Икт в учебно воспитательном процессе. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении как средство повышения качества знаний учащихся. Плюсы работы с интерактивной доской

Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина» Институт иностранных языков

«Средства ИКТ в учебном процессе»

Выполнил:

студент 4 курса группы Г Института иностранных языков отделения английского языка

и методики его преподавания Арсланов Артур Илгизович

Рязань 2012

Введение.........................................................................................................................................

Теоретическая основа....................................................................................................................

Информационно – коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе.7

Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми

образовательными потребностями. .........................................................................................

Применение ИКТ в коррекционной работе (логопедия) .....................................................

Практическое применение средств ИКТ в учебном процессе................................................

Пример использования информационно-коммуникационных технологий на уроках

математики в коррекционной школе.....................................................................................

Заключение...................................................................................................................................

Список использованной литературы.........................................................................................

Книги: .......................................................................................................................................

Веб-сайты: ................................................................................................................................

Приложения.................................................................................................................................

Приложение 1...........................................................................................................................

Приложение 2...........................................................................................................................

Введение

Образование через передачу информации, достижение её понимания и усвоение субъектом образования - один из основных способов передачи культуры и развития цивилизации.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога,

мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего. Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления,

обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и

гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

- регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

- познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

- коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

- воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя. ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы,

дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет совмещать процедуры контроля и тренинга.

"Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский).

Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Составной частью работы по разработке и внедрению в учебный процесс компьютерных обучающих средств является методика подготовки и чтения лекций с использованием ИКТ. Основная часть лекции - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов -

фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы,

схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели,

подготавливаемые лектором.

Основные направления работы учителя, использующего ИКТ в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере, отслеживание специфических трудностей, связанных с отношением к компьютерной форме общения, особенностями подачи информации.

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов в программе "Блокнот".

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса,

направленных на содействие решению личностных, образовательных,

коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в раздельности.

Место информационных технологий при обучении: во время урока,

во время подготовки к уроку, в проектной исследовательской деятельности.

Модель использования ИКТ на уроке:

- Демонстрация компьютерной презентации;

- Тестирование с выбором ответов;

- Написание диктанта, сочинения, изложения;

- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра;

- Использование электронных учебников.

Это способствует экономии времени и эффективности учебного

процесса.

Модель использование ИКТ вне урока:

- Поиск информации в Интернете и других источниках;

- Фиксация записи об окружающем мире;

- Подготовка выступления и само выступление с использованием презентаций.

Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания,

позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной,

промежуточный, рубежный и итоговый.

Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями,

работой над ошибками).

В зависимости от педагогической задачи могут быть реализованы различные варианты контроля: мягкое самотестирование, жёсткое самотестирование, контрольное тестирование.

Теоретическая основа

Информационно – коммуникационные технологии в учебновоспитательном процессе

В настоящее время усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого учащегося, способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Большие возможности компьютерного представления информации позволяют интенсивное использование компьютерных презентаций в школе не только в обучении учащихся, но и в организации учебного процесса.

Поэтому в последние годы важной задачей является внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организацию учебно-воспитательного процесса коррекционной школы.

Одним из программных средств реализации презентаций является офисное приложение Microsoft PowerPoint, которое позволяет обеспечивать компьютерную поддержку различных видов деятельности участников образовательного процесса.

В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования ИКТ в деятельности учителя для организации и проведения занятий с учащимися, компьютерной поддержки различных мероприятий, педагогических советов, родительских собраний. Другое направление создания презентаций - компьютерное сопровождение общешкольных мероприятий. Большое значение в воспитании и социальной адаптация учащихся имеют школьные праздники, тематические недели,

отчеты кружков.

Использование возможностей ИК технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями.

«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями.

Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.

При индивидуальном обучении учитываются уникальные потребности всех учащихся и в первую очередь тех, у кого имеются затруднения в учебе или физические отклонения. Необходимо развивать у учащихся ответственное отношение к учебе и желание применять технологии для приобретения знаний и навыков. Поэтому, школа должна предоставлять технологии специальных возможностей, которые можно адаптировать к нуждам каждого учащегося.

Сведения о специальных возможностях и технологиях специальных возможностей, помогающих преподавателям всего мира предоставлять учащимся одинаковые возможности при обучении с использованием современных технологий, разработаны корпорацией Майкрософ. Поддержка специальных возможностей дает учащимся с нарушениями получить больший объем информации, облегчить работу на ПК. Повышение уровня удобства и безопасности делает обучение ребенка более эффективным. Таким образом, применение этих функций представляет собой еще один способ обеспечения равных возможностей всем членам общества.

«Технологии специальных возможностей включают три составляющие.

Специальные возможности или параметры, встроенные в программное обеспечение и позволяющие настраивать продукт в соответствии со зрительными, слуховыми, двигательными, речевыми и образовательными потребностями пользователя. К параметрам специальных возможностей относятся, например, изменение размера и цвета шрифта и параметров указателя мыши в операционной системе Windows . Продукты

Microsoft® Windows®, Microsoft® Office и Microsoft® Internet Explorer®

поддерживают целый ряд специальных возможностей и параметров,

облегчающих восприятие звуковой и визуальной информации и повышающих удобство работы с компьютером.

