Конспект нод по окружающему миру "путешествие в подводный мир" подготовительная группа. Конспект на тему "подводный мир" Открытое занятие подводный мир подготовительная группа

Занятие на тему "Подводный мир" закрепляет первоначальные представления детей о морях и океанах, формирует знания об обитателях морского дна, воспитывает доброжелательное и эстетическое отношение к природе, активизирует и обогащает словарный запас детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

на тему: «Подводный мир».

Цель: Закреплять первоначальные представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать доброжелательное и эстетическое отношение к природе. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами

Предварительная работа: беседы на тему: «Океаны», «Живые организмы Мирового океана». Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К. Айвазовского «Девятый вал», «Черное море». Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные».

Оборудование: выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин.

Материалы: ракушки разной величины и формы, морская галька, картины и фотоиллюстрации об обитателях морских глубин.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами путешественники. Давайте рассмотрим глобус и карту. Что такое глобус?

Дети: Это наша планета, только в уменьшенном виде.

Воспитатель: А это что такое?

Дети: Карта - наша земля в развернутом виде.

Воспитатель: Обратите внимание, какую часть на глобусе и карте занимает вода?

Дети: Больше половины.

Воспитатель: Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети: Воду мы пьем, купаемся, готовим пищу, в воде живут многие виды рыб, животные и растения…

Воспитатель: Какие вы знаете водоемы?

Дети: Моря, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, л ужи.

Воспитатель: Какие из них самые большие?

Дети: Океаны.

Воспитатель: Какие океаны вы знаете? (Тихий, Северный Ледовитый, Индийский, Атлантический, Южный).

Воспитатель: Чем отличаются моря от океанов и чем они похожи? (Отличаются размерами, а похожи тем, что вода в них соленая).

Воспитатель: Давайте представим, что мы на море.

Физкультминутка.

«И вот перед нами море,

Бушует оно на просторе.

А в море высокая ходит волна

И вверх до небес и вниз до дна.

Качает вода соленая

Водоросли зеленые

Скачут дельфины

Подставляя солнцу спины

На волнах качаются

Солнцу улыбаются».

Воспитатель: Вы хотите узнать какие богатства есть на дне морском? Мы с вами отправляемся в подводное царство. (Дети идут за воспитателем, где их встречает Морская Царица).

Морская Царица: Здравствуйте, дети!

Я царица не простая,

Я - Владычица морская!

Зачем вы ко мне пожаловали в морское Царство-государство?

Дети: Мы хотим посмотреть, чем богат подводный мир и собрать немного морских камушков и ракушек.

Морская Царица: Без труда не вытащишь и рыбку, а уж из морских глубин достать сокровища смогут только самые сообразительные, смелые, упорные.

«Охраняю я просторы

Океанов и морей.

Ну, а если вы ребята

Отгадаете загадки

И решите все задачи

Непременно одарю вас

Я богатствами морей».

Вот мои загадки:

Кругом вода, а с питьем беда (Море)

По морю идет – идет, а до берега дойдет и пропадет? (Волна)

Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку,

За коралловый пенек

Хочет сесть в воде конек,

Но не получается-

Все в воде качается? (Морской конек).

(Дети рассматривают картинку с морским коньком, отмечают отличительные особенности).

Морская Царица: Какой петушок не умеет кукарекать? (Морской).

Почему его так назвали? Что он делает?

Дети: Он очень ярко раскрашен и у него есть гребешок, как у петуха, но он не кукарекает, а стрекочет, как кузнечик.

Морская Царица: У кого ноги растут из головы?

Дети: У осьминога. У него восемь ног. Когда он сердится или пугается, то меняет свой цвет. Может стать белым или выпустить чернильное пятно, чтобы отпугнуть врагов.

Морская Царица: По воде плывет лепешка

Ну и страшная рыбешка

Изменяет цвет она

Да ведь это ….

Дети: Камбала. Она меняет цвет, чтобы укрыться от врагов. Может стать пятнистой или в клеточку.

Морская Царица: Да, молодцы, с загадками вы справились. А сейчас другое задание - угадайте по силуэту, кто это и расскажите, что о нем знаете? (показывает силуэт морской звезды).

