь.
Мешком солнышка не поймаешь.
Что мне золото - светило бы солнышко.
Солнце низенько, так и вечер близенько.
Солнце встанет, так и утро настанет.
Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
Худо лето, коли солнца нету.
На солнышко во все глаза не взглянешь.
За ушко да на солнышко.
Как месяц ни свети, а все не солнышко.
При солнышке тепло, при матери добро.
Солнца не закроешь, а правду не скроешь.
Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.
Солнышко садится - лентяй веселится; солнышко всходит - лентяй с ума сходит.
Солнце пригреет - все поспеет.
Солнце, воздух и вода - лучшие доктора.
Загадки про солнце
Алый шар с утра над крышей
Без него плачемся,
Погулять по небу вышел.
А как появится,
От него прячемся.
Он гулял, гулял, гулял.
Встретил вечер - и пропал.
Что выше леса,
Где же шар теперь искать?
Краше света,
Подскажи мне, ветер!
Без огня горит?
- Завтра снова он гулять
Выйдет на рассвете!
Ты весь мир обогреваешь
Я всегда со светом дружен,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
Если солнышко в окне,
А зовут тебя все...
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене.
- Во время восхода солнца стоит духота - к ненастью.
- Если дождевые черви выползают на поверхность, ящерицы греются на солнце, воробьи громко чирикают, купаются в пыли или в лужах, на закате красное солнце садится в тучу - жди дождя и ветра.
- Если солнце всходит в тумане, днем будет тихо и душно.
- Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру.
- Красные облака - к дождю. При полуденном ветре - к порывистому ветру и непогоде. Если же при этом лучи солнца темнеют, то ожидай грозы.
- Пение петухов после захода солнца и до глубокого вечера обещает на следующий день хорошую устойчивую погоду.
- Погода будет жаркой и солнечной, если на закате небо голубое, золотистое или ярко-розовое; перед восходом солнца выпадает роса; при восходе солнце белого цвета.
Наблюдение за солнцем в природе.
Цель: учить видеть характерные особенности летнего солнца (поднимается высоко над небосклоном и начинает печь еще сильнее, день становится длинным, а вечер долгим и теплым).
Вопросы: 1. Посмотрите, ребята, на небо. Что вы видите? (Солнце, облака).
2. Какое солнце? (Круглое, яркое, жёлтое, большое).
3. На что солнце похоже? (На шар).
4. Какая сегодня погода? (Тёплая).
5. Почему на улице тепло? (Светит и греет солнышко).
- Да, солнышко греет и обогревает нашу землю. И на улице тепло.
У солнышка есть лучики, очень тёплые. Спустились они на землю и стали гулять. Вот и к нам они в гости заглянули. Протяните, дети, к солнышку, к его лучикам свои ладошки.
Что почувствовали ваши ладошки? Какие солнечные лучи? Как вы думаете, кому нужно солнышко, его свет?
Опыты и эксперименты с солнцем.
Цель: Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
- Предложить детям с закрытыми глазами постоять в тени, потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.
- Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу.
- Изготовление солнечных часов. Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам). Вырежьте из плотного картона круг. В центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Положите «циферблат» на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять. Как только взойдет солнце, карандаш будет отбрасывать тень.
- Чем отличается солнечная сторона от теневой? Положите на солнце мяч. Пусть ребенок внимательно осмотрит освещенную солнцем сторону, затем - противоположную. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая? Более теплая? Пусть ребенок сделает вывод о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той, которая скрыта от солнца.
Прогулка на тему:
«Здравствуй солнечный зайчик!»
Художественно-эстетическая деятельность.
«Рассвет солнца» (рисование),
«Солнышко лучистое» (лепка)
«Солнышко из ладошек» (аппликация).
- Дети знают об особенностях летнего солнца и его роли для окружающего мира.
- Дети знают, почему летом на земле жарко, а зимой холодно; почему происходит смена дня и ночи.
- Дети умеют изображать один предмет (солнце) разными способами.
- У детей пополнен словарный запас по теме.
по имени Солнце
Цель – узнать, как образо- валось Солнце.
Солнце . Единственная и неповторимая звезда Солнечной системы, дающая энергию всему живому на Земле.
Солнце - желтый карлик, совсем маленькая звезда в созвездии Ориона нашей Галактики.
