«Окружающий мир для дошкольников» - Три группы умений: общеучебные, предметные и школьные. Обязательная часть основной общеобразовательной программы ДО. Как работать с пособиями для детей. Как готовиться к занятию, основанному на минимаксе. Основа отношений между Людьми - общечеловеческие ценности. Знакомство с живой природой, лесом. Обо всех временах года и их характерных особенностях.
«ЭУП» - Структура ЭУП. «Человек». «Природа». ЭУП «Природа, человек, общество» было использовано в 4 классе. «Общество». Система поиска объектов. Предметное содержание ЭУП «Природа, человек, общество». Контроль и оценка результатов обучения в процессе использования ЭУП. «Человек и природа». Пример корректировки тематического планирования по природоведению.
«Окружающий мир «Гармония»» - Растения Амурской области. 3 класс. Особенности программы по окружающему миру УМК «Гармония». 4 класс. Удивляюсь. Правила работы с текстом. Скелет динозавра, найденного на территории Амурской области. Любуюсь. Достижения технического прогресса. Река Амур.
«Учебно-лабораторное оборудование» - Фотографирование клетки. Разнообразие растений. Вода-растворитель. Разумное существо. Перспективная начальная школа. Грибы. Звезды и созвездия. Планета знаний. Состав почвы. Проращивание семян фасоли. Представление о внутреннем строении листьев. Наблюдение за свойствами воды. Мир живой и неживой природы.
«Работа с учебником» - В работе с учебником необходимо применять разнообразные методические приемы. Формирование умений работы с учебником на предмете «окружающий мир» должно проводиться систематически. Осознание теоретического материала, развитие познавательной деятельности, формирование практических умений и навыков. Проведение анкетирования и обработка результатов.
«УУД по окружающему миру» - Понимать, что нужна дополнительная информация. Самостоятельно формулировать цели урока. Ориентироваться в своей системе знаний. Оформлять свою мысль в устной и письменной речи. Донести свою позицию до других. Цель деятельности на уроке. Высказывать свою точку зрения. Личностные УУД. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна.
Всего в теме 25 презентаций
Консультация для молодых специалистов ДОУ
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
из опыта работы воспитателя первой категории
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план , намного чаще допускают ошибки в планировании.
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
При планировании необходимо учитывать три основных принципа, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей:
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
4. Учет местных и региональных особенностей климата.
Комплексная программа составлена с учетом климатических условий, соответствующих нашему региону и в коррекции не нуждается.
5. Учет времени года и погодных условий.
Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
6. Учет индивидуальных особенностей.
Необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс.
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
Непосредственно организованной образовательной деятельности (НОД), игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.
8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости.
Планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью.
9. Учет уровня развития детей.
Проведение (НОД), индивидуальной работы, игр по подгруппам.
10. Взаимосвязь процессов обучения и развития.
Обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности.
11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий.
Одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.
Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:
1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.
12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке
Психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка.
13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Буратино, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?..).
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать, как живут птицы в лесу?…).
15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному
раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран. возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Исследований и экспериментов», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.
16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) коммуникативная;
в) продуктивная (рисование, лепка, аппликация , ручные виды работы с различными материалами);
г) познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
эксперименты);
д) музыкально - художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности;
ж) чтение.
3. Работа с семьей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
2. Определить тематику, содержание, количество НОД для прохождения каждой темы.
Например, Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
3. Выбрать оптимальные формы проведения НОД и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
4. Планируется образовательная деятельность в режимных моментах.
Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
6. Работа с родителями.
7. Работа по ЗКР.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Задачи (программное содержание).
Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
Например, воспитывать – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговая деятельность в виде викторин, КВНов, развлечений.
Оборудование.
Активизация словаря.
Методы и приемы.
Источник.
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
2. Схема-сетка.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Например, записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течение всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Например, Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
по составлению календарно-тематического планирования .
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и результаты. Продуманное планирование обеспечивает четкую организацию учебной работы, намечает перспективы, способствует реализации определенной системы обучения, достижения целей, поставленных перед учителем.
Ключевой критерий при составлении плана - обеспечение логической взаимосвязи и интеграции дисциплин учебного плана.
Обязательные этапы подготовки тематического планирования :
1.Обсуждение методическими объединениями школы.
2.Согласование с завучем по методической работе.
3.Утверждение директором школы.
