Недоброво, николай владимирович. Законодательным скучая взором

Он казался не связанным со своей эпохой,
хотя и был… самым современным из современников…
Ю. Сазонова-Слонимская

Николай Недоброво происходил из старинного дворянского рода. Детство провел в Курской губернии.
Во второй половине 1890-х гг. семья переехала в Харьков, где Недоброво учился в 3-й гимназии. В 1902 г. поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета. В 1903 г. перевелся в Петербургский университет, который закончил в 1906 г. одновременно с А. Блоком.
Еще студентом Николай Недоброво вошел в круг . В 1906 г. в газете «Речь» появилась его заметки о художественных выставках в Петербурге, но сотрудником художественного отдела газеты Недоброво не стал.
В 1905-1907 гг. вступил в партию кадетов. В 1908-1916 гг. служил в канцелярии Государственной думы, где сослуживцем его был .
Первые литературные опыты относятся к середине 1890-х гг., когда Недоброво редактировал студенческий журнал и печатал в нем свои стихи и рассказы. В 1902 г. безуспешно пытался опубликовать несколько своих стихотворений в «Вестнике Европы».
В 1911 г. познакомился с , позднее фактически став его правой рукой в Обществе ревнителей художественного слова, в котором часто выступал и как докладчик (в 1911 г., в частности, Недоброво был прочитан доклад «Ритм, метр и их взаимоотношения», содержащий некоторые положения, ставшие впоследствии аксиомой науки о стихе), и как оппонент. Осенью 1913 г. вошел, наряду с и В. Чудовским, в совет общества.
В апреле 1913 г. стал одним из инициаторов создания Общества поэтов («Физа»), в которое вошли также Ю. Верховский, А. Скалдин, А. Кондратьев, В. Пяст и др.
Сотрудничал со многими газетами и журналами («Русская мысль», «Вестник Европы», «Русская молва» и др.) в качестве литературного критика. В частности, А. Ахматова (знакомство их состоялось в 1913 г.) подчеркивала, что самая лучшая рецензия на ее стихи принадлежала перу Недоброво.
Критическое отношение к собственному творчеству явилось причиной позднего поэтического дебюта Недоброво - первые подборки стихов поэта появились лишь в 1913 г. в «Русской мысли» и «Северных записках». В своем творчестве ориентировался как на классическую традицию (Ф. Тютчев, А. Пушкин), так и на современные и акмеизм. Всего же в печати было опубликовано около 30 стихотворений поэта и небольшая повесть «Душа в маске» («Русская мысль», 1914).
В 1915 г. заболел туберкулезом и осенью 1916 г. вместе с женой уехал для лечения на юг. Умер Николай Недоброво 3 декабря 1919 г. в Ялте.

Стихи серебряного века

Здесь Тютчев был; предания глухи,
Но верно то, что видя в отраженье
Спокойных вод спокойное движенье
Жемчужных облаков и гор верхи,
Он написал суровые стихи:
Я лютеран люблю богослуженье.
9-11 сентября 1911

Вернулся. Всё в Неве блестело,

Был ярок чистый небосклон.

Устало тело; тянет в сон.

Устало тело... ноют ноги...

Я лег, бессильно, мглисто рад.

Сменил тревоги сонный лад.

Демерджи

Не бойся; подойди; дай руку; стань у края.

Как сдавливает грудь от чувства высоты.

Как этих острых скал причудливы черты!

Их розоватые уступы облетая,

Вон, глубоко внизу, орлов кружится стая.

Какая мощь и дичь под дымкой красоты!

И тишина кругом; но в ветре слышишь ты

Обрывки смятые то скрипа арб, то лая?

Дрожат, подернуты струеньем зыбким зноя,

И море кажется исполненным покоя:

Синеет, ровное, блестит - что небеса...

Но глянь: по берегу белеет полоса;

То пена грозного - неслышного - прибоя.

Законодательным скучая взором...

Законодательным скучая взором,

Сквозь невниманье, ленью угнетен,

Как ровное жужжанье веретен,

Но жар души не весь был заметен.

Три А я бережно чертил узором,

Пока трех черт удачным уговором

Вам в монограмму не был он вплетен.

Созвучье черт созвучьям музыкальным

Раскрыло дверь - и внешних звуков нет.

И здесь при всех, назло глазам нахальным,

Что Леонардо, я письмом зеркальным

Записываю спевшийся сонет.

Заяц

На лыжах пробираясь между елей,

Сегодня зайца я увидел близко.

Где снег волною хрупкой от метелей

Завился, заяц притаился низко.

Весь белый; только черными концами

Пряли его внимательные ушки.

Скользнув по мне гранатными глазами,

Хоть я и вовсе замер у опушки,

Он подобрался весь, единым махом

Через сугроб - и словно кто платочек

Кидал, скакал, подбрасываем страхом.

Горячей жизни беленький комочек

На холоду! Живая тварь на воле!

Ты жаркою слезой мне в душу пала,

Такую нынче мерзлую, как поле,

Где вьюга от земли весь снег взвевала.

