Для цивилизации античности характерны следующие черты. Особенности античной цивилизации. Европа в средние века

Характерные черты культуры античной цивилизации Греции

В Греции религиозные новации не играли существенной роли - мифологическое сознание разлагалось, вера в Олимпийских богов ослабевала, происходило заимствование восточных культов - Астарты, Кибелы, но создать свою оригинальную религию древние греки так и не удосужились. Это не значит, что они не были религиозны. Безбожие, асебейя, в представлении греков являлось преступлением. В 432 г. до н. э. жрец Диониф представил проект нового закона, согласно которому к судебной ответственности привлекался тот, кто не верит в существование бессмертных богов и дерзко рассуждает о том, что происходит на небе. А значит, таковые были. Уже Гомер не испытывает особого почтения к богам-олимпийцам, которые в его поэмах предстают не лучшим образом, своим вероломством, жадностью, злобностью напоминая смертных людей. Его боги - отнюдь не верх совершенства. Предложенный Дионифом закон был направлен непосредственно против "философов", в частности, против Анаксагора, который вынужден был бежать из Афин. Позднее в безбожии будет обвинён Сократ и казнён. И всё же само принятие такого рода законов - свидетельство неразвитости религиозной культуры, её формального характера.

Таким образом, в этом пункте развитие древнегреческой культуры пошло по иному пути, чем в более древних цивилизациях "первой волны". Там всю энергию нации вбирала в себя религиозная идеология. В Греции же миф, разлагаясь, питает светский Логос, слово. Мировая религия, христианство, приходит с запозданием, когда культура античности переживает свои последние дни. К тому же христианство - это не собственно греческое открытие. Оно заимствуется античностью у Востока.

Другой, не менее важной, особенностью культуры античности, которую демонстрирует Древняя Греция, был более радикальный характер культурного сдвига. Философия, литература, театр, лирическая поэзия, Олимпийские игры появляются впервые, они не имеют предшественников в предыдущих формах духовности. В культуре древних цивилизаций Востока мы найдем мистерии - предшественниц театра, спортивные поединки, поэзию, прозу, философию. Но они там не приобретают столь развитого институционального характера, как в Греции, они ещё питают собой новые религиозно-философские системы, не занимая, подчас, самостоятельного положения. В Древней Греции философия, литература, театр очень быстро становятся самостоятельными видами культуры, обособляются, превращаются в специализированный, профессиональный вид деятельности.

Ещё одной, не менее значительной, особенностью культуры античной Греции, явились необычайно высокие темпы культурных изменений: они охватили примерно 300 лет, с VI в. до н. э. вплоть до III в. до н. э., когда обнаруживается застой и последующий упадок.

Культура античной Греции похожа на бабочку-однодневку. Она быстро возникает, но так же быстро и сходит на нет. Но впоследствии её плодами будет питаться соседняя культура Древнего Рима, цивилизации Востока и Африки, и через них культурное влияние Античности будет питать и культуру Европы.

В отличие от культур цивилизаций Древнего Востока, для которых характерен был "азиатский способ производства" с централизованным государством, выполняющим производительные функции, в античной Греции огромную роль играет полис (город-государство). Накануне VIII в. до н. э. происходит разложение родового общества. Для последнего были свойственны поселения как формы совместного проживания родственников или членов племени. Классовое расслоение, присущее цивилизации, приводит к появлению соседских связей и иного типа проживания - города. Становление городов происходит в форме синойкизма - соединения, слияния нескольких поселений в одно, так, Афины возникают на основе объединения 12 деревень, Спарта объединяет 5, Тегея и Мантинея по 9 поселений. Таким образом, становление полисной системы - динамичный процесс, охвативший несколько десятков лет. За столь короткий промежуток времени старые, родовые, связи не могли полностью исчезнуть, они ещё долго сохранялись, формируя дух архе - безликого первоначала, лежащего в основе городского коллективизма, полисной общности. Сохранение архэ лежит в основании многих форм городской жизни. Центром её являлась агора - площадь, где проводились политические собрания, осуществлялись судебные заседания. Позднее центральная площадь превратится в торговую, где будут совершаться финансовые и коммерческие сделки. На агоре будут устраиваться публичные зрелища - трагедии, решаться вопросы о наиболее выдающихся произведениях искусства и т. д. Публичность, гласность, открытость политики, искусства, городского самоуправления - свидетельства того, что в этот начальный период становления цивилизации отчуждение ещё не охватило свободное население города, оно сохраняет в себе сознание общности интересов, дел, судьбы.

Античная Греция никогда не являлась единым централизованным государством с единой политикой, религией, нормативным искусством. Она представляла собой множество городов-государств, полностью самостоятельных, часто воевавших друг с другом, иногда заключавших между собой политические союзы. Для неё не было характерным наличие одного, столичного, города - центра административной, политической жизни, законодателя в области культуры. Каждый город самостоятельно решал вопросы должного и необходимого, прекрасного и совершенного, того, что соответствовало его представлениям о культуре человека и общества.

Поэтому для античной культуры Греции свойственно было стремление к многообразию, а не к единству. Единство возникало как результат, продукт столкновения, соревнования, конкуренции многообразных продуктов культуры. Поэтому для культуры характерен был агон - дух соревнования, соперничества, пронизывающий все стороны жизни.

Соревновались города, составляя списки "7 мудрецов", включая в него представителя своего полиса. Спор шёл по поводу "7 чудес света", охватывая все греческие поселения, и выходя за их пределы. Каждый год магистрат решал, какие трагедии, какого драматурга будут играться на городской площади. Победитель прошлого года мог оказаться проигравшим в этом году. Ни одна цивилизация не открыла для себя Олимпийских игр - это сделали только древние греки. Раз в четыре года прекращались войны, споры, вражда и все города направляли к подножию горы Олимп, поближе к богам-олимпийцам, своих самых сильных, быстрых, ловких, выносливых - спортсменов. Победителя ждала всегреческая пожизненная слава, торжественная встреча в родном городе, въезд не в обычные ворота, а через пролом в стене, специально устроенный для него восторженными болельщиками. А город-полис получал всеобщую известность за то, что смог воспитать Олимпийского победителя. Споры иногда принимали странный характер: семь городов долго спорили между собой, где находится могила Гомера. Но этот спор - свидетельство изменившихся ценностей, он мог возникнуть, когда эпическая поэзия Гомера стала общегреческой ценностью, единой эпической основой, объединившей все греческие полисы, создавшей духовное единство цивилизации, единство её культуры.