Гипотеза возникновения Солнца Ученые предполагают, что этот огненный шар возник мил-лиарды лет назад в результате сильнейшего взрыва огромной звёзды, такие звёзды называют Сверхновыми. После того как взорвалась звезда, возникло гигантское облако газа и пыли, из которого и образовалось Солнце.
Разряженный межзвездный газ стал собираться в облако
Вся солнечная система,
к которой принадлежат и
Земля и Луна, возникла
из одного большого
газопылевого облака
5 миллиардов лат назад.
Облако сжималось и вращалось все быстрее.
Под действием сил вращения
облако превратилось в диск.
В центре образовался газовый шар, в котором начались химические реакции. В результате сформировалось Солнце, а во внешних областях образовались планеты.
Постепенно вся система планет приобрела свой современный вид.
Срок жизни Солнца , предполагают ученые, около 10 миллиардов лет, Солнце сейчас находится на середине своего жизненного цикла.
превратиться в « Красного гиганта ». Орбиты планет изменятся. В конце концов Солнце превратится в туманность с « Белым карликом », размером с Землю.
Что такое солнце Солнце - монетка, - скупой проворчал. Нет, сковородка! - обжора вскричал. Нет, каравай, - хлебопёк произнёс. Компас, - сказал убеждённо матрос. Солнце - звезда, - астроном объявил. Доброе сердце, - мечтатель решил. Аня Еськова
Слайд 2
С каких пор известно, что Солнце Звезда?
«Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни как вода кипят,
Горящи там дожди шумят»
М.В. Ломоносов
Слайд 3
Древний Египет
Бога Солнца Ра изображали в виде огненного диска на корабле. Египтяне верили, что за день корабль с диском пересекает небо, а за ночь переплывает огромную реку, окружающую всю Землю…
Слайд 4
Анаксагор Афинский
Солнце – раскаленный железный шар, величиной не более полуострова Пелопонес (160 км!), удаленный от земли на 30 тысяч километров…
Слайд 5
Аристотель
Солнце – твердый шар, а темные пятна – тени, отбрасываемые горловинами огромных отверстий …
Слайд 6
XVI век.
Солнце – центр вселенной. Земля, планеты и остальные звезды вращаются вокруг Солнца…
И. Кеплер
Слайд 7
XIX век
Солнце – одна из многих звезд…
Слайд 8
Слайд 9
Из чего оно состоит?
В натоящее время известно, что Солнце состоит в основном из водорода и гелия
В меньших количествах содержатся более тяжелые элементы – кислород, углерод, железо… (всего около 30)
Слайд 10
Такое ли оно в самом деле горячее?
- 15,5 млн градусов – в центре.
- 5500градусов – в фотосфере
- 100 тыс градусов – хромосфера
- 1-2 млн градусов – Солнечная корона.
Слайд 11
Каков источник его яркого сияния?
Гипотезы:
- Нагрев газа в результате его сжатия
- Экзотермическая химическая реакция
Противоречия: Эти процессы не могут поддерживать выделение энергии в течение более 30 млн лет.
Слайд 12
Решение:
- Термоядерная реакция слияния 4 ядер водорода в одно ядро гелия.
- Ежесекундно более 500млн тонн водорода превращается в гелий.
Слайд 13
Солнечные пятна, что это такое?
- Пятна – самое яркое проявление активной жизни светила.Своим происхождением они обязаны магнитному полю Солнца.
- Движение пятен доказывает вращение солнца вокруг своей оси.
Слайд 14
Что происходит на поверхности Солнца?
- Вспышки – извержения, во время которых всего за несколько минут локально выделяется энергия, соответствующая взрыву сразу нескольких бомб, мощностью 2 млрд т тротилового эквивалента каждая
- Протуберанцы – крупные плазменные образования, имеющие размеры порядка сотен тысяч километров.
Слайд 15
Испускает ли Солнце что-нибудь кроме света?
- Солнечный ветер – поток очень быстрых частиц, изотропно истекающих из Солнечной атмосферы. Будучи сильно ионизированным – увлекает за собой магнитное поле.
