Занятие встаршеи группе земля солнце и планеты. Конспект открытого занятия в старшей группе "солнечная система". Воспитатель: Для кого мы с вами рисуем планету Земля

Конспект развлечения для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп, учителя начальных классов, родители, дети 6-7 лет.
Цель: Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы, созвездиях.
Задачи: : Пробуждать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность.
Воспитывать любовь к своей планете.
Активизировать словарный запас детей.
Познакомить детей с основными планетами, их характерным признакам.
Дать элементарные понятия о планетах.
Словарная работа: космос, космическое пространство, орбита, планеты, космонавт, телескоп, астроном, Солнечная система, спутник, метеорит, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Оборудование: проектор, картинки планет Солнечной системы, магнитная доска с магнитами, пластилин для лепки, ленточки и шапочки с именами планет для игры.

Ход занятия

Воспитатель: Посмотрите ребята, как оформлена наша группа. Это не случайно: сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космическое путешествие. Вы уже знаете ребята, что наша Земля – огромное космическое тело, оно вращается вокруг Солнца.Солнце и все небесные тела, которые вокруг него вращаются, называются Солнечной системой.


Земля – Это наш родной дом. А Солнечная система- родной город. В нашем Солнечном городе тысячи больших и маленьких планет, спутников, орбит, метеоритов, среди них есть и искусственные - спутники, сделанные людьми.
Ну что-же, отправимся в путешествие по нашему Солнечному городу. У нас и корабль космический есть. Вперед, ребята, наша главная остановка- у главного светила, Солнца.

Дети садятся на стульчики, закрывают глаза, звучит мелодия песни ‹‹Трава у дома››, через несколько секунд они открывают глаза, на доске картина Солнечной системы.

Воспитатель: Вот и Солнце! А можно приблизиться к нему или высадиться? Почему? (Ответы детей). Правильно, Солнце- это раскаленный шар, который далеко от нас находится, а его свет и жар доходят до нас, и если бы у нашей планеты не было атмосферы, все живое на земле сгорело бы.
Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
Все планеты в Солнечной системе представляют с собой 9 огромных шарообразных тел. Одни из них больше нашей Земли, другие меньше. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. А чем можно наблюдать за ними? (Телескопами).
А как называется человек, который изучает звезды и наблюдает за ними? (Астроном).


Давайте посмотрим, о чем нам хочет рассказать звездочет- астроном?
(Смотрят видеоматериал)

Воспитатель: Солнечный свет отражается от планет. И потому можно увидеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Планеты движутся на разном расстоянии от Солнца.
Земля- единственная планета, на которой есть вода и суша.


Определяется, что Земля- третья по счету планета от Солнца. Давайте посчитаем и назовем все планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон - дети показывают на доске).

У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По- разному все они солнцем согреты.

Дидактическая игра ‹‹Расположи планеты правильно››

Выбирается ребенок Солнце, на него одевается пояс с пришитыми лучиками- лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна- кольца. На конце каждой ленты- цифры от 1- 9.

На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья!!!

Воспитатель: . Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к Солнцу).
Ребенок –Меркурий берется за ленточку № 1.

А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.

Воспитатель: Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от Солнца и меньше всех планет).

Ребенок в шапочке Плутона берется за самую длинную ленточку № 9.

А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета...(Земля)

Воспитатель: На каком месте от Солнца находится наша планета?(на 3-м).

Ребенок в шапочке Земля берется за ленточку № 3.

Планете Земля две планеты близки,
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс).

Дети в шапочках Венеры и Марса занимают соответственно 2-ю и 4-ю орбиты.

А эта планета гордится собой,
Поскольку считается самой большой.

Воспитатель: Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита № 5).

Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

Ребенок Сатурн занимает орбиту № 6.

А что за планета
Зеленого цвета? (Уран)

Ребенок в соответствующей шапочке занимает орбиту № 7.

Царь морской название той планете дал,
Он именем своим ее назвал. (Нептун)

Ребенок в шапочке Нептун занимает орбиту № 8

(Все дети заняли свои места и начинают вращаться вокруг Солнца.)

Кружится хоровод планет,
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.


