Творчество марка туллия цицерона относится к периоду. Значение слова цицерон в большом российском энциклопедическом словаре. Как Цицерон запоминал свои речи

Cicero) Марк Туллий (106 до н. э., Арпин – 43 до н. э., близ Кайеты, современная Гаэта), римский оратор, писатель, политик. Происходил из сословия всадников, приобрел влияние как блестящий оратор, выступавший с судебными и политическими речами. В 63 г. до н. э. достиг вершины римской политической карьеры – стал консулом. Во время консулата способствовал раскрытию заговора Катилины, за что получил почетный титул «отец Отечества», однако, допустив казнь заговорщиков без суда, впоследствии отправился в изгнание. Во время гражданских войн защищал республику, с установлением диктатуры Цезаря удалился от политики. После убийства Цезаря (44 до н. э.) выступил как политический оратор с циклом речей «Филиппики» (в память о речах Демосфена) против одного из сторонников диктатора Антония, который приказал убить Цицерона: на Форуме выставили отрубленные голову и руку убитого, а жена Антония, Фульвия, проткнула булавкой язык самого красноречивого из римлян. Литературное наследие Цицерона помимо речей (их сохранилось 58) составляют 19 философских, риторических и политических трактатов и обширная корреспонденция (около 800 писем). Цицерон был создателем римской классической прозы, нормализатором литературного языка: именно в его сочинениях латинский язык стал тем образцом, на который ориентировались писатели последующих столетий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (3.01.106 - 7.12.43 до н.э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81 - 80 до н.э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как «новый человек», всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. Идеал Ц. - «смешанное гос. устройство» (госуд., сочетаю-щее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н.э.), поддерживаемое в эпохи кризиса «первыми людьми», «правителями», «умиротворителями», «блюстителями и попечителями» госуд., сочетающ. в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных», т.е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредств. опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58 - 57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем, против воли, поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51 - 50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49 - 47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но переубежд. своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - «филиппик» против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипц. списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохран. (не считая отрывков) 58 суд. и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике («Об ораторе», «Брут», «Оратор» и др.), политике («О государстве», «О законах»), практич. философии («Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др.), по теоретич. философии («О пределах добра и зла», «О природе богов» и др.) и более 800 писем («К Аттику», «К близким» и др.), явл. ценнейшими источ. сведений об эпохе гражд. войн в Риме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цицерон

Marcus Tullius Cicero) – римский политический деятель, выдающийся оратор и писатель I в. до Р.Х., принадлежавший к сословию всадников. Родился в Арпине в 106 г., умер в 43 г. до Р.Х. Впервые выступил с речами в 81 – 80 гг. в правление Суллы на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы от власти; благодаря своему ораторскому дару сумел войти в правящее сословие Римской республики. В 76 г. Цицерон стал квестором, в 70 г. одержал победу в громком процессе против высокопоставленного взяточника и лихоимца Верреса, в 66 г. занял пост претора и выступил со своей первой политической речью в поддержку Гнея Помпея, и, наконец, в 63 г. стал консулом. Как политик Цицерон был склонен к компромиссам, его идеалом государственного устройства была «смешанная система», сочетающая элементы монархии, аристократии и демократии, прототип которой он видел в республиканском Риме III – начала II вв. до Р.Х. Практической программой Цицерона было «согласие сословий», «единомыслие всех достойных» (Concordia ordinum), то есть блок сенатского и всаднического сословий против охлократии и претендентов на монархическую власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 г. для противодействия заговору Сергия Катилины, когда Цицерон произнес 3 речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые 4 речи против Катилины. Этот успех Цицерон считал своей величайшей заслугой перед республикой, но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность. С образованием Первого триумвирата в 60 г. политическое влияние Цицерона стало падать, в 58 – 57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против своей воли поддерживать союз Гнея Помпея и Цезаря. В 51 – 50 гг. он занимал должность проконсула в провинции Киликия. В гражданской войне 49 – 47 гг. Цицерон тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем, и после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 г., он, предвидя новую смуту, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей, так называемых «филиппик» против Марка Антония. После образования Второго триумвирата в 43 г. имя Цицерона, по настоянию Марка Антония, было занесено в проскрипционные списки. В числе первых жертв репрессий Цицерон был убит мечом при попытке покинуть Италию. Литературное наследие Цицерона включает в себя 58 целиком сохранившиеся судебные и политических речи, а также 20 фрагментов из других речей, 19 трактатов по риторике, политике и более 800 писем, являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражданских войн в Риме. Множество интересных исторических сведений содержат его сочинения, посвященные, так называемой, «практической философии»: «Тускуланские беседы», «Об обязанностях» и др., а также политические исследования: «О государстве» и «О законах». От поэтических произведений Цицерона сохранились только относительно небольшие фрагменты. Произведения Цицерона и его личность оказали значительное влияние на творцов европейской культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦИЦЕРОН

Марк Туллий (Marcus Tullius Cicero) (3.I.106 - 7.XII.43 до н. э.) - др.-рим. политич. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине (Лаций), принадлежал к сословию всадников. Впервые выступил с речами в 81-80 до н. э. при Корнелии Сулле на стороне оппозиции. Политич. карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как "новый человек" (homo novus), всем обязанный лишь себе, своему ораторскому дару (в 76 - квестор; в 70 - победа в громком процессе против сулланца Верреса; в 66 - претор; первая политич. речь в поддержку Гнея Помпея; в 63 - консул). Политич. идеал Ц.- "смешанное гос. устройство" (гос-во, сочетающее элементы монархии, аристократии и демократии, образцом к-рого Ц. считал рим. республику 3 - нач. 2 вв. до н. э.), поддерживаемое в эпохи кризиса "первыми людьми", "правителями", "умиротворителями", "блюстителями и попечителями" гос-ва, сочетающими в себе филос. теорию и политич. (ораторскую) практику; образцом такого человека Ц. считал себя. Практич. программой Ц. было "согласие сословий", "единомыслие всех достойных" (Concordia ordinum), т. е. блок сенатского и всаднич. сословий против демократии и претендентов на монархич. власть. Такой блок ему удалось сплотить в 63 против заговора Сергия Катилины, когда Ц. произнес три речи против аграрного закона Сервилия Рулла и знаменитые четыре речи против Катилины; это Ц. считал своей величайшей заслугой. Но блок распался тотчас, как миновала непосредственная опасность; с образованием 1-го триумвирата (60) политич. влияние Ц. стало падать, в 58-57 ему даже пришлось удалиться в изгнание, а затем против воли поддерживать Гнея Помпея и Цезаря; в 51-50 он - проконсул в Киликии. В гражд. войне 49-47 Ц. тщетно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 Ц., предвидя новую гражд. войну, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим, где вновь вступил в политич. борьбу как вождь сената и республиканцев. К этому времени относятся его 14 речей - "филиппик" против М. Антония. После образования 2-го триумвирата в 43 имя Ц. было занесено в проскрипционные списки; погиб в числе первых жертв репрессий Антония и Октавиана Августа. Из соч. Ц. сохранились (не считая отрывков) 58 судебных и политич. речей, 19 трактатов (отчасти в диалогич. форме) по риторике ("Об ораторе", "Брут", "Оратор" и др.), политике ("О государстве", "О законах"), практич. философии ("Тускуланские беседы", "Об обязанностях" и др.), по теоретич. философии ("О пределах добра и зла", "О природе богов" и др.) и более 800 писем ("К Аттику", "К близким" и др.), являющихся ценнейшим источником сведений об эпохе гражд. войн в Риме. Соч.: Scripta quae manserunt omnia. Recognovit C. P. W. M?ller, Bd 1-10, Lpz., 1893-1923; (отд. произведения - в новых изд. в сериях "Collection Bud?" и "Loeb classical library"); в рус. пер.: Речи, (пер.) В. Горенштейна, т. 1-2, М., 1962; Полн. собр. речей, (пер. под ред. Ф. Зелинского), т. 1, СПБ, 1901; Диалоги "О гос-ве", "О законах", пер. В. Горенштейна, М., 1966; Письма, пер. и комментарии В. Горенштейна, (т.) 1-3, М.-Л., 1949-51; Три трактата об ораторском искусстве, пер. под ред. М. Гаспарова, М., 1972. Лит.: Цицерон. Сб. статей, (под ред. Ф. Петровского), М., 1958; Цицерон. 2000 лет со дня смерти. Сб. статей, М., 1959; Утченко С. Л., Цицерон и его время, М., 1972; Зелинский P. P., Цицерон, в кн.: Энциклопедический словарь Брокгауза - Ефрона, т. 75, СПБ, 1903; Буассье Г., Цицерон и его друзья, М., 1914; Zielinsky Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 3 Aufl., Lpz.-В., 1912; Kumaniecki K., Cyceron i jego wsp?lczesni, (Warsz.), 1959; B?chner, К., Cicero, Wiesbaden, 1962 (Studien zur r?mischen Literatur, Bd 2); Maffii M., Cic?ron et son drame politique, (P., 1961); Michel A., Les rapports de la rh?torique et de la philosophie dans l´oeuvre de Cic?ron, P., 1960; Smith R. E., Cicero the statesman, Camb., 1966. M. Л. Гаспаров. Москва.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Цицерон

