Почвомелиоративная роль защитных лесонасаждений на юге западной сибири ишутин яков николаевич. Распил алтайского леса — дело семейное Природно-климатические условия деградации почв

Управление автомобильных дорог Краснодарского края, одним из первых органов управления дорогами в России, активно включилось в работу по разработке и продвижению инфраструктурных инвестиционных проектов.

В Анапе реализуется проект создания особой экономической зоны рекреационного типа. Стоимость ее автодорожной инфраструктуры превысит два миллиарда рублей. Краснодарский край инициирует создание на азово-черноморском побережье особой экономической зоны портового типа. Для развития ее автодорожной составляющей потребуется 11 миллиардов рублей.

Визитная карточка региона

Площадь территории Краснодарского края - 75,5 тысячи квадратных километров.

Численность населения - 5121 тысяча человек.

Совокупная протяженность автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности, - 10 214 километров. На долю федеральных дорог приходится 1317 километров (29%), а также 32% перевозок. Важнейшие автотранспортные маршруты - М-4 «Дон», М-29 «Кавказ».

Краснодарский край - один из наиболее значимых регионов России. Выгодное географическое положение, климатические и природные условия объективно определяют исключительную привлекательность Кубани.

Это крупнейший транспортный узел России. Здесь проходят железнодорожные и автодорожные маршруты двух международных евроазиатских транспортных коридоров «Север-Юг» и «Транссиб». Ежегодно только транспортом края перевозится 150 миллионов тонн грузов и миллиард пассажиров.

В крае расположено восемь морских портов. Обязательное условие их успешного развития - соответствующее развитие подъездных автомобильных дорог и решение проблем транспортных узлов.

Наиболее широко распространенным видом транспорта в крае является автомобильный. Он занимает лидирующее положение по объему перевозок как грузов, так и пассажиров. В 2007 году автотранспортом перевезено на 21,5% грузов и на 4,8% пассажиров больше, чем в 2006-м.

Автомобильный парк Краснодарского края - это более 31 тысячи автобусов, около 170 тысяч грузовых автомобилей, более 1,1 миллиона легковых автомобилей.

Уникальное географическое положение Кубани обусловливает появление здесь большого количества иногороднего автомобильного транспорта, а в летнее время - увеличение пассажиропотока.

Отмечается резкий рост количества автомобилей -

на тысячу жителей Краснодара приходится 329 транспортных средств, что более чем в полтора раза превышает уровень автомобилизации по России.

Плоды продуманной политики

Отличное состояние региональных дорог Краснодарского края, стабильное развитие отрасли обусловлены продуманной, сбалансированной политикой администрации и Законодательного собрания Краснодарского края.

Краснодарский край - единственный черноморский курорт нашей страны, который ежегодно принимает в своих санаториях и здравницах до 17 миллионов человек. Поэтому многие россияне не понаслышке знают о хорошем состоянии кубанских дорог.

Но и проблем хватает. Сказываются низкая пропускная способность выходов к черноморскому побережью, проблемы транспортных узлов, слабая автодорожная инфраструктура черноморских портов.

С целью устранения этих недостатков проводится поэтапная реконструкция автомагистрали М-4 «Дон». До 2011 года будет реконструирован до параметров

В 2009 году будет введена в эксплуатацию II очередь Большого обхода города Сочи.

На федеральной автодороге Джубга-Сочи самый высокий в Краснодарском крае уровень аварийности. Для комплексного решения транспортной проблемы и увеличения пропускной способности основных магистралей Сочи необходимо строительство ряда важнейших объектов, в том числе III очереди Большого обхода Сочи, с завершением проектно-изыскательских работ в 2008 году, на что потребуется 582 миллиона рублей. Общая сумма средств, необходимых для финансирования строительства данного объекта, составляет 45 миллиардов 582 миллиона рублей.

Достойно встретить Олимпиаду

Международный Олимпийский комитет (МОК) выбрал город Сочи столицей XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Благодаря этому решению Россия сможет провести первые в своей истории зимние Игры. Два года Россия, Кубань тщательно готовились и настойчиво шли к своей мечте.

Дорожники Кубани не только искренне переживали, наблюдая за всеми перипетиями этой борьбы, но и сделали все возможное для победы. Необходимо было доказать МОК наши желание и способность подготовить город-курорт к Олимпиаде. С этой целью разработали программу строительства временных подъездов к местам дислокации будущих олимпийских объектов и смотровых площадок, ремонта городских улиц.

