Дворянские дома франции. Корпус принца конде на службе россии - фонд развития и возрождения исторических традиций "имперское наследие" Принц конде и круг его бретеров

Поиски наслаждения доставляют часто множество хлопот…

(Жан Шуке)

27 августа 1830 года в ранние утренние часы замок Сен-Ле, в котором проживал Его Высочество герцог Бурбонский, последний принц Конде, был погружен в безмолвие.

Хозяин дома еще не оповестил челядь о своем августейшем пробуждении. Баронесса де Фешер, его любовница, спала, и жандармский унтер-офицер, достоинствами которого эта дама втайне наслаждалась, вернулся из замка в деревню после ночи, которую, как хотелось надеяться мелкой обслуге, бывшей в курсе всех замковых интриг, он провел с удовольствием.

Около восьми часов лакей Леконт постучал в дверь своего хозяина. Лишенный всяких претензий, он хотел лишь войти в комнату.

Однако в действительности он вошел прямо в Историю…

Не услышав на свой стук никакого ответа, Леконт подумал, что г-жа де Фешер очень утомила Его Высочество, которому было шестьдесят три, и тихо удалился.

В девять часов он снова подошел к двери и постучал. Результат, увы, был тот же. Разбираемый любопытством, он хотел осторожно повернуть дверную ручку. Напрасно. Дверь была заперта на задвижку.

На сей раз Леконт встревожился. Никогда до этого герцог Бурбонский не запирался в своей комнате. Лакей повернулся к доктору Бони, который каждый день в это время приходил, чтобы оказать необходимую помощь старику.

Что вы об этом думаете?

Врач не скрывал своего беспокойства.

Я опасаюсь худшего, - сказал он. - Надо пойти предупредить г-жу де Фешер.

Почти бегом оба спустились на первый этаж, где находились апартаменты баронессы. Баронесса еще не вставала. Через дверь они поделились с ней своей тревогой.

Я сейчас поднимусь, - крикнула она им. - Когда он услышит мой голос, он ответит!

Она вышла полуодетая, в шлепанцах на босу ногу и поднялась по лестнице, приговаривая при этом:

Если принц не ответит, надо высадить дверь. Может быть, у него сердечный приступ… Небольшое кровопускание ему поможет!

У двери любовника она крикнула:

Монсеньер!.. Откройте, монсеньер!.. Откройте же!.. Это я, монсеньер!..

Но так как ответа не было, она сказала Леконту:

Скорее, скорее! Надо выломать дверь. Идите за Маноби и скажите ему, чтобы принес какой-нибудь инструмент…

Вскоре офицер домашней охраны с помощью железной кувалды вышиб створки двери.

Баронесса и трое мужчин вошли в комнату. При свете догоравшей около кровати свечи они заметили герцога, прислонившегося к внутренним ставням, совершенно неподвижного и в позе человека, который к чему-то прислушивается. Доктор Бони устремился к нему и вскрикнул: герцог Бурбонский, отец герцога Энгиенского, последний из Конде, был подвешен к оконному шпингалету при помощи двух платков…

Преступление или самоубийство?

На первый взгляд все заставляло думать о самоубийстве: запертая изнутри дверь в комнату, ничем не нарушенный порядок в комнате, отсутствие на теле каких бы то ни было следов жестокости.

И, тем не менее, с точки зрения доктора Бонн, версия самоубийства неприемлема по многим причинам. Как гласит поговорка, «чтобы повеситься, надо набросить себе на шею петлю». А между тем именно этого герцог сделать никак не мог. Сломанная ключица не позволила бы ему поднять левую руку; к тому же после битвы при Беристене в 1795 году, где он потерял три пальца, ему нелегко было пользоваться правой рукой. Таким образом, трудно представить, как он мог сам сделать из платков достаточно замысловатый узел?

И, наконец, герцог Бурбонский считал самоубийство не только грехом, но и преступлением. За две недели до своей смерти он сказал своему дантисту, г-ну Остену:

Только трус может наложить на себя руки!

Но тогда кто?

Пока доктор Бони размышлял, г-жа де Фешер в отчаянии опустилась в кресло. С ее обостренным чувством приличий она довольно красиво заламывала руки и издавала горестные возгласы. Неожиданно, после одного, чуть более пронзительного, чем все предыдущие, вопля она сказала:

О, какое счастье, что принц умер именно так. Умри он в собственной постели, все тут же стали бы говорить, что я его отравила!..

Эта фраза буквально поразила доктора. Но он ничего не сказал и продолжал осматривать тело Его Высочества, которое продолжало висеть. Одна странная деталь бросилась в глаза: ноги покойного были лишь частично оторваны от пола; носки касались ковра…

Любопытный повешенный!

К 11 часам утра королю сообщили о том, что обнаружили доктор Бонн и Леконт. Крайне взволнованный, он направил в Сен-Ле барона Паскье, председателя палаты пэров.

После полудня барон провел собственное расследование и отправил Луи-Филиппу конфиденциальную записку, в которой, в частности, говорилось:

«Обстоятельства смерти столь необычны, что требуют более глубокого изучения, и, по моему мнению, было бы полезно, чтобы король срочно прислал двух врачей, таких, как доктора Марк и Маржолен, у которых есть навыки проверок, необходимых при таком фатальном событии».

Что касается полковника де Рюминьи, начальника особой королевской полиции, последовавшего за бароном Паскье, то он, в свою очередь, писал Луи-Филиппу:

«Пока ни на кого конкретно подозрения не падают; но Бог его знает, какую информацию

мы еще получим; я должен сказать, что эта смерть не оставляет впечатления самоубийства. Важно то, что никого пока невозможно обвинить и что завещание не дает оснований для подозрений».

Несмотря ни на что - и вопреки возражениям доктора Бони, который не уставал напоминать о физических недостатках покойного, - 7 сентября совещательная палата суда в Понтуазе издала ордонанс следующего содержания:

«Поскольку, как со всей очевидностью следует из полученной информации, смерть принца Конде была добровольной и явилась результатом самоубийства, преследование преступления не нуждается в дополнительных сведениях, никому не предъявлено обвинение, производство по делу закрывается, и суд объявляет, что нет необходимости его продолжать…»

Выводы правосудия поразили простых людей, которые тут же начали перешептываться, что «кого-то явно хотят прикрыть»… Никто не был назван, но нетрудно было догадаться, что все думали о г-же де Фешер.

Неожиданно 15 сентября появилась анонимная брошюра под довольно агрессивным названием: «Призыв к общественному мнению по поводу смерти Луи-Анри-Жозефа де Бурбона, принца Конде». В ней баронесса вполне определенно обвинялась в убийстве своего любовника; более того, некоторые фразы позволяли думать, что покровительствовал ей сам король…

Эта брошюра вызвала волну эмоций, и народ сгорал от любопытства узнать, кто такая г-жа де Фешер…

Вскоре выяснилось, что она весьма своеобразная особа…

Эта элегантная женщина, на тридцать два года моложе своего любовника, была англичанкой с богатым прошлым, в котором она вела далеко не монастырскую жизнь.

Дочь рыбака с острова Уайт, она тогда звалась Софи Доуз. В пятнадцать лет она приехала в Лондон с мечтой стать комедианткой. После нескольких неудачных попыток на сцене Ковент-Гардена она решила отдаться житейским соблазнам и насладиться ухаживаньем мужчин.

Герцог Бурбонский встретил ее впервые в Лондоне в 1811 году, как раз тогда, когда она, как говорят, «особенно нещадно эксплуатировала прелести, которыми Провидению угодно было ее наградить»…

Надо сказать, что Его Высочество посещал исключительно аристократические лондонские салоны. «Каждый вечер, - пишет доктор Лебопен, - после обеда в скромном „Shop House“ он отправлялся в театр, который покидал по окончании спектакля в компании одной или двух низкопробных девиц. Он вел их ужинать в какое-нибудь прокуренное заведение, совмещая, таким образом, свою склонность к примитивному распутству с врожденной скупостью».

