1 из 20
Презентация на тему: Круговорот элементов в природе
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
№ слайда 3
Описание слайда:
Большой круговорот Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что Горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаютсяна сушу с осадками.
№ слайда 4
Описание слайда:
Малый круговорот Малый круговорот (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы, как самих этих растений, так и других организмов (как правило, животных), которые поедают эти растения (консументы).
№ слайда 5
Описание слайда:
Биохимический цикл Круговорот химических веществ из неорганической среды через растительные и животные организмы обратно в неорганическую среду с использованием солнечной энергии и энергии химических реакций называется биогеохимическим циклом. В такие циклы вовлечены практически все химические элементы и прежде всего те, которые участвуют в построении живой клетки. Так, тело человека состоит из кислорода (62,8%), углерода (19,37%), водорода (9,31%), азота (5,14%), кальция (1,38%), фосфора (0,64%) и ещё примерно из 30 элементов.
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
Миграция углекислого газа Миграция углекислого газа в биосфере Земли протекает двумя путями:Первый путь заключается в поглощении его в процессе фотосинтеза с образованием органических веществ и в последующем захоронении их в литосфере в виде торфа, угля, горных сланцев, рассеянной органики, осадочных горных пород. 2) По второму пути миграция углерода осуществляется созданием карбонатной системы в различных водоемах, где CO2 переходит в H2CO3, HCO31-, CO32-. Затем с помощью растворенного в воде кальция (реже магния) происходит осаждение карбонатов CaCO3 биогенным и абиогенным путями С гибелью растений и животных на поверхности происходит окисление органических веществ с образованием CO2. Особое место в современном круговороте веществ занимает массовое сжигание органических веществ и постепенное возрастание содержания углекислого газа в атмосфере, связанное с ростом промышленного производства и транспорта
№ слайда 8
Описание слайда:
№ слайда 9
Описание слайда:
Круговорот кислорода Кислород - наиболее активный газ. В пределах биосферы происходит быстрый обмен кислородасреды с живыми организмами или их остатками после гибели. В составе земной атмосферы кислород занимает второе место после азота. Господствующей формой нахождения кислорода в атмосфере является молекула О2. Круговорот кислорода в биосфере весьма сложен, поскольку он вступает во множество химических соединений минерального и органического миров. Свободный кислород современной земной атмосферы является побочным продуктом процесса фотосинтеза зеленых растений и его общее количество отражает баланс между продуцированием кислорода и процессами окисления и гниения различных веществ. В истории биосферы Земли наступило такое время, когда количество свободного кислорода достигло определенного уровня и оказалось сбалансированным таким образом, что количество выделяемого кислорода стало равным количеству поглощаемого кислорода.
№ слайда 10
Описание слайда:
№ слайда 11
Описание слайда:
Круговорот азота При гниении органических веществ значительная часть содержащегося в них азота превращается в аммиак, который под влиянием живущих в почве трифицирующих бактерий окисляется затем в азотную кислоту. Последняя, вступая в реакцию с находящимися в почве карбонатами, например с карбонатом кальция СаСОз, образует нитраты: 2HN0з + СаСОз = Са(NОз)2 + СОС + Н0ННекоторая же часть азота всегда выделяется при гниении в свободном виде в атмосферу. Свободный азот выделяется также при горении органических веществ, при сжигании дров, каменного угля, торфа. Кроме того, существуют бактерии, которые при недостаточном доступе воздуха могут отнимать кислород от нитратов, разрушая их с выделением свободного азота.
№ слайда 12
Описание слайда:
Процессы, возмещающие потери азота:электрические разряды, жизнедеятельность азотобактерий, способных усваивать атмосферный азот. Таким образом, в природе совершается непрерывный круговорот азота. Однако ежегодно с урожаем с полей убираются наиболее богатые белками части растений, например зерно. Поэтому в почву необходимо вносить удобрения, возмещающие убыль в ней важнейших элементов питания растений.
