Численность населения руси в 10 веке. О численности населения древней руси и некоторых бытовых вещах. Некоторые славянские дохристианские имена

Насколько я знаю в силу своих скромных познаний по истории, четкой цифры численности населения "Киевской Руси" (КР) в науке нет. Это, разумеется, не удивительно. Другой вопрос, каковы ее оценочные параметры?

Если не ошибаюсь, Вернадский численность населения ВКЛ в конце XV века оценивал в 3,5-4 млн. человек, а Московии - в 4-5 млн. человек. В учебниках истории часто пишется, что численность населения Руси в X веке составляла 5 млн. человек, а "ученые" языческо-родноверческого толка пишут о якобы 12 млн. людей. Наткнулся на интересные расчеты поляка Ловмянского, который пытался исчислить биомассу в Восточной Европе в X веке.

По его мнению для семьи из 6 человек при двупольной системе необходимо было иметь 22 гектара земли (ого). Соответственно, популяция древних киеворуссков у него получилась в пределах 4,5 млн. человек. Еще есть вроде бы как оценки, базирующиеся на учете территории и средней плотности населения. Для Руси X-XI веков параметр составляет около 3 челвоек на 1 кв. км. То есть, в сумме это дает те же 4 - 5 млн. человек.

Впрочем, как мне кажется, исходить из примерной плотности населения надо крайне аккуратно. Ибо очевидно, что разница между плотностью населения в, допустим, Среднем Поднепровье и, к примеру, в Заволжье в том же XII веке была ощутимой. А огромные пространства на севере или северо-востоке имели, скорее всего, совсем мизерную плотность заселения.

Попробую прикинуть численность населения Руси исходя из другого параметра: соотношения городского (то есть, не сельско-хозяйственного) и сельского населения. Понятное дело, что часть горожан все же вела какое-то сельское хозяйство, и потому просто списывать их со счетов огульно нельзя. Поэтому буду делать поправку, причем в большей степени для жителей малых городов.

В традиционных аграрных обществах количество людей, не занятых непосредственно в сельском хозяйстве колеблется от 8 до 14% от общей массы населения. Относительно большее число примитивное сельское хозяйство с низким добавочным продуктом "про персон" прокормить не в состоянии. Местом жительства такого непроизводственного населения, соответственно, и являются в основном города.

Какова была численность их населения? Возьмем классические данные. По оценке Тихомирова, в Новгороде жило в первой половине XIII века до 30 тыс. человек. Примерно столько же - около 20-30 тыс. могло проживать в таких крупных городах как Смоленск, Чернигов, Владимир-Суздальский, Полоцк, Галич, Владимир-Волынский, Рязань и т.п. Итого - у нас есть около 10-12 перворанговых городов с общей численностью населения до 250-300 тыс. человек. Плюс не стоит забывать и Киев, в котором могло проживать до 40-50 тыс. человек. В общем, не сильно ошибусь, если предположу, что в крупных городах Руси жило до 350 тыс. человек.

Всего на Руси было около двух (?) сотен городов, но население большинства было мизерным - 1-2 тыс. человек. Итого мы получаем еще 350-450 тыс. человек городского населения из которых, правда, как минимум, половина все же вела селськое хозяйство. В совокупности непроизводственное население у нас составит около 550-600 тыс. человек (жители крупных городов + половина жителей малых и средних). Предположим, что это - около 8-10% от общей численности населения Руси.

Получается, что совокупное население Киевской Руси на первую треть XIII века должно составлять порядка 5,5-6,5 млн. человек. В принципе, это очень даже не мало.

У кого какие мнения?

НЕКОТОРЫЕ ДАТЫ ВАЖНЕЙШИХ СОБЫТИЙ

...из истории Киевской Руси

    г. – Убийство Олегом киевских князей Дира и Аскольда и
    вокняжение в Киеве.

    г. – Покорение Олегом племени древлян. Отвоевание у
    Хазарского каганата племен северян, полян, радимичей.

907 г. – Поход Олега на Константинополь. Взимание им дани с Византии.

911 г. – Подписание первого договора Киевской Руси с Византийской империей.

915 г. – Приход печенегов на Русь. Мир князя Игоря с печенегами.

920 г. – Его поход против печенегов.

944 г. – Договор князя Игоря с Византией о мире, союзе, торговле. Убийство князя древлянами после повторного сбора им дани.