Его Высочество познакомился с Софи Доуз в доме свиданий на Пикадилли. Соблазненный «ее бесстыдно глядящими голубыми глазами, пылкостью, смелостью и пристрастием к деталям», Луи де Бурбон поселил ее в своем лондонском особняке.

Очень скоро молодая женщина превратилась в «организатора удовольствий принца Конде». При активном содействии некоторых из ее прежних подруг по сералю она поставила целую серию дивертисментов, отличавшихся крайним эротизмом и имевших каждый свое название. Например, в дивертисменте «Любящий пес» совершенно голый принц Конде перед шестью обнаженными женщинами должен был «изобразить все проявления радости пса, который нашел свою хозяйку». В дивертисменте «Гасильщицы свечей» Софи и ее подруги делали вид, что гасят пламя свечи принца, используя один из самых галантных способов. В дивертисменте «Милосердие, пожалуйста!» принц должен был бросить монетку в «копилку для пожертвований», открытую и поднесенную ему каждой из юных приглашенных. Наконец, назовем дивертисмент «Пчелки, собирающие мед», где принц, лежа голым в постели, очень мило исполнял роль розового бутона, а шесть восхитительных гетер, обладающих богатейшим опытом и наделенных ярким темпераментом, изображали пчелок, собирающих мед. В ритме менуэта, звучавшего из музыкальной шкатулки, они постепенно сбрасывали с себя одежду, танцуя вокруг ложа, где их ждал принц Конде. С последним звуком менуэта они устремлялись на свою добычу и «заставляли ее испытать тысячу всевозможных наслаждений».

Софи, знавшая не только самые злачные места Лондона, но и некоторые специализированные книжные магазины, снабдила Его Высочество целой коллекцией книг и гравюр редкостной непристойности. После этого вечера стали еще более веселыми…

Принц Конде всегда имел несколько таких шедевров у себя в Сен-Ле, как об этом свидетельствует канцлер Паскье, который во время обыска обнаружил «два или три маленьких тома, названия которых лучше не произносить». Кретино-Жоли в своей «Истории трех последних принцев из дома Конде» менее сдержан: «Сколько постыдных книг, непристойных гравюр, отвратительных картин было найдено в личных покоях умершего принца! - пишет он… - Эти непристойные книги, эти непотребные гравюры сберегались не только для тайных радостей принца. Г-жа де Фешер, разумеется, тоже получала свою часть на этом печальном празднике для пресыщенных глаз и сердец».


В годы Реставрации, рассчитывая с легкостью прекратить свои отношения с Софи, принц Конде тайком покинул Лондон и вернулся во Францию. Через две недели после его отъезда молодая женщина появилась в Париже.

Принц, чрезвычайно расстроенный, вынужден был принять ее. После нескольких нежных слов он перешел «на лицемерный язык в стиле предместья Сен-Жермен».

Мне бы хотелось удержать вас при себе. Но ваше присутствие здесь может вызвать скандал… Англичанка улыбнулась:

А если вы выдадите меня за свою внебрачную дочь?

Принц Конде со времени своего отъезда из Лондона испытывал ностальгию по восхитительному телу Софи.

При мысли о том, что безумные ночи могут возобновиться, он стал пунцовым:

Какая прекрасная идея! Но чтобы ни у кого не было повода для сплетен, вы должны выйти замуж.

Его Высочество сразу стал подыскивать подходящего Софи мужа и нашел Адриана де Фешера, командира батальона в королевской гвардии, которого услужливый Людовик XVIII поспешил сделать бароном.

Бракосочетание состоялось 6 августа 1818 года в Лондоне, после чего новобрачные поселились в Пале-Бурбон, владении принца Конде.

Спустя несколько недель принц проявил к супругам деликатное внимание: он назначил Фешера служить при своей особе.

Вот теперь он сможет жить поблизости от своей жены, - восклицали знающие люди, подмигивая, друг другу.

Как-то вечером одна добрая душа поведала Фешеру о том, как ему не повезло. Придя в неистовство оттого, что его так провели, несчастный решил пожаловаться принцу. Его Высочество пожал плечами:

Не верьте ничему, мой дорогой Фешер. Это обыкновенное злословие… Такова плата за то, чем вы владеете. Вам завидуют, потому что вы мой друг!

Будучи скептиком, Фешер предпочел покинуть свою супругу. Баронесса сразу стала жить с принцем, который в свои шестьдесят пять лет все еще не растратил жара души. Любовные поединки, и прежде приводившие в восторг прислугу, теперь стали повседневным явлением. Признательный Людовик Бурбонский в 1824 году составил завещание, по которому Софи получала богатейшие владения Сен-Ле и Буасси…

И с этого момента, уверяют злые языки, г-жа де Фешер жила «в гнусном ожидании смерти Его Высочества». Но так как смерть заставляла себя ждать, то в ночь с 26 на 27 августа г-жа Фешер решила ускорить события, привязав принца к шпингалету окна в его собственной комнате.

Получалось, таким образом, что преступление было следствием простого нетерпения.

Такова была первая версия.

Вскоре, однако, выяснилось, что дело было далеко не таким простым и что Луи-Филипп оказался замешан в грязном преступлении. Каким же образом бывшая лондонская уличная девка могла войти в контакт с королемфранцузов и сделать из него своего сообщника? Именно об этом поведает оторопевшей публике специальная брошюра, опубликованная в 1848 году…

А в 1827 году баронесса де Фешер очень боялась, как бы завещание, сделанное в ее пользу, не оказалось однажды опротестовано законными наследниками принца Конде, и потому искала влиятельного сообщника. Выбор ее остановился на герцоге Орлеанском, чья любовь к деньгам была ей хорошо известна.

План ее был прост и в то же время свидетельствовал о редкостном чувстве политической интриги: она решила уговорить принца Конде, одного из самых богатых людей Франции, завещать все свое имущество герцогу Омальскому, сыну герцога Орлеанского, с тем чтобы последний в знак благодарности согласился признать законным все то, что было завещано ей.

Ее доля наследства становилась, таким образом, чем-то вроде комиссионных за ту великолепную сделку, которую она позволила осуществить герцогам Орлеанским.

О своих планах она рассказала Талейрану. Экс-министр иностранных дел был, разумеется, в восторге от макиавеллического плана баронессы. Он пообещал ей свое содействие.

Заходите ко мне в пятницу, - пригласил он. - Вы встретитесь с герцогом Орлеанским. Могу вас заверить, вы очень скоро станете одной из его подруг.

Талейран не ошибся. Вне себя от радости при мысли, что громадное состояние принца Конде может попасть в руки его сына, будущий король Луи-Филипп повел себя чрезвычайно галантно по отношению к г-же.де Фешер и пригласил ее в Пале-Рояль.

Бывшая лондонская проститутка тут же вошла в круг ближайших друзей герцогов Орлеанских.

Ее обласкали, угощали конфетами, делали комплименты ее туалетам, а Мария-Амелия писала ей письма, о тоне которых можно судить по следующему отрывку:

«Я очень тронута, моя дорогая, всем, что вы рассказали о ваших хлопотах для нас… Поверьте, я никогда этого не забуду. Всегда и во всех обстоятельствах вы найдете в нас и для себя, и для ваших близких поддержку, за которой вы ко мне обратились, и порукой тому будет служить благодарность матери».

Когда баронесса бывала чем-нибудь расстроена, всех в Пале-Рояле охватывало ужасное беспокойство, а будущий король французов с растрепавшейся прической и обвисшими бакенбардами торопился в Пале-Бурбон. Однажды при подобных же обстоятельствах с ним произошла удивительная история. Вот что об этом рассказывает граф Вильмюр:

«В момент прибытия герцога Орлеанского г-жа де Фешер принимала ванну, причем принимала ее в сидячей купальне, одном из хитроумных механических устройств знаменитого Лесажа. Баронесса быстро вышла из воды, но, торопясь забраться в постель, забыла откинуть доску, скрывавшую купальню и служившую сиденьем в ванне. Такого рода мебель, бывшая в те времена в большой моде, стояла рядом с кроватью баронессы. Луи-Филипп, довольный тем, что Софи Доуз согласилась его принять, устремился к креслу, которое, казалось, специально дожидалось его, и в тот же миг, к своему большому удивлению, провалился в купальню.

