Буквы о – а в корне –кос- -кас. Дидактический материал для гиа по русскому языку Мы предполагали выехать рано но задержались

На данном уроке шестиклассники выяснят, умеют ли они правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока ребята будут работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Буквы О – А в корнях с чередованием (обобщающий урок)

Цели:

Обобщить и проверить знания, умения и навыки учащихся в написании корней с чередующимися гласными О – А;

различать корни с чередованием от омонимичных корней и употреблять их в речи;

обогащать словарный запас учащихся;

формировать умение узнавать слово по его лексическому значению;

учить работать с тестом.

Содействовать воспитанию у учащихся бережного отношения к слову;

формировать эстетический вкус;

расширять кругозор учащихся.

Развивать логическое мышление, внимание, память, быстроту реакции.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы завершаем работу с корнями, в которых чередуются гласные О-А, и поэтому вы должны показать, умеете ли вы правильно писать слова с данными орфограммами и употреблять их в речи; различать корни с чередованием от омонимичных корней; узнавать слово по его лексическому значению. Большую часть урока вы будете работать самостоятельно – писать диктанты и сами проверять, работать с тестами, карточками, упражнением из учебника.

Итак, тема нашего урока – «Буквы О-А в корнях с чередованием». Откроем тетради, запишем число, классная работа, тему урока.

  1. Синтаксическая пятиминутка.

А начнём мы с синтаксической пятиминутки. Один ученик идёт к доске, вставляет пропущенные буквы, объясняет правописание. Затем расставляет знаки препинания и обосновывает свой выбор. Нужно будет дать характеристику предложению. Все остальные записывают это предложение в тетрадь и работают вместе с отвечающим.

Запись на доске:

И ст..ит берёза

В сонн..й т..шине

И г..рят сн..жинки

В з..л..том огне. (С.Есенин).

  1. Фронтальный опрос.

В предложении, с которым мы работали, встретилось слово ГОРИТ с чередованием гласных в корне. Мы знаем, что буквы О-А чередуются не только в корнях –гар- -гор-.

Какие ещё вы знаете корни с чередованием О-А?

Какие корни «дружат» с суффиксом А? Почему мы так говорим?

Что можете сказать об употреблении в речи слов с корнем –лаг -лож-?

Когда в корне –рос - раст-(-ращ-) пишется О, А?

  1. Словарный диктант.

Итак, правила вы знаете. А умеете ли их применять на практике? Сейчас ваша задача – узнать слово по эго лексическому значению, записать его и объяснить написание.

У многих из вас на столе лежит карточка, на которой написано лексическое значение того или иного слова. Вы по порядку читаете свою карточку, мы узнаём слово по его лексическому значению, записываем и объясняем правописание. Один ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

  1. Частый кустарник, которым заросло какое-либо место. (заросли)
  2. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (прикоснуться)
  3. Огорчаться, испытывать чувство горечи. (горевать)
  4. Подвергаться действию огня. (гореть)
  5. Стебель растения в самом начале развития из семени. (росток)
  6. Затрагивать важный вопрос. (касаться)
  7. Надеяться на кого-нибудь в чём-нибудь. (положиться)
  8. Склон горы, холма. (косогор)
  9. Масло, добываемое из растений. (растительное)
  10. Мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16 лет. (подросток)
  11. Смуглый от загара. (загорелый)
  12. Тот, кто даёт деньги в долг под большие проценты. (ростовщик)
  13. А) Сплетённые вместе пряди волос. Б) Сельскохозяйственное орудие для срезывания травы, злаков. (коса)
  14. Приспособление, где происходит горение жидкости, газа. (горелка)
  15. Часть речи, обозначающая признак предмета. (прилагательное)
  1. Физкультминутка.
  1. Составь слово.

Ребята, вы показали своё умение узнавать слово по его лексическому значению, а сможете ли вы составить слово с чередующейся гласной в корне? Посмотрим, кто это сделает быстро и правильно.

От глагола ПОГОВОРИТЬ взять приставку;

От прилагательного СЛАГАЕМОЕ – корень;

От глагола ИГРАТЬ – суффикс;

От глагола СМЕЯТЬСЯ – суффикс возвратности.

С полученным словом устно составить предложение. (полагаться)

  1. Диктант «Проверяю себя».

Ребята, при выполнении всех предыдущих заданий у каждого из вас была возможность сразу проверить свои знания и умение применить их на практике. Следующее задание рассчитано на то, что вы сначала напишете небольшой диктант, подумаете над всеми орфограммами, встретившимися в тексте, а затем сверите с написанным и поставите себе оценку.

Мы предполагали выехать рано, но задержались. У дороги не было никакой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера. Загорелые ребятишки плавали на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой.

Вариант 2. Ходили ребята по лесу и нашли под кустом ежа. Попробуй прикоснись к нему руками – везде иголки торчат. Положили ежа в шапку и домой принесли. Развернулся ёж, увидел молоко и стал его есть, касаясь носиком тарелочки. Прижился ёжик у ребят и стал расти не по дням, а по часам.