Продукты с технологиями специальных возможностей

(специальное оборудование и программное обеспечение), которые тщательно подбираются, чтобы соответствовать потребностям пользователей с одним или несколькими нарушениями. К таким продуктам можно отнести программу увеличения экрана для пользователя с плохим зрением или эргономичную клавиатуру для пользователя с болями в запястье.

Совместимость продуктов с технологиями специальных

возможностей с операционной системой и иным программным обеспечением. Это очень важный аспект нормальной работы продуктов с технологиями специальных возможностей». (Приложение 1)

Применение ИКТ в коррекционной работе (логопедия)

позволяющие повысить эффективность коррекционно – развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями. Использование информационно – коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher,

проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно – развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего

учреждения:

- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);

- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы

и т.п.);

- графическая (речевые профили, графики обследования,

диагностический материал);

- звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);

- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);

Анимация;

Картинки;

Фотографии;

- слайд – шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно – развивающего обучения);

Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образования и внедрение в образовательный процесс ИКТ.

Стандарты второго поколения определяют ИКТ-компетенцию каквладение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.

Из сказанного следует, что для реализации ФГОС современный учитель обязан быть информационно грамотным.

Давайте вспомним, что представляет собой информационная грамотность? Информационная грамотность - это:

умение определять возможные источники информации и получать ее;

умение анализировать информацию, используя схемы, таблицы для фиксации результатов;

умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи);

умение создавать собственную базу знаний за счет значимой информации, необходимой для деятельности в самых разных областях;

умение использовать современные технологии при работе с информацией;

умение работать с информацией индивидуально и в группе.Передача и распространение информации.

Уверенное владение цифровыми технологиями, инструментами коммуникации, информационной сетью уже есть не информационная грамотность, а ИКТ-компетентность.

Информационная грамотность педагога является необходимым, но не достаточным условием реализации ФГОС.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16. п.3.) указывает на необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС), представляющей собой комплекс субъектов и объектов, направленных на реализацию современных образовательных технологий.

В педагогике существует более 50 педагогических технологий, но ключевой технологией XXI века является ИКТ, которая позволяет автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную информацию (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео).

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейшей цели образования - повышение его качества.

Использование ИКТ в образовании предполагает:

  • Укрепление уровня материально-технического обеспечения (подключение к сети Интернет, приобретение компьютеров, компьютерных классов, интерактивных досок и др.).
  • Овладение информационной культурой всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, руководителей).
  • Применение ИКТ в образовательной области, где они становятся интегративным стержнем, вокруг которого строится вся система обучения.
  • Применение ИКТ в воспитательном процессе, внеурочной деятельности, дополнительном образовании, дающие возможности для развития индивидуальности обучающихся (олимпиады, форумы и др.).
  • Применение ИКТ в управленческой деятельности.

Основными информационно-коммуникационными технологиями, которые используются в учебном процессе являются:

— офисные технологии — позволяют подготовить большинство учебных материалов в MSword, MSexcel, MSpowerpoint, MSaccess;

— сетевые технологии — позволяют использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет;

— телекоммуникационные технологии — теле-, видео- и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта;

— специализированное программное обеспечение — обеспечивает электронный документооборот учебного заведения, различные контролирующие мероприятия, управление учебным заведением.

На сегодняшний день внедрение ИКТ в учебный процесс осуществляется по следующим направлениям:

1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств :обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов. Наличие в кабинете большого количества цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) дает возможность учителю использовать их на различных этапах обучения.

При наличии в классе одного компьютера, предполагается проведение урока с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа), учитель использует компьютер в качестве «электронной доски».

Урок с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми учащиеся работают группами или по очереди), предполагает тестирование или программы с обратной связью, подобные тестированию, например, тренажёры. Т.о. ещё одно направление внедрения ИКТ в учебный процесс:

2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.

3. Организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.

4. Обработка результатов эксперимента.

5. Разработка методических программных средств.

6. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.

7. Использование Интернет-ресурсов. Согласно требованиям ФГОС неотъемлемой частью образовательного процесса является не только самостоятельная работа на занятиях, но и внеклассная самостоятельная работа, т.е. деятельность обучающихся, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

Только сталкиваясь на практике с конкретными проблемами, ситуаци-ями, проведя социологические исследования, работая с литературой, интернет - сайтами обучающийся накапливает знания и приобретает личный опыт.

Наиболее продвинутые школы в области внедрения ИКТ в учебный процесс имеют школьную информационную систему, включающую, как правило: компьютерные классы, информационно-технический центр, через который обеспечивается доступ к Интернет по высокоскоростному каналу, мини-издательство, телерадиоцентр с эфирным вещанием, медиатеку.В учебном процессе широко используются всевозможные "облачные" ресурсы.

Однако немало школ, в которых существует диспропорция в соотношении количества обучающихся и количества компьютеров, которыми оснащена школа.

Пока еще недостаточное количество учителей средних общеобразовательных школ РФ прошли специальное обучение по использованию в преподавательской деятельности компьютера (32,4% учителей) и Интернет (6,3%). В целом российские учителя положительно оценивают значение Интернет как средства для поддержания учебного процесса.