Многообразие культуры античной Греции подводило к укреплению её единства, общности, сходства, что и позволяет говорить о культурной целостности, несмотря на политические и экономические противоречия, раздиравшие страну. Античная цивилизация, расколов общество на противоположные классы, политические интересы, соперничающие полисы, не смогла создать достаточно прочного единства средствами духовной культуры.

Посмотрим на список "семи мудрецов". Обычно называли: Фалеса из Милета, Солона из Афин, Бианта из Приены, Питтака из Митилены, Клеобула из Линда, Периандра из Коринфа, Хилона из Спарты. Как видим, в список вошли представители городов Древней Греции от полуострова Пелопоннес до Малоазиатского побережья. Ко времени составления списка в нём отражалось лишь общее прошлое и желаемое будущее, но не настоящее. Этот список - программа культурного строительства, но не суровая реальность. А действительность демонстрировала острое соперничество, вражду городов, в конце концов разорвавшую культурное единство.

Огромное влияние на развитие культуры Древней Греции оказали природные условия, в которых оказались протогреческие племена, захватившие эту территорию. Здесь, на Пелопоннесе и Малоазиатском побережье, нет больших площадей, пригодных для возделывания зерновых и получения хлеба - основного продукта питания. Поэтому грекам пришлось создавать колонии за пределами Эллады: на Апеннинах, в Сицилии, в Северном Причерноморье. Получая из колоний хлеб, зерно, необходимо было в обмен также что-то им предложить. Что могла предложить бедная на природные богатства Греция? Её земли были пригодны для возделывания маслин, оливы, - сырья для выработки оливкового масла. Таким образом, Греция заняла важное место в мировой торговле, поставляя на международные рынки оливковое масло. Другим продуктом, который обеспечил процветание культуры, было виноградное вино. Недаром Одиссей у Гомера "учит" циклопа Полифема приготовлению вина. Оливковое масло и вино требовали развития керамического производства, изготовления амфор, в которых содержались жидкости и сыпучие продукты (зерно, мука, соль). Изготовление керамики дало толчок развитию ремесленного производства, посреднической мировой торговле, раннему становлению купечества, финансового капитала. Всё это было связано с морем - основным транспортным путём древнего мира. Ни один народ того периода не создавал поэм, в которых бы так часто упоминалось море. Греки были морским народом: Аргонавты совершают поход в Колхиду, на восточное побережье Черного моря; десять лет море-океан носит Одиссея на себе, не давая достичь дома, да и позднее он должен будет скитаться до тех пор, пока не встретит человека, не различающего весло и лопату. Весь Троянский цикл также связан с морскими экспедициями. Быстрое развитие ремесленного производства, а значит, развитие городов, морских перевозок, посреднической торговли - вот источник развития греческой культуры. Фридрих Геббель в трагедии "Гигес и его кольцо" верно подметил особую черту древнегреческой культуры:

"Вы, греки, племя умное: за вас

Прядут другие, сами же вы ткёте,

Выходит сеть, в ней нет единой нитки,

Сcученой вами, все же - ваша сеть."

Древние греки очень рано осознали, что при торговле невыгодно торговать сырьём, что большую прибыль получает тот, кто продаёт готовые изделия, конечный, а не промежуточный продукт. Именно в конечном, готовом для непосредственного потребления продукте, концентрируется культура. Культура - результат, продукт концентрированных усилий общества, интегрированного труда людей. Песок, приготовленный для строительства, мраморные блоки, гашёная известь - всё это продукты промежуточных усилий, частичного труда, не cоставляющие в своей разорванности целостности. И только храм (или дворец, или дом), созданные из этих материалов, в концентрированной форме представляют культуру общества.

Культура древней Греции - это культура цивилизации, то есть общества с классовым составом населения. Цивилизации "бронзы", как правило, создают особый класс работников - "рабов". Цивилизации "железа" - приводят к появлению феодально-зависимого населения. В древней Греции - цивилизации "второй" волны, то есть железа, - рабский труд сохраняется на длительном протяжении её существования и только в период эллинизма теряет своё производительное значение. В связи с этим возник вопрос о существовании "культуры рабов и рабовладельцев". В частности, некоторые исследователи выделяют "культуру рабов", но отмечают, что о ней имеется мало сведений. Другие считают, что коль скоро древневосточные источники молчат о "культуре рабов", значит, её не было, так как "отношение отдельного индивида не обладает всеобщей значимостью", тем более, рабы принадлежали к разным этническим общностям, к разным локальным культурам. Кроме того, культура есть отношение, объективированное в словах, предметах и т. п. Однако раб был лишён возможности объективировать своё отношение, а вынужден был овеществлять "отношение своего господина". Рабы, осваивая язык и обычаи своих господ, не становились создателями какой-то особой культуры рабов. Такое утверждение не совсем корректно с исторической точки зрения. Мы можем вспомнить такого раба, как Эзоп с его культурным достижением - "эзоповым языком", который сохранялся на протяжении столетий, питая художественную культуру народов. Рассматривая культуру Древнего Рима, мы отмечаем вклад греческих учителей, рабов по социальному статусу. И впоследствии, изучая мировую культуру, мы отмечаем, что многие культурные ценности создавались рабами - от джазовых мелодий до танцев, от песен до пословиц, поговорок и т. д. Другое дело, что эта "культура рабов" подавлялась господствующей культурой рабовладельцев, замалчивалась, от неё до нас дошли лишь отдельные следы и упоминания. Более того, культура господствующего класса была вынуждена учитывать существование и иных "мнений", опровергать их и развивать свою аргументацию. Таким образом, господствующая культура вынуждена была считаться с существованием противостоящей ей культуры рабов и приобретать соответствующие формы. Наиболее отчётливо это обнаруживается в религии, политической культуре, философии. Так, известный древнегреческий философ Аристотель пишет: "Природа устроена так, что физическая организация свободных людей отлична от физической организации рабов, у последних тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов, свободные же люди имеют свободную осанку и не способны для выполнения такого рода работ, зато они способны для политической жизни... Ведь раб по природе тот, кто может принадлежать другому, и кто причастен к рассудку в той мере, что способен понимать его приказания, но сам рассудком не обладает. Польза, приносимая домашними животными, мало чем отличается от пользы, доставляемой рабами: и те и другие своими физическими силами оказывают помощь в удовлетворении наших насущных потребностей... Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие - рабы и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо.". Пока рабство не получило широкого распространения, такого рода рассуждения отражали широко распространённый предрассудок, что раб становится рабом "по природе". Но как объяснить тот факт, что впоследствии рабами становились все жители завоёванных городов? Почему рабами были дети рабов? Почему рабы время от времени восстают? Особенно яростные споры возникли среди мыслителей, когда участились случаи превращения свободных афинских граждан в рабов, - что, изменилась их природа? Нет, изменился их социальный статус, положение в обществе. Раб - это социальная характеристика человека, а любое социальное явление может выступать в своей культурной и некультурной форме.