Лебяжья канавка

Белая ночь. В неподвижной воде Лебяжьей Канавки

Отразились деревья Летнего Сада.

Вода так неподвижна, что ее вовсе не видно...

Видно только, что вниз растут деревья;

Ясно видны каждый листок, каждая почка.

И кажется. что дошел до края земли.

Кажется, что заглянул за землю.

Не рви... дай вытянуть мучительную нить!...

Не рви... дай вытянуть мучительную нить!

Дай досказать мне то, чему не верю,

Дай мне оплакать мнимую потерю.

Не спорь! Дай говорить...

Постой: я соглашусь - мне сбросить эту пену,

И, ясный, я приму твой отблеск голубой

И, тихий, вдумчивый, приду к тебе на смену,

Чтоб верила и ты, что правда за тобой.

С тобой в разлуке от твоих стихов...

С тобой в разлуке от твоих стихов

Я не могу душою оторваться.

Как мочь? В них пеньем не твоих ли слов

С тобой в разлуке можно упиваться.

Но лучше б мне и не слыхать о них!

Твоей душою, словно птицей, бьется

В моей груди у сердца каждый стих,

Беспечной откровенности со мной

И близости - какое наважденье!

Но бреда этого вбирая зной,

Перекипает в ревность наслажденье.

Как ты звучишь в ответ на все сердца,

Ты душами, раскрывши губы, дышишь,

Ты, в приближенье каждого лица,

В своей крови свирелей пенье слышишь!

Искуплены ничтожество и мука...

Теперь ты знаешь, чем я так томим? -

Ты, для меня не спевшая ни звука.

Светлое воскресение четырнадцатого года

Господень день. Ликуя, солнце пышет

И плавит около сверкающую твердь.

Так чудесами Канны воздух дышит,

Что вот прозябнет и сухая жердь.

Свободна ото льда и пароходов,

Вся в тонких струйках искрится Нева

И, пышно поделясь на рукава,

Объемлет и, колеблясь в чистых водах,

Лелеет радостные острова!

А сердце полным роздыхом природы,

Овеянным благословенным днем,

Во мне расширено до той свободы,

Что никому теперь не тесно в нем.

И сердцем той, кто без того свободна,

Так радостно свободу подтвердить!

Господь сошел весь мир освободить,

И никакая жертва не бесплодна.

Ты помнишь камыш над гладью моря?...

Ты помнишь камыш над гладью моря?

Там розовый вечер лег над нами…

Мы любовались, тихонько споря,

Как эти краски назвать словами.

У камней море подвижно, сине;

Вдаль розовей, и нет с небом границы,

И золотятся в одной равнине

И паруса, и туч вереницы.

Мы и любуясь, слов не сыскали.

Теперь подавно. Но не равно ли? -

Когда вся нежность розовой дали

Теперь возникла в блаженной боли.

Юрию Никандровичу Верховскому

Видений и стихов кавказских

Вернулась славная пора

С тех пор, как жрец богов Парнасских,

Туда, где мечется Кура,

Ты унесен рукою рока.

И ладно: образы Востока

Пленяют любопытный глаз;

Но ожила с того же срока

Пора напутствий на Кавказ -

Печальный род! На этот раз

Тебя напутствуя, звучит:

Увесистый озимый колос

Слова питает, кто молчит.

В разлуке помни нашу дружбу...

Могла б, летала бы, что тень,

Тебя проведать каждый день,

Хоть и не в боевую службу

Лет прошлых, не под град свинца

Ты едешь - жребии смягчились,

Но умягчились и сердца.

В Колхиде вдосталь умягчились

Сплетенья русского венца

Победным дубом - лиры ныне

Везешь в далекую страну,

Ей не чужие: в старину

Те, кто водили по твердыне

Кавказа русские полки,

Умели пальцами руки,

Своей мечу, водить по лире

И петь... так петь, что в целом мире

То пенье слышно всё звончей.

Ты лиры их, без их мечей,

В дарьяльские уносишь двери,

Ты из-под наших мокрых крыш

В Тифлис профессором спешишь,

Где будешь гуриям и пери,

Курсистками решившим стать,

В разумно суженном размере

И светом Пушкинской плеяды

Полуобразованья яды

Искоренять в умах. О друг,

Ведь это подвиг благородный!

С ним так удачно вступит в круг

Твой дар певца, живой, свободный

И духу предков соприродный.

Заветы дружества прими,

Души под спудом не томи.

Твое профессорство не кара,

Но воля видящей судьбы.

Ей доверяйся без борьбы,

Вей лавры, где плели дубы,

И будь Дедалом для «Икара».

Любовь поэтов Серебряного века Щербак Нина

Николай Недоброво 1882 – 1919 «Победившее смерть слово»

Николай Недоброво

«Победившее смерть слово»

Николай Недоброво – близкий друг Анны Ахматовой, один из лучших критиков ее произведений. Ему посвящены несколько стихотворений поэтессы и отступление в «Поэме без героя», заканчивающееся:

Разве ты мне не скажешь снова

Победившее смерть слово

И разгадку жизни моей?