Но, если для современной молодёжи всевозможные гаджеты - это привычная жизненная среда, они являются цифровымиаборигенами, то многие педагоги лишь эмигранты в этой среде. Поэтому, для эффективного использования ИKT в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, ориентированные на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующие серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов.

Трудности освоения ИКТ в образовании возникают из-за отсутствия не только методической базы их использования в этой сфере, но и методологии разработки ИКТ для образования, что заставляет педагога на практике ориентироваться лишь на личный опыт и умение эмпирически искать пути эффективного применения информационных технологий.

Правда, нужно отметить, что с внедрением ИКТ в учебный процесс школ появились соответствующие методические рекомендации, но онине удовлетворяют возникающей новой образовательной среде, соответствующей стандартам нового поколения, поскольку не регламентируют создание электронной среды школы. Рекомендуемые мероприятия довольно дискретны и не создают целостного, поступенчатого, начиная с 1 класса, вхождения учащегося в новое электронное пространство новой школы. Хотя небольшие успехи есть, такие как внедрение электронных дневников и журналов, внедрение и мониторинг цифровых образовательных ресурсов.

Посмотрите для примера на постепенный момент вхождения обучающихся начальной школы в новую среду обучения в МБОУ лицей №9 "Лидер", г. Красноярска.

1 класс.

Знать, из каких основных частей состоит компьютер; уметь включать и правильно выключать компьютер; знать назначение клавиш, уметь пользоваться мышью и клавиатурой. Знать объекты интерфейса Windows и уметь ими пользоваться. Уметь правильно запускать и завершать программу.

Знать основные операции операционной системы: вырезать, копировать, вставить. Уметь ими пользоваться. Создавать простейшие рисунки в программе графического редактора. Знать, что такое Интернет через игровые ресурсы, симуляторы и тренажёры.

2 класс. Ученик становится субъектом учебного процесса и учится:

Проводить расчёты с помощью калькулятора операционной системы или онлайн, знать клавиатуру, набирать текст в текстовом редакторе и редакторе презентаций, работать на клавиатурном тренажёре. Создавать простейшие текстовые документы и презентации. Изучить основные форматы графических файлов, их достоинства и недостатки. Рассмотреть применение векторной и растровой графики.

Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах Интернет (обрезка фотографий, уменьшение и т. п.). Рисовать в программе графического редактора. Работать в Интернет на игровых ресурсах, симуляторах и тренажёрах. Пробы поиска информации в Интернет.

Работа с программой Skype (вход в программу, написание сообщений, осуществление видеозвонков).

3 класс.

Создать свой аккаунт в Интернет, в одном из облачных сервисов (Google, например). Работать с электронной почтой, пересылать файлы друг другу. Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Обрабатывать иллюстрации для текстовых документов и презентаций на компьютере и на ресурсах интернет. Создавать текстовые документы и презентации в офисном пакете и онлайн, в ресурсах Интернет. Совместно друг с другом и с учителем работать над документами и презентациями в облачных технологиях.

4 класс.

Осуществлять арифметические расчёты в электронных таблицах в офисном пакете и в облачных технологиях. Строить графики и диаграммы по готовым таблицам.

Искать и отбирать информацию в Интернет с помощью нескольких поисковых серверов. Пользоваться этой информацией для своих работ.

Научиться осуществлять простейшую проектную деятельность и совместно работать в группе над проектом в облачных технологиях.

Уметь создать сайт по готовому шаблону в облачных технологиях для поддержки проекта.

Уверенно создавать полноценные презентации, текстовые документы с форматированием в облачных технологиях и в офисном пакете с привлечением различных он-лайн ресурсов.

Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,использование ИКТ дает возможность педагогу повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников, появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик. Появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

С другой стороны возросли требования к педагогу, часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение. Чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь.

Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность обучающихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание учителям и родителям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.


Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Направления деятельности. Опыт. Перспективы.

Азизова Р.Р.-заместитель директора по УР гимназии им.Вахитова г.Буинска РТ

Что же такое технология? В переводе с греческого «техно» - искусство, мастерство, «логос» - наука, дословно – наука о мастерстве. Мы педагоги, и нас интересуют педагогические технологии – это научно обоснованная совокупность совместных действий учителя с учащимися, точное проектирование и реализация, которые в образовательном процессе гарантированно приводят к результату.

Одним из приоритетных направлений в системе образования современного общества является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.

Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения. Перед образованием в новом тысячелетии стоит задача перехода на более качественный уровень, соответствующий современным требованиям не только по своим целям, но и по своей структуре. Общеобразовательное учреждение является центральным звеном всей системы образования, социокультурной базой воспитания и развития детей

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование)

Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов, компьютерная или новая информационная технология обучения.

Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

^ Новые информационные (или компьютерные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.

Почему сегодня новым информационным технологиям уделяется такое большое внимание?

Поташник М.М. в книге «Управление качеством образования» отметил, что недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя. Новые информационные технологии для ищущих, и любящих осваивать новое, для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы соответствует требованиям века грядущего.

В какой же стране лучше всего развиты информационно-коммуникационные технологии?

