Степь, чехов антон павлович. Антон чехов - степь Повесть степь краткое содержание

Чехов Антон Павлович

Антон Чехов

(ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ)

Из N., уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники. Она тарахтела и взвизгивала при малейшем движении; ей угрюмо вторило ведро, привязанное к ее задку, - и по одним этим звукам да по жалким кожаным тряпочкам, болтавшимся на ее облезлом теле, можно было судить о ее ветхости и готовности идти в слом.

В бричке сидело двое N-ских обывателей: N-ский купец Иван Иваныч Кузьмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой - отец Христофор Сирийский, настоятель N-ской Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом, цветном поясе. Первый о чем-то сосредоточенно думал и встряхивал головою, чтобы прогнать дремоту; на лице его привычная деловая сухость боролась с благодушием человека, только что простившегося с родней и хорошо выпившего; второй же влажными глазками удивленно глядел на мир божий и улыбался так широко, что, казалось, улыбка захватывала даже поля цилиндра; лицо его было красно и имело озябший вид. Оба они, как Кузьмичов, так и о. Христофор, ехали теперь продавать шерсть. Прощаясь с домочадцами, они только что сытно закусили пышками со сметаной и, несмотря на раннее утро, выпили... Настроение духа у обоих было прекрасное.

Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения о. Христофора, он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию; и теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.

Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых, тихо ходивших около высокой белой стены, на маленькие решетчатые окна, на крест, блестевший на крыше, и вспомнил, как неделю тому назад, в день Казанской божией матери, он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник; а еще ранее, на Пасху, он приходил в острог с кухаркой Людмилой и с Дениской и приносил сюда куличи, яйца, пироги и жареную говядину; арестанты благодарили и крестились, а один из них подарил Егорушке оловянные запонки собственного изделия.

Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всJ позади. За острогом промелькнули черные, закопченные кузницы, за ними уютное, зеленое кладбище, обнесенное оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишневых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветет вишня, эти белые пятна мешаются с вишневыми цветами в белое море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками. За оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна. Когда бабушка умерла, ее положили в длинный, узкий гроб и прикрыли двумя пятаками ее глаза, которые не хотели закрываться. До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит...

А за кладбищем дымились кирпичные заводы. Густой, черный дым большими клубами шел из-под длинных камышовых крыш, приплюснутых к земле, и лениво поднимался вверх. Небо над заводами и кладбищем было смугло, и большие тени от клубов дыма ползли по полю и через дорогу, В дыму около крыш двигались люди и лошади, покрытые красной пылью...

За заводами кончался город и начиналось поле. Егорушка в последний раз оглянулся на город, припал лицом к локтю Дениски и горько заплакал...

Ну, не отревелся еще, рJва! - сказал Кузьмичов. - Опять, баловник, слюни распустил! Не хочешь ехать, так оставайся. Никто силой не тянет!

Ничего, ничего, брат Егор, ничего... - забормотал скороговоркой о. Христофор. - Ничего, брат... Призывай бога... Не за худом едешь, а за добром. Ученье, как говорится, свет, а неученье -тьма... Истинно так.

Хочешь вернуться? - спросил Кузьмичов.

Хо... хочу... - ответил Егорушка, всхлипывая.

И вернулся бы. ВсJ равно попусту едешь, за семь верст киселя хлебать.

Ничего, ничего, брат... - продолжал о. Христофор. - Бога призывай... Ломоносов так же вот с рыбарями ехал, однако из него вышел человек на всю Европу. Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды, богу угодные. Как сказано в молитве? Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу... Так-то.

Польза разная бывает... - сказал Кузьмичов, закуривая дешевую сигару. - Иной двадцать лет обучается, а никакого толку.

Это бывает.

Кому наука в пользу, а у кого только ум путается. Сестра - женщина непонимающая, норовит всJ по благородному и хочет, чтоб из Егорки ученый вышел, а того не понимает, что я и при своих занятиях мог бы Егорку на век осчастливить. Я это к тому вам объясняю, что ежели все пойдут в ученые да в благородные, тогда некому будет торговать и хлеб сеять. Все с голоду поумирают.

А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать.

И думая, что оба они сказали нечто убедительное и веское, Кузьмичов и о. Христофор сделали серьезные лица и одновременно кашлянули. Дениска, прислушивавшийся к их разговору и ничего не понявший, встряхнул головой и, приподнявшись, стегнул по обеим гнедым. Наступило молчание.

Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.

В конце XIX века многие русские писатели переживали творческий кризис. Этому способствовали общественные и политические события, происходившие в стране. Духовного кризиса не избежал и Антон Чехов, что подтверждает одно из произведений, созданных в конце восьмидесятых годов.

Повесть "Степь" Чехова, краткое содержание которой изложено в этой статье, на первый взгляд может показаться незамысловатой историей. В ней рассказано всего об одной поездке, присутствуют лишь четыре персонажа, не считая второстепенных. В действительности же это глубокое философское произведение, наполненное символами, метафорами, олицетворениями.