Если ты не сделал ни одной ошибки – ставь оценку «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», 4 и более ошибок – оценка «2».

Пока остальные проверяют, послушайте стихотворение, найдите слова на изучаемую орфограмму.

Бутерброд

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

  1. Домашнее задание.

Прежде чем приступить к самой ответственной работе на уроке, откроем дневники и запишем домашнее задание. Оно у всех будет разное.

1-я группа составят 5 предложений со словами с чередованием в корне.

2-я группа составят описание вашего похода в парк, используя в своём рассказе слова с чередованием в корне букв О-А.

3-я группа составят литературную викторину, то есть выпишут из художественных произведений (лучше – стихотворений) 5 предложений, в которых есть слова с чередованием гласных в корне.

  1. Самостоятельная работа.

И, наконец, последнее задание – самостоятельная работа, но разная для всех.

1-я группа работает с карточками,

2-я группа выполняет упражнение 143,

3-я группа работает с тестом.

Чтобы вам лучше работалось, включу вам музыку П.И.Чайковского из цикла «Времена года», осень.

  1. Обобщение.

Итак, сегодня мы закончили работу с орфограммами чередующимися О-А в корне слова. Вы показали, что умеете применять правила написания корней с чередованием гласных на практике, различать корни с чередованием от омонимичных. Наш урок заключительный, но это не значит, что больше мы не будем обращаться к словам с чередованием в корне. Просто в дальнейшем, я уверена, у вас не будет затруднений при написании слов с данными орфограммами.

ХI. Рефлексия.

Мы хорошо с вами поработали на уроке, за что я вас благодарю. Думаю, что хорошо подготовитесь к последующей контрольной работе.


1. Выполните упражнение... в дидактическом материале.
Взаимопроверка и взаимооценка в парах.

2. Составьте предложение, использовав слова с чередова­нием гласных в корне - zap-/-гор-.

Проверяет учитель.

3. Тест: найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите его в тетрадь.

1. Горько, прогореть, горчица, горчит.

2. Сложить, сложный, слагаемый, прилагательный.

3. Косить, коса, прикосновение, косит (траву).

4. Пригорок, пригореть, горец, горский.

5. Горе, пригорюниться, загоревать, загореться.

6. Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение.

7. Косолапый, коснуться, косая (линия), покосивший.

Ключ: прогореть, сложный, прикосновение, пригореть, загореться, косовица, коснуться.

Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания безударных чередующихся гласных корня.

1. Задание: из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:

а) правописание гласной зависит от суффикса;

б) правописание гласной зависит от последующей соглас­ной корня;

в) правописание гласной зависит от ударения.

2. Текст предлагается индивидуально каждому ученику.

пробираться

стелется

касается

зарослях

разгорается

расположились

Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласной в корнях с чередованием.


1. Диктант.

Мы предполагали выехать рано, но задержались, вдоль дороги тянулась кустарниковая поросль, другой растительности не было видно. День разгорелся, и мы расположились на отдых у озера, которое заросло камышом застелилось трясиной. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца оно блестело зеркалом. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. (62 слова)

Проверяет учитель после урока.

Цель: закрепить полученные на уроке знания.

Домашнее задание : составьте 4 -5 предложения, использовав слова с корнями с чередованием.

Карточка для учащегося

1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора.

Прикосновение, подл...жить, слагается, разл...гать, отр...сль, сл...жение, р...сток, прик...саться, разл...жить разр...слись, к...снуться, прилагается, нар...щение прик...сание, ел...жить, выр...сли, к...сание, прил...гательное, к...сательная.

2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в корнях -гор-/-гар-.

Заг...р, сг...рели, подг...ревшим, дог...рает, разг…рается, обг...рели, уг...р, перег...рают, заг...релый.

4. Из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:

в 1-й слова, в которых правописание гласной зависит от суффикса,

во 2-й слова, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной корня,

в 3-й слова, в которых правописание гласной зависит от ударения.

Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб...раться сквозь зар...сли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Я люблю лесные сум...рки, когда ст...лется туман, в траве г...рят светляч­ки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, з..лотит старинной поз...лотой. Последний луч солнца еще к...сается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. На западе еще тлеет зорька, а в зар...слях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой распол...жи­лись знакомые рыбаки. Их лиц я еще не вижу из-за дыма костра, который то разг...рается, то гаснет. (По К. Паус­товскому)

Модульная программа и разработка уроков биологии в VIII классе по теме

«Дыхательная система человека»

Комплексная дидактическая цель: в результате овладе­ния содержанием модуля учащиеся должны:

1. Знать строение, функции, основные правила гигиены дыхательной системы человека.

2. Изучить процесс газообмена в легких и тканях.

3. Получить представление о мерах первой помощи при остановке дыхания.

МП «Дыхательная система человека»

М № 1 - строение и функции дыхательной системы чело­века.

М № 2 - гигиена дыхания.