Важную роль в характеристике культуры античной Греции играет диалектика её развития. Мы выделили в её существовании три периода, отражающих три разных её состояния. Третий период начался с этапа архаической культуры, архаики. Рассмотрим особенности этого этапа на примере скульптуры. Типичными скульптурными формами этого периода выступают изображения, получившие названия "архаические Аполлоны и Афродиты", их ещё называют "архаические куросы" (юноши) и "коры" (девушки). По сути дела, мы не знаем, кого изображают эти статуи, каких богов, поэтому наименования "Аполлон", "Афродита" даны условно, конвенционально. Статуи изображают молодых людей, юношу или девушку, олицетворяющих богов. По сути, это религиозная скульптура, то есть выполняющая идеологические функции, выражающая социальные интересы, а не представления о прекрасном вообще. Для скульптур этого периода характерна слабая полуулыбка. Она должна выражать и передавать радость, довольство, которые испытывает божество, покровитель этой общины и своих почитателей. Доволен бог - довольны и люди. Но есть и обратная связь: довольна община - и скульптор изображает довольство, радость на лице бога. Скульптуры создаются в полный рост человека. Тяжесть распределена равномерно на обе ноги. Одна из них - чуть выдвинута вперёд - божество устремляется, идёт на встречу своим почитателям. Оно спокойно. Все части тела изображаются симметрично относительно оси. Тщательно обработана линия груди, спина - отделана небрежно. Скульптура не предназначалась для того, чтобы посетители ходили вокруг неё и рассматривали со всех сторон. Нет, только общение лицом к лицу предусматривалось скульптором. Таким образом, мы можем выделить ряд особенностей этого этапа культуры, который отражает процесс её становления: это гармонично развивающееся общество, с рационально устроенными институтами, атмосферой довольства и благополучия в отношениях, неспешной жизнью, подкрепляемой верой в незыблемость установившихся порядков, авторитетов, сохраняющимся единством гражданского и политического, идеологического начал культуры. Это стадия становления культуры цивилизации, где социальное расслоение не приводит к политическим, идеологическим, религиозным конфликтам. И скульптор доступными ему средствами пытается выразить то, что переживает большинство этого общества. Следующий этап получил название "классика". Само слово "классика", "классический" было введено во II в. до н. э. греческим критиком Аристархом, который выделил группу наиболее известных древнегреческих поэтов по степени художественного достоинства их произведений. С той поры стало обычным именование произведений, отнесённых Аристархом к этой группе, "классическими", способными послужить образцом для других поэтов, писателей. Позднее классическими стали называть лучшие произведения художественного творчества всех времён и народов. Классический этап в развитии культуры древней Греции отражает вершину её развития, её наиболее развитые формы, период совершенства, при котором социальное содержание культуры в наиболее полном виде соответствует её формам выражения и представления.

Наиболее глубоко лежащая в базисе общества причина появления этой ступени в развитии культуры скрывается в соответствии производительных сил и производственных отношений данного общества. Это соответствие обеспечивает оптимальные условия для развития культуры, способствует её расцвету, гармонии, совершенству. Классический период даёт нам в скульптуре появление нового стиля "сурового". Наиболее отчётливо этот стиль проявляется в статуях Гармодия и Аристогетона, творениях Крития и Несиотома, 476 г. до н. э. Полноты классическая скульптура достигает во фризах Парфенона, в творениях скульптора Фидия, создавшего статую Афины Парфенос, Зевса Олимпийского. К этому же периоду относится творчество Мирона из Элевтеры. Всемирную славу принёс ему "Дискобол". Не менее известен был Поликлет из Аргоса.

В классический период, как правило, возникает понятие нормы (меры). Так, Поликлет установил канон (совокупность правил), господствовавший в скульптуре более 100 лет: длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8. Именно эти пропорции соблюдены в "Дорифоре". Для классики, характерно стремление к изображению не частей, как в период архаики, а целого. Но при этом люди изображаются не конкретными, такими, каковы они по природе, а такими, какими они должны быть. Таким образом, классика ориентируется на идеал, который формируется на основе философских, эстетических, моральных норм. Таким образом, достигается единство рационального и чувственного (иррационального) в восприятии, в культуре. Формируются рациональные, разумные чувства. Происходит и единение эстетического идеала с политическим. Отсюда скульптура приобретает гражданственность, политическую, идеологическую заданность. Утверждается единство политического, философского, идейного содержания и художественной формы.

В период упадка, который называется эллинизмом, центр культурных новаций перемещается из Аттики в Малую Азию, Египет, на острова. В эллинистический период создаются: Колосс Родосский (скульптор Харет из Минда). Тохэ (богиня счастья) в Антиохии, скульптор Евтихид. Ника Самофракийская (скульптор Пифократ Родосский), Венера Милосская (скульптор неизвестен). Скульптурная группа "Лаокоон" работы Афинодора, Полидора, Агесандра. Это творение относят к концу эллинистического периода. До нас дошла копия, открытая в Риме в 1506 г.