(Воспитатель прикрепляет фигурку веселого человечка на доску и говорит)

Воспитатель: Ребята, сегодня из космоса к нам прилетел этот веселый человечек и привез от инопланетян послание о звездах. Кто этот человечек? (Если прилетел из космоса, значит космонавт). А еще нам прислали несколько звездочек.
Кто из вас знает что нибудь о звездах? (ответы детей)
Давайте прочтем, что же нам о звездах поведали инопланетные существа:

‹‹Звезды- это космические тела, расположенные в космическом пространстве. Несмотря на то, что они сияют, некоторые из них очень холодные. Все звезды отличаются друг от друга по размеру и форме. Почти все звезды собраны в какие- либо созвездия, которые похожи на предметы или животных››.
Воспитатель на экране показывает несколько созвездий, знакомит детей с их названиями, предлагает посчитать, из скольких звезд состоит созвездие: Рака (5 звезд), Компаса (3 звезды), Весов (6 звезд), Дельфина (5 звезд). Дети по очереди подходят и считают звезды.




Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, для чего людям необходимы знания о созвездиях? (возможные варианты ответов). Слышали ли вы в повседневной жизни названия созвездий? Каких?
В наше время люди редко обращаются к звездам и созвездиям за помощью, а в давние времена путешественники и мореплаватели по звездам находили дорогу к родному берегу. Самая главная звезда, которая указывает путь, называется Полярной и находится в созвездии Малой Медведицы.


Физкультминутка
Воспитатель : Давайте встанем и, как звезды, направим свои лучики в разные стороны и покружимся в космическом пространстве. (Дети кружатся, тянутся вверх и вновь усаживаются на свои места).

Макет Солнечной системы

Воспитатель: Давайте вместе попробуем с помощью пластилина слепить планеты, флажочками назвать и правильно определить их места на орбите.

Предварительный просмотр:

Задачи:

1.Формировать у детей элементарные представления

О Солнечной системе.

2.Познакомить детей с особенностями вращающих-

Ся вокруг солнца планет.

3. Подводить детей к самостоятельным выводам,

Инициативным высказываниям.

Словарная работа: закреплять и активизировать слова:

«Солнечная система», «планета», «орбита»,

«звезда», «шар», «спутник», «Луна»,

«солнечная семья»

Солнечная система - наша «солнечная семья», в которую входят 9 планет.

Планета – громадный холодный шар, сам светится не может и виден лишь по тому, что его освещает

звезда.

Орбита - так называется космическая «дорога» кораблей, спутников, планет.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Солнечной системе, открыток о звездном небе,

Луне.

Беседы на тему «Космос»,

Чтение худ.литературы:

Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия.

Башкирова Е. Небесный зоопарк. Журнал

«Дошкольное воспитание» №4,5,6-1995г.

Левитан Е.П.Звездные сказки.

МайороваГ. Игры и рассказы о космосе.

Хорошилова Н.,Панькова М. Картотека зозвездий.

Журнал «Обруч»,№1 2002г.

Х О Д З А Н Я Т И Я

Раздается стук в дверь, входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, скажите здесь находится космодром?

Воспитатель. Нет, это не космодром, это детский сад. А зачем тебе нужен космодром?

Незнайка. Я собираюсь полететь на планету под названием «Луна».

Воспитатель. Дети, скажите, а разве есть планета под названием «Луна»?

Дети. Нет.

Воспитатель. Скажите, а Луна это что?

Дети. Луна – это спутник Земли.

Незнайка. Ну, хорошо тогда я полечу на Солнце.

Воспитатель. Незнайка по моему ты ничего не знаешь о Солнечной системе. Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы знаем, а Незнайка посидит и послушает.

Скажите, пожалуйста, Солнце это планета?

Дети. Нет. Солнце – это звезда. Звезда это скопление раскаленных газов. Звезд очень много.

Воспитатель. Скажите, а они все одинаковые?

Дети. Звезды не одинаковые самые горячие это голубые, желтые - холоднее, а оранжевые еще холоднее.

Воспитатель. Хорошо, молодцы. Вокруг Солнца вращаются планеты. Скажите сколько мы знаем планет в нашей солнечной системе?

Дети. Всего 9 планет.

Воспитатель. Какие это планеты?