Используйте для освоения модуля следующую литературу:

1. Цузмер AM., Петришина ОЛ. Биология 9 класс . С. 101-114.

2. Батуев АС. Биология 9 класс. Человек. С. 77-93.

При разработке уроков использованы материалы:

1. Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса. М. 1995.

2. Никишов АЛ., Рохолов ЯС. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1995.

M №1 Строение и функции дыхательной системы человека

Интегрирующая цель:

а) изучить строение и функции дыхательной системы;

б) найти различия между газообменом в легких и тканях;

Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.

1. Запишите в своей тетради дату и название темы.

2. Выполните тестовую работу по теме «Дыхание».

3. Проверьте правильность выполнения тестовой работы по теме «Дыхание».

4. Определите уровень ваших знаний по теме «Дыхание»


5. Проанализируйте ошибки.

Цель: получить представление о строении и функциях дыхательной системы человека Лекция

1. Внимательно слушайте лекцию «Дыхательная система человека».

2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Цель: изучить строение дыхательной системы человека.

Самостоятельная работа

1. Прочитайте по учебнику § 24 «Органы дыхания».

2. Изучите рисунки к § 24.

3. Выполните работы № 77, 78. Проверьте правильность их выполнения. Проанализируйте ошибки.

4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 24.

Работа № 77

Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены цифрами 1-6.

Работа № 78

Вставьте пропущенные слова.

Дышать нужно через____________________________________________________________.

Носовая полость выстлана_______________________________________________________,

покрыта многочисленными ______________________________________________________,

которые задерживают __________________________________________________________.

Клетки носовой полости выделяют__________________________________________, которые задерживают частички пыли и микробы.

Цель: найти различия между газообменом в легких и в тканях.

1. Прочитайте § 25 учебника.

2. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 25.

3. Найдите различия между газообменом в легких и в тканях (см. рис. 79 на с. 108).

4. Обсудите п. 3 в классе.

6. Пользуясь текстом учебника, выполните рабо­ту № 83.

Работа № 82

Укажите правильный ответ на вопрос, по какому кругу кровообращения кровь поступает в легкие:

1. По большому кругу?

2. По малому кругу?

Работа № 84

Ответьте на вопрос: каково значение дыхания для организма человека?

1. Обеспечение питательными веществами. 2. Охлаж­дение организма. 3. Поглощение кислорода. 4. Выделение паров воды. 5. Выделение углекислого газа. 6. Освобож­дение энергии.

Запишите правильный ответ:_________________________________________________________

Работа № 85

Куда поступает воздух из бронхов:

1. В трахею? 2. В носоглотку? 3. В гортань? 4. В носовую полость? 5. В легочные пузырьки?

Запишите правильный ответ:_____________________________________________________

Домашнее задание (прилагается).

1-й этап. До Петра I главный порт - Архангельск, экспорт (лес, рыба, хлеб, меха), импорт (оружие, ткани, одежда, фрукты, предметы роскоши), 3/4 торговли - с Западной Европой.

2-й этап. XVIII в. - главный порт - Санкт-Петер­бург, 3/4 торговли - с Западной Европой, экспорт (железо, полотно, хлеб, лес, меха), импорт (горное, текс­тильное, судостроительное оборудование).

3-й этап. XIX-XX вв. - нарастание торговли, 9/10 торговли - с Западной Европой, экспорт (зерно, с/х продукты, лес, ткани), импорт (машины, оборудование, хлопок).

4-й этап. XX в. - Восточная Европа, страны Азии, Африки, экспорт (машины, сырье), строительство про­мышленных предприятий за рубежом.

М № 3. Обобщение материала.

Практическая работа 1

Интегрирующая цель : в процессе работы над учебными элементами вы должны:

    закрепить понятие «ЭГП»; закрепить знания по ЭГП России; учиться оценивать ЭГП России, находить положительные и отрицательные черты; развивать общеучебные навыки (работа с атласом, работа в группе…)

Цель : повторить материал по ЭГП России.

1. Вы должны подготовиться к работе с текстом.

2. Вы работаете в паре с соседом.

3. Вы устно отвечаете на вопросы, используя для этого учебник (§ 2 - 4), записи в тетради и атлас (карты 3 - 11).

Вопросы:

1. Как шло заселение России? Что характерно для каждого этапа?

2. Как изменилось геополитическое положение России?

3. Как изменилось экономическое положение России?

4. С какими странами граничит Россия на западе? Какие из них имеют наибольшие границы?

5. С какими странами граничит Россия на юге? Какие из них имеют наибольшие границы?

6. С какими странами граничит Россия на востоке? Какие из них имеют наибольшие границы?

7. Перечислите главные порты России.

8. С какими странами Россия имеет активные торговые связи?

4. Теперь вы готовы дать ответы на вопросы.

Цель : закрепить знания об ЭГП России.

1. В тетрадях для самостоятельных работ запишите число, название текста и номер варианта.

2. Текст по теме « Россия на карте мира». Вам необходи­мо дополнить предложения в тексте (2 - 10) и выбрать один правильный ответ.

