Использование энергии солнечного света для синтеза атф

КЛЕТКА.
энергетический обмен)
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ (фотосинтез, биосинтез,
1. К автотрофам относят
1) споровые растения2) плесневые грибы
3) одноклеточные водоросли4) хемотрофные бактерии
5) вирусы6) большинство простейших
2. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и ор-
ганизмами, для которых эти особенности характерны - автотрофами (1)
либо гетеротрофами (2)

А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ
Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ
В) использование только готовых органических веществ
Г) синтез органических веществ из неорганических
Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ
3. В световую фазу фотосинтеза в клетке за счет энергии солнечного
света

1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул
воды
2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды
3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахма-
ла
4) осуществляется синтез молекул АТФ
5) энергия молекул АТФ расходуется на синтез углеводов
6) происходит разложение молекул воды на протоны и атомы водорода
4. В темновую фазу фотосинтеза в отличие от световой происходит

1) фотолиз воды
2) восстановление углекислого газа до глюкозы
3) синтез молекул АТФ за счет энергии солнечного света
4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+
5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов
6) образование молекул крахмала из глюкозы
5. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов
2) синтезом глюкозы3) фиксацией углекислого газа
4) протеканием процессов в строме хлоропластов
5) наличием фотолиза воды6) образованием АТФ
6. Установите соответствие между характеристикой и фазой фотосинте-
за.
ХАРАКТЕРИСТИКА
А) фотолиз воды

ФАЗА ФОТОСИНТЕЗА
1) световая
1) хлоропластах растений
2) каналах эндоплазматической сети
3) лизосомах клеток животных
4) органах пищеварения человека
Б) фиксация углекислого газа
В) расщепление молекул АТФ
Г) синтез молекул НАДФ 2Н
Д) синтез глюкозы
2) темновая
7. Установите правильную последовательность процессов, протекающих
при фотосинтезе.
1) использование углекислого газа2) образование кислорода
3) синтез углеводов4) синтез молекул АТФ
5) возбуждение хлорофилла
8. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза.
1) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ.
2) Возбуждение светом электронов хлорофилла.
3) Фиксация углекислого газа.4) Образование крахмала.
5) Использование энергии АТФ для синтеза глюкозы.
9. Установите правильную последовательность основных этапов фото-
синтеза.
1) восстановление углекислого газа до глюкозы
2) перенос электронов переносчиками и образование АТФ и НАДФ·Н
3) образование крахмала
4) возбуждение молекулы хлорофилла светом
5) переход возбужденных электронов на более высокий энергетиче-
ский уровень
10. Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит
1) в хлоропластах2) на рибосомах
3) с использованием энергии солнечного света
4) в реакциях матричного типа5) в лизосомах
6) с участием рибонуклеиновых кислот
11. Установите последовательность процессов при биосинтезе белка в
клетке.
1) образование пептидной связи между аминокислотами
2) взаимодействие кодона иРНК и антикодона тРНК
3) выход тРНК из рибосомы4) соединение иРНК с рибосомой
5) выход иРНК из ядра в цитоплазму 6) синтез иРНК
12. Установите последовательность процессов, происходящих при био-
синтезе белка.
1) присоединение антикодона к кодону
2) выход иРНК в цитоплазму3) синтез иРНК на ДНК
4) соединение иРНК с рибосомой
5) отщепление аминокислоты в белковую цепь
13. Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происхо-
дят в

5) аппарате Гольджи эукариот
6) пищеварительных вакуолях простейших
14. Установите соответствие между характеристикой обмена и его
видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД ОБМЕНА
А) окисление органических веществ
Б) образование полимеров из мономеров
В) расщепление АТФ
Г) запасание энергии в клетке
Д) репликация ДНК
Е) окислительное фосфорилирование

1) пластический
2) энергетический
15. Установите соответствие между процессами обмена веществ и его
видом
ПРОЦЕСС
A) гликолиз
Б) образование 36 молекул АТФ
B) синтез иРНК на ДНК
Г) образование ПВК
Д) синтез белков
Е) расщепление питательных веществ
ВИД ОБМЕНА
1) энергетический
2) пластический

16. Установите соответствие между характеристикой энергетического
обмена и его этапом
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) происходит в анаэробных условиях
Б) происходит в митохондриях

ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКО
1) гликолиз
2) кислородное окисле

B) образуется молочная кислота
Г) образуется пировиноградная кислота
Д) синтезируется 36 молекул АТФ
17. Установите соответствие между процессом и этапом энергетическо-
го обмена, в котором он происходит.
ПРОЦЕСС
A) расщепление глюкозы
Б) синтез 36 молекул АТФ
B) образование молочной кислоты
Г) полное окисление до СО2, Н2О
Д) образование ПВК, НАД · 2Н
ЭТАП ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБ
1) бескислородный
2) кислородный

18. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала
в ходе энергетического обмена.
1) образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
2) расщепление молекул крахмала до дисахаридов
3) образование углекислого газа и воды
4) образование молекул глюкозы
19. Какова последовательность процессов энергетического обмена в
клетке?:
1) расщепление крахмала до мономеров
2) поступление в лизосомы питательных веществ
3) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
4) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
5) образование углекислого газа и воды

Обобщение темы: «Клеточный уровень» Вариант I

1. Выберите один правильный ответ.

1. Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют:

а) клеточной мембраны и цитоплазмы; б) митохондрий и рибосом;

в) оформленного ядра; г) пластид, вакуолей, оболочки из целлюлозы.

2. Разнообразные функции в клетке выполняют молекулы:

а) ДНК; б) белков; в) иРНК; г) АТФ.

3. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:

а) любого организма; б) содержащих хлоропласты;

4. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:

а) глюкозы до пировиноградной кислоты; б) белка до аминокислот;

в) крахмала до глюкозы; г) пировиноградной кислоты до углекислого газа.

5. Совокупность реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:

а) хемосинтезом; б) фотосинтезом; в) брожением; г) гликолизом.

2. Назовите функцию органоида, обозначенного под цифрой 1.

3.Выберите 3 верных ответа из 6 : Какие структуры характерны только растительной клетке?

1) клеточная стенка из хитина 2) клеточная стенка из целлюлозы

3) эндоплазматическая сеть 4) вакуоли с клеточным соком

5) митохондрии 6) лейкопласты и хлоропласты

4. Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и энергетического обмена.

Особенности процессов Процессы

А) переписывание информации с ДНК на иРНК. 1) биосинтез белка.

Б) передача информации о первичной структуре 2) энергетический

полипептидной цепи из ядра к рибосоме. обмен.

В) расщепление полимеров до мономеров.

Г) расщепление глюкозы до молочной кислоты и синтез двух молекул АТФ.

Д) присоединение к рибосоме тРНК с аминокислотой

Е) окисление молочной кислоты до СО2 и Н2О, сопровождаемые синтезом 36 молекул АТФ.

1. 3. 4. 5. 6.

1. 3. 4. 5. 6.

1. 3. 4. 5. 6.

1. 3. 4. 5. 6.

Задание 26.

Выберите особенности митотического деления клетки.

1. К полюсам после первого деления расходятся двухроматидные хромосомы.

2. К полюсам в анафазе расходятся сестринские хроматиды

3. В дочерних клетках оказываются гомологичные хромосомы

4. В результате образуются две диплоидные клетки

5. Процесс проходит в два последовательных деления

6. В результате образуются гаплоидные клетки

Правильный ответ - 234.

Задание 27.

Выберите особенности строения дыхательной системы человека.

1. Отсутствие диафрагмы

2. Двойное дыхание

3. Легкие представляют собой полые мешки

4. Воздухоносные пути представлены системой бронхов

5. Дыхательная поверхность легких около 90 кв. м.

6. Альвеолярное строение легких

Правильный ответ - 456.

Задание 28.

Выберите положения синтетической тории эволюции.

1. Виды реально существуют в природе и формируются длительное время.

2. Мутации и комбинации генов служат материалом для эволюции

3. Движущими силами эволюции являются мутационный процесс, популяционные волны, комбинативная изменчивость.

4. В природе существуют различные виды борьбы за существование между организмами.

5. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.

6. Естественный отбор сохраняет одних особей и уничтожает других.

Правильный ответ - 235.

Задание 29.

Установите соответствие между организмом и особенностями его строения.

Особенности строения

А. Имеются сократительные вакуоли

Б. Имеются ложноножки

В. Есть спорангии

Г. Клеточная стенка содержит хитин

Д. Размножается только делением надвое

Е. Есть мицелий

Организм

1. Мукор

2. Амеба

Правильный ответ - 221121.