Дети: Морская звезда. Она очень ярко окрашена и похожа на цветок. Передвигаясь по дну морские звезды шевелят своими лучами, а когда найдут раковину, обхватывают ее своими лучами, приоткрывают створки моллюска и выедают его.

Морская Царица: А кто это? (показывает силуэт акулы).

Дети: Акула. Самая крупная рыба на земле – китовая акула. А еще есть белая акула – ее называют рыба-людоед.

Морская Царица: п оказывает силуэт кита.

Дети: Это кит. Кит – самое крупное животное на земле. Своих детенышей кит вскармливает молоком. Кит во много раз крупнее самого большого слона.

Морская Царица: Да, в 25 раз крупнее, чем африканский слон. (показывает силуэт ската).
Дети: Скат, он поражает жертву с помощью электрического разряда.

Морская Царица: А еще каких морских обитателей вы знаете? (показывает иллюстрации, дети отвечают: креветки, морская черепаха, касатка, краб, морской еж, дельфин).

Морская царица приглашает детей подойти к макету морского дна и предлагает рассмотреть его

Назовите обитателей дна морского. (Дети на макете показывают и называют ракушки, кораллы, морские звезды и т.д.).

А что еще есть на дне морском?

Дети: камни, песок.

- Как называются эти камни?

Дети: галька.

Морская Царица: А каких камней не бывает на дне морском? (Сухих).

Воспитатель: Посмотрите, какие чудесные вещи создали мастера из даров моря. (дети рассматривают выставку изделий из ракушек).


воспитатель

МАУДО «Детский сад № 6»

г. Ялуторовск

Морозова Н.К.

Посмотрите дети, какой красивый парусник.

Давайте рассмотрим его. У парусника должно быть 10 прусов. Каждый парус имеет свой номер. В чем ошибка художника, нарисовавшего это старинное судно(ответы детей) .

Дети, а вы хотели бы отправиться на этом паруснике в морское путешествие?

Скажите, а мы можем это сделать по настоящему? Как же нам поступить в этой ситуации?

Верно, мы можем себе это представить.

Человек ведь может себе что - то или кого то представить. И это чудесно (звучит музыка)

Закройте глаза и представьте: мы на паруснике, легкие волны, чайки, парящие над водой, ласковое солнце (выкл. Музыку)

Представьте себе, что мы обследовали парусник: побывали и на самой высокой мачте и в глубоких трюмах. Но никого не встретили. И вдруг мы увидели на палубе старый загадочный сундучок. Давайте откроем его. (достаю бумажный лист старинного вида)

Судя по печати это послание владыки всех морей и океанов, морского царя Тритона (читаю) :

« Здравствуйте, дети!!!

Я морской царь. У меня на дне моря много разных чудес. Я приглашаю вас посмотреть не них. Жду вас в подводном дворце. Удачи вам!!!

Дети, у вас есть желание отправиться в подводное царство?

Надо решить на чем можно опуститься на дно морское (ответ детей)

Путешествие может быть опасным. Но мы не испугаемся и все вместе будем погружаться на дно морское на батискафе.

Посмотрите, на что похож батискаф.

Прежде чем опускаться под воду, надо решить какая под ним глубина. Поможет нам это определить вот этот старинный лот.

Лот-это специальное приспособление, которым пользуются маряки для измерения глубины моря. Когда-то на нем были цифры, но некоторые знаки вода смыла. Давайте восстановим числовую последовательность от 1 до 10,

Иначе мы не будем знать на какую глубину опустились. Пультом управления будет вот этот математический штурвал. Но он придет в движение только тогда, когда вы решите примеры, изображенные на нем (дети работают у штурвала)

Теперь штурвал приведен в действие. Давайте пройдём за столы- это будет наш «батискаф» и преступим к погружению. (картонный батискаф опускается до отметки 3)

Не успели мы опуститься до отметки 3, как встретили одну из самых древних рыб на земле. Как вы думаете, как называется эта рыба?