3. По окончании работы сдайте тетрадь учителю.

1. В рабочих тетрадях выполните практическую работу

2. В рабочих тетрадях запишите: Практическая работа «Оценка экономико-географического положения России».

3. Определите уровень работы и номер варианта.

1-й уровень («хорошо»).

Составьте характеристику ЭГП по плану.

I вариант II вариант Ш вариант

Южные Западные Восточные

границы границы границы

2-й уровень («отлично»).

I вариант

Южные границы

II вариант Западные границы

Ш вариант

Восточные границы

4. Запишите в тетрадь номер варианта и уровень.

5. Приступайте к выполнению работы, используя атлас (карты 10-11).

6. План характеристики ЭГП России:

а) пограничные государства (название страны, тип грани­цы - морская или сухопутная, протяженность границы (в км) - наибольшая и у какой страны);

2. Методика определения уровня обучаемости

3. Методика определения уровня обученности

4. Алгоритм построения учебного модуля

4.1. Технологическая карта конструирования темы или раздела

4.2. Классификация типов уроков по целям

4.3. Алгоритм построения недельного цикла

4.4. Примеры модульного построения учебных занятий:

    Модульное построение учебных занятий (уроков) (по)

5. Характеристики основных методик коллективных способов обучения

· Алгоритм работы по методике Ривина (МР)

· Алгоритм работы по мурманской методике (ММ)

· Алгоритм работы по методике взаимопередачи тем (ВТ)

    Алгоритм работы по методике взаимообмена заданиями (МВЗ) Алгоритм работы по методике Ривина-Баженова (МРБ) Алгоритм работы по обратной методике Ривина (ОМР)

6. Карта контроля и экспертной оценки результата инновации, нововведения

7. Оценка эффективности и качества учебных занятий

8. Системный анализ урока (по)

9. Организация самостоятельной работы. Стр. 21-22

9.1. Данные, характеризующие постановку самостоятельной работы на уроке.

9.2. Анкета для учащихся V класса

10. Анализ психологической подсистемы взаимодействия учитель-ученик на уроке (по Б. СЛетеныдану

11. Основные условия, способствующие переводу школы в режим развития:

12. Технология проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДРК) учебно - воспитательного процесса

12.1. Микроисследование 2 Анкета 1 (для ученика) «Мое здоровье

Анкета 2 (для родителей)

12.2. Методика организации и проведения дня ДРК по проблеме «Мотивация деятельности учащихся на уроке и создание условий для ее развития» (программа проведения дня )

· Микроисследование 1 Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

· Микроисследование 2 Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

· Микроисследование 3 Анкета (для анализа учителем стимулирующей деятельности в обучении)

12.3. Методика организации и проведения дня ДРК проблеме «Состояние формирования общеучебных и навыков у учащихся»

· Микроисследование 1 «Состояние и уровень сформированности ОУУН у учащихся на учебном занятии»

· Анкета «Как вы владеете учебно-организационными умениями»

· Вопросы для собеседования с учителями

· Примерная программа по регулированию и коррекции деятельности учителей по формированию ОУУН

12.4. Методика организации и проведения дня ДРК «Нормализация учебной нагрузки на ученика»

· Микроисследование 1 Анкета для учащихся

· Микроисследование 2 Анкета для учителей

· Микроисследование 3 Анкета для родителей

12.5. Методика организации и проведения дня ДРК по проблеме «Дозирование домашнего задания» стр. 43-47

· Микроисследование 1 Наблюдения за ходом урока

· Микроисследование 2 Собеседование с учителями (после посещения уроков)

· Микроисследование 3 Анкетирование учащихся «Самохронометрирование»

· Микроисследование 4 Анкетирование родителей

· Микроисследование 5 Тестирование учащихся

13. Блоки алгоритмических предписаний (физика)

· Физика IX класс «Применение законов Ньютона»

· История. IX класс

· Математика. VII класс

15. Примеры поуровневых карточек:

· Карточки по географии; стр.52

· Русский язык IX класс «Виды сложных предложений».

16. Модульная программа и разработка уроков русского языка в VII классе

17. Модульная программа и разработка уроков русского языка в VI классе

18. Модульная программа и разработка уроков биологии в VIII классе по теме «Дыхательная система человека»

18.1. Тестовая проверочная работа по теме «Дыхание»

19. Модульная программа и разработка уроков географии в VIII классе по теме «Россия на карте мира» стр. 64-67

20. Пример блока - предписания темы «Геометрическая прогрессия» стр.68

21. Листок учителя по учебной теме «Подгруппа углерода»

22. Урок химии Тема «Подгруппа углерода»

23. Блоки целей развития, воспитания и обучения стр.2

Cлайд 1

Cлайд 2

Записать в словарь «трудных» слов Приготовить, Приспособить, Пригодиться, Привычка.

Cлайд 3

Прочитайте текст Май – пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуждают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними – ива. Прилетают глашатаи тепла – ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются пением пернатого. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, а в садах – боярышник или крыжовник: там безопаснее и корма больше. (По А. Стрижеву.)