(лат. Cicero) Марк Туллий, род. в 106 до н. э. в Арпине (Самний), убит в 43 до н. э. близ Формий, рим. оратор, политич. деятель и писатель. Ц. происходил из сословия всадников, довольно рано прибыл в Рим, где получил превосходное образование, особенно в риторике, философии, праве. Еще при Сулле выступал оратором в процессах с политич. подоплекой (первая сохранившаяся речь за Квинкция–81 до н. э.), затем в целях совершенствования своего образования в 79–77 до н. э. совершил поездку в Грецию (в Афинах завязал дружеские отношения с Аттиком, на Родосе учился у Молона). Его ораторские успехи расчистили ему дорогу к политич. деятельности, поэтому, несмотря на сопротивление нобилитета «новому человеку» (homo поvus), он избирался на государств, должности в возрасте, минимально разреш. для их занятия: в 75 стал квестором в Сицилии, в 69–курульным эдилом, в 66 - претором, в 63 до н. э. - консулом. Во время своего консулата Ц. добился крупнейшего политич. триумфа благодаря подавлению заговора Каталины. Якобы незаконная казнь главарей заговора впоследствии сыграла роль в судьбе самого Ц. По предложению Клодия в 58 до н. э. он был изгнан и, хотя уже через год получил возможность вернуться с почетом, его политич. влияние пострадало. В последующие годы он написал свои важнейшие труды по риторике и философии государства, с 51 принял управление пров. Киликия. В начале гражданской войны Ц. после безуспешных попыток примирения примкнул к Помпею, но придерживался умеренной политики и в 47 до н. э. был прощен Цезарем. Последующие годы вынужд. политич. бездеятельности дали Ц. возможность вплотную заняться философскими сочинениями (46–44 до н. э.). После убийства Цезаря он еще раз выступил на политич. арене и пытался восстановить прежние республиканские порядки. В качестве вождя сенатской партии в 14 филиппиках (названных в подражание речам Демосфена) Ц. энергично нападал на Антония, который после образования Второго триумвирата добился внесения Ц. в проскрипционные списки; 7. 12. 43 до н. э. Ц. был убит. Лит. наследие Ц. охватывает риторич., философские сочинения, речи и письма. Риторич. и философские сочинения Ц. изданы еще при жизни его другом Аттиком, речи - вольноотпущенником Тироном, который привел в порядок наследие Ц. и подготовил к изданию часть его корреспонденции. Из речей Ц. 57 сохранились полностью (судебные, сенатские и речи к народу), примерно столько же утрачено. В ранних речах, в которых он соперничал с Гортензием, Ц. склоняется к азианистской манере, но уже в речах против Верреса (70 до н. э.) проявляется его собств. стиль; для него характерны отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов, обильное, но не чрезмерное употребление риторич. украшений, выделение крупных, отчетливых в логич. и языковом отношении и ритмически оформл. периодов, суверенная сдержанность, применение всех видов стиля, смотря по необходимости; образцом ему служил Демосфен.

Начиная с процесса против Верреса, Ц. считался непревзойд. мастером рим. красноречия. Он перерабатывал свои речи для изданий, кроме непосредственно судебных и политич., что способствовало распространению его славы как оратора. Из его риторич. сочинений большое значение имеют прежде всего 3 книги: «Об ораторе» (55 до н. э.), в которой Ц. рисует идеальный образ всесторонне образованного оратора-философа, «Брут» (46 до н. э.), история рим. красноречия, «Оратор» (46 до н. э.), где Ц. разрабатывает вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывает собств. идеал. К философским трудам Ц. обращался лишь во время вынужд. политич. бездеятельности. В ранних (56–51 до н. э.) произведениях по философии - «О государстве» (сохранилось лишь во фрагментах) и «О законах» (не завершено) Ц., являясь сторонником основополагающих философских трудов Платона, рисует картину образцового государства с наилучшим законодательством, осуществл. в рим. конституции (комбинация консулата, сената, народного собрания), одновременно идеологически обосновывает привилегии нобилитета. Политич. и личные невзгоды (победа Цезаря, преждеврем. смерть любимой дочери Туллии) подтолкнули Ц. к более интенсивным, чем прежде, философским занятиям, причем в нем созрело решение изложить на лат. яз. всю греч. философию, чтобы сделать ее доступной для своих соотечественников в Риме. Этот план осуществился в 46–44 до н. э. («О пределах Добра и Зла», «Тускуланские беседы», «О природе богов», «Об обязанностях»). Не предпринимая самостоятельных исследований, он подбирал в греч. философии теории, казавшиеся ему разумными и полезными (в особенности труды академиков Филона из Лариссы и Антиоха из Аскалона, а также стоика Посидония), и излагал их в популярной форме (диалоги). В обширной корреспонденции Ц. сохранилось 4 собрания писем, систематизированных по адресатам, благодаря которым мы можем познакомиться с его личными мыслями и чувствами. Кроме того, эти письма являются бесценным источником по обществ., политич. и культурно-историч. отношениям того времени. Однако осн. заслуга Ц. не относится к сфере политики, как это он считал сам. Не понимая историч. ситуации, Ц. стремился отстоять господство нобилитета (к нему он сам не принадлежал), угрозу которому создавали изнутри коррупция, а извне - требования популяров; отсутствие твердой позиции в борьбе за власть привело его к политич. крушению. В сравнении с этим значение Ц. в сфере языка и литры недооценивается. Благодаря своим речам, а также риторич. и философским сочинениям Ц. стал создателем классич. лаг. художеств, прозы, которая в последующие времена считалась образцовой. Его философские труды знакомили с греч. философией не только современников, но и потомков в средневековье и новое время. Глубоко убежд. в значении греч. культуры для образования человека, Ц. употреблял слово «humanitas» в смысле «образование», подразумевая, что человеком можно стать лишь благодаря образованию. Влияние Ц. было уже в античности чрезвычайно велико. Он неизменно занимал важнейшее место в том историч. наследии, которое античност ь оставила римлянам. Через 120 лет после смерти Ц. Квинтилиан положил начало «цицеронизму», в котором речи Ц. провозглашались образцом, а идеал стиля и образования настойчиво пропагандировался. Довольно скоро значение Ц. оценили первые христиане, например Лактанций, которого вследствие подражания рим. автору именовали христианским Ц. Иероним упрекал себя в том, что он являлся приверженцем Ц. («Ciceronianus»), а не Христа («Christianus»). Августин относил знакомство с цицероновским диалогом «Гортензий» (утрачен) к решающим событиям своей жизни. Петрарка, восторж. почитатель Ц., немало способствовал окончательной победе цицеронизма, так что подражание стилю Ц., которое сопутствовало изучению его произведений, стало целью гуманизма. В период неогуманизма 18 в., когда были как бы заново открыты греч. оригинальные произведения, Ц. утратил свое преимуществ, положение в области влияния античной культуры.

рис. Цицерон (портрет времен ранней императорской эпохи, Флоренция).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Марк Туллий Цицерон… Не хватит эпитетов русского языка для того, чтобы описать великого государственного деятеля, удивительного мудреца.

О достижениях

Благодаря сочинениям, которые писал Марк Туллий Цицерон, - о государстве, о политике императоров и царей, современные исследователи могут с точностью описать события прошедшего времени.

Великий римский мудрец проповедовал философию в её особой интерпретации, а именно ввёл огромное количество новых понятий. Например, определение - это совокупность разъяснительных признаков какого-либо предмета; прогресс - восхождение, продвижение вперёд и так далее.

Начало эпохи стоицизма

Одним из самых ярких представителей философии стоицизма был Марк Туллий Цицерон. Оратор много говорил о том, что единственным источником счастья является не что иное, как людская добродетель. В понимание добродетели Цицерон вкладывал такие качества личности, как мудрость, мужество, справедливость, умеренность во всех начинаниях.

Таким образом, через свои учения и мысли древнеримский мудрец старался понять, в чём заключается решение проблемы противостояния личной выгоды и нравственного долга. Разбираясь в данном вопросе, Марк Туллий Цицерон пришёл к выводу о необходимости изучения практической философии.

Культура Древнего Рима: эстетика, красота и красноречие

Нравственно-познавательная позиция философа включала неразрывное единство между красноречием и высокоморальным нравственным содержанием личности. Исходя из наличия данных личностных качеств, по мнению Цицерона, мог получиться вполне неплохой оратор.

В основе развития римской философии закладывался прочный базис древнегреческой культуры. Марк Туллий Цицерон говорил о постижении истинной о понятии её глубинных вопросов, которые зависят от подлинного красноречия - им должен обладать каждый уважающий себя римлянин. Обучение искусству речи - то, что необходимо для общества Древнего Рима.

Наряду с красноречивостью философ подчёркивал важность нравственной красоты. «Невозможно добиться глубоких мыслей и истинного познания, если помыслы твои преследуют низменные цели», - говорил Цицерон.

Литературное наследие

Помимо глубоких рассуждений Марк Туллий Цицерон оставил богатое литературное наследие. Невозможно описать объём всех сочинений, речей и писем; многие были узнаваемы во время его жизни, многие опубликованы лишь спустя несколько столетий. Большинство из работ адресованы конкретным личностям - друзьям оратора Титу Помпонию и Марку Туллию Тирону. В общей сложности сохранилось около 57 рукописей, по неофициальным данным, столько же было утеряно.