При составлении тематического плана необходимо изучить и использовать следующие нормативные документы :
Государственный образовательный стандарт по предмету, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;
дополнение к государственному образовательному стандарту в качестве «регионального компонента»;
учебный план к данной образовательной программе;
примерная образовательная программа, рекомендуемая Министерством образования и науки РФ;
новые учебники, пособия.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается и обсуждается в течении учебного года, и утверждается до начала нового учебного года.
Планирование утверждается на один учебный год. Титульный лист меняется ежегодно.
При планировании учителю необходимо ориентироваться на такие показатели, как:
системность в работе
последовательность в организации учебной деятельности
логика развертывания учебного содержания
использование разнообразия методов обучения
использование дидактического разнообразия средств наглядности
использование разнообразия педагогических технологий
использование вариативности учебных заданий
исключение однообразия в структуре уроков
исключение перегрузки учащихся учебной информацией
своевременность подготовки раздаточного материала
возможность исправить недостатки программы и учебника.
Структура тематического планирования включает следующие разделы :
1) Титульный лист.
Класс, название учебного курса, количество часов по плану.
Перечень тем отдельных уроков и распределение учебного времени по четвертям, полугодиям, год.
Таким образом, план должен представлять собой СИСТЕМУ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
В таком виде тематическое планирование предупреждает учителя от возмож ных ошибок и неточностей, от расширительного или ограничительного толкования целей каждого урока, помогает отбирать эф фективные приемы и средства учебной работы на уроке. К сожале нию, на практике многие учителя из-за недостатка времени и по другим причинам часто игнорируют данный подготовительный этап преподавательской работы. Это вызывает большие, часто не преодолимые трудности в подготовке эффективных уроков , особенно в определении их целей, в отборе необходимых приемов и средств преподавания и обучения
Приложение 1. Оформление титульного листа.
Утверждаю
Директор школы МБОУ СОШ №
И.И.Иванов
30.08.2016 г.
Согласовано:Зам. директора по УМР
___________
30.08.2016 г.
Рассмотрено:
На заседании МО
29.08.2016 г.
Протокол № 1
Календарно – тематическое
планирование уроков
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель:________________________
Приложение 3. Примерные схемы календарно- тематического плана.
Схема 1.
Номерурока
Количество часов
Тема и основное
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание
Схема 2.
Номерурока
Количество часов
Тема и основное
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание
урока
Кол-во
часов
Кален-
дарные
сроки
Материал
по
учебнику
Доп.
мате-
риал
уроку
Наглядные
пособия
Лабораторный
опыт
Виды
письменных
работ
Повторение
пройденного
материала
Межпредметные
связи
Схема 3
урока
Название тем курса
Всего часов
В том числе
Формы
контроля
лекции
практ. работы
семинары
Номерурока
Количество часов
Тема и основное
Тип
урока
Задачи
Вопросы и
задания
Проверяемый
материал
Виды
Самостоятельной
работы
Планируемые
умения и навыки
Виды
контроля
и обратной
связи.
Формы
организации
учебной
деятельности
Домашнее
задание
Схема 4урока
по теме
Название разделов, тем,
уроков
Основные понятия,
названия,
персоналии
Домашнее
задание
Количество
часов
Календарные сроки
Схема 5
датаНомер урока по теме
Тема урока
Тип урока
Триединая задача урока
Методы обучения
Повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся
Виды контроля знаний и обратной связи
Планируемые знания, умения и навыки
Дидактические средства урока
Самост. работа учащихся на уроке, методы закрепления пройденного
Дом.заданиерепродуктивное и творческое
Схема 6.
№урока
Разделы,
темы,
уроков
Кол-во
часов
Календарные
сроки
Тип и форма
урока
Виды
письменных
работ
Домаш.
задание
Простой календарный план
Разделы темыКоличество часов
Календарные сроки изучения
Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени на разделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (Тематические блоки)Количество часов
Занятия и основные вопросы
Календарные сроки
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретных тем (тематических блоков): определяется принцип изложения учебного материала, темы и вопросы каждого занятия и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование может состоять из разного набора граф в зависимости от того, что методисты или учителя счи тают важным определить заранее. Например, в «Примерном пла нировании курсов истории...» (М., 1996) учебный материал распре делен по темам и занятиям с указанием часов, рекомендованы кон кретные рубрики учебников и дополнительная литература, ролевые игры, практические занятия, наглядные средства, темы рефератов и сообщений. Авторы учебно-методического комплекта по Новой истории (А.Я. Юдовская и Л.М. Ванюшкина) для каждого занятия сформулировали «планируемые результаты изучения материала», указали «основные понятия, термины, реалии» и «литературу из учебно-методического комплекта».
