Краткое биография про васко да гама. Васко да гама открытия кратко. О морском пути в Индию

Васко да Гама (рожд. 3 сентября 1469 г. – смерть 23 декабря 1524 г.), португальский мореплаватель, первый проложил маршрут из Лиссабона в Индию и обратно. Как и большинство его коллег, занимался пиратским промыслом. Граф Видигейра (с 1519 г.), губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (с 1524 г).

Происхождение

Знаменитый Васко да Гама, своими морскими путешествиями изменивший коренным образом политическую и экономическую ситуацию в Европе и Азии, родился в 1469 году в маленьком приморском городке Синише в самой южной португальской провинции Алемтежу. Род Гама не мог похвастаться ни богатством, ни знатностью, однако был достаточно древним, чтобы от поколения к поколению служить королям Португалии. Среди предков Васко были доблестные воины и даже королевский знаменосец. Его отец, Иштеван да Гама, был алькайди (градоначальник) Синиша. А у матери, Изабеллы Судре, среди предков были английские графы. Васко был их третий сын, у него было двое старших братьев и сестра.

Детство и юность

Несмотря на дворянское происхождение, дети Гама тесно общались с простонародьем. Товарищами их игр были сыновья рыбаков и матросов. Васко со своими братьями рано научились плавать, грести, умели управляться с рыбачьими сетями и парусом. Но в Синише невозможно было получить хорошего образования, потому на учебу Васко отправили в Эвор, любимую резиденцию короля. Здесь он обучался математике и тонкостям навигации.

Мы знаем, что в юности будущий открыватель морского пути в Индию принимал участие в осаде марокканского города Танжера. Есть предположение, что он совершил несколько морских экспедиций вдоль африканских берегов. Возможно, именно это заставило королевский двор обратить на него внимание. Может быть, были другие причины. Как бы то ни было, Васко оказался на службе у Жуана II и смог быстро выдвинуться.

Согласно хронике, еще в молодости юноша отличался твердым, решительным характером, изрядной долей вспыльчивости и властными повадками.

До путешествия в Индию

Португальцы и испанцы – народы, родственные по языку и культуре. Португалия постоянно соперничала с Испанией во всем, что касалось открытий и освоений новых земель и морских путей. Когда в свое время король Жуан II отказал , который предлагал организовать экспедицию для поиска западного пути в Азию, он, как видно, не мог предположить, что этот настойчивый генуэзец сможет добиться своей цели под флагом испанских королей. Но вот «Западная Индия» открыта, к ее берегам проложены маршруты, и между Европой и новыми землями систематически курсируют испанские каравеллы. Наследники Жуана II поняли, что следует торопиться с закреплением своих прав на Индию Восточную. И уже в 1497 г. снарядили экспедицию для разведки морского пути из Португалии в Индию – вокруг Африки.

Первое путешествие в Индию (1497-1499 гг.)

Начальником экспедиции по выбору короля Мануэла I назначили Васко да Гама (португальцы произносят «Вашку») – молодой придворный знатного происхождения, который пока не зарекомендовал себя ничем, кроме лихого захвата каравана французских торговых судов. И хотя королю предлагали кандидатуру такого известного мореплавателя, как Бартоломеу Диаш, который в 1488 г. первым обогнул Африку с юга, миновав открытый им мыс Доброй Надежды, предпочтение он отдал молодому аристократу с пиратскими наклонностями. На предложение Мануэла I возглавить экспедицию Васко да Гама отвечал: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни». Такого рода заверения в то время давались отнюдь не для «красного словца»…

Отплытие Васко да Гамы в Индию

Флотилия Васко да Гамы состояла из четырех кораблей. Это были два 150-ти тонных корабля – флагманский «Сан-Габриэл» (капитан Гонсалу Алеариш, опытный моряк) и «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат адмирала), а также легкая 70-ти тонная каравелла «Берриу» (капитан Николау Куэлью) и транспортное судно с припасами. Всего под командованием адмирала да Гамы было 168 человек, в том числе дюжина уголовников, специально освобожденных из тюрем – они могли понадобиться для выполнения наиболее опасных поручений. Главным штурманом назначили бывалого моряка Педру Аленкера, десятью годами раньше плававшего с Бартоломеу Диашем.

1497 год, 8 июля – флотилия вышла из гавани Лиссабона. Пройдя без приключений до Сьерра-Леоне, адмирал да Гама, обоснованно избегая противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, направился на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. На эти маневры ушло около 4-х месяцев, и только 1 ноября португальцы увидали на востоке землю, а спустя 3 дня вошли в широкую бухту, которую назвали Святая Елена.

Высадившись на берег, португальские моряки впервые увидали бушменов. Это – группа народов, представляющая из себя древнейшее население Южной и Восточной Африки. Бушмены в значительной степени отличаются от большинства негритянских племен Африканского континента – они низкорослые, цвет их кожи скорей смуглый, чем черный, а в лицах есть некоторое сходство с монголоидами. Эти жители кустарниковых зарослей бушей (отсюда и европейское название «бушмены» – «люди кустарника») имеют удивительные способности. Они могут в течении длительного времени находиться в пустыне без запасов воды, так как добывают ее способами, неизвестными другим народам.

Путешественники попытались наладить с бушменами «культурный обмен», предлагали им бусы, бубенцы и прочие безделушки, однако бушмены оказались «неплатежеспособными» – у них не было даже самой примитивной одежды, а их первобытные луки и стрелы не были нужны португальцам, которые были вооружены арбалетами и огнестрельными бомбардами. Кроме этого, из-за оскорбления, нанесенного бушмену каким-то хамоватым моряком, возникла конфликтная ситуация, в результате чего несколько моряков были ранены камнями и стрелами. Сколько «кустарниковых людей» европейцы поразили из арбалетов, осталось неизвестным. А потому как никаких признаков золота и жемчуга у бушменов не заметили, флотилия подняла якоря и отправилась дальше на юг.

Обогнув южную оконечность Африки, португальские корабли, двигаясь на северо-восток, в конце декабря 1497 г. подошли к высокому берегу, которому да Гама дал название Натал («Рождество»). 1498 год, 11 января – моряки высадились на берег, где увидали множество людей, резко отличавшихся от известных им африканских дикарей. Среди моряков нашелся переводчик с языка банту, и контакт двух разных цивилизаций установился. Негры встретили португальских моряков очень дружелюбно. Землю, которую Васко да Гама назвал «страной добрых людей», населяли крестьяне и ремесленники. Люди здесь обрабатывали землю и добывали руду, из которой выплавляли железо и цветные металлы, делали железные ножи и кинжалы, наконечники для стрел и копий, медные браслеты, ожерелья и другие украшения.

