10 самых больших катастроф мире. Самые страшные катастрофы мира. Массовое уничтожение воробьев в Китае

13 октября отмечается Международный день по уменьшению опасности стихийных бедствий – чем не повод вспомнить самые страшные и смертоносные природные катаклизмы в истории человечества.

Землетрясение в Сирии. 1202 год

Землетрясение 1202 года, эпицентр которого находился в Мертвом море, было не столько мощным, сколько продолжительным и масштабным – оно ощущалось на огромной территории, расположенной между Сирией и Арменией. Точное количество погибших неизвестно – в XIII веке никто не вел подсчет населения, но даже по самым скромным подсчетам землетрясение унесло жизнь более миллиона человек.

Землетрясение в Китае. 1556 год

Одно из самых разрушительных землетрясений в истории человечества – в Китае – произошло 23 января1556 года. Его эпицентр находился в районе правого притока реки Хуанхэ – Вэйхэ, а затронуло оно 97 округов в нескольких китайских провинциях. Землетрясение сопровождалось обвалами, оползнями и изменением русел рек, что, в свою очередь, приводило к наводнениям, а разрушение домов и храмов – к сильным пожарам. Вследствие катастрофы грунт разжижался и затягивал под землю строения и людей, ее воздействие ощущалось даже на расстоянии 500 километров от эпицентра. Жертвами землетрясения стали 830 тысяч человек.

Землетрясение и цунами в Португалии. 1755 год

Печально знаменитое Лиссабонское землетрясение началось 1 ноября 1755 года в девять часов утра – от первых толчков в море до того момента, когда 15-метровая цунами накрыла центральную набережную города, прошло всего двадцать минут. Большинство его жителей находились на службе в церквях – праздновали День всех святых, поэтому шансов на спасение у них не было. В Лиссабоне начались пожары, которые продолжались в течение десяти дней. Помимо столицы пострадали еще шестнадцать португальских городов, а соседний Сетубал был почти полностью смыт цунами. Жертвами землетрясения стали от 40 до 60 тысяч человек. Были утрачены такие архитектурные жемчужины, как Оперный театр и Королевский дворец, и живописные шедевры Караваджо, Тициана и Рубенса.

Великий ураган. 1780 год

Великий ураган – или ураган Сан-Каликсто II – самый мощный и смертоносный в истории человечества тропический циклон. Он зародился в начале октября 1780 года в районе островов Зеленого мыса и бушевал неделю. 10 октября со скоростью 320 километров в час Сан-Каликсто II обрушился на Барбадос, Мартинику, Сент-Люсию и Синт-Эстатиус, везде оставляя после себя тысячи погибших. Пострадали также острова Доминика, Гваделупа, Антигуа и Сент-Китс. Великий ураган разрушал до основания дома и срывал с якорей и разбивал о скалы корабли, а тяжелые пушки летали в воздухе, как спички. Что касается человеческих жертв, то в общей сложности за время буйства Сан-Каликсто II погибло 27 тысяч человек.

Getty Images

История знает несколько извержений вулкана Кракатау, но наиболее губительным оказалось то, которое случилось 27 августа 1883 года. Тогда в результате самого мощного в истории человечества взрыва 20 кубических километров камней и пепла и струя пара высотой в 11 метров буквально разнесли на части вулканический остров в Зондском проливе – между островами Ява и Суматра. Ударные волны семь раз обошли вокруг Земного шара и образовали цунами высотой в 36 метров, обрушившуюся на побережье – она унесла жизни 36 тысяч человек. Всего же в результате извержения Кракатау погибло 200 тысяч человек.


Getty Images

Сразу несколько наводнений в Китае, последовавших один за другим, унесли в общей сложности 4 (!) миллиона жизней. Историки считают, что это самое крупное и трагическое стихийное бедствие в истории человечества. В августе 1931 года вышедшие из берегов в результате затяжных дождей реки Янцзы и Хуанхэ разрушили сдерживающие их дамбы и потекли, сметая все на своем пути. Вода полностью уничтожила сельское хозяйство в нескольких десятках провинций, а находившийся на берегу озера город Гаою был смыт полностью. Но страшнее всего были человеческие жертвы: те, кто не погиб от воды, умерли от разрухи, голода и эпидемий.