Огромным мировым достоянием являются несколько произведений философского содержания: книги «Об ораторе», «Оратор» и «Брут». Здесь Цицерон рассуждает об идеальных методах обучения и прививания навыков ораторского искусства, а также продумывает вопросы об индивидуальном стиле говорящего.

Стоит особо отметить произведения политического содержания. Самыми известными на сегодняшний день являются труды «О государстве», «О законах». Здесь Марк Туллий Цицерон, биография которого содержит опыт управления, рассуждает о строении идеального государства. Идеи, которые он заложил в каждой своей работе, были реализованы через римскую конституцию: удачное сочетание таких органов, как сенат, консулат и народное собрание.

Для написания более поздних работ Цицерон использовал в качестве основного, посредством которого пытался найти решение проблем древнегреческих философов. Множество информации можно подчерпнуть из корреспонденции философа, что была адресована известным личностям. Всего сохранилось около 4 собраний писем.

Ценность философских учений в будущем

Благодаря философу римской эпохи на свет появилась классическая латинская художественная проза, пропитанная мудростями ораторского искусства, а также глубокими философскими мыслями. Если изначально на данное литературное направление было обращено небольшое количество внимания, то в последующие века оно считалось образцовым и наиболее правильным.

После смерти Цицерона сравнивали с огромным количеством ораторов, среди которых был известнейший Демосфен - представитель греческой культуры и ораторского искусства. Спустя более 100 лет данное сравнение является одним из наиболее спорных и интересных.

Философские учения Марка Туллия ценились не только в эпоху современности, но и в привередливом Средневековье, а также ярком Новом времени, где признание взглядов прошлого в качестве актуальных было редкостью. Цицерон полагал, что основным критерием ценности человека является его образование, которое может быть подарено лишь греческой культурой. Он впервые использовал термин humanitas для обозначения воспитанного, начитанного и в целом образованного человека, обладающего должными нравственными качествами.

Марк Туллий Цицерон – выдающийся древнеримский оратор, политик, философ, писатель. Семейство его принадлежало к сословию всадников. Родился в 106 г. до н. э., 3 января, в городке Арпинум. Чтобы сыновья смогли получить достойное образование, отец перевез их в Рим, когда Цицерону было 15. Природный талант красноречия и усердные занятия не прошли даром: ораторское мастерство Цицерона не осталось незамеченным.

Его первое публичное выступление состоялось в 81 или в 80 г. до н. э. и было посвящено одному из любимцев диктатора Суллы. За этим могли последовать гонения, поэтому Цицерон перебрался в Афины, где уделял особое внимание изучению риторики и философии. Когда Сулла умер, Цицерон возвратился в Рим, стал выступать на судебных процессах защитником. В 75 г. до н. э. его избрали квестором и отправили на Сицилию. Будучи честным и справедливым чиновником, он завоевал у местного населения огромный авторитет, однако на его репутации в Риме это практически не сказалось.

Известным человеком Цицерон стал в 70 г. до н. э. после участия в громком процессе, т.н. деле Верреса. Несмотря на все ухищрения оппонентов, Цицерон блестяще справился со своей миссией, и благодаря его выступлениям обвиняемому в вымогательстве Верресу пришлось покинуть город. В 69 г. до н. э. состоялось избрание Цицерона эдилом, еще через 3 года – претором. К этому периоду относится первая речь сугубо политического содержания. В ней он выступил с поддержкой закона одного из народных трибунов, добивавшегося, чтобы Помпей в войне с Митридатом получил чрезвычайные полномочия.

Очередной вехой в политической биографии Цицерона стало избрание его в 63 г. до н. э. консулом. Его соперником на выборах был Катилина, настроенный на революционные преобразования и во многом поэтому проигравший. Находясь на этой должности, Цицерон выступал против законопроекта, в рамках которого предлагалось раздать беднейшим гражданам землю и создать для этих целей особую комиссию. Чтобы победить на выборах 62 г. до н.э,. Катилина замыслил заговор, который был успешно раскрыт Цицероном. Его четыре речи в сенате против соперника считаются образцом искусства красноречия. Катилина спасся бегством, а другие заговорщики были казнены. Влияние Цицерона, его слава в это время достигли апогея, его называли отцом отечества, но в то же время, если верить Плутарху , его склонность к самовосхвалению, постоянное припоминание заслуг в раскрытии заговора Катилины возбудили во многих гражданах неприязнь к нему и даже ненависть.

Во время т.н. первого триумвирата Цицерон не поддался искушению выступить на стороне союзников и остался верен республиканским идеалам. Один из его оппонентов, трибун Клодий, добился того, что в 58 г. до н. э., в апреле, Цицерон отправился в добровольное изгнание, его дом сожгли, а имущество конфисковали. В это время у него не раз возникали мысли о самоубийстве, однако вскоре Помпей добился того, чтобы Цицерона возвратили из ссылки.

Возвратившись домой, Цицерон не стал активно участвовать в политической жизни, отдавая предпочтение литературе и адвокатской практике. В 55 г. до н. э. появляется его диалог «Об ораторе», еще через год он начинает работать над трудом «О государстве». Во время гражданской войны оратор попытался выступить примирителем Цезаря и Помпея, но приход любого из них к власти считал для государства плачевным исходом. Приняв сторону Помпея, он после сражения при Форсале (48 г. до н. э.) не стал командовать его войском и переехал в Брундизий, где произошла его встреча с Цезарем. Несмотря на то, что тот его простил, Цицерон, будучи не готовым смириться с диктатурой, углубился в сочинения и переводы, и в его творческой биографии это время оказалось самым насыщенным.

В 44 г. до н. э., после того, как Цезарь был убит, Цицерон предпринял попытку вернуться в большую политику, полагая, что у государства еще есть шанс вернуть республику. В противостоянии между Марком Антонием и наследником Цезаря Октавианом Цицерон встал на сторону второго, видя в нем более легкий объект для влияния. Произнесенные против Антония 14 речей вошли в историю как филиппики. После того как Октавиан пришел к власти, Антонию удалось включить Цицерона в списки врагов народа, и 7 декабря 43 г. до н. э. он был убит неподалеку от Кайеты.

Творческое наследие оратора дошло до наших дней в виде 58 речей судебного и политического содержания, 19 трактатов, посвященных политике и риторике, философии, а также более 800 писем. Все его сочинения являются ценным источником сведений о нескольких драматичных страницах в истории Рима.

с.387 Рас­цвет дея­тель­но­сти Цице­ро­на сов­па­да­ет с послед­ним пери­о­дом граж­дан­ских войн в Риме. Рес­пуб­ли­ка уми­ра­ла в страш­ных кон­вуль­си­ях. Было подав­ле­но послед­нее гроз­ное вос­ста­ние рабов, руко­во­ди­мое Спар­та­ком. Рим­ская демо­кра­тия, обес­кров­лен­ная и в зна­чи­тель­ной части деклас­си­ро­ван­ная, уже не была спо­соб­на к круп­ным выступ­ле­ни­ям. На поли­ти­че­ской арене в сущ­но­сти оста­лась толь­ко одна реаль­ная сила: про­фес­сио­наль­ная воен­щи­на, кото­рой руко­во­ди­ли бес­прин­цип­ные поли­ти­ка­ны, стре­мив­ши­е­ся к лич­ной вла­сти и обо­га­ще­нию. Пом­пей, Цезарь, Анто­ний, Окта­виан - за ними почти не было сколь­ко-нибудь опре­де­лен­ных соци­аль­но-клас­со­вых груп­пи­ро­вок. Зато за ними сто­я­ла армия, и они были силь­ны той страст­ной жаж­дой « поряд­ка» , кото­рая с каж­дым годом все силь­нее охва­ты­ва­ла рим­ское обще­ство.

Поло­же­ние более прин­ци­пи­аль­ных поли­ти­ков - Цице­ро­на, Бру­та, Като­на - в эту эпо­ху было неве­ро­ят­но тяже­лым. Те из них, что были пря­мо­ли­ней­ны и непри­ми­ри­мы, - гиб­ли, хотя и со сла­вой, одна­ко ниче­го не добив­шись сво­ей гибе­лью. Те, что были гиб­ки и склон­ны к ком­про­мис­су, - мета­лись из сто­ро­ны в сто­ро­ну и тоже гиб­ли, толь­ко бес­слав­но… Конеч­но, поли­ти­че­ская и лич­ная неустой­чи­вость Цице­ро­на, ино­гда гра­ни­чив­шая с лег­ко­мыс­ли­ем, до извест­ной сте­пе­ни была резуль­та­том его харак­те­ра. Но в еще боль­шей сте­пе­ни она была след­ст­ви­ем клас­со­вой при­над­леж­но­сти Цице­ро­на и общей с.388 поли­ти­че­ской обста­нов­ки. В этом отно­ше­нии он был типи­чен для сво­е­го вре­ме­ни.

Марк Тул­лий Цице­рон родил­ся 3 янва­ря 106 г. до н. э. в усадь­бе сво­е­го отца, близ малень­ко­го захо­луст­но­го город­ка Арпи­на в южном Лации. Его отец при­над­ле­жал к сосло­вию всад­ни­ков. Он был, по-види­мо­му, доволь­но состо­я­тель­ным чело­ве­ком и не без свя­зей, если смог дать сво­им сыно­вьям - стар­ше­му, Мар­ку, и млад­ше­му, Квин­ту, - пре­крас­ное обра­зо­ва­ние в Риме. После окон­ча­ния началь­ной шко­лы Марк слу­шал извест­ных гре­че­ских рито­ров и фило­со­фов и про­хо­дил судеб­ную прак­ти­ку под руко­вод­ст­вом зна­ме­ни­тых рим­ских юри­стов того вре­ме­ни.