Конечно, это акула. Посмотрите-ка, что это с ней происходит. Подплывает, переворачивается на спину. Для чего она это делает?(ответы детей). Акула переворачивается, когда голодна, а добыча находится над ней.

Дети, посмотрите, а акула плывет не одна, с ней рыба Лоцман. Как вы считаете, для чего такая маленькая рабы плывет с таким крупным хищником? (ответы детей)

Лоцман-это тот, кто прокладывает путь. Но в случае с акулой всё наоборот. Рыба-лоцман сопровождает акулу, потому что рядом с ней ей есть чем поживиться. Отправим ка их подальше от нашего судна. Да самым коротким путём. Для этого посмотрите на схему, измерьте отрезки меркой, сверху выложите фишками, чему равен каждый отрезок и выберите наименьший. Это и будет путь акулы и рыбы-лоцмана(дети измеряют мерки на ватмане, работая в парах)

Как вы думаете, почему тюленей, называют ластаногие? (ответы детей)

Конечности тюленей превратились в ласты, с помощью которых удобно плавать. Однако эти животные сохраняют способность передвигаться по суше, где они отдыхают от подводной охоты за рыбой. Пока тюлень резвится в воде, мы тоже времени зря терять не будем.

Упражнение для всей группы детей. Фигуры разного цвета положите друг на друга:

Назовите эти фигуры?

Какая фигура лежит ниже всех?

Какая выше всех?

Какая лежит между овалом и кругом? Между прямоугольником и квадратом?

С батискафом, как с мячом решил поиграть кит – властелин морей. Давай те мы с вами отдохнём.

Физкультминутка

А как вы считаете, кит рыба или животное? Почему вы так думаете? Чем питаются киты? (ответы детей)

Да, кит умное и смышленое животное, ему приходиться много потрудиться, что бы славно пообедать.

Мы тоже времени даром терять не будем. У вас на столах лежат карточки, на которых изображены предметы.

Подумайте и скажите, какими знаками вы должны воспользоваться, что бы их сравнить. (дети отвечают, после чего работают индивидуально)

Вижу справились вы и с этим заданием. Знаете знаки больше меньше ровно. Порадовали вы меня.

А ещё я хочу узнать, знаете ли вы, из чего состоит задача?

Дети: из условия и вопроса.

Послушайте и объясните, чего не хватает для решения задачи:

* в вазе лежало три яблока. Оля положили ещё одно яблоко

* в магазине было 4 велосипеда. Один велосипед продали.

Как вы думаете, почему нельзя решить эти задачи?

Дети: эти задачи решить нельзя, потому что нет вопроса.

А сейчас вы должны придумать задачу по данному выражению.

Пока мы с вами решали задачи, наш батискаф достиг отметки 10. устанавливается связь с морским царем Тритоном. Дети « надевают» наушники (включается магнитофонная запись)

«Дорогие ребята!!!

Удивили и порадовали вы меня. Вижу знаете вы морских друзей моих. Сижу я в своём подводном дворце и думаю: какой маленький земной шар, но на нем всем есть место- и людям, и животным, и рыбам, и птицам.

Нам надо беречь свою планету. Она – наш дом. Для этого всем людям нужно жить в мире с природой и друг с другом. До свидания!!!»

Ну что дети, пора возвращаться. Мы опустились до отметки 10. теперь, что бы подняться, нужно подняться вновь к отметке 1.

Давай те все вместе сосчитаем от 10 до 1. и мы окажемся на поверхности.

Ну вот мы и снова в детском саду. Понравилось путешествие?

Я предлагаю то, что вам понравилось нарисовать. (дети рисуют на общем листе, пока дети работают, подвожу итог, хвалю детей).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Проект «Путешествие в подводный мир» для детей подготовительной группы детского сада

Описание: Проект для детей подготовительной группы детского сада, способствует систематизации знаний дошкольников о подводном мире и его обитателях.

Актуальность: Многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо ещё.

Проблема: В результате опроса по теме выявлено, что дети проявляют интерес к изучению подводного мира, однако имеют недостаточно четкое представление о флоре и фауне водоемов: рек, озер, морей и океанов.

