Биологический круговорот веществ в природе презентация. Презентация на тему "круговорот химических веществ в природе". Циркуляцию химических элементов в природе называют





















1 из 20

Презентация на тему: Круговорот элементов в природе

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Большой круговорот Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что Горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаютсяна сушу с осадками.

№ слайда 4

Описание слайда:

Малый круговорот Малый круговорот (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы, как самих этих растений, так и других организмов (как правило, животных), которые поедают эти растения (консументы).

№ слайда 5

Описание слайда:

Биохимический цикл Круговорот химических веществ из неорганической среды через растительные и животные организмы обратно в неорганическую среду с использованием солнечной энергии и энергии химических реакций называется биогеохимическим циклом. В такие циклы вовлечены практически все химические элементы и прежде всего те, которые участвуют в построении живой клетки. Так, тело человека состоит из кислорода (62,8%), углерода (19,37%), водорода (9,31%), азота (5,14%), кальция (1,38%), фосфора (0,64%) и ещё примерно из 30 элементов.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Миграция углекислого газа Миграция углекислого газа в биосфере Земли протекает двумя путями:Первый путь заключается в поглощении его в процессе фотосинтеза с образованием органических веществ и в последующем захоронении их в литосфере в виде торфа, угля, горных сланцев, рассеянной органики, осадочных горных пород. 2) По второму пути миграция углерода осуществляется созданием карбонатной системы в различных водоемах, где CO2 переходит в H2CO3, HCO31-, CO32-. Затем с помощью растворенного в воде кальция (реже магния) происходит осаждение карбонатов CaCO3 биогенным и абиогенным путями С гибелью растений и животных на поверхности происходит окисление органических веществ с образованием CO2. Особое место в современном круговороте веществ занимает массовое сжигание органических веществ и постепенное возрастание содержания углекислого газа в атмосфере, связанное с ростом промышленного производства и транспорта

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Круговорот кислорода Кислород - наиболее активный газ. В пределах биосферы происходит быстрый обмен кислородасреды с живыми организмами или их остатками после гибели. В составе земной атмосферы кислород занимает второе место после азота. Господствующей формой нахождения кислорода в атмосфере является молекула О2. Круговорот кислорода в биосфере весьма сложен, поскольку он вступает во множество химических соединений минерального и органического миров. Свободный кислород современной земной атмосферы является побочным продуктом процесса фотосинтеза зеленых растений и его общее количество отражает баланс между продуцированием кислорода и процессами окисления и гниения различных веществ. В истории биосферы Земли наступило такое время, когда количество свободного кислорода достигло определенного уровня и оказалось сбалансированным таким образом, что количество выделяемого кислорода стало равным количеству поглощаемого кислорода.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

Круговорот азота При гниении органических веществ значительная часть содержащегося в них азота превращается в аммиак, который под влиянием живущих в почве трифицирующих бактерий окисляется затем в азотную кислоту. Последняя, вступая в реакцию с находящимися в почве карбонатами, например с карбонатом кальция СаСОз, образует нитраты: 2HN0з + СаСОз = Са(NОз)2 + СОС + Н0ННекоторая же часть азота всегда выделяется при гниении в свободном виде в атмосферу. Свободный азот выделяется также при горении органических веществ, при сжигании дров, каменного угля, торфа. Кроме того, существуют бактерии, которые при недостаточном доступе воздуха могут отнимать кислород от нитратов, разрушая их с выделением свободного азота.

№ слайда 12

Описание слайда:

Процессы, возмещающие потери азота:электрические разряды, жизнедеятельность азотобактерий, способных усваивать атмосферный азот. Таким образом, в природе совершается непрерывный круговорот азота. Однако ежегодно с урожаем с полей убираются наиболее богатые белками части растений, например зерно. Поэтому в почву необходимо вносить удобрения, возмещающие убыль в ней важнейших элементов питания растений.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Круговорот фосфора Фосфор входит в состав генов и молекул, переносящих энергию внутрь клеток. В различных минералах фосфор содержится в виде неорганического фосфатиона (PO43-). Фосфаты растворимы в воде, но не летучи. Растения поглощают PO43- из водного раствора и включают фосфор в состав различных органических соединений, где он выступает в форме так называемого органического фосфата. По пищевым цепям фосфор переходит от растений ко всем прочим организмам экосистемы.У фосфора нет газовой фазы и, следовательно, нет свободного возврата в атмосферу. Попадая в водоемы, фосфор насыщает, а иногда и перенасыщает экосистемы. Обратного пути, по сути дела, нет. Что-то может вернуться на сушу с помощью рыбоядных птиц, но это очень небольшая часть общего количества, оказывающаяся к тому же вблизи побережья. Океанические отложенияфосфата со временем поднимаются над поверхностью воды в результате геологических процессов, но это происходит в течение миллионов лет. Следовательно, фосфат и другие минеральные биогены почвы циркулируют в экосистеме лишь в том случае, если содержащие их отходы жизнедеятельности откладываются в местах поглощения данного элемента

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

Круговорот серы Сера представляет собой исключительно активный химическийэлемент биосферы и мигрирует в разных валентных состояниях в зависимости от окислительно-восстановительных условий среды. Среднее содержание серы в земной коре оценивается в 0,047 %. В природе этот элемент образуетсвыше 420 минералов. В изверженных породах сера находится преимущественно в виде сульфидных минералов: пирита, пирронита,халькопирита, в осадочных породах содержится в глинахв виде гипсов, в ископаемых углях - в виде примесей серного колчедана и реже в виде сульфатов. Сера в почве находится преимущественно в форме сульфатов; в нефти встречаются ее органические соединения. В связи с окислением сульфидных минералов в процессе выветривания сера в виде сульфатиона переносится природными водами в Мировой океан. Сера поглощается морскими организмами, которые богаче ее неорганическими соединениями, чем пресноводные и наземные

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Круговорот воды Вода находится в постоянном движении. Но количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе. Из всех выпадающих осадков 80% попадает непосредственно в океан. Для нас же наибольший интерес представляют оставшиеся 20%, выпадающие на суше, так как большинство используемых человеком источников воды пополняется именно за счет этого вида осадков. Упрощенно говоря, у воды, выпавшей на суше, есть два пути:Либо она, собираясь в ручейки, речушки и реки, попадает в результате в озера и водохранилищ. Либо вода, просачиваясь через почву и подпочвенные слои, пополняет запасы грунтовых вод. Круговорот воды является одним из грандиозных процессов на поверхности земного шара. Он играет главную роль в связывании геологического и биотического круговоротов. В биосфере вода, непрерывно переходя из одного состояния в другое, совершает малый и большой круговороты. Испарение воды с поверхности океана, конденсация водяного пара в атмосфере и выпадение осадков на поверхность океанаобразуют малый круговорот.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

Слайд 2

Определение биосферы

Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов.

Слайд 3

Роль живых организмов в биосфере

  • Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).
  • Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Организмы обладают способностью избирательно поглощать и накапливать в себе отдельные элементы в гораздо большем количестве, чем они есть в окружающей среде.
  • Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека.
  • Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.
  • Слайд 4

    Понятие «живого вещества»

    • Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов. В атмосфере верхние границы жизни определяются озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 16–20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи солнца. Океан насыщен жизнью целиком, до дна самых глубоких впадин в 10–11 км. В глубину твердой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторождениях). Результаты жизнедеятельности организмов в виде осадочных пород прослеживаются еще глубже.
    • Размножение, рост, обмен веществ и активность живых организмов за миллиарды лет полностью преобразовали эту часть нашей планеты.
    • Всю массу организмов всех видов В.И. Вернадский назвал живым веществом Земли.
  • Слайд 5

    Большой круговорот

    Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что Горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками.

    Слайд 6

    Малый круговорот

    Малый круговорот (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы, как самих этих растений, так и других организмов (как правило, животных), которые поедают эти растения (консументы).

    Посмотреть все слайды

    Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «».

    Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.

    Тип урока : изучение нового материала

    Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе, связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.

    Задачи:

    1. Предметно-информационные:

    • актуализация знаний, позволяющая актуализировать знания, позволяющие ребенку различать участников круговорота веществ;
    • ознакомление детей с понятием «круговорот веществ».