Но основная работа впереди - до 2014 года необходимо преобразить инфраструктуру автомобильных дорог олимпийской столицы и всего Краснодарского края. На дорожников Кубани возлагается ответственная задача: обеспечить Сочи качественными автомобильными дорогами, по которым будет осуществляться подъезд к олимпийским объектам и многочисленным достопримечательностям города-курорта. Для решения этой проблемы приняты федеральная и краевая целевые программы. Будут построены десятки километров дорог, тоннели, мосты и транспортные развязки, автостоянки и парковки.

Среди важнейших проектов:

Реконструкция автомобильной дороги Джубга-Сочи со строительством обхода Сочи и Туапсе;

Строительство дублера Курортного проспекта и альтернативного подъезда к Красной Поляне;

Создание единой автоматизированной системы управления дорожным движением.

Развитие региональной сети

Протяженность региональных дорог края - 8897 километров. Эти дороги обеспечивают связь Краснодара с районными центрами, по ним осуществляется вывоз сельхозпродукции. Именно они обеспечивают транспортную доступность большинства населенных пунктов края, нужды всех его жителей.

86% региональной дорожной сети составляют автомобильные дороги с асфальтобетонным покрытием. Но только 1% из них - дороги I технической категории. В этом заключается главная проблема -

отсутствие современных скоростных автомагистралей, соединяющих районы с краевым центром и между собой. Наиболее сложно складывается ситуация в крупных транспортных узлах - городах Краснодар, Новороссийск, Сочи, Туапсе, Темрюк, Ейск. Ежегодно интенсивность дорожного движения там возрастает на 12-15%, а в курортный сезон - до 40%.

Поэтому одно из главных направлений работы кубанских дорожников - развитие региональной дорожной сети, реконструкция основных краевых магистралей, строительство обходов населенных пунктов и современных мостовых переходов.

В 2007-2008 годах государственные инвестиции в Краснодарский край увеличились в два с половиной раза. Это влияет и на финансирование развития региональной дорожной сети - объемы работ по строительству и реконструкции значительно выросли.

Продолжается реконструкция важнейшей магистральной краевой автодороги Темрюк-Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края. Пересекая с запада на восток всю центральную часть Краснодарского края, она входит в основные маршруты Южного федерального округа, соединяя административные центры Кубани и Ставрополья.

Расширение одной из главных региональных дорог до четырех полос и строительство обходов населенных пунктов - стратегическая задача. В обход станицы Выселки будет направлен транзитный транспорт, следующий по автодороге Журавская-Тихорецк, после строительства обходного участка протяженностью 15,4 километра.

Очень важный для краевого центра объект - реконструкция трех основных подъездов к Краснодару. Сейчас интенсивность движения на участках въезда в город достигает 45 тысяч автомобилей в сутки.

После реконструкции подъезды будут иметь четырех-, шестиполосную проезжую часть с транспортными развязками и пешеходными переходами в двух уровнях и освещением на всем протяжении. Эти мероприятия приведут к снижению количества ДТП, повысят транспортную доступность краевого центра и во многом позволят решить проблемы Краснодарского транспортного узла.

На сохранение существующих дорог направлена Стратегия содержания и ремонта региональных автомобильных дорог, принятая администрацией Краснодарского края. Реализуются губернаторские программы «Сельские дороги», «Север» и «Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети муниципальных образований Краснодарского края», «Краснодару - столичный облик».

Предупредить ДТП

Большое влияние на безопасность дорожного движения оказало развитие системы дорожного метео-обеспечения. Значительно сократилось количество ДТП, связанных с низкими сцепными качествами покрытия.

На региональных дорогах расположено 28 АДМС, 41 камера видеонаблюдения. 46 рабочих станций метеорологического наблюдения установлены в подрядных организациях, дорожных филиалах и в Краснодарском гидрометцентре. Увеличение сети АДМС - одна из важнейших составляющих в решении проблем зимнего содержания дорог.