Дети. (перечисляют)

Воспитатель. Ребята здесь у меня есть модель вселенной давайте мы с вами расставим их по порядку. Только сначала вспомним, что каждая планета движется по своей дорожке, которая называется

Дети. Орбита.

Воспитатель. Назовите первую планету солнечной системы.

Дети. Меркурий. (ставят изображение на модель)

Воспитатель. Меркурий – это самая близкая планета к Солнцу. Меркурий так горяч, что на нем плавится олово и свинец, а вся вода превращается в пар. Меркурий делает оборот вокруг Солнца меньше чем за три месяца.

Прекрасная звезда на небе

Звучит оно как слово «вера»

Как имя девушки…..

Дети. ВЕНЕРА

Это вторая планета от Солнца.

Воспитатель. Венера окутана облаками из едких паров. Из этих облаков на поверхность планеты проливается ядовитый дождь.

А как называется планета на которой мы живем?

Дети. Это третья планета Земля.

Воспитатель. Ребята скажите. А у Земли есть спутники?

Дети. Да у Земли есть природный спутник это Луна. А еще есть много исскуственных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Воспитатель. Для звездочета я - загадка

И начинаюсь я на «М»

Но только я - не шоколадка

Хотя я тоже нравлюсь всем.

Дети. Это четвертая планета Марс.

Воспитатель. Марс немного меньше Земли. Там холоднее, чем на Земле. Почему?

Воспитатель. А сколько спутников у Марса?

Дети. У него два природных спутника.

Незнайка. Ребята, а попробуйте отгадать мою загадку.

Есть у меня 15 друзей

15 спутников жизни моей,

Что это за планета?

Дети. Юпитер.

Воспитатель. Правильно это самая большая планета Солнечной системы у нее 15 спутников и она полностью состоит из сгустившихся газов.

Я очень привлекателен,

Меня все узнают в лицо.

Бесспорно, я влиятелен

Ношу я модное кольцо.

Незнайка. Можно я отвечу. Это Сатурн.

Воспитатель. Это одна из планет великанов, которая имеет удивительное кольцо и много лун. Кольцо состоит из больших и маленьких камней и космической пыли. А какие еще планеты имеют кольца?

Дети. Уран и Нептун.

Воспитатель. А какая самая последняя планета?

Дети. Плутон.

Воспитатель. 9 планета нашей солнечной системы это Плутон. Она не газовая, она твердая. А у нее есть спутник?

Дети. У него есть один природный спутник.

Воспитатель. Плутон так далек, что один оборот вокруг Солнца он делает за 250 земных лет.

Вот мы с вами и составили модель Солнечной системы, и теперь Незнайка, наверное, запомнил какие есть планеты.

Незнайка. Да я сегодня не только узнал какие есть планеты, но и о самих планетах узнал много интересного. Ребята, а мне тут Знайка дал очень интересные вопросы давайте попробуем на них ответить. А за каждый правильный ответ я вам буду давать по звездочки.

ВИКТОРИНА

Солнце- звезда или планета?

Что такое орбита?

Сколько планет движется вокруг Солнца?

Сколько живут звезды? А) звезды рождаются и умирают;

Б) звезды живут вечно;

Какая планета находится ближе к Солнцу?

Какая планета самая далекая?

Какое Солнце? а) газообразное;

Б) твердое.

Какое утверждение верно? а) Солнце больше Земли;

Б) Земля больше Солнца.

Что такое Земля? а) звезда;

Б) планета.

Есть ли у Венеры спутники?

Сколько спутников у Сатурна? (10 или 15)

Из чего состоят кольца Сатурна? а) из камней и пыли;

Б) из газа.

Незнайка. Молодцы, ребята, вы очень хорошо мне все объяснили. А теперь я с вами хочу попрощаться. До свидания.

Воспитатель подводит итог занятия.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два – стоит ракета

Три, четыре – самолет

Раз, два – хлопок в ладоши

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили

А сейчас мы с вами дети

Полетаем на ракете

На носочки поднимись-

Полетит ракета ввысь.


«Путешествие к планетам Солнечной системы »

И нтегрированное занятие

в подготовительной группе

подготовила и провела

воспитатель Веккер Т. И.