По нашему мнению, для творческого планирования системы учебных занятий в условиях вариативного обучения истории необ ходим более упорядоченный и расширенный набор параметров. И хотя в этом случае работы на подготовительном этапе прибавит ся, но в результате учитель получит развернутый, охватывающий все факторы процесса обучения методический проспект темати ческого блока, логично выстроенный по горизонталям (в рамках одного занятия) и по вертикалям (преемственность изучения темы по этапам блока, последовательность вопросов и понятий, разви тие познавательных умений учащихся, взаимосвязь форм занятий и контроля) . Вариант такого планирования учитель может построить самостоятельно. Порядок его разработки следующий:
В первую графу таблицы переносится соответствующая теме часть обязательного минимума содержания исторического образо вания.
Во вторую - соответствующая часть учебной программы, по которой ведется обучение.
Положения двух документов сопоставляются между собой и с учебником, определяется принцип изложения учебного материала в блоке, на этой основе он распределяется по занятиям, форму лируются их темы и основные вопросы.
Анализ содержания каждого занятия показывает, какие по нятия формируются или актуализируются на каждом из них. Опор ные понятия фиксируются в четвертой графе.
В пятой графе перечисляются: учебники, карты и другие Учебные пособия для каждого занятия блока.
Ориентируясь на требования к уровню подготовки выпуск ников основной/полной школы и на содержание занятий данного тематического блока, в шестой графе составляется программа раз вития учащихся.
В соответствии с этапами изучения темы, спецификой учеб ного материала, целевой установкой блока и субъективными факторами процесса обучения в седьмой графе планируются конкрет ные типы уроков и (или) другие формы учебных занятий.
Содержание и форма каждого занятия, а также программа развития учащихся определяют способы проверки знаний и умений школьников, которые отмечаются в последней графе тематического плана. По вертикали они должны представить систему усложняющихся форм познавательной деятельности и видов заданий. Раскрывающих все компоненты подготовки учащихся по истории.
В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта .
Литература:
1.Закон об образовании РФ ст.32 п.2.7
2.В.И.Горовая, Р.И.Кузьминов, Л.Н. Харченко «Теория и практика дидактического проектирования».
3.Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Москва, 2000.
4. Журнал «Завуч», №8, 2002 г.
№5, 2004 г.
5. Журнал «Школьное планирование», №6, 2006 г.
Планированием называется разработанная и установленная руководителем предприятия система количественного и качественного показателя, где определяется темп, пропорции и тенденции развития на текущий период или перспективу. Для хорошего темпа развития каждому предприятию необходимо регулярное составление проекта.
Этапы планирования
На сегодняшний день можно выделить следующие этапы планирования работы предприятия:
- постановка целей и задач;
- составление программы действий (проектирование);
- подготовка вариантной программы действий («план Б»);
- выявление необходимых источников и ресурсов;
- определение исполнителей и оповещение их о плане;
- фиксирование результата планирования письменно, в виде карты, проекта, презентации, приказа.
Основные виды планирования
В зарубежной практике для этого термина, а также для административного управления и контроля существует одно понятие - «менеджмент». Планирование - это центральное звено механизма урегулирования производственной системы. С его помощью руководство контролирует темпы развития предприятия.
Виды планирования по назначению:
- определение стратегии развития предприятия ;
- разработка нового производства, продукции, проекта;
- составление тактики деятельности предприятия на определенный период времени.
Что такое план? Это документ или его часть, которая охватывает весь производственный, хозяйственный и финансовый комплекс предприятия за определенный период времени. Это нескончаемые процессы, сменяющиеся один за другим.
Виды планирования по содержанию:
- основное направление развития предприятия;
- отдельная проблема;
- детальная программа производственной деятельности.
Планы бывают составлены на разные временные отрезки: краткосрочные перекрываются долгосрочными и наоборот. Это непрерывный процесс, который обусловлен динамикой производства и непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме этого, в планах также могут быть ошибочные решения, которые в процессе их выполнения необходимо исправлять и корректировать. Предприятия не всегда следуют намеченному проекту.
К этому виду планирования относится также сетевой метод. С его помощью моделируют параллельное выполнение нескольких функций, например рабочую смену по производству чего-либо и одновременный ремонт цеха.
Программно-целевой метод
С помощью этого метода план составляют в виде программы. В нее входит комплекс задач и мероприятий, которые объединены одной целью и датируются определенными сроками.