Продолжается реализация проекта по размещению на региональных дорогах информационных табло для оповещения участников дорожного движения о состоянии дорожного покрытия, чрезвычайных ситуациях на дороге, а также для отображения информации предупредительно-предписывающего характера. Табло уже размещены на въездах в краевой центр, а информация на них будет поступать как непосредственно с ближайшей АДМС, так и из управления автомобильных дорог Краснодарского края.

Применение прогрессивных технологий

На региональных автомобильных дорогах Краснодарского края были опробованы в рамках опытно-экспериментальных работ и успешно внедрены:

Трехмерная система автоматизированного управления дорожной фрезой;

Технология устройства покрытий из щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси;

Технология заделки трещин в асфальтобетонных покрытиях горячей битумной мастикой;

Технология монолитного мостостроения;

Применение металлических гофрированных труб;

Технология армирования дорожных одежд геосинтетическими материалами.

Привлекая инвестиции

Все инфраструктурные проблемы Краснодарского края невозможно решить за счет средств государственного бюджета. Но краю необходимы новые автомагистрали, соответствующие самым современным требованиям, оснащенные тоннелями и эстакадами, обустроенные по последнему слову техники. Решение проблемы появилось после принятия федерального закона «О концессионных соглашениях», регламентирующего принципы государственно-частного партнерства при создании платных автомобильных дорог. Еще больше увеличились шансы успешной реализации таких проектов в связи с созданием Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Дорожная отрасль Кубани имеет высокий инвестиционный потенциал. продвигает ряд проектов, связанных со строительством дорог, важнейший из которых -

строительство платной автомобильной дороги Краснодар-Абинск-Кабардинка. За счет Инвестиционного фонда РФ разрабатывается проектная документация, а непосредственно строительство платной автомагистрали планируется закончить к олимпийскому 2014 году.

Сегодня, 12 февраля, свой день рождения празднует давний друг нашего вуза - один из первых выпускников, а ныне председатель Ассоциации выпускников Алтайского филиала РАНХиГС Яков Николаевич Ишутин!

Руководство Алтайского филиала РАНХиГС и Ассоциация выпускников от души поздравляют Якова Николаевича!

Желаем крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, благополучия и отличного настроения. Процветания и мирного неба над головой!

Справка

Яков Николаевич Ишутин родился 12 февраля 1952 года в с. Усть-Мосиха Ребрихинского района Алтайского края.

После окончания Сибирского технологического института по специальности «лесное хозяйство» в 1974 году начал свой путь в лесной отрасли. Начиная с простого лесничего в Ребрихинском лесничестве Ребрихинского лесхоза, Яков Ишутин в разное время в Алтайском крае занимал должности главного лесничего Ракитовского лесхоза (1977-1982 гг.), директора Степно-Михайловского лесхоза (1982-1985 гг.), главного лесничего Алтайского управления лесами (1985-1997 гг.).

С 1997 года Яков Ишутин занимал должность руководителя Алтайского управления лесами. В 2000 году назначен заместителем председателя комитета природных ресурсов по Алтайскому краю, в 2001 году переведен на должность руководителя комитета.

5 сентября 2005 г. глава администрации Алтайского края Александр Карлин подписал распоряжение о назначении Якова Ишутина своим заместителем. С декабря 2007 г. по 2014 г. - заместитель губернатора Алтайского края.

Доктор сельскохозяйственных наук, заслуженный лесовод РФ.

Нашли опечатку?

Выделите её, нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку?

Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Что ни чиновник, то коррупционер. Один за другим российские регионы включаются в общефедеральную охоту на ведьм, с энтузиазмом развенчивая недавних королей. Похоже, команда «Фас!» докатилась, наконец, до провинциально-периферийного Алтайского края . Причем в эпицентре коррупционного скандала вполне могут оказаться чиновники высшего эшелона региональной власти.

В декабре прошлого года «новогодний подарок от Деда Мороза» получил глава Ростехнадзора по Сибирскому федеральному округу Леонид Баклицкий , оказавшись в СИЗО по подозрению в потрясающем своими масштабами мздоимстве. Теперь следственная группа окружной прокуратуры тщательно разматывает клубочки извилистых связей господина Баклицкого в надежде развязать не один коррупционный узел. Как сообщают информированные источники в прокуратуре СФО, некоторые из ниточек протянулись в Алтайский край. И не куда-нибудь, а в «голубой дом» (так местные жители прозорливо именуют крайадминистрацию), где некоторое время трудился «опальный стрелок» Баклицкий. Как видно, пример опытного взяточника оказался заразительным для коллег: в ближайшее время неприятности могут начаться и у вице-губернатора Яков Ишутин, при поддержке главы сибирского Ростехнадзора организовавший на базе краевого Управления лесами настоящий семейный подряд .

