Сколько общественных наблюдателей могут находиться в аудитории. Как я егэ контролировала. Что сложнее всего

Нормативные правовые акты. Федеральные документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273 -ФЗ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26. 12. 2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (редакция от 07. 2015) Основной документ, регламентирующий проведенеи ЕГЭ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28. 06. 2013 № 491 «Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников» (редакция от 12. 01. 2015)

Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ руководитель и организаторы ППЭ; член ГЭК; руководитель организации, в помещениях которой организован ППЭ или уполномоченное им лицо; технический специалист по работе с ПО (в случае использования ПО в ППЭ); медицинские работники, ассистенты; сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка и (или) сотрудники органов внутренних дел; сопровождающие.

Письмо Рособрнадзора № 02 -133 от 24. 03. 16 «О Наличии и использовании средств связи в ППЭ» Категория лиц, которая имеет право иметь при себе средства связи и пользоваться ими в штабе: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Руководитель ППЭ; Члены ГЭК субъекта РФ; Уполномоченные представители ГЭК при проведении ГИА-9; Руководитель организации, в помещениях которой организован ППЭ; Сотрудники, осуществляющие охрану правопорядка, и (или) сотрудники ОВД (полиции); Представители СМИ; Общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке; Должностные лица Рособрнадзора и ОИВ власти субъекта РФ, осуществляющего переданные полномочия РФ в сфере образования

Порядок ГИА-11 в 2017 году 1. Места хранения личных вещей организаторов, медицинского работника, ассистентов организуются до входа в ППЭ 2. Аудитории входа в ППЭ для сопровождающих и СМИ организуются до 3. Медицинским работникам, членам ПК средства связи запрещается иметь при себе 4. Выписка из протокола ГЭК о распределении участников с ОВЗ и о необходимости организации для них спец. условий направляется в ППЭ не позднее 2 -х рабочих дней 5. Сроки сканирования ЭМ – в день проведения экзамена

Вход в ППЭ Должен быть оборудован стационарными или переносными металлоискателями в обязательном порядке в случае проведения в ППЭ ЕГЭ (11 класс) и по решению ОИВ в случае проведения в ППЭ ОГЭ(9 класс)

Лица, имеющие право находиться в ППЭ в день экзамена Представители СМИ присутствуют в аудиториях проведения ЕГЭ только до момента раздачи ИК Общественные наблюдатели могут свободно перемещаться по ППЭ В одной аудитории может находиться не более одного общественного наблюдателя Должностные лица Рособрнадзора и (или) ОИВ субъекта РФ Технические специалисты организации, отвечающей за установку и обеспечение работоспособности средств видеонаблюдения. Допуск в ППЭ всех лиц осуществляется при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их полномочия

Явка в ППЭ 1 РУКОВОДИТЕЛЬ ППЭ, ПОМОЩНИКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ППЭ за 2 часа 30 мин 2 ЧЛЕНЫ ГЭК (с экзаменационными материалами) за 2 часа 30 минут 3 ОРГАНИЗАТОРЫ ППЭ за 2 часа 4 МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ, АССИСТЕНТЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОХРАНЫ за 2 часа 5 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАБЛЮДАТЕЛИ за 2 часа 6 УЧАСТНИКИ ЕГЭ за 1 час

Общественный наблюдатель в день проведения ЕГЭ должен: 1 Прийти с паспортом, удостоверением в ППЭ не позже 08. 30 2 Зарегистрироваться на входе и получить форму 18 -МАШ у Руководителя ППЭ в штабе 3 Согласно пунктам рабочей тетради приступить к мониторингу 4 Во время экзамена свободно перемещаться по ППЭ согласно п. 40 Приказа Минобра № 1400 5 В случае возникновения нештатных ситуаций, незамедлительно сообщать Члену ГЭК, Руководителю ППЭ и координатору 6 Заполнить отчет и форму 18 -МАШ и сдать Руководителю ППЭ и координатору после завершения экзамена

Руководитель ППЭ до начала экзамена должен: 07. 50 Назначить ответственного из числа организаторов вне аудитории для регистрации лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ в ППЭ, в соответствии с формой ППЭ-07 08. 00 Получить от членов ГЭК экзаменационные материалы и обеспечить их сохранность в сейфе; 08. 15 Провести инструктаж для организаторов и назначить ответственного в аудитории; 09. 00 Обеспечить допуск участников ЕГЭ согласно спискам распределения; 09. 45 Выдать в ШТАБЕ ППЭ ответственным организаторам доставочные пакеты с ИК

