Министерство общего и профессионального образования РО
государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования Ростовской области
Практическая работа
по дисциплине ОДП. 01. "Математика: алгебра и начала
математического анализа; геометрия"
по теме : «Преобразования выражений, содержащих корни, степени и логарифмы ».
для обучающихся I курса
г. Ростов-на-Дону
2017 г.
Раздел № 1. Алгебра.
Тема 1.2. Корни, степени и логарифмы.
Практическое занятие № 1.
Тема: «Преобразования выражений, содержащих корни, степени и логарифмы».
Цель: знать свойства радикалов, степеней и логарифмов; уметь их применять при выполнении преобразований выражений, содержащих корни, степени и логарифмы.
Количество часов : 1 час.
Теоретический материал.
Корни.
Действие, посредством которого отыскивается корень n -ой степени, называется извлечением корня n -ой степени.
Определение. Арифметическим корнем натуральной степени n ≥ 2 из неотрицательного числа а называется неотрицательное число, n -ая степень которого равна а.
Арифметический корень второй степени называется также квадратным корнем, а корень третьей степени - кубическим корнем.
Например.
Вычислить:
Арифметический корень n -ой степени обладает следующими свойствами:
если а ≥ 0, в > 0 и n , m - натуральные числа, причем n ≥ 2, m ≥ 2, то
1. 3.
2. 4.
Примеры применения свойств арифметического корня.
Свойства степени с рациональным показателем.
Для любых рациональных чисел р и к и любых а > 0 и в > 0 верны равенства:
1. ; 2. ;
3. ; 4. ;
5. .
Примеры применения свойств степени:
1). 7*
4). .
Логарифм числа
Определение. Логарифмом положительного числа b по основанию а, где a > 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую надо возвести число a , чтобы получить b .
a = b - основное логарифмическое тождество.
Свойства логарифмов
Пусть a > 0, a ≠ 1, b >0, с >0, к – любое действительное число. Тогда справедливы формулы:
1 . log ( bc ) = logb + logc , 4. logb = ,
2. log = logb - log c, 5. log а = 1 ,
3. log b = к * logb , 6. log 0 = 1 .
Примеры применения формул:
log2 + log 18 = log( 2 * 18 ) = log 36 = 2;
log 48 - log 4 = log = log 12 = 1;
log 9 = * log 9 = .
Решить самостоятельно .
Задания.
1 вариант
1. Вычислите:
1) ; 4) log ;
2) ; 5) 0,5;
3) ; 6) 3 log 2 - log 64.
2, если х = 7.
3. Сравните числа: log 11 и log 19.
4. Упростите: 1) ; 2) .
5. Вычислите: log log log 3.
_________________________________________________________________
2 вариант
1. Вычислите:
1) ; 4) log 64;
2) ; 5) ;
3) ; 6) 2 log 3 - log 81.
2. Найдите значение выражения: 3, если у = 2.
3. Сравните числа: log и log .
4. Упростите: 1) ; 2) .
5. Вычислите: log log log 2.
__________________________________________________________________
Критерии оценки:
11 правильных заданий - «5»;
9 - 10 правильных заданий - «4»;
7 - 8 правильных заданий - «3».
Башмаков. М. И. Математика: учебник для НПО и СПО. - М. :
Издательский центр «Академия», 2013.
Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: 2012.
Алгебра. 9 кл.: Учебник, задачник для общеобразоват. учреждений/
А.Г. Мордкович и др. – М.: Мнемозина, 2009.
Алгебра. 8 кл.: Учебник, задачник для общеобразоват. учреждений/
А.Г. Мордкович и др. – М.: Мнемозина, 2008.
Алгебра. 7 кл.: Учебник, задачник для общеобразоват. учреждений/
А.Г. Мордкович и др. – М.: Мнемозина, 2007.
Форма отчетности: проверка выполнения заданий преподавателем
Чтобы успешно использовать на практике операцию извлечения корня,
нужно познакомиться со свойствами этой операции.
Все свойства формулируются и доказываются только для неотрицательных значений переменных, содержащихся под знаками корней.
Теорема 1. Корень n-й степени (n=2, 3, 4,...) из произведения двух неотрицательных чипсел равен произведению корней n-й степени из этих чисел:
Замечание:
1.
Теорема 1 остается справедливой и для случая, когда
подкоренное выражение представляет собой произведение более чем двух
неотрицательных чисел.
Теорема 2.
Если
,
и n - натуральное число, большее 1, то справедливо равенство
Краткая (хотя и неточная) формулировка, которую удобнее использовать на практике: корень из дроби равен дроби от корней.
