Пояснительная записка к методическому пособию. Рекомендации в помощь преподавателю при написании пояснительной записки к учебно-методическим материалам. Методическое пособие к курсовой работе по дисциплине «Эксплуатационные материалы и экономия топливно-э

Пояснительная записка

к методическому пособию

«Системно-деятельностный подход к изучению зарубежной литературы в школе»
Пошис Людмила Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Уроки или занятия по зарубежной литературе в системе филологического образования предполагают специально организованное изучение произведений зарубежных авторов в школе, которое включает:


  • целенаправленный отбор произведений для изучения;

  • оптимальное соотношение компонентов литературного образования (русская литература, зарубежная литература) и установление взаимосвязей между ними;

  • изучение произведений с обязательным привлечением соответствующего историко- и теоретико-литературного материала;

  • использование разнообразных форм учебной деятельности (урок - факультативное занятие - внеклассная и внешкольная работа).
Цель - активизация живого интереса школьников к литературе, идущая через творческо-игровые приемы, связывающие усвоение новых знаний с жизнью детей, с окружающим их миром, с событиями, происходящими в обществе.

Для достижения этой цели необходимо решать такие основные задачи:


  • учить школьников совокупности сведений о вершинных явлениях мирового литературного процесса, общие закономерности его хода от древнейших времен к настоящему;

  • давать им литературоведческие понятия и сроки, необходимые для полноценного анализа и интерпретации художественных текстов, а также понимание главных закономерностей хода литературного процесса;

  • учить определять национальную своеобразность и общечеловеческую ценность произведений мировой литературы (в т.ч. в сопоставлении с произведениями украинской литературы и других видов искусства);

  • отрабатывать привычки различения явлений классической и массовой культуры;

  • развивать мышление школьников (образное, ассоциативное, абстрактное, логическое и т.п.);

  • воспитывать у учеников уважение к духовным достижениям человечества и расовую, этническую, социальную и религиозную толерантность вместе с тем с принципиальным нонконформизмом, способностью формировать, формулировать и активно отстаивать собственную точку зрения, систему жизненных (в т.ч. эстетичных) ценностей и приоритетов, стремление иметь собственно, никем не навязанное мировоззрение, сохранять и продолжать лучшие национальные традиции, не воспринимать культа силы и преимущества материальных ценностей над духовными.

Школа работает в быстро изменяющихся условиях. Давно назрела пора менять многое и в методике преподавания литературы.

Предлагаемая система обучения основывается на многолетнем опыте работы в школе.

Большей частью разговор пойдет о книгах зарубежных писателей, включенных в программы, но в сравнительно-сопоставительном плане затрагиваются и произведения Крылова, Пушкина, Гоголя, Шевченко, Короленко и других отечественных авторов.

Таким образом, немногие часы, отведенные на изучение ино­странных классиков и современных зарубежных писателей, предо­ставляют большие возможности для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять уровень осмысления ли­тературы как искусства и, несомненно, создадут основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является со­ставной частью мирового литературного процесса.

Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литератур­ную классику. Ее изучение в школе-нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических норм.
У учащиеся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по кнноэкранизациям или телеспектаклям. Поэтому всячески следует приветствовать расширение школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение произведений зарубежных писателей.

Задача учителя - вернуть классической литературе ее юных читателей, воз будить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений, чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя осталось в их памяти «а всю жизнь. Произведения зарубежных авторов оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее выигрышном положении. Перед учителя­ми-словесниками встает задача не только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и речь. Поэтому предлагаются различные варианты ра­боты над текстами: заучивание наизусть, литературные монтажы, словарные конкурсы, цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление карточек, запоминание афоризмов и т.д.

В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода. В младших классах дети нередко из-за невысокой техники чтения не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала ре­комендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей.

В старших классах основное вни­мание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на. по­нимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представ­лены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование.

Изучение зарубежной литературы в школе сопровождается различными пись­менными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п. Для развития воссоздающего воображения учащихся на уроках предлагаются всевозможные виды наглядных пособий и оборудования: рисунки детей, иллюстрации и картины ху­дожников, различные издания книг авторов, их портреты, записи, грамзаписи. Большое внимание уделяется словарной работе и мето­дике ее проведения. После каждого заключитель­ного урока по теме рекомендован словарь, из которого можно почерпнуть необ­ходимый материал.

Изучение зарубежной литературы способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом процессе и роли в нем отечественной литературы.

Школьный курс зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства. Автор считает, что такой подход позволяет более эффективно решить главную задачу: ввести ребенка в мир художественной литературы, радость общения с которым рождается не от излишнего теоретизирования, а от непосредственного общения с текстом.

В школьном курсе зарубежной литературы представлены писатели разных стран и эпох. Важно выявить индивидуальные особенности каждого и вместе с тем то общее, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой, подчеркнуть преемственность в развитии литературы, восприятие традиций и их обновление.

Подходы к изучению древнерусской и зарубежной литературы в школе имеют две общие черты: бессистемность и фрагментарность.

В современном преподавании зарубежной литературы существует немало трудностей: несовершенство программ, малое количество и невысокое качество методической литературы и др. В настоящее время требуется переосмыслить подход к изучению зарубежной литературы, он должен стать системным, учитывать возраст учеников и не оставлять у них обрывочные, фрагментарные знания.