Ахматова говорила, что Недоброво считал себя «одной из центральных фигур в картине, которая впоследствии была названа Серебряным веком, был уверен, что его письма будут изданы отдельными томами».

Николай Владимирович Недоброво прожил короткую жизнь, всего тридцать восемь лет. При жизни не было издано ни одного его стихотворного сборника. Но среди литераторов он прослыл блистательным ценителем поэзии. Так, в 1911 году Александр Блок прислал ему свою книгу «Ночные часы» и получил отзыв: «Дорогой Александр Александрович, позвольте мне от души благодарить вас за пересылку „Ночных часов“. Истинный ревнитель словесности, я, конечно, нашел в книге несколько внешних погрешностей, но я упивался естественной напевностью стихов. Вы можете 3 раза поставить в рифму один и тот же глагол и, вопреки правилам (для тех, кому они должны заменять уши), сделать стихи чарующими именно этим».

Его близкий друг Юлия Сазонова-Слонимская (литературовед, историк театра и балета) оставила вот такой необычный словесный портрет Недоброво. В нем сочеталась внешняя сдержанность (доходившая почти до холодности) и внутренняя способность любви и дружбы, почти патетической, доходившей до пламени. Он был чрезвычайно тонок. Запоминались его руки редкой красоты и выразительности. Ослепительный фарфоровый блеск его кожи. Резкие очертания его мужественного лица. В гневе его глаза становились большими и синими, и всегда в этом гневном блистании чувствовалась правда возмущенного духа:

С тобой в разлуке от твоих стихов

Я не могу душою оторваться.

Как мочь? Их пением, не твоих ли слов

С тобой в разлуке можно упиваться!

И лучше б мне и не слыхать о них!

Твоей душою словно птица бьется

В моей груди у сердца каждый стих,

Николай Недоброво много писал о взаимосвязи поэтического ритма с дыханием человека и его душой. Он считал, что стихотворный ритм непосредственно «осязает» сердце и легкие слушателя. Именно поэтому поэты, наверное, читают стихи тому, с кем душевное общение легко, – в какой-то степени управляют скоростью сердца и дыханием другого человека, воздействуя на что-то близкое к духу: «Какие это прекрасные, в глубине голоса образуемые звуки: „дыхание, душа“!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Воспоминания военного министра УНР генерала Грекова автора Греков Александр Петрович

ПЕРЕГОВОРЫ УКРАИНСКОЙ ДИРЕКТОРИИ С ФРАНЦУЗСКИМ КОМАНДОВАНИЕМ В ОДЕССЕ В 1919 ГОДУ (1918 и 1919 гг. на Украине) Для будущей истории Всероссийской Революции, одним из своеобразных моментов которой является украинское самостийническое движение, необычайно интересным и

Из книги Зяблики в латах автора Венус Георгий Давыдович

ЧАСТЬ I (июнь 1919 - ноябрь 1919) …Прошло еще несколько дней. На северную окраину Харькова со стороны Сумского шоссе налетели казаки, обошедшие расположение красных. Потом казаки вновь скрылись, и несколько дней в городе было тихо.Но вот пали Изюм и Змиев. Над городом

Из книги Роковая Фемида. Драматические судьбы знаменитых российских юристов автора Звягинцев Александр Григорьевич

Николай Михайлович Янсон (1882–1938) "ХОРОШЕЕ, ПРЕКРАСНОЕ ПРОШЛОЕ…" Осень 1937 года была зловещей. Арестованы многие руководящие сотрудники Главсевморпути: начальник строительства Мурманского судоремонтного завода, главный инженер и другие. Во время следствия они подробно

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи

Из книги А теперь об этом автора Андроников Ираклий Луарсабович

СЛОВО НАПИСАННОЕ И СЛОВО СКАЗАННОЕ 1Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у

Из книги Джойс автора Кубатиев Алан

Глава восьмая СМЕРТЬ, СЛОВО, ПИВО Ravening, raging and uprooting that he may come into the desolation of reality… Любой раковый больной проходит ремиссию. Опухоль ненадолго отступает перед лечением, хотя какое лечение, кроме хирургического, возможно было в 1903 году?Поначалу врачи диагностировали у

Из книги Статьи и воспоминания автора Шварц Евгений Львович

Победившее смерть чудо А между тем в жизни Шварца произошли немыслимые перемены. Немыслимые - потому что он терпеть не мог заставлять кого-то страдать. А заставить пришлось, да не кого-нибудь, а любимую жену Гаяне и дочку Наташу. На очередном литературном собрании

Из книги 50 знаменитых убийств автора Фомин Александр Владимирович

ЩОРС НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1895-1919) Бернард Шоу в своей пьесе «Ученик дьявола» задал, как оказалось, извечный вопрос: «Что же скажет в конечном счете история?» И ответ у него прозвучал однозначный: «А она, как всегда, солжет». Но лжет не история, а те, кто стремится ее