И как он ни старался, как ни барахтался, ему не удавалось выбраться из этой водяной ловушки!

Зрелище было столь нелепым, что г-жа де Фешер, позабыв о всяком почтении к Его Королевскому Высочеству, разразилась неудержимым смехом. Но в конце концов, она прониклась сочувствием к горестному положению своего гостя и предложила вызвать кого-нибудь из его людей, чтобы помочь ему вылезти. Она пыталась втолковать герцогу, что без помощи он не выберется из купальни, учитывая несколько тяжеловатую нижнюю часть его тела.

Луи-Филипп умолял ее никого не звать, опасаясь, что приглашенный на помощь выездной лакей разболтает о случившейся с ним неприятности всем слугам в Пале-Бурбон, а те, в свою очередь, разнесут это по всему городу, и уж тогда все кому не лень начнут потешаться над ним.

Поэтому он возобновил свои попытки и опять неудачно, потом еще и еще, но обрести свободу не удавалось;

бесконечные барахтанья нарушили симметрию его прически, и это еще больше развеселило баронессу. Наконец она предложила позвонить и вызвать свою камеристку - девушку, по ее словам, на удивление скромную и неболтливую.

Луи-Филипп согласился. М-ль Роза тут же явилась и очень ловко помогла снять осаду, которая без ее помощи могла бы продолжаться неизвестно сколько времени и закончиться для Его Высочества столь же бесславно, как осада испанского города Лерида, предпринятая в 1707 году его предком, регентом Луи-Филиппом Орлеанским.

Пока обитатели Пале-Рояля пребывали в состоянии транса, г-жа де Фешер пыталась уговорить своего любовника оставить завещание в пользу герцога Омальского. Но принц Конде, ненавидевший потомков Филиппа Эгалите, упрямо отказывался это сделать. Тогда баронесса сменила тактику. Если до сих пор она была нежна, предупредительна, вкрадчива, то теперь стала позволять себе грубый тон, угрозы и тем самым превратила жизнь несчастного старика в настоящий кошмар. Когда у него появлялось желание зайти к ней в комнату, выразить свои чувства или просто поцеловать, в ответ слышалось:

Сначала подпишите!

Иногда она даже била его. В иные вечера лакей Лебон слышал, стоя за дверью, как хозяин плакал у себя в комнате, повторяя сквозь слезы:

Неблагодарная стерва!

Однажды барон де Сюрваль навестил его без предварительной договоренности. Лицо принца было опухшим и в крови.

Вот, взгляните, что она со мной сделала! - воскликнул он.

Барон посоветовал ему решительно отказаться подписывать завещание. Принц опустил голову:

Она грозит, что уйдет от меня!

Ну и прекрасно! Пусть уходит!

При этих словах у последнего Конде появились слезы на глазах:

Я не могу этого сделать, - прошептал он. - Вы не знаете, как велика сила многолетней привычки и душевной привязанности, которой я не в силах противиться…

Скандальные сцены между баронессой и ее любовником длились неделями. Наконец принц Конде уступил. Герцог Омальский был признан единственным наследником всего имущества, за исключением двенадцати миллионов, отказанных по завещанию Софи.

В этот день в Пале-Рояле был настоящий праздник.


Прошло несколько месяцев, и герцог Орлеанский взошел на престол. Принц Конде тут же втайне подготовился к отъезду в Швейцарию, чтобы присоединиться к Карлу X, жившему в изгнании. Он уже запросил заграничный паспорт и получил у своего управляющего миллион франков в банкнотах.

Софи прослышала о его приготовлениях и в ужасе помчалась в Тюильри. Узнав, что принц намерен покинуть Францию, Луи-Филипп побледнел:

Я знаю, - сказал он, - что принц получил письмо от Карла X, в котором тот умолял его изменить завещание в пользу маленького герцога Бордосского. Если принц уедет, он ускользнет из-под вашего влияния, и мой сын лишится наследства. Надо любой ценой помешать ему уехать!

27 августа принца Конде нашли повешенным на оконном шпингалете. Через несколько дней после этого мэтр де ла Юпуа, судебный следователь, признавший смерть принца насильственной, был официально отправлен на пенсию…

В народе шептались, что принц Конде был убит г-жой де Фешер по просьбе короля Луи-Филиппа.

Такова была вторая версия.

А вскоре появилось и третье, весьма забавное кстати, объяснение загадочной смерти последнего из Конде…


Однажды по Парижу пронесся слух, что кое-кто из слуг в Сен-Ле сделал сенсационные признания по поводу драмы 27 августа.

Вслед за этим дамы из Сен-Жерменского предместья стали вполголоса, краснея, рассказывать такое, от чего слушавшие их приятельницы буквально кудахтали от удовольствия, так, что, по словам барона де Тьеля, «можно было подумать, будто их кто-то щекочет в самом приятном месте…».

Что же такое могли рассказать слуги принца Конде?

Надо признать, сообщенные ими подробности поражали. Если верить этим людям, принц умер, оказавшись жертвой собственной похоти. Вот их рассказ:

«Последние месяцы нашему хозяину не удавалось продемонстрировать жар своего сердца г-же де Фешер, которая без конца прибегала к всевозможным уловкам, хорошо известным не особенно порядочным девицам.

К сожалению, возбуждающий эффект ее ласк со временем притупился, и баронессе пришлось искать иные способы возбуждения Его Высочества.

Г-жа де Фешер вспомнила, что в ее стране, где повешение является официальным видом казни, ходило много не особенно серьезных рассказов о последних моментах жизни осужденных. Некоторые клиенты публичных домов, в которых она работала, рассказывали ей, что удушение вызывает особые физиологические реакции, позволяющие повешенным проявить необычную мужскую силу и познать сладостное «утешение», перед тем как отдать Богу душу…

И она решила использовать это средство, чтобы пробудить угасшие чувства своего любовника.

Каждую ночь она приходила к нему в комнату, очень даже мило подвешивала его, но всего на несколько мгновений. Как только результаты этой маленькой пытки давали о себе знать, она быстро вытаскивала принца из петли и с присущей ей энергией оделяла его необходимой порцией удовольствий…»

Но, увы, в ночь на 27 августа г-жа де Фешер вынула принца из петли на несколько секунд позже…

Придя в ужас от случившегося, она вернулась к себе в комнату, в которой находился ее молодой любовник, жандармский офицер, и вдвоем они устроили мизансцену, позволявшую предположить самоубийство.

После этого она потребовала от Луи-Филиппа распорядиться таким образом, «чтобы правосудие не особенно вникало». Монарх, стольким обязанный баронессе, подчинился ее требованию…

Эти разоблачения, поразившие простых людей, подтвердились спустя восемнадцать лет, после февральских дней 1848 года, когда была опубликована небольшая брошюра под названием «Революционные профили». Автор брошюры, Виктор Бутон, писал в ней:

«Герцог Бурбонский был повешен: его стариковские склонности облегчили это преступление; г-же де Фешер немногое потребовалось для его осуществления. Герцог питал слабость к удовольствиям, весьма странным, с точки зрения морали просто извращенным, а на взгляд шестидесятилетнего человека вполне естественным. Искусство, с которым баронесса удовлетворяла его похоть, и было причиной их старой, длительной связи. Мне бы хотелось объяснить это с помощью метафоры, но не поворачивается язык. Однако я должен все же прояснить ситуацию. Я уже говорил, что герцог имел обыкновение симулировать повешение на очень небольшом расстоянии от табурета, которого он касался кончиками своих ног. Когда он оказывался в этом положении, г-жа де Фешер заставляла его испытывать вожделение.