К таким же выводам можно прийти и относительно зарубежной литературы, если проанализировать школьную программу. Чтобы не повторяться, обратимся к хронологической синхронной таблице, которую целесообразно также составить вместе с ребятами в процессе изучения зарубежной литературы. Покажу лишь фрагмент такой таблицы.


Временной пласт

Зарубежная литература

Русская литература

XIII – XIV в.

Данте «Божественная комедия», лирика Петрарки, Боккаччо «Декамерон»

«Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», «Задонщина».

XIV – XVI в.

Рабле, Сервантес, Шекспир, Лопе де Вега, Калодерон, Мильтон, Мольер, Расин

Переписка Ивана Грозного с Курбским, «История о Казанском царстве», «Домострой», «Житие протопопа Аввакума, «Повести о горе-злосчастии», «О Флоре Скобееве» и др.

XVIII – XIX в.

Дефо, Свифт, Филдинг, Стерн, Бернс, Вольтер, Дидро, Руссо, Гёте, Шиллер

Ломоносов, Сумароков, Державин, Радищев, Фонвизин, Карамзин

Такая синхронизация материала делает совершенно алогичным изучение Мольера после русской литературы XVIII века, как это практикуется в школе. История литературы требует, чтобы метод классицизма преподносился учащимся как закономерное и исторически развивающееся явление, истоки которого восходят к античности, а результаты ощутимы и сейчас. Между тем, как правило, школьники, «пройдя» классицизм, ничего не запоминают о нем, разве что, в лучшем случае, правило трех единств в драматургии.

Таким образом, программа Т.Ф. Курдюмовой нуждается в существенной корректировке. Программы под редакцией А.Г. Кутузова и под редакцией М.Б. Ладыгина более внимательно и систематизировано подходят к изучению литературы как единой системы (выделяя начальный курс на историко-литературной основе, соблюдая хронологическое соответствие при изучении русских и зарубежных произведений).

Таким образом, разработка и внедрение проекта «Системное изучение мировой литературы» обосновано и необходимо.

Этим и обусловлена попытка создать систему в изучении зарубежной литературы в 8-11 классах, планируя уроки после изучения основных тем, сразу, целым блоком. Возможно на основе предложенной системы организовать элективный курс по зарубежной литературе.

На изучение разделов зарубежной литературы рекомендуется следующее распределение часов:

Тематическое планирование

изучения зарубежной литературы по классам


Класс

Раздел

Колич.

часов


Тематика уроков

8

Античная литература

Литература Средневековья

Литература эпохи Возрождения

Классицизм, барокко, просвещение (XVII – XVIII в.)

Романтизм, реализм (XIX в.)

Литература ХХ века.


16 часов

7 часов

14 часов

12 часов

11 часов

15 часов


  1. Мифология – основа мировой литературы

  2. Мифы разных народов о сотворении мира

  3. Мой любимый миф: обзор древнегреческой мифологии

  4. Загадка Гомера: урок – диспут

  5. «Илиада» и «Одиссея» - сопоставление поэм

  6. Анализ отрывка «Одиссей у циклопов». Сопоставление с русской народной сказкой «Лихо одноглазое»

  7. Самостоятельный анализ отрывка Гомера

  8. Античная лирика. Катулл. Гораций

  9. Понятие вольного перевода. Сопоставление стихотворений разных авторов (Гораций, Державин, Пушкин)

  10. Рождение театра. Разновидности античной прозы

  11. Творчество Эсхила «Прометей Прикованный»

  12. Творчество Софокла «Царь Эдип»

  13. Творчество Эврипида «Медея»

  14. Обобщение и повторение: развитие античной драматургии

  15. Интегрированная игра - «погружение» «Ступень к Парнасу»
(МХЛ, МХК, история)

  1. Контрольная работа по теме

  1. Литература Средневековья. Общая характеристика и источники влияния

  2. Эпос как наследие Средневековья

  3. Рыцарская литература.

  4. Данте Алигьери. Маргинальность творчества

  5. Художественные особенности «Божественной Комедии»

  6. Различные модели мира (Данте, Д. Андреев, П. Ершов, В. Шаламов)

  7. Тестовая и творческая работа «Моя модель мира»
Итоговый контроль по теме

  1. Интегрированный урок «Тот, у кого нет музыки в душе, способен на грабеж, измену, подлость» Шекспир (МХЛ, МХК, история)

  2. Сонет: особенности и эволюция жанра

  3. Итальянское Возрождение. Ф. Петрарка

  4. Нидерландское Возрождение. Э. Роттердамский

  5. Французское Возрождение. Франсуа Рабле

  6. Испанское Возрождение. Мигель Сервантес

  7. Комедия Возрождения в разных видах искусства (литература, театр, кино)

  8. Английское Возрождение В. Шекспир. Периодизация творчества
9-10. «Ромео и Джульетта» История создания и художественные особенности трагедии

11-12. Урок – читательская конференция по творчеству В. Шекспира


  1. Интегрированная игра «погружение» «Искусство, ты таишь в себе огонь эпохи» Ф. Шуберт

  2. Контрольная работа по теме

  1. Классицизм и бар окко 17 векакак основные направления в искусстве и литературе семнадцатого столетия.

