Конспект урока по труду казахская национальная одежда. Открытый урок по технологии: Казахская национальная одежда. Материально-дидактическое оснащение урока

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Класс: 3-Б

Тема: Национальная одежда казахского народа.

Цель: продолжить совершенствовать умения работать с бу­магой, прививать интерес к казахской материальной художе­ственной культуре и национальной одежде.

Планируемые результаты:

Предметные: знают приемы создания конической формы из бумаги, понятия «конус», национальная одежда», «кимешек», «камзол», «шалма (тюрбан»); знают правила безопас­ности при работе с циркулем, ножницами и клеем, умеют их применять практически.

Личностные: проявляют ценность приобретаемых знаний и умений по обработке бумаги для создания из нее различных персонажей; проявляют интерес к казахской национальной

одежде как части национального культурного наследия, осоз­нают необходимость бережного отношения к ней как ценности казахского народа.

Системно-деятельностные: применяют умения трансфор­мировать конические формы в образ бабушки в казахской на­циональной одежде; планируют собственную деятельность, проявляют умение оказывать поддержку друг другу и взаимо­контроль.

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, экран, цветная и белая бумага, ножницы, клей, циркуль, фломастер. Цветные карандаши, атласная лента; памятки безопасной ра­боты с колющими и режущими инструментами.

Межпредметные связи: Познание мира, Изобразительное искусство.

Основные понятия и термины: национальная одежда, ко­нус, чертеж, развертка конуса, кимешек, шалма (тюрбан), камзол.

Ход уроков

    Организационный момент.

    Подготовка к восприятию нового материала.

    Как вы думаете, есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? (Дети размышляют и высказывают свои мне­ния.)

    Да, это национальный костюм.

    Давайте, посмотрим на костюмы разных народов, прожи­вающих в Казахстане.

На экране демонстрация костюмов народов, проживаю­щих в данном регионе - узбекский, русский, украинский, кир­гизский, азербайджанский и др.

    Кто же эти гениальные создатели всей этой красоты? (Дети рассуждают и высказывают свои мнения.)

Комментарии учителя:

Это сотни тысяч самых обычных людей, которые веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздни­ки. Заботливые руки безвестных мастериц сохраняли и совер­шенствовали самое лучшее в национальном костюме, безжа­лостно отбрасывая все, что делало его неудобным или наруша­ло гармонию образа человека в костюме.

Работа с учебником.

Рассматривают рисунки казахской национальной одежды.

Комментарии учителя:

Казахский национальный костюм создавался в течение многих тысячелетий для нелегкой кочевой жизни народа в бескрайних просторах степей. Поэтому одежда была простой и удобной, и такой, чтобы за ней легко было ухаживать.

Сегодня на уроке мы делаем куклу в образе бабушки в ка­захском национальном костюме. Посмотрим на нее в учебнике (с.78).

Какие задачи стоят перед нами на уроке? (высказывания учащихся).

3. Открытие новых знаний.

Наша кукла выполнена из бумажных конусов разных размеров.

Вам знакомо слово «конус»?

А слово чертеж?

Конус - это геометрическое тело, образованное вращением прямоугольного треугольника вокруг своей оси, проходящей через один из его катетов.

Чертеж - это изображение какого-либо предмета на плос­кости с помощью линий.

Развертка конуса - это развертка его боковой поверхности и основания в часть круга и круг заданного радиуса.

Чтобы сделать конус из бумаги, нужно начертить развертку его боковой поверхности, а затем склеить ее стороны в конус.

Работа с учебником.

амый большой конус в нашей кукле - это туловище. Ра­диус окружности, лежащей в основании конуса, равен 20 см. Найдем рисунок и чертеж этого конуса в учебнике (с. 78). Под­нимем руки с учебниками и покажем этот конус и его разверт­ку. (Вызывается ученик с учебником и показывает всему классу нужный конус.) Туловище делают из белой бумаги. Оно же будет и платьем бабушки.

С двух сторон туловища нужно приклеить рукава в виде конусов белого цвета. Посмотрим в книге и прочитаем, как они делаются и какой нам понадобится радиус окружности (рабо­та с учебником, с.77, пункт 1).

На туловище куклы наденем камзол. Что такое камзол?