Цель: Систематизация знаний детей об обитателях подводного мира.

Задачи:
- расширять знания детей о классе рыб (названия, строение, способы питания, размножение);
- учить выделять характерные признаки различных рыб, классифицировать их (пресноводные, морские, аквариумные);
- развивать умение находить причинно – следственные связи, устанавливать взаимосвязь между местом обитания и питанием; рассуждать, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
- воспитывать бережное дружелюбное отношение к живым существам.

Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет, родители.

Сроки реализации: февраль 2016 г.

Место реализации: МБДОУ «Д/с № 47», группа «Крепыши».

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Ресурсы обеспечения проекта:
- Кадровые: воспитатели.
- Информационные: методические разработки, презентации, научная и художественная литература по теме проекта, ресурс интернета.
- Материально – технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, цифровой фотоаппарат.

Виды детской деятельности:
- непосредственно - образовательная;
- исследовательская;
- игровая;
- художественное творчество.

Формы и методы работы:
- непосредственно – образовательная деятельность;
- беседы;
- художественная мастерская;
- опыты, исследования;
- дидактические настольные игры;
- сюжетно – ролевая игра;
- просмотр видеороликов, презентаций;
- тематическая выставка.

Ожидаемый результат: Дети
- выделяют характерные признаки живых объектов, обитающих в водоемах;
- классифицируют рыб: пресноводные, морские, аквариумные;
- устанавливают взаимосвязь между местом обитания рыб, их строением и питанием.

Этапы реализации проекта:
- Исследовательский – опрос детей, выявление проблемы.
- Подготовительный – обработка полученной информации, подбор наглядного и игрового материала, изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
- Практический – реализация плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.
- Заключительный – оценка эффективности реализации проекта.

План реализации

Непосредственно - образовательная деятельность:
- «Подводный мир» - познавательное развитие;
- «В гостях у морского царя» - речевое развитие;
- «Человек и море» - социально – коммуникативное развитие;
- «Кто живет в бескрайнем океане» - чтение художественной литературы.

Исследовательская деятельность:
- «Как появились моря и океаны»;
- «Кто живет в воде»;
- «Почему исчезли панцирные рыбы»;
- «Вода – это хорошо или плохо»;
- «Кто ест водоросли»;
- «Кто чистит аквариум»;
- «Фильтрование воды».

Игровая деятельность:

Дидактические игры:
- «Где, чей дом»;
- «Узнай рыбу по описанию»;
- «Как появляется рыбка»;
- «Назови рыбу и ее дом».
Настольная игра:
- «Веселая рыбалка».
Сюжетно – ролевые игры - путешествия:
- «Путешествие в глубины океана»;
- « Путешествие на речку».

Художественное творчество:
- «Морские коньки играют в прятки» - аппликация;
- «Русалочки в подводном царстве» - рисование;
- «Аквалангисты и водолазы» - лепка;
- Создание композиции «Подводный мир».

Работа с родителями:
- информирование родителей о содержании и задачах проекта «Путешествие в подводный мир»;
- разучивание с детьми стихов, загадок об обитателях водоемов;
- создание буклетов совместно с детьми «Рыбы, которых я знаю».

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели и задачи:

Образовательные:

    расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

    закрепить представления детей о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;

    научить применять ранее освоенные приемы и способы рисования при работе с красками и карандашами;

    учить конструировать изображение пейзажной композиции (морское дно из камешков, подводные растения, морские жители;

    учить располагать предметы и элементы красиво и равномерно по всей фоновой поверхности – тарелки с пластилиновой основой.

Развивающие:

    развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

    развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

    развивать самостоятельность, активность, творчество детей.

Воспитательные:

    вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством;

    формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций;

    учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах;

    формировать бережное отношение к природным богатствам.

Методические приемы:

Литературное слово, ответы на вопросы, использование наглядностей, разгадывание загадок, рисование с использованием “волшебных линий” и различных приемов, составление пейзажных композиций, работа с бумагой, выполнение частично-поисковых заданий, физминутка, подвижная игра “Рыбки и щука”.