О бласти : познавательное развитие, коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Вид занятия : интегрированное занятие

Виды детской деятельности :

Игровая;

Коммуникативная;

Продуктивная;

Познавательная;

Цель: Познакомить и углубить знания детей о космосе.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.Уточнить представления о солнечной системе, о названии планет, их расположении. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать. Учить детей отражать в речи результаты экспериментирования. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Развивать память, слуховое внимание, связную речь.

Вызвать интерес к космическому пространству.

Билингвальный компонент: солнце, счет до 10, цвета.

Под музыку дети заходят в зал.

Организационный момент(эмоционально-психологический настрой)

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть у нас с вами весь день будет хорошее настроение.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю.

Я знакомой курице.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро,

Здравствуй день,

Нам здороваться не лень!

Дети встают в круг, берутся за руки, проговаривают слова приветствия.

Ребята, вы слышите какой-то странный звук. Это сигнал SOS. Кто-то просит о помощи. Послушаем внимательно.

Проблемная ситуация (процесс вовлечения в деятельность) :

Появление сказочного героя - Лунтика.

Воспитатель : - Ой, ребята посмотрите, кто к нам прилетел в гости?

Слайд: Лунтик.

Я живу на Луне и люблю фотографировать космос и рассказывать о нем своим друзьям, но так вышло, что мои фотографии испортились. А мне так хочется узнать побольше о космосе.

Воспитатель : Ребята мы поможем Лунтику?

А на чем можно добраться до космоса?

Правильно! Это значит, что мы должны представить себе, как мы летим на космической ракете к планетам Солнечной системы.

Итак, чтобы полететь в космос надо построить … ракету.

Побудем конструкторами и инженерами. Возьмите со стола конверты и постройте ракету.

Игра «Танграм».

Слайд. Ракета.

Музыка (прилет в космос )

Воспитатель: Наши ракеты готовы.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально? (Да)

Начать отсчет от 0 до 10.(дети считают на казахском языке)

Физминутка. «Полёт к звёздам»

Отправляется в полёт

Наш волшебный звездолёт. (Дети маршируют со словами)

Надевай скорей скафандры! (Останавливаются, имитируют движения)

Занимай скорей места! (Присаживаются)

С космодрома мы взлетаем, (Встают, поднимают руки через стороны вверх и

соединяют их над головой) Прямо к звёздам улетаем! (Подпрыгивают)

Наша ракета поднимается высоко вверх. (звучит космическая музыка)

Видео: Полет в космос.

Слайд планеты.

Вот мы и добрались к планетам солнечной системы

Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и интересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:

Кто-то утром не спеша

Надувает желтый шар.

А как выпустит из рук-

Станет вдруг светло вокруг. (Солнце - күн)

Слай д : Солнце

Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?

А на самом деле Солнце - Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет. Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)

А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным)

Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.

Я хочу рассказать всем сказку о семье Солнышка.

В одном небесном доме жила женщина и было у нее девять детей, которых мать нежно любила, дети были страшными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину, а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое. И давай повсюду их разыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли, что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудет про мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к Волшебнице Галактике. Выслушала ее волшебница и решила, что негоже небесный порядок нарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятся в шары, и будут всегда находится возле своей мамы, двигаясь вокруг нее на разном расстоянии один от другого. Дальше всех от матери будут самые непослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – более послушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы-солнышка по кругу девять планет и никуда убежать от него не могут.

Видео из мультфильма «Лунтик»

Давайте мы попробуем с вами и расставим планеты, каждую на свое место.

Дидактическое упражнение «Расставим планеты солнечной системы»

В центре находится Солнце, обозначьте его желтым кругом. Слева от него находиться планета Меркурий, обозначьте его зеленым кругом, справа - расположен Уран –он черный, над Солнцем - находится Юпитер- оранжевый круг, под Солнцем находиться Сатурн -фиолетовый круг, в правом верхнем углу расположен Нептун - коричневый круг, в правом нижнем углу видим Землю- синий круг, в левом верхнем углу расположена планета Венера - белый круг, в левом нижнем углу находиться планета Марс-красный круг.