В первую пятёрку вошли: Швеция, Дания, Исландия, Южная Корея, Норвегия. США занимает 11 место, Япония – 15. Россия на 64 месте, Украина на 89, Казахстан на 98 и т.д. Таким образом, мы далеко отстали от многих стран.

В настоящее время в России реализуется программа «Развитие единой образовательной информационной среды». На ее реализацию выделено 2 миллиарда долларов, это самая значительная сумма за всю историю российского образования.

Несколько цитат из этой программы: «Состояние информатизации российской школы можно оценить как неудовлетворительное».

Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий, что создаст возможности повышения качества образования».

Какая же задача стоит сегодня перед каждым учителем?

Учитель должен владеть компьютером и использовать его так же, как сегодня используют авторучку или мел для работы на уроке. Компьютер становится методическим дополнением в учебном процессе, восполняет нехватку наглядных пособий.

^ Каждое образовательное учреждение работает по данному направлению. Но чтобы была система в работе - необходима программа.

В лицее успешно реализуется программа «Информатизация», целью которой является создание условий для применения современных компьютерных технологий в образовательном процессе, повышение информационной культуры участников образовательного процесса, формирование в лицее единого информационного образовательного пространства.

Мы рассматриваем информатизацию как довольно широкий процесс и выделяем шесть основных сфер внедрения информационных технологий в школе:

Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников

^ Информатизация труда учителя

Информатизация организационно-управленческой деятельности в школе

Информационно - коммуникационные технологии в школьной библиотеке (создание медиатеки)

Информационно – коммуникационные технологии в работе с родителями

^ Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач.
Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.

Особенности методики

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

^ В функции учителя компьютер представляет: - источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); - наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); - индивидуальное информационное пространство; - тренажер; - средство диагностики и контроля.

^ В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: - средство подготовки текстов, их хранения; - текстовый редактор; - графопостроитель, графический редактор; - вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); - средство моделирования.

^ Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

Программировании, обучении компьютера заданным процессам; - создании программных продуктов; - применении различных информационных средств

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуг организуется с помощью:

Игровых программ; - компьютерных игр по сети; - компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции. 1. Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом
(график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль). 2. Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.. 3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие
визуальные и слуховые образы.

4. Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного,
демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства
и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной
грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии

В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят: - знание основных понятий информатики и вычислительной техники; - знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; - знание современных операционных систем и владение их основными командами; - знание современных программных оболочек и операционных средств общего
назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; - владение хотя бы одним текстовым редактором; - первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; - первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного
назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть Internet:

переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

привлечение научной и культурной информации из всех музеев, хранилищ мира;

интерактивное общение.

Практикуются уроки с использованием сети Интернет.. Во внеурочное время учащиеся и педагоги работают в Интернете более 200 часов в месяц.

Одним из направлений информационно- коммуникационных технологий является использование аудио-видеосредств (ТСО). Поэтому наряду с компьютерными технологиями говорим об ayduotiayaiuHtix технологиях обучения, в которых значительная часть управления познавательной деятельностью учащихся осуществляется с помощью специально разработанных аудиовизуальных учебных материалов.

Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).

Виды компьютерных программ

Учебные

Тренажеры

Контролирующие

Демонстрационные

Справочно-информационные

имитационные

Мультимедио-учебники

Учебные (наставнические) программы - ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся. Программы-тренажеры - предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен. Контролирующие программы - предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме. Демонстрационные программы - предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты).

Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся

Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащегося на каждом этапе.

Управление образованием с помощью компьютера приводит к резкому повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.

В своей практике учителя используют специально для конкретных уроков мультимедийные сценарии. Такие сценарии представляют собой мультимедийные конспекты урока, содержащие краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации. Обычно такие сценарии подготавливаются в форме мультимедийных презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office.

Традиционными источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски (учебные курсы и энциклопедии), материалы в сети Интернет и собственные разработки. Мультимедийные курсы. Среди них в первую очередь следует отметить мультимедийные курсы по предметам (фирмы Физикон, "Репетитор" фирмы 1С, электронные сборники и энциклопедии "Кирилла и Мефодия", "Мир вокруг нас", и т.д.).

Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, где в свободном доступе находится большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений.

Педагоги и учащиеся лицея принимают участие в видеоконференциях. За прошедший учебный год их было 16, 2 из которых организовывал лицей. Организатор ВКС «Спорт-центр Москаленского лицея - эффективная модель здоровьесбережения в ОУ, «Сетевая организация профильного обучения в Москаленском районе»

^ Внеучебная и внеклассная работа. Использование информационных технологий для организации досуга школьников

Разве можно сегодня без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамеры представить работу классного руководителя? Любое мероприятие фиксируется, обрабатывается и собирается в фото и видеокопилку..

Внеучебная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеучебное время.

Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Внеучебная работа в любой школе является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов:

внеучебной деятельности школьников,

внеучебной работы учителей со школьниками,

системы управления внеучебной деятельностью.

Не следует забывать, что для образовательного учреждения системы общего среднего образования внеучебная деятельность - неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность осуществляется в свободное от учебного процесса время и чаще всего зависит от собственного выбора школьника. Неслучайно особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.
Информационно - коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:

месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);

времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).