Двигаясь дальше на север, 25 января корабли вошли в широкий залив, куда впадало несколько рек. Общаясь с местными жителями, которые хорошо приняли португальцев, и заметив присутствие предметов явно индийского происхождения, адмирал сделал вывод, что флотилия подходит к Индии. Там довелось задержаться – суда нуждались в ремонте, а люди, многие из которых болели цингой, в лечении и отдыхе. Португальцы в течении целого месяца стояли в устье реки Кваквы, которая оказалась северным рукавом дельты Замбези.

Мозамбик и Момбаса

Васко да Гама в Индии

В конце концов флотилия, полностью готовая к плаванию, направилась на северо-восток и 2 марта достигла острова Мозамбик. Здесь заканчивались земли «диких» племен и начинался богатый мир, который контролировали арабо-мусульмане. До прибытия португальцев в их руках сосредотачивалась вся торговля в Индийском океане. Для общения с арабами необходимы были недюжинные дипломатические способности, которыми Гама, увы, не обладал. Именно с этого момента стали проявляться его горячность, недостаток такта и рассудительности, бессмысленная жестокость.

Поначалу шейх и жители Мозамбика отнеслись к португальским морякам терпимо. Они приняли их за мусульман, но были недовольны подарками, которые прибывшему на корабль шейху пытался вручить Васко. Это был никому не нужный хлам, а восточные правители привыкли к иному отношению. В скором времени стало известно, что люди с непривычных взорам арабов кораблей являются христианами. Напряжение возрастало, и 11 марта на португальцев напали. Атаку удалось отбить, но для решительного сражения у команды, значительно сократившейся после эпидемии цинги, не было сил. Пришлось спешно покидать негостеприимный берег.

7 апреля португальцы прибыли в Момбасу, но вскорости, не заходя в гавань, вынуждены были покинуть и ее, узнав о намерении момбасского короля захватить корабли и взять команду в плен (сведения были получены от заложников, которых пытали кипящим маслом). В восьми милях от гавани взбешенные португальцы захватили барку, груженную золотом, серебром и съестными припасами.

Малинди

14 апреля флот подошел к Малинде, богатому мусульманскому городу. Местный шейх враждовал с правителем Мозамбика и был рад заключить союз с Гамой. В ответ на знаки внимания со стороны правителя португалец отослал ему воистину «царский дар»: монашескую рясу, две нитки кораллов, три шляпы, тазики для омовения рук, бубенчики и два куска дешевой полосатой материи. В другой ситуации шейх, может быть, не стерпел бы такого неуважения, но сейчас он боялся непрошеных гостей и согласился дать искусного лоцмана, который был нужен для дальнейшего плавания. Им стал Ахмед ибн Маджида, носивший арабско-санскритское прозвище Малемо Кана – «ведущий по звездам». С его помощью в середине мая 1498 года экспедиция добралась до Малабарского берега. Суда бросили якоря близ крупнейшего индийского города Каликут (Кожикоде). Долгожданный морской путь в Индию был разведан.

Каликут (Индия)

Местный правитель, саморин, который был заинтересован в развитии торговли с любыми странами, в том числе и христианскими, принял посланца Гамы радушно. Но дальнейшее поведение Гамы накалило ситуацию.

28 мая командир португальцев в сопровождении 30-ти человек отправился на свидание с саморином. Португальцев поразила роскошная обстановка дворца, дорогие одежды царя и придворных. Тем не менее Васко, не ощущая разницы между племенными вождями Африки и саморином, собрался преподнести ему жалкие подарки: 12 кусков все той же полосатой грубой материи, несколько шапок и шляп, 4 нити из кораллов, тазики для мытья рук, ящик сахара, по два бочонка масла и меда.

Увидав это, один из царских сановников презрительно рассмеялся и заявил, что даже бедные купцы преподносят саморину более дорогие подарки. Царя надо одарить золотом, а такого рода предметов он попросту не примет. Случившийся казус быстро стал известен и во дворце, и в городе. Этим сразу же воспользовались мусульманские купцы, которые видели в португальцах опасных конкурентов. Они настроили против гостей и так уже оскорбленного саморина, убедив его в том, что в Каликут прибыли жестокие, кровавые пираты, благо, до них уже дошли слухи о событиях в Мозамбике и захвате арабского корабля.

На другой день правитель несколько часов продержал делегацию в приемной, а при свидании вел себя холодно. В результате Гаме не удалось получить разрешение на основание здесь португальской фактории. С трудом португальцы смогли обменять товары на пряности. А 5 октября мореплаватели, захватив шесть заложников, чтобы показать их своему королю, покинули индийские воды.

Возвращение домой

Открытие морского пути в Индию

Уже знакомым путем к сентябрю 1499 года они смогли добраться до родного порта, потеряв два корабля и 105 из 160 человек команды. Среди умерших был и единственный горячо любимый Васко человек, его брат Паулу. Он умер от чахотки. Герой индийского плавания чрезвычайно тяжело переживал эту потерю. Некоторые из историков сообщают, что он на протяжении 9-ти дней в полном одиночестве предавался скорби и не желал никого видеть.

К сожалению, многие из документов, освещающие события после приезда Гамы в Португалию, погибли при страшном лиссабонском землетрясении 1755 года. Однако можно не сомневаться, что и король, и сограждане встречали путешественников с великим почетом и ликованием. В честь эпохального события отчеканили золотую монету, получившую название «португеш», стоимостью в 10 крузаду.

Васко да Гама в одночасье стал национальным героем, причем вполне заслуженно. Именно благодаря его воле, энергии и напористости экспедиция смогла выполнить все возложенные на нее задачи и вернуться обратно. Команда любила, но и панически боялась неистового и жестокого предводителя. Его нахмуренные брови ввергали в панику матросов, чьими действиями он был недоволен. А ведь это были отчаянные люди, всю жизнь проведшие в морских походах. Король осыпал героя индийского похода наградами. Во владение ему был передан г.Синиш, предоставлены льготы на торговлю с Индией. Ему и его потомкам был дарован титул дона и назначена пенсия. Он стал официально зваться «адмиралом Индийского океана». Однако сам путешественник, будучи алчным и жадным, остался недовольным.

О периоде жизни Гамы между первым и вторым путешествиями известны только отдельные факты. К примеру то, что в это время он женился на донне Катарине ди Атайди. От этого брака у него было шесть сыновей – Франсишку, Иштеван, Педру, Паулу, Криштован, Алвароу, – а также дочь Изабелла.

Второе путешествие в Индию (1502-1503 гг.)

На следующий год по этому же пути направилась экспедиция Педру Алвариша Кабрала. Прошло несколько лет, и король Мануэль, не удовлетворившись индийскими экспедициями Кабрала и Жуана да Нова, решил отправить в Индию большой флот. Командовать им поручили Васко да Гаме.

