Как сделать проект по литературе волшебная сказка. Творческий проект: "Сочиняем волшебную сказку". Функция волшебной сказки

Предмет: Литературное чтение

Выполнила: Новоковская Светлана

Учитель: Радченкова Тамара Ивановна

План работы над проектом:

    Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.

    Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.

    Создать памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

    Сочинить волшебную сказку.

    Презентовать свой проект.

В мире много сказок, их с интересом читают и взрослые, и дети. Известно, что сказка – это жанр литературного творчества. В толковом словаре русского языка (Ожегов С., Шведова Н.) сказано, что «сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил»

Признаки волшебных сказок:

    особая композиция;

    троекратное повторение;

    положительные и отрицательные герои;

    сверхъестественные силы, помощники, магические предметы;

    чудесные превращения;

    добро побеждает зло

Композиция сказки.

Сказка строится по своим законам, у нее есть особые элементы, без которых она не будет настоящей, благодаря которым она сохраняют одну из своих важных особенностей – напевность.

Присказка нужна для того, чтобы подготовить к слушанию сказки, заинтересовать ею. Как и былинный запев, она - необязательная часть волшебной сказки.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь...”; «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета - это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка - это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» - то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить-поживать – добра наживать».

В сказках есть борьба добра со злом, а значит, без злодеев в них не обойтись.

Поступки, которые герои совершают в сказках всегда одинакова. Таким образом, можно сделать вывод, что волшебные сказки похожи друг на друга. Именно в народных сказках сохраняются все функции, и соблюдается схема. В авторских, литературных сказках этого может не быть.

При сочинении собственной сказки можно использовать все функции, а можно часть из них опустить. Главное – попасть из точки "жили-были" в точку "счастливый конец".

Итак, можно сделать вывод, что, опираясь на схему, можно самостоятельно сочинить волшебную сказку

Вывод: таким образом, я выяснила, что я читаю волшебные сказки, знаю ее героев, и могу наделить волшебными свойствами обыкновенные предметы, понимаю, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у меня возникают трудности с сочинением собственной сказки, так как недостаточно знаний о ее особенностях.

Совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку».

ПАМЯТКА

Функция волшебной сказки

Пример

Зачин, создание сказочного пространства

"Давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"

Особое обстоятельство

"Солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"

"Не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"

Нарушение запрета

Персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют

Герой покидает дом

При этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, например, с благословения родителей разыскивать сестренку

Появление друга-помощника

Серый волк, кот в сапогах

Волшебные предметы

Ковер-самолет, меч-кладенец, скатерть-самобранка и т.п.

Враг начинает действовать

Змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко

Даритель испытывает героя

Новый персонаж – волшебник, гном, старушка

Герой выдерживает испытание

Справляется со всеми испытаниями

Получение волшебного средства

Оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем

Герой вступает в битву с врагом

Это может быть открытый бой - со Змеем Горынычем…

Враг повержен

Врага не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости

Герой возвращается домой

На ковре-самолете….

Счастливый конец

Пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу

Работая над проектом, я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других

сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета.

Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. Работа над проектом помогла мне научиться превращать обыкновенные истории в настоящие волшебные сказки: где есть добро и зло, помощники и волшебные предметы, препятствия и трудные испытания.

И я сочинила собственную волшебную сказку.


Жили-были дед да баба. Деда звали Фома, а бабку – Феня. Как-то раз дед спрашивает у бабки:

Надоело мне, бабка, на печи лежать, да есть калачи. Давай-ка я лучше пойду да рыбы половлю.

Сходи, милок, сходи, - отвечает бабка.

Пошёл дед на реку. Дорога через лес вела, да и заплутал старик. Вдруг на пути у него вырос огромный Дуб. Видит дед, что Дуб этот непростой, он показывает ему дорогу: «Направо пойдёшь – богатство найдёшь», «Налево свернёшь – молодость обретёшь», «А прямо пойдёшь – Колобка найдёшь».

Пошёл старик прямо, видит- избушка на курьих ножках стоит. И слышит старик, как Баба Яга припевает: «Колобок,

Колобок, Колобочек». Испугался дед, что его Баба Яга заколдует и убежал домой к своей бабке.