Однажды баронесса совсем ненадолго вынула из-под его ног табурет, и герцог и вправду оказался повешен. Это объясняет, почему все обошлось без шума, без присутствия слуг, ну и так далее. В политическом плане проблема сводится к обстоятельствам завещания. Здесь я могу сказать, что возможность открыто находиться при дворе была той побудительной причиной, которая могла заставить баронессу убрать табурет: ведь при жизни герцога у нее не было никаких официальных отношений с придворной знатью; со смертью герцога она становилась баронессой де Фешер. Отпадали все возражения против нее. Но возможно ли предположение, что Луи-Филипп был посвящен баронессой в то, что она собиралась сделать, и они сообща обрекли жертву именно на такой вид смерти? Нет, это совершенно исключено!»

Чуть позже, в другом труде, озаглавленном «Оконный шпингалет в Сен-Ле», тот же Виктор Бутон дает следующие уточнения:

«Я получил от г-на Жиске, бывшего префекта полиции, объяснение этой жестокой и… сладостной смерти и считаю своим долгом сообщить здесь детали, дабы соблюсти права Истории.

Впрочем, неблагодарность Луи-Филиппа в отношении г-на Жиске избавляет меня от необходимости умалчивать об этом деле и продолжать прятать его под спудом.

Да, принц Конде был повешен, задушен особым образом, убит, одним словом, баронессой де Фешер.

Страсть старика, его склонность к похоти создали почву для этого преступления, сделали его легко осуществимым, и при этом баронесса отнюдь не выглядела человеком, задумавшим и осуществившим это дело. Ей, в сущности, немного требовалось, чтобы совершить его.

Все знали, что никакие соображения семейных интересов не могли заставить принца расстаться с этой женщиной, которая многие годы была его общепризнанной любовницей, так что собственный муж ее покинул, и которая, когда возраст лишил принца возможности сексуального наслаждения, сумела обеспечить ему единственное наслаждение, хорошо известное профессиональным жрицам любви и вполне объясняемое психологами. Искусство, с которым баронесса удовлетворяла его похоть, как раз и было основной причиной их долгой и устойчивой связи.

Баронесса де Фешер заходила утром в определенные дни и часы в спальню принца, потянув за шнурок дверную задвижку. После нескольких прикосновений принц поднимался с постели и должен был занять место у середины оконной рамы, встав на маленький табурет. Шейный платок, привязанный к шпингалету и петлей наброшенный на шею, слегка удерживал его. В этом вытянутом и несколько напряженном положении баронесса его… (несколько слов пропущено нами) до тех пор, пока бедный старик не оказывался на седьмом небе от удовольствия.

Именно это и происходит обычно с повешенными: в этой позе они получают свое последнее удовольствие…

Так что баронессе де Фешер, желавшей избавиться от принца, надо было для этого лишь выбрать день. В одно прекрасное утро, когда герцог находился в привычной для него позе, и в тот самый момент, когда испытывал миг наслаждения, баронесса как бы нечаянно, легким ударом ноги совсем чуть-чуть отодвинула табурет, и герцог оказался теперь уже и вправду повешенным. В момент наступившего спазма у него не было ни воли, ни сил сопротивляться. Он умер спокойно, как блаженный.

Когда прибыл мировой судья и констатировал смерть герцога, им был составлен протокол, в котором в качестве позитивного факта отметил то обстоятельство, что у ног умершего еще сохраняются следы сиятельного сладострастья. Этот протокол был, если можно так выразиться, обойден молчанием во время дебатов в судебном процессе, и, однако, он был напечатан.

После того как баронесса де Фешер легонько толкнула ногой табурет, она спокойно удалилась к себе».

Дальше автор объясняет, как удалось г-же де Фешер запереть изнутри дверь в комнату принца: она сложила бечевку вдвое и получившуюся петлю набросила на ручку дверного замка, потом закрыла дверь и потянула бечевку, оба конца которой были у нее в руках; с помощью бечевки ей удалось подвинуть задвижку. А дальше оставалось только выдернуть бечевку…

«Когда баронесса вышла из комнаты, - продолжает Виктор Бутон, - никто не слышал никакого шума, ни тем более звука взламываемой двери, и никакие показания слуг так и не смогли прояснить, повесился ли принц? Маленький табурет так и стоял около ног трупа, чей безмятежный вид невозможно было объяснить.

Эта альковная тайна так и не была разглашена, но все ее подробности я нашел в архивах полицейской префектуры».

Сегодня это объяснение драмы устраивает всех историков.

И все-таки один вопрос по-прежнему остается без ответа.

Отодвинула ли г-жа де Фешер ударом ноги табурет или, по оплошности, оставила висеть несчастного принца слишком долго?

Этого мы не узнаем никогда.

Впоследствии замок Сен-Ле был снесен по распоряжению унаследовавшей его баронессы. Однако муниципалитет возвел мраморную колонну в том месте, где принц Конде был повешен.

Люди злоязычные - а таких хватает в любую эпоху - расценили возведение монумента как достаточно символичное событие…

Как бы там ни было, но баронесса обрела в Луи-Филиппе понятливого покровителя, который очень быстро замял дело…

Утверждение абсолютизма во Франции вызывало и ответное антиабсолютистское движение, кульминация которого пришлась на середину XVII в., когда на престоле находился малолетний сын Людовика XIII Людовик XIV, а регентшей являлась его мать Анна Австрийская. Это движение получило название Фронда (в буквальном переводе - «праща»).

Как и в Англии, укреплявшаяся центральная власть во Франции искала способы наполнения казны (например, необходимы были огромные средства для участия в Тридцатилетней войне). Мануфактурное производство и торговля облагались большими налогами, что вызывало недовольство буржуазии. Одновременно власть ограничивала влияние аристократии. Такой политики в отношении дворянства придерживался и Ришелье, и его преемник кардинал Джулио Мазарини. Неудивительно, что чужестранец, получивший неограниченные полномочия, раздражал отстраненную от руководства родовую знать.

В середине 1640-х годов ситуация во Франции обострилась до предела. В 1647 г. правительство Мазарини начало новое финансовое наступление. С одной стороны, были увеличены налоги на крестьянство и городское население, с другой - часть налогового бремени была перенесена с финансистов (которые, в свою очередь, оказались под подобным гнетом двумя годами ранее) на другие группы французской буржуазии. Мазарини даже рискнул подвергнуть сомнению право чиновников на наследование должностей.

В начале 1648 г. парламент Парижа запретил впредь устанавливать налоги без своего согласия. Сделано это было явно под влиянием и по примеру парламента в Англии, где уже 8 лет продолжалась революция. Мазарини попытался арестовать лидеров оппозиции. В ответ 26–27 августа в столице началось вооруженное восстание, в городе появились баррикады, улицы были перегорожены цепями. Эти события стали началом Фронды. Королю и королеве пришлось выдержать осаду в Пале-Рояле, после чего они были вынуждены отпустить арестованных, выдачи которых потребовали посланцы парламента.

Заметную роль во Фронде играло и дворянство, в частности дядя короля Гастон Орлеанский. Помощник парижского архиепископа (коадъютор) Поль де Гонди выступил посредником между народом и королевой, одновременно поддерживая антиправительственные настроения. Он вступил в переговоры с Луи де Бурбоном, принцем де Конде, который мечтал о месте, которое занимал Мазарини.

Кардинал стремился как можно быстрее вывести Францию из Тридцатилетней войны, чтобы вернуть в страну верные ему войска. Принц Конти (младший брат Конде), герцог Лонгвиль, Гонди и верхушка парламента разработали план гражданской войны. Сам Конде порвал с оппозиционерами и обещал двору использовать свою армию для расправы с фрондерами.


Вскоре после подписания Вестфальского мира правительство и двор бежали из Парижа. В январе 1649 г. королевские войска осадили столицу. Генералами Фронды стали герцог Эльбеф, герцог Буйонский, герцог Бофор, принц Марсийак (знаменитый писатель, будущий герцог де Ларошфуко). Парижский парламент призвал к борьбе все парламенты Франции. Гиень, Нормандия, Пуату решили поддержать Париж. Повсеместно крестьяне нападали на правительственные войска. Естественно, что буржуазию и дворянство пугали эти мятежи. Парламентарии не доверяли и аристократам-генералам. 11 марта 1649 г. парламент заключил мир с кардиналом.