Организаторы в/вне аудитории до начала экзамена должны: ЕГЭ в ППЭ ЕГЭ в ауди тори и Организатор вне аудитории сопровождает участников ЕГЭ до аудитории согласно спискам распределения участников; На входе в аудиторию на двери имеется список распределения участников, согласно которому организатор сверяет паспортные данные и направляет участника на рабочие места; Проконтролировать, чтоб на рабочее место участник ЕГЭ мог взять только: документ, удостоверяющий личность, ручку, при необходимости лекарства и питание, а также дополнительные материалы, которые можно использовать на ЕГЭ по отдельным предмета

Организация входа участников ЕГЭ в ППЭ За 1 час до начала экзамена Паспортный контроль организатор на входе в ППЭ проверяет документ, удостоверяющий личность участника ЕГЭ, наличие его в списке распределения в случае отсутствия у обучающегося документа, его личность ПИСЬМЕННО подтверждает сопровождающий в форме ППЭ-20 в случае отсутствия документа у выпускника прошлых лет, он не допускается в ППЭ Организаторы вне аудитории указывают участникам ЕГЭ на необходимость оставить личные вещи (в специально выделенном в ППЭ месте для личных вещей участников ЕГЭ до стационарного металлоискателя) ВАЖНО! Уведомления участники оставляют на входе в ППЭ

Не позднее, чем за 15 минут до начала экзамена руководитель ППЭ должен выдать ответственным организаторам комплекты ЭМ на каждую аудиторию: ГДЕ? В ШТАБЕ! доставочные пакеты

В случае обнаружения дефектов ЭМ, некомплектности Участнику полностью заменяется индивидуальный комплект ЭМ Участник ГИА, опоздавший на экзамен более, чем на 2 часа не допускается к сдаче ГИА

Организатор в аудитории должен: Зачитать краткую инструкцию для участников ЕГЭ сообщить о ведении видеонаблюдения в аудитории в 09: 50 ДО НАЧАЛА ЭКЗАМЕНА (выполнения работы) ВСКРЫТИЕ ДОСТАВОЧНОГО ПАКЕТА с ИК в 10: 00 по местному в 10: 00 времени. проверить правильность заполнения регистрационных полей бланков участниками ЕГЭ; проверить соответствие данных участника ЕГЭ в бланке регистрации и документе, удостоверяющем личность; На доске зафиксировать время начала и окончания экзамена. ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА следить за порядком в аудитории во время экзамена

На столе у участника ЕГЭ, помимо экзаменационных материалов, находятся: 1. Ручка; 2. Документ, удостоверяющий личность; 3. Средства обучения и воспитания математика – линейка физика – линейка и непрограммируемый калькулятор химия – непрограммируемый калькулятор география – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор 4. Лекарства и питание (при необходимости); 5. Специальные технические средства (для лиц с ОВЗ) – п. 27 Порядка; 6. Черновик. ВАЖНО! Уведомления изымаются организаторами, членами ГЭК, руководителем ППЭ

Организатор в аудитории должен: На этапе завершения экзамена за 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена уведомить участников ЕГЭ о скором завершении экзамена; отметить неявку участников ЕГЭ в форме ППЭ-05; объявить об окончании экзамена в центре видимости камеры видеонаблюдения; произвести сбор ЭМ. Организатор в аудитории: объявляет в центре видимости камеры видеонаблюдения; все данные протокола проведения ЕГЭ в аудитории ППЭ-12 -01 (предмет, кол-во участников, ЭМ, время); демонстрирует запечатанные возвратные доставочные пакеты (ВДП) с ЭМ участников ЕГЭ

Руководитель ППЭ по завершению экзамена должен: ! В штабе получить от всех ответственных организаторов ВДП; ! Принять от общественного наблюдателя заполненную форму 18 -МАШ; ! Передать все необходимые материалы по форме ППЭ-14 -01 члену ГЭК; Присутствовать при упаковке членами ГЭК материалов в отдельные секьюрпаки; После завершения экзамена и сбора всех материалов из аудиторий дать указание техническим специалистам остановить видеонаблюдение. ! !