№ слайда 13
Описание слайда:
№ слайда 14
Описание слайда:
Круговорот фосфора Фосфор входит в состав генов и молекул, переносящих энергию внутрь клеток. В различных минералах фосфор содержится в виде неорганического фосфатиона (PO43-). Фосфаты растворимы в воде, но не летучи. Растения поглощают PO43- из водного раствора и включают фосфор в состав различных органических соединений, где он выступает в форме так называемого органического фосфата. По пищевым цепям фосфор переходит от растений ко всем прочим организмам экосистемы.У фосфора нет газовой фазы и, следовательно, нет свободного возврата в атмосферу. Попадая в водоемы, фосфор насыщает, а иногда и перенасыщает экосистемы. Обратного пути, по сути дела, нет. Что-то может вернуться на сушу с помощью рыбоядных птиц, но это очень небольшая часть общего количества, оказывающаяся к тому же вблизи побережья. Океанические отложенияфосфата со временем поднимаются над поверхностью воды в результате геологических процессов, но это происходит в течение миллионов лет. Следовательно, фосфат и другие минеральные биогены почвы циркулируют в экосистеме лишь в том случае, если содержащие их отходы жизнедеятельности откладываются в местах поглощения данного элемента
№ слайда 15
Описание слайда:
№ слайда 16
Описание слайда:
Круговорот серы Сера представляет собой исключительно активный химическийэлемент биосферы и мигрирует в разных валентных состояниях в зависимости от окислительно-восстановительных условий среды. Среднее содержание серы в земной коре оценивается в 0,047 %. В природе этот элемент образуетсвыше 420 минералов. В изверженных породах сера находится преимущественно в виде сульфидных минералов: пирита, пирронита,халькопирита, в осадочных породах содержится в глинахв виде гипсов, в ископаемых углях - в виде примесей серного колчедана и реже в виде сульфатов. Сера в почве находится преимущественно в форме сульфатов; в нефти встречаются ее органические соединения. В связи с окислением сульфидных минералов в процессе выветривания сера в виде сульфатиона переносится природными водами в Мировой океан. Сера поглощается морскими организмами, которые богаче ее неорганическими соединениями, чем пресноводные и наземные
№ слайда 17
Описание слайда:
№ слайда 18
Описание слайда:
Круговорот воды Вода находится в постоянном движении. Но количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе. Из всех выпадающих осадков 80% попадает непосредственно в океан. Для нас же наибольший интерес представляют оставшиеся 20%, выпадающие на суше, так как большинство используемых человеком источников воды пополняется именно за счет этого вида осадков. Упрощенно говоря, у воды, выпавшей на суше, есть два пути:Либо она, собираясь в ручейки, речушки и реки, попадает в результате в озера и водохранилищ. Либо вода, просачиваясь через почву и подпочвенные слои, пополняет запасы грунтовых вод. Круговорот воды является одним из грандиозных процессов на поверхности земного шара. Он играет главную роль в связывании геологического и биотического круговоротов. В биосфере вода, непрерывно переходя из одного состояния в другое, совершает малый и большой круговороты. Испарение воды с поверхности океана, конденсация водяного пара в атмосфере и выпадение осадков на поверхность океанаобразуют малый круговорот.
№ слайда 19
Описание слайда:
№ слайда 20
Описание слайда:
Слайд 2
Определение биосферы
Биосфера, по В.И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов.
Слайд 3
Роль живых организмов в биосфере
- Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).
- Благодаря живым существам возникли многие горные породы на Земле. Организмы обладают способностью избирательно поглощать и накапливать в себе отдельные элементы в гораздо большем количестве, чем они есть в окружающей среде.
- Совершая гигантский биологический круговорот веществ в биосфере, жизнь поддерживает стабильные условия для своего существования и существования в ней человека.
- Живые организмы играют большую роль в разрушении и выветривании горных пород на суше. Они – главные разрушители мертвого органического вещества.
Слайд 4
Понятие «живого вещества»
- Биосфера охватывает всю поверхность суши, моря и океаны, а также ту часть недр Земли, где находятся породы, созданные деятельностью живых организмов. В атмосфере верхние границы жизни определяются озоновым экраном – тонким слоем газа озона на высоте 16–20 км. Он задерживает губительные ультрафиолетовые лучи солнца. Океан насыщен жизнью целиком, до дна самых глубоких впадин в 10–11 км. В глубину твердой части Земли активная жизнь проникает местами до 3 км (бактерии в нефтяных месторождениях). Результаты жизнедеятельности организмов в виде осадочных пород прослеживаются еще глубже.