Отличительной чертой программы выступает ее нацеленность на достижение результатов. Главный стержень здесь - генеральная цель. Для ее достижения назначаются конкретные исполнители, которых руководство наделяет всеми необходимыми ресурсами.
В зависимости от сроков встречается такой вид планирования:
- перспективный;
- текущий;
- оперативно-производственный.
Основой перспективного планирования является прогнозирование. С его помощью анализируются перспективы потребности в новой продукции, товарных и сбытовых стратегиях. Основные виды планирования по периодам действия планов бывают: долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными.
С помощью текущего или годового планирования разрабатывают среднесрочный план и уточняют его показатели. В зависимости от объекта этот метод бывает заводским, цеховым или бригадным.
Оперативно-производственный план разработан с целью уточнения текущего годового плана по менее длительным отрезкам времени (месяц, смена, час) и по отдельным рабочим подразделениям (цех, бригада, рабочее место). Этот документ доводит суть необходимых заданий до их непосредственных исполнителей.
При помощи перспективного, текущего и оперативно-производственного методов планирования образуется единая система.
Директивное планирование
Этот вид обуславливается тем, что в обязательном порядке принимаются и выполняются плановые задания, которые устанавливает вышестоящее руководство для своих подчиненных.
Директивный метод пронизывает все уровни системы централизованного планирования (предприятия, его отраслей, регионов, экономику в целом) и сковывает инициативу организации.
Индикативное планирование
Такой метод характеризуется формой государственного регулирования и контроля над ценами, тарифами, ставками налогов, банковскими процентными показателями. Задания этого плана называют индикаторами - параметрами, которые характеризуют состояние и направление экономики. В их составе могут быть обязательные задания государства, однако их число ограничено.
Индикативное планирование носит исключительно направляющий характер. По отношению к организациям или предприятиям такой метод применяется во время разработки перспективных планов.
Стратегическое планирование
Этот вид направлен на постановку перспективных целей и выработку средств для их достижения, а также предназначен для определения основных направлений развития и формирования миссии предприятия, которая идет на реализацию общей цели. Данная миссия характеризирует статус организации и обеспечивает ориентир для целей и стратегий.
Виды планирования учебной деятельности
При подготовке к новому учебному году учитель должен составить план для каждого класса, в котором он читает свой предмет. То же самое касается и преподавателей в университетах.
Основой этого плана является программа учебного предмета. Содержащиеся в программе положения и аспекты приобретают более конкретную форму. Обязательно учитываются условия работы в определенном классе/группе. Особенное внимание уделяется таким факторам:
- уровень знаний учеников;
- количество уроков/пар;
- тип и объем дидактических материалов;
- степень продвинутости класса/группы;
- объем глав и параграфов в пособиях;
- наличие или отсутствие внеклассовых экскурсий/практических занятий в лабораториях и других местах;
- количество часов, отведенных на проверку знаний;
- контроль или повторение материла.
Обязательным является вписывание годового учебного плана в журнал класса. Он включает в себя перечень тематических групп, которые составляют из тех тем, что относятся к отдельным методическим единицам. Четвертные планы являются более эффективными благодаря тому, что составляются чаще и имеют большие объемы, нежели годовые. Они позволяют подробнее определиться с дидактическими задачами, учитывая изменения, которые происходили в течение предыдущей четверти.
Внешнее выражение такого дидактического планирования - это конспект урока/пары. Здесь план включает в себя такие обязательные пункты:
- тема урока или лекции;
- воспитательные цели, выраженные объяснениями преподавателя или демонстрацией какого-либо визуального материала;
- порядок урока: подготовительные действия, проверка наличия учеников на местах, контроль выполнения домашнего задания и подготовки к уроку, основные действия (вычитывание новой темы, решение более сложных задач, лабораторная работа), завершающий этап, к которому зачастую относится закрепление материала и выдача задания на дом.
Конспект - это подробное развитие такого плана. Обычно в него входит тема урока или лекции, цели и задачи, порядок урока, материал, распределяющийся отдельными этапами (для удобства используются таблицы, списки, чертежи), а также задание для домашней работы. Помимо этого в конспект записывается перечень методов, а также дидактических средств, которые были использованы на определенных этапах урока.
Виды планирования в школе зависят от многих факторов, например, от уровня успеваемости, объема программы и предпочтений преподавателя.
Если на уроке используются программированные тексты, то в конспекте должны учитываться дополнительные материалы, к примеру, подборка более трудных заданий для учеников, которые усваивают информацию лучше и работают быстрее остальных.