Особенности произведения

Краткое содержание "Степи" Чехова по главам изложить удобнее. Хотя это небольшое произведение. Краткое содержание "Степи" А. П. Чехова, по сути, может передать всего одно предложение: мальчик едет на учение и очень переживает, потому как ему не хочется покидать родные места. Но повторимся. Повесть, о которой идет речь в сегодняшней статье, имеет глубокий философский подтекст. В ней немало символов, а главный из них - сама степь. Почему автор назвал так свое произведение? И Тургенев, и Гоголь воспевали бескрайние русские просторы, но по-иному удалось взглянуть на них Антону Павловичу Чехову.

Краткое содержание "Степи", как и сжатое изложение любого художественного произведения, не передает, конечно, богатства авторского языка. Невозможно в нём прочесть, что сказано писателем между строк. Краткое содержание "Степи" Чехова, изложенное всего в нескольких предложениях, не позволяет понять, сколь важное значение в этом произведении имеет пейзаж. События происходят не в городе, не в селе, а в бескрайней степи. В Западной Европе люди гибнут от тесноты, в России - от излишнего простора. Нечто подобное однажды сказал Чехов. "Степь", краткое содержание которой изложено ниже, - это небольшая история о том, как легко потеряться маленькому человеку в огромном пространстве, как сложно людям найти себя в стране, в которой, казалось бы, есть всё для счастливой жизни.

Главные герои

Герои направляются в большой город, каждый по своим делам. Настроение у обоих благостное - именно такое, какое обычно посещает людей перед дорогой. К тому же перед отъездом они плотно позавтракали и, несмотря на раннее время, много выпили. Помимо этих персонажей, стоит еще назвать кучера Дениску, а также главного героя этого произведения - десятилетнего Егорушку. Мальчик приходится Кузьмичеву родным племянником и едет в город поступать в гимназию.

Егорушка

Почему этого персонажа мы назвали главным? Автор не рассказывает о дальнейшей судьбе мальчика, в произведении ничего не сказано о том, поступил ли он в гимназию, пошло ли на пользу ему учение. Но в повести рассказано о переживаниях Егорушки, ничего не сказано о мыслях, которые посещают его спутников. Сестра Кузьмичева - женщина простая, однако имеет большое уважение к людям образованным. Она просила брата, который собирался в поездку по своим купеческим делам, взять с собой Егора, дабы тот стал гимназистам и когда-нибудь, быть может, выбился в люди. Но мальчик не строит планов на будущее. Его пугает неизвестность, дальняя дорога, незнакомые люди и чужое слово "гимназия".

Покидая родные места на ненавистной бричке, Егорушка словно в последний раз смотрел на милые его сердцу пейзажи. Он увидел вишневые деревья рядом с кладбищем, где покоились его отец и бабушка. Вспомнил о том, как вишня цветет в начале июня и сливается с белыми могильными плитами. Он вспомнил и о бабушке, которая не так давно умерла: всегда была такая живая, носила с рынка мягкие бублики, и вдруг заснула...

Мальчик расплакался, и по реакции священника и купца читателю становится ясно, что слезы хлынули из его глаз в этот день не впервой. Суровый дядя начал ругать Егорушку, отец Христофор - успокаивать. И тут спутники десятилетнего мальчика начали рассуждать на тему необходимости учения. Разговор был малосодержательным, как и любая беседа, которую ведут люди совершенно разных взглядов на жизнь, очутившись в одной бричке или купе.

Пейзаж

С героев автор переводит внимание читателя на главный образ этого произведения - степь. Чехов подчеркивает многообразие бескрайней равнины. Где-то выглядывают небольшие холмы, где-то взору путников открываются мельницы, издали напоминающие маленьких человечков. Включая в свое произведение пейзаж, писатель придает повествованию и некоторые оптимистические нотки. Повсюду бурьян, молочай, дикая конопля. Всё это побурело от зноя, но роса как будто снова оживила степь. Впрочем, прошло немного времени, и она испарилась. Степь снова приняла свойственный ей унылый вид.

Привал

У небольшой речки путники решили остановиться. Во второй главе автор подробнее раскрывает характеры героев. Они совсем не похожи друг на друга. Кузьмичев всегда, независимо от того, чем бы он ни занимался, думает о своих делах. И даже теперь, сделав перерыв в пути, он никакого внимания не обращает на живописные просторы, а помышляет о своих тюках с шерстью, да о Варламове - пожилом и властном купце, с которым ему непременно следует встретиться.

После трапезы отец Христофор рассуждает об учении. Он рассказывает Егорушке о своём детстве и отрочестве, о том, как он изучал латынь, математику и прочее науки. Священнику уже идет восьмой десяток. Но за свою долгую жизнь он не утратил способности радоваться каждому дню. Легкая улыбка почти никогда не исчезает с его лица, а эта долгая дорога радует его возможностью вести неспешные беседы, обедать не вовремя, любоваться красотой природы.