Что изменилось в восприятии человека в период эллинизма, с помощью каких приемов привлекает внимание скульптор - ответим на эти вопросы, рассмотрев скульптуру "Лаокоон". Она изображает жреца из города Троя (рис. 7.5) вместе с двумя его сыновьями. В "Илиаде" Гомера Лаокоон - это человек, который разгадал хитрость греков и препятствовал перемещению гигантского деревянного коня в стены крепости. За это боги наказали его, послав морское чудовище. Группа изображает три мужские фигуры, обвитые кольцами змея. Для скульптуры характерна прорисовка не только частей, но и целого - композиции. Но сама композиция асимметрична. Таким образом, достигается восприятие "асимметричного" - времени периода распада. Все фигуры скульптуры в движении, изогнутые смертельными объятиями тела передают ужас, отчаяние, неизбежное ощущение смерти, страдание. Это впечатление передаётся не рационально, оно воспринимается на уровне чувств, иррационально. Таким образом, культура, вначале утверждавшая рациональное, гармоничное, спокойное восприятие общества, а значит, и поведение человека, в конце своего существования стала утверждать иные качества: иррациональность, чувственность, неупорядоченность, пессимизм, отчаяние. И дело здесь не в том, что скульпторы не видели в будущем ничего хорошего. Сама жизнь свидетельствовала о крахе культуры, о её прехождении, и у общества уже не хватило сил, чтобы остановить этот распад. На Вызов времени греческая античность не смогла найти свой правильный ответ.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Общее и особенное в развитии древнегреческой культуры (в сравнении с культурой народов Древнего Востока). Значение наследия крито-микенской эпохи. Особенности древнегреческой мифологии и религии. Хтонический и героический периоды развития мифологии. Следы фетишизма и анимизма. Мифы о возникновении мира и смене поколений богов, о происхождении человечества, о деяниях героев. Основные божества олимпийского пантеона. Храмы, оракулы, основные религиозные празднества. Греческий театр и его роль в общественной жизни полиса. Греческие трагики и комедиографы: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Эпическая, дидактическая и лирическая поэзия. Зарождение любовного романа. Развитие философских школ: ионийская натурфилософия, орфико-пифагорейское учение, Демокрит, Платон, Аристотель, стоицизм и кинизм. Социальные утопии. Ораторское искусство. Развитие научных знаний. Крупнейшие греческие историки: Геродот, Фукидид, Ксенофонт. Греческая архитектура, скульптура и живопись: изменения стилей в различные эпохи.

Цивилизация Древнего Египта

1. Особенности эколого-географической среды Древнего Египта и ее влияние на специфику древнеегипетской культуры.

2. Особенности мифологии древних египтян. Миф, религия и искусство.

3. Мифологическая модель мира в Древнем Египте.

4. Основные группы мифов: о сотворении мира, о солнечных божествах, об Осирисе и Исиде. Идея загробного суда над душами умерших.

Духовно-содержательный аспект

Древнекитайской культуры

  1. Образ мира в мифопоэтическом и религиозном наследии Древнего Китая.
  2. Философского наследие региона и его влияние на мировую культуру.
  3. Естественно-научные знания Древнего Китая.

Литература

1. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. – СПб., 1991.

2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. - М., 1976 (Серия «Малая история искусств»).

3. Белицкий М. Забытый мир шумеров. - М., 1980.

4. Бибби Дж. В поисках Дильмуна. - М.,1984.

5. Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. - М., 1976.

6. Вайман А.А. Шумеро-вавилонская математика. - М., 1961.

7. Вулли Л. Ур халдеев. - М., 1961.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 3 изд-е. - Л., 1990.

9. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т.1. - М., 1996.

10.Древние цивилизации. - М., 1989.

11.Дьяконов И.М. Научные представления на Древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия) // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.

12.Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. - М., 1959.

13.Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1981.

14.Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. - М.,1992.

15.История Древнего мира. Т.I-III. - М., 1982.

16.История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. - М., 1981.

17.История эстетической мысли: В 6-ти т. Т.1. Древний мир. Средние века в Европе. - М., 1982.

18.Картер Г. Гробница Тутанхамона. - М., 1959.

19.Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. - М., 1994.

20.Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. - М., 1979.

21.Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. - Прага, 1967.

22.Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: Человек, судьба, время. - М,: Наука, 1983. - 624 с.

23.Ковтунович О.В. Вечный Египет. - М., 1989.

24.Крамер Сэмюэл Н. История начинается в Шумере. 2-е изд. - М., 1991.

25.Лирика Древнего Египта. - М., 1965.

26.Лирическая поэзия древнего Ближнего Востока. - М., 1983.

27.Ллойд С. Реки-близнецы. - М., 1972.

28.Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана. - М., 1977.

29.Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.

30.Масон В.М. Первые цивилизации. – Л., 1989.

31.Матье М.Э Древнеегипетские мифы. - Л., 1956.

32.Матье М.Э. Избранные труды по мифологии Древнего Египта. - М., 1996.

33.Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. - Л.- М., 1961.

34.Матье М.Э., Павлов В.В. Памятники искусства Древнего Египта в музеях Советского Союза. - М., 1958.

35.Мифология древнего мира. - М., 1977.

36.Михаловский К. Карнак. - Варшава, 1970.

37.Михаловский К. Луксор. - Варшава, 1972.

38.Михаловский К. Фивы. - Варшава, 1974.

39.Моде Хейнц. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. – М., 1979.

40.Монтэ П. Египет Рамсесов. - М., 1989.

41.Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М., 1968.

42.Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. - М., 1980.

43.Открытие Индии / Пер. с англ., бенг. и урду / Редколл.: Э. Комаров, В. Ламшуков, Л.Полонская и др. – М., 1987.

44.Павлов В.В. Скульптурный портрет Древнего Египта. - М., 1957.

45.Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973 (БВЛ, т.1).

46.Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Востока. - М., 1965.

47.Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – М., 1987.

48.Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. - М., 1989.

49.Тайны древних письмен. - М., 1976.

50.Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.

51.Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. - М., 1984.

52.Эпос о Гильгамеше («О все видавшем»). - М.-Л., 1961.

53.Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамской религии.- М., 1995.

Особенности Античной цивилизации

1. Место человека в полисной организации общества.

2. Миф как объяснение реальности в Древней Греции.

3. Основные черты античности (литература, искусство, архитектура и пластика).

4. Система ценностей Греческой цивилизации.

Культура Древней Греции. Рождение европейской цивилизации. “Греческое чудо”. “Аномалия” античности. Характер мировоззрения. Рождение личности. Полис и его роль в античной культуре. Древнегреческая философия и наука. Платон и мировая культура. Аристотель. Античность и христианское мировоззрение. Эпоха эллинизма.

5. Культура Древнего Рима. Элинистическо-римский тип культуры. Культура слова и духа. Культура и культ цезарей. Тотальная идеологизация и регламентация. Роль материальной культуры. Индивидуализм и космополитизм. Распространение христианства.

Европа в средние века.

1. «Средние века»: понятие, признаки.

2. Социально-экономическое развитие Европы в средние века.

2.1. Феодализм;

2.2. Сословия в средневековой Европе;

3. Взаимоотношения церкви и государства в средние века.

4. Специфика средневекового менталитета.