Пер­вые выступ­ле­ния Цице­ро­на в каче­стве адво­ка­та пада­ют на самый конец 80-х гг. Это была эпо­ха кро­ва­вой дик­та­ту­ры Сул­лы, - пер­во­го, кто начал закла­ды­вать осно­вы рим­ской импе­рии. Соци­аль­ной опо­рой этой дик­та­ту­ры, не счи­тая вой­ска, был ноби­ли­тет. Моло­дой Цице­рон, и сво­им про­ис­хож­де­ни­ем и сво­и­ми свя­зя­ми креп­ко спа­ян­ный со всад­ни­че­ст­вом, ока­зал­ся в оппо­зи­ции ари­сто­кра­ти­че­ско­му режи­му. Выра­же­ни­ем этой оппо­зи­ции была его речь в защи­ту Секс­та Рос­ция (80 г.).

Это вопи­ю­щее дело пред­став­ля­ет­ся очень типич­ным для эпо­хи. В кон­це 81 г. в Риме был най­ден уби­тым бога­тый земле­вла­де­лец из г. Аме­рии в Умбрии, Секст Рос­ций отец. Два род­ст­вен­ни­ка уби­то­го, Т. Рос­ций Капи­тон и Т. Рос­ций Магн, с кото­ры­ми он был в ссо­ре, вошли в сдел­ку с любим­цем Сул­лы, воль­ноот­пу­щен­ни­ком Хри­со­го­ном, для того чтобы наслед­ство уби­то­го доста­лось не его сыну Секс­ту Рос­цию, а им. С этой целью имя покой­но­го было вне­се­но зад­ним чис­лом в про­скрип­ци­он­ные спис­ки (про­скрип­ции пре­кра­ти­лись 1 июня 81 г.), хотя он сам являл­ся сто­рон­ни­ком Сул­лы. После это­го иму­ще­ство Секс­та Рос­ция было куп­ле­но за бес­це­нок с аук­ци­о­на Хри­со­го­ном. Часть куп­лен­ных име­ний Хри­со­гон пре­до­ста­вил Капи­то­ну, а дру­гие отдал Маг­ну. Чтобы отде­лать­ся от Секс­та Рос­ция сына, него­дяи обви­ни­ли его в отце­убий­стве.

Цице­рон риск­нул взять на себя защи­ту обви­ня­е­мо­го. Дело с.389 было очень опас­ным, при­ни­мая во вни­ма­ние бли­зость Хри­со­го­на к все­мо­гу­ще­му дик­та­то­ру. Цице­рон про­из­нес бле­стя­щую речь, где без труда рас­пу­тал пре­ступ­ные махи­на­ции, при­вед­шие Рос­ция на ска­мью под­суди­мых. Попут­но он дал кри­ти­ку сул­лан­ско­го режи­ма, - конеч­но, не затра­ги­вая само­го Сул­лу. Обви­ня­е­мый был оправ­дан.

Сме­лое выступ­ле­ние Цице­ро­на, гром­ко про­зву­чав­шее сре­ди все­об­ще­го без­мол­вия, доста­ви­ло ему широ­кую популяр­ность в демо­кра­ти­че­ских кру­гах, осо­бен­но сре­ди всад­ни­че­ства. Это было нача­лом не толь­ко его адво­кат­ской, но и поли­ти­че­ской карье­ры.

Вопре­ки ожида­ни­ям, речь Цице­ро­на сошла ему бла­го­по­луч­но. Ост­ро­та сул­лан­ской дик­та­ту­ры ста­ла осла­бе­вать, Сул­ла, по-види­мо­му, уже начал поду­мы­вать об отка­зе от вла­сти и мах­нул рукой на сме­ло­го адво­ка­та. А может быть, Сул­ла поща­дил Цице­ро­на бла­го­да­ря тако­му же капри­зу, како­му два года назад был обя­зан жиз­нью Цезарь…

Одна­ко сам Цице­рон и его дру­зья нахо­ди­ли, что ему все-таки без­опас­нее будет уехать из Рима подаль­ше. Поэто­му в сле­ду­ю­щем году он вме­сте с бра­том Квин­том отправ­ля­ет­ся в Гре­цию и М. Азию. Дли­тель­ное пре­бы­ва­ние там име­ло огром­ное зна­че­ние для Цице­ро­на. Непо­сред­ст­вен­ное сопри­кос­но­ве­ние с вели­кой гре­че­ской куль­ту­рой, с ее бес­смерт­ны­ми памят­ни­ка­ми, лек­ции зна­ме­ни­тых фило­со­фов и учи­те­лей крас­но­ре­чия - Антио­ха Аска­лон­ско­го, Моло­на Родос­ско­го и др. - ока­за­ли силь­ней­шее вли­я­ние на Цице­ро­на. То фило­соф­ское и рито­ри­че­ское обра­зо­ва­ние, кото­рое он полу­чил в моло­до­сти в Риме, теперь было рас­ши­ре­но и углуб­ле­но. На Родо­се он имел воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с еще сохра­нив­шим­ся там поли­ти­че­ским крас­но­ре­чи­ем. Родос­ская рито­ри­че­ская шко­ла куль­ти­ви­ро­ва­ла более про­стой стиль, чем тот, на кото­ром Цице­рон вос­пи­ты­вал­ся в моло­до­сти. Впо­след­ст­вии он сам при­зна­вал­ся, что пре­бы­ва­ние в Гре­ции и на Родо­се заста­ви­ло его силь­но изме­нить­ся.

После воз­вра­ще­ния с Восто­ка Цице­рон с успе­хом про­дол­жал свою адво­кат­скую дея­тель­ность и вме­сте с тем про­хо­дил с.390 слу­жеб­ный стаж. Извест­ность, при­об­ре­тен­ная им в свя­зи с делом Секс­та Рос­ция, и сим­па­тия, кото­рой он поль­зо­вал­ся в демо­кра­ти­че­ских кру­гах, облег­чи­ли ему, чело­ве­ку « ново­му» для выс­ше­го рим­ско­го обще­ства, быст­рое про­дви­же­ние по слу­жеб­ной лест­ни­це. В 75 г. мы видим его кве­сто­ром в Сици­лии, в 69 г. - куруль­ным эди­лом, в 66 г. - город­ским пре­то­ром.

В быт­ность Цице­ро­на в Сици­лии он заслу­жил ува­же­ние про­вин­ци­а­лов сво­ей чест­но­стью и бес­ко­ры­сти­ем, - каче­ства, ред­кие у про­вин­ци­аль­ных маги­ст­ра­тов. Поэто­му, когда в кон­це 71 г. сици­лий­цы реши­ли при­влечь к суду по обви­не­нию в вымо­га­тель­ствах сво­е­го намест­ни­ка Гая Верре­са, они обра­ти­лись для веде­ния дела имен­но к Цице­ро­ну.

Веррес за вре­мя сво­е­го про­пре­тор­ства в Сици­лии (73- 71 гг.) награ­бил 40 мил­ли­о­нов сестер­ций (око­ло 4 мил­ли­о­нов золотых руб­лей). Так как он при­над­ле­жал к ноби­ли­те­ту, то для Цице­ро­на сно­ва пред­ста­вил­ся слу­чай высту­пить про­тив коррум­пи­ро­ван­ной рим­ской ари­сто­кра­тии. Он повел дело с вели­чай­шей энер­ги­ей. Собран­ный им обви­ни­тель­ный мате­ри­ал был так велик, что Веррес пред­по­чел не дожидать­ся кон­ца сво­е­го дела: он вос­поль­зо­вал­ся пра­вом рим­ско­го граж­да­ни­на уйти в доб­ро­воль­ное изгна­ние до окон­ча­ния про­цес­са и поки­нул Рим после 1-й сес­сии (пред­ва­ри­тель­ная ста­дия про­цес­са), на кото­рой Цице­рон про­из­нес две речи. Впо­след­ст­вии он издал их вме­сте с пятью дру­ги­ми, под­готов­лен­ны­ми для про­из­не­се­ния на несо­сто­яв­шей­ся 2-й сес­сии.

Гром­кое дело Верре­са име­ло боль­шое поли­ти­че­ское зна­че­ние, вскрыв на ярком при­ме­ре мето­ды управ­ле­ния, при­ме­няв­ши­е­ся ноби­ли­те­том в про­вин­ци­ях, и обна­ру­жив всю глу­би­ну раз­ло­же­ния пра­вя­щей вер­хуш­ки. Цице­рон же зна­чи­тель­но при­умно­жил свой поли­ти­че­ский капи­тал в каче­стве пере­до­во­го бор­ца про­тив ари­сто­кра­тии.