Итоги парламентской Фронды не удовлетворяли аристократов, которые требовали вернуть власть королю. Также они настаивали на сокращении доходов откупщиков, урезании привилегий верхушки чиновничества.

К январю 1650 г. в Париже сложились две фрондерские группировки, во главе которых стояли, соответственно, принц Конде и герцог Орлеанский (здесь были также Гонди, Бофор, герцогиня Шеврез и др.). Хитроумный Мазарини всеми средствами старался поссорить противников. В декабре 1649 г. он организовал покушение на Конде и обвинил в этом фрондеров другой группы. Те, в свою очередь, решили, что все это организовано по договоренности между кардиналом и принцем. Одновременно первый министр предложил Гонди кардинальскую шапку, подкупил многих других руководителей Фронды.

18 января 1650 г. Конде, Конти и Лонгвиль были арестованы и отправлены в Венсенский замок. Тут же их сторонники решили бороться за освобождение вождей. Началась так называемая Фронда принцев. Герцоги Ларошфуко и Буйонский, возглавившие группировку до освобождения Конде, старались добиться помощи провинций. Заручившись поддержкой парламента Бордо, в мае 1650 г. они вступили в город. Испанцы, все еще находившиеся в состоянии войны с Францией, поддержали фрондеров деньгами. Армия короля осадила главный город Гиени. 28 сентября был заключен мир, однако принцев не освободили и переместили в Гавр.

Две группы фрондеров заключили союз. В феврале 1651 г. парламент объявил Мазарини врагом Франции и предписал ему покинуть королевство, что тот и вынужден был сделать. Принцы наконец-то были освобождены. Но группировки фрондеров (подстрекаемые Анной Австрийской) быстро рассорились.

Конде начал готовить новую войну против двора. В ноябре 1651 г. он подписал договор с испанцами. Королевской армией успешно командовал Тюренн. В армии же Фронды командующие не могли согласовать свои действия. Но когда королева возвратила Мазарини, то в конце 1651 г. снова наметилось сближение лагерей Фронды.

В Париже возобновились переговоры кардинала и руководителей фрондеров. А тем временем армия короля одержала победы в Гиени. Наконец Конде двинул свои войска прямо на Париж, где 2 июля в Сент-Антуанском предместье победил армию под командованием Тюренна. В Париже был учрежден Совет, куда вошли Гастон Орлеанский, Конде и другие лидеры Фронды. Совет, однако, из-за непрерывной борьбы за влияние в правительстве только усилил беспорядки. Королевские войска осадили столицу. В Париже начался голод, вызвавший бунты.

19 августа 1652 г. Мазарини снова покинул Францию, что дало фрондерам повод для начала переговоров со двором. Парижу была дарована амнистия, но виднейшим фрондерам приказано было покинуть столицу. Король торжественно вступил в Париж, а 3 февраля 1653 г. вернулся первый министр. В августе 1653 г. в Бордо был подавлен последний очаг сопротивления. Парламентской и дворянской Фронде пришел конец. Попытка буржуазии - чиновников и финансистов - усилить свое влияние не удалась, а с политическим господством аристократии было покончено навсегда.

Принцы Конде (названы так в честь Конде-ен-Бри, сейчас департамент Aisne) –исторический французский аристократический титул, первоначально принадлежавший в середине 16-го столетия Французскому протестантскому лидеру, Людовику Бурбону (1530-1569 гг.), дяде короля Генриха IV Французского, его титул носили его потомки. Как младшая ветвь французской королевской династии, принцы Конде играли важную роль в политике и общественной жизни королевства до их «исчезновения» в 1830 году.

Герцогства Конде, как такового никогда не было, они не были ни вассалами, ни суверенами. Название местности просто служило территориальным источником названия титула, принятого Людовиком, который унаследовал от своего отца, Карла IV де Бурбона, Герцога Вандомского (1489-1537 гг.), хозяина Conde-en-Brie в Шампани, состоящего из шато Конде и деревни, приблизительно в пятидесяти милях к востоку от Парижа. Эти земли достались ему от родителей господ Эвесне, графов Сент – Пол – сур – Тернуа. Когда Мария де Люксембург вышла замуж за Франсуа, графа Вандомского (1470-1495 гг.) в 1487 году, Конде – ен – Бри стал частью наследства Бурбонов – Вандомских.

После исчезновения в 1527 году Герцогов Бурбонов, сын Франсуа Карл (1489-1537 гг.) стал главой Дома Бурбонов, который прослеживает свою мужскую линию от Роберта, графа Клемонта (1256-1318 гг.), младшего сына Святого короля Франции Людовика IX Французского. Из сыновей Карла Вандомского, самый старший, Антуан, стал Королем-консортом Наварры. Самый младший сын, Людовик унаследовал поместья Мео, Ноге, Конде и Соссан. Людовик был назван принцем Конде в парламентском документе от 15 января 1557 года и, стал принцем без земель, то есть это был титул для принцев Крови, Королевской семьи, и в течение следующих трех столетий титул передавался принцам крови.

Луи, первый принц, фактически отдал земли Конде своему самому младшему сыну, Карлу (1566-1612 гг.), графу Суасон. Единственный сын Карла Людовик (1604-1641 гг.) оставил Конде и Суассон наследницам в 1624 году, которые были выданы замуж за представителей Савойской и Орлеанской династий.

После вступления на трон Франции Генриха IV де Бурбона в 1589 году, его первый кузен, принц Конде (1588-1646 гг.), был возможным наследником на французскую корону до 1601 года. Хотя собственные потомки Генриха после занимали руководящие посты в пределах королевской семьи Дофинов, Филс де Франс, и линия Младших принцев крови, с 1589 года до 1709 года принцы Конде по совмещению также занимали ряд постов при дворе – например, Главного Принца Королевской Крови, для которого был также приложен доход, у него была своя аудиенция и церемониальная привилегия (такая как исключительное право обращения – Ваше Высочество Принц). Однако, положение Главного принца, было передано Герцогам Орлеанским в 1710 году, поскольку седьмой принц, Людовик III (1668-1710 гг.) отказался использовать этот титул, предпочитая вместо этого быть известным под своим наследственным титулом пэра - Герцог Бурбонский. Последующие наследники аналогично предпочли герцогский титул королевскому.

Самые старшие сыновья принцев Конде использовали название Герцога Энгулемского, и к ним обращались как Монсеньор Герцог (Monsieur le Duc). Принцы Конде были также предками по мужской линии ветвей принцев Конти, которые процветали в 1629-1818 гг., и графов Суассонов, 1566-1641 гг.. Хотя и сыновья и дочери этих ветвей Дома Бурбонов считались принцами и принцессами крови, никогда не было традиции использовать титул принц или принцесса для них во Франции, приставкой к их имени служили титулы герцог\герцогиня или граф\графиня.

Принцы Конде

  • Людовик I Бурбон-Конде (умер 1569 г.)
  • Генрих I Бурбон-Конде (1569-1588 гг.)
  • Генрих II Бурбон-Конде (1588-1646 гг.)
  • Людовик II Бурбон-Конде Гранд Конде (1646-1686 гг.)
  • Генрих III Жуль Бурбон-Конде (1686-1709 гг.)
  • Людовик III Бурбон-Конде (1709-1710 гг.)
  • Людовик IV Генрих Бурбон-Конде (1710-1740 гг.)
  • Людовик V Жозе Бурбон-Конде (1740-1818 гг.)
  • Людовик VI Генрих Бурбон-Конде (1818-1830 гг.)

Единственный законный сын Людовика VI Генриха, Людовик Антуан Генрих Бурбон-Конде, Герцог Энгулемский, был казнен в Винценнесе в 1804 году, по приказу Наполеона Бонапарта. Без других сыновей, братьев или кузенов, линия Бурбонов-Конде закончилась со смертью Людовика VI Генри в 1830 году.