    2. Деятельностно-коммуникативные:

    • установление взаимосвязи между участниками круговорота;
    • развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
    • развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке.

    3. Ценностно-ориентационные:

    • формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе.

    Планируемые достижения учащихся :

    • первоначальные представления о круговороте веществ в природе;
    • умение различать участников круговорота веществ и их место и роль человека в экологической цепи.

    Виды контроля : наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.

    Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги - растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе

    Вопрос классу

    Что такое природа? Назвать признаки живой природы.

    Работа в парах

    Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна)

    Слайд 1

    Ответы детей.

    Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса?

    Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз.

    Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка.

    Литосфера: береза, сосна, черви.

    Вывод:

    Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома.

    Вопрос классу

    Фронтальная работа

    Почему животные не могут жить без растений, а растения не могут жить без животных?

    Где на Земном шаре распространена жизнь?

    Слайд 2, 3 щелчка.

    Ответы детей.

    В атмосфере

    Литосфере

    Гидросфере

    Атмосфера, литосфера, гидросфера - все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ

    2. Открытие нового.

    Фронтальная работа

    Фронтальная работа

    С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе.

    Учитель обобщает ответы.

    Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества

    Слайд 3, щелчок.

    Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества

    Слайд 3, щелчок.

    Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ.

    Слайд 3, щелчок.

    Растения выделяют стоительный материал для животных и растений - кислород.

    Слайд 4

    Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут.

    За счет чего это происходит?

    Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям.

    Назовите некоторые из них.

    Слайд 5

    Ответы детей

    Происходит за счет превращения энергии

    Являются пищей для животных.

    Кормильцы, производители.

    Вывод совместный

    Растения - пища для животных. Научное название этих животных - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ - ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску)

    Назовите растительноядных животных.

    Слайд 6, 5 щелчков.

    Что является пищей для растительноядных животных?

    Слайд 7, 4 щелчка.

    Лошадь, заяц, птицы,

    насекомые

    Растения, вода, воздух

    Чем питаются животные хищники?

    Животные - хищники питаются растительноядными животными.

    Слайд 8, 4 щелчка.

    Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску)

    Эту группу можно разделить на три группы:

    Слайд 9, щелчок

    Травоядные щелчок

    Плотоядные щелчок

    Хищные щелчок

    Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных.

    Слайд 10, 6 щелчков

    Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных

    Слайд 11, 3 щелчка

    Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных

    Слайд 12, 3 щелчка

    Ответы детей

    Птицы, заяц, лось, мыши

    Сова, лиса, змеи

    Ястреб, волк, тигр

    Проблемный

    Какой объект природы не назвали?

    Какой группе потребителей мы его отнесем?

    Человека

    Групповая работа

    Слайд 13

    Обсуждение

    Вывод: человек - растительноядный объект

    Вопрос классу

    Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал?

    Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны.

    Вопрос классу

    Что может произойти в природе в данной ситуации?

    Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме?

    Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся:

    Слайд 14

    микробы щелчок,

    бактерии, щелчок

    грибы. щелчок

    Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы.

    Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми

    Заключительная беседа

    При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву.

    Кто участвует в круговороте веществ в природе?

    Может ли прекратиться этот процесс?

    Живые организмы.

    Нет, он бесконечен.

    Вопрос классу

    Фронтальная

    Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ)

    Какой закон работает в данном процессе?

    Итак, тема нашего урока …..

    Живые участники круговорота веществ в природе

    Слайд 15

    Закон сохранения веществ

    -Живые участники круговорота веществ в природе

    Закрепление

    Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе.

    Солнце (стрелка)

    Растения (стрелка)

    Растительноядные (стрелка)

    Хищники (стрелка)

    Ястреб (5стрелок, показывающих взаимосвязь)

    Продукты выделения

    Микробы (2 стрелки)

    Бактерии

    Круг замкнулся

    Домашнее задание

    1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере?

    2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе.

    3 уровень: Возможен ли круговорот веществ в организме человека?

    Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»

    Биосфера

    Продуценты

    Консументы

    Редуценты

    Биосистема

    Слайд 2

    Мы на уроке сегодня должны с вами понять, что называется круговоротом веществ, как происходит превращении энергии в биосфере; познакомится с простейшими циклами миграции атомов и веществ, через анализ полученных знаний, умений и навыков.

    • круговорот веществ
    • биогенный круговорот
  • Слайд 3

    Главной функцией биосферы является обеспечение круговорота веществ, в ходе которого происходит постоянный процесс движения и перераспределения вещества.

    Основной движущей силой круговоротов веществ на нашей планете является живое вещество. «Живое вещество, - писал В.И. Вернадский, - охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы. Живое вещество есть самая мощная геологическая сила, растущая с ходом времени».

    В природе существует теснейшая взаимосвязьмежду зелёными растениями, животными, бактериями, грибами. Эта взаимосвязь реализуется через круговорот веществ и поток энергии и может быть легко представлена в виде схемы.

    Слайд 4

    Большой вклад в изучении биосферы дали работы Владимира Ивановича Вернадского.

    В.И. Вернадский отмечал, что биогенная миграция атомов вызвана такими процессами жизни, как метаболизмживого организма (дыхание, питание, выделение), рост организмов и их размножение. Все процессы между собой взаимосвязаны. Вместе с круговоротом веществ в биосфере осуществляется и круговорот (миграция) атомов конкретных химических элементов. Они переходят из организма в организм, затем в неживую природу и снова в организм.

    Слайд 5

    Работа в группах

    Задания для работы групп с учебником:

    • I и III группы: разобрать рис 14 стр.56 «Круговорот углерода» и вычленить 3 главных функции углерода в природе. Ответьте на вопросы: в результате, каких процессов, углерод может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него?
    • II и IV группы: разобрать рис 16 стр.57 «Круговорот воды» и вычленить 3 главных функции воды в природе. Ответьте на вопрос: в результате, каких процессов, вода может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него?
  • Слайд 6

    Слайд 7

    Общие выводы урока:

    1. Количество вещества, вовлекаемого в биосферные процессы, остается постоянным на протяжении целых геологических периодов.

    2. В биосфере совершается многократный круговорот веществ, входящих в состав живых организмов.

    3. В биосферу извне постоянно вливаются поток солнечной энергии.

    Слайд 8

    Д/З

    Дополнительная оценка «5» стр. 60 вопрос 1,3 письменно.

    Слайд 9

    Метаболизм- это совокупность химических реакций, протекающих в живых клетках и обеспечивающих организм веществами и энергией для его жизнедеятельности, роста, размножения.

    Посмотреть все слайды

    Круговорот веществ в природе

    Подготовила студентка 1 курса группы 118-З Бурова Екатерина

    Проверила Лободёнкова Ю.А.

    2016 год


    Круговорот отдельных веществ Вернадский, назвал биологическим циклов. Дал в 1926 г. определение биосферы. Сущность учения Вернадского заключена в признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты.

    Вернадский Владимир Иванович

    12.03.1863 – 6.01.1945


    За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.

    Биосфера, по В. И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию.


    Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).

    В. В. Докучаев (1846 - 1903)


    Большой круговорот

    • продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания (в том числе растворимые в воде питательные вещества) сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками. Геотектонические изменения, процессы опускания материков и поднятия морского дна, перемещения морей и океанов в течение длительного времени приводят к тому, что эти напластования возвращаются на сушу и процесс начинается вновь.

    • (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы как самих этих растений, так и других организмов (как правило животных), которые поедают эти растения (консументы). Продукты распада органического вещества под действием деструкторов и микроорганизмов (бактерии, грибы, черви) вновь разлагаются до минеральных компонентов, доступных растениям и вовлекаемых ими в потоки вещества.


    Продуценты

    Неорганические вещества

    Редуценты

    Консументы

    Участвуют в круговороте веществ


    • Отходы одних организмов используют другие организмы.
    • В конце цепи вновь восстанавливается вещество с которым эта цепь начиналась.
    • Каждый вид организмов занимает определенное место.
    • Каждый вид организмов выполняет свою роль.




    Весь кислород атмосферы обновляется за несколько тысяч лет.