Слайд: Солнце

Люди часто говорят про Солнце « Солнце под гору скатилось, за лес село » и т. д.. Как вы думаете, Солнце движется? (ответы детей)

Солнце никуда не движется, оно находится на одном месте, это видно на схематичном изображении Солнечной системы Наша планета Земля не стоит на одном месте, а все время вертится (демонстрация глобуса) и по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой. Солнце может освещать и греть только одну сторону Земли. Именно там светло, там день. А в это время на другой стороне Земли ночь, потому что туда не попадают солнечные лучи.

Слайд: Смена дня и ночи.

Ритмическая часть.

Опыт «День и ночь» На Земле происходит смена дня и ночи. Чтобы вы поняли, как день меняет ночь, проделаем следующий опыт. Для этого нам понадобится макет планеты Земля – глобус и настольная лампа и два кусочка пластилина – белый и красный. Горящая лампочка у нас будет Солнце, а пластилин будет изображать дома. Эти кусочки, то есть «дома» мы прикрепим на противоположные стороны нашей планеты. Итак, половина земного шара освещена, половина – темная. В белом доме сейчас день, а в красном – ночь в самом разгаре, там все спят. Повернем планету так, чтобы белый дом скрылся в тени, а красный появился на свету, здесь наступило утро. Какое время суток наступило в белом домике? Вечер. Наша планета не стоит на месте, она постоянно вращается вокруг своей оси, и вот она еще повернулась: в красном домике день в самом разгаре, а в белом? Ночь. Повернем еще нашу планету. Что мы видим? Какое время суток наступило в красном домике? Вечер. В белом доме? Утро. Вот так наша планета Земля сделала один полный оборот вокруг своей оси.

Сделаем вывод: чему равен один оборот Земли вокруг своей оси? Он равен суткам, правильно. Сколько частей в сутках? Четыре. Назовите (утро, день, вечер, ночь).

Возвращаются в детский сад. Счет от 10 до 1.

Рефлексия.

Давайте, придумаем планеты и заселим их обитателями. (Дети рисуют на воздушных шарах маркерами фигурки людей, животных, фантастических существ, растения, здания, транспорт и т.д.).

Ну что, Лунтик, теперь ты точно сможешь рассказать своим друзьям на Луне много интересного о космосе.

Лунтик : Да ребята, большое Вам спасибо, мне было с вами очень интересно. Но мне пора улетать на Луну. У меня для вас есть подарки.

Спасибо вам ребята, до свидания!

Цель:

Объяснить детям, что собой представляет Солнечная система,

Ввести понятия «планеты», «орбита»,

Обогащать и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

Материал:

Планеты Солнечной системы,

Иллюстрации звездного неба, планет,

Пшеничное зёрнышко и большой мяч,

Ход занятия:

Представьте ребята, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо, что вы там увидите? (ответы)

Сколько звёзд! Какие они яркие! Звёзд на небе очень, очень много. Все звёзды - это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому цвету них разный Самые горячие звёзды - белые, чуть менее горячие -голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд красные.

Как вы думаете, почему звёзды кажутся маленькими?

Верно. Звёзды находятся от нас бесконечно далеко.

А какая звезда ближе всех к Земле?

Оно свет на Землю льёт

И тепло нам всем даёт? (Солнце)

Солнце - ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Как вы думаете, Солнце находится далеко или близко?

Очень далеко -150мл. км.

Солнце даёт нам главное - свет и тепло,и именно поэтому на Земле возможна жизнь!

Что общего между Землёй и Солнцем, и чем они отличаются?

И Солнце и Земля имеют форму шара.

Оба небесных тела движутся в космическом пространстве.

Но Солнце - звезда, а Земля-планета.

Солнце очень горячее, а его поверхность газы.

Солнце во много раз больше Земли, Если представить Землю в виде пшеничного зёрнышка, то Солнце рядом с ним будет размером с арбуз (показ).

Почему Солнце называют источником жизни на Земле?

Если бы оно не согревало и не освещало своими лучами Землю, наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь. Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло. А растениями в свою очередь питаются люди и животные.Кроме того растения выделяют в атмосферу кислород, который нужен для дыхания. Вот и получается, что благодаря Солнцу на Земле есть растения, животные и люди.