В классе могут проводиться как урочные, так и внеурочные занятия. Многие урочные занятия проводятся вне класса (урок природоведения в парке, физкультура на спортивном стадионе). Экскурсии, турпоходы проводятся вне класса и во внеурочное время.
В связи с вышесказанным допустимо отождествлять понятия классной и урочной деятельности, а так же внеклассной и внеурочной деятельности.
Невозможно провести взаимосвязь между урочной и внеучебной деятельностью, т.к. на уроках непосредственно решаются поставленные учебные задачи. Многие внеурочные занятия, такие как кружки и факультативы призваны решать учебные задачи. Художественные, театральные студии, спортивные секции проводятся во внеурочное время, но могут быть не связанными или опосредованно связанными с решением учебных задач, что относит их либо к внеучебной, либо к внеурочной деятельности школьников соответственно. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников.

эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

повышение активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.

Учитывая перечисленные особенности перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационно - коммуникационных технологий и обеспечивающих:

повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;

активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;

углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);

усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;

закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств

Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:

вовлечение школы в построение единого информационного пространства;

формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;

формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

развитие познавательной и творческой активности учащихся;

формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;

развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;

повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;

организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;

развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);

внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

развитие способности свободного культурного общения;

обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;

всестороннее развитие личности ребенка;

организации содержательно досуга детей и молодежи.

Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:

проведение и консультирование проектной деятельности;

доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);

внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);

работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов); досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).

^ Учащиеся лицея принимают активное участие в телекоммуникационных проектах, в 24 проектах приняло участие 238 человек, 43 % за прошедший учебный год. Информатизация труда учителя
^ Расчет, планирование и администрирование образовательной деятельности

С каждым годом труд учителя становится все сложнее. Изменяется содержание учебных дисциплин, появляются новые средства и методы обучения. Во многих случаях повышение сложности труда учителя связано с все возрастающим потоком информации, которую должен учитывать учитель в своей работе.
Использование средств ИКТ во многих случаях может привести к автоматизации такой деятельности и сокращению нагрузки, лежащей на учителе. Как следствие, подобное использование средств информатизации в расчете, планировании и администрировании педагогической деятельности может положительно отразиться на эффективности системы обучения школьников.
Если говорить более точно, то использование средств ИКТ учителями позволяет более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и эффективности системы качеств знаний учеников, целенаправленно совершенствовать методическое мастерство, иметь оперативный адресный доступ к организационной информации, собираемой в школе.
Как правило, достаточно эффективная автоматизация и администрирование труда учителя могут быть осуществлены с использованием достаточно стандартного для школы набора компьютерной техники. К нему в некоторых случаях может быть добавлен карманный компьютер.
В числе программных средств, нацеленных на повышение эффективности труда учителя, создаваемых в настоящее время и попадающих в систему общего среднего образования, следует выделить:

средства доступа к информационным ресурсам и электронным изданиям, необходимым учителю для осуществления своей профессиональной деятельности, при этом эти ресурсы и издания могут находиться в локальной компьютерной сети школы, храниться в электронном библиотечном фонде или быть опубликованы во всемирной компьютерной сети;

средства планирования содержания и методов обучения;

средства краткого и расширенного описания учебных и методических материалов, имеющихся в распоряжении учителя, включая подсистемы планирования использования каждого учебного и методического ресурса;

средства планирования и диспетчеризации учебных занятий, внеучебных мероприятий, самостоятельной деятельности школьников;

средства автоматизации контроля и измерения результативности обучения каждого школьника;

системы и базы данных, позволяющие учитывать персональные сведения по каждому ученику и каждому занятию;

системы учета успеваемости каждого ученика;

средства автоматизации ведения документации и составления отчетных документов;

телекоммуникационные средства, позволяющие наладить оперативное общение с учащимися и родителями, средства информирования родителей о ходе и результатах обучения каждого ученика.

контроль и измерение результативности обучения по каждому школьнику;

оперативное информирование родителей и администрации школ по всем вопросам, возникающим в ходе обучения и воспитания школьников;

ведение документации и составление отчетных документов.

В лицее 2 компьютерных класса, 11 кабинетов оборудованы компьютерами и мультимедийными установками. От 70% до 100 % уроков в данных кабинетах проходят с использованием мультимедиа.

93% (37че.) педагогов лицея имеют компьютер дома, используют сеть Интернет - 85 % (34чел.)

Овладели компьютерной грамотностью самостоятельно или с помощью курсовой подготовки

98 % педагогов, применяют 92 %

^ Информатизация организационно-управленческой деятельности в лицее
В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация "управленческого характера", содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;

данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;

информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;

сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;

сведения об учебном плане и распределении нагрузки;

информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);

данные об успеваемости школьников;

данные о внешних связях учебного заведения;

сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;

Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:

Для администрации школы:

оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;

ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;

мониторинг движения учащихся;

создание системы школьного документооборота;

автоматизированное составление отчетности для управления образования;

для завуча, учителей, учеников и родителей:

получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;

доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;

для учителей-предметников:

ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;

ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;

для всех участников учебно-воспитательного процесса:

формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

^ Информационно - коммуникационные технологии в школьной библиотеке

Существенной областью применения современных информационных и коммуникационных технологий в деятельности учреждений общего среднего образования является школьная библиотека, используемая учителями и школьниками.
От качества информационного и телекоммуникационного обеспечения библиотечных ресурсов и степени их информационной интеграции с другими сферами деятельности учебного заведения зависит как качество осуществляемого учебного процесса, так и, в конечном итоге, качество выпускаемых специалистов.