Getty Images

31 мая 1970 года из-за землетрясения, эпицентр которого находился в Тихом океане, от горы Уаскарана в Перу оторвалась каменно-ледяная лавина и, двигаясь со скоростью в тысячу километров в час, накрыла находящиеся в долине реки Рио-Санта городки Ранрагирк и Юнгай – от них осталось только кладбище с парящей над ним фигурой Христа. Всего за несколько минут лавина стерла их и еще несколько небольших поселков, включая порты Касма и Чимботе, с лица земли. Результат катаклизма: 70 тысяч погибших, среди которых оказались и чешские альпинисты, собиравшиеся покорить Анды, и 150 тысяч раненых. Память тех, жизни которых унесла лавина, в Перу почтили восьмидневным трауром.

Циклон Бхола. 1970 год


Getty Images
Джордж Харрисон на благотворительном концерте в Бангладеш.

Тропический циклон Бхола – одно из самых страшных стихийных бедствий ХХ века. 13 ноября 1970 года на острова и побережье Восточного Пакистана обрушилась волна высотой в 15 (!) метров, смывая на своем пути целые населенные пункты и сельскохозяйственные угодья. За короткое время погибли 500 тысяч человек – в основном это были пожилые люди и дети. Катастрофа имела политические последствия: начались бунты, участники которых обвиняли пакистанское правительство в бездействии и медленной ликвидации последствий. Началась гражданская война между Восточным Пакистаном и центральным правительством, результатом которой стало провозглашение независимости Бангладеш.

Весь мир помогал восстанавливать пострадавшие территории. Одной из самых известных благотворительных акций стал концерт, организованный Джорджем Харрисоном: пригласив многих знаменитых исполнителей, он за один день собрал четверть миллиона долларов.


Getty Images
Жара в Европе. 2003 год

Жара, накрывшая континент в 2003 году, – то лето стало самым жарким со времени окончания Второй мировой войной – застала врасплох систему здравоохранения европейских стран, которая оказалась не готовы к нагрузкам, когда в медицинской помощи нуждались не десятки, а сотни и тысячи человек. Особенно пострадали такие страны, как Франция, Австрия, Италия, Венгрия, Хорватия и Болгария. Температура в некоторых районах не опускалась ниже +40°С. Первыми под удар попали пожилые люди, а также аллергики и те, кто страдал от сердечно-сосудистых заболеваний. Всего в то лето на европейском континенте умерло около 70 тысяч человек.


Getty Images
Цунами в Индийском океане. 2004 год

Наряду с европейской жарой 2003-го у многих в памяти и цунами в Индийском океане, случившееся через полтора года – среди погибших были и граждане Украины. Смертоносная волна стала следствием самого крупного в истории Индийского океана землетрясения, произошедшего 26 декабря 2004 года. Его магнитуда по шкале Рихтера составила 9 баллов, в результате чего образовалась цунами, высота которой в прибрежной зоне составляла 15 метров, а в зоне всплеска – 30 метров. Через полтора часа после землетрясения она достигла берегов Таиланда, через два – Шри-Ланки и Индии, и унесла жизни 250 тысяч человек.

Ниже представлен список десяти самых крупных стихийных бедствий в истории человечества. Рейтинг составлен исходя из количества погибших.

Землетрясение в Алеппо

Количество погибших: около 230 000

Открывает рейтинг самых крупных стихийных бедствий в истории человечества землетрясение в Алеппо магнитудой 8,5 балла по шкале Рихтера, произошедшее в несколько этапов близь города Алеппо в северной Сирии 11 октября 1138 года. Его часто называют четвёртым землетрясением в истории по количеству погибших. Согласно упоминаниям дамасского летописца Ибн аль-Каланиси в результате этой катастрофы погибло приблизительно 230 000 человек.

Землетрясение в Индийском океане в 2004 году


Количество жертв: 225 000–300 000

Подводное землетрясение, произошедшее 26 декабря 2004 года в Индийском океане у западного побережья Северной Суматры, в 250 километрах к юго-востоку от города Банда-Ачех. Считается одним из сильнейших землетрясений XX–XXI веков . Его магнитуда по разным оценкам составила от 9,1 до 9,3 балла по шкале Рихтера. Возникнув на глубине около 30 км, землетрясение вызвало ряд разрушительных цунами, высота которых превышала 15 метров. Эти волны привели к огромным разрушениям и забрали жизни, по разным оценкам, от 225 тысяч до 300 тысяч человек в 14 странах. Наибольше от цунами пострадало побережье Индонезии, Шри-Ланки, Индии и Таиланда.