То, что предметом "хозяйственной" деятельности господина Ишутина стали алтайские леса, достаточно закономерно: в недавнем прошлом он возглавлял региональное Управление лесами. Однако после своей переквалификации в вице-губернаторы родную стихию в покое не оставил, пролоббировав на пост руководителя лесного ведомства директора одного из алтайских лесхозов и своего ближайшего соратника Михаила Ключникова.

Отметим, что внедренная товарищами схема зарабатывания денежных средств не отличалась особой изощренностью. Для начала в крае единовременно было создано 31 общество с ограниченной ответственностью, и в названии каждого из них содержалось слово «лес». Кроме того, учредителями новых ООО стали группы разных физических лиц – работников лесхозов или их родственников с одинаковой суммарной долей в уставном капитале - 49%. А учредителем с долей 51% во всех ООО стало одно и то же предприятие - ЗАО «Алтайлес». Учредителем самого «Алтайлеса» выступил еще один верный соратник «лесного» вице-губернатора - Михаил Чечушков. А дальше началось банальное «распиливание» предназначавшегося для аренды лесного фонда. Так, массированная огневая поддержка из «голубого дома» обеспечила легкую победу в «лесном» конкурсе арендатору - ООО «Содружество». На этом предприятии в составе учредителей в свое время отметились Альбина Ключникова, Иван Михайлович Ключников, Владимир Яковлевич Ишутин. Глупо предполагать, что все они – однофамильцы главных героев этой истории.

В результате всех манипуляций с конкурсами «Алтайлес» и его «дочки» получили в аренду около 1 миллиона гектаров лесов и сегодня фактически монополизировали лесохозяйственную деятельность в Алтайском крае. А ведь одной из основных целей принятия нового Лесного Кодекса декларировалось создание здоровой конкуренции между арендаторами. Поэтому никого не удивит тот факт, что действиями «лесной братвы», заинтересовалась прокуратура и другие компетентные органы.

Наталья Симагина

Яков Николаевич Ишутин родом из села Усть-Мосиха (Ребрихинский район Алтайского края). Дата рождения – 12 февраля 1952 года.

В 1974 году получил диплом Сибирского технологического института по специальности «Лесное хозяйство» и устроился работать лесничим в Ребрихинское лесничество Ребрихинского лесхоза.

С 1977 года по 1982 год был главным лесничим Ракитовского лесхоза, после возглавил Степно-Михайловский лесхоз, а в 1985 году стал главным лесничим Алтайского управления лесами.

В 1997 году он занял пост Руководителя Алтайского управления лесами.

В 2000 году Яков Ишутин получил должность зампреда Комитета природных ресурсов по Алтайскому краю, а годом позже он был переведен на должность Руководителя Комитета.

В 2002-2004 годах он возглавлял Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Алтайскому краю.

В 2004 году получил второе высшее образование, окончив Сибирскую академию госслужбы.

В сентябре 2004 года его назначили на должность Руководителя Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю.

В марте 2005 года он стал Руководителем Агентства лесного хозяйства по Алтайскому краю и Республике Алтай, а в сентябре того же года – замглавы Администрации Алтайского края.

В декабре 2007 года Яков Ишутин стал замом Губернатора Алтайского края.

На этом посту он курирует работу Управлений Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, по строительству и архитектуре, Управления лесами, а также Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Чиновник имеет ученую степень доктора сельскохозяйственных наук.

Заслуженный лесовод РФ.

Награжден орденом Почета, а также орденом «За заслуги перед Алтайским краем» II степени.

В его семье двое сыновей.

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

Cегодня, 10 апреля, губернатор Алтайского края Александр Карлин принял постановление о подготовке к пожароопасному периоду, утвердив план основных мероприятий на 2012 год. Как...

БАРНАУЛ, 5 июля, РИА «ФедералПресс». Губернатор Алтайского края Александр Карлин подписал закон, регулирующий организацию капремонта общего имущества в многоквартирных домах, в...