  2. Пьер Корнель (1606-1684)величайший французский драматург. Трагедия «Сид». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.

  3. Жан Расин (1639-1699) - второй великий драматург французской классицистической сцены. «Андромаха» и «Федра». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.

  4. Жан Батист Мольер (1622-1673 ) - великий французский комедиограф. Комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной». Черты классицизма, проблематика, система персонажей.

  5. Восемнадцатое столетие как эпоха Просвещения. Выдающиеся мыслители и художники и их гуманистические идеи.

  6. Бомарше (1732-1799). «Севильский цирюльник». Проблематика, система персонажей, художественные особенности.

  7. Даниэль Дефо (1660-1744) и его «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим» и Джонатан Свифт (1667-1745) и его «Путешествия в разные отдалённые страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей».
8. Французские просветители-энциклопедисты.

Д. Дидро и Ж. д"Аламбер.

9. Вольтер. Самые значительные произведения Вольтера.

10. Трагедия «Фауст» – это не только философская трагедия, оперирующая отвлеченными понятиями, но это и изображение конкретной реальной жизни Германии.

11. Фридрих Шиллер (1759 – 1805) - немецкий поэт, драматург, философ и историк.

12. Контрольная работа по теме.


  1. Вальтер Скотт (1771 – 1832 ) и романы «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард»

  2. Виктор Гюго (1802 – 1885) и роман «Собор Парижской Богоматери»

  3. Романтики: интерес к истории и фольклору.. Сказка - канон для новеллистов. Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822), Эдгар Аллан По (1809 – 1849), Ханс Кристиан Андерсен.

  4. Английский поэт и драматург Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788 – 1829) - кумир всех романтически настроенных читателей, олицетворение романтизма. Поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда»

  5. Генрих Гейне (1797 – 1856 ) - последний поэт романтизма и первый его критик.
6.Первый французский реалист Фредерик Стендаль (1783 – 1842 ) :

романы «Красное и черное» (1830) и «Пармский монастырь» (1839),

7.Самый выдающийся писатель раннего этапа критического реализма Оноре де Бальзака (1799 – 1850).

8. Проза Гюстава Флобера (1821 – 1880 ) , «Госпожа Бовари».

9. Ги де Мопассан (1850 – 1893 ) и романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885) и многочисленные новеллы.

10.Творчество Эмиля Золя (1840 – 1902) .

11.Итоговое занятие.

1. XX век: реализм, модернизм, постмодернизм

2. Генрих Манн (1871 – 1950) и роман «Земля обетованная» (1900) - карикатура на берлинских нуворишей, которые сколачивали грандиозные капиталы финансовыми аферами.Томас Манн (1875 – 1955) . Автор «Будденброков» (1901)

3. Бертольт Брехт (1898 – 1955) - выдающийся немецкий драматург, теоретик драмы, режиссер, прозаик и поэт. «Трехгрошовая опера».

4-5.Эрих Мария Ремарк (1898 – 1970 ) и роман «На Западном фронте без перемен», потрясающий своей правдивостью. «Три товарища» (1939). Романы Ремарка «Возлюби ближнего своего» (1940) и «Триумфальная арка» (1946) – это злоключения беглецов, чудом вырвавшихся из лап гестапо. Роман «Время жить и время умирать» (1954).

6. Марсель Пруст (1871 – 1922) , Франц Кафка (1883 – 1924 ) – великие модернисты 20 века.

7. Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) - французский философ и прозаик.

8. Альбер Камю (1913 – 1960 ) - единомышленник и оппонент Сартра. Трактат «Миф о Сизифе» (1942). Роман «Чума» (1947).

9. Жоржи Амаду (1912 – 2001) и романы «Дона Флор и два ее мужа» (1969), «Тереза Батиста, уставшая воевать» (1972), «Тьете из Агресте» (1976), «Похищение святой» (1989)..

10-11. Габриэль Гарсиа Маркес (род. 1928) - Лауреат Нобелевской премии (1982) колумбийский писатель, повесть «Полковнику никто не пишет» (1956).

Знаменитый роман «Сто лет одиночества» (1962).

12-15. Итоговые занятия обобщающего характера. Тестирование. Анкетирование. Ученическая конференция по современной зарубежной литературе.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ


  1. Раздел
«АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Был ли легендарный слепой певец из Малой Азии автором этих эпических сказаний или только прославленным исполнителем? На этот счёт существуют разные точки зрения. Вероятно, поэмы складывались многими народными певцами на протяжении нескольких поколений. Гомер, возможно, объединил разрозненные песни в некий единый цикл, выполнив работу редактора. Не исключено, что отдельные фрагменты - плод его индивидуального творчества. «Гомеровский вопрос» дебатируется уже свыше двухсот лет, но никто из учёных не отрицает, что Гомеру принадлежит исключительная заслуга в распространении античного эпоса.

«Илиадой » поэма названа потому, что вторым названием Трои был Илион, расположенный на побережье Малой Азии. Долгое время полагали, что город был лишь поэтическим вымыслом. Однако раскопки Генриха Шлимана показали, что осада греками города Трои вполне могла быть историческим фактом. Сегодня некоторые находки немецкого археолога можно видеть в экспозиции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В двадцати четырех песнях «Илиады» рассказано о событиях, произошедших в течение сорока девяти дней последнего, десятого, года войны.