Феня, знаешь, кого я видел, - говорит дед, - Бабу Ягу! А у неё Колобок наш! Не поверила бабка деду да как закричит:

Ты, что старый пень, Бабок Ёжек ведь не существует!

Существуют, - отвечает Фома.

А ты докажи: принесёшь мне Колобка, тогда поверю, - говорит бабка. Делать нечего, отправился дед в лес за Колобком. Идёт по лесу, озирается и вдруг пред ним опять Дуб встал. Дед и спрашивает у Дуба, как ему найти дорогу к Колобку. А Дуб отвечает:

Помог я тебе найти Колобка, дорогу указал, а ты струсил. Теперь сам ищи его. Шёл – шёл дед, но так и не встретился с Колобком.

А тем временем Колобок убежал от Бабы Яги. Катился себе по дорожке, пока ему не повстречался Волк. Волк и разговаривать с колобком не стал, схватил его и направился в чащу леса. Долго ли коротко ли бродил дед по лесу, потерял всякую надежду найти Колобка и решил домой воротиться. Но тут из кустов показался Волк. Дед сначала очень испугался, но увидев Колобка в лапах Волка – решил спасти его непременно.

А ну-ка, Волчище, отдавай мне Колобка! – попросил дед.

Нет, не отдам, - сопротивлялся Волчок.

Отдай, честью прошу, и ступай с миром! - не успокаивался дед. А Волк был не приклонен. Зубы оскалил. - Не отдам!

И тут деду на помощь опять пришёл Дуб. У старика в руках оказалась дубовая палка. Дед расхрабрился, замахнулся на Волка дубовой палкой, у Волка искры с глаз посыпались, зубы от страха застучали… Серый испугался и убежал. А дед взял Колобка и довольный пошёл домой. Дома деда встретила бабка. Она очень обрадовалась находке деда, обняла Колобка и на радостях поцеловала его. Так и стали жить втроём: дед Фома, бабка Феня и Колобок.

Номинация «Первые опыты»

Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами. Однажды я захотела сочинить волшебную сказку, у меня ничего не получилось… Я предположила, что волшебная сказка хранит в себе секреты, узнав которые я смогу сама сочинить настоящую волшебную сказку.

Цель исследования : изучить особенности волшебных сказок.

Задачи исследования:

  • Выделить отличия волшебной сказки от других видов сказок.
  • Узнать, с помощью чего можно сочинить волшебную сказку.
  • Провести анкетирование среди одноклассников на тему «Волшебные сказки».
  • Создать памятку «Уроки волшебства, или Как сочинить свою сказку».
  • Изготовить конструктор сказок.
  • Сочинить волшебную сказку.

Объект исследования : волшебные сказки.

Предмет исследования : законы создания волшебной сказки.

Методы исследования:

  • анализ художественной литературы и интернет-источников по данной теме;
  • описательный метод (наблюдение, классификация, обобщение);
  • анкетирование.

Гипотеза : волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

Основополагающий вопрос: Что такое сказка?

Проблемные вопросы:

  • Чем отличаются волшебные сказки от других сказок?
  • Похожи ли волшебные сказки друг на друга?
  • Каких героев можно встретить в волшебных сказках?
  • Почему в сказках есть не только положительные герои? (Можно ли обойтись без злодеев в сказке?)
  • Как устроены волшебные сказки?

В результате анкетирования одноклассников я выяснила, что они читают волшебные сказки, знают их героев, понимают, что в сказках добро всегда побеждает зло. Но при этом у них возникают трудности с сочинением собственной сказки.

Изучив литературу и интернет-источники, совместно с классным руководителем я создала памятку «Уроки волшебства или как сочинить свою сказку», изготовила комплект карт Проппа - «Конструктор сказок», сочинила собственную волшебную сказку. Также вместе с одноклассниками мы создали «Книгу волшебных сказок», которую читаем теперь вместе перед уроками. Ребята отметили, что сочинять сказки - это очень интересно и увлекательно. Многие из них воспользовались предложенной мной памяткой, что заметно упростило выполнение задачи.

В ходе исследования я читала волшебные сказки и убедилась, что они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их изучают. Сказку можно сочинить самому, зная ее особенности. А в помощники можно взять специальный сказочный конструктор.