Возможные ситуации в аудитории во время экзамена: УДАЛЕНИЕ В СЛУЧАЕ НАРУШЕНИЯ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ГИА: ППЭ-05 Отметка в бланке регистрации и подпись организатора Подпись участника в форме ППЭ-05 ППЭ-21 (подпись члена ГЭК) НЕ ЗАКОНЧИЛ ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ: ППЭ-05 Отметка в бланке регистрации и подпись организатора Подпись участника в форме ППЭ-05 ППЭ-22 (подпись члена ГЭК, подпись медработника) ВЫХОД ИЗ АУДИТОРИИ (В ТУАЛЕТ, В МЕДИЦИНСКУЮ КОМНАТУ) оставить бланки ЕГЭ, КИМ, черновики на рабочем столе по одному участнику экзамена в сопровождении одного из дежурных по этажу

Возможные нарушения в ППЭ Организован ППЭ численностью Недопустимо. Согласно Приказа Минобрнауки меньше 15 человек или более России об утверждении Порядка проведения 300 человек ГИА от 26. 12. 2014 № 1400 Использование статуса в личных ГЭК принимает решение об удалении организатора или ОН целях Разглашение информации посторонним лицам ГЭК принимает решение об удалении организатора или ОН Наличие средств связи, справочной информации Запрещается участникам ГИА в ППЭ иметь при себе мобильные телефоны, или иные средства связи, переговариваться, пользоваться «шпаргалками» Нарушение личной неприкосновенности учащихся и этических норм Недопустимо обыскивать учащихся на наличие телефонов и присутствие организаторов или других лиц в персональных кабинках туалетных комнат

Возможные нарушения в ППЭ Невнимательная проверка правильности заполнения бланков Ошибки при записи в поле «Код ОУ» , «Код ППЭ» , «подпись участника» , неправильное заполнение регистрационных полей при выдаче дополнительных бланков № 2 Выход из аудитории В аудитории обязательно должны находиться не менее 2 организаторов. Если один организатор покидает аудиторию, его заменяет организатор вне аудитории Действия, не предписанные инструкциями Запрещается организаторам или ОН в течение экзамена читать книги, разговаривать Несвоевременное оповещение о прекращении экзамена За 30 минут и за 5 минут до окончания экзамена организаторы в аудитории должны уведомить об этом участников экзамена Некорректное заполнение форм, неправильная упаковка бланков Отсутствие подписей участников в форме ППЭ -05 Запрещается: вкладывать вместе с бланками какие-либо другие материалы, скреплять бланки, менять ориентацию бланков в пакете

Возможные нарушения в ППЭ Отсутствие системы видеонаблюдения и видеозаписи На протяжении всего периода проведения ЕГЭ все помещения ППЭ должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи Наличие двух и более ОН в аудитории Во время проведения ЕГЭ в аудитории может находиться не более одного общественного наблюдателя Наличие посторонних лиц В ППЭ на этапе подготовки и проведения ЕГЭ могут присутствовать: Члены ГЭК; Общественные наблюдатели; Должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта РФ, руководитель образовательной организации.

Возможные нарушения в ППЭ Назначение организаторов, заполнение форм Нечеткий инструктаж организаторов по проведению экзамена Отсутствие контроля за посторонними лицами Замена организаторов в аудитории организаторами вне аудитории, опоздание организаторов Отсутствие подписей организаторов в форме ППЭ-02; отсутствие персональных данных в форме ППЭ-06. Несоблюдение временных рамок экзамена, неправильное заполнение регистрационных полей бланков участников экзамена Использование в качестве дополнительных бланков листов белой бумаги формата А 4 Хождение по ППЭ посторонних лиц, нахождение в ППЭ учителей ОУ, на базе которого сформирован ППЭ

Предоставление отчетов при проведении мониторинга Ситуационный центр (ФЦТ+АНО ЦСП РСМ) Сводный отчет ФОН Отчет ФЭ Координатор ФОН в субъекте Федеральный эксперт-член ГЭК Отчеты ФОН Федеральные эксперты-общественные наблюдатели 1. Отчет в ситуационный центр 2. Отчет по форме ППЭ-18 -МАШ ППЭ-18 МАШ Руководитель ППЭ РЦОИ

Отчеты по итогам мониторинга в день экзамена Форма 18 - МАШ Руководителю ППЭ в штабе после окончания экзамена Отчет эксперта Региональному координатору в день экзамена

ВАЖНО! Ошибки при заполнении отчетов 1. Отсутствие наименования ППЭ: 2. Отсутствие результатов мониторинга: 3. Отсутствие иных сведений:

ВАЖНО! Ошибки при заполнении отчетов 4. Неверно указано/не указано количество и ФИО общественных наблюдателей: 5. Исправления, использование корректирующей жидкости:

На заметку Если у участника найдены средства связи на входе в ППЭ до начала экзамена, то следует изъять средства связи и повторно пройти участнику процедуру сдачи личных вещей до входа в ППЭ. Если участнику ЕГЭ стало плохо, общественному наблюдателю в данной ситуации следует сообщить организаторам и членам ГЭК, которые отправят участника вместе с организатором в медицинский кабинет ППЭ