Cлайд 4

Записать в тетрадь слова: Коса (девичья) кость, коснуться касаться Выделить корни этих слов. Являются данные слова однокоренными?

Cлайд 5

Проверь себя: Коснись воды, Прикасаться осторожно, Касаться рукой, Нежное прикосновение, Касательная линия, Проложить лыжню, Предлагать помощь, Слагать стихи.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Распределить слова на две группы и объяснить, по какому признаку они распределены: Поросль, положить, росли, полагаться, коснуться, касаться.

Cлайд 10

о – а в чередующихся корнях растительный касаться коснуться расти росток разрослись излагать изложение вырасти водоросли прикосновение выросла слагать предложить выращенный прилагать касательная сложить положение отрасль отложить расположение располагаться предложение положить неприкосновенность Ростов

Cлайд 11

Проверь себя: Загорать на пляже, беречься от загара, загорелый малыш, горение газа, газовая горелка, снять нагар, разгораться в печи, быстро сгореть, дрова сгорели, костер разгорается.

Cлайд 12

Записать в «Словарь трудных слов» Приобрести, примерять, примерять, приспособиться, неприступный.

Cлайд 13

Записать в тетрадь: Гора, загорать, горе Являются ли эти слова однокоренными? Почему? Как называются такие слова?

Cлайд 14

Распределить слова по трем колонкам Загораться, пригорел, гористый, пригорок, угарный, загар, угоревший, горец, загорелый -гор- -гор- -гар-

Cлайд 15

Распределить по трем колонкам слова Прикасаться, косовица, коснуться, скосить (сено), касаться, прикосновение -кос- -кос- -кас- Можно ли добавить в перечень этих слов следующие: Косой (заяц), косолапый, покоситься (в сторону), костлявый, девичья коса?

Cлайд 16

Записать слова и выделить гласные в корне Располагать свободным временем, школьный возраст, богатая растительность, разобрать предложение, соприкасаться с разными людьми, загорелый юноша, летний загар.

Cлайд 17

Проверь себя: Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. (К. Паустовский.) Загорелась зорька красная в небе темно-голубом. (С. Есенин.) Он слегка коснулся его руки.

Cлайд 18

Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить графически выбор гласной в корне. Молоко приг…рело, возл…гать надежды, от перемены мест сл…гаемых сумма не меняется, полезные р…стения, молодая пор…сль, соб…раться за грибами, бл…стеть на солнце, зам…реть от неожиданности. Перечислите корни, в которых происходит чередование а/о, е/и. Проверь себя: Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. Найдите глагол по его схеме:

Cлайд 21

Диктант Вечером. Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошел я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой. Куда я вышел? Как найти дорогу? Я вышел на опушку и пошел полем. Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом. В тишине глухо раздавались мои шаги. Но вот на вечернем небе стали зажигаться звезды. Заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома. Главная > Документ

Цель : знать глагольные суффиксы, уметь делать словооб-разовательный разбор и разбор по составу. Заполните таблицу.

советовать (советую)

горевать

рассматривать

рассказывал

    Составьте слова, используя схемы строения слов (сло-вообразовательные модели) и данные корни слов:
Корни: ал; блист; дрог; винт; зир; един. 2. Что объединяет данные слова: благоговеть, благодарить, благодать, благословить, благо-ухать? 3. Составьте словообразовательное гнездо. Цель: систематизировать восстановленное и закрепить знания и навыки, полученные на уроках. Контрольный диктант. Сочинение-миниатюра «Осень». Цель: подведение итогов и оценка, самооценка учащихся. Цель: постановка новой цели к следующей теме. Самоос-мысление учащимися задач к следующему уроку. Цель: осмыслить и выполнить домашнее задание: самовыбор уровня учащихся; виды заданий: словарный диктант; составить алгоритмы на правописание глаголов; тест.

Модульная программа и разработка уроков русского языка

в VI классе

Тема урока : гласные в корне с чередованием. Триединая цель урока : отработать правила и алгоритмы написания гласных в корнях с чередованием; формирование умения учитывать лексическое значение корней при выборе гласной; закрепить теоретические и практические навыки по теме. Дифференцированная цель для ученика : отработать правила и алгоритм написания безударных гласных в корнях чередованием. Что должен знать ученик в конце темы : условия выбора гласной в корнях с чередованием; лексическое значение корней -гор-/-гар-; - koc -/ k а c -. Что должен уметь ученик в конце темы : определять корни с чередованием и правильно писать безударные гласные в корнях с чередованием. Формируемая область понимания :
    осознанный орфографический навык написания безударных гласных в корнях с чередованием; умение определять и выделять корни с чередованием гласных. Закрепление и развитие ОУН, алгоритмов правописания гласных в корнях с чередованием. Эстетическое воспитание учащихся на текстах художественной литературы: К.Г.Паустовский (любовь к родной природе).
Тип урока и применение педагогической технологии обобщающий; модульная. Вид контроля : самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль.