Публицистика > Архив 2013 г. > Историческая

Д.Ю.Бовыкин

Корпус принца Конде на службе России.


На протяжении всего XVIII века, параллельно с ростом влияния России на европейские дела, связи между российскими императорами и королями Франции становились все более тесными. Особенно ярко эта тенденция проявилась, пожалуй, в годы Французской революции. С первых ее дней Екатерина II выказала себя активным защитником королевской власти, на протяжении всей революционной эпохи российские государи поддерживали Бурбонов даже более последовательно, чем их близкие родственники в Австрии и Испании. Семья Людовика XVI пыталась бежать из революционного Парижа, используя паспорт, выданный русским послом; Россия последовательно входила во все (кроме пятой, возникшей уже после Тильзитского мира) антифранцузские коалиции; младший брат Людовика XVI граф Шарль д’Артуа был с почетом принят в Петербурге; Екатерина II стала единственным из монархов, использовавшим все дипломатические рычаги, чтобы добиться признания европейскими дворами Людовика XVIII королем Франции. Унаследовав престол, Павел I также весьма благосклонно отнесся к просьбам о помощи со стороны Людовика XVIII и его представителей и даже пытался сорганизовать европейских монархов, чтобы те «учредили образ и количество денежной помощи, которую ежегодно надобно будет давать сему нещастному государю, его родственникам и его свите». Когда Людовику XVIII пришлось покинуть германские земли, Павел I предоставил ему убежище в Курляндии, в Митаве, куда король и прибыл в марте 1798 г.
Однако убежище требовалось не только королю Франции, но и сражавшимся с республикой эмигрантам, которым после заключения в октябре 1797 г. мира между Австрией и Францией не было больше места на территории империи. Прежде всего это касалось знаменитого корпуса принца Конде, долгие годы воевавшего против Революции, а затем также воспользовавшегося гостеприимством Павла I. И хотя, на мой взгляд, здесь нет смысла подробно излагать историю этого корпуса, относительно недавно и весьма подробно рассказанную А.А. Васильевым, и до того неоднократно описанную в западной историографии, мне кажется нелишним напомнить ключевые элементы данного сюжета. А публикуемый документ позволит пролить дополнительный свет на обстоятельства перехода корпуса Конде на русскую службу.
Людовик Жозеф де Бурбон, принц де Конде (1736- 1818) в конце 90- х годов XVIII века был уже не молод. Столь же знатный, сколь и короли Франции, поскольку, как и они, являлся потомком Людовика Святого, он с детства был предназначен для блестящей военной и придворной карьеры. Главный распорядитель королевского дома, генерал- полковник пехоты, он завоевал славу на полях Семилетней войны, побывал губернатором Бургундии. Этот образ храброго воина и знатного вельможи впоследствии активно использовала роялистская пропаганда. Так, например, мне довелось некогда встретить во французском архиве небольшой, в половину листа бумаги, парадный портрет принца Конде, под которым была изображена рука, сжимающая шпагу, увенчанную короной. Ниже напечатано четверостишие:

«Великий в объятиях Победы,
В Несчастье еще более Велик.
Положением в обществе обязанный предкам,
Лишь своей руке он обязан Славой».