Библиотека, входящая в состав любого учебного заведения, всегда представляет собой каталогизированное хранилище информации и знаний и призвана решать следующие основные задачи:

накопление знаний - сбор и обработка информации на различных материальных носителях;

архивирование знаний - долговременное хранение информации;

библиографирование знаний - описание источников информации и обеспечение быстрого и многоаспектного поиска необходимых сведений;

перенос знаний в пространстве - распространение информации;

трансляция знаний во времени - и передача знаний через поколения за счет хранения источников информации. (фото)

До последнего времени в основе работы большинства школьных библиотек лежали технологии, базирующиеся на операциях с бумажными носителями: книгами, брошюрами, научной периодикой. В современных условиях новейшие средства ИКТ способны поднять качество работы библиотеки учебного заведения на принципиально более высокий уровень. Средства ИКТ позволяют существенно расширить информаци

ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Н. О. Саблина, Л. В. Бирюкова, М. Н. Ляскина

г. Воронеж, МБОУ «Лицей №2», МБОУ «Лицей №2», МБОУ СОШ №97

E - mail : MILA 3335@ yandex . ru

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал».

К.Д. Ушинский

Реализация ФГОС сегодня акцентирует внимание на необходимость формирования информационной компетентности, как ученика, так и педагога. Использование в учебном процессе современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальной проблемой нашего времени.
Сегодня каждому учителю необходимо уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Таким образом, предоставляется возможность сделать урок более ярким и увлекательным для обучающихся.
При подготовке урока с использованием ИКТ я поступаю следующим образом:
1. Определяю дидактическую цель, которая ориентируется на достижение результатов: формирование, далее закрепление и, наконец, обобщение знаний, и их совершенствование.
2. Провожу анализ на основе требований к образовательным электронным ресурсам; их отбор. Таким образом, выбирают форму и структурные элементы урока.
3. Провожу детализацию функций, выбираю способы, посредством которых происходит взаимодействие обучающегося с электронным ресурсом.
При этом определяется: цель; длительность каждого этапа; форма организации деятельности обучающихся и преподавателя; форма промежуточного контроля.
В ходе подготовки и организации урока с ИКТ я учитываю следующие факторы: уровень подготовки класса, цель урока, задачи урока, форму и тип урока, гигиенические требования.
Говоря о критерии полезности ИКТ в образовании, можно отметить следующее: та или иная учебная компьютерная технология полезна и необходима, если она позволяет получить результаты такие обучения, которые невозможно получить без применения данной технологии.
Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики я использую следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.
Изучение нового материала:
1) фронтальная работа с классом;
2)самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме:
1) фронтальный опрос. Используем проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают;
2) самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике;
3) занятия практикумы. Самостоятельная работа учащихся.
Контроль знаний. Контроль знаний с применением компьютерных тестов (компьютер выдает процент выполнения задания, ошибки, оценки).
Исходя из вышесказанного, можно отметить следующие ожидаемые результаты обучения при использовании ИКТ на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
- формирование информационной культуры, творчества учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий в образовании;
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой работы на уроке; усовершенствовать контроль знаний; формировать навыки исследовательской деятельности; обеспечить доступ к справочным системам, различным информационным ресурсам. Компьютер берет на себя функцию контроля знаний, помогает сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения. Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках.
В своей работе на уроках я уже несколько лет использую интерактивную доску. Без неё уже довольно сложно представить любой урок. С помощью интерактивной доски имею возможность демонстрировать слайды, видеоролики, делать на доске пометки, рисовать. Наиболее эффективно её использование для презентации геометрических задач по готовым чертежам. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки отличаются высокой эстетической привлекательностью. Урок-презентация даёт возможность получить больший объема информации за короткий период. Также в любой момент можно вернуться к предыдущему слайду. Я использую презентацию при закреплении учебного материала, при проверке домашнего задания, для устных упражнений.
При изучении новой темы я показываю фрагменты видео-уроков, что позволяет сделать акцент на особо значимых моментах новой информации в ходе объяснения темы. В моей коллекции имеются диски с презентациями и видеоуроками. Часто после болезни ученики приходят неподготовленными, потому что новый материал по учебнику не смогли разобрать. Я им на электронную почту или на USB-флеш-накопитель отправляю видеоуроки. Эта система у нас уже отработана. Обучающиеся и их родители её приветствуют.
В своей работе я также использую уроки компьютерного тестирования. Тестирование это один из основных современных видов контроля знаний, который в последнее время всё шире входит в жизнь современной школы. Эффективность различных контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения.
Таким образом, ИКТ не просто становятся, а уже стало неотъемлемой частью современного учебного процесса. Они, несомненно, способствуют повышению качества образования.