Тема урока: Казахская национальная одежда

6 класс

Образовательные задачи:

  • Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; отрабатывать практические навыки изображения.
  • Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.
  • Развивающая: развивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядности: иллюстрации, слайды. Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа учителя. Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор: тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде -(это тема нашего урока) и побывав в третьей юрте мы с вами выполним творческую работу.

Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь выполненая из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

  1. А что называется орнаментом?
  2. Для чего служит орнамент?
  3. Сколько видов существует в казахских орнаментах?
  4. На какие группы делятся орнаменты?
  5. Назовите предметы украшенные орнаментом?
  6. Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?
  7. А в наше время-время компьюторных технологий, где применяют орнамент?

Да в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал. А теперь мы узнаем какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. В народном костюме казахов отражены дрение традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви.

Мужской костюм также из головного убора чапана, камзола, халата и шаровар. Особый вид был у обуви. У казахов особо почитался головной убор. Среди головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Известные художники Казахстана Евгений Сидоркин, Гульфайрус Исмаилова, Агимсалы Дузельханов очень часто изображали на картинах людей в национальных костюмах, где показывали не только красоту казахской одежды, но и красоту внутреннего мира человека. его характер. Здесь, на картине художника Агимсалы Дузельханова мы видим девушку и её красоту подчёркивает головной убор - саукеле. Картина А.Дузельханова выполнена в яркой цветовой гамме. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы.

Открытый взгляд девушки говорит о её смелом и сильном характере. Она уверенно смотрит в своё будущее. Можно и не сомневаться в том, что она будет счастлива.

Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно приклепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

А теперь заглянем в третюю юрту- эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок. Это головные уборы: саукеле, кимешек, борик. Но есть шапочка тюбетейка. И о ней нам раскажет.......... Самая красивая из тюбетека -это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняля прощальную песню «сынсю» посвящённую такие- символу детства. А теперь перейдём к практической части нашего урока.

Творческая работа.

Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.

Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины. Правила при выполнении орнамента. Очень важна в орнаменте симметрия. Цвет в орнаменте.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение- они должны чередоваться в определенном порядке.

Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой - обозначение неба, белый - символ радости, счастья, желтый - знания, мудрости, красный - символ юности, красоты и весны, черный - символ земли.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1, 2, 3, 4 цвета.

Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

Анализ работ.

6. Итог урока:

Что нового узнали на уроке?

Для чего служит орнамент?

Назовите национальные головные уборы на Руси, назовите головные уборы узбеков, татар, бурят, северных народов. Из какого материала их шили?

Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов::

Саукеле -это головной убор:

А) женщин.

Б) девушек.

В) невесты.

2. Одежду украшали:

А)только тесьмой.

Б) только орнаментами.

В) орнаментами, бисером, тесьмой.

Выставка работ. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Уборка рабочих мест.

Кийминская школа - сад им.К.Ускенбаева

Открытый урок

Тема: « Казахская национальная одежда »

6 класс «б»

Подготовила и провела

Учитель ИЗО и черчения:

2014-2015 учебный год

Тема : Казахский народный костюм.

Цели :

Образовательная : ознакомить учащихся с образцами казахской национальной одежды,научить рисовать простейшие виды одежды.

Развивающая :развитие воображения, памяти, художественно-творческих способностей.

Воспитывающая: воспитывать общую эстетическую культуру, художественный вкус, привить любовь к традиционному искусству.

Оборудование : образцы народной одежды.

Ход урока

Орг.момент . Психологический настрой. Проверка подготовки рабочих мест.

Урок начинается,

Проверить пологается,

На столе ли все в порядке

Краски, кисточки, альбом?

Есть девиз у нас такой:

Все что нужно - под рукой.

Вступительная беседа .

Национальная казахская одежда – памятник истории. Одежда у казахов очень разнообразна. Она бывает женской и мужской.

Женская Мужская

саукеле чапан етик айыр калпак чапан жарган

кимешек мяси кебис тумак ичиг саптама етик

борык такия

(Показываю по книге)

Между праздничной и повседневной одеждой не было большой разницы. Праздничная одежда сшита более аккуратно, украшена узорами, вышивками.

Повседневную одежду шили из простого материала или шерсти.

Головные уборы очень разнообразны. Но есть среди них один, который бывает и мужским и женским – это тюбетейка.

Обьяснение последовательности работы .