Источники и литература:

  1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984.
  2. Гуревич А.Я. категории средневековой культуры. - М., 1984.
  3. История средних веков: учебник для вузов / под ред Н.Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980.
  4. Виппер Р.Ю. История средних веков.
  5. История Европы в 8 тт. Т.3.
  6. Лозинский С.Г История папства.- М., 1986. гл.1.
  7. Дюби Ж. Европа в средние века. – Смоленск. 1994.
  8. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового запада. – М.,1992.
  9. Пупар П. Роль христианства в культурной идентичности европейских народов //Полис. 1996. № 2.
  10. Фролова М.А. западная цивилизация: доминанты становления и развития // Социально-политический журнал. 1993ю № 11/12.

Тема 6

Тоталитаризм.

1.Тоталитаризм: понятие, признаки тоталитарного государства и общества.

2. Предпосылки и причины утверждения тоталитарных политических режимов в различных странах.

3. Условия возникновения и утверждения тоталитарного режимов.

Источники и литература:

1 Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие. – Ч. №. – М., 2000. (из содержания: Законодательство Третьего рейха. А. Гитлер. Майн кампф. Э.Рем Национал-социалистическая революция и штурмовые отряды. Хрестоматия для немецкой молодежи.)

2 Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. –1992. № 2.

3 Галкин А.А. Германский фашизм. – М., 1989.

4 Макаревич Э. германия: программирование человека // Диалог. 1993. № 4.

5 Тоталитаризм в Европе ХХ века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. - М.,1996 Вып 2. Сер. Россия - Германия- Европа.

6 Орлов Б. Политическая культура России и Германии: попытка сравнительного анализа. – М., 1995.

7 Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

8 Сумбатян Ю. Тоталитарно-политический феномен XX века // Социально-гуманитарные знания. –1999. №1.

9 Пыжиков А. Модель «общенародного государства». Идеология и практика // Свободная мысль. –1999. №12

10 Шляпентох В.Э. Советский Союз – нормальное тоталитарное общество. Опыт объективного анализа // СоцИс. – 2000. №2

Тема 7.

Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiquus - древний) обозначает греко-римскую древность. Античная культура - это крупнейшая цивилизация древнего мира, занимающая географическое расположение близкое друг к другу. Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с единым историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ особенностей и различий. Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); архаический (VIII - VI вв. до н.э.); классический (V - IV вв. до н.э.); эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.)

Цивилизация, возникшая на островах Эгейского моря, на Крите, а также на территории материковой Греции и Анатолии получила общее название эгейской цивилизации, которая, в свою очередь, подразделяется на крито-микенский период (конец III-II тыс. до н. э.), включающий в себя минойскую и микенскую цивилизации. В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства. Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами. Исчезновение микенской культуры в XII в. до н. э. связывают с вторжением с севера Балканского полуострова дорийских племен, среди которых все еще господствовал родовой строй. История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX вв. и называется «темными веками», а также гомеровским периодом, поскольку известен, прежде всего, по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Темные века» - эпоха натурального хозяйства. В архаический период происходит отделение ремесел от земледелия, что обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. В период VIII-VI вв. до н. э. происходит становление полисов - разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединенных только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы. В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах.

Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры, который пришелся на V-IV вв до н. э. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель Перикл, который 15 раз избирался стратегом. Этот период известен в историографии как «Золотой век Перикла», хотя он был относительно недолгим. В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония.

Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - эллинизм - начинается с походов Александра Македонского (IV в. до н. э.) и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н. э. Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах.

Формирование в Греции городов-государств - полисов, как особого типа общины вызвало к жизни и новую, полисную мораль - коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Греческий мир всегда состоял из множества самостоятельных полисов, иногда вступавших в военные, религиозные или какие-то другие союзы, но обычно - независимых и самодостаточных в административном, хозяйственном и культурном отношении. Процесс постепенного развития полиса, раннее отделение ремесла от земледелия и торговли, бурный рост товарно-денежных отношений способствовали превращению центрального поселения какого-либо греческого племени в город. Граждане полиса имели право владеть землей; обязаны были принимать участие в государственных делах, а случае войны - участвовать в гражданском ополчении; имели право публично высказывать свое мнение по любому вопросу, подавать жалобы на противозаконные действия. Верховным законодательным органом в полисе было народное собрание; исполнительная власть была представлена выборными (на определенный срок) органами и должностями: «советом пятисот», судом присяжных, и др. Выше гражданина в полисе стоял коллектив полиса (идея суверенитета народа). Античная демократия была ограниченной: гражданскими правами не обладали женщины, лично свободные чужестранцы, жившие на территории полиса, рабы. Существовали, помимо демократических (Афины), и олигархические полисы (Спарта), где сильны были пережитки родового строя, и власть принадлежала потомственной аристократии. Тем не менее, древнегреческая цивилизация в целом наиболее полно выразила идею суверенитета народа и идеала демократической формы правления; а полисная организация общества стала уникальным явлением, неизвестным ранее в мире древних цивилизаций, позволявшим эффективно решать экономические, военные и политические задачи, достичь высокого уровня развития культуры.

Древнеримская цивилизация интересна собственной системой духовных ценностей. Главными духовными ориентирами римского общества являлись: 1) патриотизм; 2) «особая богоизбранность» римского народа; 3) представление о Риме как высшей ценности. Недостойными для римского гражданина делами считались не только ремесло, но и занятия художественным творчеством (скульптурой, живописью, игрой на сцене, драматургией), педагогикой. Своеобразие римской цивилизации заключалось в том, что она представлена самыми разными формами социально-политического устройства, известных в древности. От раннеклассового общества во главе с «царем» (семь легендарных римских царей, скорее всего, были верховными вождями союзов племен), - к ранней республике, затем развитой республике и, наконец, к возникновению огромного и стабильного государства - Римской империи (новый тип монархии, отличавшийся от восточной деспотии), поглотившей почти все другие цивилизации древности. Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода: царский VIII-VI вв. до н.э.; период Римской республики VI-I вв. до н.э.; период Римской империи I в. до н.э.- V в. н. э.