945 – 946 гг. – Упорядочение сбора дани княгиней Ольгой после наказания ею древлян.

955 г. – Поездка княгини Ольги в Константинополь и ее тайное крещение.

955 г. – Разгром князем Святославом Хазарского каганата. Завоевание на Северном Кавказе племен ясов и касогов, завоевание Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества.

958 г. – Завоевание Святославом 80 городов Придунаиской Болгарии, разгром печенегов под Киевом.

980 г. – Языческая реформа князя Владимира.

981 г. – Война князя Владимира с польским королем за города Червень, Перемышль и др.

988 г. – Поход князя Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) после нарушения византийским императором Василием II военного союза с Киевской Русью. Подписание мирного договора с Византией, крещение Владимира.

988 – 990 гг. – Крещение Руси.

1016 г. – Взятие Святополком Киева при помощи поляков. Бегство Ярослава в Новгород.

1018 – 1019 гг. – Война Ярослава со Святополком. Бегство последнего к печенегам.

1023– 1026 гг. – Война Ярослава с братом Мстиславом Тмутараканским. Раздел Киевского княжества между братьями по Днепру.

1034 г.– Разгром Ярославом Мудрым печенегов, осадивших Киев.

1046 г. – Заключение Ярославом мира с Византией после неудачного византийского похода в 1043 г. его сына Владимира.

1051 г. – Назначение Ярославом Священника Иллариона Киевским митрополитом без согласования с константинопольским патриархом.

1068 г. – Нашествие на Русь половцев. Поражение русских князей в битве с половцами.

1097 г. – Любечский съезд русских князей, их договор о владении «отчинами», без покушения на чужие владения.

1103 г. – Долобский съезд князей по вопросу о походе против половцев. Разгром половцев князьями Святополком II и Владимиром Мономахом.

Около 1113 г. – Составление монахом Киева – Печерского монастыря Нестором «Повесть временных лет».

1136 г. – Изгнание новгородцами князя Всеволода Мстиславовича, отказ от подчинения великому князю Киевскому и установление в Новгороде феодальной боярской республики.

1147 г. – Первое упоминание в летописи о Москве.

из истории европейских стран

843 г. – Верденский раздел империи франков.

868 г. – Захват датчанами северо–восточной Англии и создание «области датского права».

889–898 гг. – Завоевание венграми–мадьярами Предунайской низменности и основание Венгерского королевства.

911 г. – Основание викингами Норманнского королевства на севере Франции.

962 г. – Коронование папой римским императорской короной германского короля Оттона I. Основание Германской Священной Римской империи.

966 г. – Крещение первого польского короля Мечеслава (Мешко) и его дружины по западному образу.

1117 – 1035 гг. – Северное государство Канута Датского, объединившее Швецию, Норвегию, Англию, Данию и Шотландию.

1054 г. Разделение Христианской церкви на западную–католическую и восточную–православную.

1066 г. – Завоевание Англии Вильгельмом Норманнским.

1077 г. – Хождение германского императора Генриха IV в Каноссу – резиденцию Папу Римского Григория.

1086 г. – Проведение первой переписи населения в Англии.

1090 – 1099 г. – Первый крестовый поход.

1130 г. Образование Нормандского королевства обеих Сицилий.

1147 – 1149 г. – Второй крестовый поход.

X – XI века – Завершение складывания феодальных отношений в европейских странах, начало второго разделения труда.

ТАБЛИЦЫ, СХЕМЫ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

IX век – период массового исхода жителей Скандинавского полуострова

«Именем варягов … называли норманнов, выходивших из Скандинавии в другие страны. Такие выходцы стали появляться в IX веке, среди славянских племен на Волхове и Днепре, на Черном море и в Греции. Они торговали или нанимались на русскую или византийскую военную службу или же просто искали добычу и грабили, где могли… в ту эпоху вообще было очень велико выселение норманнов из Скандинавских стран в среднюю и даже Южную Европу: они напали на Англию, Францию, Испанию, даже Италию».

Великие киевские князья и годы их княжения

879 – 912 гг. – Олег.

912 – 945 гг. – Игорь.

945 – 957 гг. – Ольга.

957 – 972 гг. – Святослав.

972 – 980 гг. – Ярополк.

980 – 1015 гг. – Владимир Святой.