Внимательно рассмотрите образцы тюбетеек, а потом последовательно по этапам нарисуйте их. Обратите внимание на элементы узора, которым украшены тюбетейки. Постарайтесь передать их как можно точнее. Когда эскизы будут готовы раскрасьте тюбетейки.

Практическая работа .

Закрепление нового материала .

Заполнение кроссворда.

    Одежда, сшитая очень аккуратно, украшена узорами, вышивками.

    Женский головной убор.

    Казахская национальная одежда, сшитая из простого материала из шерсти.

    Головной убор мужской и женский.

    Тюбетейка на казахском языке.

Рефлексия . Итог занятия. Разбор и показ лучших работ.

Тема урока: Образцы казахской национальной одежды.

Цель урока: научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность

Задачи урока:

А)образовательная: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, а также ознакомиться с видами казахской национальной одеждой, приспособленного к кочевому образу жизни; дать учащимся сведения о материалах, используемых для создания одежды, познакомить с названиями основных деталей одежды, отрабатывать практические навыки изображения ;

Б)развивающие: р азвивать познавательный интерес; развивать навыки композиционного построения; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; научить видеть красоту национальной одежды, ее функциональность, художественную особенность костюма; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся ;

В)воспитательные: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища и одежды; воспитание уважения к культуре других народов.

Тип урока: урок приобретения новых знаний.

Оборудование урока: Художественные материалы, инструменты и принадлежности.

Приемы и методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Учащиеся должны:

Умело пользоваться языком декоративно - прикладного искусства; принципами декоративного обобщения,

Уметь передавать единство формы и декора,

Умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов,

Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

IV. Практическая работа и выполнение творческого задания.

V. Анализ работы учащихся и подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Психологический настрой.

II. Мотивационное начало урока. Сообщение темы и цели урока.

Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день и наш урок принесёт вам радость общения. Настройтесь на работу. Мысленно пожелайте себе и друг другу успеха. Передайте друг другу по цепочке хорошее настроение через рукопожатие.

Настроились на урок! Я вам желаю удачных работ и правильных действий по их выполнению. И сегодны мы окунемся в пучину истории нашей родины.

III. Изложение нового материала в форме беседы.

Высоко в голубых горах, на широкой, зелёной, горной степи раскинулся летний аул. Это юрты кочевников. Слышится стук копыт лошадей, пасутся овцы. Чувствуется дым и запах костра. В аул со всех сторон стекаются люди, играют дети. Люди одеты в красивые одежды. А вот и юрты. Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей и научимся рисовать головной убор: тюбетейку. В первой юрте мы узнаем все об орнаменте еще раз повторив пройденный материал, посетив вторую юрту мы узнаем о казахской национальной одежде и побывав в третьей юрте, мы с вами выполним творческую работу.

Давайте посетим первую юрту: Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти украшен орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

    А что называется орнаментом?

    Для чего служит орнамент?

    Сколько видов существует в казахских орнаментах?

    На какие группы делятся орнаменты?

    Назовите предметы украшенные орнаментом?

    Для чего служил орнамент в древности, кроме украшения?

    А в наше время-время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

Ответы учащихся.

Да, в одежде и не только. Молодцы видно, что вы хорошо усвоили материал.

А теперь мы узнаем, какие бывают виды казахской национальной одежды, заглянув во вторую юрту. Функции одежды: защита тела от воздействия природной среды, социальная функция.

Древнейшими материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа и шерсть домашних животных. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз, жеребят. Для бедных слоев населения характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей.
Одной из древнейших форм изготовления материала было использование естественно свалявшейся зимней шерсти овец и верблюдов. Шерсть тщательно чистили, раскладывали на подкладке, простёгивали продольными швами и выкраивали из неё часть зимней одежды.

Кроме того, шерсть перерабатывали в войлок, который использовался для изготовле-ния обуви и головных уборов.
Привозные бумажные, шелковые и шерстяные ткани вошли в обиход кочевников ещё в древности. Широкое распространение получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Археологические находки свидетельствуют о распростра-нении отдельных предметов одежды из шёлковых материй.
Привозные ткани в основном покупали феодалы, так как только знатные казахи имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространёнными были шёлка красного и желтого цветов.