На заметку Если Участники ГИА отсутствует в списках распределения в данный ППЭ, то он в ППЭ не допускаются; Минимальное время нахождения наблюдателя на ППЭ не менее 50 % времени от общего времени экзамена;

В ДЕНЬ ЭКЗАМЕНА 1. Удостоверение 2. Паспорт (документ удостоверяющий личность) 3. Рабочая тетрадь (пользоваться только в штабе во время экзамена) 4. График выходов (подпись Руководителя ППЭ) 5. Отчет эксперта (до 15: 00 сдать РК)

ДЕЙСТВИЯ ОН 1. Отписаться до 9: 00 как прибыли в ППЭ РЕГИОНАЛЬНОМУ КООРДИНАТОРУ – БОНДАРЕНКО КСЕНИЯ 8 923 427 07 85 2. Написать количество (если такое будет) изъятых телефонов, шпаргалок до 09: 30 3. ТЕЛЕФОНОМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТОЛЬКО В ШТАБЕ 4. ДО 15: 00 ОТПРАВИТЬ ОТЧЕТ РК (ФОТО С ПОЯСНЕНИЯМИ)

С 29 мая для выпускников школ России, а так же их родителей началась горячая пора — сдача ЕГЭ. Наш корреспондент отправился посмотреть на экзамен глазами общественного наблюдателя.

Начинаем «наблюдать »

Когда в гимназии №87, где учатся мои дети, мне предложили стать общественным наблюдателем ЕГЭ, я с радостью согласилась. Следующий год для моего сына , и моё волнение по поводу предстоящих экзаменов понемногу начало переходить в стадию паники. Поэтому участие в проведении экзамена показалось мне прекрасной возможностью узнать всё самой и как следует подготовиться к предстоящим испытаниям.

Так солнечным майским утром я отправилась «наблюдать».

Место проведения экзамена легко определялось по скоплению молодых людей в белых рубашках. Сдавали информатику, поэтому среди экзаменуемых преобладали представители сильного пола. Обстановка царила умеренно-возбуждённая.

Один юноша, чтобы разрядить напряжение, кинул клич: «А у меня ответы есть!». На шутку дети отреагировали вяло: списывать — себе дороже, это школьники усвоили крепко, к тому же легко на и пересдачу, которая аж через год, загреметь (забегая вперед, скажу, что возможность списать на экзамене исключена абсолютно). Да и об опасности готовых ответов, которые нам с навязчивой услужливостью предлагают интернет мошенники, ежедневно, начиная с 9-го класса, твердят нам учителя: кто знает, правильны ли эти ответы? И на те ли они отвечают вопросы?..

В 9.00 дети и сопровождающие их взрослые построились на линейку. Из школы вынесли списки распределенных по аудиториям экзаменуемых, и началось формирование групп.

Возможно, дети попались толковые (информатику сдают всё-таки) - но построение проходило чётко, как в армии. Дети строились в колонну по одному - в левой руке паспорт в развёрнутом виде без обложки, в правой гелевая ручка и бутылка воды (взятая из дома шоколадка уже съедена) - и под доброжелательное напутствие организатора заходили в школу. В моем случае - в ППЭ 0813.

Мир аббревиатур

«Для сдачи ГИА в форме ЕГЭ ВПЛ заходят в ППЭ с представителем ГЭК и получают КИМы…»

Первое, что «царапает» глаз и режет слух наблюдателю, - обилие аббревиатур. Можно долго рассуждать на тему, почему сокращения так прижились в российской школе, но неискушенному в тонкостях сдачи экзамена обывателю без переводчика не обойтись. Итак, самые распространённые аббревиатуры: ГИА - государственная итоговая аттестация. Она проводится в форме обязательного госэкзамена (ОГЭ) для девятиклассников и единого госэкзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и выпускников прошлых лет (ВПЛ). Есть форма ГВЭ - государственного выпускного экзамена, она проводится для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Остальное просто: ППЭ - пункт приема экзамена, КИМы - контрольно-измерительные материалы (которые с этого года на некоторых ППЭ печатают прямо перед экзаменом), ГЭК - государственная экзаменационная комиссия.

Самые напряжённые минуты - последние пять перед вскрытием КИМов. На раздачу материалов ушла ровно одна минута (часы в аудитории - обязательное условие экзамена). Следующие восемнадцать минут член ГЭК читала инструктаж - голосом диктора в аэропорту, исключающим возможность неправильного толкования. В 10.19 экзамен начался.

Ровно через 3 часа 55 минут все работы отправятся в Штаб ППЭ, где после сканирования их пошлют на обработку в РЦОИ (региональный центр обработки информации). На сайте которого, кстати, можно узнать предварительные результаты экзамена.