1019 – 1054 гг. – Ярослав Мудрый.

1054 – 1078 гг. – Изяслав I.

1078 – 1093 гг. – Всеволод I.

1093– 1113 гг. – Святополк II

1113 – 1125 гг. – Владимир Мономах.

1125 – 1132 гг. – Мстислав I.

1132 – 1139 гг. – Ярополк II Владимирович.

1139 – 1146 гг. – Всеволод II.

1146 – 1154 гг. – Изяслав II..

1154 – 1157 гг. – Юрий Долгорукий.

1157 – 1174 гг. – Андрей Боголюбский.

Некоторые славянские дохристианские имена

Первые упоминания крупных городов Киевской Руси

Время прихода славян на средне – русскую равнину

«Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в VII в., постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки».

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Ч. I. – М., 1994. – С. 59.

Численность восточно – славянских племен и их расселение

«Историки насчитывают 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно «Повести временных лет», карта расселения восточных славян в VIII – IX веках выглядела так: словене (ильменские славяне) жили на берегах Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами – в верховьях Западной Двины, Волги, Днепра; дреговичи – между Припятью и Березиной; вятичи – на Оке и Москве–реке; радимичи – на Сеже и Десне; северяне – на Десне, Сейме, Суле и Северном Донце; древляне – на Припяти и Среднем Поднепровье; поляне – по среднему течению Днепра; бутане, волыняне, дулебы – на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи – на самом юге, у Черного моря и у Дуная».

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: популярные очерки (IX – середина XV века). – М., 1992. С. 10

Организация государственного управления в Киевской Руси

«Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял Великий Князь. Он имел при себе Совет (думу) из наиболее знатных князей и уважаемых старшин дружинников (бояр), выступавших в роли воевод, а также аппарат управления, который ведал сбором дани податей, судебными делами и взысканием штрафов. В этом аппарате обязанности чиновников исполняли младшие дружинники–мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов) и Т.п. В подвластных великому князю землях и городах функции управления осуществляли княжеские наместники –– посадские и их помощники – тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение («тысячу»). Посадников назначал князь, тысяцкие избирались из знатных бояр на вече».

Заичкин И.А., Почкаев И.Н.

Указ. С. – С. 26.

Организация вооруженных сил

«Княжеская дружина не была многочисленной: даже у старших князей она составляла 700–800 человек.… Дружина княжеская составляла наиболее сильное ядро и главный стержень войска. В случае предстоящих обширных военных операций призывалось к оружию народное ополчение, составлявшееся из свободного городского населения, а в случаях чрезвычайных призывались на военную службу и сельские жители – «смерды».

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. – М., 1991. – С. 48.

Попытка создания князем Владимиром
государственной религии на основе язычества

«Владимир первым из киевских князей посмотрел на религию глазами государственного деятеля. Еще в 980 году, только что заняв киевский престол, он произвел первую языческую реформу, свого рода классификацию языческих культов. Рядом со своими теремами, на холме, князь приказал поставить деревянные кумиры шести богов: Перуна…, Хорса, Даждь–бога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. С его стороны это была попытка превратить государственную религию с культом Перуна во главе. Однако эта первая религиозная реформа не удовлетворила князя Владимира».

Заичкин М.А., Почкаев И.Н. Указ. соч.. – С. 46 – 47.

Время распространения христианства на Руси после ее крещения в 988 году

«Христианство утвердилось в основном примерно за 100 леТ. Крестившимся почти одновременно с Русью Швеции и Норвегии потребовалось на это соответственно 250 и 150 лет».

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко–библиографические очерки. – М., 1991. – С. 92.

Численность населения Киевской Руси и европейских стран в Х веке

Количество ремесленных специальностей на Руси

«В эпоху Киевской Руси происходит настоящий расцвет ремесленного производства. В IX – XII веках на Руси были известны ремесленники 40–60 различных специальностей».

Чунтлов В.Т., Кривцова Н.С., Чунтлов А.В., Тюшев В.А. Экономическая история СССР. – М., 1987. С. 17

Свидетельства о Киеве конца XI – начала XII века

«Поляки, побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева… В большом городе, который был столицей этого государства, находилось более 400 церквей, 8 торговых площадок и необычное скопление народа…».

История СССР с древнейших времен до наших дней. Серия I. – М., 1966. – С 518.