В поэме «Илиада» две грандиозных сценических площадки: осажденная Троя и лагерь осаждающих греков. В эпическом сказании воплощена борьба равных, герои же располагаются симметрично. Старший сын троянского царя Приама Гектор не уступает в отваге Ахиллесу, от которого ему суждено погибнуть. Он столь же искусен во всех воинских приёмах. Заметим, что батальное повествование включает в себя целую серию поединков. В единоборстве с другом Ахиллеса Патроклом Гектор нанес ему смертельный удар и отобрал у него доспехи, которые принадлежали Ахиллесу. Ахиллес должен отомстить за смерть друга. Гефест выковывает ему щит, на котором изображены суша и моря, города и селения, виноградники и пастбища, будни и празднества. Изображение на щите символично, ибо оно включает всё, что защищает доблестный греческий витязь.

События «Одиссеи » отнесены к десятому году после окончания Троянской войны. Все победители вернулись в свои города, иные, как Агамемнон, уже погибли. Только Одиссей не может возвратиться на свой остров Итака. Этому препятствует Посейдон, который рассердился на Одиссея за то, что он ослепил его сына циклопа Полифема.

Одиссей во что бы то ни стало должен вернуться на Итаку, где его ждут родители, жена Пенелопа и сын Телемак. Греки были патриотами, оторванность от родины для Одиссея равносильна смерти.

На пути к дому героя подстерегают испытания (эпизоды в пещере Полифема, плавание мимо острова Сирен и чудовищ Сциллы и Харибды) и искушения - любовь нимфы Калипсо и царевны Навсикаи. Одиссей благодаря хитроумию и храбрости во всех драматических коллизиях оказывается победителем.

Второй сюжетный мотив «Одиссеи» связан с образом верной Пенелопы, которая ждет своего супруга двадцать лет, уловкой отвергая домогательства тех, кто жаждет разделить с ней ложе и царский трон.

Третья сюжетная линия посвящена их сыну Телемаку, который отправляется на поиски отца.

В финале поэмы все персонажи соединяются. Неузнанный Одиссей вместе с Телемаком изгоняет непрошенных гостей – женихов своей жены, которая его радостно встречает.

Классический период греческого искусства и литературы падает на V в. и совпадает с высшим расцветом рабовладельческой демократии. Одержав победу в греко-персидских войнах (500-449) города-государства, объединившись в союз во главе с Афинами, отстояли свою независимость от персидского владычества. Это способствовало развитию торговли и ремесла, а также подъему боевого духа и патриотизма.

Самый большой театр находился в Мегаполе, он вмещал 44 тыс. человек.

Участие хора в трагедии позволяет выявить генезис трагедии. Само слово «трагедия» означает козлиная песнь и также указывает на происхождение драматического жанра. Трагедия возникла из хорового исполнения дифирамбов в честь бога Диониса, которого называли также Вакхом. Осенью греки, собрав урожай винограда, изготовив молодое вино и отведав его (разбавив его водой!) устраивали игрища в честь покровителя виноделия. Сатиры и вакханки, сопровождавшие Диониса, рядились в козлиные шкуры, пачкали лица виноградными выжимками. Тот, кому доверяли роль Диониса, солировал, вступая в диалог с хором. Шествие сопровождалось буйными плясками и песнями. Диалог мог, очевидно происходить и между отдельными лицедеями, во всяком случае, из диалога рождалось драматическое представление - трагедия.

В трагедии герой вступал в поединок с сверхличными силами. Он неизменно оказывался побежденным, но в поединке с судьбой обнаруживалось его достоинство и сила сопротивления воле богов.

Эсхил (525-456) - отец древнегреческой трагедии. Аристократ и воин, он принимал участие в сражениях с персами при Марафоне и Саламине. Он был автором около 90 произведений, из которых до нас дошло 7. В трагедии «Орестея», состоявшей из трёх частей «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды», он рассказал о зловещих преступлениях рода Атридов, об убийстве предводителя ахейского войска его супругой Клитемнестрой, жестокой расправе детей над матерью и мести богов Оресту за его злодеяние. Основной конфликт трагедии не семейный, а исторический.

В трагедии «Прометей прикованный» Эсхил впервые в мировой культуре воссоздал образ тираноборца, несущего людям свет истины. Всё, чего к тому времени достигла человеческая цивилизация, Эсхил трактует как дар Прометея. В центральном монологе трагический герой говорит о себе и о людях:

Софокл (496-406) написал 120 произведений, до нас дошло 7 трагедий. Сын богатого оружейника из пригорода Афин Колона, Он получил прекрасное образование, принимал активное участие в политической жизни Афин, был другом Перикла. В состязаниях драматургов одержал 24 победы. Наиболее известные драматические произведения Софокла связаны с фиванским циклом мифов. В трагедии «Царь Эдип» герой, не ведая того, стал убийцей отца и мужем матери. Боги посылают страшный мор на город Фивы, так как здесь живёт цареубийца. Ставший правителем Фив Эдип обещает покарать преступника, но вскоре убеждается в собственной вине. Действие трагедии развивается ретроспективно: от настоящего к прошлому. Близкие Эдипу люди, когда у него закралось подозрение в собственной вине, убеждают его, что он не мог совершить злодеяния. Но чем больше они приводят доказательств в невозможности совершений им преступлений, тем сильнее его уверенность: виновный он сам. Трагедия Эдипа состоит из неосознанно совершенного преступления и сознательно принятого на себя наказания. Эдип был зряч, но не ведал, что творил. Карая себя, он выкалывает глаза и покидает Фивы, поселяется затем в Колоне. Земля, давшая приют раскаявшемуся грешнику, находится под защитой богов. Такова основная идея трагедии «Эдип в Колоне».