Из книги Герои Первой мировой автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

НИКОЛАЙ ЮДЕНИЧ: «Только тот достоин жизни этой, кто на смерть всегда готов» Сведения о происхождении рода Юденичей противоречивы. В большинстве открытых источников можно прочесть, что Юденичи были дворянами Минской губернии, но в «Алфавитном списке дворянским родам

Из книги Тропа к Чехову автора Громов Михаил Петрович

Коробов Николай Иванович (1860–1919) Сверстник и сокурсник Чехова; в студенческие годы жил у Чеховых. «Приехал какой-то человек из Вятки и привез с собою нежного, как девушка, сына. Откуда-то он узнал, что мы – порядочные люди, и вот решился просить мою мать взять в нахлебники

Из книги Генерал Брусилов [Лучший полководец Первой Мировой войны] автора Рунов Валентин Александрович

Из книги Дети войны. Народная книга памяти автора Коллектив авторов

Фашисты трижды имитировали мою смерть Печененко Николай Фомич (1930–1987) Партизан-разведчик отряда им. И. В. Сталина леса Холодный Яр Черкасской области, с марта по август 1944 года разведчик 32-го гв. артполка 13-й гв. дивизии 5-й гв. армии 2-го Украинского фронта.С августа 1944 по

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

НЕДОБРОВО Николай Владимирович 1(13).9.1882 – 2.12.1919Поэт, критик, стиховед. Публикации в газете «Речь», журналах «Северные записки», «Русская мысль», «Труды и дни», «Вестник Европы».«О, как великолепен был тогда [в 1906. – Сост.] Недоброво! Он принадлежал к числу „литературных

Из книги ДОЧЬ автора Толстая Александра Львовна

СМЕРТЬ МАТЕРИ 24 НОЯБРЯ 1919 ГОДА Я пробыла несколько дней в Ясной Поляне. Собиралась ночью уезжать. Уложила чемоданы и пошла в залу пить чай. За круглым столом сидела тетенька Татьяна Андреевна и раскладывала пасьянс.- Тетенька, душенька, погадай!Она кончила пасьянс,

Из книги Тень. Голый король [сборник] автора Шварц Евгений Львович

Николай Чуковский Высокое слово – писатель На одном писательском собрании в Ленинграде, в середине тридцатых годов, выступил Евгений Львович Шварц и между прочим сказал:«Конечно, никому не возбраняется втайне, в глубине души надеяться, что он недурен собой и что

Николай Владимирович Недоброво (1882-1919) принадлежал к старинному дворянскому роду, отец - военный. Детство прошло в имении матери в Курской губернии, в конце 1890-х семья переехала в Харьков, где Н. Недоброво учился в гимназии. Начинал учиться в Харьковском университете, заканчивал в 1906 Петербургский (историко-филологический факультет, одновременно с А. Блоком). В это же время познакомился с художниками и критиками «Мира искусств» и стал писать в газету «Речь» заметки о выставках картин.

В годы первой русской революции вступил в партию кадетов; в 1908-1916 гг. служил в канцелярии Государственной Думы.

Писать стихи начал в гимназические годы, но публиковаться стал поздно из-за высокой требовательности к себе: первые стихи появились в «Русской мысли» в 1913 г. (в дальнейшем поэт печатается преимущественно в этом же издании).

При жизни Н. Недоброво не вышло ни одной его книги. В 1914 г. им была опубликована в «Русской мысли» небольшая повесть «Душа в маске»; трагедия в стихах «Юдифь» появилась в том же журнале уже после смерти автора.

«Ювелирное» отношение к форме стихов сочеталось у Н. Недоброво с «символически осознаваемым внутренним опытом» (по автохарактеристике); поэт оставался вне направлений, посещал «Академию стиха» Вяч. Иванова, поддерживал дружеские отношения с «младосимволистами», имел заслуженно высокую репутацию в кругу акмеистов, и в то же время, в 1913 г., организовал (вместе с Ю. Н. Верховским, В. Пястом, А. Скалдиным) противостоящий акмеистам кружок «поэтов всех направлений» - «Общество поэтов».

Рефераты и доклады о современной литературе и по теории стиха, прочитанные Н. Недоброво на заседаниях различных кружков (например, в Обществе ревнителей художественного слова), вызывали неизменный интерес слушателей, о них вспоминали спустя годы.

Он умел притягивать к себе внимание, его суждения были чрезвычайно авторитетными, и многие идеи Недоброво, хотя и не оформленные в статьи и книги, но в совокупности составляющие единую эстетическую систему, оказались впоследствии продуктивными для развития критико-филологической мысли.

По словам А. Ахматовой, «все наши формалисты так или иначе учились у Недоброво». Его статью «Анна Ахматова» сама поэтесса считала провидческой, лучшей из всего, написанного о ее творчестве (они были соседями по Царскому Селу, Ахматовой он посвятил несколько стихотворений).