Задание 30.

Установите соответствие между частями скелета человека и типами соединения костей в них.

Места соединения костей

А. Позвонки грудного отдела

Б. Крестец

В. Череп

Г. Локоть

Д. Колено

Е. Грудная клетка

Тип соединения костей

1. Неподвижное

2. Полуподвижное

3. Подвижное

Правильный ответ - 211332.

Задание 31.

Установите соответствие между видами обмена веществ и их особенностями.

Особенности обмена веществ

А. В процессе обмена синтезируется глюкоза и АТФ

Б. Происходит фиксация углекислого газа

В. Один из этапов обмена - бескислородный

Г. Происходит в матриксе митохондрий

Д. В результате обмена запасается 38 молекул АТФ

Е. В ходе обмена происходят реакции транскрипции и трансляции

Виды обмена

1. Энергетический обмен

2. Пластический обмен

Правильный ответ - 221112.

Задание 32.

Установите соответствие между процессами и уровнями организации жизни, на которых они происходят.

Процессы

А. Образование гамет

Б. Пищеварени

В. Дивергенция

Г. Формирование генофонда

Д. Борьба за существование

Е. Биологический прогресс

Уровни организации жизни

1. Организменный

2. Популяционно-видовой

Правильный ответ - 112212.

Задание 33.

Установите правильную последовательность стадий развития печеночного сосальщика, начиная с яйца.

1. Хвостатая личинка

2. Развитие в малом прудовике

3. Яйцо

4. Личинка с ресничками

5. Циста

6. Попадание в окончательного хозяина

Правильный ответ - 342156.

Задание 34.

У каких позвоночных животных впервые появились суставы и как это повысило уровень их организации?

Правильный ответ - суставы появились у земноводных. Сустав - это система рычагов, позволяющая активно передвигаться как в воде, так и по суше.

Задание 35.

Что обозначено на рисунке цифрами 1 и 2? Каким животным принадлежат изображенные системы и в чем заключается различие между ними?

Правильный ответ - 1 - нервная система планарии.

2 - нервная система гидры. У планарии и других плоских червей нервная система стволового типа. У кишечнополостных - диффузная нервная система.

Задание 36.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Важнейшей функцией белков является ферментативная функция.

2. Ферменты - это биологически активные вещества, регулирующие деятельность организма.

3. Белки также выполняют строительную, двигательную, транспортную и ряд других функций.

4. Двигательная функция связана с сократительными белками - гемоглобином и миоглобином.

5. Транспортную функцию выполняют такие белки, как актин и миозин.

6. Защитную функцию осуществляют такие белки, как интерферон, иммуноглобулин.

Правильный ответ - ошибки допущены в предложениях 2, 4, 5.

Предл. 2 - ферменты - это катализаторы биохимических реакций.

Предл. 4 - гемоглобин и миоглобин - транспортные белки.

Предл. 5 - актин и миозин - сократительные белки.

Задание 37.

В чем заключается сходство и отличие яйцеклеток от сперматозоидов у животных?

Правильный ответ - яйцеклетки и сперматозоиды - это половые клетки животных или женские и мужские гаметы соответственно. Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом и несут наследственную информацию от одного из родителей. Сперматозоид - подвижная мужская гамета, имеющая голову и хвостик. Яйцеклетка - неподвижная женская гамета, содержащая запас питательных веществ для развития зародыша.

Задание 38.

Каким образом земноводные приспособлены к жизни в воде и на суше? Приведите не менее четырех доказательств.

Правильный ответ - земноводные ведут водный и наземный образ жизни. В связи с этим у них сформировались такие особенности строения и физиологии, как:

1. Кожа, покрытая слизью, в слизи растворяется атмосферный кислород при дыхании кожей

2. Пятипалые конечности для передвижения по суше

3. Легкие для атмосферного дыхания

4. Два круга кровообращение и трехкамерное сердце, обеспечивающие частичное разделение крови на венозную и артериальную.

Задание 39.

Какие процессы происходят в ходе энергетического обмена веществ у человека и каков их энергетический эффект?

Правильный ответ - первый этап - подготовительный, происходит в пищеварительном тракте. Энергия рассеивается в виде тепла.