Комплекс мужской и женской одежды казахов в 18 - 19 вв. был довольно устойчив и однороден во всей территории Казахстана. Изменения в костюме 18 - 19 вв. происходили в деталях покроя, выборе материала, менее - составе предметов одежды. Социальные различия в одежде заключались в основном, в качестве материала и отделки, количестве одежды, носимой одновременно, но особенно её запасов, но не отражались на покрое.

Помимо большой традиционности быта скотоводов, сказывалась высокая степень приспособленности казахской одежды к условиям жизни в степи, частым переездам, необходимости в любую погоду проводить много времени без укрытия. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Одежда состояла из длинного жилета, платья с оборками, головного убора и обуви. Одежда различалась по возрасту человека. Молодёжь носила богато орнаментированную одежду красного или зелёного цветов. Взрослые и пожилые люди носили одежду поскромнее, с малым количеством узоров, чёрного или синего цветов. Для торжеств шились праздничные одежды из дорогого материала с красивым орнаментом.

Давайте познакомимся с названиями деталей костюма:

Тымак - остроконечная, отороченная лисьим или другим мехом шапка, наиболее оригинальный головной убор, который носили в зимнее время. Шапка имеет длинные широкие наушники, а так же удлинённый конец, прикрывающий затылок. Кроме лисьего меха, которым оторочена в основном лобовая и наушная части шапки, её тыльная сторона обшивается бархатом или другими дорогими тканями. Тымақ был необходимым атрибутом одежды для людей, которым приходилось подолгу находиться на открытом воздухе в условиях суровой непогоды. Благодаря своей форме он надежно защищает голову и шею.

Қ алпақ - летняя шляпа из тонкого белого войлока с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин, нижние части отгибались, образуя широкие поля. Последние обшивали полосой черной или красной материи. Тулью украшали нашивкой цветного шнура или ткани по шву. Знатным людям калпак расшивали шелком; нередко его шили из бархата.

Айыр калпак - высокий колпак с изогнутыми к верху полями, отороченный изнутри тонким войлоком или плотной тканью, снаружи отделан из особого дорогого материала. Поверх ткани позументами из золотой нити расшиты узоры в виде растений. В основном его носили на пиршества ханы, султаны.

Бө рі к - обычный головной убор, который носили в любое время года. Шили его на войлочной основе, снаружи покрытой тканью. Шапка имела форму длинного колпака. Нижнюю ее часть обшивали мехом пушных зверей, но часто использовалась и овчина.

Ичиг - это зимняя верхняя одежда, сшитая из разных мехов животных. Шьют ичиг, располагая мех на изнаночную сторону. А тыльную сторону натягивают тканью. В зависимости от вида используемого меха ичиг делится на лисий ичиг, волчий ичиг т.д.

Саптама етык - это сапоги с высокими голенищами и войлочными чулками внутри. В зимние холода в них очень тепло и удобно при езде на лошади.

Позументный чапан (шапан) - шьётся из дорогой ткани с позументами на воротнике и груди. Спина, рукава и подол расшиваются позументными нитями. На спинке чапана расшивается круглый, как солнце, узор, а на самом чапане орнаменты в виде растений. Позументный чапан носили состоятельные люди, ханы, султаны.

Жаргак - так казахи называют хорошо отделанную тонкую шкуру. Жаргак окрашивают в красный цвет, наносят на него разноцветные узоры, а затем из готового полотна шьют брюки. Такие брюки называют - «жаргак шалбар». «Жаргак шалбар» носили в основном батыры, бии, акыны, сал-сери.

Шапан - халат, с древности основной вид одежды казахов. Шьётся из шерсти и других тканей. Украшается вышивкой племенной тамги (символ племени) или солнечных (солярных) кругов заполненных растительным орнаментом.

Курте - мужская лёгкая одежда из различных тканей с подкладом. Шьётся без воротника с короткими рукавами, носится поверх рубашки.

Бешпент - один из древнейших видов одежды, имеет удлинённую форму и боковые разрезы внизу, вышивается крупными изображениями солнца, так как оно символизирует жизнь, победу.

Шалбар - штаны разнообразны по фасону, длине и использованию ткани. Украшаются в зависимости от назначений.