В 1915-м из-за болезни Недоброво отошел от литературных дел и уехал в Ялту. В тяжелых бытовых условиях, лишенный возможности лечиться, скончался от туберкулеза.

Подарок всем поклонникам А. А. Ахматовой сделала в 2012 году ялтинский историк и краевед Зинаида Георгиевна Ливицкая. В результате многолетних поисков она выявила в Государственном архиве в Автономной Республике Крым метрическую книгу ялтинской Свято-Успенской церкви, которая располагалась в нижней Аутке, с записью о смерти и похоронах близкого друга Анны Ахматовой - Николая Владимировича Недоброво (1882-1919).

Предлагаем вниманию читателей электронную копию этой записи (ГА АРК, ф. N 142, оп. N 1, д. N 1120, лл. 288-289).

Запись в метрической книге свидетельствует, что «потомственный дворянин Николай Владимиров Недоброво», 35 лет от роду, умер 2 декабря и был погребен 5 декабря 1919 года на Аутском кладбище. В графе «От чего умер» указано: «Туберкулез легких». Обряд погребения совершили протоиерей Свято-Успенской церкви Сергей Щукин и диакон Тимофей Изотов. Запись сделана в церковной метрической книге, следовательно, даты указаны по старому стилю. По новому стилю Н. В. Недоброво умер 15-го и погребен 18 декабря.

Упомянутые священнослужители были в высшей степени достойными людьми, которым выпала яркая и трагическая судьба. Имя отца Сергия (Сергея Николаевича Щукина, 1872-1931 гг.) не раз встречается на ялтинских страницах жизни и творчества А. П. Чехова, обитателя верхней Аутки, с которым священник был в многолетних дружеских отношениях. Протоиерей Щукин пользовался необыкновенной популярностью среди ялтинцев, что не раз спасало его во время арестов после революции. Он продолжал служить в Свято-Успенской церкви вплоть до 1930 года, когда она была закрыта, а вскоре после этого и разрушена. Отец Сергий уехал в Москву, где жили его дети. Там он продолжал служить священником вплоть до своей скорой смерти, завоевав авторитет и у новых прихожан. 8 октября 1931 года, в день его ангела, он был сбит на улице грузовым автомобилем и умер через два-три часа не приходя в сознание .

Диакон отец Тимофей (Тимофей Спиридонович Изотов,1875-1938 гг.) был уроженцем Симферополя, происходил из мещан, закончил церковно-приходскую школу. С 1909 года служил псаломщиком в кафедральном соборе Александра Невского в Симферополе. В 1912-м рукоположен в сан диакона. В 1916 году диакон Тимофей переведен в Аутку в Свято-Успенскую церковь, одновременно он сослужил в греческой церкви Св. великомученика Феодора Тирона. В 1921 году возвращается в Симферополь и исполняет обязанности священника в кладбищенской Всехсвятской церкви. В сентябре 1936 года о. Тимофея переводят в Алушту настоятелем храма Св. великомученика Феодора Стратилата. В 1938 году 8 февраля «гражданина Изотова» арестуют. Семь дней допросов «с пристрастием» его не сломают, он не признает себя виновным, никого не оговорит. 15 февраля «тройка» НКВД приговорит его к высшей мере наказания с конфискацией имущества. Приговор будет незамедлительно приведен в исполнение. Церковь причислит новомученика к лику местночтимых крымских святых .

Вернемся, однако, к Н. В. Недоброво.

Более 90 лет считалось, что он скончался 3 декабря 1919 года . Источником этой информации были свидетельства современников. Чаще всего исследователи ссылались на письмо Ю. Л. Сазоновой-Слонимской, которая 19 января 1920 года сообщала М. А. Волошину: «Третьего декабря умер Николай Владимирович Недоброво от болезни почек, неожиданно обнаружившейся лишь в начале ноября» . Аналогичная информация содержалась в письме М. А. Волошину вдовы Николая Владимировича - Любови Александровны Недоброво, которое также датировано 19 января 1920 года .

Письма М. А. Волошина свидетельствуют, что Ю. Л. Сазонова-Слонимская уже извещала его о смерти Н. В. Недоброво ранее - через ехавшую из Ялты в Феодосию журналистку Е. А. Фидлер. М. А. Волошин, по его словам, посылал Л. А. Недоброво с возвращавшейся в Ялту Е. А. Фидлер «коротенькое письмо», но оно не дошло до адресата . Характерно, что информация о смерти поэта распространялась только через переписку и рассказы знакомых. Никто из современников ни разу не указывает, что получил сведения о его кончине из газет. А. А. Ахматова, по ее собственному свидетельству, узнала о смерти своего друга от О. Э. Мандельштама в декабре 1925 года .