БАРНАУЛ, 22 августа, РИА ФедералПресс. Губернатор Алтайского края Александр Карлин дал поручение провести тщательное расследование всех обстоятельств пожара в Бийске, на...

Введение

Глава 1. Объекты и методика исследований 9

Глава 2. Природные условия и земельные ресурсы региона 16

2.1. Природно-климатические условия деградации почв 16

2.2, Земельные ресурсы региона 3 8

Глава 3. Деградация почвенного покрова 54

3.1. Антропогенная деградация почв 54

3.2. Процесс опустынивания степных земель 67

Глава 4. Почвоводоохранная роль лесной растительности в районах проявления дефляции почв 79

4.1. Дефляция почв в Кулундинской степи 79

4.2. Роль лесных насаждений в борьбе с дефляцией почв 87

Глава 5. Почвоводоохранная роль лесной растительности в районах проявления водной эрозии почв ИЗ

5.1. Агротехнические приемы борьбы с эрозией почв 115

5.2. Противоэрозионные лесные насаждения 120

Глава 6. Защитные лесные насаждения в степи 129

6.1. Историческая справка 130

6.2. Виды защитных лесных насаждений и способы их формирования 138

6.3. Состояние государственных защитных лесных полос 155

6.4. Современное состояние полезащитных лесных полос... 170

6.5. Сосновые лесополосы в сухой степи... 205

6.6. Роль колковых лесов 212

Глава 7. Региональные лесоаграрные системы земледелия 223

7.1. Агролесомелиоративные комплексы в районах проявления дефляции почв 223

7.2. Агролесомелиоративные комплексы в районах проявления водной эрозии почв 234

Глава 8. Почвоохранная роль ленточных боров 242

8.1. Естественная лесная растительность и ее состояние 242

8.2. Состояние и почво-водоохранная роль ленточных боров 248

8.3. Лесовосстановление на гарях в ленточных борах 262

8.4. Оптимизация почвозащитных функций ленточных боров 274

Глава 9. Мероприятия по стабилизации процесса опустынивания лесохозяйственными методами 284

Библиографический список 304

Введение к работе

Актуальность проблемы. В аридном поясе России, простирающемся от западных границ до Забайкалья, процессы опустынивания проявляются в сильной степени вследствии дефляции, эрозии, засоления. Площадь сельскохозяйственных земель, по утверждению К.Н.Кулик и С.Э.Тихонова (2003), подверженных деградации, в различных регионах колеблется от 40 до 80%, а остальная часть угодий опасна в этом отношении. В стране около 43% сельскохозяйственных угодий находится в зоне сухих степей, свыше 60% посевов зерновых культур страдает от засух и нередко от пыльных бурь (Петров, 1995).

Степная часть территории юга Западной Сибири отличается равнинностью, преобладание легких и средних по гранулометрическому составу почв, их распаханность способствует возникновению ветровой эрозии, которая нередко перерастала в черные бури и приносила сельскохозяйственному производству невосполнимые потери.

Выход из создавшегося положения в условиях многоукладного ведения сельского хозяйства может быть найден в переводе на адаптивную стратегию землепользования, в широком применении на богаре эколого-экоиомичных мелиорации, наиболее полно приспособленных к местным условиям. Основу этой стратегии составляют лесоаграрные ландшафты, которые следует рассматривать как неотъемлемое звено системы земледелия, обладающих высокой экологической чистотой, а также характеризующиеся сравнительно малыми затратами срежет на их создание и долговременной отдачей.

Проведенными в Алтайском крае исследованиями

(Андрианов,1961,1962,1973; БивалькевичД997; Бурлакова, 1989,1997; Вандакурова,1950; Грибанов J 954; Долгилевич, Симоненко,1979, 1984; Кукис,1968, 1971; Маттис. Павловский, 1984 и др.) созданы предпосылки для более интенсивного использования земельных ресурсов под защитой лесных насаждений, что имеет не только теоретическое, но и прикладное значение.

Успешность решения этих вопросов предопределяется уровнем их научной обоснованности, базирующейся на количественной и качественной оценке агрономических и лесохозяйственных ресурсов при их совместном проявлении. В этой связи чрезвычайно актуальным для степных районов юга Западной Сибири является решение проблемы надежного, постоянного достижения реальных результатов лесохозяйственными приемами в стабилизации процесса деградации почвенного покрова.