В трагедии «Антигона» возникает конфликт между наследниками Эдипа. В братоубийственной войне погибли два сына Эдипа - Этеокл и Полиник. Новый правитель Фив Креонт запрещает под страхом смертной казни хоронить Полиника, пошедшего войной на родной город. Креонт издает этот закон из лучших побуждений, желая прекратить хаос и анархию. Дочь Эдипа Антигона, рискуя жизнью, ослушалась правителя, предав тело брата земле. Софокл в трагедии «Антигона» не только прославляет отвагу и верность долгу героини, но и сталкивает вечные нравственные законы, которые человечество выработало на протяжении всей истории, и своеволие правителей, которые нарушают мировой порядок.

Величие героев Софокла в том, что они, сломленные всесильным роком, сохраняют верность своему человеческому долгу.

Еврипид (480-406) - младший из трагических поэтов, автор 92 произведений, из которых до нас дошло 17 трагедий. Лучшие переводы принадлежат Ин. Анненскому.

Еврипид был последователем философии софистов, утверждавших, что объективный истины не существует, так как только человек является мерой всех вещей. Драматург демонстрирует права человека на поступки, которые ужасают окружающих, но они вытекают из его внутренней логики. Современникам его герои представлялись слишком изнеженными, а героини чересчур жестокими. Действительно, Медея в одноименной трагедии беспощадно мстит той, кого Ясон назвал своей невестой. Медея убивает собственных детей, потому что хочет, чтобы её страдания стали трагедией отца её детей. Она защищает своё достоинство, точно так же как в трагедии «Ипполит» Федра мстит пасынку только за то, что он не считает любовь священным чувством, соединяющим людей. Героини Еврипида в буквальном смысле роковые женщины, над ними довлеет рок и влечёт их к гибели. В этом смысле он солидарен с Софоклом, но по сравнению с автором «Царя Эдипа» Еврипид гораздо больше внимания уделяет психологическим нюансам, мастерски передавая диалектику чувств. Так, например, в трагедии «Ифигения в Авлиде» богиня Артемида требует, чтобы Агамемнон принёс в жертву свою дочь, иначе греческие корабли, скопившиеся близ портового города Авлида, никогда не достигнут стен Трои. Ифигения вместе с матерью Клитемнестрой вызвана в Авлиду якобы для бракосочетания с Ахиллесом. Она счастлива. Но узнав, что её ждет не свадьба, а мрачный Аид, она в отчаянии молит отца пожалеть её. Проходит время, и Ифигения по-иному воспринимает выпавший ей жребий.

Рок Ифигения воспринимает как долг, она готова достойно умирать за честь отчизны. Однако в финале приходит спасение: Артемида смилостивилась и подменила тело девушки ланью. Еврипид использует в развязке новый, открытый им приём: Deus ex machina - Бог из машины. Когда гибель грозит героям, в последний момент их спасают боги. Существовали специальные театральные приспособления, возносившие персонажей к небесам. Даже в самых трагических ситуациях всё заканчивается ряде произведений Еврипида благополучно.

Аристофан (ок. 445- ок. 386) - отец древнегреческой комедии. Происхождение комедии связано с вакхическими песнями. Сам термин изначально означил «песнь подгулявшей толпы». Из шуточных перебранок возник диалог. В комедии существенную роль играла пародия. Аристофан в монологах своих персонажей пародировал речи политиков, военачальников и софистов. Он был автором примерно 40 комедий, из которых нас дошло 11.

Своеобразием римской литературы периода правления Октавиана Августа было то, что гениальные поэты сознательно пошли на службу правителю. Это в равной степени присуще Вергилию (70-19) и Горацию (65-8).

О жизни величайшего поэта древнего Рима известно из биографических заметок Светония, автора знаменитых книг «Жизнь двенадцати Цезарей» и «О знаменитых людях». Хотя Гай Светоний Транквилл и был современником Вергилия.

Известность Вергилию принесли «Буколики» - пастушеские идиллии, в которых сельские жители предаются любовным стенаниям и утехам, а также беседуют на философские темы. В одном из стихотворений этого цикла прозвучала такая строка:

В 30 г. Вергилий обращается к созданию поэмы «Энеида», которая обессмертила его имя. Он изложил события сперва в прозе, а затем - гекзаметром, следуя традициям Гомера и продолжая его сюжеты.

В поэме говорится о судьбе троянца Энея, сына Анхиса и Афродиты. Мать повелевает ему покинуть горящую Трою и с ближайшими сородичами отправиться к италийским берегам, ибо ему суждено стать основателем нового могущественного государства.