- Размножение, рост, обмен веществ и активность живых организмов за миллиарды лет полностью преобразовали эту часть нашей планеты.
- Всю массу организмов всех видов В.И. Вернадский назвал живым веществом Земли.
Слайд 5
Большой круговорот
Большой круговорот, продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что Горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками.
Слайд 6
Малый круговорот
Малый круговорот (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы, как самих этих растений, так и других организмов (как правило, животных), которые поедают эти растения (консументы).
Посмотреть все слайды
Представленная презентация и конспект урока помогут педагогам эффективно подготовиться к открытому уроку, посвященному теме «».
Конспект урока «Живые участники круговорота веществ в природе» является лауреатом городского конкурса (г.Екатеринбург) проектов уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий для педагогов общеобразовательных учреждений «Мастерская мультимедийных уроков» в 2008-2009 уч. году.
Тип урока : изучение нового материала
Цель урока: сформировать у обучающихся первоначальные представления о биотическом круговороте веществ в природе, связывающем все живое и неживое, и об экологическом равновесии.
Задачи:
1. Предметно-информационные:
- актуализация знаний, позволяющая актуализировать знания, позволяющие ребенку различать участников круговорота веществ;
- ознакомление детей с понятием «круговорот веществ».
2. Деятельностно-коммуникативные:
- установление взаимосвязи между участниками круговорота;
- развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности;
- развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемной ситуации, создаваемой на уроке.
3. Ценностно-ориентационные:
- формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе.
Планируемые достижения учащихся :
- первоначальные представления о круговороте веществ в природе;
- умение различать участников круговорота веществ и их место и роль человека в экологической цепи.
Виды контроля : наблюдение за качеством деятельности детей, самоконтроль и взаимоконтроль при работе в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, аншлаги - растительноядные, плотоядные, хищные, потребители, разрушители, производители.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1.Актуализация знаний и мотивация на изучение круговорота веществ |
Сегодня на уроке мы продолжим изучение взаимосвязей в природе, их места и роли человека в природе |
||
Вопрос классу |
Что такое природа? Назвать признаки живой природы. |
||
Работа в парах |
Расселить растения и животных в свою среду обитания (утка, соловей, жаба, карась, щука, ряска, черви, рогоз, береза, сосна) Слайд 1 Ответы детей. Какой вывод можно сделать после обсуждения данного вопроса? |
Гидросфера: жаба, карась, щука, ряска, рогоз. Атмосфера: соловей, заяц, береза, сосна, утка. Литосфера: береза, сосна, черви. |
|
Вывод: |
Каждый живой организм может жить в своем месте, чувствуя себя как дома. |
||
Вопрос классу Фронтальная работа |
Почему животные не могут жить без растений, а растения не могут жить без животных? Где на Земном шаре распространена жизнь? Слайд 2, 3 щелчка. |
Ответы детей. В атмосфере Литосфере Гидросфере |
|
Атмосфера, литосфера, гидросфера - все эти части вместе составляют БИОСФЕРУ |
|||
2. Открытие нового. Фронтальная работа Фронтальная работа |
С вашей точки зрения, что является причиной всех происходящих процессов в природе. Учитель обобщает ответы. Растения получают от солнца богатые энергией органические вещества Слайд 3, щелчок. Из почвы растения поглащают воду и минеральные вещества Слайд 3, щелчок. Из неорганических веществ растения создают органические под действием солнца. Этот процесс называется ФОТОСИНТЕЗ. Слайд 3, щелчок. Растения выделяют стоительный материал для животных и растений - кислород. Слайд 4 Получая энергию солнца, растения набирают силу, растут. За счет чего это происходит? Какова роль растений в природе? Дайте новое название растениям. Назовите некоторые из них. Слайд 5 |