На постоялом дворе

Кузьмичев стремится отыскать некоего Варламова. Оказывается, что человек это довольно известный. Его знает и дядя Егорушки, и отец Христофор, и Моисей Моисеевич - владелец постоялого двора, на котором путники делают следующую остановку. Гости отдыхают, пьют чай. Вдруг появляется еще один персонаж повести - графиня Драницкая - красивая, богатая дама, которая, по словам Кузьмичева, стала жертвой мошенника-поляка. Моисей Моисеевич - маленький человек, для него даже такие, казалось бы, незначительные личности, как дядя Егора и отец Христофор, - господа, требующие особого уважения.

Варламов

Имя этого человека упоминается в повести несколько раз. Он, как уже было сказано, довольно известная личность в округе. Кто же он такой? Что это за человек, с которым жаждет встретиться Кузьмичев? В этот день Егорушка получил столько впечатлений, сколько не получал за всю свою короткую жизнь. О Варламове он слышал не раз, но только по дороге в гимназию увидел этого таинственного и легендарного человека.

Это был немолодой, но весьма успешный купец. Рядом с ним Кузьмичев был таким же маленьким человеком, как Моисей Моисеевич рядом со своими скромными постояльцами. Эти сложные отношения между взрослыми не остались без внимания десятилетнего мальчика. А еще на него произвела впечатление графиня, которую он увидел на постоялом дворе.

Новая жизнь

Егорушка больше не тосковал по дому, детские страхи рассеялись. А вскоре он внезапно заболел. Кузьмичев пристроил его в дом своей дальней родственницы, сам же обязался в месяц выплачивать 10 рублей за содержание мальчика. В гимназию тем временем Егор был уже зачислен. Мальчик простился с отцом Христофором, тогда же осознал, что этого человека он больше никогда не встретит. Начался новый период в его жизни.

Из уездного города N-ской губернии июльским утром выезжает обшарпанная бричка, в которой сидят купец Иван Иванович Кузьмичёв, настоятель N-ской церкви о. Христофор Сирийский ("маленький длинноволосый старичок") и племянник Кузьмичёва мальчик Егорушка девяти лет, посланный матерью, Ольгой Ивановной, вдовой коллежского секретаря и родной сестрой Кузьмичёва, поступать в гимназию в большой город. Кузьмичёв и о. Христофор едут продавать шерсть, Егорушку захватили по пути. Ему грустно покидать родные места и расставаться с матерью. Он плачет, но о. Христофор его утешает, говоря обычные слова о том, что ученье - свет, а неученье тьма.

Сам о. Христофор образован: "Пятнадцати лет мне еще не было, а я уж говорил и стихи сочинял по-латынски все равно как по-русски". Он мог сделать неплохую церковную карьеру, но родители не благословили на дальнейшее ученье. Кузьмичёв же против лишнего образования и считает отправку Егорушки в город капризом сестры. Он мог бы пристроить Егорушку к делу и без учения.

Кузьмичёв и о. Христофор пытаются догнать обоз и некоего Варламова, знаменитого в уезде купца, который богаче многих помещиков. Они приезжают на постоялый двор, хозяин которого, еврей Моисей Моисеич лебезит перед гостями и даже мальчиком (ему он отдает пряник, предназначенный для больного сына Наума). Он "маленький человек", для которого Кузьмичёв и священник - настоящие "господа". Кроме жены и детей в его доме живет его брат Соломон, гордый и обиженный на весь мир человек. Он сжёг свои деньги, доставшиеся в наследство, и теперь оказался приживальщиком брата, что причиняет ему страдание и под....

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.
  2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир. Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.
  3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов . Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.
  4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов . Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.
  5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов . Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения. Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.
  6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.
  7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей , имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.
  8. Описание степи

    Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

    Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

    Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

    Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

    Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

    Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

    Образы и символы

    Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

    Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

    Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

    Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

    Темы

    Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

    1. сострадание к человеку, природе;
    2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
    3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
    4. поиск своего места в жизни;
    5. жизнь и смерть;
    6. любовь к своей Родине.

    Проблематика

    Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

    Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

    На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

    Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

    Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

    Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Год написания: 1888

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Егорушка - девятилетний мальчик, Иван Иванович Кузьмичёв - купец, о. Христофор Сирийский - настоятель церкви.

Сюжет

Иван Иванович Кузьмичев и о. Христофор направляются в город, для продажи шерсти. Заодно они берут с собой племянника Кузьмичева Егорушку, для поступления в гимназию. Священник ободряет обучение мальчика, а купец считает, что пристроить можно было и без образования. Первой остановкой был постоялый двор Мойсея Мойсеевича. Далее путник догоняют обоз. Мальчика оставляют с ними, а взрослые направляются по делам. В пути он узнает много о России. Шерсть продана удачно. Егорушка заболел, а Иван Иванович думает только о деньгах. Он поселил мальчика у подруги его мамы. Егорушка почувствовал, что его прежняя жизнь закончилась.

Вывод (мое мнение)

Повесть показывает, как важно найти гармонию с миром. О. Христофор научился уравновешенному взгляду на деньги и себя. Иван Иванович думает только о деньгах, не понимая, что важнее. Егорушке еще предстоит найти этот баланс.