Цель исследований - оценить существующее положение Б землепользоваииии в степной части региона и роль защитных лесных насаждений в стабилизации процесса деградации почвенного покрова.

Задачи исследований:

Разработать систему мероприятий, в которых ленточные борв
рассматриваются как основа системы лесоэкологического каркаса для
Кулундинской степи;

Разработать программу по восстановлению лесных экосистем на гарях в
ленточных борах и созданию системы защитных ленсых насаждений в аридной
зоне юга Западной Сибири;

Выявить степень деградированности пашни, пастбищ и сенокосов, а
также причин, вызывающих гибель защитных лесных насаждений;

Уточнить значимость колковых лесов в степи и лесостепи с установлением критериев минимальной лесистости по отдельным агролесомелиоративным районам. Научная новизна.

Впервые по результатам многолетних исследований с применением
различных методов дана оценка деградированности сельскохозяйственных
угодий и защитных лесных насаждений по комплексу признаков,
характеризующих их биологическую устойчивость в контрастных
экологических условиях Алтайского края;

Определены теоретические положения концептуального подхода к
изучению средозащитных функций лесными полоспми в степных условиях с
учетом ассортимента древесно-кустарниковых и особенно хвойных пород;

Для степной и лесостепной зон Алтайского края определены основные
принципы создания и размещения защитных лесных насаждений для
различных типов почв. Установлено, что система землепользования должна
строиться на сочетании агрономических и лесомелиоративных приемов,
направленных на стабилизацию урожаев сельскохозяйственных культур.

Защищшаемые положения.

Роль защитных лесных насаждений в агролесоландшафтах исследуемого
региона определяется уровнем, выполняемых ими защитных функций, которые
связаны с лесистостью территории, таксационными и лесоводственными
особенностями насаждений. В аридной зоне юга Западной Сибири в условиях
усиливающихся проявлений процессов деградация почвенного покрова
создание системы защитных лесных насаждений является одним из основных
факторов интенсификации сельскохозяйственного производства.

Регионализация типов защитных лесных насаждений, их породной структуры - основа оптимального сочетания пашни, луга, леса.

Создание единого экологического каркаса в степной и лесостепной зонах Алтайского края, слагаемого из лесов естественного и искусственного происхождения необходимо в целях стабилизации процесса деградации почв сельскохозяйственного назначения.

Поддержание высокого средозащитного уровня ленточными борами
предусматривает быстрое лесовосстановление на крупноплощадных гарях с
предотвращением процессов как деградации почв, так и заболачивания
территории.

Обоснованность и достоверность результатов подтверждается многолетними исследованиями в различных районах степи и лесостепи, большим количеством экспериментального и аналитического материалов, его обработкой с применением математико-статистических методов.

Практическая значимость.

Установленные схемы построения агролесоландшафтов в целях сохранения и повышения плодородия почв, апробированы широкой производственной практикой, они является неотъемлемой составной частью зональной системы природолользования. Результаты исследований используются лесоустроительными организациями, осуществляющих разработку проектов различного назначения в лесном фонде. На их основе разработана и целенаправленно выполняется Программа ликвидации последствий крупных лесных пожаров в Алтайском крае на 1998-2008 г.г.

Результаты изучения защитных лесных насаждений в различных агролесомелиоративных районах позволили дифференцировать их по адаптивным свойствам с выделением наиболее продуктивных и биологически устойчивых древесных пород и рекомендовать их к введению в лесополосы различного назначения, что стало составной частью ракомендаций по созданию лесополос в Кулундинсксй степи.

Апробация. Результаты исследований докладывались на научно-практических конференциях: «Сосновые леса России в системе многоцелевого лесопользования» (Воронеж, 1993), «Пожары в лесу и на объектах лесохимического комплекса» (Томск-Красноярск, 1999), «Проблемы лесоводства и лесовосстановления на Алтае» (Барнаул, 2001), «Антропогенное воздействие на лесные экосистемы» (Барнаул, 2002), «Кулундинская степь: прошлое, настоящее, будущее» (Барнаул, 2003), «Восстановление нарушенных ландшафтов» (Барнаул, 2004), «Структурно-функциональная организация и динамика лесов» (Красноярск, 2004), а также на совещаниях и семинарах различного уровня.

экспериментального материала, апробации и внедрению законченных научно-исследовательских работ.