Без связи с внешним миром

Легче из тюрьмы сбежать, чем списать ЕГЭ, - шёпотом воскликнула одна из организаторов экзамена. И действительно: если кто-то возлагает надежды на шпаргалки, пусть оставит глупые чаяния за порогом ППЭ. Списать невозможно: все жилеты-пиджачки экзаменуемых оставляются на входе, телефон и умные часы-гаджеты сдаются сопровождающему. Любой несанкционированный клочок бумаги под прицелом видеокамер будет расценен как шпаргалка, и нарушитель безжалостно отправится на пересдачу на следующий год. Все помещения в школе опечатаны. Смешно, но бумажка с печатью и подписью наклеена даже на бачок в туалете, куда дети ходят вместе с провожатым.

На ЕГЭ меры безопасности предпринимаются беспрецедентные: с утра все ППЭ на предмет взрывчатки обнюхивает добрейшее создание - овчарка Альфа, экзаменуемых (очень деликатно) проверяют металлоискателем.

В здании школы работают «глушилки», поэтому телефон бесполезен. Связь есть только в штабе ППЭ, где на больших мониторах все аудитории как на ладони. Жертвой информационной безопасности пал мой журналистский блокнот, который мне пришлось оставить в комнате для личных вещей общественных наблюдателей и представителей СМИ. На мои возражения, что, мол, «журналисту положено», мне ответили: раз положено, мы откроем кабинет, вы запишете что надо, а мы подождём. Так что репортаж мне пришлось писать по памяти…

Чтобы экзамены проходили честно, в этом году во всех белгородских пунктах проведения и в региональном центре обработки информации видеонаблюдение работает только в онлайн-режиме (раньше записи из некоторых пунктов не транслировали в реальном времени). В каждом пункте подавляют мобильную связь . За этими и другими тонкостями и должны следить общественные наблюдатели.

Я начала вспоминать, что знаю об итоговой аттестации школьников. Оказалось, что немного. Сама я сдавала ЕГЭ только по русскому языку и математике. Было это в тот год, когда новый формат только вводили в качестве эксперимента. А наблюдатель без специальных знаний, по сути, бесполезен. Выход нашёлся: восполнить пробелы помогло дистанционное обучение на сайте egebook.ru . Курс стартовал в конце марта и длился до конца мая.

Программа предложила мне пройти предварительное тестирование, что я не преминула сделать, понадеявшись, что, возможно, учиться и не придётся. Но я была слишком самонадеянна. Компьютер выдавал вопросы типа: «Какая форма используется при подаче апелляций?» – с вариантами ответов «ППЭ-02», «2-АП», «1-АП», «ППЭ 18-МАШ» и «ППЭ-03» . Или предложил выбрать из федеральных законов, приказов Минобрнауки и постановлений правительства документ, который регулирует работу информационной системы для ГИА.

Сдать тест с нужным количеством баллов мне не удалось, так что пришлось изучить материалы, рассчитанные на пять академических часов. После этого итоговый тест я сдала с первого раза и мне прислали по электронной почте сертификат о том, что я успешно прошла обучение.

Фото Вадима Заблоцкого

Никакой родни

С чувством выполненного долга я отправилась в Белгородский региональный центр оценки качества образования на Кутузова, 19 , который аккредитует общественных наблюдателей. Встретили меня очень вежливо и первым делом поинтересовались, к какой организации я отношусь и не студентка ли? Я ответила, что сама по себе изъявила желание. На лицах работников центра выразилось небольшое удивление. Судя по всему, таких добровольцев к ним приходит немного.

«Наблюдателями на ЕГЭ нередко становятся члены общественных организаций и представители политических партий, которые стремятся вести активную деятельность, особенно в период предвыборных кампаний. Также регионы часто привлекают к этому студентов, – объяснил «БелПрессе» ответственный секретарь комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ Юрий Съедин . – В целом же какой‑либо статистики по сферам основной деятельности общественных наблюдателей не ведётся».

В заявлении на аккредитацию меня всё‑таки попросили помимо Ф. И. О., паспортных данных и номера телефона указать организацию, представителем которой я являюсь. Я написала «домохозяйка », чтобы ко мне как к представителю СМИ не стали относиться как‑то особенно. Предупредили и об ограничении: мама или другие родственники школьника, проходящего итоговую аттестацию, не могут присутствовать на экзамене, так как у них имеется личная заинтересованность. Когда человек подаёт заявление, впоследствии родственные связи проверяют. Родственников-одиннадцатиклассников у меня не имеется, так что с этим проблем не возникло.