Флот состоял из 10-ти кораблей. Еще 10-ю, входящими в 2 вспомогательных флота, командовали близкие родственники адмирала. На этот раз экспедиция носила абсолютно иной характер. Вероятно, пиратский опыт близ Момбасы не прошел даром. По приказу короля надлежало силой брать товары, если их невозможно было получить мирным путем. Пряности необходимо было оплачивать золотом и серебром, которых Португалия, как и любая другая из европейских стран, в те времена не имела в достаточном для этого количестве. Это было началом португальской колониальной экспансии.

Во время пиратского рейда флотилия принудила правителей Мозамбика и Килвы уплатить дань, сожгла и разграбила купеческие корабли, уничтожила арабский флот и г.Каликут, заставила города западного индийского побережья признать верховную власть португальцев и выплачивать дань.

Среди в особенности кровавых злодеяний Гамы – захват каликутского судна, на котором было 380 пассажиров. Гама отдал приказ всех их запереть в трюме и сжег корабль вместе с пленниками. Когда судно загорелось, несчастные смогли вырваться на палубу. Мужчины топорами сбили пламя, а женщины с детьми на руках знаками умоляли пощадить малышей и предлагали свои золотые украшения. Адмирал был непоколебим. Он велел взять корабль на абордаж и вновь поджечь его. Потом флагманский корабль, как коршун, следовал за погибающим судном, не давая никому спастись, а Гама с каменным лицом наблюдал за душераздирающими сценами, происходящими на борту корабля-жертвы.

Не менее ужасающими были события, которые развернулись, когда флот подошел к Каликуту. Здесь множество рыбачьих лодок подплыло к кораблям. Адмирал велел схватить около 30-ти рыбаков. Их тут же повесили на реях. Ночью тела сняли. У трупов отрезали руки, ноги и головы, бросили их в лодку, а туловища выбросили за борт. В скором времени их прибило к берегу. Страшное содержимое лодки вывалили на берегу, а к куче прикрепили записку на арабском языке. В ней было написано, что еще более ужасная судьба постигнет весь город, если тот окажет сопротивление. Такого рода действия адмирал совершал не в порыве гнева, а с обдуманной и холодной жестокостью.

Экспедиция принесла колоссальную прибыль. Васко да Гама получил титул графа Видигейры, а в 1524 году был назначен вице-королем Индии.

Третья экспедиция в Индию и смерть (1524 год)

Новый наместник направился в Индию во главе крупной эскадры из 16-ти судов. В полностью завоеванном Кочине Васко да Гама основал административный центр. Но он не успел проявить свои административные способности, так как в том же году 24 декабря скончался в Кочине. Его тело было доставлено в Португалию и с честью похоронено в Видигейре.

Португалия высоко оценила деяния Васко да Гамы. Спустя 50 лет после его смерти поэт Луиш ди Камоэнс воспел их в эпической поэме «Луизиады». В литературе XVI века он представлен как смелый руководитель и бесстрашный администратор. На взгляд же современного человека, как пишет историк Дж. Бейкер, «он был жесток и упрям. Он не останавливался перед тем, чтобы обливать допрашиваемых заложников кипящим маслом; не стеснялся бросить в открытое море на произвол стихий триста мертвых и умирающих людей с их женами и детьми; по его приказанию непослушных португальских женщин гнали розгами по улицам одного из индийских городов.

В то же время он братски делил все трудности и лишения с экипажем и однажды во время землетрясения мужественным обращением к своим людям предотвратил панику. Если как вице-король он и проявил себя жестоким, то поразил как индийцев, так и португальцев тем, что наотрез отказался принимать какие-то подарки и ревниво следил за тем, чтобы его уважали».

Результаты же главного открытия Васко да Гамы были огромны – как с научной, так и с политической и экономической точек зрения. Благодаря ему стали окончательно известны очертания Африки. Индийский океан, до того считавшийся внутренним морем, был переведен в разряд океанов.
Пряности теперь начали попадать в Европу без посредников. Кончилось продолжавшееся веками господство арабов в торговле на Ближнем Востоке. Пришли в упадок процветавшие до того времени Венеция и Генуя. Началось превращение Португалии в одну из главных колониальных держав XVI века.

Васко да Гама

Васко да Гама (1469–1524), португальский мореплаватель, первым проложивший маршрут из Лиссабона в Индию и обратно. Как и большинство его коллег, занимался пиратским промыслом.

Португальцы и испанцы – народы, родственные по языку и культуре. Португалия постоянно соперничала с Испанией во всём, что касалось открытия и освоения новых земель и морских путей. Когда в своё время король Жуан II отказал Колумбу, предлагавшему организовать экспедицию для поиска западного пути в Азию, он, видимо, не предполагал, что этот настойчивый генуэзец добьётся своей цели под флагом испанских королей. Но вот «Западная Индия» открыта, к её берегам проложены маршруты, и между Европой и новыми землями систематически курсируют испанские каравеллы. Наследники Жуана II поняли, что надо спешить с закреплением своих прав на Индию Восточную. И уже в 1497 году была снаряжена экспедиция для разведки морского пути из Португалии в Индию – вокруг Африки.

Начальником экспедиции по выбору короля Мануэла I был назначен Васко да Гама (португальцы произносят «Вашку») – молодой придворный знатного происхождения, пока не зарекомендовавший себя ничем, кроме лихого захвата каравана французских торговых кораблей. И хотя королю предлагалась кандидатура такого известного мореплавателя, как Бартоломеу Диаш, который в 1488 году первым обогнул Африку с юга, миновав открытый им мыс Доброй Надежды, предпочтение было отдано молодому аристократу с пиратскими наклонностями. На предложение Мануэла I возглавить экспедицию Васко да Гама ответил: «Я, государь, слуга ваш и исполню любое поручение, хотя бы оно стоило мне жизни». Подобные заверения в те времена давались отнюдь не для «красного словца»…

Флотилия Васко да Гамы состояла из четырёх кораблей. Это были два стопятидесятитонных корабля – флагманский «Сан-Габриэл» (капитан Гонсалу Алеариш, опытный моряк) и «Сан-Рафаэл» (капитан Паулу да Гама, брат адмирала), а также легкая семидесятитонная каравелла «Берриу» (капитан Николау Куэлью) и транспортное судно с припасами. Всего под командованием адмирала да Гамы было 168 человек, в том числе дюжина уголовников, специально освобождённых из тюрем – они предназначались для выполнения наиболее опасных поручений. Главным штурманом был назначен бывалый моряк Педру Аленкер, десятью годами ранее плававший с Бартоломеу Диашем.

Флотилия вышла из гавани Лиссабона 8 июля 1497 года. Пройдя без приключений до Сьерра-Леоне, адмирал да Гама, обоснованно избегая противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, двинулся на юго-запад, а за экватором повернул на юго-восток. Эти маневры заняли около четырёх месяцев, и только 1 ноября португальцы увидели на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Святая Елена.