Отсутствие документальных доказательств даты смерти приводило к появлению разного рода альтернативных точек зрения: «Лучший друг Недоброво и в недавнем прошлом самый близкий ему человек Борис Анреп «похоронил» Недоброво в 1918-м и не сомневался в правильности этой датировки почти до конца своих дней, до 60-х годов» . Мало того, существовали разные точки зрения даже по поводу того, где поэт был похоронен. Так, М. А. Струве еще в 1930 году полагал, что Н. В. Недоброво покоится в Гурзуфе .

Новонайденная запись в метрической книге кладет конец этой разноголосице. Кстати, запись в книге имеет номер - 118. Это только мужчины. Для женщин в книге велась своя нумерация. Нетрудно посчитать, приняв во внимание количество церквей в Ялте и трагические обстоятельства неоднократной смены власти в Крыму в 1919 году, насколько богатым на смерти был уходящий год только для православных верующих в этом небольшом южном городе! А к этому надо добавить жертвы из числа верующих других конфессий, погибших на поле боя, бессудно расстрелянных и утопленных в море...

Отдельно стоит сказать о самом Аутском кладбище. Некогда оно было одним из самых почетных в Ялте. В августе 1901 года там похоронили популярного писателя-народника Г. А. Мачтета. 9 июня 1918 года здесь нашла свой последний приют жена Ф. М. Достоевского - Анна Григорьевна, в январе 1919 года мать А. П. Чехова - Евгения Яковлевна, а в феврале 1920 года - выдающийся строитель и великолепный исследователь Крыма генерал-майор А. Л. Бертье-Делагард. Список этот можно продолжать и продолжать.

После революции кладбище начало приходить в запустение. Если О. Э. Мандельштам в августе-сентябре 1923 года (уточнение года подсказано нам З. Г. Ливицкой), отдыхая в Гаспре, разыскал могилу Н. В. Недоброво, то А. А. Ахматова, посетившая, по некоторым предположениям, Аутское кладбище в сентябре 1929 года (отдыхала в той же Гаспре), ее уже не нашла .

Этой истории можно предложить объяснение. Памятник на могиле, как известно, устанавливается через год. На могиле Н. В. Недоброво его, судя по всему, не было. Поэта похоронили 5 (18) декабря 1919 года, а с октября 1920 года началась массовая эвакуация из Крыма, которая закончилась 3 (16) ноября уходом последних пароходов из Керчи. В числе покидавших родину были и Л. А. Недоброво с Ю. Л. Сазоновой-Слонимской. Обе они эмигрировали в Италию, где Любовь Александровна вскоре умерла от туберкулеза .

Следовательно, на могиле Н. В. Недоброво мог быть только деревянный крест, устанавливаемый во время погребения. В 1923 году О. Э. Мандельштам его, видимо, еще разыскал. В 1929 году креста уже не было.

В1930-е годы в руководстве Ялты впервые стала обсуждаться идея закрытия кладбища и использования его территории для других целей. Именно это побудило Марию Павловну Чехову перезахоронить в 1936 году прах матери на городском кладбище, где покоятся члены семьи писателя. После Великой Отечественной войны городские власти фактически начали борьбу с кладбищем. Наиболее именитых «постояльцев» эксгумировали и перенесли на другие некрополи. Так поступили в 1968 году с прахом А. Г. Достоевской: он был перенесен в Ленинград, в Александро-Невскую Лавру, и упокоен рядом с могилой Ф. М. Достоевского. Останки других известных покойников (в частности, Г. А. Мачтета) переносили на Поликуровский мемориал (бывшее Иоанно-Златоустовское кладбище) Ялты. Правда, старожилы рассказывают, что делалось это весьма условно: на новое место переносили только надгробную плиту и часть земли, не утруждая себя при этом перезахоронением самих останков. Можно достаточно уверенно утверждать, что фактически многие покойники остались лежать на прежнем кладбище, которое в 1970-е годы было преобразовано в городской сквер имени Н. Н. Батурина. Прямо по кладбищу были разбиты газоны и проложены дорожки, для мощения которых использовались могильные плиты.

В конце января 2013 года мы бродили со старейшей сотрудницей Дома-музея А. П. Чехова в Ялте А. В. Ханило по скверу-кладбищу, расположенному на улице Чернова. Новейшие власти уже не раз старательно чистили его от фрагментов надгробий, но опять мы видели эти фрагменты, забетонированные в дорожки и опорные стенки. В одной из таких стен зацементирована вверх ногами часть могильной плиты с надписью на греческом языке и годом смерти покойника - 1893...

Прах Н. В. Недоброво не попал ни в число вывезенных из Крыма, ни в число перенесенных на другое кладбище. Его могила, как и многие другие, на сегодняшний день утрачена. Твердо мы знаем одно: поэт продолжает лежать в земле Аутки, ставшей для него последним пристанищем.

Теперь, когда одни загадки ушли в небытие, на повестку дня встают другие: где же все-таки Н. В. Недоброво умер? Почему в церковной метрической книге отсутствует запись о том, кто его соборовал и причащал перед смертью? Почему так существенно расходятся данные метрической книги о дате его смерти и свидетельства его родных?