Публикации. Основное содержание диссертации излождено 40 работах, в том числе в 12 коллективных монографиях общим объемом 178 п.л. в том числе доля автора 62,2 п.л.

Объем работы. Диссертация состоит из введения, 9 глав, выводов и рекомендаций производству. Общий объем рукописи составляет 332 стр. машинописи и включает 74 таблицы, 30 рисунков и 342 библиографических источников.

Объекты и методика исследований

Как известно, под методологией обычно понимают учение о методе научного познания и практического преобразования действительности (Бардин, 1975). Методология и метод исследования объективны, они определяются содержанием и структурой познаваемого объекта. Одновременно они содержат и субъективный момент, поскольку представляют собой целенаправленное орудие, которое сознательно используется исследователем (Словарь..., 1981).

Предметом исследования настоящей работы является биологическая и агрохозяйственная производственная система природопользования, в районах, подверженных ветровой и водной эрозии почв, изучение которой требует применения общенаучных методов, таких, как экономико-математический, статистический, эмпирический.

Принцип взаимосвязи экономических, природных и других явлений требует рассмотрения любого из них в конкретной обстановке, учета зависимости друг от друга отдельных его сторон. Однако когда говорится о всесторонности рассмотрения изучаемых явлений, это не значит, что надо рассматривать буквально все стороны, все их особенности, все признаки. Такая задача практически не выполнима, потому что каждое явление имеет бесчисленное множество свойств, особенностей, признаков. .

В качестве объекта исследования взяты защитные леечные системы на сельскохозяйственных угодях Алтайского края, которые характеризуются значительным разнообразием, сложностью как природно-климатических, так и хозяйственно-экономических условий (Варфоломеев, Баркин,1974; Векшегонов, 1970, 1984; Вильяме, 1951; Вялкова, Трофимов, 1979; Гладышевский,1945; Кравченко, Скрипка, 1974; Кретинин, Леонов, 1978; Левина, 1950, Государственная..., 1985; Дьяренко, 1964; Шаповалов, Павловский, 1967).

Природно-климатические условия деградации почв

Территория Кулундинской степи представляет собой типичную предгорную пролювиальную-аллювиальную равнину, оформившуюся под воздействием блуждания крупных водных потоков по плоской равнинной поверхности (Герасимов, 1935), а также дочетвертичных и четвертичных тектонических процессов (Ковалев и др., 1967). Она сложена мощной толщей рыхлых четвертичный и неогеновых континентальных отложений, подстилаемых более древними морскими породами. Здесь ярко выражены ступенчатость и террасовидность поверхности, обусловленные тектоникой и деятельностью рек и озер. В ее пределах обособляются такие крупные геоморфологические районы как Кулуидинская низменость (Бейром и др., 1958, Герасимов, 1935, Мартынов, 1957, Черноусов и др., 1988).

Крупные озера приурочены к плоской поверхности степи, занимающей центральную, наиболее пониженную часть Кулунды, поверхность которой сложена четвертичными песками, супесями и суглинками, которые и являются почвообразующими породами.

В однообразном рельефе Кулундьт хорошо заметны долины рек. Долины сформировались в ложбинах древнего стока, они неглубоки, их берега почти незаметны, сливаются с прилегающей местностью; широкие надпойменные террасы простираются на десятки километров.

В Кулундинской степи встречаются западины - обширные степные блюдца, чередующиеся с пресными и солеными озерами. Пониженные участки сменяются невысокими гривами, протянувшимися в направлении ложбин древнего стока, они являются водоразделами рек Кулундинской степи. Гривистый рельеф Кулунды сформировался из осадков, накопленных при подпружинивании ледниковых вод. Реки, питавшиеся ледниковыми водами в межледниковые эпохи четвертичного периода, разрушили морены и переработали их (Ковалев и др., 1967).

Антропогенная деградация почв

Алтай - относительно молодая земледельческая провинция на востоке страны. Ее освоение началось в первой половине XYIII века и было связано с развитием горнорудной промышленности.

Основную массу сельского населения в этот период составляли приписные к заводам крестьяне, которые выполняли определенные повинности для заводов и в то же время занимались крестьянским хозяйством. После реформы 1861 г., освобожденные от заводской повинности, они в гораздо большей мере начали заниматься сельским хозяйством.