Высадившись на берег, португальские моряки впервые увидели бушменов. Это – группа народов, представляющая собой древнейшее население Южной и Восточной Африки. Бушмены существенно отличаются от большинства негритянских племён Африканского континента – они низкорослы, цвет их кожи скорее смуглый, чем чёрный, а в лицах имеется некоторое сходство с монголоидами. Эти жители кустарниковых зарослей бушей (отсюда и европейское название «бушмены» – «люди кустарника») обладают удивительными способностями. Они могут длительное время находиться в пустыне без запасов воды, так как добывают её способами, неизвестными другим народам.

Моряки да Гамы пытались наладить с бушменами «культурный обмен», предлагая им бусы, бубенцы и прочие безделушки, но «кустарниковые люди» оказались «неплатёжеспособными» – у них не было даже самой примитивной одежды, а их первобытные луки и стрелы не были нужны португальцам, вооружённым арбалетами и огнестрельными бомбардами. Кроме того, из-за оскорбления, нанесённого бушмену каким-то хамоватым моряком, возникла конфликтная ситуация, в результате которой несколько моряков были ранены камнями и стрелами. Сколько бушменов европейцы поразили из арбалетов, осталось неизвестным. А поскольку никаких признаков золота и жемчуга у бушменов замечено не было, флотилия подняла якоря и двинулась дальше на юг.

Обогнув южную оконечность Африки, португальские суда, двигаясь на северо-восток, в конце декабря 1497 года подошли к высокому берегу, которому да Гама дал название Натал («Рождество»). 11 января 1498 года моряки высадились на берег, где увидели множество людей, резко отличавшихся от известных им африканских дикарей. Среди моряков нашёлся переводчик с языка банту, и контакт двух разных цивилизаций установился. Негры встретили португальцев очень дружелюбно. Земля, которую Васко да Гама назвал «страной добрых людей», была населена крестьянами и ремесленниками. Люди здесь обрабатывали землю и добывали руду, из которой выплавляли железо и цветные металлы, делали железные ножи и кинжалы, наконечники для стрел и копий, медные браслеты, ожерелья и другие украшения.

Двигаясь далее на север, 25 января суда вошли в широкий залив, куда впадало несколько рек. Общаясь с местными жителями, которые хорошо приняли португальцев, и заметив присутствие предметов явно индийского происхождения, адмирал сделал вывод, что флотилия приближается к Индии. Здесь пришлось задержаться – корабли нуждались в ремонте, а люди, многие из которых болели цингой, в лечении и отдыхе. Португальцы целый месяц стояли в устье реки Кваквы, которая оказалась северным рукавом дельты Замбези.

24 февраля флотилия подняла якоря и через пять дней достигла порта Мозамбик. Здесь к этому времени прочно обосновались арабы. Их одномачтовые суда регулярно вывозили отсюда рабов, золото, слоновую кость и амбру. Новая встреча двух разных цивилизаций осложнилась тем, что арабские торговцы увидели в португальцах (вполне обоснованно) опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными. Арабы стали настраивать против европейских гостей местное негритянское население. Доходило до того, что для пополнения запасов пресной воды морякам да Гамы приходилось высаживаться на берег под прикрытием корабельной артиллерии.

Экспедиция вышла из Мозамбика 1 апреля и взяла курс на север. На борту флагманского корабля адмирал да Гама удерживал двух арабских лоцманов, но, не доверяя им, захватил у берега небольшое парусное судно и под пытками заставил его хозяина сообщить нужные сведения о ветрах, течениях и мелях. При вхождении в гавань портового города Момбаса на Занзибаре арабские лоцманы бежали с корабля к местному правителю, богатому шейху-работорговцу.

Не ожидая от встречи с хозяевами Момбасы ничего хорошего, Васко да Гама вышел в море. Используя свой пиратский опыт, португальский адмирал, встретив на пути арабское судно, разграбил его и захватил в плен весь экипаж. Команда во всём поддерживала своего адмирала. Ничего удивительного – моряками в те времена часто становились люди, не отличавшиеся высокими моральными качествами, во всяком случае по отношению к представителям других цивилизаций. Поэтому и все другие встречные суда, принадлежавшие арабам, были захвачены. С новой добычей флотилия вошла 14 апреля в гавань Малинди и бросила якоря.

Здесь португальцам был оказан самый любезный и дружественный приём. Оказалось, что местный шейх уже в курсе дел португальских путешественников. Агентура сообщила ему о морских подвигах и бортовой артиллерии пришельцев. Враждуя с Момбасой и находясь под впечатлением от полученных сведений о гостях, он предложил адмиралу союз и в знак доверия дал ему превосходного лоцмана, старого моряка Ахмеда Ибн Маджида. Флотилия двинулась в путь 24 апреля, а уже 17 мая Ибн Маджид указал адмиралу на выплывающий из тумана индийский берег. Под вечер 20 мая 1498 года португальские корабли стали на рейде у входа в порт Каликут (Южная Индия).

Как проходил очередной «контакт цивилизаций», подробно описано в книге доктора географических наук Д.Я. Фащука «Загадки морской одиссеи». Когда Васко да Гама и его капитаны прибыли к местному правителю, носившему титул «самудрин раджа» (для португальцев «саморин»), тот «… встретил гостей голым в одной набедренной повязке. Но его руки украшали массивные золотые браслеты и кольца с огромными алмазами, шею обвивали жемчужное ожерелье и золотая цепь, а в ушах были тяжелые золотые серьги с драгоценными камнями. В качестве подарков перед этим «ходячим Алмазным Фондом» были выставлены предназначенные для дикарей двенадцать кусков довольно грубой ткани, четыре красных капюшона, шесть шляп, четыре нитки кораллов, шесть банных тазиков, ящик сахара, две бочки оливкового масла и два бочонка меда. Реакцию саморина угадать нетрудно. Только пиратский опыт Васко да Гамы помог португальцам благополучно покинуть индийские берега, захватив несколько заложников, парочку торговых кораблей с ценным грузом и обстреливая «для острастки» из бомбард встречные суда и города побережья».

Путешествие Васко да Гамы (1497–1499 гг.)

Каликут остался за кормой португальской флотилии в конце августа 1498 года. Медленно продвигаясь на север вдоль индийского побережья, 20 сентября моряки вынужденно бросили якоря у острова Анджидив, чтобы заняться ремонтом кораблей. После ремонта и нескольких пушечных дуэлей с местными пиратскими судами моряки покинули остров, но штиль не давал возможности двигаться в нужном направлении. Дождавшись попутного ветра, только в январе 1499 года португальцы достигли Малинди. Шейх-союзник снабдил флотилию свежими припасами и по дружескому настоянию да Гамы послал в дар королю Мануэлу I слоновий бивень.