«Среди городов первое место занимал Киев – мать городов русских, с населением в период его расцвета 100 тыс. жителей».

Чунтлов В.Т. и др. Указ. соч. – С.18.

Рост численности русских городов в X–XIII веках

«Сопоставление археологических данных и известий письменных источников позволило определить, что в конце X – начале XI века на Руси было 20–25 поселений городского типа, в XI – первой половине XII века около 70, к середине XIII – около 150 феодальных городов».

Учебное издание «История Отечества»/ Под ред. Проф. – Е.П. Иванова – Псков, 1994. –С.22.

Сравнительная численность населения европейских стран
на рубеже X – XI веков

«В 60–х г.х X века самой сильной державой была Византия. Население ее составляло 20 – 24 млн храбрых жителей, организованных на основе многовековой традиции и управляемых из одного центра – Константинопольского синклита. …Для сравнения …на 1000 год: Франция – 9 млн, Италия – 5 млн, Сицилия – 2 млн, Киевская Русь – 5,36 млн (в 970 году было меньше половины этого); Польша, Литва, Эсты – 1,6 млн; Степь, от Дона до Карпат – 0,48 млн; Англия – в 1086 году – 1,7 млн».

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. С.229–230

Количество военных походов русских князей на Византию

Ключевский В.О. Сочинения в 9 Т. Т.1. Курс русской истории. Ч.1. – М., 1987. – С. 176.

Даты византийских походов по В.О. Ключевскому:

«860 г. – поход князя Аскольда

907 г. – поход князя Олега

941 и 944 г. – походы князя Игоря

971 г. – поход князя Святослава

1043 г. – поход князя Ярослава».

Там же. – С. 176.

Династические браки киевских князей

«Одним из показателей дипломатических достижений Древнерусского государства были династические браки, породнившие киевский великокняжеский дом со многими дворами Европы. При Ярославе Мудром русские княжны стали французской, венгерской, норвежской и датской королевами, а сыновья Ярослава – Изяслав, Святослав, Всеволод – были женаты на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах… Он был внуком Ярослава Мудрого и шведской принцессы, сыном византийской принцессы, деверем германского императора, племянником венгерской и датской королев – дочерей Ярослава Мудрого, пасынком половецкой княжны».

Бушуев С.В., Миронов Г.Е.

История государства россий­ского. Историко–библиографические очерки. –С.63.

Летописи складывания древнерусской народности
из восточнославянских племен

«… поляне последний раз упоминаются в летописи под 944 год, древляне под 990 год, словене – под 1018 год, кривичи – под 1127 год, дреговичи – под 1183 год, вятичи, дольше других жившие без князей – под 1197год».

Заичкин И.А. Почкаев И.Н. Указ. соч. – С. 12.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ

Русская правда
Краткая редакция

(Текст по Академическому списку

Перевод Б.Б.Кафенгауза)

Правда Роськая (Закон русский)

    Если муж убьет мужа, то мстит брат за убийство брата, сын за отца, или племянник со стороны брата, или племянник со стороны сестры; если никто не будет мстить, то взыскивается 40 гривен за убитого. Если убитый – русин, Гридин, купец, ябедник, мечник, или же изгой, или словенин, то уплатить за него 40 гривен.

    Если придет на суд человек, избитый до крови или в синяках, то не надо искать свидетеля, но если не будет на нем никаких следов побоев, то он должен привести свидетеля. Если он не может привести его, то делу конец. Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного 3 гривны и сверх того плату лекарю.

    Если кто ударит кого – либо палкой, жердью, рукой, чашей, рогом или мечом, то он платит 12 гривен; если потерпевший не настигнет его и не отомстит, то виновный платит штраф, и этим дело кончается.

    Если ударит мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то платит 12 гривен штрафа.

    Но если кто кого ударит по руке, и рука отвалится или отсохнет, то платить 40 гривен.

    Если же ударит мечом по руке или по ноге и осечет руку или она станет сохнуть, или нога остается цела, но начнет хромать, тогда пусть мстят его дети или с виновного взыскивается 40 гривен.

    Если кто отсечет какой–нибудь палец, то платит 3 гривны штрафа.

    А кто вырвет усы или бороду, платит 12 гривен.

    Если кто обнажит меч, но не ударит, платит гривну.