Кiсе - наборный пояс из кожи, замши или бархата. Имеет несколько подвесных предметов: кошелёк, паровницу, кресало, футляр для ножей и тому подобное, украшается костью, металлическими бляхами с полудрагоценными камнями.

У казахов особо почитался головной убор. Среди женских головных уборов заслуживает особое внимание саукеле. Это традиционный, очень древний головной убор невесты. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Меховая оторочка, украшенная тисненым жгутом, закрывает нежный лоб. При малейшем движении кисточки, закрывающие виски, начинают колыхаться. Цепочка с бусинами, свисающая сзади с верхушки саукеле, раскачивается в такт шагам юной красавицы. Шили головной убор из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество.

К женским головным уборам еще относится кимешек, бө рі к, а также есть шапочка тюбетейка. Самая красивая из тюбетеек – это такия для маленьких девочек. Тақ ия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность тақ ии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Тақ ию девочки носили до замужества. Выходя замуж девочка исполняла прощальную песню «сынсу» посвящённую - символу детства.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она немного изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов.

А теперь заглянем в третью юрту - эта юрта мастерская, где мы нарисуем шапочку тюбетейку. У казахского народа много разного вида шапок.

имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей - цилиндрического невысокого околыша и макушки. Тюбетейки обычно шили из сатина. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались цветной строчкой, вышивкой, золотом и серебром.

А теперь перейдём к практической части нашего урока.

IV. Практическая работа учащихся и выполнение творческого задания.

Учащиеся начинают самостоятельно делать зарисовки, создавать эскизы. Дети подходят к работе творчески, из деталей одежды, украшая их казахским орнаментом, составляют свои образцы, эскизы, находят общее цветовое решение работы. Учитель следит за тем, чтобы были соблюдены пропорции фигур, подобраны красивые сочетания цветов, чтобы изображение было лаконичным.

Наша работа будет состоять из того что мы должны нарисовать тюбетейку. Разукрасить орнаментом. Подобрать цвета.

Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины.

Правила при выполнении орнамента.

Очень важна в орнаменте симметрия и ц вет.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение - они должны чередоваться в определенном порядке.

Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба; белый – символ радости, счастья; желтый – знания, мудрости; красный – символ юности, красоты и весны; черный – символ земли.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.

2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.

3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.

4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных композициях используют 1 - 4 цвета.

Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

V. Анализ работы учащихся и итоги урока.

Выставка детских работ.

Посмотрите на выполненные вами работы. Я очень рада, что рисунки получились у всех. Молодцы!

Давайте отложим наши работы и проверим новый материал в виде устных тестов:

а) Какие детали женского костюма вы знаете? (саукеле, чапан, кимешек, борик, такия, койлек, кокырекше, масы).
б) Какие материалы использовались при изготовлении одежды? (шелк, бархат, тонкий войлок, кожа, шерсть, хлопок. Все ткани натуральные).

в) Саукеле – это головной убор: женщин, девушек, невесты.

г) Одежду украшали: орнаментами, бисером, тесьмой.

VI.Рефлексия .

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Чему научились на сегодняшнем уроке?

Что научились создавать своими руками?

Красиво получилось?

В какой технике создавали работу?

Какое чувство вы испытываете после выполнения работы?

1. Степанова Гульбану Юлаевна.

2. Дата рождения: 09. 02. 1977 г.

3. Образование: средне-специальное, педагогическое.

Окончила: Саратовский государственный

профессионально -педагогический

колледж им.Ю.А.Гагарина (1996-1999г)

4. Специальность: учитель труда и черчения,

мастер производственного обучения.

5. Стаж работы: 15 лет.

7. Место работы: Чапаевская ОСОШ.

Предмет: Технология

Класс: 7

Тема урока: «Казахская национальная одежда»

Цели урока : обобщить и систематизировать знания учащихся о женском и мужском казахском национальном костюме, орнаменте.

Задачи:

Обучающая: познакомить учащихся с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны.

Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Наглядность: презентация к уроку, музыкальное сопровождение, готовые изделия, раздаточный материал: орнамент, иллюстрации женского и мужского национального костюма, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование: интерактивная доска, клей, ножницы, маркеры, макеты бумажных кукол.

Меж предметная связь: казахский язык, рисование, история.

Ход урока.

    Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно

Работаем старательно.

2. Вступительная беседа учителя.