Химия

Учебно-методическое пособие

для студентов, обучающихся по нехимическим специальностям

Издательский дом «Астраханский университет»

Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой общей и биоорганической химии ГОУВПО Астраханской государственной медицинской академии Николаев Александр Аркадьевич

доктор химических наук, профессор, зав. кафедрой неорганической и биоорганической химии Астраханского государственного университета Тырков Алексей Георгиевич

кандидат химических наук, доцент, зав. кафедрой естественно-научных дисциплин Астраханского государственного инженерно-строительного института Реснянская Анна Станиславовна

Учебно-методическое пособие «Химия» / авторы В.В. Шакирова, О.С. Садомцева - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. – ….. с.

В состав УМП вошли набор вопросов, упражнения, задачи. Предназначается студентам 1 и 3 курсов заочного отделения специальностей: 150202 – Оборудование и технология сварочного производства, 050502 – Технология и предпринимательство. Данное учебно-методическое пособие может быть также рекомендовано для студентов нехимических специальностей ВУЗов, аспирантов и преподавателей.

ã В.В. Шакирова,

О.С. Садомцева,


Примерный тематический план …………………………………………
Содержание курса ………………………………………………………...
Строение атома и периодическая система Д.И.Менделеева…………….
Классы неорганических веществ………………………………………….
Растворы…………………………………………………………………….
Электролиты………………………………………………………………...
Окислительно-восстановительные реакции……………………………....
Основы химической термодинамики……………………………………...
Химическая кинетика и химическое равновесие…………………………
Электрохимическая коррозия……………………………………………...
Электролиз…………………………………………………………………..
Библиографический список ……………………………………………...
Приложения…………………………………………………………………

Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Химия» предназначается в качестве учебно-методического пособия для студентов заочного отделения обучающихся по специальностям 150202 – Оборудование и технология сварочного производства, 050502 – Технология и предпринимательство и написано в соответствии с программами ВПО этих специальностей.

Усвоение студентами всех аспектов дисциплины, самостоятельное приведение изучаемого материала в систему, аккумулирование самой важной и нужной информации для последующего ее использования на практике довольно затруднительно, потому нередко вызывает чисто психологические препятствия. Специфика дистанционных форм обучения направлена на формирование навыков самостоятельной работы студента с учебной литературой. Именно эти задачи и ставит перед собой данное учебное пособие.



В пособии содержатся основные разделы, соответствующие рабочей программе, по которым предусмотрено решение контрольных задач. Каждый из этих разделов включает краткое изложение основных теоретических положений, систематизирующее самостоятельно изученный студентом материал учебника и акцентирующее его внимание на узловые моменты рассматриваемого раздела и его положение в общей структуре дисциплины.

Подбор задач в контрольных работах направлен на то, чтобы студент мог использовать этот материал и для контроля знаний, и в качестве обучающего материала. Для выполнения заданий приведены справочные данные, а также список литературы.


Примерный тематический план

* – темы для самостоятельного изучения

НОУ СПО

Учебно-методический отдел

в помощь преподавателю

Понятие преступления и состав преступления, элементы состава преступления;

Понятие, виды и система уголовных наказаний;

Освобождение от уголовной ответственности и наказания;

Правила квалификаций отдельных видов преступлений, предусмотренных Особенной частью УК России;

уметь:

Толковать и реализовывать нормы уголовного права;

Свободно использовать нормативно-правовые акты;

Логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по уголовно-правовой проблематике;

Свободно оперировать юридическими понятиями и категориями;

Анализировать и решать юридические проблемы в сфере уголовно-правовых отношений;

Применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач;

Грамотного применять нормативно-правовые акты, а также руководящие разъяснения высших судебных инстанций при разрешении различных правовых вопросов уголовно-правового характера.

Уголовное право является профилирующей дисциплиной и, вместе с тем, оно является фундаментальной отраслью российского права, регламентирующей общие принципы, условия и основания уголовной ответственности и наказания, а также устанавливающей, какие деяния являются преступлениями и какие наказания или иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам их совершившим.

В рабочей учебной программе указаны тематический план, темы, предлагаемые для изучения, информационное обеспечение : учебная литература , постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, необходимые для изучения каждой темы; виды самостоятельной деятельности студентов, темы курсовых работ, вопросы для промежуточной аттестации .

Полученные после изучения темы теоретические знания закрепляются на практических занятиях путем устных или письменных опросов, обсуждения судебной практики и разъяснений, решения задач. При изучении дисциплины студенты выполняют курсовую работу. Организация выполнения курсовой работы происходит на основе методических указаний.

Освоение дисциплины базируется на следующих курсах общей и специальной подготовки: теория государства и права; конституционное (государственное) право.

Приложение 2

Пояснительная записка

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы студентами заочной формы обучения по дисциплине «Английский язык» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030503.51 «Правоведение».

Основной целью курса «Английский язык» в неязыковом вузе является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения английского языка , как в повседневном, так и в профессиональном общении. Критерием практического владения английским языком является умение достаточно уверенно пользоваться наиболее употребительными и относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, восприятии на слух (аудировании), чтении и письме. Практическое владение языком специальности также предполагает умение самостоятельно работать со специальной литературой на английском языке с целью получения профессиональной информации.

В результате изучения учебной дисциплины студент заочной формы обучения должен:

знать:

Базовую лексику общего языка;

Основную терминологию своей специальности;

Основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности;

Основные грамматические правила и явления;

Употреблять изученный грамматический и лексический материал на практике.