«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
В.Г. Белинский

Использование ИКТ в воспитательном процессе начальной школы – шаг к формированию нового человека

Образовательных технологий в педагогике существует более 50, но ключевой технологией XXI века является применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество

Роль ИКТ в воспитательном процессе

Использованием ИКТ в воспитательном процессе это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более действенных подходов к воспитанию и является наиболее эффективным средством воспитания. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение слайдов, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному.
Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного, назидательного способа воспитания к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом воспитательной деятельности. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия. Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей.
Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств воспитания информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством понятий, но и развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Цели ИКТ в воспитательном процессе
Приоритетной целью воспитательной работы является формирование нравственно богатой, гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Одними из основных задач для выполнения поставленной цели являются развитие познавательных интересов учащихся посредством внедрения инновационных технологий и гуманизация воспитательного процесса. Эти задачи направлены на развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям.
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован социальный заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию не только учения, но и других полезных для развития личности дел, и вовлечь учащихся в активную деятельность.

Использование ИКТ в воспитательной работе даёт возможность

Увеличить производительность труда учителя и учащихся;
- Автоматизировать информационные процессы;
- Для качественных изменений в структуре воспитательных систем;
- Для формирования информационного общества.
А ещё информационные технологии предоставляют возможность:
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность и доступность.
В век развитых технологий, активности воздействия природных факторов, противоречивости социально - экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Информационные технологии предоставляют возможность:
рационально организовать познавательную деятельность обучающихся в ходе воспитательного процесса;
сделать воспитание более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
построить открытую систему воспитания, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию воспитания;
вовлечь в процесс активного воспитания категории детей, отличающихся способностями;
использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
интенсифицировать все уровни воспитательного процесса.

Социально-экономические требования:
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании, в воспитательной работе.

Использование ИКТ в воспитательной практике:
"...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих»
Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:
как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);
как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);
как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);
как средство обработки информации (фото и видео-изображений, тексто-вой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, по-строения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);
как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

ИКТ для меня:
Поиск и сбор информации;
Банки данных по различным направлениям воспитательной работы;
Развитие исследовательских способностей детей (создание проектов); Формирование и развитие классных СМИ;
Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики);
Развитие классного сайта;
Разработка грамот, дипломов и пр.;
Подготовка бесед, классных часов на воспитательные темы;
Данные для родителей (памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
Виртуальный музей;
Портфолио школьника;
Игры, конкурсы, викторины;
Обобщение опыта.

Где дети используют ИКТ в воспитательных целях
Поиск и сбор информации;
Для исследовательских работ (создание проектов);
Подготовка материалов для классных СМИ (газета)
Подготовка материала для классного сайта. Фотогалерея;
Виртуальныная энциклопедия;
Портфолио школьника;
Копилка игр, конкурсов, викторин;