Количество погибших: 171 000–230 000

Дамба Баньцяо - плотина на реке Жухэ, провинция Хэнань, Китай. 8 августа 1975 года вследствие мощного тайфуна «Нина» плотина была разрушена, вызвав тем самым наводнение и огромную волну шириной 10 км и высотой 3–7 метров. Эта катастрофа по разным оценкам унесла жизни от 171 000 до 230 000 человек, из которых около 26 000 погибли непосредственно от наводнения. Остальные умерли от последующих эпидемий и голода. Кроме того, 11 миллионов человек потеряли свои дома.


Число жертв: 242 419

Таншаньское землетрясение магнитудой 8,2 балла по шкале Рихтера является самым смертоносным землетрясением XX века. Оно произошло 28 июля 1976 года в китайском городе Таншань в 3:42 по местному времени. Его гипоцентр находился недалеко от промышленного города-миллионера на глубине 22 км. Повторные толчки мощностью 7,1 нанесли ещё больше вреда. По данным правительства Китая количество жертв составило 242 419 человек, но согласно другим источникам погибло около 800 000 жителей, ещё 164 000 были тяжело ранены. От землетрясения также пострадали населённые пункты, находящиеся на расстоянии 150 километров от эпицентра, среди них Тяньцзинь и Пекин. Более 5 000 000 домов были полностью разрушены.

Наводнение в Кайфыне


Число погибших: 300 000–378 000

Наводнение в Кайфыне - техногенная катастрофа, которая в первую очередь обрушилась на Кайфын. Этот город, расположен на южном берегу реки Хуанхэ в китайской провинции Хэнань. В 1642 году город затопило водами «Жёлтой реки», после того как армия династии Мин открыла дамбы, чтобы предотвратить наступление войск Ли Цзычэна. Тогда от наводнения и последующего после него голода и чумы погибло около 300 000–378 000 человек.

Индийский циклон – 1839


Количество погибших: более 300 000

Пятое место в рейтинге крупнейших стихийных бедствий в истории занимает Индийский циклон – 1839. 16 ноября 1839 года 12 метровая волна, вызванная мощным штормом, полностью уничтожила крупный портовый город Коринга, в штате Андхра-Прадеш, Индия. Тогда погибло более 300 000 человек. После катастрофы город так и не был восстановлен. Ныне на его месте находится небольшой посёлок с населением (2011) - 12,495 жителей.


Число погибших: приблизительно 830 000

Это землетрясение магнитудой примерно в 8 баллов произошло 23 января 1556 года в китайской провинции Шэньси, во времена правления династии Мин. От него пострадало более 97 округов, на площади в 840 км всё было разрушено, а в некоторых районах погибло 60% населения. Всего Китайское землетрясение унесло жизни приблизительно 830 000 человек - больше, чем любое другое землетрясение в истории человечества. Огромное количество жертв обусловлено тем, что преимущественная часть населения провинции обитала в лёссовых пещерах, которые были разрушены либо затоплены селевыми потоками сразу после первых толчков.


Количество жертв: 300 000–500 000

самый разрушительный тропический циклон в истории , поразивший территории Восточного Пакистана (сейчас Бангладеш) и индийского штата Западная Бенгалия 12 ноября 1970 года. По оценкам от него погибло 300–500 тыс. человек, в основном в результате штормового прилива высотой 9 м, который затопил множество низкорасположенных островов в дельте Ганги. Наиболее от циклона пострадали подокруги Тхани и Тазумуддин, в них погибло более 45% населения.


Число погибших: около 900 000

Это разрушительное наводнение произошло 28 сентября 1887 года в провинции Хэнань, Китай. Виной всему стали проливные дожди, шедшие здесь в течении многих дней. Из-за дождей уровень воды в реке Хуанхэ поднялся и разрушил дамбу, недалеко от города Чжэнчжоу. Вода быстро распространилась по всей северной части Китая, на территорию приблизительно в 130 000 кв. км, забрав при этом жизни около 900 тыс. человек, и оставив без крова приблизительно 2 млн.