Звучит казахская национальная музыка, на доске заставка презентации названия урока

3. Знакомство с новой темой «Казахская национальная одежда»

Давайте представим себе, что мы отправились в путешествие в ближайший казахский аул, которые существовали в давние времена кочевников. Конечно, сейчас в наше время нет таких поселений, но всё же юрта древнейшее и в то же время остаётся современным жилищем кочевников - чабанов. А вот и юрты. /слайд 1/

Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей. В первой юрте мы узнаем о казахской национальной одежде – (это тема нашего урока), посетив вторую юрту мы узнаем все об орнаменте, а в третьей юрте вас ожидает творческая мастерская.

Прежде чем посетить нашу юрту ответьте мне пожалуйста на вопросы:

1. Люди каких национальностей проживают на территории Казахстана?

2. Чем они отличаются друг от друга?

3. Исторически у каждого народа сложился внешний облик в виде национального костюма.

4. Посмотрите на картинку национальные костюмы какого народа изобразил художник? /слайд 2/

А что такое одежда?

5. Сегодня мы с вами остановимся на национальной одежде казахского народа.

Давайте посетим первую юрту и узнаем о казахской национальной одежде:

/запись тему урока в тетради/

Есть ли одежда, которая бы нравилась всем и всегда? Да, это – национальный костюм. У каждого народа он свой. И каждый из них прекрасен. Но кто же эти гениальные кутюрье, создавшие эту красоту?

Сотни тысяч обычных людей веками кроили, шили, украшали и носили одежду в будни и праздники.

Казахский народный костюм создавался для нелегкой кочевой жизни в бескрайних просторах степей. Одежда должна быть простой по покрою, чтобы за ней легко было ухаживать, и в то же время красивой и нарядной. Основными материалами для изготовления одежды были кожа, войлок. Шерстяное сукно «шекпен», а в богатых семьях – бархат, шелк, дорогие меха.

Костюм вышивали шелком, золотыми и серебряными нитями, украшали бисером. Бусами, бахромой, перьями филина, которые должны были защитить человека от «дурного глаза»

Особенно тщательно орнаментировали открытые срезы одежды – ворот, подол, рукава, края штанин – считалось, что это предохранит от проникновения к телу злых сил. /слайд 3/

Особенно красив костюм молодой девушки , состоящий из платья с оборками «көйлек » и яркого камзола из бархата – «бешмета». Бешмет перепоясывали богато украшенным поясом «белбеу», /слайд 4/ дополняли костюм расшитые сапоги на высоких каблуках «етік» и маленькая вышитая шапочка «тақия». /слайд 5/

Волосы заплетали в косы, богато украшали подвесками «шаш баул» /слайд 6/

На свадьбу девушка надевала высокую шапку «саукеле», к которой прикрепляли белое вышитое покрывало. /слайд 7/

Замужние женщины носили более длинные камзолы, застегнутые на талии, а голову покрывали «кимещеком» - большой платок с вырезом для лица. /слайд 8/

Мужской костюм был предназначен для верховой езды. Кочевники изобрели удобный предмет одежды – брюки. «шалбар», которые шили из кожи и украшали вышивкой. На тело надевали рубашку, а сверху – бешмет. В прохладную погоду носили халаты. Обувью служили кожанные сапоги «саптама» /слайд 9/

Мужчины всегда покрывали голову тюбетейками, войлочными шапками «қалпақ» или меховыми шапками –«бөрік» и «тымақ» /слайд 10/

Одежду перепоясывали ремнем с подвесными кармашками для пороха и пуль, украшенные металическими бляхами.

Камзол /кемзал/ легкая расшитая одежда, сшитая по фигуре с расширяющимся к низу подолом. Камзолы сшили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти.

Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего и пожилого возраста.

Штаны . В прошлом когда казашки ездили верхом, штаны были необходимой частью их одежды. Их шили из овчины, домотканного сукна, плотных х/б тканей. Различали верхние штаны /шаобар/ и нижние /далбар/ Штаны шили укороченными, немного ниже колен, широкими в шагу и у пояса, зауженными книзу. На талии укрепляли при помощи шнура подвернутого в подгиб, пришитого к поясу.

Шапан – старинная верхняя одежда женщины – прямой широкий халат с длинными рукавами. Для тееплого времени года его шили легким, а для холодного – с шерстяной подкладкой, простеганной вместе с верхом.