Словарная работа:

Рак-отшельник, улитка-береговушка, актиния, хищница, обитатели морского дна, щупальцы, несдобровать, клешня, плавники, жабры, чешуя.

Оборудование и материалы:

Иллюстрационные материалы, картины морского дна, предметы и элементы для пейзажной композиции “Морское дно”, цветная бумага, краски акварельные, простые карандаши, листы с “волшебными линиями”, стаканчики с водой, палитры, кисточки, зубные щетки, губки, клеенка, салфетки, магнитофон, диск “Волшебные звуки природы”, раскраска “Морские животные” из серии “Окружающий мир”, картинки разных рыб.

Предварительная работа:

Беседы, просмотр журналов, картинок, совместная деятельность воспитателя и детей по лепке и аппликации, отгадывание загадок, дидактические игры “Золотая рыбка”, “Собери картинку”, малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов.

Ход занятия

Дети и воспитатель сидят на коврике.

Воспитатель: Ребята, вы любите делать открытия?

Дети: Да-а!

Воспитатель: Мы сегодня с вами поедем на морское путешествие. Точнее, мы спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся на глубины морские. Через специальное окошко наблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир.

Дети закрыли глаза, слышна музыка и звуки морского побережья.

Воспитатель:

Вот какое море –
Без конца и края.
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться.
Станет видно, кто там
В глубине таится.

Ребята, что же мы видим в морской глубине?

Предполагаемые ответы детей: Разные рыбки, акула, осьминоги, раки, медуза, морская звезда и т.д.

Воспитатель: Что же растет на дне морском?

Дети: Травы, водоросли.

Воспитатель: Какие они? Какого цвета водоросли?

Дети: Длинные, узкие, широкие, зеленые или коричневые.

Воспитатель: Как вы думаете, почему их называют водорослями?

Дети: Потому что они в воде растут.

Подготовительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к столам и разделимся на две подгруппы (по 4 чел.). У нас есть 2 панно (одноразовые тарелки с пластилиновой основой) и множество других предметов: пластмассовые рыбки, осьминоги, морская звезда, черепахи, раки. Тут есть еще цветная бумага, фасоль, горох, ракушки, думаю, они нам будут нужны. Нам нужно составить композицию “Морское дно” - правильно расставлять все предметы в панн.

Дети рассматривают предложенный материал, расставляют рыбки и других морских жителей по панно. Воспитатель помогает детям аккуратно рвать бумагу на полосы, похожие на водоросли. Дети красиво расположат их на фоне панно, выложат на дно “камешки”, улитки, мелкие ракушки.

Воспитатель: А теперь, ребята, немножко отдохнем.

Физминутка.

Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

Воспитатель: Ребята, а на дне морском, где живут диковинные рыбы, осьминоги, медузы, приключилась сказочная история. Послушайте…

Жил на дне моря рак-отшельник. Одна клешня больше другой, хвостик маленький, брюшко мягкое. Нашел он как-то пустую раковину, забрался в нее. Понравился домик: надежный, защищает от зубастых рыб. Днем и ночью рак ползал с домиком по песку, покидал его редко: много вокруг хищниц. Бывало, высунется из раковины, чтобы схватить травинку или червяка, а враги тут как тут, только успевай прятаться. И решил рак найти себе хорошего друга. Такого, который смог бы его защитить.

Береговушка! Давай с тобой дружить, - предложил он улитке-береговушке.

Боюсь я твоих острых клещей, а мое тело мягкое и нежное, - ответила улитка.

Услыхала их медуза.

Плыви ко мне, - предложила раку. – Будем с тобой дружить.

Но я не умею плавать. Могу только по дну ползать, - ответил рак.

Медуза разочарованно удалилась.

Приуныл рак, даже об осторожности забыл, оставил домик свой, чертит на дне клешней разные фигуры. Вдруг навстречу огромная рыба плывет. Метнулся рак и домику, да в водорослях запутался. Глаза от страха закрыл и ждет своей погибели.

Прошла минута, вторая. Открыл рак глаза – тихо вокруг, никого. И вдруг увидел совсем рядом необычный цветок.

Ты это спас меня? Как тебя зовут?