    Если пихнет муж мужа от себя или к себе, то должен платить 3 гривны, если на суд приведет двух свидетелей. При этом варяг 1 или колбяг 2 не приводит свидетелей, но сам идет к присяге.

    Если челядин бежал и скроется у варяга или у колбяга и тот не вернет его в течение трех дней, то господин, опознав его на третий день, может отобрать челядина, а с укрывателя взыскивается 3 гривны штрафа.

    Если кто поедет на чужом коне без спросу, пусть уплатит 3 гривны.

    Если кто украдет чужого коня, оружие или одежду и хозяин опознает пропавшее в своем миру, то он берет свое, а вор платит 3 гривны штрафа.

    Если кто опознает у кого–либо свою пропавшую вещь, то нельзя отобрать ее, и не говори «это мое», но скажи ему так: «пойди на свод, укажи, где ты ее взял». Если тот не пойдет, пусть представит поручителя в том, что явится на свод 3 не позднее 5 дней.

    Если где будет иск к кому–либо об уплате займа, то идти ему на судебное разбирательство при 12 свидетелях. И если окажется, что должник злонамеренно не отдавал его деньги, как следовало по условию, то с него взыскивается 3 гривны штрафа.

    Если господин узнает своего пропавшего челядина и захочет его отнять, то вести его к тому, у кого он был куплен, а тот пусть ведет к предыдущему продавцу, и когда дойдут до третьего, то скажи ему: «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле».

    Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы 4 своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанеТ.

    А если кто сломает копье, щит или испортит одежду и хозяин захочет удержать у себя, то он получает доплату деньгами за порчу, но если собственник отказывается от сломанной вещи, то пусть ему будет заплачено, сколько он дал при ее покупке.

    Если убьют огнищанина 5 умышленно, но без корыстных намерений, то с убийцы взыскивается 80 гривен, а люди не обязаны помогать убийце в их уплате; за убийство княжеского подъездного также платить 80 гривен.

    А если убьют огнищанина по–разбойничьи умышленно и с целью грабежа, а убийцу люди не ищут, то виру 6 платит вервь 7 , где найден убитый.

    Если убьют огнищанина у клети 8 , у коня или у стада, или во время кражи коровы, то убьют огнищанина, как пса; тот же закон при убийстве тиуна 9 .

    А за убийство княжеского тиуна взыскивается с убийцы 80 гривен.

    А за старшего конюха при стаде также 80 гривен, постановил Изялав, когда дорогобужцы убили его конюха.

    За княжеского сельского старосту 10 или смотрителя за полевыми работами платить 12 гривен.

    А за княжеского рядовича 11 5 гривен.

    А за убитого смерда 12 или холопа 5 гривен.

    Если убита рабыня–кормилица или кормилиц, то платить 12 гривен.

    А за княжеского коня с пятном взыскивается 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны; за кобылу платить 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетку 15 кун, за годовалую скотину полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка и барана по ногате.

    А если уведут чужого раба или рабыню, то платить 12 гривен штрафа.

    Если придет муж в крови или в синяках, то ему не надо искать свидетеля.

    А если украдут коня или вола или будет кража из клети, то вор платит гривну и 30 резан, если он был один; если воров было 10, то каждый из них платит 3 гривны и 30 резан.

    Если сожгут княжескую борть или выкрадут пчел, то платить 3 гривны.

    За самовольное истязание смерда, без княжеского повеления, платить 3 гривны штрафа. За истязание огнищанина, тиуна или мечника 13 платить 12 гривен.

    А если распашут полевую межу или срубят межевой столб, то платить 12 гривен штрафа.

    А кто украдет ладью, платить хозяину 30 резан за ладью и 60 резан штрафа князю.

    А за голубя и курицу 9 кун. А за утку, гуся, журавля или лебедя платить 30 резан хозяину и 60 резан штрафа князю.

А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то платить 3 гривны штрафа.

    Если убьют вора на своем дворе или у клети, или у хлева, то за это не отвечают как за убийство, если же вора держали до рассвета, то привести его на княжеский двор на суд. Но если вора убьют, а люди видели его связанным, то надо платить за него.

    Если украдут сено, то платить 9 кун, за дрова также 9 кун.

    Если украдут овцу, козу или свинью и при том было 10 воров, то хотя бы они одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан штрафа. А кто привел вора, получает 10 резан.