М № 3, М № 4. Гласные в корнях с чередованием

Интегрирующая цель . В процессе работы над учебными элементами вы должны: а) знать правила написания безударных гласных в корнях с чередованием; б) уметь применять по алгоритму изученные теоретические сведения на практике, приводить и подбирать свои примеры; в) видеть эти орфограммы в тексте; г) систематизировать полученные знания и навыки; д) развивать методический навык (самоконтроль и взаи-моконтроль). Цель: диагностировать уровень подготовленности на на-чальном этапе работы. 1. Работа с текстом : прослушайте текст, определите тему текста. Май - пора погожих солнечных дней. Тепло и свет пробуж-дают растительность. Деревья дружно покрываются листвой. Отрастают, густеют травы. В начале мая зацветают тополь, клен, береза, за ними - ива. Прилетают глашатаи тепла - ласточки. Любители соловьиного пения наслаждаются песнями пернато-го. Зеленой сценой соловей выбирает себе ивняковые заросли, иногда располагается в садах. 2. Задание : выпишите в два столбика слова с чередующи-мися гласными в корне, глаголы с безударной гласной в корне. Используйте алгоритм: а) определите корень слова; б) поставьте ударение; в) если корень безударный, то определите, нет ли чередо-вания гласных; г) определите часть речи; д) выделите корень слова в глаголах.
    Используя ключ, проверьте себя и оцените:
Ответьте на вопрос: почему нельзя проверить правопи-сание слов первого столбика? Цель: формирование умения учитывать логическое значение корней. 1. Найдите однокоренные слова. Алгоритм: для этого определите сначала лексическое значение слова, в случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем. Девичья коса, большая кость, коснуться, касаться, каска, косовище, откос, скосить сено, прикасаться. 2. Используя алгоритм, найдите однокоренные слова среди следующих: гора, загорать, горе, горел, пригорок, пригореть, пригорюниться, горец, огорчение, огарок, загорелый, горько, горчица.
    Взаимопроверка и взаимооценка в парах. Сделайте вывод: что объединяет корни с чередующими -кас-/-кос- и -гор-/-гар-?
Цель: -кас- /-кос-. В работе используйте алгоритм: в безударном положении пишется гласная а, если в слове есть суффикс -а-; если в слове нет суффикса -а-, пишите в корне -кос-. 1. Выполните упражнение (в дидактическом материале)
Взаимопроверка в парах и взаимооценка результатов. 2. Составьте предложение, употребив слова с чередованием гласных в корнях -кос-/-кас-. Проверяет учитель. 3. Тест: «о-а в чередующихся корнях».
Запишите гласную корня.
    Растительный, водоросли, положение. Касаться, прикосновение, отрасли. Коснуться, выросла, отложить. Расти, слагать, расположение. Росток, предложить, располагаться. Разрослись, касательная, неприкосновенный.
4. Проверьте себя и оцените, используя ключ.
    а о о. а о а. о о о. а а о. о о а. о а о.
Цель: отработать навык правописания гласных в корне - zap -1-гор-. В работе используйте алгоритм: найдите корень, поставь-те ударение, в безударном положении пишите корень -гор-, запомните диалектное слово выгарки (исключение из пра-вила). 1. Выполните упражнение... в дидактическом материале.
Взаимопроверка и взаимооценка в парах. 2. Составьте предложение, использовав слова с чередова-нием гласных в корне - zap -/-гор-. Проверяет учитель. 3. Тест: найдите в каждой строчке лишнее слово и запишите его в тетрадь.
    Горько, прогореть, горчица, горчит. Сложить, сложный, слагаемый, прилагательный. Косить, коса, прикосновение, косит (траву). Пригорок, пригореть, горец, горский. Горе, пригорюниться, загоревать, загореться. Прикасаться, косовица, коснуться, прикосновение. Косолапый, коснуться, косая (линия), покосивший.
4. Используя ключ, проверьте себя и оцените. Ключ: прогореть, сложный, прикосновение, пригореть, загореться, косовица, коснуться. Цель: систематизировать полученные знания и навыки правописания безударных чередующихся гласных корня. 1. Задание: из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика: а) правописание гласной зависит от суффикса; б) правописание гласной зависит от последующей соглас-ной корня; в) правописание гласной зависит от ударения.
    Текст предлагается индивидуально каждому ученику. Используя ключ, проверьте себя и оцените.
Цель: диагностировать сформированность навыка правописания гласной в корнях с чередованием. 1. Диктант. Мы предполагали выехать рано, но задержались, вдоль дороги тянулась кустарниковая поросль, другой растительности не было видно. День разгорелся, и мы расположились на отдых у озера, которое заросло камышом застелилось трясиной. Загорелые ребятишки плавали на самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах солнца оно блестело зеркалом. Догорала вечерняя зорька, когда мы вернулись домой. (62 слова) Проверяет учитель после урока. Цель: закрепить полученные на уроке знания. Домашнее задание : составьте 4 -5 предложения, использовав слова с корнями с чередованием. Карточка для учащегося 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте условия выбора. Прикосновение, подл...жить, слагается, разл...гать, отр...сль, сл...жение, р...сток, прик...саться, разл...жить разр...слись, к...снуться, прилагается, нар...щение прик...сание, ел...жить, выр...сли, к...сание, прил...гательное, к...сательная. 2. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в корнях -гор-/-гар-. Заг...р, сг...рели, подг...ревшим, дог...рает, разг…рается, обг...рели, уг...р, перег...рают, заг...релый.
    Из текста выпишите слова с чередующимися гласными в корне в три столбика:
в 1-й слова, в которых правописание гласной зависит от суффикса, во 2-й слова, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной корня, в 3-й слова, в которых правописание гласной зависит от ударения. Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Хорошо идти весь день по этим лесам, проб...раться сквозь зар...сли кустов, по дорогам к дальнему озеру. Я люблю лесные сум...рки, когда ст...лется туман, в траве г...рят светляч-ки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, з..лотит старинной поз...лотой. Последний луч солнца еще к...сается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. На западе еще тлеет зорька, а в зар...слях волчьих ягод кричит выпь. Вот и озеро. Здесь под березой распол...жи-лись знакомые рыбаки. Их лиц я еще не вижу из-за дыма костра, который то разг...рается, то гаснет. (По К.Паус-товскому)