Актиния.

Рачок внимательно посмотрел на актинию и спросил:

Ты растение?

Нет, я животное, но похожа на цветок. Посмотри на мои щупальца, они словно лепестки. Но тем, кто к ним прикоснется, несдобровать, обожгу.

Давай с тобой дружить и жить вместе, - предложил рак-отшельник актинии. – Только ты будешь жить на крыше моего домика.

Призадумалась актиния: “А что, если в самом деле поселиться на крыше? Тогда мы будем вместе путешествовать по дню моря. Я увижу много интересного: морские растения, различных обитателей дна…. Это гораздо лучше, чем сидеть на одном месте”.

Я буду ходить по дну и искать корм, а ты своими щупальцами будешь отпугивать врагов, - продолжил рак.

Хорошо, я согласна стать твоим другом, - согласилась актиния. Обрадовался рак и бережно посадил ее на крышу своего домика.

С тех пор стали вдвоем жить-поживать. Актиния отпугивает своими щупальцами всех недругов, а рак-отшельник ищет корм да угощает ее обедом.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций морских животных из серии “Окружающий мир”.

Воспитатель: Ребята, давайте нарисуем эту сказку. Для этой работы у нас все есть, нужно включить наши умения и фантазию.

Алгоритм работы:


  1. Раскрашивайте их.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рисунки у нас получились. Какие обитатели живут в этих рисунках?

Каждый ребенок рассказывает про свой рисунок.

Воспитатель: Мы хорошо поработали, а теперь, давайте, поиграем в игру “Рыбки и щука”. Выбираем “щуку”, а остальные будут “рыбками”. Двигаемся, изображая рыбок, сопровождая движения стихами:

Мы умеем быстро плавать,
Любим прыгать и нырять
Раз, два, три, четыре, пять-
Ни за что нас не поймать.

Вдруг водящий кричит: “Щука!” и дети - “рыбки” убегают, “щука” ловит их.

Воспитатель: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!

Марина Горохова
Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

тема «Путешествие в подводный мир »

для подготовительной к школе группе

Подготовила

Воспитатель подготовительной группы

Горохова Марина Михайловна

Интеграция : коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка.

Программное содержание :

Обучающие задачи :

Продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностями, внешнем виде, питании, передвижении;

Ввести понятия «мировой океан» , «актиния» ;

Обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями : модель Земли, морские обитатели, кристаллы;

Познакомить детей со свойствами морской воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.

Развивающие задачи :

Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Развивать познавательные процессы;

Развивать внимание и наблюдательность;

Формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности.

Воспитательные задачи :

Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения;

Воспитывать уважение к друг другу в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование :

Магнитная доска, магниты;

Изображение морских обитателей;

Баночки с водой, крупная соль, 2 яйца, палочки;

- «мусор» и 2 корзины для эстафеты;

Магнитофон с записью шума моря;

Сладкие призы.

Предварительная работа.

Рассматривание глобуса, карты, создание выставки рисунков, поделок, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир » , беседы «Морские обитатели» , чтение художественной литературы Э. Танасийчук «Нефть в море» , «Отчего погибли киты» , Б. Сахарнов «Кто в море живет» .

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень интересно путешествовать по родной стране , но на свете есть и другие страны, где живут такие же мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Как она называется? (Земля) .

Какую форму имеет Земля? (шара)

Послушайте загадку :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и мал и стар,

Что она – большущий шар. (Земля)

Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. А как вы думаете, почему Земля из космоса видна в голубом цвете? (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).

Отгадайте следующую загадку :

На ноге стоит одной,

Кружит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Воспитатель : А что он изображает? (Модель Земли)

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой) . Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой) .

Воспитатель : Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера) . Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.

Воспитатель : Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т. д.) . Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т. д.) .

Воспитатель : Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.

Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир , для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте : «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие) .

Воспитатель : А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами) .

А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны) . И так, надеваем маски и погружаемся на морское дно.

Золотая Рыбка : «Я дочь повелителя

Грозного царя соленых вод

Вы и шагу не сделаете вперед».