Принимавшая заявление сотрудница предложила также вписать туда адрес моей электронной почты, чтобы мне не пришлось во второй раз ехать в центр и забирать удостоверение общественного наблюдателя лично.

Сертификат о прохождении обучения у меня никто так и не спросил. Правда, дистанционный курс и не обязателен. На обучающем сайте в этом году зарегистрировался 101 человек из Белгородской области, в то время как всего в регионе аккредитовали более 600 наблюдателей , что почти вдвое больше, чем в 2015-м.

Через три рабочих дня мне перезвонили и сообщили, что удостоверение готово. Вот только пересылать по электронной почте его всё‑таки не захотели. Пришлось ехать на Кутузова – забирать документ.

Фото Вадима Заблоцкого

Студенты-наблюдатели

Я выбрала первый в этом году обязательный предмет – русский язык . Его в 43 пунктах проведения экзамена региона сдавали более 7 тыс. человек . Ещё 4,5 тыс. человек обеспечивали проведение ЕГЭ. В их число входят и общественные наблюдатели.

Вооружившись блокнотом, ручкой, удостоверением и паспортом, 30 мая я отправилась в школу в Майском, где за парты должны были сесть дети из нескольких населённых пунктов Белгородского района. На входе мои данные записали в журнал, после чего с другими наблюдателями нас проводили в кабинет, где мы оставили вещи. Затем я прошла в аудиторию, уже заполненную контролёрами. Их было не менее 20 человек, среди которых выделялись несколько молодых людей в синих футболках с надписью «Корпус общественных наблюдателей».

«Мы работаем со студентами высших учебных заведений, – объяснил координатор областного корпуса Анатолий Зайцев . – С декабря запускается информационная кампания в вузах, после чего любой желающий студент может выразить желание вести общественный контроль на ЕГЭ, заполнив специальную анкету. После этого ребята присутствуют на обучающем семинаре и проходят тестирование. Те, кто в результате набрал необходимое количество баллов, становятся общественными наблюдателями. В этом году их 33. Они контролируют 23 школы области. Также в регионе работает ещё около 50 студентов – общественных наблюдателей из Курской области».

Не к чему придраться

Наблюдателям раздали спецформу, которую они заполняют по ходу экзамена, отмечая нарушения.

«Для проведения экзамена задействовано девять аудиторий на двух этажах, а штаб у нас находится на третьем этаже, там вы можете задать интересующие вас вопросы. Уйти можете в любое время, поставив отметку о времени завершения наблюдения», – рассказала руководитель пункта проведения экзамена Светлана Козлова .

Тут выяснилось, что места в аудиториях достались далеко не всем – к каждой прикрепили по одному наблюдателю.

«Остальным заходить в аудитории нельзя. Вы будете мешать детям сдавать экзамен, и они потом могут подать апелляцию по этому поводу», – объяснила член экзаменационной комиссии Ольга Киреева .

Мне конкретного кабинета не досталось, и я пошла следить за порядком ко входу в экзаменационный пункт, куда как раз стали заходить дети. Большинство из них совсем не выглядели напуганными – ребята шутили и смеялись, а раздражение на некоторых лицах проявлялось, только когда одиннадцатиклассников начинали проверять при помощи ручных металлодетекторов. Только один молодой человек время от времени складывал руки в молитвенном жесте и повторял: «Ой-ой-ой-ой!».

Фото Вадима Заблоцкого

Ничего запрещённого у школьников не нашли . Вопрос вызвал найденный у одного из них баллончик с лекарством, но всё‑таки парню разрешили пройти. Ещё у одного металлодетектор среагировал на жевательную резинку в упаковке из фольги, а у двух юных курильщиков отыскали в карманах пачки сигарет.

Дети разошлись по аудиториям, а я отправилась сверять пункты в выданной мне бумаге с реальностью: например, присутствует ли в штабе телефонная связь и сейф для хранения экзаменационных материалов, есть ли помещение для медработников, закрыты ли стенды со справочной информацией по сдаваемому предмету. Среди прочих был и пункт о том, что незадействованные в проведении экзамена помещения должны быть закрыты и опечатаны. Я зашла на этаж, где экзамен вообще не проходил, но даже там всё оказалось запечатано.

Ни по одному пункту придраться было не к чему. Я ещё тихонько побродила по коридорам, заглядывая в открытые двери аудиторий, в которых дети с сосредоточенным видом решали экзаменационные задания. Не обнаружив нарушений и там, я с чувством удовлетворения удалилась.