В этих строках есть, несомненно, и напоминание о знаменитом предке Людовика Жозефа – Людовике II де Бурбон, четвертом принце Конде (1621- 1686), прозванном Великим.
Во второй половине 1780- х годов Конде имел репутацию либерального принца, однако воспротивился удвоению числа депутатов от третьего сословия в Генеральных штатах и после взятия Бастилии эмигрировал в Нидерланды, откуда перебрался в Турин, а затем и в германские земли. Вскоре после начала Революции он взялся за организацию армии, которая могла бы отстаивать дело Бурбонов. Изначально в ней, по большей части, служили эмигранты, и там были рады всем, кто готов сражаться за короля. «Армия обычно состоит из солдат примерно одинакового возраста, одного роста и сходной силы, – вспоминал позднее Ф.Р. Де Шатобриан. – Наша была совсем иной, беспорядочным объединением людей зрелых, стариков и спустившихся с голубятни детей […]. Отец служил рядом с сыном, тесть – с зятем, дядя – с племянником, брат – с братом, кузен – с кузеном. В этом ополчении, каким бы смешным оно ни казалось, было нечто трогательное и достойное уважения, поскольку люди руководствовались искренними убеждениями». Тем не менее, к 1797 г. основу корпуса составляли закаленные в боях ветераны, которым Людовик XVIII отводил важную роль в своих планах по восстановлению монархии во Франции. Сохранить эту армию было для короля тем более важно, что он осознавал: немалое число его подданных воспримет помощь европейских держав, как интервенцию.
К марту 1797 г. общая численность войск под командованием принца Конде составляла около 13 000 человек, хотя многие из них воевали под знаменами с лилиями исключительно за деньги: по большей части, это были немцы и швейцарцы. В начале войн с революционной Францией принцам удавалось финансировать армию из собственных средств, сам принц Конде пожертвовал на это свои ордена и драгоценности! Впоследствии его войскам пришлось перейти на содержание иностранных держав: Австрии, а затем и Англии, но после выхода из войны в 1795- 1797 гг. Пруссии, Испании и Австрии стало очевидно, что корпус, расквартированный на юге Германии, необходимо куда- то эвакуировать и, по крайней мере в ближайшем будущем, сражаться ему не придется. В теории эмигранты могли надеяться всего на две великие державы, однако Россия до сих пор не отправляла солдат воевать против Франции, а Англия не располагала достаточным количеством сухопутных войск, чтобы их можно было противопоставить французам. Впрочем, и на эти страны роялисты, судя по всему, надеялись лишь в плане финансирования: по письмам Людовика XVIII видно, что в это время он не слишком рассчитывал на то, что республика падет под натиском иностранных армий. «Уже довольно давно я избавился от мысли, – писал он в августе 1797 г., – что меня восстановят на троне иностранные державы. Признание Республики Императором Павлом не замедлит и не ускорит падения Чудовища, но мне будет досадно, если Россия потеряет невинность».
Предварительные условия мира между Австрией и Францией были подписаны в апреле 1797 г., и Людовику XVIII сразу же пришлось вести переговоры с венским, сент- джеймским и петербургским дворами о дальнейшей судьбе корпуса Конде. 12 мая 1797 г. король писал Конде из Бланкенбурга, что пытается договориться, чтобы император Священной Римской империи если и не позволил армии эмигрантов пересечь всю Германию, то по крайней мере, разрешил ей добраться до Триеста, там погрузиться на корабли и отплыть на острова Джерси и Гернси, а если и этот вариант не пройдет, то в Португалию. Король признавал, что перспективы его не радуют, но это все же лучше, чем распускать армию. Одновременно он вступил в переписку с Россией, не возьмет ли царь корпус Конде к себе, если Англия заключит мир. А.А. Васильев полагает, что принц Конде вел переговоры с Петербургом параллельно с Людовиком XVIII, и описывает последовавшие события исключительно как соглашение, заключенное между Павлом I и принцем Конде. Судя по всему, это не совсем так: король начал переговоры раньше, и именно он, как мы увидим в дальнейшем, принимал решение о переходе корпуса под российские знамена.
Основания опасаться, что Англия заключит мир, действительно были: страна устала от войны, расходы на нее многим казались непомерными, и в 1796- 1797 гг. посланцы Георга III неоднократно пытались договориться с французами. Этого так и не произошло, однако и корпус Конде оказался англичанам не нужен. Единственное, что они могли ему предложить – это отправиться охранять английские колонии, от чего французы с негодованием отказались. В итоге в сентябре 1797 г. англичане прекратили выплату корпусу жалования. С другой стороны, петербургский двор вот уже несколько лет проявлял благосклонное внимание к армии Конде: еще при Екатерине II Россия была не против оказать помощь и его войскам, и самому командующему. Правда, императрица прежде всего выказывала склонность предоставить солдатам Конде возможность создать колонию на территории России, что было для них, естественно, неприемлемо. Тем не менее, это не мешало добрым отношениям между Екатериной II и принцем Конде. В апреле 1795 г. императрица писала ему: «Я прошу вас […] быть полностью уверенным, что мои намерения, о которых я уже заявляла, бесповоротны, и что мне будет столь же приятно не обмануть внушенные вам надежды, сколь горестно видеть, что вы были вынуждены воспользоваться ими [данными мною обещаниями], поскольку они совершенно не соответствуют тем взглядам, которые у меня издавна были касательно блага Франции и Вашей Светлости. Но если так будет угодно Провидению, Ваша Светлость может быть уверен, что я постараюсь предложить Вам любое утешение, какое будет в моих силах, и предоставить условия, достойные вашего происхождения, вашей храбрости и остальных добродетелей».
После смерти Екатерины II Павел не отказался от данных матерью обещаний, однако с принцем Конде его связывали и личные отношения. Во время путешествия Павла Петровича по Европе под именем графа Северного, Конде в 1782 г. принимал его в своем замке Шантийи, который так понравился наследнику престола, что тот попросил принца прислать ему альбом с видами поместья и чертежами зданий, что и было сделано два года спустя. Многое из увиденного в Шантийи Павел повторил впоследствии в Гатчине. Произвело на него впечатление и то, что, тогда как в России мать всячески старалась не подпускать наследника к государственным делам, Конде оказал ему воистину царский прием, едва ли не лучший во всей Европе. Став императором, Павел об этом не забыл. Хотя его письмо, отправленное принцу вскоре после восхождения на престол, 18 января 1797 г., кажется значительно менее теплым, чем послание Екатерины, тем не менее, уже 17 июля 1797 г. император предлагал Конде «прибыть к нему», обещая: «Ваша Светлость найдет здесь достойное его убежище, и Вы можете быть уверены, что мне доставит удовольствие позаботиться о вашем благополучии».
Павел явно стремился оказать французам благодеяние, однако сами они относились к идее переселиться на территорию его империи более чем прохладно – как к меньшему из зол. В июле 1797 г. Людовик XVIII в письме Конде выражал надежду, что пребывание армии на территории России долго не продлится. Россия представлялась французам странной, далекой, варварской страной; принять ее гостеприимство означало признать свое поражение. Вот как писала, например, об этом Людовику XVIII его племянница, дочь Людовика XVI и Марии- Антуанетты, незадолго до того освобожденная из Тампля и пребывавшая в то время при венском дворе: «Здесь довольно много французов, практически вся армия Конде. Сегодня я увижу их всех, по крайней мере, тех, кто находится в Вене. Моя душа разрывается от вида этих несчастных людей, которые отправляются в это время года в такую страну, как Россия, и столь сильно удаляются от своей родины, стариков, которых везут на телегах по холоду, а зачем? Чтобы жить в пустыне, поскольку говорят, что страна, в которую они направляются, населена практически лишь казаками. Там они будут одиноки, почти полностью оторваны от новостей о том, что происходит. Я знаю, что означает не ведать происходящем, когда это особенно интересно. […] Это и в самом деле лучше, чем умереть от голода; и все же это печальное существование». Пребывание в России действительно оказалось для многих солдат и офицеров Конде безрадостным, а переселение в Россию, которое пришлось на зиму, непомерно тяжелым.
Существовала и еще одна проблема: поскольку армия Конде состояла не только из французских дворян, но и из наемников, то изначально не было понятно, возьмет ли Павел I на службу весь корпус или постарается от наемников избавиться. «Я надеюсь, – писал Людовик XVIII отправленному им к петербургскому двору графу де Сен- При 31 августа 1797 г., – что Павел I не будет щедр лишь наполовину, и что он позаботится о судьбе тех храбрецов, которые составляют наемные подразделения, в той же мере, в какой он собирается позаботиться о судьбе дворян, с которыми те делили и труды, и опасности, и славу». Опасения были не напрасны: в итоге Павел I пригласил на русскую службу одних французов, сделав исключение для единственного немецкого полка.
Следует отметить, что хотя граф де Сен- При (выполнявший дипломатические поручения Людовика XVIII при ряде европейских дворов, включая петербургский) сам приложил немало усилий, чтобы переориентировать своего государя на более тесные связи с русским императором, поскольку изначально король больше рассчитывал на испанских Бурбонов, все же к переговорам о переселении корпуса Конде в Россию граф относился весьма скептически, сама идея скорее отталкивала его, нежели привлекала. Вот как он писал об этом в своих мемуарах: «В Петербурге я встретил барона де Ла Рошфуко, которого г- н принц Конде отправил туда, чтобы договориться о переходе корпуса Конде на службу императора Павла. Барон никого не знал в России, он не особенно представлял себе, как за это взяться, и прибегнул к моей помощи, чтобы начать переговоры. Я написал князю Безбородко; к моему великому удивлению дело стало продвигаться, практически не встречая затруднений. Тем не менее, расходы на него были сколь значительны, столь и бесполезны. Однако Павел не скупился, когда речь шла об удовлетворении его прихотей. Поскольку он был переполнен воспоминаниями о нашей истории, ему льстило, что у него на службе будет потомок победителя при Рокруа. У него просил убежища один из Бурбонов; в этом было нечто возвышенное, что льстило его самолюбию и полностью соответствовало его рыцарственным устремлениям». Впоследствии, когда по приглашению императора принц Конде оставит армию и прибудет в Петербург (честь, в которой, замечу, Людовику XVIII так и было отказано), Павел I отплатит ему добром за добро: он пожалует принцу один из петербургских дворцов, загородный дом, подарит 20 000 рублей и назначит ежегодную ренту для него самого и его семьи в 70 000 рублей. По воспоминаниям современников, Конде казалось, что всего этого мало, и он просил не забывать, что русские имеют дело с Бурбоном. (Однако сам Людовик XVIII получал от царя ежегодно 200 000 рублей, а после воцарения Александра I и вовсе сначала 75 000, а затем и 55 000).

Что же до подчинявшихся принцу войск, то окончательное решение об их переходе на русскую службу было принято Людовиком XVIII в середине сентября 1797 г.. Изложенные Павлом I в публикуемом письме условия были жесткими, но – следует отдать должное императору – предварительными и максимально ясными. Послание написано в довольно холодном тоне, видно в нем и определенное недоверие к принцу: пообещав сохранить за французскими офицерами их звания, император подстраховывался и подчеркивал, что это коснется только тех, кто получил звание до принятия им соответствующего решения. Однако едва ли можно полагать, как считает Ф. д’Агэй, что «огромным сюрпризом для эмигрантов оказалась организация армии в соответствии с русскими порядками», а изначально предложение Павла I «предполагало значительную степень автономности».
Другое дело, что императору было лестно выступать в качестве благодетеля и Людовика XVIII, и войск Конде, «доставляя им, – как писал Павел I в августе 1797 г., – в Империи Нашей безпечное пристанище и по возможности выгодное пристроение», а, в конечном счете, французы, даже зная, что лучшего ожидать не приходилось, остались не довольны. Людовик XVIII ощущал себя пленником и тяготился тем, что вынужден согласовывать свои политические решения с петербургским двором, Конде полагал, что заслуживает большего, его офицеры были недовольны условиями жизни, перлюстрацией писем на родину и тяготами русской службы. Дальнейшая история корпуса оказалась печальной: использовав его в боях с французами во второй половине 1799 г., Павел I вернул армию Конде англичанам, а вскоре после Люневильского мира между Австрией и Францией, в июне 1801 г., она была распущена. Принц Конде нашел прибежище в Англии, а немногим раньше, в январе того же года, был вынужден покинуть Митаву и переехать в Варшаву сам Людовик XVIII.

Последний французский принц Конде - уникальный представитель особ королевской крови, который умер не от яда, добавленного в вино, не от инфекции в раннем детстве и даже не от кинжала заговорщика, а во время извращенного сексуального акта, да еще и в преклонном возрасте.

По недоказанной в свое время, но до сих пор не опровергнутой версии, уйти из жизни принцу Конде помогла его любовница - баронесса Софи Доуз, отхватившая при этом немалую часть его состояния.