Модульная программа и разработка уроков биологии в VIII классе по теме

«Дыхательная система человека»

Комплексная дидактическая цель: в результате овладе-ния содержанием модуля учащиеся должны:
    Знать строение, функции, основные правила гигиены дыхательной системы человека. Изучить процесс газообмена в легких и тканях. Получить представление о мерах первой помощи при остановке дыхания.
МП «Дыхательная система человека» М № 1 - строение и функции дыхательной системы чело-века. М № 2 - гигиена дыхания. Используйте для освоения модуля следующую литературу:
    Цузмер AM., Петришина ОЛ. Биология 9 класс. С. 101-114. Батуев АС. Биология 9 класс. Человек. С. 77-93.
При разработке уроков использованы материалы:
    Драеомилов В.Н. Рабочая тетрадь по биологии для 9 класса. М. 1995. Никишов АЛ., Рохолов ЯС. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., 1995.
M №1 Строение и функции дыхательной системы человека Интегрирующая цель: а) изучить строение и функции дыхательной системы; б) найти различия между газообменом в легких и тканях; Цель: определить исходный уровень знаний о дыхании живых организмов.
    Запишите в своей тетради дату и название темы. Выполните тестовую работу по теме «Дыхание». Проверьте правильность выполнения тестовой работы по теме «Дыхание». Определите уровень ваших знаний по теме «Дыхание» Проанализируйте ошибки.

Цель: получить представление о строении и функциях дыхательной системы человека Лекция

    Внимательно слушайте лекцию «Дыхательная система человека». Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.
Цель: изучить строение дыхательной системы человека. Самостоятельная работа
    Прочитайте по учебнику § 24 «Органы дыхания». Изучите рисунки к § 24. Выполните работы № 77, 78. Проверьте правильность их выполнения. Проанализируйте ошибки. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 24.

Работа № 77

Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены цифрами 1-6. 1. 2. 4. 5. 6.

Работа № 78

Вставьте пропущенные слова. Дышать нужно через____________________________________________________________. Носовая полость выстлана_______________________________________________________, покрыта многочисленными ______________________________________________________, которые задерживают __________________________________________________________. Клетки носовой полости выделяют__________________________________________, которые задерживают частички пыли и микробы. Цель: найти различия между газообменом в легких и в тканях. 1. Прочитайте § 25 учебника.

    Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 25. Найдите различия между газообменом в легких и в тканях (см. рис. 79 на с. 108). Обсудите п. 3 в классе. Выполните, проверьте и оцените работы № 82, 84, 85 (прилагаются).
6. Пользуясь текстом учебника, выполните рабо-ту № 83.

Работа № 82

Укажите правильный ответ на вопрос, по какому кругу кровообращения кровь поступает в легкие:

    По большому кругу? По малому кругу?

Работа № 84

Ответьте на вопрос: каково значение дыхания для организма человека? 1. Обеспечение питательными веществами. 2. Охлаж-дение организма. 3. Поглощение кислорода. 4. Выделение паров воды. 5. Выделение углекислого газа. 6. Освобож-дение энергии. Запишите правильный ответ:_________________________________________________________

Работа № 85

Куда поступает воздух из бронхов: 1. В трахею? 2. В носоглотку? 3. В гортань? 4. В носовую полость? 5. В легочные пузырьки? Запишите правильный ответ:_____________________________________________________

Домашнее задание (прилагается).

Тестовая проверочная работа по теме «Дыхание»

Сумма баллов за урок

Задание 5 4 3, 2, 1, 0

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Обобщающее повторение орфографии.