Виды планирования в ДОУ
Для того чтобы создать систему обучения в дошкольном образовательном учреждении, следует использовать сразу несколько видов планирования:
- перспективный план или программа развития ДОУ (его составляют на 3 года вперед);
- план ДОУ (на один год);
- тематический план (по видам деятельности);
- индивидуальный план, составленный специалистами и администрацией;
- календарно-тематическое планирование в определенной возрастной группе.
Самый популярный среди них - последний. Так, календарно-тематическое планирование способно структурировать содержание процесса образования. Оно весьма удобно и просто для любой возрастной группы. Для разработки вам понадобится:
- определиться с объемом плана в учебных часах ;
- придумать тематику, содержание, разработать схему занятий на каждый день;
- установить оптимальные формы проведения занятий, методы обучения (для ДОУ лучше всего подойдет игровой вариант);
проверить, не получилась ли программа перенасыщенной для ребенка, ведь от избытка деятельности может быть мало пользы.
Мы рассмотрели понятие и виды планирования. Подводя итог, можно сказать, что это сложный процесс, на который влияет множество факторов, начиная от сроков работы предприятия и заканчивая его размерами. Для того чтобы организация хорошо функционировала и приносила доход, неотъемлемой частью является составление грамотного плана. В случае успешной разработки и дальнейшего следования программе компании гарантирован успех.
Наталья Власова
Методические рекомендации к написанию календарно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса
Календарно- тематический план воспитательно - образовательного процесса в группах в соответствии с ФГОС ДО.
Календарно- тематический план (далее - План ) воспитательно - образовательного процесса в группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы .
Цели и задачи календарно - тематического планирования :
Обеспечение выполнения образовательной программы в ДОУ в каждой возрастной группе.
Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.
Достижение положительных результатов в воспитании , образовании и развитии детей.
Реализация учебного плана по всем направлениям образовательной деятельности
План должен :
Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Соответствовать критериям полноты и достаточности.
Сочетать принципы научной обоснованности и практической применяемости.
Обеспечивать единство воспитательных , обучающих и развивающих целей, а также задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников , спецификой и возможностями образовательных областей.
Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса .
Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Предполагать построение образовательного процесса в различных видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, конструктивно-модельная, трудовая, самообслуживание, изобразительная, музыкальная, двигательная, а также на адекватных возрасту формах работы с детьми, т. е. на основе игровой деятельности.
Требования к оформлению календарного плана
- План должен быть написан аккуратно , понятным подчерком.
Обязательно должен быть оформлен титульный лист с указанием группы, Ф. И. О. обоих воспитателей группы , даты начала и окончания плана .
- План оформляется в соответствии с утвержденной моделью планирования в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы.
Последняя страница тетради календарного плана воспитателями не заполняется . Она предназначена для записей старшего воспитателя .
При планировании разнообразной детской деятельности указывается форма детской деятельности (в соответствии с ФГОС) .
При планировании приветствуется использование картотек наблюдений, пальчиковой гимнастики, артикуляционной, бодрящей гимнастик и т. п., составленных педагогами группы.
Основа планирования педагогического процесса , строится на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которую реализует ДОУ
Календарные планы составляются в соответствии с режимом дня группы, календарно – тематическим планированием , циклограммой совместной организованной деятельности в ходе режимных моментов.
Календарный план составляется на неделю вперед (за исключением индивидуальной работы с детьми) .
Индивидуальная работа с детьми планируется , учитывая результаты диагностики и результаты организованной образовательной деятельности.
Публикации по теме:
Календарный план воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе Календарный план воспитательно-образовательного процесса в логике проектов в подготовительной группе (№5) МБДОУ №7 «Ляйсан» п. Джалиль на.
Методические рекомендации к написанию конспекта по развитию речи (чтение одного нового произведения) Структура НОД по речевому развитию (чтение одного нового произведения)Вид деятельности: восприятие художественной литературы и фольклора.
Модель воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе Понедельник УТРО 7.00-7.05 Коммуникативная. Приём детей на свежем воздухе. Взаимодействие с родителями. 7.05-7.25 Коммуникативная. Общение.
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.
План психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ План психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №189» педагога-психолога:.
Планирование воспитательно-образовательного процесса Речевое развитие. Развитие речи с элементами обучения грамоте. Физическое развитие. ФИЗО Звук и буква «М». Цели: 1. Вырабатывать навык.