Теорема 1 позволяет нам перемножать только корни одинаковой степени
,
т.е. только корни с одинаковым показателем.
Теорема 3.Если , k - натуральное число и n - натуральное число, большее 1, то справедливо равенство
Иными словами, чтобы возвести корень в натуральную степень, достаточно возвести в эту степень подкоренное выражение.
Это - следствие теоремы 1. В самом деле, например, для к = 3 получаем: Точно так же можно рассуждать в случае любого другого натурального значения показателя к.
Теорема 4.Если , k, n - натуральные числа, большее 1, то справедливо равенство
Иными словами, чтобы извлечь корень из корня, достаточно перемножить показатели корней.
Например,
Будьте внимательны!
Мы
узнали, что над корнями можно осуществлять четыре операции: умножение,
деление, возведение в степень и извлечение корня (из корня). А как же
обстоит дело со сложением и вычитанием корней? Никак.
Например, вместо нельзя написать В самом деле, Но ведь очевидно, что
Теорема 5.Если показатели корня и подкоренного выражения умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то значение корня не изменится, т.е.
Примеры решения заданий
Пример 1. Вычислить
Решение. Воспользовавшись первым свойством корней (теорема 1), получим:
Пример 2.
Вычислить
Решение.
Обратим смешанное число в неправильную дробь.
Имеем Воспользовавшись вторым свойством корней (теорема 2
), получим:
Пример 3. Вычислить:
Решение. Любая формула в алгебре, как вам хорошо известно, используется не только «слева направо», но и «справа налево». Так, первое свойство корней означает, что можно представить в виде и, наоборот, можно заменить выражением . То же относится и ко второму свойству корней. Учитывая это, выполним вычисления.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ОД.10 Математика
Тема: Преобразование алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений.
Вид занятия: Практическое занятие
Цель занятия | учебная | Проверить знания и практические умения студентов по преобразованию алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений. |
воспитательная и развивающая | Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; содействовать развитию умений применять полученные знания в типовых условиях |
|
Межпредметные связи | обеспечивающие | Математика (школьный курс) |
обеспечиваемые | Физика, химия, техническая механика, экономика, курсовое и дипломное проектирование |
Обеспечение урока:
Использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий)
(мультимедийные презентации, проекционное оборудование, интерактивная доска, персональный компьютер, компьютерное тестирование)
Наглядные пособия и раздаточный материал: методические указания для практической работы №2, плакаты: «Свойства степени», «Свойства корня n-ой степени», «Формулы сокращенного умножения»
Литература: Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. – М.: Просвещение, 2012.
Цель работы:
Выполнить действия по преобразованию алгебраических, рациональных, иррациональных, степенных выражений.
КОРНИ НАТУРАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ИЗ ЧИСЛА, ИХ СВОЙСТВА.
Корень n – степени : , n - показатель корня , а – подкоренное выражение
Если n – нечетное число, то выражение имеет смысл при а
Если n – четное число, то выражение имеет смысл при
Арифметический корень:
Корень нечетной степени из отрицательного числа:
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КОРНЕЙ
- Правило извлечения корня из произведения:
- Правило извлечения корня из корня:
- Правило вынесения множителя из под знака корня:
- Внесение множителя под знак корня:
- Показатель корня и показатель подкоренного выражения можно умножить на одно и тоже число.
- Правило возведения корня в степень.
СТЕПЕНЬ С НАТУРАЛЬНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
A – основание степени, n – показатель степени
Свойства:
- При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складываются, а основание остается неизменным.
- При делении степеней с одинаковыми основаниями показатели вычитаются, а основание остается неизменным.
- При возведении степени в степень показатели перемножаются.
- При возведении в степень произведения двух чисел, каждое число возводят в эту степень, а результаты перемножают.
- Если в степень возводят частное двух чисел, то в эту степень возводят числитель и знаменатель, а результат делят друг на друга.
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ
- По определению :
Свойства:
- Пусть r рациональное число , тогда
при r>0 > при r
7 . Для любого рациональных чисел r и s из неравенства > следует
> при a>1 при
Формулы сокращённого умножения.
Пример 1. Упростите выражение .
Решение
Применим свойства степеней (умножение степеней с одинаковым основанием и деление степеней с одинаковым основанием): .
Ответ: 9m 7 .
Пример 2. Сократить дробь:
Решение. Так область определения дроби все числа, кроме х ≠ 1 и х ≠ -2.Вместе с тем .Сократив дробь, получим .Область определения полученной дроби: х ≠ -2, т.е. шире, чем область определения первоначальной дроби. Поэтому дроби и равны при х ≠ 1 и х ≠ -2.