    При штрафе в 3 гривны сверх того мечнику платить 15 кун, за десятину – 15 кун, а князю – 3 гривны. При штрафе в 12 гривен, тот, кто привел виновного, получает с него 70 кун, а в десятину платить 2 гривны, а князю 10 гривен.

А вот устав для сбора вир: вирнику 14 взять на неделю 7 ведер солоду, кроме того, барана или полтуши мяса, или деньгами 2 ногаты, а в среду резана и три сыра, в пятницу столько же; хлеба и пшена сколько смогут съесть, а в скромные дни давать по 2 курицы на день. Пусть поставит 4 коней, и давать им корма сколько смогут съесть. А вирнику взять 16 гривен, 10 резан и 12 веревиц (мелких денежных единиц), и при въезде в округ гривну. Во время поста дать ему рыбу или 7 резан. Все это составит 15 кун в неделю, а хлеба давать сколько смогут съесть, пока вирники соберут виры. Таков устав Ярослава.

    А такова плата мостникам 15: когда построят мост, то пусть возьмут по окончании своей работы ногату и от каждого устоя моста по ногате, столько же при починке ветхого моста, хотя бы несколькими досками, 3–мя, 4–мя или 5–ю.

«Правда Русская», ч. I, изд–во АН СССР, 1940г., – С. 397–400;

«Правда Русская», ч. II, изд–во АН СССР,1947г., – С. 15–238.

истории с древнейших времен до наших дней . Материал изложен в хронологическом порядке, ...
  • История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ

    М., 1961-76; Отечественная история . История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия... 1-3-, М., 1996-97-; История Сибири с древнейших времен до наших дней , т. 1-2, Л., 1968-69; История СССР. С древнейших времен до наших дней , т. 1-11, М., ...

  • ИСТОРИЯ РОССИИ Название учебного предмета История России с древнейших времен до конца XVI века Название раздела учебного предмета

    Урок

    С древнейших времен до конца XVΙ века. 6 класс: дидактические материалы., - Волгоград «Учитель», 2008 г. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней ...

  • история россии с древнейших времен до наших дней учебник

    Список учебников

    Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина История России с древнейших времен до наших дней УЧЕБНИК Орлов А. С., Георгиев В. А., ... к историческим и культурным ценностям отечественной истории . Широко пропагандировалась деятельность Александра...

  • Демография

    Все раннесредневековые авторы, писавшие о славянах, отмечали их чрезвычайную многочисленность. Но эти отзывы надо воспринимать в контексте резкой убыли западноевропейского населения в эпоху раннего Средневековья вследствие войн, эпидемий и голода.

    Демографическая статистика IX - X вв. для древней Руси крайне условна. Назывались цифры от 4 до 10 млн. человек для Восточной Европы в целом (в т.ч. для Чехии, Венгрии и Польши — 2,5 млн.) [История крестьянства в Европе. В 2-х тт. М., 1985. Т. 1. С. 28]. Следует учитывать, что в состав древнерусского населения входило более двух десятков неславянских народов, но в процентном отношении восточные славяне, бесспорно, преобладали. Плотность населения в целом была невысока и неодинакова в разных частях страны; наибольшая концентрация приходилась на днепровские земли.

    Демографическому росту препятствовал целый ряд природных и социальных факторов. Войны, голод и болезни забирали, по оценкам исследователей, около трети населения. «Повесть временных лет» сохранила известия о двух тяжелых голодовках в XI в., ставших причинами крупных народных волнений в Северо-Восточной Руси (Правда, голодовки, вызванные климатическими условиями, становятся обычными лишь в период с конца XIII до начала XVII в., когда произошло известное ухудшение климата в сторону похолодания и засушливости.) По сообщению арабских писателей, голод в славянских землях в IX-XII вв. возникал не от засухи, а, наоборот, вследствие обилия дождей, что полностью согласуется с климатическими особенностями этого периода, отмеченного общим потеплением и увлажнением.