Законодательство 1865 г. положило начало переселенческому движению крестьян из земледельческих хозяйств европейской части России. Особенно возрос поток переселенцев в край в конце 19 века, когда была сдана в эксплуатацию Транссибирская железнодорожная магистраль. Численность сельского населения в крае увеличилась в три раза, достигнув к 1917 г. 1 млн. 998 тыс. человек. Пропорционально росту численности населения увеличивались и площади освоенных земель. В 1917 г. под посевами в крае было занято 2 млн. 506 тыс. га, в 1928 - 3 млн. 77 тыс. га. За годы коллективизации посевные площади возросли до 3 млн. 697 тыс. га, однако за годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. сократились до 2 млн. 769 тыс. га. В послевоенные годы площади восстановлены и приумножены, составив в 1953 году 4 млн. 559,4 тыс. га. За годы освоения целинных и залежных земель (1954- 1956 гг.) распахано еще 2,9 млн. га, однако после пыльных бурь и засух 1963-1965 гг. выведено из оборота более 1 млн. га сильноэродированных земель после чего площадь пашни в крае стабилизировалась на уровне 7,2-7,3 млн. га. Сейчас пахотные земли занимают 6 млн. 922,1 тыс. га, или 41,2% от общей площади территории края (таблица 11).

Дефляция почв в Кулундинской степи

Вред, причиняемый ветровой эрозией народному хозяйству, чрезвычайно велик. Сильными ветрами, достигающими иногда ураганной силы, выдувается и сносится верхний плодородный слой почвы вместе с появившимися всходами или высеянными семенами. При частичном выдувании обнажаются корни растений, вследствие чего замедляется их развитие, а иногда и гибель. Переносимые ветром частицы почвы засекают и повреждают всходы культурных растений.

В 1963-1965 гг. в Кулундинской степи было подвержено ветровой эрозии около 600 тыс. га пашни, из них на 189 тыс. га почвенный покров разрушен полностью (Гаврилов, 1984).

Общими факторами возникновения и развития ветровой эрозии являются: - климатические условия - в первую очередь засушливость климата и наличие сильных ветров; -наличие дефляционно-податливых почв; (таблица 19) - отсутствие лесов, малолесье или обезлесенность территории; -неправильное хозяйственное использование земли, отсутствие или недостаточность противоэрозионных мероприятий на дефляционно-податливых почвах. Условия возникновения ветровой эрозии можно разделить на две группы - природные и антропогенные.

Возникновение весенних пыльных бурь наиболее вероятно после сухой осени, малоснежной зимы и энергично протекающей весны с малым количеством осадков. Такое состояние погодных условий предшествующего и текущего периодов служит прогнозом возможности ветровой эрозии.

Развевание почвы обычно начинается при скорости ветра выше 10 м/с. Пыльные бури вызываются ветрами различных румбов, но наиболее опасными являются ветры западного и юго-западного направлений.

Агротехнические приемы борьбы с эрозией почв

В лесостепной, степной, сухостепной зонах наряду с вопросами борьбы с л засухами и суховеями не менее актуальна проблема оптимизации водных экосистем бассейнов малых рек и прекращения роста оврагов. В настоящее время наблюдается прогрессирующаяся деградация почв и растительности различных водосборов в результате нез apery лированных воздействий поверхностного стока талых вод. В конечном итоге наблюдается рост оврагов, сокращение площадей пашни, заиление и загрязнение малых рек и водоемов. Основой защиты малых рек от загрязнения, заиления, прекращения роста оврагов и укрепления их берегов будет являться создание системы лесных насаждений с их равномерным размещением на всем водосборе. Для прекращения поверхностного стока или минимального его снижения на водосборах малых рек удельный вес защитных лесных насаждений необходимо довести до 15%, на овражно-балочных системах до 40%, на коренных и Ш русловых берегах до 70% (Мусохранов, 1979, 1983; Защитное..., 1968, 1986; Воронцов, Харитонова, 1979). Водная эрозия в разной степени проявляется в крае. Вода растворяет и выносит из почвы питательные вещества, наиболее плодородные почвенные частички. Эрозия при смыве уменьшает мощность гумусового горизонта, ухудшает физические свойства почвы - понижается водопроницаемость и; увеличивается испарение, усиливается почвенная засуха.