Пример 3. Сократить дробь:
Пример 4. Упростить:
Пример 5 .Упростить:
Пример 6. Упростить:
Пример 7. Упростить:
Пример 8. Упростить:
Пример 9. Вычислить: .
Решение.
Пример 10. Упростить выражение:
Решение.
Пример 11 .Сократить дробь , если
Решение. .
Пример 12. Освободиться от иррациональности в знаменателе дроби
Решение.В знаменателе имеем иррациональность 2-й степени, поэтому помножим и числитель, и знаменатель дроби на сопряженное выражение, то есть сумму чисел и , тогда в знаменателе будем иметь разность квадратов, которая и ликвидирует иррациональность.
ВАРИАНТ - I 1. Упростите выражение: 5. Упростить: 10. Выполните действие: 8. Сократите дробь 9. Выполните действие | ВАРИАНТ - II 1. Упростите выражение: 2. Найдите значение выражения: 3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня 4. Привести указанное выражение к виду 5. Упростить: 6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем 7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня 10. Выполните действие: 8. Сократите дробь 9. Выполните действие |
ВАРИАНТ - III 1. Выполните действие: 2. Найдите значение выражения: 3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня 4. Привести указанное выражение к виду , где а -рациональное число, b – натуральное число 5. Упростить: 6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем 7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня 10. Выполните действие: 8. Сократите дробь 9. Выполните действие | ВАРИАНТ - IV 1. Выполните действие: 2. Найдите значение выражения: 3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня 4. Привести указанное выражение к виду , где а- рациональное число, b – натуральное число 5. Упростить: 6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем 7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня 10. Выполните действие: 8. Сократите дробь 9. Выполните действие 3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня 4. Привести указанное выражение к виду , где а- рациональное число, b – натуральное число 5. Упростить: 6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем 7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня 10. Выполните действие: 8. Сократите дробь 9. Выполните действие | ВАРИАНТ - VI 1. Упростите выражение: 2. Найдите значение выражения: 3. Представьте степень с дробным показателем в виде корня 4. Привести указанное выражение к виду , где -а рациональное число, b – натуральное число 5. Упростить: 6. Замените арифметические корни степенями с дробным показателем 7. Представьте выражение в виде дроби, знаменатель которой не содержит знака корня 10. Выполните действие 8. Сократите дробь 9. Выполните действие |
Методические указания для выполнения практического занятия «Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени из числа», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, созданы в помощь студентам, для успешной работы на занятие и подготовки к данному практическому занятию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
комитет образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени из числа»
Учебная дисциплина: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия.
Специальности: 23.02.03, 13.02.11, 15.02.07
Курс: 1
2016-2017 г.
Введение
Методические указания для выполнения практического занятия «Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени из числа», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, созданы в помощь студентам, для успешной работы на занятие и подготовки к данному практическому занятию.
Приступая к выполнению практического задания, студенты должны внимательно прочитать цели занятия, ознакомиться с общими сведения и примерами выполнения заданий, с критериями оценивания работы, ответить на контрольные вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическому занятию необходимо для получения допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическое занятие, студенты должны найти время для его выполнения или пересдачи.
Если в процессе подготовки к практическому занятию или при решении задач у студентов возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.
Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери 122 кабинета.
Практическое занятие 3
Преобразование выражений, содержащих корни натуральной степени из числа.
Цели :
знать:
понятие корня n-степени из числа;
свойства корней натуральной степени;
уметь:
преобразовывать выражения, содержащие корни натуральной степени;
Продолжительность занятия: 2 часа
Общие сведения и примеры выполнения заданий:
При выполнении заданий по данной теме нужно помнить:
1. Определение корня:
2. Свойства корней:
Где m, n – натуральные числа.
3. Формулы сокращённого умножения:
(a + b) 2 = a 2 + 2ab + b 2 ;
(a – b) 2 = a 2 – 2ab + b 2 ;
a 2 – b 2 = (a + b) ∙ (a – b);
Рассмотрим примеры выполнения заданий.
1. Расположите в порядке возрастания числа .
Решение.
Поскольку , то в порядке возрастания числа будут расположены так: и
Найдите значение выражения:
Пример 1.
Пример 2.
Пример 3.
Пример 4.
2. Найдите значение выражения:
3. Найдите значение выражения:
Критерии оценивания работы:
На «3»:
Найдите значение выражения.
На «4»:
2) Найдите значение выражения, при данных значениях ;
Упростить.
На «5»:
3) Найдите значение выражения.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите основные свойства корней.
2. Формулы сокращенного умножения.
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
Задание 1
Расположите в порядке возрастания числа;
Найдите значение выражения;
1вариант | |
2вариант |