- Нейтрино – испускаются при ядерных реакциях и за несколько секунд беспрепятственно достигают поверхности Солнца. Позволяют изучать процессы, происходящие в Солнечном «термоядерном реакторе»
Cлайд 1
Исследовательский проект: Звезда по имени Солнце Автор проекта: ученик 1 класс МОУ «Тюневская СОШ» Хнычёв Денис Руководитель проекта: учитель высшей категории Пластинина О А. Тюнёво – 2009 г.Cлайд 2
ВВЕДЕНИЕ Однажды, посмотрев в телескоп с папой на звездное небо, я понял, что мне это очень интересно. Но дневное светило притягивает меня не меньше. Самая яркая звезда – источник света и тепла – загадка для меня.Cлайд 3
Аннотация Предмет «Астрономия» в школе мы ещё не изучаем. Но так как мне интересны загадки Вселенной, я взялся изучать её самостоятельно с мамой. Скажу сразу – это не только очень интересно, но и познавательно. Солнечная система «поглотила» меня целиком. Меня очень давно интересует: А сколько лет Солнцу, как долго оно будет освещать нашу планету, как появилось Солнце и т.д. Я предполагаю, что Солнце – самая древняя, горящая звезда, без которой не сможет жить ни одно живое существо на Земле. Своими знаниями я поделился со сверстниками, друзьями. В школе на классном часу приготовил доклад на тему: «Загадки Вселенной». Рассказал о своей работе бабушке и дедушке.Cлайд 4
Содержание Введение. Аннотация. Цель исследования. Задачи исследования. Моё предположение. Методы исследования. Проведение исследования.Cлайд 5
Cлайд 6
Задачи исследования Изучить литературу по данной теме. Познакомиться со строением Солнечной системы. Выяснить, что такое Солнце, Солнечная галактика. Дать информацию о влиянии солнечного света на всё живое.Cлайд 7
Моё предположение Я предполагаю, что солнце есть не только самая большая и яркая звезда – это есть источник для всего живого на нашей планете. Исследовательская работа поможет мне в этом разобраться.Cлайд 8
Cлайд 9
Проведение исследования Как то я задумался, а почему Солнце не видно ночью? Когда я был совсем маленьким моя мама мне говорила, что ночью Солнышко спит вместе с нами, поэтому его и невидно. Но однажды мы прочитали книгу «В мире интересного» К. И. Мухина, а затем мама познакомила меня с энциклопедией по астрономии и тут-то я всё понял… Оказывается наше Солнце – это звёздочка, причём довольно обычная и самых средних размеров. Как и все звездочки Солнце представляет собой шар из светящегося газа, который выделяет свет и тепло.Cлайд 10
Но если это звезда, то почему остальные звёзды светят не так ярко? Ответ на этот вопрос мы нашли тоже. Солнце и планеты на его орбите образуют Солнечную систему, в которую входят остальные звёзды. Но они кажутся нам крошечными, и это потому что очень далеки от нас. На самом деле некоторые из них в диаметре во много раз превышают размеры Солнца. Изучая нашу Галактику, которая называется Млечный Путь, я заметил, что всё взаимосвязано. Все планеты находятся строго на своей орбите, у каждой из планет есть свои спутники. Так у нашей планеты Земля – спутник один – Луна. Солнечный свет доходит до нашей планеты за 8 минут и 20 секунд. Температура поверхности Солнца составляет примерно 6000 градусов по Цельсию.Cлайд 11
Солнцу насчитывается почти 5 тысяч миллионов лет, и, по подсчётов астрономов, оно просуществует ещё столько же, а потом начнёт медленно умирать. Когда я об этом прочитал, я сначала обрадовался. А обрадовался тому, что оно не погаснет пока я живу. Но потом испугался, ведь после меня будут жить и другие люди и им не обойтись без солнечного света, так же как и не обойтись без воды и кислорода. Солнце – одинарная звезда, многие же другие являются бинарными, то есть состоят из 2 звёзд, вращающихся вокруг друг друга. Для примера скажу, что одной из самых крупных звёзд является звезда Антарес; его диаметр в 350 раз больше диаметра Солнца. Наша Галактика состоит примерно из 100.000 миллионов звезд, а в ширину её размер составляет около 100.000 световых лет.Cлайд 12
Заключение Астроном – это не профессия, а призвание. Изучать космос, строение планет, звёзд – дело очень интересное и нужное. Я знаю, когда у меня будет свой телескоп, я сделаю своё первое открытие. Я найду созвездие Тельца на небосклоне, открою и подарю звёздочку сестрёнке.