За время плавания команда сильно сократилась – много людей умерло от цинги и других болезней. Пришлось даже сжечь корабль «Сан-Рафаэл» и двигаться дальше на оставшихся двух судах. На переход от Мозамбика до мыса Доброй Надежды понадобилось семь недель, а на переход до островов Зеленого Мыса – ещё четыре. Здесь Васко да Гама приказал капитану «Берриу» Н.Куэлью вести свой корабль в Лиссабон, а сам остался с умирающим братом Паулу да Гама. Похоронив брата на одном из Азорских островов, Васко прибыл в Лиссабон к концу августа. Из четырёх его судов вернулось только два, от команды осталось менее половины.

Однако, несмотря на большие потери, экспедиция не стала убыточной для королевской казны. Всё-таки в Каликуте удалось приобрести немало пряностей и драгоценностей, а пиратские набеги да Гамы в Аравийском море в значительной мере пополнили корабельные сундуки. Но, конечно, не это вызвало ликование властей в Лиссабоне. «Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерция Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан – мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет – до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.)» (И.П. Магидович, В.И. Магидович, «Очерки по истории географических открытий»).

Но успех португальских мореплавателей имел значение не только для самой Португалии. Он произвёл ошеломляющее впечатление на послов, купцов и правительства европейских стран. «Как только новость о возвращении Гамы достигла Венеции, народ был поражен как громом, и наиболее мудрые из людей считали это худшим известием, какое только могло быть получено», – так отмечено в дневнике одного современника этих событий. В феврале 1502 года уже двадцать боевых кораблей, возглавляемых Васко да Гамой, наделённым за первый поход титулом «адмирал Индийского моря», отправились в Индию и навели здесь порядок в лучших традициях крестоносцев. Разграбив и разорив Малабарский берег, они «поставили на место» индийских саморинов и провозгласили эту территорию собственностью португальской короны. После такого сюрприза индийцы прокляли и чуть не убили кормчего Наджди (Ибн Маджиди), показавшего коварным европейцам путь в их страну. Но было поздно. В 1505 году очередная португальская эскадра из двадцати кораблей и, полуторатысячным войском сожгла Момбасу и занялась пиратством в Аравийском море, сделав всё побережье Индостана и Молуккские острова своей вотчиной. Описывая эти события, Жюль Верн в свое время заключил: «Нет такой жестокости, которою не запятнали бы себя португальцы в Индии» (Д.Я. Фащук, «Загадки морской одиссеи»).

Власти Португалии высоко оценили деяния адмирала Васко да Гамы. В 1524 году он был назначен вице-королем Индии. К этому времени ему исполнилось уже 55 лет. 24 декабря этого же года великий путешественник умер в славе и почете. Для Португалии и всей Западной Европы и Америки он остался первым европейцем, приведшим корабли в Индию. И, скорее всего, ни ему самому, ни его современникам не было известно, что почти за четверть века до появления португальцев на земле Индии побывал другой европеец, русский человек – тверской купец Афанасий Никитин.

Из книги 100 великих загадок истории автора Непомнящий Николай Николаевич

ФИНИКИЙЦЫ ОПЕРЕДИЛИ ВАСКО ДА ГАМУ Несмотря на всё величие подвига Васко да Гамы, который первым из европейцев совершил путешествие вокруг Африки, весьма вероятно, что задолго до него это сделали финикийцы.Греческий историк Геродот около 440 г. до н. э. поведал историю о

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

86. ВАСКО ДА ГАМА (около 1460–1524) Васко да Гама был португальским исследователем, который открыл морской путь из Европы в Индию, проплыв вокруг Африки. Португалия искала такой путь со времен принца Генриха Мореплавателя (1349–1460).В 1488 году португальская экспедиция под

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Бальбоа Васко Нуньес де (ок. 1475 - 1517) Испанский конкистадор. В поисках золота первым из европейцев пересек Панамский перешеек и достиг берега "Южного моря" - Тихого океана (29 сентября 1513 года). Открыл Жемчужные острова. Васко Нуньес де Бальбоа родился в Херес

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Васко да Гама Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей - достичь далекой Индии. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем исследователем. Его не могли обойти при дворе, как это сделали с Диашем, он не был вынужден переносить

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Поиски Васко да Гамой морского пути в Индию В начале июля 1497 года флотилия под руководством Васко да Гамы, предназначенная для разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию, вышла из Лиссабона. К сожалению, точных данных о пути экспедиции да Гамы в

Из книги 100 великих путешественников [с иллюстрациями] автора Муромов Игорь

Васко Нуньес де Бальбоа (ок. 1475–1517) Испанский конкистадор. В поисках золота первым из европейцев пересек Панамский перешеек и достиг берега «Южного моря» – Тихого океана (29 сентября 1513 года). Открыл Жемчужные острова.Васко Нуньес де Бальбоа родился в Херес

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих футбольных клубов автора Малов Владимир Игоревич

«Васко да Гама» (Рио-де-Жанейро) (Клуб основан в 1898 году)Победитель Кубка Либертадорес 1998 г., победитель Клубного чемпионата Южной Америки 1948 г., 4-кратный чемпион Бразилии, 22-кратный чемпион штата Рио-де-Жанейро, 3-кратный победитель турнира Рио - Сан-Паулу. Победитель

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НУ) автора БСЭ

Васко да Гама – португальский мореплаватель, путешественник, живший в эпоху Великих географических открытий, а также первый европеец, побывавший в Индии. Точная дата рождения путешественника неизвестна, но биографы считают, что это 1460 либо 1469 год. Васко да Гама обладал многими титулами. Так как он был главнокомандующим в экспедиции, открывшей Индию, ему был присвоен титул 6-го губернатора Португальской Индии и 2-го Вице-короля Индии. Великий мореплаватель родился в Синише в семье португальского рыцаря. О Васко да Гама узнали в 1492 году, когда он вернул португальскую каравеллу с золотом, украденную французскими корсарами.

В 1497 году португальское правительство отправило его на поиски морского пути­ в Индию вокруг Африки. Он был назначен во главе флотилии из 4 кораблей. К тому времени португальцами уже были исследованы многие побережья Африки, а Колумб уже объявил, что нашел «Индию» на западе. Португальское правительство же стремилось как можно быстрее установить торговые отношения с Индией. Изначально, корабли Васко да Гамы отнесло течением к колумбовой «Индии», то есть в сторону Бразилии. Однако путешественника это не заинтересовало. Он вернулся к намеченному маршруту, таким образом, став подлинным открывателем морского пути из Западной Европы в Индию. В 1498 году корабли да Гамы причалили к крупнейшему арабо-суахилийскому порту в Индийском океана. Здесь Васко да Гама нанял опытного арабского путешественника, благодаря которому 20 мая того же года они достигли своей цели, причалив в Калькутте. Вернувшись на родину в 1499 году, эта экспедиция принесла великому мореплавателю не только славу, но и крупное денежное вознаграждение. За свою жизнь Васко да Гама побывал в Индии трижды.