Второй этап - бескислородный (гликолиз), происходит в цитоплазме. Энергетический эффект 2 молекулы АТФ.

Третий этап - кислородный, происходит на кристах митохондрий. Энергетический эффект 36 молекул АТФ.

Задание 40.

Цвет глаз у человека контролируется двумя парами несцепленных, неаллельных генов. Один доминантный ген определяет карий, а его рецессивный аллель - голубой цвет глаз. Доминантный ген другой пары способствует проявлению цветности, а его рецессивный аллель в гомозиготном состоянии подавляет действие первой пары генов и обуславливает зеленый цвет глаз. Как наследуется цвет глаз у человека? Определить вероятность рождения голубоглазых и зеленоглазых детей, если их родители кареглазые и гетерозиготные по обеим парам генов. Объясните характер наследования признаков.

Правильный ответ - Р: мать АаВв х АаВв оба кареглазые

А - карие глаза

а - голубые глаза

В - способствует проявлению цветности

в - в гомозиготном состоянии обуславливает зеленый цвет глаз

Р: АаВв х АаВв

Гаметы: АВ, аВ, Ав, ав (у обоих родителей)

Вероятность рождения голубоглазых детей 3/16; зеленоглазых детей 4/16 или 1/4. Проявляется взаимодействие генов при независимом наследовании признаков.


Текстовая версия задания:

B3. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
A) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ Б) использование энергии, заключённой в пище, для синтеза АТФ
B) использование только готовых органических веществ Г) синтез органических веществ из неорганических Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ
A Б B Г д

Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
B4. Установите последовательность процессов синтеза белка.
A) готовая иРНК направляется к рибосомам
Б) тРНК с аминокислотами последовательно присоединяются к триплетам иРНК в функциональном центре рибосомы
B) под действием особого фермента разрываются водородные связи между азотистыми основаниями соседних цепей ДНК, на этом участке двойная спираль раскручивается
Г) на основе одной из цепей раскрученной ДНК строится её копия - иРНК
Д) рибосома вступает на стоп-кодон, полипептидная цепь отсоединяется, белок готов
E) иРНК и рибосома объединяются в единый комплекс Ж) между аминокислотами образуются пептидные связи, шаг за шагом растёт полипептидная цепь
ОРГАНИЗМЫ
1) автотрофы
2) гетеротрофы

Часть 2

При выполнении заданий B1–B3 выберите три правильных ответа.

В1. Молекула ДНК:

1) состоит из одной полинуклеотидной нити;
2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль;
3) имеет нуклеотиды А, У, Ц, Г;
4) имеет нуклеотиды А, Т, Г, Ц;
5) является хранителем наследственной информации;
6) передает наследственную информацию из ядра к рибосоме.

В2. ДНК имеет большое значение для процесса биосинтеза белка, так как она непосредственно участвует в процессах:

1) трансляции;
2) синтеза рРНК;
3) активизации;
4) транскрипции;
5) репликации;
6) синтеза тРНК.

В3. Укажите правильную последовательность этапов энергетического обмена:

1) расщепление биополимеров до мономеров;
2) поступление органических веществ в клетку;
3) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
4) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
5) синтез 2 молекул АТФ;
6) синтез 36 молекул АТФ.

Часть 3

С1. Процесс фотосинтеза протекает в две стадии. Почему одна из них называется темновой?
С2. Одним из свойств белков является их способность к ренатурации. Что это такое и при каком условии она возможна?
С3. Отсутствие какого компонента внешней среды препятствовало развитию жизни на суше на ранних этапах эволюции?
С4. Какие процессы биосинтеза белка происходят в рибосоме?

Вариант 4

Часть 1

При выполнении заданийА1–А10 выберите один правильный ответ.

А1. Одно из положений клеточной теории говорит о том, что:

1) при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению;
2) новые клетки образуются при делении исходных клеток;
3) в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды;
4) клетки способны к росту и обмену веществ.

А2. О сходстве клеток эукариот свидетельствует наличие в них:

1) ядра;
2) пластид;
3) оболочки из клетчатки;
4) вакуолей с клеточным соком.

А3. Ферментативную функцию в клетке выполняют:

1) белки;
2) липиды;
3) углеводы;
4) нуклеиновые кислоты.