Количество жертв: 145 000–4 000 000

Самым крупным стихийным бедствием в мире является наводнение в Китае, а точнее серия наводнений, произошедших в 1931 году на территории Южно-Центрального Китая. Этой катастрофе предшествовала засуха, которая длилась с 1928 по 1930 года. Однако следующая зима выдалась очень снежной, весной выпало много осадков, к тому же в течение летних месяцев, страна страдала от проливных дождей. Всё эти факты поспособствовали тому, что три крупнейшие реки Китая: Янцзы, Хуайхэ, Хуанхэ вышли из берегов, забрав жизни по разным данным от 145 тысяч до 4 миллионов человек. Также крупнейшее стихийное бедствие в истории вызвало эпидемии холеры и тифа, а ещё привело к голоду, во время которого фиксировались случаи детоубийства и каннибализма.

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

10. Падение бензовоза со стометрового моста в Германии ($358 миллионов)

26 августа 2004 года на мосту в Германии бензовоз свалился с моста высотой сто метров и взорвался. По сообщению полиции, ДТП произошло близ города Гуммерсбах близ Кельна на западе страны. По предварительной версии, виновником аварии стала спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, и она оказалась между бензовозом и его прицепом. В результате автопоезд также занесло, он пробил ограждение и рухнул с моста. По счастливой случайности ни один из находившихся внизу домов не пострадал. Водитель и пассажир спортивного автомобиля бежали с места ДТП. Позже два молодых человека в возрасте 25 и 29 лет были задержаны. Расходы на временный ремонт составили $40 млн., а полная замена будет стоила $318 млн.

9. Столкновение пассажирского поезда MetroLink с грузовым составом ($500 миллионов)

12 сентября 2008 года произошла самая крупная железнодорожная катастрофа в США в пригороде Лос-Анджелеса Чатсуэрт. Поезд, в котором находилось 222 пассажира, не остановился на красный сигнал семафора. В результате пассажирский и встречный товарный поезд столкнулись. Виновником железнодорожной катастрофы признан машинист компании Metrolink Роберт Санчес, который во время движения набирал SMS-сообщение. В результате лобового столкновения товарного и пассажирского поездов 25 человек погибли и 135 были ранены. Это крушение стало самым серьезной железнодорожной катастрофой в США с 1993 года.

8. Крушение стратегического бомбардировщика B-2 (Стелс) ($1.4 миллиарда)

23 февраля 2008 на авиабазе Андерсен (Гуам) впервые в истории разбился новейший самолет типа стратегический бомбардировщик B-2 (серийный номер 89-0127, «Дух Канзаса»). Бомбардировщик зацепил крылом бетонную полосу сразу же после взлета и загорелся. Пилотам удалось благополучно катапультироваться. Потери от крушения самолета военные оценили в 1,4 млрд. долларов. Напомним, что на острове Гуам, входящем в группу Марианских островов, базируются американские атомные подлодки и стратегическая авиация, нацеленная на Азию.
Как показало расследование инцидента, неправильные показания датчиков давления воздуха вынудили компьютер дать команду на резкий набор высоты во время взлета, что вызвало потерю скорости и привело к аварии.

7. Авария танкера Exxon Valdez ($2.5 миллиарда)

24 марта 1989 года на Аляске в заливе Принца Уильяма, вышедший с терминала в Валдезе, заполненный нефтью танкер Exxon Valdez наскочил на риф, что привело к крупнейшей в истории экологической катастрофе на море. По словам ученых, следствием разлива стало резкое уменьшение популяций рыб, в том числе горбуши, а на восстановление некоторых ареалов чувствительной природы Арктики потребуется не менее 30 лет.
В первые месяцы в зонах поражения погибли свыше 5000 каланов, сотни тюленей, десятки китов и около миллиона птиц. Пострадали и береговые животные бурые медведи, олени, норки и др. Через несколько лет проявилось беспрецедентное сокращение численности популяции сельди и значительное снижение численности горбуши.

6. Взрыв на нефтяной платформе Piper Alpha ($3.4 миллиарда)

6 июля 1988 года на нефтяной платформе Piper Alpha, находившейся в Северном море, случилась крупнейшая катастрофа в истории данной отрасли. В результате утечки газа и последующего взрыва, а также в результате непродуманных и нерешительных действий персонала погибло 167 человек из 226 находившихся в тот момент на платформе.
Сразу же после взрыва на платформе была прекращена добыча нефти и газа, однако в связи с тем, что трубопроводы платформы были подключены к общей сети, по которым шли углеводороды с других платформ, а на тех добычу и подачу нефти и газа в трубопровод долгое время не решались остановить (ждали разрешение высшего руководства компании) огромное количество углеводородов продолжило поступать по трубопроводам, что поддерживало пожар. Ущерб составил $3,4 млрд.