В 66 г. Цице­рон был пре­то­ром и про­из­нес свою первую чисто поли­ти­че­скую речь за Мани­ли­ев закон о назна­че­нии Гн. Пом­пея пол­ко­вод­цем. Народ­ный три­бун Гай Мани­лий в нача­ле 66 г. внес зако­но­про­ект о переда­че Пом­пею с.391 коман­до­ва­ния в войне про­тив пон­тий­ско­го царя Мит­рида­та. Зако­но­про­ект пред­у­смат­ри­вал вру­че­ние Пом­пею выс­шей вла­сти (im­pe­rium mai­us) по отно­ше­нию к дру­гим пол­ко­во­д­цам с пра­вом само­сто­я­тель­но объ­яв­лять вой­ну и заклю­чать мир. Это были чрез­вы­чай­ные пол­но­мо­чия, кото­ры­ми соби­ра­лись наде­лить Пом­пея пред­ста­ви­те­ли денеж­но-тор­го­во­го капи­та­ла (всад­ни­ки): заво­е­ва­ние Восто­ка откры­ва­ло им широ­кое поле дей­ст­вия. Но имен­но пото­му, что зако­но­про­ект был в инте­ре­сах всад­ни­че­ства, про­тив него высту­пил сенат. К тому же Пом­пей в это вре­мя делал став­ку на демо­кра­тию, и ари­сто­кра­ты опа­са­лись его чрез­вы­чай­ных пол­но­мо­чий.

Таким обра­зом, в 66 г. Цице­рон еще про­дол­жа­ет высту­пать про­тив ноби­ли­те­та, под­дер­жи­вая демо­кра­ти­че­ский фронт, - в част­но­сти, его пра­вое кры­ло, всад­ни­че­ство. Одна­ко менее чем через три года его поли­ти­че­ские пози­ции начи­на­ют менять­ся.

Выбо­ры кон­су­лов на 63 г. про­те­ка­ли в обста­нов­ке напря­жен­ной поли­ти­че­ской борь­бы. Одним из соис­ка­те­лей был Л. Сер­гий Кати­ли­на, чело­век с дале­ко не без­упреч­ным про­шлым, быв­ший сул­ла­нец, но в дан­ное вре­мя высту­пав­ший с про­грам­мой соци­аль­ных меро­при­я­тий, сре­ди кото­рых основ­ным была кас­са­ция дол­гов. Поэто­му Кати­ли­ну под­дер­жи­вал очень пест­рый блок соци­аль­ных про­сло­ек Ита­лии, начи­ная от разо­ря­ю­ще­го­ся кре­стьян­ства и деклас­си­ро­ван­ной город­ской чер­ни и кон­чая про­мотав­ши­ми­ся ноби­ля­ми. День­ги на пред­вы­бор­ную кам­па­нию дали Красс и Цезарь, пре­сле­до­вав­шие во всем этом свои лич­ные цели: захват вла­сти и обо­га­ще­ние. Вто­рым кан­дида­том демо­кра­ти­че­ская пар­тия выста­ви­ла неко­е­го Гая Анто­ния, быв­ше­го сул­лан­ца, чело­ве­ка совер­шен­но ничтож­но­го.

Одна­ко ноби­ли­тет и всад­ни­че­ство еди­ным фрон­том высту­пи­ли про­тив « раз­ру­ши­тель­ных» пла­нов Кати­ли­ны. Наи­бо­лее под­хо­дя­щим кан­дида­том для того, чтобы воз­гла­вить этот блок, являл­ся Цице­рон. К 63 г. он сам, под вли­я­ни­ем поле­ве­ния народ­ной мас­сы, зна­чи­тель­но эво­лю­ци­о­ни­ро­вал впра­во, высту­пив с лозун­гом « согла­сия сосло­вий» . Таким обра­зом для сена­та оди­оз­ность фигу­ры Цице­ро­на в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни была с.392 ослаб­ле­на. Его извест­ность в каче­стве адво­ка­та гаран­ти­ро­ва­ла ему под­держ­ку широ­ких кру­гов изби­ра­те­лей. Вот поче­му про­тив Кати­ли­ны и Анто­ния всад­ни­ки в бло­ке с сена­тор­ской пар­ти­ей выста­ви­ли Цице­ро­на. На выбо­рах Кати­ли­на про­ва­лил­ся, и кон­су­ла­ми на 63 г. были избра­ны Цице­рон и Анто­ний. Этот послед­ний, под­куп­лен­ный сво­им кол­ле­гой, устра­нил­ся от актив­ной дея­тель­но­сти; хозя­и­ном поло­же­ния стал Цице­рон.

Насту­пил зна­ме­ни­тый « год кон­суль­ства» . Цице­рон, дале­ко не обла­дав­ший излиш­ней скром­но­стью, впо­след­ст­вии без вся­кой меры пре­уве­ли­чил свою лич­ную роль в собы­ти­ях 63 г. Он даже сочи­нил две без­дар­ных поэ­мы: « О сво­ем кон­суль­стве» и « О сво­ем вре­ме­ни» . В них он с необы­чай­ной хваст­ли­во­стью рас­пи­сы­вал свои подви­ги…

Вре­мя, дей­ст­ви­тель­но, было труд­ное для пра­вя­щей вер­хуш­ки рим­ско­го обще­ства. В самом нача­ле 63 г. пра­ви­тель­ство вынуж­де­но было занять­ся про­ек­том боль­шо­го и слож­но­го аграр­но­го зако­на. Он был вне­сен народ­ным три­бу­ном 63 г. П. Сер­ви­ли­ем Рул­лом и инспи­ри­ро­ван вождя­ми демо­кра­ти­че­ско­го дви­же­ния. Зако­но­про­ект пред­у­смат­ри­вал широ­кую разда­чу зем­ли бед­ней­шим граж­да­нам без пра­ва отчуж­де­ния. Для про­веде­ния этой меры пред­по­ла­га­лось созда­ние на 5 лет комис­сии децем­ви­ров, обле­чен­ной огром­ны­ми пра­ва­ми, в кото­рую, в слу­чае при­ня­тия зако­но­про­ек­та, конеч­но, вошли бы вожди демо­кра­тии.

Цице­рон про­из­нес про­тив зако­но­про­ек­та Рул­ла три речи, в кото­рых лов­ко исполь­зо­вал настро­е­ния ноби­ли­те­та и всад­ни­че­ства, направ­лен­ные как про­тив разда­чи зем­ли, так и про­тив воз­мож­но­сти появ­ле­ния демо­кра­ти­че­ской дик­та­ту­ры в лице аграр­ных децем­ви­ров. Даль­ней­шая судь­ба зако­но­про­ек­та нам не извест­на. Воз­мож­но, что автор, не наде­ясь его про­ве­сти, взял его обрат­но.

Летом 63 г. Кати­ли­на сно­ва выста­вил свою кан­дида­ту­ру в кон­су­лы на 62 г. Одновре­мен­но с этим, учи­ты­вая воз­мож­ность ново­го про­ва­ла, он тай­но начал под­готов­лять вос­ста­ние. Аген­ты Кати­ли­ны вер­бо­ва­ли сто­рон­ни­ков и заготов­ля­ли ору­жие. Одним из важ­ней­ших цен­тров дви­же­ния была север­ная с.393 Этру­рия, где сто­рон­ник Кати­ли­ны, быв­ший сул­лан­ский офи­цер Гай Ман­лий, наби­рал отряд из разо­рив­ших­ся сул­лан­ских коло­ни­стов. На юге Ита­лии к дви­же­нию при­вле­ка­ли рабов.

Чтобы не допу­стить избра­ния Кати­ли­ны, нуж­но было вся­че­ски пре­уве­ли­чить опас­ность дви­же­ния для иму­щих клас­сов. Кон­суль­ские выбо­ры, состо­яв­ши­е­ся, веро­ят­но, позд­ним летом или ран­ней осе­нью 63 г., про­хо­ди­ли в воен­ной обста­нов­ке. Цице­рон, разду­вав­ший опас­ность, кото­рой он лич­но под­вер­гал­ся, руко­во­дил выбо­ра­ми в пан­ци­ре, наде­том под тогу, и окру­жен­ный охра­ной. Это был бес­пре­цедент­ный слу­чай в рим­ской исто­рии. При­ня­тые меры дали свои резуль­та­ты: рядо­вой изби­ра­тель, запу­ган­ный все­воз­мож­ны­ми слу­ха­ми, не голо­со­вал за Кати­ли­ну. Избран­ны­ми ока­за­лись Лици­ний Муре­на и Юний Силан.

Толь­ко тогда Кати­ли­на решил при­бег­нуть к вос­ста­нию. Фак­ты, свя­зан­ные с рас­кры­ти­ем заго­во­ра и его подав­ле­ни­ем, обще­из­вест­ны, и мы не будем на них оста­нав­ли­вать­ся. Нуж­но толь­ко под­черк­нуть, что и здесь роль Цице­ро­на в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни разду­та, - в первую голо­ву им самим. Не нуж­но было осо­бой про­ни­ца­тель­но­сти и лов­ко­сти, чтобы рас­крыть заго­вор, участ­ни­ки кото­ро­го под­готов­ля­ли его почти откры­то. Не нуж­но было осо­бой храб­ро­сти, чтобы бро­сить обви­не­ние Кати­лине в сена­те, окру­жен­ном надеж­ной стра­жей, когда Цице­рон пре­крас­но знал, что Кати­ли­на еще до его речи решил поки­нуть Рим. Что же каса­ет­ся « согла­сия сосло­вий» , кото­рое Цице­рон счи­тал сво­ей глав­ной заслу­гой, то здесь « страх сде­лал боль­ше, чем мог­ли бы сде­лать самые пре­крас­ные речи, и в этом смыс­ле мож­но ска­зать, что этим согла­ше­ни­ем, на кото­рое Цице­рон смот­рел как на резуль­тат сво­ей поли­ти­ки, он ско­рее обя­зан Кати­лине, чем само­му себе» (Буас­сье).