В царский период оформляется первичная социальная организация в Древнем Риме. Население проживало родами, которыми управляли старейшины. В 509 г. до н. э. римляне изгнали последнего царя Тарвиния Гордого и провозгласили республику. Период Римской республики характеризуется началом территориальной экспансии Рима и борьбой с Карфагеном за господство в Средиземноморье. В результате войн и ростом рабовладения республиканский Рим переживает внутренний кризис: происходят восстания рабов, гражданские войны. В итоге в 82 г. до н.э. полководец Сулла устанавливает единоличную власть, что означало начало заката республиканского строя в Риме. Основы империи, сменившей республику, заложил Гай Юлий Цезарь, избранный в 59 г. до н.э. консулом, ставший пожизненным диктатором и получившим титул императора. После убийства Цезаря ставший императором его внучатый племянник Октавиан Август оставил после себя огромную Римскую империю.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам. Из них образовалась привилегированная часть римского общества - патриции, первоначально только они и считались римским народом. В ином положении находилась другая большая прослойка общества - плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Плебеи - поселенцы и жители покоренных областей. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовал в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником длительных социальных битв в Риме.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса. Он ведал вопросами внутренней политики и определял внешнюю политику. Под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Фактически он руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской демократии. Превратившись в огромную державу, Рим уже не мог оставаться общиной. Первые признаки разрушения ее традиционной структуры, норм общинной жизни проявились во II в. до н. э.

В целом, в античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер.

Литература

1. Всемирная история в датах и событиях. - М: Радуга, 2002. - С. 34-101.

2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва.- Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - С. 56-66.

3. Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.- Т.1. - С. 439-479, 575-602.

Во всем многообразии ее исторических форм.

Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.

На северо-западе граничила с Иллирией, на северо-востоке — с Македонией, на западе омывалась Ионическим (Сицилийским), на востоке — Эгейским и Фракийским морями. Включала три региона — Северную Грецию, Среднюю Грецию и Пелопоннес. Северная Греция горным хребтом Пинд делилась на западную (Эпир) и восточную (Фессалия) части. Средняя Греция отграничивалась от Северной горами Тимфрест и Эта и состояла из десяти областей (с запада на восток): Акарнания, Этолия, Локрида Озольская, Дорида, Фокида, Локрида Эпикнемидская, Локрида Опунтская, Беотия, Мегарида и Аттика. Пелопоннес соединялся с остальной Грецией узким (до 6 км) Коринфским перешейком.

Центральной областью Пелопоннеса была Аркадия, которая граничила на западе с Элидой, на юге с Мессенией и Лаконией, на севере с Ахайей, на востоке с Арголидой, Флиунтией и Сикионией; в крайнем северо-восточном углу полуострова располагалась Коринфия. Островная Греция насчитывала несколько сот островов (самые крупные — Крит и Эвбея), образовывавших три больших архипелага — Киклады на юго-западе Эгейского моря, Спорады в восточной и северной его части и Ионические острова в восточной части Ионического моря.

Балканская Греция в основном — гористая страна (ее пронизывают с севера на юг два ответвления Динарских Альп) с чрезвычайно изрезанной береговой линией и многочисленными заливами (самые крупные — Амбракийский, Коринфский, Мессенский, Лаконский, Арголидский, Саронический, Малийский и Пагасейский).

Самые крупные из греческих островов — Крит к юго-востоку от Пелопоннеса и Эвбея, отделенная от Средней Греции узким проливом. Многочисленные острова Эгейского моря образуют два больших архипелага — Киклады на юго-западе и Спорады в восточной и северной его части. Самые значительные из островов у западного побережья Греции — Керкира, Левкада, Кефалления и Закинф.

В дальнейшем, границы античного мира расширялись вместе с распространением греческой и позже римской цивилизаций. Античный мир значительно расширился в результате походов Александра Македонского, когда в него вошла большая часть бывшей Персидской империи, в первую очередь Малая Азия и Египет, которые какое-то время были даже крупнейшими центрами античности. Следующий очаг расширения находился в Риме, и к моменту основания Римской империи античный мир практически весь находился в ее границах.


В целом, общая периодизация античности выглядит следующим образом:

Ранняя античность (VIII в. до н.э. — II в. до н.э.)

Классическая античность (I в. до н.э. — I в. н.э.), золотой век античного мира, время единства греко-римской цивилизации.

Поздняя античность (II—V н.э.). Распад Римской империи .

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

Эгейский или крито-микенский (III - II тыс. до н.э.), Минойская и микенская цивилизации . Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока.

Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в балканской Греции, подвергшейся в конце III тыс. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период — это предыстория античности.

Гомеровский (XI - IX вв. до н.э.), Этот период известен также как «греческие тёмные века». Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Архаический (VIII - VI вв. до н.э.), Первый период античности. Начинается параллельно с закатом бронзового века . Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 г. до н.э.

Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

Классический (V - IV вв. до н.э.), V - IV вв. до н. э. — период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характеризуется. Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

Эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского . Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.

Культура этого региона, в котором находилось большая часть эллинских метрополий, была тесно связана с культурой народов Анатолии, по сути будучи периферийной по отношению к цивилизациям Месопотамии и Египта. Однако в новых полисах на колонизуемых землях их влияние было существенно ослаблено. Туда выселялось наиболее активное население метрополий, не приспособившееся к условиям кланового подчинения жизни на родине. С одной стороны, это делало его более приспособленным к изменениям (мутациям) общественной культуры.

Отсюда, видимо, происходит расцвет философии, науки, законотворчества и политических идей именно на Западе в Великой Греции. С другой стороны, это способствовало активному приспособлению эллинов к новым условиям жизни, развитию ремесла, торговли, мореплавания. Вновь основанные греческие города были морскими портами и это выдвигало мореплавание и торговлю на роль институтов, поддерживавших популяционное поле. Это отличало полисную цивилизацию от традиционных “сухопутных” цивилизаций, где инструментами поддержания популяционного поля служили политические институты и идеология.

Наличие колоний стимулировало развитие метрополий и убыстряло процесс развития греческих полисов в целом. Разнообразие условий населенных греками областей вело к развитию торговли, специализации и денежных отношений. В результате появляется возможность, накопив деньги, обеспечить себе существование без клановой поддержки рода. В среде греческого демоса появляются богатые люди, которые тяготятся обязанностью содержать родовую аристократию. Они сами могут выступать в роли эксплуататоров немалого числа людей, но этими людьми являются не свободные, а рабы. Богатство и знатность утрачивают свою изначальную связь.

Одни из зажиточных демотов живут в родных полисах, общинная взаимопомощь которых сознается ими как важная жизненная ценность. Другие, в основном ремесленники и торговцы, бегут от своих аристократов в другие полисы, становясь там метеками. Количественный рост массы этих людей создавал предпосылку для социального переворота, низвергнувшего власть родовой аристократии. Но победить ее удалось только тогда, когда демос оказался способен перенять у аристократии ведущую роль в военном деле, когда на смену аристократической коннице пришла фаланга тяжеловооруженных пехотинцев-гоплитов.

Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.