У тех, кто ещё хочет попробовать себя в роли общественного наблюдателя в этом году, время пока есть. Последние ЕГЭ по химии и физике дети будут сдавать только 20 июня . После этого с 22-го по 30-е наступят резервные дни, когда экзамены сдают те, кто не смог это сделать раньше по уважительным причинам, например по болезни или из‑за совпадения экзаменов по разным предметам в один день.

Хотя онлайн-обучение окончено, на сайте можно ознакомиться с информационными материалами самостоятельно. А аккредитоваться в качестве общественных наблюдателей можно не позднее чем за три рабочих дня до экзамена.

Анна Бессонова

1 задача. В квартире установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). Показания счётчика 1 сентября составляли 103 куб. м воды, а 1 октября - 114 куб. м. Сколько нужно заплатить за холодную воду за сентябрь, если стоимость 1 куб. м холодной воды составляет 19 руб. 20 коп.? Ответ дайте в рублях.
2. задача На графике изображена зависимость крутящего момента двигателя от числа его оборотов в минуту. На оси абсцисс откладывается число оборотов в минуту, на оси ординат - крутящий момент в Н\cdotм. Скорость автомобиля (в км/ч) приближенно выражается формулой \nu =0,036n, где n - число оборотов двигателя в минуту. С какой наименьшей скоростью должен двигаться автомобиль, чтобы крутящий момент был равен 120 Н\cdotм? Ответ дайте в километрах в час.
4 задача На конференцию приехали 3 учёных из Норвегии, 3 из России и 4 из Испании. Каждый из них делает на конференции один доклад. Порядок докладов определяется жеребьёвкой. Найдите вероятность того, что восьмым окажется доклад учёного из России.
6 задача В четырехугольник ABCD вписана окружность. Даны длины трех сторон. Найти четвертую.
5 задача Под корнем 15-2х. Корень этот равен 3.
11 задача Имеется два сосуда. Первый содержит 30 кг, а второй - 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если эти растворы смешать, то получится раствор, содержащий 68% кислоты. Если же смешать равные массы этих растворов, то получится раствор, содержащий 70% кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится в первом сосуде?
12 задача Найдите точку максимума функции y=-(хквадрат+289)/х
7 задача На рисунке изображен график функции y=f(x), определенной на интервале (-5;5). Найдите количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна прямой y=6 или совпадает с ней.
8 задача Объем параллелепипеда ABCDA_1B_1C_1D_1 равен 9. Найдите объем треугольной пирамиды ABCA_1.
9 задача Вычислить 18 (36sin147cos147/sin294)
10 задача Мяч бросили под острым углом \alpha к плоской горизонтальной поверхности земли. Время полёта мяча (в секундах) определяется по формуле (дана формула, содержащая угол альфа).
При каком значении угла \alpha (в градусах) время полёта составит 3 секунды, если мяч бросают с начальной скоростью v_0= 30 м/с? Считайте, что ускорение свободного падения g=10 м/с{}^2.
3 задача. площадь ромба или параллелограмма, что ли, вычислить.

Это первая часть. Для порога 7 заданий. Если учесть, что ВСЕ АБСОЛЮТНО прототипы лежат в открытом банке заданий ЕГЭ, то не перейти порог усердно готовящийся к профилю просто не мог.

Кудахчут тут те же евакурицы, которые два года назад заводили топ "Масег еле-еле сдал ОГЭ по математике". Ну теперь им всем техническую специальность подавай - масеги в инженеры, как минимум, хочут.

27 мая, в пятницу, стартует единый государственный экзамен - открывают череду испытаний география и литература. Пока вчерашние школьники готовится к ЕГЭ, судорожно решая тесты и терзая интернет в поисках ответов, мы пообщались с учительницей, которая четыре года подряд работает наблюдателем на пункте проведения экзамена. На условиях анонимности она рассказала, как выглядит ЕГЭ глазами организатора, каким образом учителя могут помочь детям, а также почему стоит провожать школьников в туалет.

Как и зачем становятся наблюдателем на экзамене?

Для учителей школ участие в процедуре ЕГЭ - это обязаловка. Администрация школы просто выдвигает список наблюдателей, самих учителей никто не спрашивает - по разнарядке идешь на все инструктажи, а потом попадаешь в команду организаторов на пункте сдачи экзамена. При этом за такую работу дополнительно не платят, ее мы выполняем в рамках своих школьных обязанностей. Единственный способ этого избежать - капитально заболеть.

Что входит в инструктаж?

Инструктаж проходит в три этапа: первый мы проходим дистанционно, просто заполняем анкету на сайте. Если результаты анкетирования не очень, могут настоятельно попросить еще раз ознакомится с правилами проведения экзамена. На втором этапе председатель пункта проведения собирает всех организаторов, где с нами проводят личный инструктаж, обычно это бывает за две недели до дня сдачи ЕГЭ. Последний раз нас инструктируют в день экзамена.