Цице­рон слу­жил тем зна­ме­нем, вокруг кото­ро­го собра­лись все соб­ст­вен­ни­че­ские эле­мен­ты Ита­лии. Одна­ко нель­зя отри­цать, что в 63 г. он вел себя нере­ши­тель­но, трус­ли­во и что он наде­лал мас­су оши­бок, за кото­рые ему ско­ро при­шлось жесто­ко попла­тить­ся. Дви­же­ние Кати­ли­ны погиб­ло не бла­го­да­ря с.394 Цице­ро­ну, а пото­му, что рим­ско-ита­лий­ская демо­кра­тия уже не была спо­соб­на к рево­лю­ци­он­ным дей­ст­ви­ям…

Неза­кон­ная казнь пяти заго­вор­щи­ков - Лен­ту­ла, Цете­га, Ста­ти­лия, Габи­ния и Цепа­рия - подо­рва­ла поли­ти­че­ские пози­ции Цице­ро­на. Этой каз­ни, вызван­ной тру­со­стью, демо­кра­тия не забы­ла Цице­ро­ну. Пер­вое вре­мя после гибе­ли Кати­ли­ны Цице­рон играл первую роль в Риме, но ско­ро поло­же­ние рез­ко изме­ни­лось. В 60 г. меж­ду Цеза­рем, Пом­пе­ем и Крас­сом был заклю­чен союз, извест­ный под назва­ни­ем « I три­ум­ви­ра­та» . В их лице к вла­сти при­шла груп­пи­ров­ка, враж­деб­ная сена­ту, а сле­до­ва­тель­но и Цице­ро­ну, кото­рый с 63 г. тес­но свя­зал себя с опти­ма­та­ми.

Вес­ной 58 г. народ­ный три­бун Пуб­лий Кло­дий, агент Цеза­ря, пред­ло­жил закон, обре­кав­ший на изгна­ние долж­ност­ное лицо, каз­нив­шее рим­ско­го граж­да­ни­на без суда. Закон был явно направ­лен про­тив Цице­ро­на.

Под­дер­жать « отца оте­че­ства» было неко­му. Пре­сло­ву­тое еди­не­ние сосло­вий рас­па­лось, как толь­ко исчез страх перед Кати­ли­ной. Всад­ни­че­ство и ноби­ли­тет порознь не были доста­точ­но силь­ны, чтобы в дан­ный момент играть сколь­ко-нибудь круп­ную роль. К тому же сенат не мог про­стить Цице­ро­ну, что он, чело­век незнат­ный, про­брал­ся в ряды ноби­ли­те­та. Цице­рон, после тщет­ных попы­ток избе­жать ожидав­шей его уча­сти, уехал на Бал­кан­ский полу­ост­ров еще до того, как про­шел направ­лен­ный про­тив него закон. Иму­ще­ство его было кон­фис­ко­ва­но.

Пись­ма Цице­ро­на из изгна­ния (58- 57 гг.) свиде­тель­ст­ву­ют о его пол­ной рас­те­рян­но­сти и упад­ке духа. С обыч­ной для него экс­прес­сив­но­стью он горь­ко жалу­ет­ся на свои бед­ст­вия и на зло­бу сво­их вра­гов. Он видит все в чер­ном све­те, все кажет­ся ему поте­рян­ным, он дума­ет о само­убий­стве. Такое состо­я­ние край­ней депрес­сии было харак­тер­но для Цице­ро­на, кото­рый очень лег­ко воз­буж­дал­ся, но так же лег­ко впа­дал в мрач­ное отча­я­ние.

Изгна­ние Цице­ро­на дли­лось око­ло 1½ года. За это вре­мя в Риме про­изо­шла неко­то­рая пере­груп­пи­ров­ка обще­ст­вен­ных с.395 сил. Ста­ло наме­чать­ся сбли­же­ние меж­ду Пом­пе­ем и сена­том, про­ис­хо­див­шее на поч­ве их обще­го стра­ха перед Цеза­рем, кото­рый чрез­вы­чай­но успеш­но вое­вал в Гал­лии. Это сбли­же­ние было уско­ре­но без­удерж­ной дема­го­ги­че­ской поли­ти­кой Кло­дия. Чтобы пара­ли­зо­вать его вли­я­ние, Пом­пей сбли­зил­ся с народ­ным три­бу­ном 57 г. Анни­ем Мило­ном, в дема­го­гии не усту­пав­шим Кло­дию. Охлаж­де­ни­ем меж­ду Пом­пе­ем и Кло­ди­ем вос­поль­зо­ва­лись сто­рон­ни­ки Цице­ро­на. С помо­щью Мило­на и Пом­пея изгнан­ник был амни­сти­ро­ван и в сен­тяб­ре 57 г. вер­нул­ся в Рим, тор­же­ст­вен­но встре­чен­ный насе­ле­ни­ем. « Каза­лось, - гово­рил он впо­след­ст­вии в речи про­тив Писо­на, - что весь город сорвал­ся с сво­их основ, чтобы при­вет­ст­во­вать сво­е­го осво­бо­ди­те­ля» . Кон­фис­ко­ван­ное иму­ще­ство было ему воз­вра­ще­но.

Пер­вое вре­мя Цице­рон наслаж­дал­ся сво­им три­ум­фом: « Мне пред­став­ля­ет­ся, - гово­рил он, - что я не толь­ко воз­вра­ща­юсь из ссыл­ки; мне кажет­ся, что я вос­хо­жу на небо» . Одна­ко опья­не­ние ско­ро про­шло. В Риме цари­ла пол­ная анар­хия. Наем­ные бан­ды Кло­дия и Мило­на, состо­яв­шие из подон­ков обще­ства, устра­и­ва­ли друг с дру­гом насто­я­щие сра­же­ния. Жиз­ни Цице­ро­на не раз гро­зи­ла опас­ность. Эта анар­хия искус­ст­вен­но под­дер­жи­ва­лась три­ум­ви­ра­ми через их аген­тов, так как она тре­бо­ва­ла уста­нов­ле­ния дик­та­ту­ры, к кото­рой стре­ми­лись и Цезарь и Пом­пей. Нор­маль­ная поли­ти­че­ская жизнь в Риме ста­ла невоз­мож­ной, и Цице­рон ско­ро увидел, что он, в сущ­но­сти, явля­ет­ся толь­ко оруди­ем в руках три­ум­ви­ров.

Цице­рон отхо­дит от поли­ти­ки и пре­да­ет­ся адво­кат­ской дея­тель­но­сти. Вме­сте с тем он уси­лен­но зани­ма­ет­ся лите­ра­ту­рой, кото­рая дава­ла боль­ше воз­мож­но­стей для сво­бод­но­го выра­же­ния сво­их взглядов. В 55 г. он пишет диа­лог « Об ора­то­ре» , в 54 г. - начи­на­ет работать над сво­им зна­ме­ни­тым сочи­не­ни­ем « О государ­стве» . И в том и в дру­гом про­из­веде­нии высту­па­ет поли­ти­че­ская плат­фор­ма Цице­ро­на дан­но­го пери­о­да. Он - сто­рон­ник с.396 уме­рен­ной ари­сто­кра­ти­че­ской рес­пуб­ли­ки в духе тра­ди­ци­он­ной рим­ской кон­сти­ту­ции.

В 51 г. Цице­рон полу­чил назна­че­ние про­кон­су­лом в про­вин­цию Кили­кию, где он, бла­го­да­ря сво­е­му лич­но­му бес­ко­ры­стию, как рань­ше в Сици­лии, при­об­рел ува­же­ние мест­но­го насе­ле­ния и популяр­ность в вой­ске.

В кон­це 50 г. Цице­рон вер­нул­ся в Рим, где было чрез­вы­чай­но напря­жен­ное поло­же­ние. Рес­пуб­ли­ка была нака­нуне граж­дан­ской вой­ны меж­ду Цеза­рем и Пом­пе­ем. Цице­рон дол­жен был решить, чью сто­ро­ну он при­мет. Выбор был не легок, так как лич­но он не любил Пом­пея и не верил в успех его дела. Одна­ко Пом­пея счи­та­ли защит­ни­ком рес­пуб­ли­ки, и все дру­зья Цице­ро­на сто­я­ли на его сто­роне. Это заста­ви­ло Цице­ро­на после дол­гих коле­ба­ний сде­лать выбор и отпра­вить­ся в лагерь Пом­пея. « Подоб­но быку, сле­ду­ю­ще­му за ста­дом, - писал он Атти­ку, - я отправ­ля­юсь вслед за чест­ны­ми людь­ми» .

9 авгу­ста 48 г. Пом­пей был раз­бит при Фар­са­ле. Это заста­ви­ло Цице­ро­на отка­зать­ся от даль­ней­шей борь­бы. Он при­ехал в Ита­лию и вынуж­ден был 11 меся­цев про­сидеть в Брун­ди­сии, преж­де чем полу­чил от Цеза­ря раз­ре­ше­ние вер­нуть­ся в свои поме­стья.