5. Взрыв космического челнока «Челленджер» ($5.5 миллиардов)

28 января 1986 года мир потрясла катастрофа, произошедшая с шаттлом «Челленджер». На 73-й секунде полета из-за негерметичности уплотнителя одного из твердотопливных ускорителей космический челнок с семью астронавтами на борту взорвался. В тот страшный день в небе над Флоридой погибли Фрэнсис Скоби, Майкл Смит, Рональд Макнейр, Эллисон Онизука, Грегори Джарвис, Джудит Резник и Кристи Маколифф школьная учительница, которая стала первым в истории NASA гражданским членом экипажа шаттла. В тот момент, когда на высоте девяти миль в голубом небе над Флоридой вдруг возник огненный апельсиново-белый шар, навсегда испарилось благодушное отношение человечества к космическим полетам.
На замену корабля в 1986-м ушло $2 млрд, расследование, исправление недоработок и восстановление утраченного оборудования потребовали $450 млн ($4,5 млрд и $1 млрд соответственно в нынешних ценах).

4. Авария танкера Prestige ($12 миллиардов)

Танкер Prestige, принадлежащий либерийской компании Universe Maritime, под флагом Багамских островов попал в мощный циклон у берегов Галисии 12 ноября. В корпусе танкера образовалась 50-метровая трещина, через которую начал вытекать мазут из резервуаров. Для транспортировки судна из района активного рыболовства были вызваны четыре испанских буксира, однако 19 ноября уже на траверзе Португалии Prestige разломился пополам и затонул на глубине около 1 км. в море попало 20 млн галлонов нефти. В результате аварии погибло 300 тысяч птиц. Полная очистка акватории стоила $12 млрд, однако полностью оценить ущерб, нанесенный экосистеме, невозможно.

3. Крушение космического челнока «Колумбия» ($13 миллиардов)

1 февраля 2003 года произошло крушение космического челнока «Колумбия». Он распался на куски на высоте около 63 км. в результате дыры в одном из крыльев, полученной при старте. Обломки шаттла упали в районе городка Палестина, пригорода Далласа, шансов спастись ни у кого из астронавтов не было. На борту корабля находилось 7 членов экипажа, в том числе первый израильский космонавт Илан Рамон. По оценкам НАСА, общая стоимость расходов по этому несчастному случаю достигла $13 млрд (не считая затрат на замену самого аппарата). $500 млн из этой суммы было потрачено на расследование инцидента - самое дорогое в истории расследование авиационной катастрофы.

2. Взрыв реактора на Чернобыльской АЭС ($200 миллиардов)

26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические реакции с выделением тепла, с извержением из разлома в течение многих дней продуктов горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и ценой массового облучения тысяч ликвидаторов.

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению.

Количество смертей, связанных с Чернобыльской катастрофой, включая умерших от рака годы спустя, оценивается в 125 тыс. человек. Несчастный случай объясняли нарушением операторами производственной процедуры и незнанием требований техники безопасности. В докладе МАГАТЭ 1993 года эти выводы были пересмотрены. Было признано, что большинство действий операторов, которые ранее считались нарушениями, на самом деле соответствовали принятым в то время правилам или не оказали никакого влияния на развитие аварии.

1. События в Японии($450миллиардов)

11 марта 2011 года в результате сильнейшего за время наблюдения землетрясения в Японии произошла радиационная авария с локальными последствиями, по заявлению японских авторитетных лиц - 4-го уровня в момент начала аварии по шкале INES.В последствии степень тяжести аварии был повышена до 5 уровня (18 марта, авария с широкими последствиями, а затем до 7 уровня (12 апреля, крупная авария) по шкале INES.
На атомной электростанции «Фукусима-1» три работающих энергоблока были остановлены действием аварийной защиты, все аварийные системы сработали в штатном режиме. Однако спустя час было прервано электроснабжение (в том числе от резервных дизель-генераторов), предположительно из-за последовавшего за землетрясением цунами. Электроснабжение необходимо для охлаждения остановленных реакторов, которые активно выделяют тепло в течение существенного времени после остановки. Сразу после потери резервных дизель-генераторов владелец станции компания TEPCO заявила правительству Японии об аварийной ситуации.