Достоинства ИКТ
1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.
2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.
3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспита-тельных мероприятий.
4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повы-шают интерес к мероприятиям.
5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.
6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педаго-гическими технологиями.
7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.
8. Повышают качество педагогического труда.
9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникацион-ных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Воспитательная направленность уроков и всех мероприятий образовательного процесса приобретает первостепенное значение. Теоретический раздел предмета можно при помощи ИКТ представить ярко, образно, зримо. Практический раздел предмета содержит практические задания в различной форме, в том числе и тесты. После окончания урока, при использовании тестов, сразу же можно получить информацию об уровне усвоения материала. У нас уже появляются уроки (в основном на литературном чтении, темы: Басни, Русские народные сказки…), где учащиеся представляют в форме мини – презентаций (2 – 3 слайда) с устным сопровождением воспитательные выводы. Такая работа позволяет вовлечь всех в обсуждение, комментирование, высказывание своего мнение. Применение ИКТ дало толчок для развития проектной деятельности на уроке, что также способствует развитию информационных и коммуникативных компетенций учащихся.
Мой класс живет традициями. Но для поддержания их сегодня требуются или новые формы, или новое содержание, или же новые технологии работы. Поэтому в организацию традиционных воспитательных мероприятий прочно входят информационные технологии. Так, добрая традиция создавать электронный творческий фото-отчет после каждого мероприятия помогает накопить материал к окончанию начальной школы (презентация для родителей и учеников) «С любовью к родной школе». Использование цифровой камеры позволяет пополнять видеоархив качественными материалами и готовить уникальные подборки материалов. Неоспоримы преимущества эстетического оформления мероприятий при помощи качественного звука на CD, оригинальных заставок и тематического видеоряда, выполненных с применением компьютера.
Например: во 2 классе в прошлом году с использованием Икт были проведены следующие классные мероприятия:
«Русское наследие» об обычаях русского народа;
«О красоте и мужестве»;
«Урок доброты»;
«Страна вежливых слов»;
«Новогоднее настроение»;
«Книга поможет везде: в учёбе, отдыхе, труде»;
С использованием проводятся уроки Мужества (к Дню подводника, к Дню защитника отечества, к Дню Победы) Например:
«Мы не должны забывать подвиг наших прадедов»
«Войны священные страницы»
«Деревья тоже воевали»
Классные и информационные часы сопровождаются компьютерными презентациями, составленными либо учителем, либо учителем при помощи учащимися.
Поиск информации к беседам, тренингам и круглым столам стал намного проще с помощью ресурсов сети Интернет. Ведение электронного классного фотоальбома сохраняет в памяти детей яркие моменты школьной жизни. Наиболее эффективно создание и пополнение такого альбома силами учащихся при поддержке классного руководителя.
Организация каникулярной занятости учащихся просто невозможна без ИКТ. Начиная с составления базы данных (списков детей с необходимой информацией о ребёнке и семье), подготовки различных документов, заканчивая отчётностью по окончании работы и ведением учёта занятости детей. Это различные творческие отчёты наряду с традиционным письменным. А применение фотоаппарата и другой цифровой техники, использование развлекательных и познавательных возможностей компьютера делают отдых детей разнообразным, интересным и полезным.
Применение ИКТ в организации эффективного взаимодействия с семьёй обосновано необходимостью соответствовать требованиям современного информационного общества. Вот уже появился электронный журнал. Уже привычным стало анкетирование родителей, информирование жизни школы через печатную и электронную версию классных сообщений, использование электронных презентаций для проведения родительских собраний. С введением в 4 классе нового предмета «ОРКСЭ» в планах уже сейчас предложить родителям и детям создавать семейный журнал «Родительский дом - начало начал», который поможет раскрыть нравственные основы семьи, семейные ценности, историю, занятия, традиции, предполагает дальнейшую работу по изучению своих корней, родословной семьи, а всё это потом поможет подготовить проектную работу, которая нужна будет для оценки знаний по окончанию курса, т. к. семья является одной из трёх ценностей (Семья, Отечество, культура)
Профилактическая работа напрямую связана с пополнением (корректировкой) электронной базы данных учащихся, состоящих на учёте. Владея пользовательскими умениями, можно отследить и зафиксировать в форме электронных таблиц различные сведения. Запросы разных служб и ведомств в рамках профилактической работы сегодня часто выполняются в электронном варианте (по электронной почте). Главным здесь становится оперативность передачи информации, её точность и своевременность. Учитывая, что это документация строгой отчётности, значимость применения ИКТ в этом направлении серьёзно возрастает.
При организации здоровьесберегающей деятельности потенциал ИКТ используется при проведении мероприятий по агитации за ЗОЖ, профилактических бесед, составлении таблиц, диаграмм при проведении мониторинга физического развития, отслеживания результатов. Учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.
Дополнительное образование выходит на новый этап развития. Участие в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, общение по Интернету, электронной почте. Создание творческих работ, оформление выставок из них тоже приобрело новую окраску.
Ученическое самоуправление также представляет перспективное направление для применения современных информационных технологий в образовательном процессе. Подготовка агитационных материалов и бланков анкет, обработка информации, её дальнейшее транслирование, своевременное информирование о деятельности и результатах работы органов самоуправления – вот неполный перечень дел с привлечением ИКТ. Пытаемся составлять Портфолио ученика. Портфолио рассматривается как визитная карточка, куда помещаются сведения о достижениях и успехах, творческих делах и дальнейших планах. Степень сложности наполняемости портфолио в электронном виде может быть различной и зависит от уровня знаний ученика, умения использовать и применять ИКТ на практике. Ведь именно в портфолио ребята могут помещать фотографии, проекты, фильмы и другие материалы, рассказывающие о себе и о коллективе класса. Использование ИКТ дают возможность для издания печатной и электронной версии классной газеты. Поскольку ребята ещё маленькие, то это только первые пробы. Работая над выпуском, дети учатся брать интервью, писать статьи, искать информацию в сети Internet и т.д. Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий.
Наиболее заинтересованные ученики умеют при различных видах деятельности:
– работать со звуком;
– работать с фотоааапаратом, видеокамерой;
– составлять презентации (всталять картинки, звук, набирать информацию);
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего-либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого. Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.
Создана компьютерная база, где размещается информация о моей внеклассной работе – сценарии, о победителях соревнований и конкурсах. Информационные и коммуникационные технологии с успехом применяются для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.

Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. Использование ИКТ способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность детей. Всё сказанное выше подтверждает рост качества воспитательной работы, повышение уровня её организации на качественно новый уровень, делает воспитательный процесс современным с точки зрения формы и содержания.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. За счёт чего же это происходит? Прежде всего – аудио- и видеоряд помогают воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей. Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. А если учесть интерес школьников к компьютерам, то получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Использование ИКТ внесло изменения во все стороны жизни. В первую очередь, изменилась роль ученика. Он стал активным участником воспитательного процесса, превратился в партнёра учителя (помогает в подготовке и проведении уроков и внеклассных мероприятий). Использование ИКТ позволяет удержать интерес к учебе. Школа превратилась из места, где учат, в место, где учатся.
Также меняется и моя роль. Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию. Если ранее при подготовке уроков и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы и средства ТСО, то сегодня имеется возможность использовать электронные учебники, электронные энциклопедии и Internet-ресурсы. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, стали намного проще с помощью ИКТ.
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.