А4. Главными компонентами ядра являются:

1) рибосомы;
2) хромосомы;
3) митохондрии;
4) хлоропласты.

А5. Первичная структура ДНК представляет собой:

1) простую неразветвленную правозакрученную спираль;
2) двойную правозакрученную спираль в комплексе с белками;
3) линейную последовательность нуклеотидов;
4) двойную неразветвленную правозакрученную спираль.

А6. Началом биологической эволюции на Земле принято считать момент возникновения первых:

1) органических веществ, синтезированных абиогенным путем;
2) коацерватных капель, микросфер и других агрегатов из органических веществ;
3) одноклеточных прокариотических организмов – пробионтов;
4) одноклеточных эукариотических организмов – растений, животных и грибов.

А7. Пировиноградная кислота образуется при гликолизе из:
1) этилового спирта;
2) глюкозы;
3) углекислого газа;
4) молочной кислоты.

А8. Главная заслуга Роберта Гука в биологии заключается в том, что он:

1) сконструировал микроскоп;
2) открыл микроорганизмы;
3) открыл клетку;
4) сформулировал положения клеточной теории.

А9. В суммарном уравнении фотосинтеза 6 СО 2 + 6 Н 2 О → С 6 Н 12 О 6 + … в правой части не хватает:

1) кислорода;
2) АТФ;
3) водорода;
4) НАДФ Н 2

А10. Вирион – это:

1) комплекс нуклеиновых кислот, составляющих центральную часть вируса;
2) неактивная форма вируса при нахождении вне клетки-хозяина;
3) оболочка вируса, состоящая из уложенных определенным образом белков;
4) дополнительная оболочка, образующаяся из фрагментов мембраны клетки-хозяина.

Часть 2

При выполнении задания B1 установите соответствие, а в заданиях B2–B3 выберите три правильных ответа.

В1. Установите соответствие между особенностями обмена веществ и типом питания организмов, для которых он характерен.

В2. К мембранным органоидам эукариотической клетки не относятся:

1) лизосомы;
2) вакуоли;
3) клеточный центр;
4) рибосомы;
5) жгутики;
6) включения.

В3. Бактериальную клетку относят к группе прокариотических, так как она:

1) не имеет ядра, покрытого оболочкой;
2) имеет цитоплазму;
3) имеет одну молекулу ДНК, погруженную в цитоплазму;
4) имеет наружную плазматическую мембрану;
5) не имеет митохондрий;
6) имеет рибосомы, где происходит биосинтез белка.

Часть 3

При выполнении заданий С1–С3 дайте краткий ответ из нескольких слов или одного-двух предложений, а при выполнении задания С4 – полный развернутый ответ.

С1. В чем состоит роль ДНК в синтезе белка?
С2. Сколько и каких хромосом имеют женские гаметы человека?
С3. Какой этап энергетического обмена является наиболее энергетически эффективным?
С4. Обмен веществ – это основа существования большинства (кроме вирусов) живых организмов. Наряду с общими чертами в различных царствах есть и свои особенности. Назовите главные различия процессов ассимиляции и диссимиляции у зеленых растений.

Вариант 1

А1 – 2; А2 – 4; А3 – 2; А4 – 1; А5 – 2; А6 – 3; А7 – 1; А8 – 1; А9 – 1; А10 – 4;
В1 – 2, 4, 5; В2 – 2, 3, 6; В3 – 1, 3, 4.

Вариант 2

А1 – 4; А2 – 4; А3 – 4; А4 – 1; А5 – 2; А6 – 3; А7 – 2; А8 – 1; А9 – 2; А10 – 4;
В1 – 1, 2, 4; В2 – 2, 5, 6; В3 – 3, 4, 6.

Вариант 3

А1 –3; А2 –2; А3 – 1; А4 – 3; А5 – 4; А6 – 1; А7 – 2; А8 – 2; А9 – 1; А10 – 4;
В1 – 2, 4, 5; В2 – 2, 4, 6; В3 – 2, 1, 4, 5, 3, 6.

Вариант 4

А1 –2; А2 –1; А3 – 1; А4 – 2; А5 – 3; А6 – 3; А7 – 2; А8 – 3; А9 – 1; А10 – 2;
В1 – 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5А; В2 – 3, 4, 6; В3 – 1, 3, 5.