На почве античной культуры впервые появилась и стали развиваться категории научного мышления, велик вклад античности в развитие астрономии, теоретической математики. Именно поэтому античная философия и наука сыграли столь важную роль в возникновении науки нового времени, развитии техники. В целом же культура античности явилась основой для дальнейшего развития мировой культуры.

VIII-VI вв. до н. э. явились в истории древней Греции периодом быстрого экономического подъёма. Именно в это время происходят крупные сдвиги во всех основных отраслях производства. Если в предшествующее время литьё металла производилось при помощи форм, а более крупные предметы склёпывались молотком на деревянном шаблоне, то теперь Главком Хиосским (VII в.) был открыт способ спайки железа, а самосские мастера ввели значительно более совершенные способы литья металлов, повидимому, заимствовав их на Востоке.

В гомеровском эпосе ничего не сообщается о разработке железных и медных рудников в Греции; нужные куски металла, вероятно, выменивались в основном у финикийцев. В VIII-VI вв. железные и медные руды начали добываться в самой Греции; так, медь, по свидетельству греческого географа Страбона, добывалась, например, в рудниках у Халкиды, на Эвбее. Железные рудники,— правда, небольших размеров — уже в это время были известны в Лаконике и ряде других мест.

В VIII-VI вв. в Греции происходит дальнейшее развитие кораблестроения с учётом достижений финикийских судостроителей. Военные корабли (пентеконтеры или «длинные» — с 50 гребцами) имели один или два ряда гребцов, палубу и помещение для воинов, а впереди на уровне воды — таран, обитый медью; торговые суда («круглые») строились с высокими округлыми носом и кормой и вместительным трюмом. Уже к концу VIII в. до н. э., по свидетельству древнегреческого историка Фукидида, в Коринфе были построены первые триэры — быстроходные военые корабли более сложной конструкции, с экипажем в 200 гребцов. Впрочем, триэры получили распространение лишь в V в. до н. э.

Существенные сдвиги происходят в рассматриваемое время и в строительном деле. Относительно примитивные постройки гомеровского времени сменяются значительно более обширными и в архитектурном отношении более совершенными зданиями. Предпринимаются такие грандиозные по тому времени работы, как сооружение водопровода на Самосе, строительство дорог и т. д.

Параллельно с развитием техники продолжает прогрессировать общественное разделение труда. Труд городских ремесленников начинает всё более обособляться от сельскохозяйственного труда. Появляются новые специальности. Так, к концу этого периода дифференцируются прежде нераздельные специальности кузнеца и литейщика, гончара и мастера-художника, расписывающего керамику. В ремесленных мастерских начинает использоваться труд рабов.

О развитии торговли ярко свидетельствует повсеместное появление и распространение монеты. Наблюдается также тенденция к установлению общих весовых систем. Техника чеканки монет, повидимому, была заимствована греками в первой половине VII в. у лидийцев; потом она с необычайной быстротой распространилась по всей Греции.

С ростом ремесла и торговли возникают центры общегреческих сношений. В частности, такую роль теперь начинают играть наиболее чтимые в Греции святилища. Общегреческие празднества носили не только религиозный характер. Вокруг храмов в дни празднеств возникали своего рода ярмарки. Сами храмы активно в них участвовали, принимая на хранение денежные вклады и выдавая ссуды под проценты. Здесь же велись политические переговоры, соревновались поэты, музыканты и художники, произведения которых становились достоянием широких кругов населения.

Мощным орудием культурного прогресса стал греческий алфавит, введённый в IX-VIII вв. до н. э. и представлявший собой видоизменение финикийского алфавита, однако с чрезвычайно существенным дополнением: греки впервые ввели обозначение не только согласных, но и всех гласных. Это сделало письмо более совершенным, а чтение значительно более лёгким.

Античная культура, прежде всего Древней Греции и Рима, - основоположница западно-европейской культуры, ее системы ценностей. Причем, необходимо иметь в виду следующее важнейшее обстоятельство. Неолитическая революция и формирование ранних цивилизаций на территории Европы проходило примерно по тому же сценарию, что и развитие восточных цивилизаций, вплоть до периода архаики (с VIII века до н.э.). Но затем развитие античной Греции пошло по принципиально иному пути, чем на Востоке. Именно тогда стала формироваться дихотомия Восток-Запад.

Античный вариант развития стал исключением из общего правила, это своего рода социальная мутация, причем по не вполне понятным причинам. Во всей истории человечества данный вариант был единственным и уникальным по характеру и результатам. Последствия же произошедшей «архаической революции» были поистине всемирно-историческими, особенно для судеб западноевропейской культуры.

В основе произошедшей трансформации было выдвижение на первый план частнособственнических отношений, особенно в сочетании с господством частного товарного производства, ориентированного преимущественно на рынок, с эксплуатацией частных рабов при отсутствии сильной централизованной власти и при самоуправлении общины, города-государства (полиса).

После реформы Солона (VI век до н.э.) в античной Греции возникла структура, опирающаяся на частную собственность, чего не было более нигде в мире. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей и обслуживавшие ее нужды политические, правовые и иные институты: систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого полноправного гражданина, члена полиса, принимать участие в общественных делах, в управлении полисом; систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; а также систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности, развитию творческих потенций индивида, его энергии, инициативы, предприимчивости.

В античном мире были заложены основы гражданского общества, послужившего идейно-институциональным фундаментом быстрого развития античной рыночно-частнособственнической структуры. Всем этим античное общество стало принципиально отличаться от всех других обществ, прежде всего восточных. Античная структура пошла иным путем развития, чем все остальные, причем, более быстрым, динамичным и результативным. В последующем данные принципы легли в основу расцвета городов средневековой Европы, на подобной структуре возникло Возрождение и укрепилось буржуазное общество Нового времени.

Именно на этой основе быстро развился капитализм, ставший мощнейшей силой, влияющей на развитие всего мира.

Для античной культуры характерны следующие черты :

1) антропоцентризм: вера в силу и предназначение человека, греческий философ Протагор сформулировал важнейший принцип античности о том, что «человек - мера всех вещей»;

2) рационализм : признание особой роли разума и знаний;

3) эстетизм: стремление к гармонии и преклонение перед красотой, причем сам человек и был эталоном прекрасного;

4) демократизм: культура не элитарна, она результат и достояние всего общества свободных граждан;

6) стремление сделать культуру способом жизни, достойным и желанным народу;

7) малая религиозность: отношение к религии скорее как к гражданскому обряду, внешнему ритуалу, а не внутреннему убеждению;

8) обращенность к искусству и философии, как к важнейшим доминантам жизни, переход от мифологии к попытке философского объяснения мира.