Воспитатель : Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство , чтобы познакомиться с твоими владениями.

З. Р.: А что вы знаете о моем царстве ? (дети рассказывают) .

З. Р.: А теперь разгадайте мои загадки про обитателей морского дна, я вам буду показывать изображения, а вы называйте морских обитателей и расскажите, что вы о них знаете (показывает изображения морской конек, акула, рыба-молот, дельфин, рыба-еж, морской еж, рыба-дракон, осьминог).

Дети называют морских обитателей и рассказывают о них.

З. Р. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные. Кто знает, как они называются? (актинии) . «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет. Только одна рыбка может дружно жить с актинией, кто из вас знает какая?

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Золотой Рыбке, какие виды воды мы знаете?

Дети называют (дождевая, ключевая, пресная, морская, питьевая, чистая, родниковая, речная, колодезная, минеральная, газированная)

З. Р.: Молодцы, ребята!

Физ. минутка

Воспитатель : Предлагаю всем поиграть.

Игра «Капельки, ручеек, река, океан»

1,2,3 Ребята, повертитесь, покружитесь, в капелек превратитесь!

(Дети выходят на площадку) .

Воспитатель : Приготовились, капельки!

Из тучки на землю летите, играйте, прыгайте, веселитесь!

Надоело по одной капельке играть, возьмитесь за руки, теките ручейками быстрыми!

Собрались ручейки в одну большую полноводную реку, плывут, путешествуют Капельки в реке (ходят одной длиной цепочкой) .

Добралась река до океана могучего и растворилась в нем (дети ходят по кругу)

Согрелись Капельки под жаркими лучами Солнца, и поднялись вверх к Тучке (накрыть детей большим покрывалом) .

Подул ветерок, поплыла Тучка с капельками к земле, к лесу зеленому с соснами высокими (дети передвигаются под покрывалом) .

А тут и вечер наступил, опустилась Тучка вниз и в туман превратилась (дети приседают) . Присядьте, Капельки, отдохните, поспите и послушайте музыку моря.

Звучит музыка.

З. Р. Ребята, что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная) .

В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая (дети садятся за столы, где все необходимое для опыта) .

З. Р.: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их (дети рассматривают) . На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .

Какого цвета? (белого)

Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)

Имеют ли запах (нет) .

2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились) .

Вывод : У воды важное свойство : она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т. д.) .

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира : и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт.

1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.

2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.

З. Р.: Какие вы молодцы, выполнили все мои задания.

Воспитатель : Золотая Рыбка, спасибо тебе, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

З. Р.: Подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Кто знает, что происходит в таком случае с морем? (Дети отвечают : Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы).

З. Р.: Много лет я в море живу, но терпеть я больше не могу.

Засорили, замутили всю водицу. Разве будет в море кто водиться?

На дне его бутылки и рваные ботинки,

Бумага, тряпки, склянки, консервные банки ,

Гибнут растения, раки, рыбешки,

Вы помогите, друзья, хоть немножко.

Воспитатель : Ребята, поможем Золотой Рыбке?

Дети отвечают.

Ребенок : Вода – это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Давайте же воду все будем беречь

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель : Золотая Рыбка, ребята, посмотрите, как же засорилось наше море! Сейчас мы очистим его от мусора. Ребята, выходите, море от грязи освободите!

Проводится игра-эстафета «Очисти море от мусора»

(на полу бумага двух цветов, дети по командам собирают «мусор» в корзину, выигрывает та команда, чей «мусор» будет быстрее собран).

З. Р.: Спасибо, ребята! Вы очень дружные, помогли моему морскому царству . Давайте дружно дадим обещанье, что будем беречь нашу планету от мусора.

Дети хором : Обещаем!

З. Р.: Ребята, мне пора домой, а вам за знания и помощь я отдаю морской клад, будьте дружными. До свидания (уходит) .

Воспитатель : Ну и нам пора подниматься с морского дна. Присели, оттолкнулись ножками от дна, плывем к поверхности, выплыли. Давайте посмотрим, что нам за клад Золотая Рыбка приготовила (открывает сундук и раздает детям сладости) .