Неизвестно, был бы португальцами открыт морской путь в Индию в конце XV века, если бы в этом открытии не был заинтересован сам король, и оно не влекло за собой существенные политические и материальные изменения положения страны в мире. Ведь как бы искусны и бесстрашны не были мореходы, но без поддержки (прежде всего, финансовой) в лице короля такие масштабные экспедиции имели мало шансов на успех.

Так зачем же был нужен морской путь в Индию?

Надо сказать, что добраться до далекой, но такой манящей своими богатствами Индии по морю было просто необходимо Португалии в то время. По своему географическому положению эта европейская страна находилась вне основных торговых путей XV века, а потому не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Своих изделий, которые можно выставить на продажу, у португальцев было не так уж много, а всевозможные ценные товары с Востока (пряности и прочее) приходилось покупать очень дорого. Страна же была ослаблена в финансовом отношении Реконкистой и войнами с Кастилией.

Однако расположение Португалии на географической карте мира, безусловно, обеспечивало ей большие преимущества в исследовании западных берегов Африки и все же давало надежду открыть морской путь в «страну пряностей». Эту идею начал осуществлять португальский принц Энрике, который стал известен в мире как Генрих Мореплаватель (он приходился дядей королю Португалии Афонсу V). При том, что сам принц ни разу не выходил в море (считается, что он страдал морской болезнью), он стал идейным вдохновителем морских походов к африканским берегам.

Самое интересное для Вас!

Постепенно португальцы продвигались дальше на юг и привозили все больше и больше рабов и золота с берегов Гвинеи. С одной стороны, инфант Энрике был инициатором экспедиций на Восток, привлекал астрономов, математиков, разработал целую программу для флота, и в тоже время, все действия его были подчинены корыстным соображениям – добыть побольше золота и рабов, занять более весомое положение среди знати. Такое уж было время: добродетель и порок смешались в не распутываемый клубок…

После смерти Генриха Мореплавателя морские экспедиции на некоторое время приостановились. К тому же, несмотря на многочисленные попытки, моряки, снаряженные Энрике, не достигли даже экватора. Но вскоре ситуация изменилась. В конце 80-х годов XV века португальский офицер, добравшийся до Индии по суше, подтвердил, что до «страны пряностей» можно добраться по морю. И параллельно с этим Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды: сумел обогнуть африканский материк и вышел из Атлантического океана в Индийский.

Таким образом, были окончательно разбиты предположения древних ученых о том, что Африка – это континент, распростертый до Южного полюса. К слову, возможно, именно Бартоломеу Диашу могла бы принадлежать слава открытия морского пути в Индию, но его матросы после выхода в воды Индийского океана наотрез отказались плыть дальше, поэтому он вынужден был вернуться в Лиссабон. Позднее Диаш помогал Васко да Гама в организации его экспедиций.

Почему именно Васко да Гама?

Сегодня, мы не можем достоверно узнать, почему же именно Васко да Гама был избран возглавить экспедицию на Восток, потому что в истории сохранилось не так много сведений об этом знаменательном путешествии. Все исследователи хроник того периода сходятся в едином мнении, что для события такого масштаба, записей о подготовке экспедиции на удивление мало.

Скорее всего, выбор пал на Васко потому, что помимо его превосходных навигационных знаний и опыта, он обладал еще и «нужным» характером. Подробнее о биографии Васко да Гамы . Он хорошо знал человеческую натуру, умел обращаться с судовой командой, мог укротить взбунтовавшихся матросов (что не раз демонстрировал). Кроме того, глава экспедиции должен был уметь вести себя при дворе и общаться с иностранцами, как цивилизованными, таки и варварами.

В да Гаме как раз и сочетались все эти качества: он был прекрасным мореходом – осторожным, искусным и ловким, в совершенстве владел навигационной наукой того времени, в то же время он умел вести себя при дворе, быть прислужливым и настойчивым одновременно. При этом особой сентиментальностью и нежностью не отличался — ему было вполне по силам взять в плен рабов, отнять силой добычу, завоевать новые земли — что и было основной целью португальской экспедиции на Восток. Хроники отмечают, что род да Гама был известен не только своей отвагой, но и своеволием, склонностью к ссорам.

Как подготавливалась экспедиция Васко да Гамы

Экспедиция в Индию должна была состояться сразу же после получения обнадеживающих сведений, которые бы подтвердили наличие морского пути в Индию. Но смерть сына короля Жуана II на несколько лет отодвинула это событие: король оказался настолько опечален, что не был в состоянии вести столь масштабные проекты. И только после смерти Жуана II и вступления на трон короля Мануэла I, при дворе вновь активно заговорили об открытии морского пути на Восток.

Все было подготовлено самым тщательным образом. Под руководством Бартоломеу Диаша, побывавшего в водах возле Африки, были отстроены 4 корабля: флагманский корабль «Сан-Габриэл», «Сан-Рафаэл», которым командовал брат Васко да Гамы Паулу, каравелла «Берриу» и еще одно транспортное судно. Экспедиция был оснащена новейшими картами и навигационными приборами.

Помимо прочего, по устоявшемуся обычаю, были заготовлены и погружены на борт три каменных столба-падрана, для обозначения принадлежности вновь открытых или завоеванных земель Португалии. По приказу Мануэла I эти падраны были названы «Сан-Рафаэл», «Сан Габотэал» и «Санта-Мария».

Помимо моряков в этой экспедиции приняли участие астроном, писарь, священник, переводчики, владеющие арабским языком и языками туземцев, и даже с десяток преступников, которых брали специально для выполнения самых опасных поручений. В общей сложности в экспедицию отправилось не менее 100 человек (по подсчетам отдельных историков – от 140 до 170).

Трехлетнее плавание требовало немалых запасов продовольствия. Основным продуктом питания были сухари, для их сушки по приказу Мануэла I в порту были установлены специальные печи. Трюмы до отказа были загружены сыром, солониной, вяленой и соленой рыбой, водой, вином и уксусом, оливковым маслом, а также рисом, чечевицей и другими бобами, мукой, луком, чесноком, сахаром, медом, черносливом и миндалем. С избытком были взяты порох, каменные и свинцовые ядра, оружие. Для каждого корабля предусматривались по три смены паруса и канатов, в расчете на несколько лет плавания.

Надо отметить, что в качестве подарков африканским и индийским правителям, были взяты самые дешевые вещи: бусы из стекляшек и олова, штаны в широкую полоску и ярко-алые шапки, мед и сахар… ни золота, ни серебра. Такие дары были больше рассчитаны на дикарей. И это впоследствии не останется незамеченным.Все корабли были великолепно оборудованы артиллерией (от 12 до 20 пушек на каждом судне), личный состав также был вооружен – холодным оружием, алебардами, арбалетами. Перед выходом в море в церквях были проведены торжественные службы и всем участникам дальнего похода заранее были отпущены грехи. Во время этого плавания Васко да Гама не раз проявит не лучшие свои качества: жестокость, нередко бессмысленную, алчность, однако у него заранее уже была индульгенция.