В результате проведенной работы мне удалось достичь цели исследования, решить поставленные задачи и подтвердить гипотезу о том, что волшебные сказки имеют свои особенности, зная их, сказку может сочинить и ребенок.

В ходе работы над проектом у меня возникла новая идея: сравнить народные и современные литературные волшебные сказки, найти сходства и отличия. Так что, это присказка, а сказка будет впереди…

Полный текст работы

Светлана Медведева
Проект «Сказку вместе сочиняем, воображение развиваем»

Проблема и актуальность : проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. Сказка представляет собой удобную для детского возраста форму передачи культурного содержания. Как правило, в сказке нет скучных нравоучений и поучений. Мы приучаем детей воспринимать сказку как выдумку . А если начать относиться к сказке с воображением , как к тому чего пока еще нет в жизни, но, что может появиться, если это воображаемое в жизни реализовать .

Цель :

- сочинение сказки или переделывание сюжета сказки .

Привлечение родителей и других членов семьи к совместной деятельности .

Задачи :

Познакомить родителей с программными требованиями по развитию способностей организации действия и воображения детей 4-5 лет .

Вызвать интерес родителей к совместной творческой деятельности в ДОУ и в семье.

Способствовать и организации действия через сочинение сказки и простраивание поэтапности во время сочинения сказки .

- развивать творческие способности детей во время драматизации сказки .

Продолжительность проекта : 1 месяц.

Участники проекта : педагоги, воспитанники средней группы их родители.

Пояснительная записка :

Развитие способности воображения и организации действия в дошкольном возрасте одни из важнейших задач современного образования. Очень часто воображение отожествляют с фантазированием или с визуализацией образа, иногда воображение приписывают детям склонным к общению, хорошо рисующим, обожающим играть разные роли и выступать на концертах. Но воображение отличается от фантазирования, так как фантазия не предполагает реализации и может не относиться к будущему.

Одним из основных средств формирования познавательных способностей, в частности способности воображения является сказка . Потому, что только сказку , или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

Этапы работы над проектом .

Этапы Задачи работы Формы работы

1. Подготовительный - выявить уровень знаний детей о том кто придумывает сказки , для чего их придумывают.

Расширить знания детей об этапах сказки (начало, середина и конец, о том, что может происходить в каждой из частей.

Учить детей понимать сюжет сказки . - провести экскурсию в книжный уголок, вспомнить какие бывают книги.

Рассмотреть иллюстрации с различными сказками .

На примере сказки «Колобок» разобрать поэтапность сказки , в какой части, что должно происходить.

Составить схему (последовательность) составления сказки .

2. Совместная деятельность - расширять знания детей о том, что может произойти если изменить сюжет сказки или поменять героев .

Обучение сочинению сказки , про овощи которые мы посадили в группе и рассказать в ней как мы организовывали свою деятельность во время посадки.

Приглашение родителей к взаимодействию с ребенком по развитию способности воображения . - чтение либретто по сказке С . Маршака «Теремок» .

- «Ребенок в мире сказок » составитель О. П. Власенко.

Разбор сказки (описание героев) . Выбор героев.

Сравнивание сюжета сказки с жизненными ситуациями.

Слушание музыкальных произведений сопоставление их с героями сказки .

- сочинение сказки «Откуда взялся горох» зарисовать её и составить алгоритм действия.

Переделывание одной из частей сказки или использование замены героев, зарисовка сюжета сказки .

3. Практическая деятельность Презентация проекта . - драматизация либретто по сказке «Теремок» С. Маршака.

Презентация познавательной сказки «Откуда взялся горох» .

Презентация совместных работ родителей и детей.

Составление книги «Волшебные сказки » .

Отчет о реализации проекта «»

В марте 2013 года в средней группе «В» проводилась работа над проектом «Сказку сочиняем – воображение развиваем » . Этот проект проводился в рамках годовой задачи. Повысить профессиональную компетентность педагогов в развитии способности воображения у воспитанников . Большую работу мы провели и с родителями. Мы познакомили их с задачами по развитию способности воображения в соответствии с возрастом и завели совместный проект «Сказку вместе сочиняем – воображение развиваем » . Целью, которого было развитие способности воображения и способности организации действия через сочинение сказки или переделывание сюжета сказки . Привлечение родителей и других членов семьи к совместной деятельности .