Карьера служанки

Кто знает, как сложилась бы судьба дочери рыбака и контрабандиста Доуза по имени Софи, которой от рождения, несмотря на красоту, была уготована участь служанки или дешевой проститутки, если бы не та судьбоносная встреча с принцем.

В 15 лет Софи в поисках лучшей жизни покинула родной Портсмут и уехала в Лондон. Она хотела стать комедианткой, но актерская карьера не задалась. Пришлось искать хоть какую-то работу. Без рекомендаций устроиться служанкой в приличный дом было нереально, и девушка довольствовалась работой в публичном доме на Пикадилли - прислуживала проституткам и их богатым клиентам.

Там в 1811 году ее и увидел проживавший в Великобритании в эмиграции 55-летний Луи-Анри, герцог де Бурбон, последний принц французского рода Конде. Красивая молоденькая служанка сразу стала предметом его вожделения, и девушка быстро смекнула, что у нее появился шанс стать обеспеченной содержанкой этого сексуально озабоченного, немолодого и богатого дворянина. Словом, интересы совпали, Софи не раздумывая отдалась принцу и не прогадала! Для нее это был подарок судьбы - Софи и ранее пыталась найти богатого постоянного любовника, используя свою молодость и красоту, но безуспешно.

Итак, наша Софи поселилась в роскошном особняке принца Конде. Способная девушка успешно осваивала правила поведения и хорошие манеры, учила иностранные языки - она уже мечтала блистать при королевском дворе! Но главной ее задачей было ублажать принца, доставлять ему всевозможные сексуальные удовольствия - чем извращеннее, тем лучше. Софи сразу поняла, что стареющий Луи-Анри помешан на сексе и это ее единственная возможность удержаться при нем и жить в достатке. Будучи развратной по натуре, она не только сама всячески ублажала принца в постели, но и устраивала для него групповые оргии с помощью проституток из борделя, где работала раньше. Эти оргии по сути представляли собой мини-спектакли сплошь порнографического содержания, в которых главные роли всегда доставались принцу. Например, в дивертисменте «Любящий пес» голый принц изображал собаку, которая радуется приходу хозяйки. Он скакал по полу, изображая радость, лизал обнаженные тела Софи и ее помощниц. И это был еще самый скромный сценарий. В дивертисменте «Пчелки, собирающие мед» голый Луи-Анри исполнял роль бутона розы, с которого, под звуки из музыкальной шкатулки, «собирали мед» шесть голых женщин. Софи подобрала для принца целую библиотеку порнографических гравюр и книг. Можно даже сказать, что она развращала и без того распутного немолодого мужчину еще больше. Естественно, что Конде уже не мог часа прожить без Софи и доставляемых ею наслаждений.

Баронесса де Фешер

Похоже, принц сам осознавал пагубность этой своей страсти, и в годы Реставрации тайком уехал из Лондона во Францию, надеясь порвать с Софи. Но не тут-то было! Через две недели она появилась в Париже. Раздосадованный принц деликатно объяснил, что ее присутствие в Париже чревато скандалом и неприятностями. На что Софи ответила: «А вы скажите, что я ваша внебрачная дочь!»

И принц сдался. Он истосковался по ее извращенным ласкам. Правда, чтобы остаться в Париже, Софи пришлось выйти замуж. Принц сам нашел ей мужа - командира батальона королевской гвардии Адриана де Фешера, которому король Людовик XVIII тут же даровал баронский титул. А принц Конде взял новоиспеченного барона к себе на службу.

Де Фешер не успел еще нарадоваться своей удаче, как ему шепнули, что Софи - не дочь, а любовница принца и вообще очень развратная женщина. Принц успокоил его: мол, завидуют вашему положению и красавице жене, вот и болтают что попало. Но де Фешер не поверил ему, вскоре расстался с Софи, и она открыто стала сожительствовать с 65-летним принцем.

Здесь уже у баронессы был голый расчет, который оправдался: в 1824 году принц Конде составил завещание, отписав Софии роскошные владения Буасси и Сен-Ли. Правда, ей пришлось хорошо постараться, чтобы уговорить принца составить это завещание. Шантаж был массированный: и угроза уйти от него, и жаркие ласки - все шло в ход.

А потом осталось только дождаться смерти принца. Однако ждать было тяжело, так и самой состариться можно...

Одним августовским утром 1830 года 74-летний принц Конде был найден в своей спальне повешенным на оконном шпингалете в петле из двух платков. В самоубийство не верил никто, и прежде всего личный врач принца доктор Бонн. Пока он осматривал тело, Софи де Фешер, сидя в кресле, театрально заламывая руки, выдала фразу: «О, какое счастье, что принц умер именно так. Умри он в собственной постели, все тут же стали бы говорить, что я его отравила!»

Король назначил расследование смерти Луи-Анри, но в итоге совещательная палата суда выдала заключение, что это самоубийство, и дело закрыли. Хотя первой версией было убийство, и подозревалась Софи де Фешер.

Сенсационные подробности были озвучены только в 1848 году в брошюре Виктора Бутона. По его утверждению, в деле был замешан сам король Франции Луи-Филипп! Эту версию - идеально организованного убийства - мы в дальнейшем и рассмотрим.

Следы сладострастия

Еще в 1827 году, опасаясь, что завещание принца после его смерти оспорят прямые наследники и она останется ни с чем, баронесса де Фешер провернула хитрую политическую комбинацию. С помощью своего покровителя, экс-министра иностранных дел Талейрана, она познакомилась с Луи-Филиппом, герцогом Орлеанским - будущим королем Франции. И предложила ему сделку: Софи уговорит принца Конде завещать свое основное имущество сыну Луи-Филиппа, а король в благодарность признает законным то, что будет завещано ей. Луи-Филипп был в восторге от этого предложения -ведь по такому завещанию он бы наследовал 60 миллионов золотых франков!

Однако принц Конде из-за своих семейно-политических пристрастий подписывать завещание отказывался. Автор брошюры писал, что баронесса даже била принца, вынуждая подписать бумагу. И Конде сдался, боясь навсегда потерять ту, которая дарила ему высшее наслаждение. Сам он уже был как мужчина недееспособен.

После Июльской революции 1830 года, когда на трон взошел Луи-Филипп, принц Конде собрался покинуть страну и тайно уехать в Швейцарию, где проживал в изгнании Карл X, который просил его изменить завещание в пользу своего маленького сына. Софи тут же донесла об этом королю и услышала от него: «Надо любой ценой помешать ему уехать!» Это был смертный приговор принцу Конде.

Софи не первый раз практиковала садизм во время любовных утех с принцем - тот мог возбудиться и испытать оргазм только во время легкого удушения. В ту ночь Софи просто слегка отодвинула ногой табурет, на котором стоял надоевший старый любовник, и принца не стало. Молодой жандармский офицер, любовник Софи, помог ей придать убийству вид суицида. А потом Софи де фешер потребовала от короля, чтобы следствие не особенно вникало в детали происшествия. Король был вынужден согласиться.

Виктор Бутон, описывая подробности убийства, ссылался на архивы полицейской префектуры - протоколы допроса слуг принца Конде. Слуги, как оказалось, были в курсе, чем занимались развратный стареющий принц с молодой баронессой. И детально описали на допросах все эти любовные утехи в стиле садо-мазо. Был там и протокол о констатации смерти принца, подписанный мировым судьей. В протоколе зафиксировано, что у ног умершего принца все еще сохраняются «следы сиятельного сладострастия».

После оправдательного вердикта Софи де Фешер вступила в права наследования и снесла до основания замок Сен-Ли, в котором было совершено убийство принца. Его родственники пытались оспорить завещание в суде, но проиграли дело. Правда, смогли значительно подмочить репутацию короля. Самой Софи де Фешер пришлось уехать из Франции в Лондон. Вернулась она туда уже состоятельной дамой и в 1840 году умерла своей смертью. Последним пристанищем великой куртизанки стало кладбище Кенсал-Грин.