Философия и наука - безусловные завоевания античной культуры. Наиболее ярко культурный, мировоззренческий переворот проявился в истории Древней Греции в период классики (V - IV века до н.э.) Сформировалось принципиально новое отношение к миру, произошел мировоззренческий и культурный прорыв, вызвавший появление личности нового типа, выходящий за рамки традиционного общества, закрепилось понятие о ценности личности;

9) прославление активности человека, поощрение состязательности (спорт, политика, риторика, искусство);

10) органическая связь гражданина и полиса на основе сформировавшегося гражданского общества с принципом примата гражданина над государством;

11) понимание свободы, как высшей нравственной категории.

Культура античности получила особое развитие вследствие целого ряда факторов:

Культура создана на базе передовых экономических отношений, на рабстве классического типа, на частной собственности, на товарно-денежных отношениях. Экономика создала достаточные материальные возможности для культурного прогресса, для быстрого социального и хозяйственного экономического развития, появились возможности для профессиональной умственной деятельности. Причем, ограничивалось резкое социальное расслоение, господствовали средние слои.

Сформировалась динамичная городская культура. Город - центр античной культуры, где появились разнообразные досуговые формы деятельности.

Господствующий класс рабовладельцев и примыкающие к ним многочисленные средние слои, составившие гражданское общество, были активны в социально-политическом отношении и являлись благоприятной средой для создания и восприятия культурных ценностей.

Демократические формы правления благоприятствовали развитию культуры вширь и вглубь. Не было замкнутого слоя правящей верхушки и развитой бюрократии, отсутствовала наемная армия, не допускалась концентрация власти, нормой была сменяемость и контролируемость аппарата управления, граждане были близки к государственным институтам, активно участвовали в общественных делах. Демократия сформировала потребность в культурной, широко мыслящей личности.

Отсутствовала могущественная жреческая организация, которая в странах Древнего Востока монополизировала, в значительной степени, процесс духовного производства и направила его в русло религиозной идеологии. Xарактер греческой религии, простота культовых обрядов, проведение главных религиозных церемоний выборными представителями граждан исключали возможность складывания разветвленной и влиятельной жреческой корпорации, ее монополию в культурном творчестве. Это предопределило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие.

Широкое распространение грамотности на базе алфавита, позволившее получить доступ к замечательным произведениям историков, философов, драматургов, писателей, ораторов. Именно возможность чтения и компетентного суждения о прочитанном, стали важным стимулом для творчества античных мыслителей.

Интенсивные информационные связи с другими странами и культурами, аккумулирование знаний Древневосточных цивилизаций, открытость античной культуры.

Выработка строгих форм мышления, правил доказательства, то есть формирование новой культуры мышления. Наука демонстрирует новое отношение к результату познания, когда истина признается важнейшей ценностью, возникающей на базе рациональных операций, объективности, верифицируемости. Xотя, разумеется, научное знание не играло еще решающей роли рядом с мифологорелигиозным, традиционным сознанием.

Система воспитания античности выдвинула идеал калокагатии - как гармоничного, всестороннего развития личности, причем на первый план выдвигались гражданские добродетели, социальные качества человека, где физическая доблесть проявлялась в войне, умственное развитие - в государственных делах, а нравственные качества - в правилах общежития.

Записи с семинаров:

Гражданин - свободный, независимый член общества, пользовавшийся всей полнотой гражданских и политических прав в неразрывном единстве с его обязанностями

Полис - городская гражданская община с прилегающими владениями, основанная на двуединой форме собственности: частной (основа - гражданская инициатива) и государственной (цель - достижение социальной стабильности и защиты общества).

Демократия - политический режим, в основе - метод комплексного принятия решений с равными правами каждого на исход процесса. Каждый гражданин имел право и обязанность участия в политической жизни полиса, нет разделения властей.

Идея гражданства - свобода

Высшая гражданская ценность - личный труд на собственной земле.

Проблема мифа прошла красной нитью через всю античную философию, культуру, искусство. В эпоху античности миф стал по­степенно утрачивать свою таинственность, приоткрывать свои свойства и закономерности. В античной цивилизации началось ра­циональное постижение мифотворчества. Античная мысль разра­ботала ряд глубоких и оригинальных концепций мифотворчества, накопила значительный опыт для позднейших его научно-рацио­налистических толкований, вплоть до тех, которые сложились уже в русле новоевропейского мышления. Все это не случайно.

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явле­ние в истории человечества. Созданная древними греками и древ­ними римлянами, просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, она дала миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Именно в ней впервые в истории был сформулирован идеал рационализма - убеждение в том, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих и изменяю­щихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и жела­ний человека закономерностям.


ГЛАВА 1. АНТИЧНАЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ МИФА: НАЧАЛО ПУТИ

В комплексе материальных и духовных предпосылок античной культуры могут быть выделены следующие компоненты:

♦ развитие производительных сил, техники (освоение же­леза и производство железных орудий труда);

♦ развитие экономических отношений, переход от ранне­классового общества к развитому рабовладельческому обществу, со свойственными ему абстрактными обще­ственными отношениями (отношения «господин-раб», развитая система товарно-денежных отношений с пред­ставлениями о стоимости, абстрактном труде);

♦ территориальная экспансия, которая приводила к культур­ным контактам с самыми разными странами и народами;

♦ множественность полисов (городов-государств), каждый из которых имел свои традиции; полисная множествен­ность не разрушала, но, наоборот, усиливала сознание общегреческого культурного единства;

♦ социальная организация полиса, открытый, демократиче­ский характер многих греческих полисов;

♦ относительное политическое равенство свободных граж­дан, наличие политических прав и личных свобод;

♦ развитое чувство гражданской ответственности (каждый грек считал себя ответственным за судьбу всего государ­ства-полиса, ведь от состояния полиса зависела и судьба каждого его гражданина);

♦ наличие самой совершенной по тем временам письмен­ности (фонетическое, буквенное письмо), т.е. системы средств фиксации, хранения и передачи информации;

♦ распространение публичных дискуссий (что требовало умения убедительно, логично, обоснованно защищать свою точку зрения), разработка приемов логического до­казательства;

♦ институционализация системы обучения и образования;

♦ индивидуализация духовного мира личности, формирова­ние самосознания, самооценки и критического рациональ­ного мышления;