Человек становится чем-то вроде мебели

Надо пояснить, что в понятие «организатор» входят совершенно разные по функциям должности. Кто-то работает в роли наблюдателя в кабинете, а кто-то провожающим в коридоре и так далее. И тот и другой - организатор. Я за четыре года успела побывать в разных ролях.

Что сложнее всего?

Неважно, сколько у тебя дипломов и наград: на время экзамена единственная твоя функция - водить детей в туалет

Все обязанности организатора выполнять тяжело даже физически. В то время, которое проводишь на ГИА или ЕГЭ, нельзя пользоваться ни телефоном, ни чем-либо еще. По сути, функции человека сводятся к монотонному бездействию на протяжении почти четырех часов. Конечно, это напрягает. Особенно сложно быть наблюдателем в кабинете: учитель не имеет права даже пройтись без необходимости. Человек становится чем-то вроде мебели, чтобы не мешать детям сдавать экзамен.

Лично я сильно волнуюсь за детей: вдруг из-за переживаний ребенку станет плохо или он начнет себя неадекватно вести. К таким внештатным ситуациям надо быть постоянно готовой, и это очень сильно напрягает.

Наименее почетно быть дежурным по коридору: неважно, какая у тебя категория, сколько дипломов, призов и наград: на время экзамена единственная твоя функция - водить детей в туалет и забирать их оттуда.

Если откинуть все предрассудки, здесь есть хотя бы какое-то движение. По крайней мере, можно хотя бы пройтись по коридору, тихонечко поговорить о чем-то с коллегами. Это немного расслабляет.

Как меняются правила поведения на экзамене

В первую очередь, появились камеры, но я не могу сказать, что это сильно повлияло на процесс сдачи ЕГЭ. На нашем пункте проведения всегда соблюдались все инструкции, поэтому я не заметила разницы. На организаторах лежит материальная ответственность: если на камерах видно, что ребенок в аудитории списывал, и учителя в кабинете на это никак не отреагировали, он может понести административное наказание в виде штрафа до 30 000 рублей. Понятно, что никому такие проблемы не нужны.

Во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя

Для детей сейчас ужесточился момент прохода на пункт сдачи экзамена. Если раньше можно было пройти даже с листочком, на котором ребенок отмечал, на какие экзамены он идет, то теперь с собой можно брать только паспорт без обложки, ручку, шоколадку и воду без этикетки. Если ребенок приходит в пиджаке, а в помещении жарко, ты предлагаешь ему оставить пиджак в гардеробе, так как во время экзамена снять пиджак и повесить его рядом с собой нельзя.

На входе металлоискателем проверяют, чтобы у детей не было с собой телефонов и даже наручных часов, так как появилось очень много моделей «умных» часов. Ребенка очень доброжелательно просят сдать все запрещенные на экзамене вещи. Все организаторы понимают, что человек и так в непростой ситуации и нагнетать стресс не стоит.

Как организаторы могут помочь ребенку на экзамене

Мы можем помочь на экзамене, но строго в рамках правил. Если ребенок начинает себя некорректно вести, мы подходим, интересуемся, не тревожит ли его что-то, тем самым давая понять, что его поведение вызывает подозрения. Обычно умным детям этого достаточно. Конечно, если ребенок повел себя совершенно неадекватно и после предупреждения полез списывать, организатор в кабинете обращается к главному по пункту и тот уже решает дальнейшую судьбу ребенка: останется он на экзамене или нет. У нас была ситуация, когда я увидела, что у девочки все руки исписаны формулами, а рукава были недостаточно длинные. Я подошла к ней и предложила пройти в туалет, вымыть руки. На что выпускница меня буквально послала, мол, как хочу так и сижу. Пришлось принять меры.

Лишь однажды я немного отступила от инструкции. Когда дежурила в коридоре, ко мне вышел ребенок и попросил пройтись с ним по лицею, не до туалета и обратно, а по этажам. Я увидела, что он сильно нервничает и ему нужно подвигаться, чтобы привести себя в чувства. Я согласилась. Он просто шел со мной молча, а после поблагодарил и вернулся обратно в аудиторию. Хочется верить, что мне удалось ему помочь успокоиться и настроиться.

Как организаторы могут повлиять на успех сдачи экзамена

И организаторы, и дети, по сути, настроены на одно и тоже. Все участники процесса прекрасно знают, выходить за рамки правил нельзя. Ребенок, кстати, имеет право написать на учителя жалобу, но это ни к чему хорошему не приведет.