Ответы детей Происходит за счет превращения энергии Являются пищей для животных. Кормильцы, производители. |
|
Вывод совместный |
Растения - пища для животных. Научное название этих животных - РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, ЕДОКИ - ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску) Назовите растительноядных животных. Слайд 6, 5 щелчков. Что является пищей для растительноядных животных? Слайд 7, 4 щелчка. |
Лошадь, заяц, птицы, насекомые Растения, вода, воздух |
|
Чем питаются животные хищники? Животные - хищники питаются растительноядными животными. Слайд 8, 4 щелчка. Научное название этой группы животных ЕДОКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ (аншлаги на доску) Эту группу можно разделить на три группы: Слайд 9, щелчок Травоядные щелчок Плотоядные щелчок Хищные щелчок Назвать животных, которые относятся к группе травоядных животных. Слайд 10, 6 щелчков Назвать животных, которые относятся к группе плотоядных животных Слайд 11, 3 щелчка Назвать животных, которые относятся к группе хищных животных Слайд 12, 3 щелчка |
Ответы детей Птицы, заяц, лось, мыши Сова, лиса, змеи Ястреб, волк, тигр |
||
Проблемный |
Какой объект природы не назвали? Какой группе потребителей мы его отнесем? |
Человека |
|
Групповая работа |
Слайд 13 |
Обсуждение |
|
Вывод: человек - растительноядный объект |
|||
Вопрос классу |
Какой можно сделать вывод, проанализиовав рассмотренный материал? |
||
Вывод: Все объекты природы находятся в зависимости друг от друга, все взаимосвязаны. |
|||
Вопрос классу |
Что может произойти в природе в данной ситуации? Что необходимо для восстановления равновесия в природе в каждой экосистеме? Необходимы разрушители (мусорщики). К ним относятся: Слайд 14 микробы щелчок, бактерии, щелчок грибы. щелчок |
Произойдет переизбыток потребителей, загрязнение природы. Необходимы объекты, которые будут убирать за всеми |
|
Заключительная беседа |
При помощи этих участников происходит разрушение сложных веществ в простые, которые попадают в почву. Кто участвует в круговороте веществ в природе? Может ли прекратиться этот процесс? |
Живые организмы. Нет, он бесконечен. |
|
Вопрос классу Фронтальная |
Благодаря живым организмам превращение веществ идет по замкнутому кругу (круговорот веществ) Какой закон работает в данном процессе? Итак, тема нашего урока ….. Живые участники круговорота веществ в природе Слайд 15 |
Закон сохранения веществ -Живые участники круговорота веществ в природе |
|
Закрепление |
Перечислим основные этапы и участников круговорота веществ в природе. Солнце (стрелка) Растения (стрелка) Растительноядные (стрелка) Хищники (стрелка) Ястреб (5стрелок, показывающих взаимосвязь) Продукты выделения Микробы (2 стрелки) Бактерии Круг замкнулся |
||
Домашнее задание 1 уровень: Кто поддерживает порядок в биосфере? 2 уровень: Найти место каждому организму в круговороте веществ в природе. 3 уровень: Возможен ли круговорот веществ в организме человека? |
Презентация по теме «Круговорот веществ в природе»
Биосфера
Продуценты
Консументы
Редуценты
Биосистема
Слайд 2
Мы на уроке сегодня должны с вами понять, что называется круговоротом веществ, как происходит превращении энергии в биосфере; познакомится с простейшими циклами миграции атомов и веществ, через анализ полученных знаний, умений и навыков.
- круговорот веществ
- биогенный круговорот
Слайд 3
Главной функцией биосферы является обеспечение круговорота веществ, в ходе которого происходит постоянный процесс движения и перераспределения вещества.
Основной движущей силой круговоротов веществ на нашей планете является живое вещество. «Живое вещество, - писал В.И. Вернадский, - охватывает и перестраивает все химические процессы биосферы. Живое вещество есть самая мощная геологическая сила, растущая с ходом времени».
В природе существует теснейшая взаимосвязьмежду зелёными растениями, животными, бактериями, грибами. Эта взаимосвязь реализуется через круговорот веществ и поток энергии и может быть легко представлена в виде схемы.
Слайд 4
Большой вклад в изучении биосферы дали работы Владимира Ивановича Вернадского.