В пери­од дик­та­ту­ры Цице­рон, конеч­но, сно­ва ото­шел от поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти, хотя и высту­пал ино­гда перед Цеза­рем с реча­ми в защи­ту быв­ших пом­пе­ян­цев. Его лич­ные отно­ше­ния с дик­та­то­ром были доволь­но хоро­ши­ми. Сно­ва, как и в 50-х годах, Цице­рон с жаром зани­ма­ет­ся лите­ра­ту­рой. Он пишет рето­ри­че­ские трак­та­ты « Брут» и « Ора­тор» и ряд фило­соф­ских про­из­веде­ний: « О пре­де­лах добра и зла» , « Туску­лан­ские беседы» , « О при­ро­де богов» и др. Эти послед­ние сыг­ра­ли огром­ную роль для озна­ком­ле­ния рим­ской интел­ли­ген­ции с гре­че­ской фило­со­фи­ей.

15 мар­та 44 г. Цезарь пал под кин­жа­ла­ми заго­вор­щи­ков. Для Цице­ро­на насту­пил новый (на этот раз уже послед­ний) пери­од поли­ти­че­ской актив­но­сти. Само собой разу­ме­ет­ся, что в борь­бе меж­ду цеза­ри­ан­ца­ми и рес­пуб­ли­кан­ской пар­ти­ей он с.397 встал на сто­ро­ну этой послед­ней. В пер­вое вре­мя после убий­ства Цеза­ря Цице­рон мог тешить себя иллю­зи­ей, что он, как в 63 г., явля­ет­ся вождем сена­та… Глав­ным вра­гом рес­пуб­ли­ки и про­дол­жа­те­лем поли­ти­че­ской линии Цеза­ря он счи­тал Анто­ния. Одна­ко уже в кон­це апре­ля в Риме появил­ся моло­дой Окта­виан, вну­чат­ный пле­мян­ник Цеза­ря, усы­нов­лен­ный им, наслед­ник боль­шей части его состо­я­ния. Хит­рый юно­ша обма­нул ста­ро­го и опыт­но­го поли­ти­ка: Цице­рон объ­явил Окта­ви­а­на « защит­ни­ком рес­пуб­ли­ки» и при­нял его под свое покро­ви­тель­ство. В нача­ле сен­тяб­ря он высту­пил с пер­вой речью про­тив Анто­ния, тре­буя объ­яв­ле­ния его вне зако­на. Это была пер­вая « Филип­пи­ка» Цице­ро­на, за кото­рой после­до­ва­ли 13 дру­гих .

Но Цице­рон, как это часто с ним быва­ло, и на этот раз ока­зал­ся недаль­но­вид­ным. Не он управ­лял собы­ти­я­ми, а они им. Цеза­ри­ан­цам необ­хо­ди­мо было на неко­то­рое вре­мя объ­еди­нить свои силы. В нояб­ре 43 г. был заклю­чен так назы­вае­мый « II три­ум­ви­рат» , офи­ци­аль­ный союз Окта­ви­а­на, Анто­ния и Лепида, кото­рым на 5 лет вру­ча­лись неогра­ни­чен­ные пол­но­мо­чия « для устрой­ства государ­ства» .

Пер­вым же резуль­та­том заклю­че­ния сою­за яви­лись поли­ти­че­ские убий­ства, про­скрип­ции, по сво­ей обду­ман­но­сти и жесто­ко­сти дале­ко пре­взо­шед­шие про­скрип­ции Сул­лы. Зара­нее был состав­лен спи­сок жертв, куда вошли поли­ти­че­ские и лич­ные вра­ги три­ум­ви­ров и мно­го про­сто бога­тых людей. Анто­ний насто­ял на вклю­че­нии в спи­сок Цице­ро­на и всех его род­ст­вен­ни­ков. Когда нача­лись убий­ства, Цице­рон решил бежать к Бру­ту, по слу­хам нахо­див­ше­му­ся в это вре­мя с боль­ши­ми сила­ми в Македо­нии. Он даже сел на суд­но и дое­хал до мыса Цир­цей. « Корм­чие, - гово­рит Плу­тарх, - хоте­ли немед­ля отплыть оттуда, но Цице­рон, пото­му ли, что боял­ся моря, или не совсем еще поте­рял веру в Цеза­ря , сошел с суд­на и про­шел пеш­ком 100 ста­дий , как бы направ­ля­ясь в Рим, а затем, в с.398 смя­те­нии, сно­ва изме­нил наме­ре­ние и спу­стил­ся к морю в Асту­ру . Здесь про­вел он ночь в ужас­ных мыс­лях о без­вы­ход­ном сво­ем поло­же­нии, так что ему при­хо­ди­ло даже в голо­ву тай­но про­брать­ся к Цеза­рю в дом и, покон­чив с собою у его оча­га, навлечь на него духа мести; и от это­го шага отвлек его страх муче­ний. И опять, хва­та­ясь за дру­гие при­ду­мы­ва­е­мые им бес­по­рядоч­ные пла­ны, он пре­до­ста­вил сво­им рабам вез­ти его морем в Кай­е­ту, где у него было име­ние… Цице­рон сошел на берег и, вой­дя в свою вил­лу, при­лег отдох­нуть… Рабы с уко­ром спра­ши­ва­ли себя, неуже­ли будут они ждать, пока не ста­нут свиде­те­ля­ми убий­ства их гос­по­ди­на, и не защи­тят его… Дей­ст­вуя то прось­ба­ми, то понуж­де­ни­ем, они понес­ли его в носил­ках к морю. В это же вре­мя яви­лись убий­цы, цен­ту­ри­он Герен­ний и воен­ный три­бун Попил­лий, кото­ро­го Цице­рон неко­гда защи­щал в про­цес­се по обви­не­нию его в отце­убий­стве; были при них и слу­ги. Най­дя две­ри запер­ты­ми, они взло­ма­ли их. Цице­ро­на на месте не ока­за­лось… Три­бун, взяв с собою несколь­ко чело­век, побе­жал вокруг сада к выхо­ду; Цице­рон же, увидев бегу­ще­го по дорож­кам Герен­ния, при­ка­зал рабам поста­вить носил­ки тут же, а сам, взяв­шись по сво­ей при­выч­ке левой рукой за под­бо­ро­док, упор­но смот­рел на убий­цу. Его запу­щен­ный вид, отрос­шие воло­сы и измож­ден­ное от забот лицо вну­ша­ли сожа­ле­ние, так что почти все при­сут­ст­во­вав­шие закры­ли свои лица в то вре­мя, как его уби­вал Герен­ний. Он выста­вил шею из носи­лок и был заре­зан. Умер он на шесть­де­сят чет­вер­том году от рож­де­ния . Затем Герен­ний, сле­дуя при­ка­зу Анто­ния, отру­бил Цице­ро­ну голо­ву и руки, кото­ры­ми он напи­сал “Филип­пи­ки”» .

Отруб­лен­ные части тела Цице­ро­на были при­ве­зе­ны в Рим и по при­ка­за­нию Анто­ния выстав­ле­ны на фору­ме, - на три­буне, с кото­рой Цице­рон преж­де обыч­но обра­щал­ся к наро­ду с.399 с реча­ми. « И посмот­реть на это, - заме­ча­ет Аппи­ан, - сте­ка­лось боль­ше наро­ду, чем преж­де послу­шать его» .

Со смер­тью Цице­ро­на сошла со сце­ны круп­ная фигу­ра. Одна­ко зна­че­ние его лежит не в сфе­ре поли­ти­че­ской. Уже само обще­ст­вен­ное поло­же­ние Цице­ро­на обре­ка­ло его на посто­ян­ные коле­ба­ния и ком­про­мис­сы. Всад­ник по про­ис­хож­де­нию и адво­кат по про­фес­сии, он зани­мал вме­сте со сво­им сосло­ви­ем про­ме­жу­точ­ную пози­цию меж­ду ноби­ли­те­том и демо­кра­ти­ей, а дея­тель­ность адво­ка­та выра­бота­ла в нем дар при­спо­соб­лять­ся ко вся­ким обсто­я­тель­ствам. Дви­же­ние Кати­ли­ны сбли­зи­ло его с сена­тор­ской пар­ти­ей. Одна­ко он нико­гда не мог стать « сво­им» для рим­ско­го ноби­ли­те­та. Ари­сто­кра­ты все­гда смот­ре­ли на него как на выскоч­ку.

К это­му при­со­еди­ня­лась лич­ная непри­год­ность Цице­ро­на к поли­ти­че­ской дея­тель­но­сти. У него отсут­ст­во­ва­ло как раз то, что необ­хо­ди­мо для круп­но­го обще­ст­вен­но­го дея­те­ля: про­ни­ца­тель­ность, уме­ние быст­ро ори­ен­ти­ро­вать­ся в обста­нов­ке, раз­би­рать­ся в людях, реши­тель­ность и хлад­но­кро­вие. Цице­рон был нере­ши­те­лен, недаль­но­виден, бес­ко­неч­но тще­сла­вен, сует­лив, лег­ко под­да­вал­ся минут­ным настро­е­ни­ям и совер­шен­но не умел раз­би­рать­ся в людях. После заго­во­ра Кати­ли­ны он, дей­ст­ви­тель­но, вооб­ра­зил себя спа­си­те­лем оте­че­ства, и это окон­ча­тель­но вскру­жи­ло ему голо­ву. Изгна­ние, в сущ­но­сти, не отрез­ви­ло его. Он про­дол­жал делать одну поли­ти­че­скую ошиб­ку за дру­гой, пока не совер­шил послед­ней, сто­ив­шей ему жиз­ни…

Исто­ри­че­ское зна­че­ние Цице­ро­на заклю­ча­ет­ся в его лите­ра­тур­ной дея­тель­но­сти: в его речах, фило­соф­ских про­из­веде­ни­ях и в пись­мах.