Дети совместно с родителями обсуждали поступки героев выбранной ими сказки и придумывали и переделывали один из сюжетов сказки . Впоследствии воспитанники презентовали свою сказку и предоставляли рисунок с переделанным сюжетом сказки . Так же совместно с детьми мы сочинили сказку «Откуда взялся горох» выстроив при этом последовательность роста гороха и организацию своей деятельности во время его посадки.

И ещё одним из этапов нашего проекта была постановка сказки С . Маршака «Теремок» с изменением сюжета и героев сказки .

Правильно простроенная работа дала свои положительные результаты. Детям было интересно, они с удовольствием включались в сочинение и обсуждение сказок , обсуждали положительные и отрицательные поступки героев, переводя их на поступки сверстников и взрослых. Воспитанникам было очень интересно работать во время проекта , таким образом, мы добились поставленной цели и получили положительные результаты совместной работы .

Волшебные сказки

Учащиеся 3 класса

МОУ «Школа № 57 города Донецка»

Классный руководитель

Андрианова Ирина Фёдоровна

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/01/s_59d0e4ad88d02/img2.jpg" alt="Золотые капельки Был солнечный день. Солнышко светило ярко-ярко. На кустике были капельки росы, словно золото. Тогда я подошла к кустику и хотела их взять. Как только я дотронулась, всё исчезло. Я очень загрустила, но солнышко увидело, что я плачу, ласково прошептало мне: «Всё будет хорошо, только не плачь!» Когда я услышала эти слова, то так обрадовалась, что захотелось танцевать и петь песни. Через некоторое время, я снова увидела на кустике те самые капельки росы. Я подошла к нему, присела рядышком и любовалась золотыми капельками рос ы.

Был солнечный день. Солнышко светило ярко-ярко. На кустике были капельки росы, словно золото. Тогда я подошла к кустику и хотела их взять. Как только я дотронулась, всё исчезло. Я очень загрустила, но солнышко увидело, что я плачу, ласково прошептало мне: «Всё будет хорошо, только не плачь!» Когда я услышала эти слова, то так обрадовалась, что захотелось танцевать и петь песни. Через некоторое время, я снова увидела на кустике те самые капельки росы. Я подошла к нему, присела рядышком и любовалась золотыми капельками рос ы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/01/s_59d0e4ad88d02/img4.jpg" alt="Лисята Жила-была лисичка и лисята. Жили они в избушке-норушке. Лисятам очень захотелось кушать и пошли они на свою первую охоту. По дороге встретили они ёжика, хотели его укусить, но больно укололись. Ёжик посмеялся над ними и ушёл. Дальше на пути им попался муравейник. Засунули лисята туда свои носы, но их покусали муравьи. Пришлось им домой идти голодными. Дома лисята рассказали маме о своей первой охоте. Мама посмеялась и сказала: «Когда подрастёте, я вас научу!»

Жила-была лисичка и лисята. Жили они в избушке-норушке. Лисятам очень захотелось кушать и пошли они на свою первую охоту. По дороге встретили они ёжика, хотели его укусить, но больно укололись. Ёжик посмеялся над ними и ушёл. Дальше на пути им попался муравейник. Засунули лисята туда свои носы, но их покусали муравьи. Пришлось им домой идти голодными.

Дома лисята рассказали маме о своей первой охоте. Мама посмеялась и сказала: «Когда подрастёте, я вас научу!»

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/01/s_59d0e4ad88d02/img6.jpg" alt="" width="640">

Проект предназначен для учащихся 3 класса. Как заинтересовать, завлечь школьников? В этом, то и может помочь наш проект, который поможет привить любовь к книге, развивать творческие способности детей. Каждый ребенок, еще не научившись читать, узнает, что такое сказка от бабушек и от мам. После изучения детьми раздела «Устное народное творчество» детям предлагается сочинить собственную сказку. В ходе выполнения проекта дети отправляются в удивительное путешествие по стране сказок, в прекрасный мир сказки. В ходе реализации проекта дети получают представления о таком жанре, как сказка, о разновидности сказок, о структуре сказки, что поможет в дальнейшем сочинить собственную сказку. Конечным продуктом реализации нашего проекта станет создание диафильма по сказке.Паспорт проекта "Сочиняем волшебную сказку"

Проект Сочиняем волшебную сказку.doc

Картинками

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п. Октябрьский» Александровского района, Томской области Творческий проект: «Сочиняем волшебную сказку» Проект выполнила: Ученица 3 класса МКОУ ООШ п.Октябрьский Толстова Настя. Руководитель проекта: Бохан Зинаида Александровна.