Тип урока – повторительно-обобщающий

Форма – практикум

Цели:

Организовать деятельность обучающихся на повторение изученного в 5 классе материала по орфографии;

Создать условия для развития навыков самостоятельной работы;

Развивать навыки грамотного письма, зоркость учащихся;

Воспитывать интерес и сознательное отношение к предмету.

Ход урока:

    Организационный момент . Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас.

    Рефлексия: эмоциональное состояние .

Для того чтобы у вас на уроке было хорошее настроение, мы совершим прогулку по осеннему лесу. («Прогулка» видео.)

На доске написаны слова: растения, росли, разложить, расположиться, замереть, прикоснуться, слагаются... Прочтите их. Совершая нашу прогулку, подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.

    Запись числа и темы урока: «Корни с чередующимися гласными».

- Сегодня на уроке мы повторим разные орфограммы, которые изучали в 5 классе, но особо обратим внимание на орфограмму «Чередующиеся гласные в корне слова»

(Постановка цели урока учащимися)

Какую цель вы поставите в начале урока?

4. Цель нашего занятия : повторить и обобщить знания по орфографии.

Эпиграфом нашего урока будут следующие слова: Повторенье – мать ученья!

Какой смысл содержится в пословице?

Какие пословицы и поговорки на тему ученья вы знаете?

Ученье – свет, а неученье - тьма.

Век живи - век учись.

За одного учёного двух неучёных дают.

С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь.

    Сообщения учащихся правил написания чередующихся гласных Е-И, О-А)

Работа с таблицей по правилу «Чередующаяся гласная в корне слов»

    Словарная работа: распределить слова в 2 столбика – с чередующейся гласной и без чередования (все выполняют в тетрадях, а один ученик – у доски).

Зеленеть, вырастать, запевать, запереть, принести, собирать, стоять, прикасались, замереть, дрожать, солить, росли, предлагать, сдирать.

Продолжая нашу прогулку, устно составьте со ловами с чередующимися гласными в корне предложения.

(На экране изображен осенний пейзаж)

    Работа с текстом (в парах). (Звучит легкая мелодия)

Задание: Списать текст, вставить недостающие знаки препинания, пропущенные буквы, графически объяснить написание пропущенных букв.

Мы предпол…гали выехать рано но зад…ржались. Вдоль д…роги кроме кустарниковой пор…сли (не) было видно другой р…стительности. В полдень мы распол…жились на отдых у оз…ра, заросшего к…мышом. Заг…ревшие р…бятишки плавали по самой его середине на плоту. Солнце п…кло так, что к п…ску нельзя было прик…снуться. В лучах ярко-ж…лтого солнца оз…ро бл…стело, как зеркало. Дог…рала вечерняя з…ря когда мы вернулись д…мой.

Мы предполагали выехать рано, но задержались. Вдоль дороги кроме кустарниковой поросли не было видно другой растительности. В полдень мы расположились на отдых у озера, заросшего камышом. Загоревшие ребятишки плавали по самой его середине на плоту. Солнце пекло так, что к песку нельзя было прикоснуться. В лучах ярко-желтого солнца озеро блестело, как зеркало. Догорала вечерняя заря, когда мы вернулись домой.

Проверка по тексту устно (знаки препинания, пропущенные буквы)

    Работа в группах по тексту:

1)Обозначьте в тексте все пропущенные запятые. Почему нужны в этих предложениях запятые?

2) Назвать и объяснить написание слов с чередующимися гласными.

3) Объяснить правописание остальных орфограмм.

    Выполнение тестовой самостоятельной работы

Задание: выделите в каждом ряду слово с чередующейся гласной, вставьте букву.

    Расцв…сти, разл…жить, заг…ворить, прикр…пить

    Выл…чить, вб…жать, раст…рать, подв…сти

    М…л…дой, з…леный, л…сной, р…стительный

    Зам…рать, выт…рать, зам…лчать, выл…чить

    Прик…снуться, в…дет, подп…салась, нап…вал

    Зам…лчать, объ…вление, соб…рать, др…жать

    Ч…рнеть, ж…лтеть, б…леть, зап…реть

    М…локо, с…ловей, изл…жение, в…рота

    Проверка тестовых работ (один ученик у компьютера)

Какие корни с чередующимися гласными вы увидели?

Какие еще орфограммы можно здесь увидеть?

Какие слова можно было бы взять для нашей прогулки по осеннему лесу?

    Выставление самооценок учащимися с обоснованием, достиг ли поставленной в начале урока цели.

Варианты ответов:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

    Домашнее задание: на «5» - составить небольшой связный рассказ с большим количеством чередующихся

На «4» - составить словарный диктант из 10 слов на тему «чередующиеся гласные»

    Рефлексия.

- Вернемся к нашему осеннему лесу. (Изображение осеннего пейзажа проектируется на экране).

Скажите, с каким настроением вы уйдете с урока после нашей лингвистической прогулки? (2-3 человека отвечают)

    Подведение итога урока учителем (особо активных отметить).

Разработал:

учитель русского языка и

литературы МОУ «Рождественская СОШ»