Домашняя контрольная работа проводится в целях закрепления полученных теоретических знаний и выработки навыков и умений их применения на практике. Перед началом выполнения контрольной работы необходимо изучить содержание соответствующих учебных пособий, конспектов лекций . При выполнении контрольной работы следует руководствоваться общими указаниями по выполнению письменных работ.

Все задания для контрольной работы разделены на 10 вариантов. Номер варианта определяется по последней цифре в номере зачетной книжки студента или студенческого билета. Контрольная работа по данной дисциплине состоит из 12 практических заданий.

Критерии оценок:

Контрольная работа оценивается по пятибалльной системе.

5 баллов – работа выполнена в полном объеме, без ошибок, аккуратно оформлена.

4 балла – в работе допущены грамматические ошибки, присутствуют погрешности в оформлении.

3 балла – студентом выполнено не менее 50% задания.

2 балла – студент не справился с заданием (выполнено менее 50% задания), имеются грубые ошибки в заданиях, а также выполнена не самостоятельно.

Приложение 3

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080107.52 «Налоги и налогообложение».

Методические рекомендации позволят студентам с наибольшей эффективность организовать свою деятельность по выполнению практических заданий по дисциплине «Основы исследовательской деятельности ». Изучение дисциплины предполагает практические занятия, выполнение которых предполагает творческие работы студентов, по темам, определёнными самостоятельно и согласованными с преподавателем. Таким образом, будет достигнуто качественное освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности» с реализацией личностно-ориентированного подхода при её изучении. В рекомендациях представлены темы практических занятий, даны их подробные планы с комментариями и пояснениями.

Целью учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» является обеспечение базовых знаний для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач.

Содержание дисциплины «Основы исследовательской деятельности» позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.

В результате изучения дисциплины студент должен

иметь представление:

О современном состоянии науки как социокультурном феномене и ее значении для жизнедеятельности человека;

знать:

Методику исследовательской работы;

Способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;

Методы научного познания;

Общую структуру и научный аппарат исследования;

Приемы и способы поиска и накопления необходимой научной информации;

уметь:

Применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;

Определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;

Осуществлять сбор, изучение и обработку информации ;

Формулировать выводы и делать обобщения;

Работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

Для выполнения практических заданий студенту необходимо обратиться к знаниям ранее усвоенными на таких дисциплинах как «Русский язык и культура речи », «Деловое общение», «Основы философии», «Документационное обеспечение управления».

По сути, творческая работы, выполняемая студентами в рамках практических занятий является воспроизведением «в миниатюре» исследовательской работы. Опыт полученный при выполнении творческой работы в дальнейшем позволит студентам грамотно планировать и осуществлять исследовательскую работы различных уровней сложности: курсовую работу, дипломную работу , исследовательский проект и т. д.

Оценка качества выполнения студентами творческой работы будет осуществляться поэтапно, в соответствии с планом практических занятий по пятибалльной шкале. Итогом творческой работы является её защита на последнем практическом занятии.

Критерии оценок:

5 баллов – работа выполнена студентом самостоятельно, в полном объеме, без ошибок, аккуратно оформлена, её защита проведена грамоно, интересно.

4 балла – работа выполнена при незначительной помощи преподавателя, допущены ошибки, не искажающие темы работы, присутствуют погрешности в оформлении, её защита проведена грамотно.

3 балла – работа выполнена студентом при постоянной и значительной помощи преподавателя, допущены ошибки в изложении темы работы, присутствуют погрешности в оформлении, её защита проведена кратко, без заинтересованности присутствующей аудитории.

2 балла – студент не справился с выполнением работы , имеются грубые искажения темы, нарушение оформления. К защите данные работы не допускаются.

Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского»

Кафедра философии и философской антропологии

М. М. Бойко

«ЛОГИКА»

Морского государственного университета

в качестве учебного пособия для студентов всех специальностей

Владивосток

2011
Позиция №
в плане издания

учебной литературы

МГУ на 2011 г.

Марина Михайловна Бойко
«ЛОГИКА»

Учебное пособие

Компьютерная верстка Т. Н. Головачевой
Лицензия ИД № 05693 от 27.08.01
3,0 уч.-изд. л. Формат 6084/16

Тираж 100 экз. Заказ №
Отпечатано в типографии МГУ им. адм. Г. И. Невельского

Владивосток, 59, ул. Верхнепортовая, 50а

УДК 16 (075)

Бойко М. М. «Логика». – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. – с.63

Излагаются основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления. Практические задачи и упражнения, ролевые игры предполагаются как элементы формирования логической культуры, а также как показатели связи с эристикой и риторикой.
Предназначен для студентов всех специальностей.

Библиогр. 17 назв.

Рецензенты:

В.А. Сакутин, профессор,

С.А. Данченко, доцент

МГУ им адм. Г. И. Невельского;

ISBN © Бойко М. М.

© Морской государственный университет
им. адм. Г. И. Невельского, 2011

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Требования к знаниям и умениям

Понимать сущность познания, роль и значение абстрактного (логического) мышления в научном познании, основные формы фиксации и преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связь мышления с языком и роль последнего в мыслительных процедурах.