Итинерарий пребывания Н. В. Недоброво в Крыму с 1916 по 1919 год до сих пор изучен очень плохо. Согласно свидетельству А. А. Ахматовой, которое лишено детальной точности, в 1916-1917 годах ее друг находился в Алуште . Относительно 1916-го ее свидетельству можно верить: в сентябре этого года она встречалась с поэтом в Бахчисарае. Написанное им в 1916 году стихотворение «Демерджи» тоже это подтверждает.

Письма Л. А. и Н. В. Недоброво документируют их проживание в Сочи с января по апрель 1917 года . А уже с начала июля 1917-го Н. В. Недоброво снова в Крыму. Какое-то время он живет в Ялте: М. А. Волошин сообщает в переписке о «ялтинских беседах» с поэтом осенью 1918 года и даже называет его адрес: Аутская, 69 . Из письма Л. А. Недоброво от 13 октября 1919 года мы узнаем, что супруги по этому адресу снимали комнату в квартире Горбовых . Жена поэта в письме М. А. Волошину от 28 июля 1919 года давала самую отрицательную характеристику их жилью: «<...> здесь против электрической станции было из худших мест города. <...> и мы остались в этой проклятой сырой и холодной комнате, в кот.<орой> Вы не могли сидеть без пальто» .

Летом 1919 года супруги Недоброво, по свидетельству Ю. Л. Сазоновой-Слонимской и М. А. Волошина, живут в Магараче . Письмо Л. А. Недоброво дает точное указание места, где они снимают комнату в этом пригороде Ялты: дача Устинова . Имеется в виду имение «Василь-Сарай» генерал-майора М. М. Устинова (1841-1917), расположенное в урочище Магарач. «Дача Устинова» сохранилась до наших дней.

Потом, видимо, супруги Недоброво ненадолго перебираются в Гурзуф. По крайней мере, об этом свидетельствует стихотворение М. А. Струве «В Крыму». Написано оно в 1930 году, в Париже, посвящено памяти Николая Владимировича и носит отчетливо мемуарный характер:

В разрезы желтые, в скалистый брег

Впустило море синие зализы.

Над самым морем белый дом. Чинар

И лавровых кустов сплошная стая

Теснится у крыльца. За домом - кверху

До первого шоссе раскинут лысый,

Каменьями усеянный пустырь.

Приют корявых пробковых дубов

И высохшей полыни. Над шоссе

Полого поднимаясь площадями,

Уходит виноградник. Между двух

Таких квадратов, глиняной дорожкой

Я проходил на дачу, на веранду,

Где на кушетке, под мохнатым плэдом

В чахотке умирал Недоброво.

Мой бедный друг. Я помню, как сейчас,

Той золотистой осени прохладу

Благоуханную. <...>

Стихотворение М. А. Струве свидетельствует, что Н. В. Недоброво осенью 1919 года живет какое-то время в Гурзуфе, где его и навещает автор стихов. Мало того, из дальнейшего текста следует, что М. А. Струве был уверен - его друг покоится в том же Гурзуфе:

Я вам завидую. Моим скитаньям

Конца не видно, и земля родная

Для нас, осколков рухнувшей державы,

Закрыта. Вам спокойнее. Вы - спите

В Тавриде сладостной. Гурзуфский ветер,

Которым некогда дышал и Пушкин,

Трепещет над холмом могильным. Волны

Его встречавшие могучим гулом,

Шумя протяжно, пестуют ваш сон,

Вздымают кипарисы черный пламень

В лазурный воздух. И щебечут птицы

На русском языке.

Воображаемая картина эта, конечно же, ошибочна. Она говорит только о том, что сам М. А. Струве не был свидетелем ни смерти, ни похорон Н. В. Недоброво. Эти события не имели широкого резонанса в то трудное время. Показательно, что О. Э. Мандельштам, вернувшийся в северную столицу из Крыма, не мог сообщить А. А. Ахматовой даже точную дату смерти поэта - только месяц и год .

С приходом зимы супруги Недоброво снова в Ялте. Сначала они живут в своей прежней комнате по улице Аутская, 69. Потом Л. А. Недоброво находит другое жилье по улице Княжеской, 8 . Дом этот уцелел до наших дней. Именно в нем поэт и скончался. Отсюда Николая Владимировича повезли отпевать в ближайшую церковь - Свято-Успенскую. Ялтинские краеведы собираются установить на этом доме доску, посвященную памяти поэта.

Уже цитировавшееся письмо Ю. Л. Сазоновой-Слонимской объясняет отсутствие в метрической записи информации о соборовании и причащении умиравшего. Юлия Леонидовна пишет: « <...> страха у него не было, хотя желание жить было очень велико. Умер он тихо, рано утром» . Среди «бытовых верующих» и поныне существует суеверное предубеждение, что соборуют человека исключительно перед смертью. Принимая во внимание бодрое настроение духа больного, близкие Н. В. Недоброво, естественно, до последнего часа гнали от себя мысли о его близкой кончине. Поэтому и не приглашали священника. В результате, смерть Николая Владимировича застала их врасплох.