Прощание короля с экспедицией

Торжественное прощание дона Мануэла с да Гамой и его офицерами состоялось в Монтемор-у-нову, одном из старейших городов Португалии, в 18 милях к востоку от Лиссабона. Все было обставлено с поистине королевской пышностью и величием.

Король произнес речь, в которой выражал надежду, что его подданные сделают все возможное и невозможное, чтобы совершить это богоугодное дело, потому что расширение земель и владений Португалии, а также увеличение ее богатства – есть лучшее служение стране. В ответной речи Васко да Гама благодарил короля за предоставленную ему высокую честь, и принес клятву служить своему королю и стране до последнего вздоха.

Первое путешествие в Индию (1497-1499)

8 июля 1497 года четыре корабля Васко да Гамы торжественно вышли из Лиссабона. Первые месяцы экспедиции прошли достаточно спокойно. Португальцы не стали останавливаться на Канарских островах, чтобы не выдавать испанцам цели своего путешествия, пополнили запасы пресной воды и провизии на островах Зеленого мыса (тогда это были владения Португалии).

Следующая высадка на берег была 4 ноября 1497 года в бухте Св. Елены. Однако здесь у моряков случился конфликт с местным населением, больших потерь португальцы не понесли, но да Гама был ранен в ногу. В конце ноября корабли достигли мыса Доброй Надежды, который в этот раз повел себя как мыс Бурь (его первое название).

Шторма были такие сильные, что почти все моряки требовали от капитана возвращения на родину. Но мореход на их глазах выбросил в море все квадранты и навигационные приборы в знак того, что обратного пути нет. Хотя историки сходятся во мнении, что, наверное, все-таки не все, а почти все. Скорее всего, запасные приборы у капитана все же остались.

Итак, обогнув южную оконечность Африки, флотилия сделала вынужденную остановку в бухте Моссел бей. Транспортное судно, перевозившее припасы, было настолько сильно повреждено, что решено было его разгрузить и сжечь. К тому же часть моряков умерло от цинги, не хватало людей для обслуживания даже оставшихся трех кораблей.

16 декабря 1497 года экспедиция оставила позади последний столб-падран Бартоломеу Диаша. Далее их путь лежал вдоль восточного побережья Африки. Воды Индийского океана, в которые вступил Васко, уже не одно столетие составляли морские торговые пути арабских стран, и португальскому первопроходцу пришлось непросто. Так в Мозамбике он получил приглашение в покои султана, но товары европейцев не впечатлили местных торговцев.

Португальцы произвели негативное впечатление на султана, и флотилия была вынуждена поспешно ретироваться. Оскорбленный Васко да Гама отдал приказ дать несколько залпов из пушек по прибрежным селениям. Чуть позже в портовом городе Момбаса, куда корабли экспедиции вошли в конце февраля, португальцами было захвачено и разграблено арабское судно, а 30 человек экипажа взято в плен.

Более гостеприимно их встретили в Малинди. Здесь, после долгих поисков, да Гама смог нанять опытного лоцмана, знавшего путь до Индии, так как понимал, что им предстоит пересечь неведомый до этого Индийский океан. На личности этого лоцмана стоит остановиться подробнее. Ибн Маджид Ахмад (полное имя Ахмад ибн Маджид ибн Мухаммед аль-Саади из Неджда, приблизительные годы жизни 1421-1500) – арабский моряк родом из Омана, лоцман, географ и писатель XV века. Происходил из семьи навигаторов, его дед и отец водили суда в акватории Индийского океана.

Когда пожилой моряк и его матрос с достоинством поднялись на борт «Сан-Габриаэл» Васко да Гама еле сдерживал свое волнение, вглядываясь в непроницаемое лицо араба, пытаясь понять, многое ли он понимает в навигации. Оно и понятно, от этого человека зависела судьба всей экспедиции.

Васко да Гама продемонстрировал Ахмаду ибн Маджиду астролябию и секстант, но на того эти приборы не произвели должного впечатления. Араб лишь мельком взглянул на них и ответил, что арабские навигаторы используют другие инструменты, достал и дал посмотреть их да Гаме. Кроме того, перед Васко была разложена подробная и точная арабская карта всего индийского побережья с параллелями и меридианами.

После этого общения у предводителя португальской экспедиции не осталось сомнений, что в этом лоцмане он приобрел большую ценность. Сами арабы и турки называли Ахмада ибн Маджида «львом моря», португальцы же дали ему прозвище Малемо Кана, что значит «знаток морского дела и астрономии».

24 апреля 1498 года арабский лоцман вывел португальские корабли из Малинды и взял курс на северо-восток. Он знал, что здесь в это время дуют попутные ветры-муссоны. Лоцман блестяще провел флотилию, прорезав западную часть Индийского океана почти по самой середине. И 20 мая 1498 года все три португальских корабля пришвартовались у индийского города Каликут (сегодня Кожикоде).

Несмотря на то, что Каликутский правитель встретил португальцев более чем гостеприимно – их приветствовал парад из более чем трех тысяч солдат, а сам Васко да Гама был удостоен аудиенции правителя, пребывание на Востоке нельзя было назвать успешным. Подарки португальцев арабские торговцы, служившие при дворе, сочли не достойными, а сам да Гама напоминал им скорее пирата, чем посла европейского королевства.

И хотя торговля португальцам была разрешена, их товар шел плохо на местном рынке. К тому же возникли разногласия по выплатам пошлин, на которых настаивала индийская сторона. Не видя смысла больше оставаться, Васко отдал приказ отплывать из Каликута, а заодно прихватил с собой двадцать рыбаков.

Возвращение в Португалию

Португальцы не ограничивались торговыми операциями. На обратном пути они разграбили несколько торговых кораблей. На них самих также нападали пираты. Правитель Гоа пытался хитростью заманить эскадру, чтобы использовать корабли в своих военных походах на соседей. Плюс ко всему те три месяца, что длился путь до берегов Африки, стояла невыносимая жара, и экипаж сильно болел. В таком плачевном состоянии 2 января 1499 года флотилия подошла к городу Магадишо. Встать на якорь и сойти на берег да Гама не решился — слишком малочисленной и измученной была команда,- но чтобы «заявить о себе» приказал обстрелять город из судовых орудий.

7 января мореплаватели бросили якорь в порту Малинди, где несколько дней отдыха, хорошая еда и свежие фрукты позволили команде поправиться и вновь набраться сил. Но все же потери экипажа были столь велики, что один из кораблей пришлось сжечь. 20 марта миновали мыс Доброй Надежды. 16 апреля от островов Зеленого мыса Васко да Гама отправил один корабль вперед, и 10 июля король Португалии принял весть о том, что морской путь в Индию проложен. Сам Васко да Гама ступил на родную землю лишь в конце августа – начале сентября 1499 года. Его задержали в пути болезнь и смерть брата Паулу.