Знать основное содержание классической дедуктивной логики, основные разновидности неклассических логик, познавательные приемы правдоподобных рассуждений, особенности аргументационного процесса, приемы и способы ведения дискуссий и полемики.
Пояснительная записка
Учебное пособие к изучению курса «Логика» разработано для студентов всех специальностей МГУ им. адм. Г. И. Невельского.

Цель курса – научить студентов анализу рассуждений с точки зрения законов и правил логики. Это возможно, если теоретические знания претворяются в умение решать логические задачи.

Задачи курса:

а) формам мышления (понятиям, суждениям, умозаключениям);

б) законам (принципам) правильного мышления (закону тождества, закону непротиворечия, закону достаточного основания, закону исключения третьего);

в) показать многогранную роль аргументации, доказательства и опровержения, правила и логические ошибки, встречающиеся в процессе аргументации и опровержения, различные «уловки», применяемые в ходе полемики, дискуссий, диспутов и других форм диалога;

г) отразить применение логики научного познания (факт, гипотеза, теория и др. ее аспекты).


  • Изучить связь логики с эристикой (искусством спора) и риторикой (ораторским искусством).

  • Выработать у студентов умения и навыки решения логических задач; научить студентов иллюстрировать различные виды понятий, суждений, умозаключений новыми примерами, найденными в художественной, научной, учебной литературе.

  • Предложить студентам оптимальное сочетание традиционной формальной логики и символической логики. Научить их использовать аппарат символической (математической логики).
Тематика и построение курса делают программу в определенной степени универсальной с точки зрения использования различных методов обучения. Деловые, ролевые игры, индивидуальные занятия, научно-практические конференции предполагаются как элементы формирования логической культуры.

Курс «Логика» рассчитан на 100 часов:


  • лекции – 34 ч.

  • семинары – 17 ч.

  • самостоятельные занятия – 49 ч.

Тема лекции

Содержание лекции

Кол. час.

Тема семинарского занятия

Кол. час.

1. Предмет и значение логики

  • История возникновения и развития логики. Логика и наука.

  • Понятие логической формы и логического закона.

  • Логика и язык.

1. Предмет и значение логики

2. Законы (принципы) правильного мышления

  • Понятие логического закона.

  • Законы логики и их роль в познании:

  • закон тождества

  • закон непротиворечия

  • закон исключения третьего

  • закон достаточного основания

4

2. Законы правильного мышления

2

3. Понятие

  • Понятие как форма мышления

  • Отношения между понятиями.

  • Определение понятий.

  • Деление понятий. Классификация.

  • Ограничение и обобщение понятий

6

3. Понятие

4

4. Суждение

  • Общая характеристика суждения. Суждение как форма мышления.

  • Простое суждение.

  • Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний.

  • Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке.

  • Отношения между суждениями по значениям истинности.

  • Деление суждений по модальности.

6

4. Суждение

4

5. Умозаключение

  • Общее понятие об умозаключении. Его сущность и значение.

  • Дедуктивные умозаключения.

  • Выводы из категорических суждений посредством их преобразования.

  • Простой категорический силлогизм.

  • Сокращенный категорический силлогизм (энтимема).

  • Сложные и сложносокращенные силлогизмы.

  • Условные умозаключения.

  • Разделительные умозаключения.

  • Условно-разделительные умозаключения.

  • Сокращенные условные, разделительные и условно-разделительные умозаключения.

  • Непрямые (косвенные) выводы.

  • Индуктивные умозаключения и их виды

8

5. Умозаключение

5

6. Логические основы теории аргументации

  • Понятие доказательства.

  • Прямое и непрямое доказательства

  • Понятие опровержения.

  • Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательствах и опровержениях.

  • Понятия о софизмах и логических парадоксах.

  • Искусство ведения дискуссии

4

7. Гипотеза

  • Гипотеза и ее виды. Аналогия.

  • Построение гипотез

2

Методическое пособие -комплексный вид методической продукции,включающий в себя систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, либо направления. Включает в себя обширный дидактический материал.

Структура методического пособия.

1. Титульный лист:
- название учреждения;
- фамилия,имя,отчество разработчика;
- название пособия;
- название города;
- год разработки;
2. Аннотация:
Располагается на 2 листе сверху.
- суть рассматриваемых вопросов (чему посвящена);
- предназначение (кому и какую помощь оказывает);
- источник практического опыта;
- возможные сферы применения;
- сведения об авторе(внизу 2 листа Фамилия,имя, отчество,должность, место работы, квалификационная категория).
Пояснительная записка.
Обоснование актуальности разработки. Для кого предназначена и в какой направленности образования используется. Обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими разработками. Цель и задачи методической разработки.Область применения, краткое описание ожидаемого результата.
Содержание (произвольное).
В основной части пособия, в зависимости от назначения и целей, могут быть различные главы.Их название,количество,последовательность, определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.
Например:
1. Излагается изучаемый теоретический материал.
2. Описываются основные методики, технологии,используемые или рекомендуемые для успешного решения.
3. Перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению.
4. Контрольные задания для проверки и усвоения материала.
5. Список литературы в помощь педагогу и ученику.
6. Приложения:
- схемы;
- образцы;
- видеосюжеты;
- творческие проекты детей;
- тематический фотоальбом.