Отпевал его протоиерей Сергей Щукин - «батюшка народа» и «батюшка интеллигенции». «Служба и голос» его произвели на вдову «просветляющее и успокаивающее» впечатление и заставили пожалеть, что поэт не был ранее знаком с о. Сергием .

Все то же письмо Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (как полагали некоторые краеведы) якобы давало подсказку, в какой части кладбища надо искать могилу поэта. Вот что она пишет: «Похоронен на Аутском кладбище недалеко от церкви» . «Церковь», - делали вывод исследователи, - это, конечно, кладбищенская часовня; в полуразрушенном состоянии она сохранялась еще в 30-е годы. Стояла она слева от входа. Следовательно, где-то в этой части кладбища (сегодня сквера) и должен лежать Н. В. Недоброво.

Но это предположение неверно. Человек дореволюционного воспитания не мог перепутать церковь и часовню. Ю. Л. Сазонова-Слонимская имела в виду, конечно, Свято-Успенскую церковь, где отпевали Н. В. Недоброво. А кладбище действительно находилось достаточно недалеко от нее - в 200-300 метрах.

Все эти и некоторые другие вопросы требуют новых поисков, а поиски, несомненно, приведут к новым находкам. Ведь мы пока лишь «подходим», медленно и трудно приближаемся к пониманию последних дней поэта и человека.

Н. В. Недоброво спит, как писал его друг, «в Тавриде сладостной». Из чеховской Аутки можно было видеть море, которое он так любил. Поэтому разговор о его смерти хотелось бы закончить сонетом о красоте и полноте жизни. Назван сонет именем горы, возвышающейся над Алуштой, - «Демерджи». Н. В. Недоброво написал его 2 марта 1916 года, за полгода до своей встречи в Бахчисарае с А. А. Ахматовой. Той самой встречи, во время которой Анна Андреевна попрощается с ним навсегда.

Не бойся; подойди; дай руку; стань у края.

Как сдавливает грудь от чувства высоты.

Как этих острых скал причудливы черты!

Их розоватые уступы облетая,

Вон, глубоко внизу, орлов кружится стая.

Какая мощь и дичь под дымкой красоты!

И тишина кругом; но в ветре слышишь ты

Обрывки смятые то скрипа арб, то лая?

Дрожат, подернуты струеньем зыбким зноя,

И море кажется исполненным покоя:

Синеет, ровное, блестит - что небеса...

Но глянь: по берегу белеет полоса;

То пена грозного - неслышного - прибоя.

В этом стихотворении - весь наш поэт. Наделенный даром пророчества (его не обманывает «исполненное покоя» море, он видит полосу «неслышного», но «грозного» прибоя!). Точный не только в визуальных деталях, но и в музыкальной передаче окружающего мира. Наконец, смелый, лишенный страха перед мощью и дикой силой, наполняющей жизнь, призывавший всех нас не бояться ее.

Эту свою отвагу - в последний раз - он доказал своей смертью.

Литература

1. Черных В. А . Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой: 1889-1966. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Индрик, 2008.

2. Орлова Е. И. Литературная судьба Н. В. Недоброво. - Томск-Москва: Водолей Publishers, 2004.

3. Кравцова И. Г., Постоутенко К. Ю. Недоброво Николай Владимирович // Русские писатели: 1800-1917: Биографический словарь. Т. 4. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 261-262.

4. Труды и дни Максимилиана Волошина: Летопись жизни и творчества: 1917-1932. - СПб.: Алетейя; Симферополь: Сонат, 2007.

5. Кралин М. Победившее смерть слово // Нева: Журнал. - Ленинград. - 1988. - N7.

6. Ахматова А. А . Собрание сочинений. В 6 т. - Москва: Эллис Лак, 1998-2002; Т. 7 (дополнительный). - 2004.

7. Орлова Е. И. «... мне кажется, что я чувствую сейчас всю Россию...»: (Из переписки М. А. Волошина 1919-1920 гг.) // Медиаскоп: Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (mediackop.ru). - 2012. - N 2.

8. РО ИРЛИ. Ф. 562. Оп. 3. N 1072. (сообщено Е. И. Орловой).

9. РО ИРЛИ. Ф. 562. Оп. 3. N 873. (сообщено Е. И. Орловой).

10. Георгиевская З. (Ливицкая З. Г.) «Ревнитель словесности» // Крымские Пенаты: Альманах литературных музеев Крыма. - Симферополь. - 1997. - N 4. - С. 94-98.

11. Доненко Н. Претерпевшие до конца: Священнослужители Крымской епархии 30-х годов. - Симферополь: Таврида, 1997. - 62 с.

12. Ливицкая З. Г. Из ялтинского окружения: Отец Сергий Щукин // Крымские Пенаты: Альманах литературных музеев Крыма. - Симферополь. - 1998. - N 5. - С. 93-98.

В. П. Казарин, М. А. Новикова

Ялта-Симферополь