Из 4 кораблей и 170 моряков возвратилось лишь 2 судна и 55 человек! Однако если смотреть по финансовой составляющей, первая португальская морская экспедиция в Индию была очень успешной – привезенные товары были проданы на сумму, в 60 раз превышающие траты на ее снаряжение!

Второе путешествие в Индию (1502-1503)

После того, как Васко да Гама проложил морской путь до Индии, король Португалии снарядил еще одну экспедицию в «страну пряностей» под руководством Педру Алвариша Кабрала. Но доплыть до Индии теперь было только половиной дела, необходимо было установить торговые отношения с местными правителями. Этого как раз сеньору Кабралу сделать не удалось: португальцы рассорились с арабскими купцами, завязавшееся было сотрудничество в Каликуте сменилось враждой. В итоге португальская фактория попросту была сожжена, а корабли Педру Кабрала, отплывая от индийских берегов, обстреляли побережье Каликуты из своих бортовых орудий.

Стало понятно, что самый быстрый и «прямой» путь обосноваться в Индии – показать военную мощь Португалии. Более подходящего руководителя для подобной экспедиции, чем Васко да Гама, пожалуй, было не сыскать. И в 1502 году король Мануэл I ставит опытного и бескомпромиссного моряка во главе эскадры. Всего в плавание отправилось 20 кораблей, из них 10 подчинялись «Адмиралу Индийского моря», пять – направлялись с целью чинить препятствия арабским торговым судам, а еще пять, возглавляемые, кстати, племянником Адмирала – Эштеваном да Гамой – должны были охранять португальские фактории в Индии.

В этом плавании Васко да Гама доказал, что никто кроме него не справился бы лучше с этим заданием. По пути он основал форты и торговые посты-фактории на южном африканском побережье – в Софале и Мозамбике, наложил дань на арабского эмира города Килвы. А чтобы показать серьезность своих намерений арабским купцам, да Гама приказал сжечь арабское судно, на борту которого находились только паломники. Произошло это у берегов Малабара.

В городе Каннанур экспедиция была встречена доброжелательно, и суда хорошо загрузились пряностями. А потом настал черед города Каликут. Заморин (правитель) города принес извинения за сожжение фактории в предыдущий визит да Гамы и обещал возместить убытки, но неумолимый адмирал захватил все индийские суда, стоявшие в порту, и артиллерийским огнем буквально превратил город в развалины.

Заложников-индийцев вешали на мачтах португальских кораблей, а заморину отправляли отрубленные части рук и ног, головы пленников. Для устрашения. Через два дня после нового обстрела города, заморин покинул Каликут. Миссия была выполнена. Тем временем, Васко да Гама отправился в город Кочин, где догрузил корабли специями и пряностями, и стал готовиться к обратному пути.

Заморин, собрав флотилию с помощью арабских купцов, попытался противостоять португальцам, но артиллерия на борту европейских кораблей предрешила исход боя – легкие арабские суда ретировались под огнем бомбардир.Итак, в октябре 1503 года Васко да Гама возвращается на родину с большим успехом.

Третье путешествие в Индию (1503-1524)

Период между вторым и третьим плаванием был, возможно, самым спокойным в жизни Васко да Гама. Он жил в довольстве и достатке, вместе со своей семьей, пользуясь почестями и привилегиями при королевском дворе. Король Мануэл I учитывал его рекомендации при разработке планов по дальнейшей колонизации Индии. В особенности Адмирал Индийского моря настаивал на создании морской полиции у берегов португальских владений в «стране специй». Его предложение было претворено в жизнь.

Также по совету Васко да Гамы в 1505 году указом короля была введена должность вице-короля Индии. Этот пост в разные годы занимали Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки. Их политика была проста и прямолинейна – власть Португалии в индийских колониях и в Индийском океане насаждалась «огнем и мечом». Однако с кончиной Албукерики в 1515 году достойного приемника не нашлось. И король Жуан III, несмотря на преклонный (особенно для тех времен) возраст Васко да Гамы – ему к тому времени исполнилось уже 55 лет – решил назначить на должность вице-короля Индии именно его.

Таким образом, в апреле 1515 года знаменитый мореплаватель отправился в свое последнее плавание. С ним вместе отбыли и двое его сыновей Эштеван и Паулу. Флотилия состояла из 15 кораблей, вместивших 3000 человек. Существует легенда, что когда корабли пересекали 17° северной широты близ города Дабул, они попали в зону подводного землетрясения. Команды кораблей пришли в суеверный ужас, и только невозмутимый и честолюбивый адмирал оставался спокойным, прокомментировав природное явление так: «Даже море трепещет перед нами!».

Первым же делом по прибытии на Гоа – главный опорный пункт Португалии в Индийском океане – Васко да Гама самым решительным образом приступил к наведению порядков: приостановил продажу пушек арабам, снял с должностей казнокрадов, наложил штрафы в пользу португальских властей и предпринял прочие репрессивные меры, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кто является хозяином данных земель. Но полностью претворить все свои замыслы в жизнь вице-король не успел — внезапно заболел. И в канун Рождества, 24 декабря 1524 года Васко да Гама скончался в городе Кочин. В 1539 году его прах перевези в Лиссабон.

zkzakhar

Гама Васко да (1469-1524), португальский мореплаватель.

О судьбе Васко да Гамы известно не много. Родился в маленьком прибрежном городке Синиш (Португалия).

В 1497 г. португальское правительство отправило его во главе флотилии из четырёх кораблей на поиски морского пути в Индию вокруг Африки. К этому побережье вплоть до мыса Доброй Надежды уже было обследовано португальцами (Б. Диаш и др.), их корабли побывали и у восточного побережья Африки. Португальский двор стремился как можно быстрее установить прямое торговое сообщение с Индией - Колумб уже объявил во всеуслышание об открытии «Индий» на западе, за Атлантическим океаном.

Корабли да Гамы течение отнесло к колумбовым «Индиям» (к Бразилии). Однако путешественник не заинтересовался ими, а вернулся к намеченному маршруту и таким образом стал первооткрывателем морского пути из Западной Европы в подлинную Индию. В 1498 г. суда да Гамы прибыли в Малинди - крупнейший арабо-суахилийский порт Индийского океана. Здесь мореплаватель нанял известного арабского путешественника, непревзойдённого авторитета в науке того времени Ахмада ибн Маджида. Благодаря ему 20 мая 1498 г. португальцы наконец достигли своей цели, прибыв в порт Каликут (ныне Калькутта) на западном побережье Индии. Однако да Гаме стоило немалых трудов убедить местного правителя завязать торговлю с чужеземцами.

В плавании флотилия понесла существенные потери - от штормов погибла половина кораблей, а болезни унесли более половины моряков. Тем не менее в 1499 г. Васко да Гама с успехом вернулся в Лиссабон. Его