В лице Цице­ро­на рим­ское крас­но­ре­чие достиг­ло выс­шей точ­ки сво­е­го раз­ви­тия, хотя и поте­ря­ло свою былую непо­сред­ст­вен­ность, кото­рую мы встре­ча­ем, напри­мер, у Грак­хов. Цице­рон про­шел пре­крас­ную шко­лу рето­ри­ки сна­ча­ла в Риме, а затем на Восто­ке. И тут и там он мог поль­зо­вать­ся сове­та­ми луч­ших с.400 учи­те­лей крас­но­ре­чия и слу­шать самых бле­стя­щих ора­то­ров. Бур­ные вре­ме­на, в кото­рые жил Цице­рон, откры­ва­ли широ­кие воз­мож­но­сти для прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния его тео­ре­ти­че­ских зна­ний и спо­соб­но­стей. Кро­ме огром­но­го коли­че­ства судеб­ных и поли­ти­че­ских речей, про­из­не­сен­ных или напи­сан­ных Цице­ро­ном , он оста­вил несколь­ко сочи­не­ний по тео­рии ора­тор­ско­го искус­ства: « Об ора­то­ре» , « Брут» , « Ора­тор» .

Ора­тор­скую мане­ру Цице­ро­на мож­но назвать « уме­рен­ным ази­а­низ­мом» . Он тща­тель­но отде­лы­вал свои речи, постро­ен­ные по опре­де­лен­ным пра­ви­лам. Как ора­тор Цице­рон необы­чай­но гибок, наход­чив и раз­но­сто­ро­нен. Он с оди­на­ко­вой лег­ко­стью при­бе­га­ет к пафо­су, тон­кой иро­нии или к гру­бой инвек­ти­ве. В его рас­по­ря­же­нии все­гда нахо­дит­ся огром­ный сло­вар­ный запас. Он широ­ко исполь­зу­ет сино­ни­мы, мета­фо­ры и т. п. Ази­ан­ская шко­ла люби­ла при­бе­гать к рит­ми­че­ской речи. Цице­рон так­же широ­ко исполь­зо­вал этот при­ем, кото­рый для наше­го слу­ха слиш­ком искус­ст­вен, но кото­рый высо­ко ценил­ся его совре­мен­ни­ка­ми.

Речи Цице­ро­на, рав­но как и дру­гие его лите­ра­тур­ные про­из­веде­ния, ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие латин­ской про­зы. Но его цени­ли не толь­ко совре­мен­ни­ки и бли­жай­шие антич­ные потом­ки. Вли­я­ние Цице­ро­на про­сти­ра­лось гораздо даль­ше. В эпо­ху Воз­рож­де­ния на сти­ле Цице­ро­на вос­пи­ты­ва­лись созда­те­ли лите­ра­тур­ных язы­ков новой Евро­пы. Дея­те­ли бур­жу­аз­ной фран­цуз­ской рево­лю­ции XVIII в. тща­тель­но изу­ча­ли его речи и ста­ра­лись под­ра­жать им.

Речи Цице­ро­на, как поли­ти­че­ские, так и судеб­ные, дают огром­ный исто­ри­че­ский мате­ри­ал, но крайне субъ­ек­тив­но осве­щен­ный. Самый харак­тер рим­ско­го крас­но­ре­чия этой эпо­хи с.401 (осо­бен­но судеб­но­го) допус­кал не толь­ко про­из­воль­ное осве­ще­ние фак­тов, но и пря­мое их иска­же­ние путем одно­сто­рон­не­го под­бо­ра, умол­ча­ния и даже фаль­си­фи­ка­ции. Цице­рон, как мы виде­ли, был чело­ве­ком поли­ти­че­ски неустой­чи­вым и увле­каю­щим­ся. В пылу борь­бы он сме­ши­вал с гря­зью сво­их про­тив­ни­ков, не оста­нав­ли­ва­ясь ни перед чем. Будучи преж­де все­го ора­то­ром, Цице­рон часто давал кра­си­вой фра­зе увлечь себя так дале­ко, как сам не хотел, в чем он впо­след­ст­вии горь­ко рас­ка­и­вал­ся.

Фило­соф­ский дух был чужд рим­ля­нам: для это­го они были слиш­ком прак­тич­ны. Поэто­му в фило­со­фии силь­нее все­го высту­па­ет их зави­си­мость от гре­ков. Во II- I вв. в Гре­ции наи­бо­лее популяр­ны­ми были две фило­соф­ские шко­лы: уме­рен­ный ака­де­ми­че­ский скеп­ти­цизм и сто­и­цизм. Цице­рон, являв­ший­ся чистей­шим эклек­ти­ком и поста­вив­ший перед собой зада­чу позна­ко­мить рим­ское обще­ство с послед­ним сло­вом гре­че­ской фило­со­фии, соеди­нил в сво­их взглядах наи­бо­лее ходя­чие пред­став­ле­ния обе­их систем: уче­ние о веро­ят­но­сти как кри­те­рии истин­но­сти (позд­няя Ака­де­мия) и, в духе сто­и­циз­ма, допу­ще­ние неко­то­рых общих поня­тий, свой­ст­вен­ных всем людям: суще­ст­во­ва­ние бога, бес­смер­тие души и т. п.

Цице­рон ста­вил перед собой не столь­ко науч­ные, сколь­ко про­све­ти­тель­ные цели. К тому же он не был фило­со­фом-спе­ци­а­ли­стом. Отсюда выте­ка­ют как досто­ин­ства, так и недо­стат­ки его фило­соф­ских про­из­веде­ний. Они доступ­ны каж­до­му обра­зо­ван­но­му чело­ве­ку, напи­са­ны изящ­ным и про­стым язы­ком. Цице­рон пре­крас­но спра­вил­ся с труд­ной зада­чей пере­ве­сти на латин­ский язык гре­че­скую фило­соф­скую тер­ми­но­ло­гию. С дру­гой сто­ро­ны, Цице­рон, не обла­дая спе­ци­аль­ны­ми зна­ни­я­ми, часто допус­кал ошиб­ки в изло­же­нии фило­соф­ских систем. Мно­гое у него напи­са­но на ско­рую руку, часто отсут­ст­ву­ет кри­ти­че­ское отно­ше­ние к изла­га­е­мым взглядам.

Тем не менее Цице­ро­ну при­над­ле­жит огром­ная заслу­га перед исто­ри­ей куль­ту­ры, так как имен­но он впер­вые в широ­ком мас­шта­бе позна­ко­мил рим­ское обра­зо­ван­ное обще­ство с гре­че­ской фило­со­фи­ей. И преж­де чем люди новой Евро­пы смог­ли с.402 непо­сред­ст­вен­но исполь­зо­вать сокро­ви­ща этой фило­со­фии, они зна­ко­ми­лись с ней, глав­ным обра­зом, через Цице­ро­на.

Боль­шую исто­ри­че­скую цен­ность пред­став­ля­ет пере­пис­ка Цице­ро­на, Сохра­ни­лось четы­ре сбор­ни­ка его пере­пис­ки: 1) пись­ма к раз­лич­ным адре­са­там (обыч­но назы­ва­ют­ся « Пись­ма к близ­ким» ), 2) пись­ма к бра­ту Квин­ту, 3) пись­ма к близ­ко­му дру­гу Цице­ро­на, Титу Пом­по­нию Атти­ку, и 4) пере­пис­ка с М. Бру­том.

Цице­рон был боль­шим масте­ром эпи­сто­ляр­но­го сти­ля. Он умел и любил писать. Слог его легок и раз­но­об­ра­зит­ся в зави­си­мо­сти от лич­но­сти адре­са­та. Часть писем несо­мнен­но пред­на­зна­ча­лась для пуб­ли­ка­ции, сле­до­ва­тель­но была лите­ра­тур­но обра­бота­на и не име­ет поэто­му харак­те­ра непо­сред­ст­вен­но­сти. Но мно­гие пись­ма не пред­на­зна­ча­лись для опуб­ли­ко­ва­ния. Поэто­му они име­ют интим­ный харак­тер, пол­ны непри­нуж­ден­но­сти и есте­ствен­но­сти. Это повы­ша­ет их исто­ри­че­ское зна­че­ние. В пере­пис­ке Цице­ро­на содер­жит­ся огром­ный мате­ри­ал для исто­рии граж­дан­ских войн, для харак­те­ри­сти­ки как само­го Цице­ро­на, так и его совре­мен­ни­ков. В ней дана яркая кар­ти­на поли­ти­че­ской и соци­аль­ной жиз­ни, кар­ти­на быта и нра­вов Рима середи­ны I в. до н. э.

С . Ковалев