    Что касается болезней, то главной причиной массовой гибели людей, особенно детей, были рахитизм и различного рода инфекции. Арабский историк аль-Бекри оставил известие, что славяне особенно страдают от рожистых воспалений и геморроя («едва ли найдется между ними свободный от них»), однако достоверность его сомнительна, поскольку никакой строгой связи между этими заболеваниями и санитарно-гигиеническими условиями жизни того времени не существует. Среди сезонных заболеваний у восточных славян аль-Бекри особо выделил зимний насморк. Это весьма банальное для наших широт недомогание настолько поразило арабского писателя, что исторгло у него поэтическую метафору. «И когда люди испускают воду из носа, — пишет он, — то бороды их покрываются слоями льда как бы стеклом, так что нужно их ломать, пока не согреешься или не придешь в жилье».

    Вследствие высокой смертности средний срок жизни восточного европейца составлял 34 - 39 лет, притом что средний женский возраст был на четверть короче мужского, так как девушки быстро теряли здоровье из-за раннего вступления в брак (между 12 и 15 годами). Результатом подобного положения вещей была малодетность. В IX в. на каждую семью приходилось в среднем один-два ребенка.

    При отсутствии многолюдных городов, которые в более позднее время ослабляли брачную изоляцию крестьянского общества, круг лиц в славянских поселениях, вступавших в брачный союз, был весьма ограничен, что дурно влияло на наследственность. Чтобы избежать генетического вырождения, отдельные племена прибегали к похищению невест. Согласно летописи, этот способ женитьбы был в обычае среди древлян, радимичей, вятичей и северян.

    В целом довольно медленный демографический рост стал ощутим только в X в., когда заметно увеличилась плотность населения, особенно в речных долинах. Вызванный развитием производительных сил, этот процесс, в свою очередь, стимулировал их дальнейший прогресс. Увеличившаяся потребность в зерновых повлияла на переход в земледелии от рала к плугу в лесостепной полосе и от рала к сохе в лесной, с одновременным внедрением двуполья. А прибыток рабочих рук способствовал более широким расчисткам в лесах и распашке новых земель.

    С ростом населения постепенно менялся и древнерусский ландшафт. Леса Приильменья в значительной степени поредели именно после того, как к массе туземного финского населения добавились славянские поселенцы. А в Северном Причерноморье, где сосновые леса сводились еще скифами и сарматами, с размещением здесь восточнославянских племен лесная граница отступила еще дальше на север.

    Этнический состав

    Русская земля делилась этнически на русь — жителей собственно Русской/Киевской земли, словен — подчиненные русам восточнославянские племена и языци (языки) — национальные меньшинства: финно-угорские и балтские народности. Каждая из этих групп, в свою очередь, являла собой пестрый мир племенных особенностей и ассимиляционных процессов. Археологические исследования Среднего Поднепровья показали, что «в земле полян (Киевской земле. — С. Ц.) в целом не было преобладания какой-либо одной археологической культуры. Сами поляне являются, пожалуй, самым загадочным в археологическом отношении племенем. Территория их предполагаемого проживания представляет собой картину смешения этносов и культур, своеобразную “маргинальную зону”» [Королев А.С . История междукняжеских отношений на Руси в 40-е - 70-е годы Х века. М., 2000. С. 36]. Восточнославянский элемент здесь сосуществует с западнославянскими («варяжскими» и моравскими), аланскими и тюркскими памятниками.

    Держава Игоря обнимала, помимо Среднего Поднепровья, племенные территории древлян, кривичей (смоленских), дреговичей, северян, угличей, тиверцев, дулебов (волынян), белых хорватов, радимичей. Все эти племена перемешивались между собой и со своими иноязычными соседями во всевозможных комбинациях. Угличей и тиверцев постепенно растворяла в себе тюркоязычная степь. Древляне исчезали в массе насельников — волынян, дреговичей и алано-тюркских обитателей Киевской земли. Смоленские кривичи, дреговичи и радимичи впитывали в себя балто-финские племена Верхнего Поднепровья, Понеманья и Волго-Клязьминского междуречья. Северяне сливались с ираноязычными жителями днепровского левобережья*. Дулебы и белые хорваты сохраняли связи с западными славянами — поляками, моравами, чехами. Вообще же племенные различия стирались на юге значительно быстрее, чем на севере.

    *Черепа славян левобережья Днепра имеют сходство с черепами из погребений салтовской культуры (Алексеев В.П. Антропология Салтiвського могильника. // Матерiали з антропологii Украiни. Киiв, 1962. С. 88). Целый ряд здешних водных названий указывает на то, что туземным, дославянским населением этих мест были балты и сарматы (Топоров В.Н., Трубачев О.Н . Лингвистический анализ гидронимов Верхнего Поднепровья. М., 1962. С. 229, 230).