Көйлек - /рубаха, платье/ древнейший вид нательной женской одежды. Платье сшили из легкой ткани.

С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами.

4. Мировой рынок - Экономика

Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока.

А кто мне назовет противоположный термин к импорту?

Ответы учащихся – Экспорт.

Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработки в другой стране).

Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно).

Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвуют разные государства?

Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы:

А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок.

Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда.

Хорошо, разобрались в экспорте и импорте, а теперь настало время заглянуть во вторую юрту. /слайд 12/

Человека входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее интерьер. Любая вещь выполненная из кожи, металла, кости, ткани и шерсти, войлока в декоративном стиле, украшено орнаментом. Весь быт кочевника буквально пронизан орнаментом.

5. Знакомство с национальными орнаментами.

Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства)

Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление.

Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру.

В казахском орнаменте четко выделяются мотивы: /слайд 13/

Зооморфные

"Муйiз" - рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие - применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные - используются при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др.

Космуйiз" - двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы - айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.

Космогонические

"Кун"- солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто - звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.

Растительные

Гул"- цветок. Этот орнамент символизирует все виды цветов. Данный вид, начиная от орнамента "трилистник", представлен на изделиях прикладного искусства до двенадцатилистного орнамента. Используется в вышивках, при украшении одежды: воротников, карманов, подолов.

"Шыныгул" - стеклянный цветок. Орнамент похож на цветок. Он идентичен орнаментам

"тортайшык" и "итемшек". "Шыныгул" состоит из элементов, похожих на луну, рога, листья. На концы широко расставленных рогов насажено по листу.

Геометрические

"Ботакоз" - верблюжий глаз.

"Ботакоз" - верблюжий глаз. Этот орнамент обычно помещается посередине красочной композиции или в повторяющемся узоре, окаймляющим края изделия. Внешне он похож на глаза верблюжонка. Имеет ромбовидную геометрическую форму. Им можно окаймлять края платков.

"Кайнар" - родник, источник. Этот вид орнамента, видимо, родился в тех краях, где ощущается избыток источников воды. Цвета орнамента сдержанные, спокойные. Они символизируют каплю воды.

6. Закрепление материала

ТЕСТ- контроль знаний.

1.Саукеле –это головной убор:

А) женщин.

Б) девушек.

В) невесты.

2. Одежду украшали:

А)только тесьмой.

Б) только орнаментами.

В) орнаментами, бисером, тесьмой, вышивкой.

3. Перечислите виды казахского орнамента:

А) зооморфный, треугольный, космогонический, восточный;

Б) растительный, зооморфный, геометрический, космогонический;

В) геометрический, космогонический, изобразительный, орнаментальный.

4. Велюр, бархат, плющ, вельвет использовали для пошива:

А) платья, блузки, кимешек, чапан;

Б) детская одежда, белье, платки;

В) чапан, камзол, головные уборы.

5. А в наше время - время компьютерных технологий, где применяют орнамент?

А) в оформлении интерьера;

Б) дизайн одежды, посуды,

В) оформление сайтов, фото индустрия;

Г) все ответы верны

7. Взаимопроверка тестовых заданий

После учащиеся обмениваются листочками, выполняют взаимопроверку и ставят оценку.

8. Проверка д/з «Технологическая карта Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, иголкой. »

(Оценивание для обучения и оценивание обучения)

9. Практическая работа: «Творческая мастерская»

А теперь настало время заглянуть в третью юрту - эта юрта народных мастеров - творческая мастерская.

Казахская национальная одежда дошла и до наших дней. Одевают её по праздникам и в наше современное время она не много изменилась. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде признак мудрости народа и его забота о будущем культурном наследии казахов. Вот и ваше задание: вам раздаю макеты бумажных кукол вы должны придумать и разработать эскиз современного казахского платья или мужского костюма, используя элементы казахского орнамента используя эти подручные материалы(клей, картон, цветная бумага, фольга, бисер, материалы)

10. Оценка за урок

Учитель: На этом наше занятие подошло к завершению, огромное спасибо за урок!

Рефлексия: Дети оставляют стикеры на рисунках с изображением своего настроения.

Все замечательно, есть идеи! Я что-то не понял…. Все хорошо, было интересно.