В.И. Вернадский отмечал, что биогенная миграция атомов вызвана такими процессами жизни, как метаболизмживого организма (дыхание, питание, выделение), рост организмов и их размножение. Все процессы между собой взаимосвязаны. Вместе с круговоротом веществ в биосфере осуществляется и круговорот (миграция) атомов конкретных химических элементов. Они переходят из организма в организм, затем в неживую природу и снова в организм.
Слайд 5
Работа в группах
Задания для работы групп с учебником:
- I и III группы: разобрать рис 14 стр.56 «Круговорот углерода» и вычленить 3 главных функции углерода в природе. Ответьте на вопросы: в результате, каких процессов, углерод может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него?
- II и IV группы: разобрать рис 16 стр.57 «Круговорот воды» и вычленить 3 главных функции воды в природе. Ответьте на вопрос: в результате, каких процессов, вода может исключаться из круговорота и вновь возвращаться в него?
Слайд 6
Слайд 7
Общие выводы урока:
1. Количество вещества, вовлекаемого в биосферные процессы, остается постоянным на протяжении целых геологических периодов.
2. В биосфере совершается многократный круговорот веществ, входящих в состав живых организмов.
3. В биосферу извне постоянно вливаются поток солнечной энергии.
Слайд 8
Д/З
Дополнительная оценка «5» стр. 60 вопрос 1,3 письменно.
Слайд 9
Метаболизм- это совокупность химических реакций, протекающих в живых клетках и обеспечивающих организм веществами и энергией для его жизнедеятельности, роста, размножения.
Посмотреть все слайды
Круговорот веществ в природе
Подготовила студентка 1 курса группы 118-З Бурова Екатерина
Проверила Лободёнкова Ю.А.
2016 год
Круговорот отдельных веществ Вернадский, назвал биологическим циклов. Дал в 1926 г. определение биосферы. Сущность учения Вернадского заключена в признании исключительной роли «живого вещества», преобразующего облик планеты.
Вернадский Владимир Иванович
12.03.1863 – 6.01.1945
За миллиарды лет фотосинтезирующие организмы связали и превратили в химическую работу огромное количество солнечной энергии. Часть ее запасов в ходе геологической истории накопилась в виде залежей угля и других ископаемых органических веществ – нефти, торфа и др.
Биосфера, по В. И. Вернадскому, – это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подвергается или подвергалась ее воздействию.
Живые организмы создают в биосфере круговороты важнейших биогенных элементов, которые попеременно переходят из живого вещества в неорганическую материю. Эти циклы делят на две основные группы: круговороты газов и осадочные круговороты. В первом случае главный поставщик элементов – атмосфера (углерод, кислород, азот), во втором – горные осадочные породы (фосфор, сера и др.).
В. В. Докучаев (1846 - 1903)
Большой круговорот
- продолжающийся миллионы лет, заключается в том, что горные породы подвергаются разрушению, а продукты выветривания (в том числе растворимые в воде питательные вещества) сносятся потоками воды в Мировой океан, где они образуют морские напластования и лишь частично возвращаются на сушу с осадками. Геотектонические изменения, процессы опускания материков и поднятия морского дна, перемещения морей и океанов в течение длительного времени приводят к тому, что эти напластования возвращаются на сушу и процесс начинается вновь.
- (часть большого) происходит на уровне экосистемы и состоит в том, что питательные вещества, вода и углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела и на жизненные процессы как самих этих растений, так и других организмов (как правило животных), которые поедают эти растения (консументы). Продукты распада органического вещества под действием деструкторов и микроорганизмов (бактерии, грибы, черви) вновь разлагаются до минеральных компонентов, доступных растениям и вовлекаемых ими в потоки вещества.
Продуценты
Неорганические вещества
Редуценты
Консументы
Участвуют в круговороте веществ
- Отходы одних организмов используют другие организмы.
- В конце цепи вновь восстанавливается вещество с которым эта цепь начиналась.
- Каждый вид организмов занимает определенное место.
- Каждый вид организмов выполняет свою роль.
Весь кислород атмосферы обновляется за несколько тысяч лет.