    Социальное деление

    Социальная стратификация древнерусского общества Х в., напротив, отличалась большой простотой. Деление населения по месту жительства на горожан и сельчан едва обозначилось и было весьма условным, так как города еще представляли собой особый вид родоплеменных поселений, «огороженных мест», а основная масса их жителей продолжала заниматься земледелием. Столь же зыбкими и размытыми были границы между первичными профессиональными группами. Воин, купец, ремесленник, земледелец могли существовать в одном лице, лишь с некоторым перевесом одного из этих занятий. Почти неразличимы были социальные уровни: богатый, бедный и т. д.

    Гораздо более ясно наметилось сословное оформление общества. Разграничение здесь проводилось по самой заметной, но и самой общей линии, которая определялась наличием или отсутствием у человека личной свободы. По этому разрезу древнерусское население распадалось на свободных людей и рабов.

    Свободные люди назывались мужами, без различия богатых и бедных, знатных и незнатных. Знать, впрочем, именовалась лучшими мужами, но только в смысле аристократизма, благородства породы; «лучшие» не означало «более свободные», «обладающие привилегиями». Древнерусская свобода была порождением родового общества и мыслилась в понятиях, этому обществу свойственных. Носителем свободы выступала социальная группа, чаще всего община, которая была как бы коллективной утробой, производящей на свет свободных людей; личность же была свободной постольку, поскольку с самого рождения сознавала себя частью свободного коллектива. Пребывание в общине воспитывало не внутреннее чувство личной свободы, а корпоративное сознание принадлежности к сословию свободных. Равенство статусов было ощутимо только в общении с себе подобными. Древнерусский человек поверял свою свободу свободой других и был совершенно чужд всяким попыткам самоопределения своего положения в группе как самодостаточной личности. Вследствие этого он ощущал себя не сущностно свободным, всегда равным самому себе и другим людям вне зависимости от внешних обстоятельств, а вольным — не знающим над собой иного господина, который бы стеснял его в поступках, кроме обычая. Критерий свободы, стало быть, всегда был внешним по отношению к личности: я свободен, потому что, во-первых, признан таковым свободными членами общины и, во-вторых, воля моя не может быть грубо ущемлена другим человеком.

    Потеря связи с общиной превращала мужа в изгоя. Сама этимология этого слова — «изжитый», «социальный изгнанник», «лишенный заботы» (от слав. гоити — «жить», а также «позволять жить», «заботиться») — показывает, что свобода изгоя находилась под серьезной угрозой. Понимая это, общество брало изгоев под свое покровительство. Им предоставлялось право жить на территории чужой общины, пользуясь положением свободного человека.

    Рабы составляли немалую часть населения Русской земли. В своем подавляющем большинстве это были захваченные в полон иноземцы. Для обозначения раба-пленника на Руси употреблялся специальный термин челядин, во множественном числе — челядь. Обращение в рабство своих соплеменников, свободных мужей, имело место в исключительных случаях, когда закон русский предусматривал насильственное лишение прав свободного состояния в качестве уголовного наказания за особо тяжкие преступления.

    Между свободными и рабами находился тонкий промежуточный слой, образованный вольноотпущенными и прочими бывшими рабами, тем или иным способом возвратившими себе свободу. Будучи формально свободными, они, однако же, подобно изгоям, нуждались в покровительстве общества или влиятельных людей и потому большей частью оставались в услужении у своих прежних хозяев, числясь в разряде старших слуг.

    Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

    Махатма Ганди

    Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

    Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

    • Холопы - невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
    • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
    • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
    • Рядовичи - люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
    • Закупы - отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
    • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

    Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

    Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

    Полностью зависимы (обельные) слои населения

    Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь . Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами. Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними. Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

    Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда . Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого - 5.

    Холопы

    Холопы - так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы ».

    Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы. Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие. Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

    Челядь

    Челядь - это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

    Отличия челяди и холопов

    Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

    Частично зависимое население

    К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.


    Закупы

    Закупы - разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом». Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг - вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины. Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами - кража хозяйского имущества.

    Рядовичи

    Рядовичи - нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства. Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет. Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

    Тиуны

    Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

    • Огнищный тиун . Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
    • Обычный тиун . Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

    Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.