Планета Земля вращается вокруг огненной звезды - Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются восемь других планет. Все вместе они составляют Солнечную систему . Планеты и Солнце напоминают дружную семью. Глава этой семьи - Солнце. Одни из планет находятся ближе к Солнцу, другие - дальше от него. Каждая из планет вращается по своей собственной орбите - (путь движения планет). Ни одна из планет никогда сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.

Физминутка:

Раз-два. стоит ракета - дети поднимают руки вверх

Три-четыре, скоро взлет - разводят руки в стороны

Чтобы долететь до солнца - круг руками

Космонавтам нужен год - берется руками за щеки, качает головой

Но дорогой нам не страшно - руки в стороны, наклоны корпусом вправо- влево

Каждый ведь из нас атлет - сгибают руки в локтях

Пролетая над землею - разводят руки в стороны

Ей передадим привет - поднимают руки вверх и машут на прощание.

Кончен путь приземлилась ракета, перед вами леса и поля.

Здравствуй наша родная планета!

Здравствуй наша родная Земля.

Какие планета вы знаете? Назовите их.

Самая близкая к Солнцу планета - Меркурий. На этой планете очень жарко.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей

Что эта планета других горячей.

Вторая планета Венера. Поверхность Венеры каменистая, У этой планеты есть атмосфера; состоящая из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. Назвали её в честь богини красоты Венеры.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету.

Какой по счету в Солнечной системе является наша планета Земля?

Наша Земля - третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. Большую часть нашей планеты занимают водоемы. А вода необходима всем живым организмам.

От Солнца третья по счёту планета.

Наша Земля поменьше звезды.

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Жизнь на Земле -это разве не чудо?

Бабочки, птицы, жучок на цветке...

Жизнь на Земле вы найдёте повсюду-

В самом, далёком, глухом уголке.

Марс - четвёртая от Солнца планета. Если внимательно посмотреть на ночное небо, можно заметить, что Марс отличается от других планет красноватым светом, поэтому его часто называют «Красной планетой». Марс получил свое название в честь бога войны.

Марс- таинственная планета.

Она по размерам чуть больше Луны.

Из-за кроваво-красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Пятая от Солнца планета Юпитер . Это самая большая планета Солнечной системы.

Юпитер - больше всех планет,

Но суши на планете нет.

Повсюду жидкий водород,

И лютый холод круглый год!

Шестая планета Сатурн, состоящая из газов, температура низкая. Эта планета окрашена в желто-оранжевый цвет, её окружают кольца, из ледяных глыб и камней.

Сатурн - красивая планета

Желто - оранжевого цвета,

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда.

Седьмая планета Уран.

Атмосфера Урана - холодный туман.

Это единственная планета, которая вращается лежа на боку.

Уран - лежебока, и встать ему лень,

Подняться планете невмочь.

Сорокалетие длится там день

И сорокалетие - ночь.

Нептун- восьмая планета от Солнца.

Планета Нептун от Земли далеко,

Увидеть ее в телескоп нелегко,

От Солнца по счету планета восьмая,

Царит на ней вечно зима ледяная.

Плутон самая удаленная планета. Плутон самая холодная планета. Он крошка планета.

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?

Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Вопросы в конце занятия:

Как называется самая близкая к нам звезда? (Солнце)

Какую форму имеет солнце? (Шар)

Что больше Земля или Солнце? (Солнце)

Сколько планет в солнечной системе? (9)

Какая планета самая маленькая? (Меркурий)

Какая планета самая большая? (Юпитер)

Какую планету называют красной? (Марс)

Какую планету окружает кольцо? (Сатурн)

Что такое Солнечная система? (Планеты и Солнце)

Что такое орбита? (Путь движения планет

Цель: формирование интереса к изучению космоса

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность

Воспитательные:

Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;

Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;

Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.

Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы

Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?

Дети: Планеты.

Воспитатель: А на какой планете мы живем?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).

Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.

Что нужно для полета?

Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)

Дети расставляют стульчики, занимают свои места.

Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

Дети: Свет, тепло, вода, кислород.

Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)

Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.

Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)

Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.

Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)

Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?

Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!

Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)

Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.

Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?

Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).

Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.

Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).

Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.

Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!

Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)

Даже издалека он кажется холодным.

Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!

Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?

Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)

Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.

А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?

Список использованной литературы:

  • Большая энциклопедия дошкольника.
  • Альманах «Хочу всё знать».