2014 год Проект. «Сочиняем волшебную сказку» Содержание: 1. Автор проекта. 2. Учебный проект. 3. Предмет, класс. 4. Краткая аннотация. 5. Направляющие вопросы. 6. План проведения проекта. 7. Презентация учителя для выявления представлений учащихся. 8. Примеры проектной деятельности. 9. Дидактические материалы. Автор проекта. Бохан Зинаида Александровна. Учебный проект. «Сочиняем волшебную сказку» Предмет, класс. Литературное чтение 3 класс. Актуальность. Проект предназначен для учащихся 3 класса. Как заинтересовать, завлечь школьников? В этом, то и может помочь наш проект, который поможет привить любовь к книге, развивать творческие способности детей. Каждый ребенок, еще не научившись читать, узнает, что такое сказка от бабушек и от мам. После изучения детьми раздела «Устное народное творчество» детям предлагается сочинить собственную сказку. В ходе выполнения проекта дети отправляются в удивительное путешествие по стране сказок, в прекрасный мир сказки. В ходе реализации проекта дети получают представления о таком жанре, как сказка, о разновидности сказок, о структуре сказки, что поможет в дальнейшем сочинить собственную сказку. Конечным продуктом реализации нашего проекта станет создание диафильма по сказке. Время реализации проекта: октябрь 2 недели. Тип проекта: творческий, краткосрочный, индивидуальный. Ведущая деятельность: творческая. Цель: обучать учащихся сочинению волшебных сказок, уметь выбрать лучший вариант сюжета сказки, проиллюстрировать сказку и показать младшим детям.

Задачи:  Развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать;  Развивать творческие способности, речь, память, мышление. Планируемые результаты: Учащиеся будут учиться сочинять волшебную сказку на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений. Направляющие вопросы. Основополагающий вопрос: Откуда берутся сказки? Проблемные вопросы: 1. Зачем нужно читать сказки? 2. Учат ли нас чему­то сказки? 3. Почему герои­животные наделены человеческими качествами? 4. Могут ли мне герои сказок помочь в трудной ситуации? 5. Смогу ли я написать сказку? Учебные вопросы. 1. Какие жанры сказок существуют в русском народном творчестве? 2. Какова структура русской народной сказки? 3. Кто является героями сказок? 4. Каковы отличия сказки волшебной? 5. Почему если это необходимо главный герой отправляется в путешествие? 6. Кто помогает главному герою в сказках? 7. Для чего в сказках нужны волшебные предметы? 8. Какие животные встречаются в сказках? Все они положительные? 9. Каким событием заканчивается русская сказка? План проведения проекта. Этап 1. Подготовительный. 1. Формирование темы проекта «Сочиняем волшебную сказку». Его целей, задач на классном часе. 2. Знакомство со стартовой презентацией. В коде классного часа учащиеся узнают тему проекта, формируют основные вопросы проекта, в форме фронтальной беседы выявляются начальные знания и умения учащихся. Этап 2. Планирование. 1. Определение методов работы. 2. Обсуждение возможных источников информации. Этап 3. Исследовательский.

1. Чтение русских народных сказок. 2. Сбор информации. Этап 4. Получение результатов. 1. Анализ выполненных работ. 2. Решение промежуточных задач. Этап 5. Представление отчета – презентация Сказки «Волшебный ураган» для детей начальных классов. Этап 6. Оценка результатов: 1. Самооценка своей работы путем коллективного обсуждения. 2. Оценивание учителем представленных результатов. Примеры продукта проектной деятельности учащихся. 1. Книжка Сказка «Волшебный ураган» (Прилагается) 2. Диафильм «Волшебный ураган» (Прилагается) Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности. 1. Классный час «Путешествие в мир русских народных сказок». 2. Дидактическая игра « В гостях у сказки».